1158 о методических рекомендациях по организации работы волонтеров в сфере здравоохранения

Документ разработан в связи с принятием в начале ноября 2022 года закона, который приравнивает добровольцев к военнослужащим. Прежде медосвидетельствование добровольцев не проводилось.

Проект правительственного постановления предусматривает, что обязанности по организации освидетельствования желающих вступить в армию, в том числе запрос сведений, характеризующих состояние их здоровья, будут возложены на военно-врачебные комиссии (ВВК) военных комиссариатов. Освидетельствование смогут проводить врачи-специалисты, включенные в состав ВВК: хирург, терапевт, невролог, психиатр, офтальмолог, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог и, при необходимости, врачи других специальностей.

Также предлагается ввести заочное (по документам) медосвидетельствование. При невозможности вынесения решения в заочном формате добровольцы будут вызываться в военно-медицинские организации для прохождения комиссии.

Очное или заочное обследование должно быть проведено в течение трех дней после обращения добровольца в военкомат. При вынесении решения могут быть использованы результаты диспансеризации, профилактических и других медицинских осмотров.

Помимо этого, документ устанавливает порядок медосвидетельствования тех, кто уже состоял в добровольческих формированиях и получил увечья или заболевания во время несения службы. В этом случае ВВК проводится на основании обращений добровольцев или их законных или уполномоченных представителей, федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, органов соцзащиты, военкоматов, органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, и прокуратуры.

В подобной ситуации ВВК должна заочно установить причинную связь увечий или заболеваний, полученных во время несения службы, если доброволец был освидетельствован ВВК, находился на лечении либо же имеет «явные последствия телесных повреждений». Также заочное обследование может проводиться в том случае, если заболевание было выявлено уже после окончания контракта (в том числе и при летальном исходе).

Заключение о причинной связи увечья (заболевания) выносится ВВК на основании медицинских документов, отражающих обстоятельства, при которых были получены травмы, а также выписок из архивов Минобороны РФ. Также могут быть рассмотрены свидетельские показания двух или более человек, которые состояли в добровольческих формированиях одновременно с заявителем.

В октябре 2022 года Министерство обороны России представило для обсуждения проект изменений в Положение о военно-врачебной комиссии. Ведомство предлагает разработать и внедрить систему одноэтапного медицинского освидетельствования людей, поступающих на военную службу по контракту. На данный момент процедура состоит из двух этапов – предварительного освидетельствования ВВК военкомата на муниципальном уровне и окончательного обследования, проводимого ВВК военного комиссариата уже на уровне региона. Согласно указу президента России Владимира Путина от 21 сентября 2022 года, все мобилизованные граждане получают статус военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Ранее Совет при Президенте РФ по правам человека (СПЧ) сообщил о формировании пакета предложений для Правительства России об изменениях в процесс призыва по частичной мобилизации. В СПЧ считают, что проведения простого медосмотра граждан из запаса недостаточно и необходима работа полноценных военно-врачебных комиссий с участием гражданских медиков. В таком формате медкомиссия обычно работает во время осуществления призыва на срочную службу.

По оценке генерального прокурора России Игоря Краснова, в ряде регионов главами местных администраций проведение медицинских осмотров мобилизованных не было обеспечено на должном уровне, отмечались случаи, когда в состав комиссий врачи даже не были включены, а порой медосмотры не проводились вовсе.

Новости и аналитика

Минздрав России представил проект приказа о взаимодействии подведомственных учреждений с волонтерами

Минздрав России представил проект приказа о взаимодействии подведомственных учреждений с волонтерами

Правила о процедуре, по которой учреждения будут договариваться о сотрудничестве с волонтерами, воспроизведены из аналогичного постановления Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1425 (проект приказа Минздрава России “Об утверждении порядка взаимодействия государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь”).

Однако есть и свои нюансы:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 25 сентября 2019 г. N 28-2/И/2-8923

Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 17.3 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)”, а также в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1425 направляет методические рекомендации, разработанные Федеральным центром поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья Минздрава России, для их дальнейшего использования в работе при подготовке региональных порядков взаимодействия органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее – региональные порядки).

Утвержденные региональные порядки просим направить в Министерство здравоохранения Российской Федерации в установленном порядке, а также разместить в электронном хранилище file.rosminzdrav.ru в папке “Отчеты субъектов РФ”.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)” (далее – Федеральный закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 “Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями” (далее – Общие требования), Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.02.2019 N 96н “Об утверждении порядка взаимодействия федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь” (далее – Порядок) в целях оказания методической помощи органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и подведомственными организациям при взаимодействии с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее – организаторы и организации).

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности – некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Добровольческая (волонтерская) организация – некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ от 11 августа 1995 года (далее – Федеральный закон), привлекает на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.

Добровольцы (волонтеры) – физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

2. Оформление и рассмотрение предложения о взаимодействии с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией

Организатор или организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет” предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее предложение), которое содержит следующую информацию (п. 2 Общих требований):

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;

в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;

г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (при наличии);

д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);

е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона, с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, Учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений (п. 3 Общих требований):

о принятии предложения;

об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения;

о запросе дополнительной информации у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации. В этом случае срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, Учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет” в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения (п. 4 Общих требований) (схема в приложение N 4).

При положительном решении и принятии предложения в части осуществления добровольческой деятельности, Учреждения информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию об условиях осуществления добровольческой деятельности (п. 5 Общих требований):

а) об ограничениях и о рисках, в том числе вредных или опасных производственных факторах, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;

б) о правовых нормах, регламентирующих работу органа государственной власти, органа местного самоуправления, учреждения и (или) организации;

в) о необходимых режимных требованиях, правилах техники безопасности и других правилах, соблюдение которых требуется при осуществлении добровольческой деятельности;

г) о порядке и сроках рассмотрения (урегулирования) разногласий, возникающих в ходе взаимодействия сторон;

д) о сроке осуществления добровольческой деятельности и основаниях для досрочного прекращения ее осуществления;

е) об иных условиях осуществления добровольческой деятельности.

Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в случае отказа учреждения принять предложение вправе направить органу государственной власти, органу местного самоуправления, являющемуся учредителем учреждения и (или) организации, аналогичное предложение, которое рассматривается в порядке, установленном Общими требованиями (п. 6 Общих требований).

3. Определение потребности в волонтерской помощи

Для грамотной координации волонтерской помощи в части оказания содействия при осуществлении медицинской помощи волонтерами, медицинским организациям и органам власти в сфере охраны здоровья рекомендуется проведение мониторинга потребности в волонтерской помощи (Приложение N 1). Результаты мониторинга потребности размещаются на сайтах медицинских организаций и органов власти в сфере охраны здоровья во вкладке “Взаимодействие с СО НКО и волонтерскими организациями”.

Рекомендовано создание отдельной страницы “Взаимодействие с СО НКО и волонтерскими организациями” на сайтах медицинской организации и органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, отражающую нормативно-правовую базу и информацию о взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерскими организациями в сфере охраны здоровья, а также контакты лица, ответственного за добровольчество и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями (ФИО, должность, номер телефона, электронная почта).

Подобный мониторинг потребности в волонтерской помощи можно проводить как в медицинских организациях, получая информацию о потребности в волонтерской помощи от отделений медицинской организации, так и в целом в субъекте Российской Федерации в подведомственных медицинских организациях.

Краткий общий перечень видов деятельности, осуществляемой добровольцами в медицинских учреждениях (полный перечень представлен в Методических рекомендациях по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья, которые размещены на сайте rosminzdrav.ru):

а) помощь медицинскому персоналу и медицинский уход за пациентами;

б) помощь в общем уходе за пациентами;

в) организация системной досуговой, обучающей деятельности пациентов и находящихся с ними родственников;

г) осуществление нерегулярной деятельности или деятельности, не связанной с пациентами;

д) иные направления деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

4. Предоставление списка добровольцев в Учреждение

До начала осуществления добровольческой деятельности в учреждении организаторы и организации предоставляют учреждению списки добровольцев (волонтеров) с указанием в отношении каждого добровольца (волонтера) фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, данных документа, удостоверяющего личность (часть 1 п. 4 Порядка) (образец в Приложении N 2).

При намерении организатора, организации осуществлять содействие в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств в отношении каждого добровольца (волонтера) в списках добровольцев (волонтеров) дополнительно указывается страховой номер индивидуального лицевого счета, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии), а также предоставляются копии документов, подтверждающих наличие у добровольца (волонтера) среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования или справка о получении добровольцем (волонтером) среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования, выданная образовательной организацией, в которой он обучается (часть 2 п. 4 Порядка).

Под “содействием в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств понимается помощь медицинскому персоналу и содействие в медицинском (но не в общем) уходе за пациентами. Данным видом работ чаще всего занимаются волонтеры, имеющие или получающие медицинское образование. Страховой номер индивидуального лицевого счета необходим для облегчения процедуры проверки сведений о добровольце, в том случае, если он получает и/или имеет высшее или среднее медицинского образование) в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) “Федеральный реестр медицинских работников”. В дальнейшем это позволит отказаться от копии документов, подтверждающих наличие у добровольца среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования или справки о получении добровольцем среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования, выданной образовательной организацией, в которой он обучается.

Образец списка добровольцев, осуществляющих добровольческую деятельность в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств для предоставления в Учреждение (Приложение N 3).

5. Заключение соглашения между волонтерской организацией, организатором волонтерской деятельности и Учреждением

Взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии (далее – Соглашение), за исключением случаев, определенных сторонами (п. 7 Общих требований).

В целях заключения Соглашения организатор, организация направляет в Учреждение подписанный уполномоченным лицом проект Соглашения, по результатам которого в течение 7 рабочих дней уполномоченному лицу учреждения необходимо рассмотреть данное Соглашение и направить в адрес организатора, организации замечания и предложения по проекту Соглашения (п. 5, 6 Порядка).

В целях урегулирования разногласий по проекту Соглашения проводятся согласительные процедуры между организатором, организацией и Учреждением, при этом заключение соглашения с Учреждением и (или) организацией не может превышать 14 рабочих дней со дня получения организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией решения об одобрении предложения (п. 8 Порядка, п. 10 Общих требований) (схема в Приложении N 5).

Соглашение заключается в случае принятия органом государственной власти, органом местного самоуправления, Учреждением и (или) организацией решения об одобрении предложения с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией и предусматривает (п. 8 Общих требований):

б) условия осуществления добровольческой деятельности;

в) сведения об уполномоченных представителях, ответственных за взаимодействие со стороны организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждения и (или) организации, для оперативного решения вопросов, возникающих при взаимодействии;

г) порядок, в соответствии с которым орган государственной власти, орган местного самоуправления, Учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о потребности в привлечении добровольцев;

д) возможность предоставления органом государственной власти, органом местного самоуправления, Учреждением и (или) организацией мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом, помещений и необходимого оборудования;

е) возможность учета деятельности добровольцев в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства);

ж) обязанность организатора добровольческой деятельности,

добровольческой организации информировать добровольцев о рисках, связанных с осуществлением добровольческой деятельности (при наличии), с учетом требований, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

з) обязанность организатора добровольческой деятельности,

добровольческой организации информировать добровольцев о необходимости уведомления о перенесенных и выявленных у них инфекционных заболеваниях, препятствующих осуществлению добровольческой деятельности, а также учитывать указанную информацию в работе;

и) иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

По результатам рассмотрения уполномоченное лицо учреждения подписывает Соглашение или направляет в адрес организатора, организации замечания и предложения по проекту Соглашения (п. 7 Порядка).

6. Информирование пациентов об осуществлении добровольческой деятельности

Учреждения размещают данную на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также на информационных стендах (настенных/настольных/напольных) информацию, содержащую права и обязанности, а также перечень видов деятельности, осуществляемой добровольцами в учреждениях (п. 9 Порядка).

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей (в том числе при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности), за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 13 (Соблюдение врачебной тайны) ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ “Об основах здоровья граждан в Российской Федерации”. В данной статье волонтерская деятельность входит в понятие “иные обязанности”. При нарушении данного правила волонтер несете административную ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации (п. 10 Порядка).

7. Требования к медицинским документам волонтеров

Волонтеры, оказывающие содействие в медицинских организациях в направлениях ухода, досуга, образования, бытовой помощи и т.д. (т.е. не осуществляющих содействие в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств) освобождены от прохождения медицинских обследований. Предъявление к ним дополнительных требований со стороны медицинского учреждения в части прохождения медицинских осмотров, анализов, предоставления справок, в т.ч. П НД/НД, справки об отсутствии судимости, не допускается. Требования ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н не распространяются на добровольцев, т.к. они не являются работниками и не выполняют трудовые обязанности. По своему статусу добровольцы являются близкими к посетителям. Требования по предоставлению добровольцами медицинских книжек и прививочных карт также не допускаются.

Информация о карантине или дополнительных требованиях, установленных санитарными правилами, должна быть доведена Учреждением до сведения организаторов и организации (п. 11 Порядка).

XIV. Обследование и освидетельствование граждан,

пребывающих в добровольческих формированиях, определение

причинной связи увечий, заболеваний граждан, пребывающих

(пребывавших) в добровольческих формированиях

147. Организацию обследования и освидетельствования гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, обеспечивает начальник (руководитель) военно-медицинской организации, в которой указанному гражданину оказывается медицинская помощь.

Своевременность, полноту обследования гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, подготовку и оформление медицинских документов по результатам обследования и представление их военно-врачебной комиссии обеспечивает начальник (руководитель) отделения военно-медицинской организации, в которой проводится обследование.

Направление граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, на освидетельствование осуществляется командирами воинских частей (начальниками (руководителями) военно-медицинских организаций), в которых исполняют обязанности по контракту (находятся на обследовании и лечении) указанные граждане.

148. Освидетельствование граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, проводят врачи-специалисты, включенные в состав военно-врачебной комиссии военно-медицинской организации: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог и при необходимости – врачи других специальностей.

149. По результатам освидетельствования граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, военно-врачебная комиссия военно-медицинской организации выносит одно из следующих заключений:

о соответствии гражданина требованиям к состоянию здоровья граждан, пребывающих в добровольческих формированиях;

о временном несоответствии гражданина требованиям к состоянию здоровья граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, на срок от 15 до 60 суток;

о негодности гражданина к пребыванию в добровольческих формированиях.

Результаты освидетельствования граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, признанных соответствующими (временно не соответствующими) требованиям к состоянию здоровья граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, оформляются справкой военно-врачебной комиссии и заключением военно-врачебной комиссии, а граждан, признанных не годными к пребыванию в добровольческих формированиях, – свидетельством о болезни и заключением военно-врачебной комиссии.

Кроме того, результаты освидетельствования граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, заносятся в протокол заседания военно-врачебной комиссии.

150. При освидетельствовании граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда указанные граждане находятся под следствием или когда уголовное дело в отношении таких граждан передано в суд.

151. Военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, в следующих случаях:

а) в период пребывания в добровольческом формировании гражданин был освидетельствован военно-врачебной комиссией или находился на лечении;

б) у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период пребывания в добровольческом формировании;

в) увечье, заболевание получено гражданином в период пребывания в добровольческом формировании либо увечье, заболевание выявлено после исключения гражданина из добровольческого формирования при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду пребывания в добровольческом формировании.

152. Характер и давность имеющихся явных телесных повреждений (отсутствие конечностей, дефекты костей черепа, обширные рубцы после ранений, наличие инородных тел) у гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, устанавливаются врачом – судебно-медицинским экспертом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

153. Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:

а) “увечье получено в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании” – в случае, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании;

б) “заболевание получено в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании” – в случае, если заболевание получено гражданином при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании либо при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, или если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду (периодам) исполнения обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании;

в) “общее заболевание” – в случаях, не указанных в подпунктах “а” и “б” настоящего пункта.

154. Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании документов, подтверждающих период (периоды) исполнения гражданином обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, документов, отражающих обстоятельства получения им увечий, заболеваний, выданных командиром воинской части, в которой этот гражданин исполняет (исполнял) обязанности по контракту о пребывании в добровольческом формировании, медицинских и иных документов, содержащих сведения об указанных обстоятельствах.

Свидетельские показания об обстоятельствах получения гражданином, пребывающим (пребывавшим) в добровольческом формировании, увечья могут быть приняты военно-врачебной комиссией во внимание только при наличии у него явных последствий телесных повреждений, полученных им в период (периоды) исполнения гражданином обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, и при условии, что показания даны двумя и более свидетелями, пребывавшими в добровольческом формировании вместе с освидетельствуемым в период (периоды) получения им телесных повреждений. Факт пребывания свидетелей в добровольческом формировании вместе с освидетельствуемым должен быть подтвержден командиром воинской части, в которой указанные свидетели пребывали в добровольческом формировании в одни и те же периоды с освидетельствуемым.

Свидетельские показания не являются основанием для установления факта перенесения гражданином, пребывающим (пребывавшим) в добровольческом формировании, заболевания или контузии.

155. Причинная связь увечий, заболеваний граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, определяется военно-врачебной комиссией на основании обращений граждан (их законных или уполномоченных представителей), федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, органов социальной защиты, военных комиссариатов (военных комиссариатов муниципальных образований), органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

156. При наличии вновь открывшихся обстоятельств получения гражданином увечья, заболевания и их связи с пребыванием в добровольческом формировании заключение о причинной связи увечья, заболевания может быть заочно (по документам) пересмотрено (с отменой ранее вынесенного заключения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *