119 ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

Согласно
Конституции РФ пребывание Президента
РФ в должности составляет 6 лет. Вместе
с тем в ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции РФ
предусмотрены 3 основания досрочного
прекращения полномочий Президента
РФ:

К
данному перечню, очевидно, можно добавить
смерть Президента РФ, утрату им
дееспособности, признание безвестно
отсутствующим, объявление умершим.

1. Отставка
Президента РФ — это добровольный
уход главы государства со своего
поста до истечения срока полномочий.
Мотивы отставки Президент определяет
самостоятельно. Отставка должна
сопровождаться подписанием письменного
заявления, извещающего об оставлении
должности Президента, и приниматься
парламентом. Президент не может отозвать
свое заявление об отставке. Акт
самоотрешения от должности намеревающийся
досрочно прекратить исполнение своих
полномочий Президент объявляет своим
указом.

Отставка
считается добровольной, если решение
о прекращении исполнения своих полномочий
глава государства принимает вполне
самостоятельно, обладая свободой
юридической воли, и независимо от других.
Отставка может рассматриваться как
почетная. Конституция РФ не предусматривает
процедуры «принятия» или «непринятия»
отставки Президента и не регулирует
процедуру отставки:

Недостаточность
конституционного регулирования отставки,
препятствует реализации этого института.
Очевидно, что Президент должен сделать
заявление об отставке органу, достаточно
властному и авторитетному, который бы
констатировал добровольность отставки.
В отношении главы государства отказ
в принятии отставки может последовать
лишь в случае убеждения в недобровольности
его отставки.

Поскольку
в РФ ни в Конституции, ни в федеральном
законодательстве не урегулированы
вопросы такого рода, рассмотрим, как на
практике была оформлена отставка
Президента Б. Н. Ельцина: Президент
обратился по телевидению и радио с
обращением к жителям России 31 декабря
1999 г., в котором сообщил о своём уходе в
отставку. В этот же день исполняющим
обязанности Президента В. В. Путиным
были подписаны указы №1761 и №1762.
В указе №1762 говорилось, что В. В. Путин
приступил к временному исполнению
обязанностей Президента в 12 час. 00 мин.
31 декабря 1999 г. Указ об отставке Президента
и другие соответствующие указы были
опубликованы официально только 5 января
2000г. (в связи с праздниками «Российская
газета» не выходила).

2. Стойкая
неспособность по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие
Президенту РФ полномочия предполагает
законодательное урегулирование процедуры
объективного установления данного
факта. В отсутствие такого закона правила
понимания ч. 2 ст. 92 Конституции РФ
сформулировал Конституционный Суд РФ.

Согласно
Постановлению Конституционного Суда
РФ от 11 июля 2000 г. № 12-П: для досрочного
освобождения главы государства от
должности по состоянию здоровья
необходимо:

Конституционный
Суд РФ постановил, что досрочное
освобождение Президента от должности
при отсутствии его волеизъявления не
нарушает установленную ст. 91 Конституции
неприкосновенность Президента. Реализация
данного основания досрочного прекращения
исполнения полномочий главы государства
является необратимой и вызывает
президентскую вакансию.

Это
основание следует отличать от временного
по состоянию здоровья неисполнения
Президентом своих полномочий, которое
имело место, например, 5-6 ноября 1996 г.
Так, 19 сентября 1996 г. был издан Указ №
1378 «О временном исполнении обязанностей
Президента РФ» Президентом РФ Б. Н.
Ельциным в связи с предстоящей ему
хирургической операцией и действовал
до подписания Президентом Указа о
прекращении временного исполнения
Председателем Правительства обязанностей
Президента РФ. Президентские обязанности
передавались главе Правительства в
полном объеме, включая полномочия по
контролю за оружием, для чего были
переданы соответствующие технические
средства («ядерная кнопка»). Моменты
временной передачи полномочий и их
прекращения были определены отдельными
указами Президента РФ.

3. Отрешение
Президента РФ от должности –
форма его конституционной ответственности,
урегулированная ст.93 Конституции –
применение к нему специфической
конституционной санкции на основании
обвинения в совершении уголовно
наказуемых деяний – государственной
измене или иного тяжкого преступления

Отрешение
Президента от должности – высшая форма
ответственности Президента. Правовой
институт отрешения Президента РФ от
должности в конституционном праве
России имеет важное значение, т.к. он
призван синтезировать содержащиеся в
нем два противостоящих друг другу
начала: с одной стороны, большие властные
полномочия, которыми по Конституции
наделен Президент РФ, обладающий к тому
же правом на неприкосновенность, с
другой стороны, закрепленный в ст. 19
Конституции РФ принцип «все равны перед
законом и судом».

Аналогичный
порядок отстранения президента от
должности в зарубежном конституционном
законодательстве часто называется импичментом.

Исходя
из факта всенародного избрания главы
государства, необходимости политической
стабильности общества, процедура
отрешения Президента РФ от должности
довольно сложная. В ней участвуют
Государственная Дума, Верховный Суд
РФ, Конституционный Суд РФ, Совет
Федерации.

Основанием
отрешения Президента РФ от
должности может быть только государственная
измена или иное тяжкое преступление.
Определение государственной измены
дано в ст. 275 УК РФ, тяжкого преступления
— в ст. 15 УК РФ.

После
отрешения от должности Президент РФ, в
случае совершения преступления, будет
нести ответственность по нормам
уголовного законодательства как обычный
гражданин.


119 ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

Соседние файлы в предмете Конституционное право

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ – в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам – в случае.стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания – в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Механизм отставки Президента РФ Конституцией РФ не урегулирован, поэтому необходимо принятие специального федерального закона.

Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение Президента от должности – это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, * а затем и конституциями многих других государств.

Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока пребывания его в должности. Моментом истечения срока полномочий является принесение присяги вновь избранным Президентом РФ.

В ст. 92 Конституции РФ определены условия законного прекращения исполнения полномочий Президента РФ:

Отставка Президента — это его добровольное решение о сложении своих полномочий до истечения их срока. Мотивы отставки Президент определяет самостоятельно. Уход в отставку носит окончательный характер.

Стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия не является обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Эта процедура устанавливается федеральным законом.

Отрешение от должности предполагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Конституции РФ: Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Судебная власть РФ, основные принципы судопроизводительности.

· Независимость судий: социально экономические, политические гарантии.

· Несменяемость. Не увольняемы раньше избирательного срока, но само отставка.

· Коллегиальность – несколько судей.

· Национальный язык судопроизводства (переводчик)

· Гласность – закрытые, открытые

Судьям могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, стаж в юриспруденции не менее 5 лет. Сдача экзамена на вступление в коллегию судей.

Конституционный судья – не менее 40 лет, стаж не менее 15 лет, авторитет, ученая степень, срок 12 лет.

. Отставка (добровольное сложение полномочий) мэром

1. Мэр вправе в любое время, но не ранее одного года со дня вступления в должность, добровольно сложить свои полномочия (уйти в отставку).

2. Отставка (добровольное сложение полномочий) мэром оформляется решением Думы, принимаемым на основании соответствующего письменного заявления мэра (с указанием предполагаемой даты прекращения полномочий) без голосования не позднее одного месяца со дня подачи заявления.

Думой отставка мэра может быть отложена на срок не более одного месяца со дня, указанного в заявлении мэра, либо со дня принятия Думой решения об отставке мэра, в течение которого мэр продолжает исполнение своих полномочий.

Решением Думы может быть предусмотрен с согласия мэра иной срок, в течение которого мэр продолжает исполнение своих полномочий.

В течение срока продолжения исполнения своих полномочий мэр вправе отозвать свое заявление об отставке. В этом случае решение Думы об отставке мэра подлежит отмене.

3. Полномочия мэра прекращаются с момента вступления в силу решения Думы, если в решении не указан иной срок.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Открыть документ

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В
ст.92 Конституции РФ закрепляется
несколько оснований досрочного
прекращения полномочий Президента
России: отставка, стойкая неспособность
по состоянию здоровья осуществлять
полномочия, отрешение от должности.

Отставка
Президента РФ — это добровольное
сложение с себя полномочий главы
государства. Порядок отставки Президента
РФ не урегулирован законодательством.
Согласно сложившейся практике отставка
главы государства оформляется указом
Президента РФ с указанием даты и времени
прекращения исполнения полномочий
Президента РФ.

Стойкая
неспособность Президента РФ по
состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия. В
соответствии с официальным толкованием
ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, которое дал
Конституционный Суд РФ в Постановлении
от 11 июля 2000 г. N 12-П, досрочное прекращение
исполнения Президентом РФ своих
полномочий в случае стойкой неспособности
по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия требует
особой процедуры с целью объективного
установления фактической невозможности
для Президента РФ в связи с расстройством
функций организма, носящих постоянный,
необратимый характер, принимать решения,
вытекающие из его конституционных
полномочий, либо иным образом осуществлять
свои полномочия в соответствии с
требованиями Конституции РФ.

В
таком случае — в силу экстраординарного
характера рассматриваемого основания
— волеизъявление Президента РФ может
не являться обязательной предпосылкой
досрочного прекращения его полномочий.

Приведение
в действие указанной процедуры допустимо
лишь при исчерпании всех иных возможностей,
связанных с временным неисполнением
Президентом РФ своих полномочий или
добровольной его отставкой. Порядок
досрочного прекращения полномочий
Президента РФ в случае стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия
не может быть облегченным, упрощенным.
При этом должна быть исключена возможность
превращения данного порядка в способ
необоснованного отстранения Президента
РФ от должности, а тем более в
неконституционный способ присвоения
каким-либо органом или лицом властных
полномочий Президента РФ.

Отрешение
от должности Президента РФ. Основания
и порядок отрешения Президента РФ от
должности установлены статьей 93
Конституции РФ. Основаниями отрешения
Президента РФ от должности являются
государственная измена или совершение
иного тяжкого преступления. Процедура
отрешения Президента РФ от должности,
установленная ст. 93 Конституции РФ,
детализируется в Регламенте Государственной
Думы и в Регламенте Совета Федерации.

Порядок
отрешения Президента РФ от должности
включает несколько стадий.

Выдвижение
обвинения против Президента РФ —
прерогатива Государственной Думы.
Государственная Дума образует специальную
комиссию, которая оценивает соблюдение
процедурных правил и фактической
обоснованности обвинения. Специальная
комиссия заслушивает на своих заседаниях
лиц, имеющих сведения о фактах, положенных
в основу предложения о выдвижении
обвинения, рассматривает соответствующие
документы, заслушивает представителя
Президента. Обвинение выдвигается по
инициативе не менее 1/3 депутатов
Государственной Думы.

Предложение
о выдвижении обвинения против Президента
и заключение специальной комиссии
рассматриваются на заседании
Государственной Думы. Государственная
Дума принимает решение о выдвижении
обвинения двумя третями голосов от
общего числа депутатов.

Выдвинутое
Государственной Думой обвинение против
Президента направляется в Верховный
Суд РФ, который дает заключение о наличии
в действиях Президента признаков
преступления, послуживших основанием
для обвинения.

Соблюдение
установленного порядка выдвижения
обвинения против Президента РФ в
государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления должно
подтверждаться заключением Конституционного
Суда РФ. Конституционный Суд дает его
по запросу Совета Федерации (ч. 7 ст. 125
Конституции РФ).

Решение
Совета Федерации об отрешении Президента
РФ от должности должно быть принято не
менее чем двумя третями голосов от
общего числа сенаторов и не позднее чем
в трехмесячный срок после выдвижения
Государственной Думой обвинения.
Установлено, что если в этот срок решение
Совета Федерации не будет принято, то
обвинение против Президента считается
отклоненным.

Во
всех случаях досрочного прекращения
исполнения полномочий Президентом РФ
их временно исполняет Председатель
Правительства РФ. В иных исключительных
случаях (помимо конституционно
закрепленных случаев досрочного
прекращения полномочий Президента РФ),
когда Президент РФ не в состоянии
выполнять своих обязанности, он своим
решением возлагает на Председателя
Правительства РФ временное исполнение
обязанностей Президента РФ. Если же в
силу исключительных обстоятельств
Президент РФ не в состоянии ни выполнять
свои полномочия, ни возложить своим
решением исполнение обязанностей
Президента РФ на Председателя Правительства
РФ, последний временно исполняет их в
точном соответствии с положениями,
содержащимися в частях 2 и 3 ст. 92
Конституции РФ (Постановление
Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999
г. N 10-П).

Исполняющий
обязанности Президента РФ не вправе
распускать Государственную Думу;
назначать референдум РФ; инициировать
поправки и пересмотр Конституции РФ
(ч. 3 ст. 92 Конституции РФ).

Президент
РФ, прекративший исполнение полномочий
в связи с истечением срока его пребывания
в должности либо досрочно в случае его
отставки или стойкой неспособности по
состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия, приобретает
особый конституционно-правовой статус,
характеризующийся наличием специальных
гарантий, установленных статьей 93
Конституции РФ и Федеральным законом
от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях
Президенту РФ, прекратившему исполнение
своих полномочий, и членам его семьи».

Президент
РФ, прекративший исполнение своих
полномочий, обладает неприкосновенностью.
Он может быть лишен неприкосновенности
по основаниям и в порядке, предусмотренным
ст. 93 Конституции РФ.

К
числу иных гарантий относятся
государственная охрана; предоставление
специальной связи и транспортного
обслуживания; право на ежемесячное
пожизненное денежное содержание;
пожизненное пользование одной из
государственных дач, аппарат помощников
и другие.

Ст.92 и 93.

1. Отставка –
добровольное сложение действующим
Президентом своих полномочий по
собственному заявлению: по состоянию
здоровья, усталости, осознанию своей
неспособности справляться с грузом
проблем, лежащих на плечах Президента
и т .д.

КРФ не предусматривает
процедуры «принятия» или «непринятия»
отставки Президента и не регулирует
процедуру отставки – перед кем Президент
должен заявить о своей отставке, получает
ли эта акция какое-либо правовое
оформление, с кого момента вступает в
силу отставка, каким образом оформляется
исполнение обязанностей Президента
Председателем Прав-ва, как быть, если
последний не сможет взять на себя
исполнение полномочий Президента.

Президент, подавший
в отставку, не может быть выдвинут
кандидатом в Президенты на выборах
Президента, назначенных в связи с
отставкой.

2. Стойкая
неспособность по состоянию здоровья
осущ. принадлежащие Президенту полномочия.
Законодательно не урегулирован.

КС РФ в постановлении
от 11.07.2000 г. по делу о толковании ст.91 и
92 (ч.2) КРФ отметил, что решение этого
вопроса может проходить при наличии
урегулированной особой процедуры, что
не входит в компетенцию КС РФ. Однако
КС определил те конституционные начала,
которые должны обусловливать основы
порядка (процедуру) его решения. Они
заключаются в следующем:

– для досрочного
освобождения главы гос- ва от должности
необходимо выработать особый порядок
(процедуру) такого решения; положения
о порядке установления степени утраты
трудоспособности, опр-ные в Основах
зак-ва об охране здоровья гр-н не связаны
с применением ст.92 (ч.2) КРФ;

– для установления
стойкой неспособности по состоянию
здоровья осущ.принадлежащие Президенту
полномочия требуется особая процедура
с целью объективного подхода к опр-нию
фактической невозможности для Президента
в связи с расстройством функций организма,
носящих постоянный необратимый хар-р;

– для досрочного
прекращения полномочий Президента в
таком случае может не являться обязательной
предпосылкой волеизъявление Президента;

– приведение в
действие досрочного допустимо лишь при
исчерпании всех иных возможностей,
связанных с временным неисполнением
Президентом своих полномочий или
добровольной его отставкой;

– порядок установления
стойкой неспособности Президента
осущ.свои полномочия не может быть
облегченным, упрощенным. При этом должна
быть исключена возможность превращения
данного порядка в способ необоснованного
отстранения Президента, а тем более в
неконституционный способ присвоения
каким-либо органом или лицом властных
полномочий Президента.

3. Отрешение от
должности (ст.93, ч.3 ст.92).

В соответствии со
статьей 93 Конституции Российской
Федерации Президент может быть отрешен
от должности в случае государственной
измены или совершения иного тяжкого
преступления. Такое обвинение выдвигается
и формулируется Государственной Думой,
но оно должно быть подтверждено
заключением Верховного Суда о том, что
в действиях Президента Российской
Федерации имеются признаки состава
преступления. Кроме того, Конституционным
Судом Российской Федерации также должно
быть дано заключение о соблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения, после чего Советом Федерации
может быть принято решение об отрешении
Президента РФ от должности.

Следует отметить,
что данная процедура достаточно подробно
регламентирована российским
законодательством. Так, в соответствии
с Конституцией РФ предложение о выдвижении
обвинения против Президента Российской
Федерации для отрешения его от должности
может быть внесено по инициативе не
менее одной трети от общего числа
депутатов Государственной Думы. При
этом в соответствии со ст.176 Регламента
Государственной Думы оно должно содержать
конкретные указания на признаки
преступления, предусмотренного в ст.93
Конституции Российской Федерации,
которое вменяется в вину Президенту
Российской Федерации.

Государственной
Думой избирается специальная комиссия
для
проверки обоснованности выдвижения
обвинения против Президента Российской
Федерации и соблюдения процедурных
правил в составе председателя, его
заместителя и 13 членов комиссии. Состав
комиссии формируется с учетом
пропорционального представительства
фракций.

Специальная
комиссия заслушивает на своих заседаниях
лиц, которые могут сообщить о фактах,
положенных в основу предложения о
выдвижении обвинения, рассматривает
соответствующие документы, заслушивает
представителя Президента Российской
Федерации. Заключение специальной
комиссии принимается большинством
голосов членов комиссии.

После этого
предложение о выдвижении обвинения
против Президента Российской Федерации
и заключение специальной комиссии
рассматриваются на заседании
Государственной Думы. По решению палаты
заседание может быть объявлено закрытым.
С докладом выступает председатель
специальной комиссии; содоклады делают
депутат Государственной Думы,
уполномоченный депутатами палаты,
внесшими предложение о выдвижении
обвинения, а также Президент Российской
Федерации или полномочный представитель
Президента Российской Федерации в
Государственной Думе. По итогам обсуждения
Государственная Дума двумя третями
голосов от общего числа депутатов палаты
принимает постановление о выдвижении
обвинения против Президента Российской
Федерации в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления
отдельно по каждому предложению о
выдвижении обвинения.

Постановление
Государственной Думы о выдвижении
обвинения против Президента Российской
Федерации в пятидневный срок направляется
в Совет Федерации, а также для дачи
заключений в Верховный Суд Российской
Федерации и Конституционный Суд
Российской Федерации.

В соответствии со
ст.168 Регламента Совета Федерации данная
палата начинает рассмотрение обвинения
против Президента Российской Федерации
в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления после
получения постановления Государственной
Думы о выдвижении обвинения против
Президента Российской Федерации и
заключения Верховного Суда Российской
Федерации о наличии в действиях Президента
Российской Федерации признаков
преступления, которые направляются в
Комитет Совета Федерации по конституционному
законодательству. Одновременно с этим
Председатель палаты созывает заседание
Совета Федерации для принятия решения
о направлении запроса в Конституционный
Суд Российской Федерации для дачи
заключения о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения против
Президента Российской Федерации.

По итогам рассмотрения
дела Конституционный Суд Российской
Федерации дает заключение о соблюдении
или несоблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения.

В случае принятия
Конституционным Судом Российской
Федерации решения о несоблюдении
установленного порядка выдвижения
обвинения против Президента Российской
Федерации в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления
рассмотрение обвинения прекращается.

В случае принятия
Конституционным Судом решения о
соблюдении порядка выдвижения обвинения
против Президента Российской Федерации
оно направляется в Совет Федерации, где
вопрос об отрешении Президента Российской
Федерации от должности без обсуждения
и голосования включается первым в
повестку дня заседания Совета Федерации,
созываемого Председателем Совета
Федерации в срок, не превышающий 72 часов
с момента получения заключения
Конституционного Суда Российской
Федерации.

Рассмотрение
вопроса об отрешении Президента
Российской Федерации от должности на
заседании Совета Федерации начинается
с сообщения Председателя Государственной
Думы об основаниях выдвижения обвинения
против Президента Российской Федерации.
Затем слово предоставляется Председателю
Конституционного Суда Российской
Федерации для оглашения заключения
Конституционного Суда Российской
Федерации о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения и
Председателю Верховного Суда Российской
Федерации для оглашения заключения
Верховного Суда Российской Федерации
о наличии в действиях Президента
Российской Федерации признаков
преступления. После этого заслушивается
заключение Комитета Совета Федерации
по конституционному законодательству.

Президенту
Российской Федерации либо его представителю
предоставляется слово по его желанию.

В соответствии с
ч.3 ст.93 Конституции Российской Федерации
решение Совета Федерации об отрешении
Президента Российской Федерации от
должности должно быть принято не позднее
чем в трехмесячный срок после выдвижения
Государственной Думой обвинения против
Президента Российской Федерации. Решение
Совета Федерации об отрешении Президента
Российской Федерации от должности
считается принятым, если за него
проголосовало не менее двух третей от
общего числа членов Совета Федерации,
и оформляется постановлением Совета
Федерации.

Если за решение
Совета Федерации об отрешении Президента
Российской Федерации от должности не
проголосовало необходимое число членов
Совета Федерации, рассмотрение обвинения
против Президента Российской Федерации
прекращается, что оформляется
постановлением Совета Федерации, которое
незамедлительно доводится через средства
массовой информации до всеобщего
сведения.

С момента объявления
решения Совета Федерации об отрешении
от должности Президента исполнение
обязанностей Президента переходит к
Председателю Правительства РФ.
Целесообразно при этом Председателю
Правительства официально заявить о
том, что он приступил к исполнению
обязанностей Президента РФ.

Соседние файлы в папке Конституционное право

Стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Соответствующей процедуры, регулирующей данное основание досрочного прекращения полномочий президента, в Конституции РФ не содержится.

Отрешение от должности. Ввиду важности данной процедуры Конституция РФ особо регулирует порядок ее реализации. Так, предусматривается возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Закрепленная в ст. 93 Конституции процедура, имеет два основных этапа.

Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента для отрешения его от должности. Согласно ч.2 ст. 93 инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой.

Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено: 1) заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления; 2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Второй, завершающий этап процедуры состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента от должности. Ст. 93 Конституции РФ устанавливает, что данное решение Совет Федерации должен выносить на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента; заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, подтверждающих решение Государственной Думы; заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Такое решение должно приниматься двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Наряду с этим в Конституции специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации вправе принять решение об отрешении Президента от должности. Этот срок равен трем месяцам после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение, выдвинутое против Президента, считается отклоненным.

С целью обеспечения непрерывности президентской власти Конституция РФ устанавливает трехмесячной срок (с момента досрочного прекращения полномочий Президента) для проведения выборов нового Президента.

9. Указы и распоряжения Президента России.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочииПрезидента все его указы можно классифицировать:

– указы в границах собственных полномочий;

– указы на основе полномочий, делегированных парламентом;

– указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *