4 ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Де́тское обще́ственное объедине́ние — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, основными участниками которого являются граждане, достигшие 8 лет.

Федерального реестра молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой опубликован на официальном сайте оператора реестра Федеральном агентстве по делам молодежи (Росмолодежь).

Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей.

Юридические основы деятельности детских объединений в Российской Федерации

Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. Существуют и иные виды детских общественных объединений: движение, ассоциация, союз и т. д.

Объединение может быть зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции и иных государственных органах исполнительной власти, регистрирующих общественные объединения, иметь свою печать, расчётный счет в кредитном учреждении и иметь иные права юридического лица. Возможна деятельность без регистрации, но в этом случае у неё не наступает прав юридического лица.

Детское объединение может быть: общероссийским, межрегиональным, региональным, по месту жительства детей, создано в образовательном учреждении и т. д.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детских общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Им оказывается материальная и финансовая поддержка. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях, в каникулярное время организуются профильные смены юных активистов детских организаций в загородных оздоровительных лагерях.

Создание детского общественного объединения

Порядок создания регламентируется федеральным законодательством, в соответствии с которым детское объединение может состоять из детей, либо из детей и взрослых. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями общественных объединений объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, либо юридическое лицо (органы управления образованием или иные органы исполнительной власти учредителями быть не могут).
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. В то же время в соответствии со ст. 15 Конвенцией о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) у ребёнка есть право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. Конвенция не указывает минимальный возраст, с которого дети наделяются таким правом.
В соответствии со ст. 6 В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.) при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребёнка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребёнка.

Детские общественные объединения и образовательные учреждения

В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше 8 лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Организатору
детского движения важно знать, что на
сегодняшний момент существует два,
наиболее часто встречающиеся на практике
типа детских объединений.

Первый
– объединения, созданные для детей,
существующие в структурах государственных
институтов.

Второй
– объединения, созданные по инициативе
самих детей, с их участием и с помощью
взрослых, действующие на основании
специально разработанных и принятых
ими же документов – детские общественные
объединения (ДОО). Документы могут быть
зарегистрированы в органах юстиции. В
этом случае они являются «детскими
общественными объединениями» с правами
юридического лица.

Объединения для
детей
представляют собой различные детские
формирования, созданные с целью
регулирования отношения детей и взрослых
в процессе освоения развивающих,
образовательных, учебных, досуговых
программ. Они создаются в рамках
государственных институтов (школа,
учреждения дополнительного образования,
детский оздоровительный лагерь,
муниципальное учреждение по работе с
детьми и подростками по месту жительству)
на основании Закона Российской Федерации
«Об образовании». Они являются структурной
единицей, субъектом деятельности данного
государственного института. Их
деятельность нормируется соответствующими
документами министерств, ведомств,
управлений.

Требования к
оформлению «объединения для детей»:

Подобными
объединениями для детей являются:

Объединения,
созданные самими детьми, по их инициативе
или с их участием – детские общественные
объединения
(ДОО) – создаются
на основе Законов Российской Федерации
«Об общественных объединениях», «О
государственной поддержке молодежных
и детских объединений». Действуют на
основании Уставов и положении,
нормирующих деятельность органов
самоуправления. Создаются на базах
учреждений, ведущих работу с детьми, на
основании договоров с этими учреждениями.
Являются добровольным, самодеятельным,
самоуправляющимся объединением.
Финансовая деятельность складывается
из нескольких источников: членские
взносы, добровольные пожертвования,
поступления на развитие программ
деятельности.

Требования к
оформлению детского общественного
объединения:

Детские объединения
различаются также по
длительности
существования. Детские общественные
объединения могут быть постоянными,
которые, как правило, возникают на базе
школы, учреждений дополнительного
образования, по месту жительства детей.
Типичными временными объединениями
детей являются детские летние центры,
туристические группы и т. д. К ситуативным
относятся объединения детей, создаваемые
для решения какой-либо задачи, не
требующей много времени (участники
акции помощи, слета и т. п.).

По характеру
управления
среди детских объединений можно выделить
неформальные объединения детей, клубные
объединения, детские организации.

По содержанию
различаются общественно-политические,
религиозные, патриотические, познавательные
и другие объединения детей. Существуют
трудовые объединения, в которых
реализуются задачи организации трудовой
деятельности детей, например, их
заработок. Это ученические кооперативы,
созданные чаще всего для совместной
деятельности детей по решению личных
экономических проблем. Досуговые
объединения предполагают решение задачи
развития способностей и склонностей
детей, проблемы предоставления им
возможностей для общения, самовыражения
и самоутверждения. В связи с тем, что в
эти коллективы ребенок входит добровольно,
здесь ему не надо мириться с тем
положением, которое он вынужден занимать
в классе.

Основные типы
детских общественных объединений
определяются следующими отношениями:

Как оппозиция
данному подходу – педоцентристские
детские и
юношеские организации, строящиеся по
«принципу сталагмита» (т.е. растущие
снизу), опирающиеся на положения:
организация деятельности в соответствии
с конкретными мотивами и интересами
членов; коллективное осмысление этой
деятельности; коллективное целеполагание
(коммунарские союзы). Это организации
открытого типа.

Однако по отношению
к этой деятельности члены организации
приобретают знания или а) как объекты
в виде стереотипов, или же б) в
субъектно-творческой форме.

В первом случае
организация не ставит своей задачей
обучение ребенка целеполаганию. Цели
деятельности (особенно средние и дальние)
предъявляются в готовом виде. Члены
организации так и не овладевают способами
отбора видов и форм деятельности. Поле
выбора довольно ограничено. В результате
этого дети осваивают умение подобрать
более или менее адекватные приемы работы
из того набора, который им предлагают.

В организациях
второго типа их члены должны включаться
в реальную жизнь (например, экологические
акции) или же в имитационно-игровую
деятельность с целью приобретения в
ней определенной индивидуальной
позиции. Для этого необходимо овладение
умениями целеполагания своих действий
в рамках более широкой деятельности, а
также организации в ней своих и чужих
видов работ. Важный результат такой
направленности – способность ее членов
генерировать новые типы деятельности.

В русле
культурогенетического (коллективистского)
подхода детские союзы могут игнорировать
природу ребенка в следующих основных
вариантах:

В обоих случаях
налицо игнорирование природы ребенка
в интересах взрослых. Максимум, что
могут позволить себе «старшие друзья»
– это использование индивидуальных
особенностей детей для достижения
поставленных целей (пионерская
организация).

Детские организации,
ориентирующиеся на биогенетический
подход, не задают заранее эталон, а как
бы спрашивают у подростков: «Каким ты
хочешь вырасти, попробуй – мы тебе
поможем». Опираясь на потребности и
возможности детей, организация формирует
свой образ жизни (Я. Корчак). Механизмом
осуществления деятельности таких
организаций выступают два психологических
фактора: на каждом данном периоде
развития у ребенка особенно актуализируется,
а затем утверждается как основной один
из мотивов деятельности: самоутверждение,
самореализация, самопознание,
познавательный интерес в широком смысле
и т.п.; дети по своей индивидуальности
преимущественно ориентируются на один
из видов деятельности (в плане
самореализации): духовно-практическую,
предметно-практическую и
социально-организаторскую.

Каждая из
вышеназванных групп имеет свои особенности
влияния на ребенка. Одни дают возможность
развивать глубокие знания, способности
и стремление ребят к самосовершенствованию
в определенной области человеческой
деятельности. Другие позволяют глубже
постичь современные проблемы окружающей
жизни и освоить способы выживания в
ней. Третьи более всего способствуют
развитию инициативы, самостоятельности,
активности личности в практической
деятельности.

Важно, чтобы
руководителем детского общественного
объединения был взрослый, способный,
не подавляя творческих способностей
личности, не унижая человеческого
достоинства, помочь ребенку получить
всестороннее развитие в разнообразных
видах общественно полезной и досуговой
деятельности.

Современное состояние детских объединений в стране

После 1991 года число детских организаций выросло в сотни раз. Но общая численность детей, участников и членов общественных объединений сократилось многократно. По разным оценкам сегодня лишь от 5 до 10 процентов детей школьного возраста являются членами или участниками детских объединений.

Важную роль в сохранении детского движения сыграли ряд документов тогдашнего Министерства образования России. В 1993 году Министерство образования России на коллегии «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации» определило стратегию своей деятельности применительно к взаимодействию органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими организациями, где были узаконены договорные (партнёрские) отношения с детскими объединениями.

Это было весьма важно, так как после распада единой детской организации общественные объединения лишились и материальной базы для своей работы и кадров, и возможности проведения своих мероприятий.

Спустя 8 лет на другом заседании коллегии Министерства «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений» вновь был рассмотрен вопрос о развитии и поддержке детских объединений.
В числе мер, решаемых с системой образования в последние десятилетие были следующие:

Крупнейшие детские общественные объединения России

Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.
В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности, «Пионерское содружество», организация детей-инвалидов «Аленький цветочек».
Площадкой для формирования детских общественных объединений являются образовательные учреждения, прежде всего — учреждения дополнительного образования детей, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодёжи и т. д.
Объединяющим началом для детского и молодёжного движения России стало создание в 1992 году ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодёжных и детских объединений России», определяющей основной целью деятельности координацию молодёжных и детских организаций России для защиты и реализации их интересов, прав молодёжи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена.
Новым импульсом развития детского движения в России стал принятие Правительством Российской Федерации в декабре 2006 года Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации. В этом документе, рассчитанном на реализацию проектов до 2015 года значительное место отводится деятельности детских объединений и всемерная их поддержка. В настоящее время Минобрнауки России готовятся предложения по финансовой и организационной поддержке этих объединений в новых условиях.

История зарождения и становления детского движения в мире

Первая детская организация в возникла в 1907 году в Англии Робертом Стивенсон Смит Баден-Пауэллом. Следом возникли массовые христианские организации, объединения для девушек, для учащихся образовательных учреждений.
В годы гитлеризма в Германии была создана в целях воспитания юных нацистов организация гитлерюгенда.

После 1945 года стали возникать коммунистические детские организация в странах Восточной Европы, Азии, на Кубе по образу советских юных пионеров. Особенностью развития детского движения за рубежом в демократических странах стало относительно независимое положение детских объединений от государственных структур. На уровне государства во многих странах Европы оказывается помощь национальным организациям в виде субсидий. При этом не происходило и не происходит никакого вмешательства в содержание деятельности этих структур.

Научно-методическое обеспечение детского движения в России

В настоящее время существует Ассоциация исследователей детского движения в России (президент до 2014 г. — Людмила Швецова), проводящая регулярно научно-практические конференции по истории детского движения, теории и практики развития детских общественных объединений. В 2003 году прошла крупнейшая за последние годы научно-практическая конференция по детскому движению и взаимодействию с органами управления образованием и молодёжной политики в г. Челябинске.
Негласной столицей исследователей детского движения в России является сегодня город Кострома, где на базе бывшего «Пионерфака» (КГПИ имени Н. А. Некрасова, ныне Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова) до сих пор проводятся мероприятия, посвящённые развитию детского движения в России и истории детских организаций.
Выходит методический журнал «Вожатый века», сборники программ детских общественных объединений, созданы ряд сайтов. Лучшие вожатые России участвуют во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям». Наиболее значимые научные и научно-методические работы приведены в разделе «Литература».

Детское движение в России в XX веке

В России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, «Майские союзы» (движение по защите животных и птиц), «Артели тружениц», товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов.

Первые скаутские организации в Российской империи возникли в 1909 году. 30 апреля 1909 года капитан О. И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков. В Москве в 1910 году штаб-ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал «Московскую дружину юных разведчиков». Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик». Пантюхов и Захарченко, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе.

После 1917 года скаутское движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя пионерское движение многое переняло от скаутинга. В 1922 году скаутинг в Советской России был запрещён. Несмотря на запрет скауты продолжали действовать. Так, в мае 1923 года у села Всехсвятское под Москвой прошёл последний скаутский слёт. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слёт был разогнан, а организаторы его — арестованы. В апреле 1926 года ОГПУ произвело массовые аресты скаутов и скаутское движение в России было окончательно разгромлено.

Что интересно, именно в год запрета скаутинга в России зарождается Пионерское движение, в Москве появляются первые отряды юных пионеров. В мае зажёгся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и было предложено распространить его на всю Советскую Россию с учётом опыта скаутинга. Так возникла пионерская организация, носившая до 1924 года имя Спартака. Были утверждены первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака».

В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации формировались на предприятиях либо по месту жительства пионеров. Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школы, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины.

Особняком, по мнению некоторых исследователей (Грибанов В. В., Теплов Э. П.), стоит в развитии детского движения в России так называемое «Тимуровское движение», в чём-то предтеча неформальному движению подростков. Движение приобрело настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации.

После войны пионерская организация организационно всё более и более подпадало под зависимость руководителей органов народного просвещения и администрации образовательных учреждений, одновременно превращаясь в бюрократизированную и формализованную организацию, втискивалась в жёсткие рамки идеологических парадигм правящей партии. Несмотря на всё это пионерское движение тем не менее оставалась для многих школьников школой социализации, прививая детям умение жить и трудиться в коллективе, давая первые навыки управления, обеспечивая условия для общения сверстников по интересам и способствуя формированию романтических идеалов.