административно-правовой контроль, реализация административно-правовых норм – административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды

Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

Механизм административно-правового регулирования представляет собой совокупность административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами государства. Элементами этого механизма являются административно-правовые нормы и акты их толкования, административно-правовые отношения и реализация административно-правовых норм.

Норма права по своему юридическому значению представляет собой определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется прежде всего юридическими средствами, включая применение к нарушителям мер государственного принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Это в полной мере относится и к административно-правовым нормам.

Предметом регулирования норм административного права выступают следующие группы общественных отношений в сфере административного права:

  • 1) отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т.е. своих задач, функций и полномочий во вне;
  • 2) отношения внутриорганизационные — отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы;
  • 3) отношения, связанные с организацией административного судопроизводства.

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера во внутриорганизационной сфере органов исполнительной власти, деятельности аппаратов органов законодательной и судебной власти, отношения в сфере осуществления государственной службы, а также отношения, связанные с организацией административного судопроизводства.

Основное отличие административно-правовых норм от норм других отраслей права состоит в том, что они имеют собственные юридические средства защиты, выступающие, как правило, во внесудебном, т.е. административном порядке, они часто устанавливаются самими субъектами исполнительной власти и во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права: финансового, земельного, налогового, трудового, экологического и т.д.

Административно-правовые нормы выполняют регулятивную функцию, т.е. направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере государственного управления. Нормы административного права также выполняют охранительную и защитную функцию, т.е. обеспечивают охрану и защиту общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти от нарушений. Эти нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, а также регулируют отношения, связанные с применением административного воздействия при посягательстве на отношения, охраняемые административным правом.

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, peaлизации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности).

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие. Предписывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой права в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются КоАП РФ.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения, а также функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

  • 2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать совершать действия. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на обязывающие, управомочивающие и запретительные.
  • 3. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие: а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций; б) поведение граждан; в) деятельность общественных и религиозных организаций; г) деятельность государственных служащих.
  • 4. По форме предписания административно-правовые нормы делятся на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения. Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

  • 5. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории РФ. На территориях субъектов РФ действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов РФ.
  • 6. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы, обусловленные чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего, военным положением и чрезвычайным положением.

Реализация административно-правовой нормы представляет собой процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. Следовательно, реализация административно-правовых норм — это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов административного права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами административного права и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении предусмотренных ими обязанностей.

В теории административного права выделяется четыре формы реализации правовых норм: а) соблюдение; б) применение; в) исполнение; г) использование.

Соблюдение административно-правовых норм характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий. Применение административно-правовых норм осуществляется соответствующими субъектами исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Основными требованиями к применению норм административного права является законность, обоснованность и целесообразность. Исполнение административно-правовых норм — точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Использование административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правоверных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Важное место занимает толкование административно-правовых норм в деятельности субъектов по установлению их содержания и раскрытию выраженной в них государственной воли. Это касается актов законодательных, исполнительных, судебных органов и органов прокуратуры.

Вопрос 3. реализация административно-правовых норм

Реализация административно-правовой нормы представляет со­бой процесс практического претворения в жизнь субъектами админи­стративного права содержащихся в нормах предписаний, правил по­ведения. Следовательно, реализация административно-правовых норм — это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов административного права, которое согласуется с требованиями, уста­новленными нормами административного права, и выражается в при­обретении и использовании установленных нормами прав и выполне­нии предусмотренных ими обязанностей.

В теории административного права выделяется четыре формы реализации правовых норм: а) соблюдение; б) применение; в) испол­нение; г) использование.

Соблюдение административно-правовых норм характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям админист­ративно-правовых норм. Сущность данной формы реализации право­вых норм состоит в воздержании субъекта от совершения запрещен­ных действий. Применение административно-правовых норм осущестщтяется соответствующими субъектами исполнительной власти. Оно практи­чески выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, “приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.). Важно отметить, что правоприменение в административном праве непосредственно связано с функционированием механизма исполнительной власти. Граждане не имеют полномочий по применению административ­но-правовых норм.

Исполнение административно-правовых норм — точное следова­ние участников регулируемых управленческих отношений тем юри­дическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в этих нормах содержатся. Данный вариант реализации правовых норм уни­версален, поскольку его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполне­ния зависят реальность административно-правовых норм и устанав­ливаемого ими правового режима в сфере государственного управле­ния. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспече­ния должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

Использование административно-правовых норм предполагает добровольное совершение субъектами права правомерных действий,которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управ­ления. При этом необходимо отметить, что в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Например, осу­ществление гражданином права на управление транспортным средст­вом, полученным путем выполнения соответствующей процедуры (сдачи экзамена, приобретения документов и т. д.).

Правоприменение в административном порядке в случаях, спе­циально предусмотренных действующим российским законодатель­ством, возлагается также на суды (судей). В частности, подобного рода действия судебные органы осуществляют при назначении админист­ративных наказаний за совершение административных правонаруше­ний и при рассмотрении и разрешении ряда административных споров.

Таким образом, применение административно-правовых норм отличается от их соблюдения, исполнения и использования рядом ха­рактерных черт.

Во-первых, применение норм административного права пред­ставляет собой организующую властную деятельность субъектов госу­дарственного управления, посредством которой упорядочивается общественная жизнь, путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений.

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, которые именуются правоприме­нительными. Правовое положение участников в этих правоотноше­ниях различно. Активная роль в этих отношениях принадлежит субъ­екту правоприменения, обладающему государственно-властны ми полномочиями.

В-третьих, правоприменительная деятельность всегда осуществ­ляется в особых, установленных законом формах.

В-четвертых, применение права всегда сопровождается вынесе­нием индивидуально-правового акта (акта применения права), исхо­дящего от субъекта правоприменения.

Основными требованиями применения норм административного права являются законность, обоснованность и целесообразность.

Реализация административно-правовых норм означает практи­ческое использование содержащихся в них правил поведения в инте­ресах регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют все стороны указанных отношений в соот­ветствии со своим административно-правовым статусом.

Реализация административно-правовых норм — это прак­тическое их использование в соответствии с целями адми­нистративно-правового регулирования управленческих общественных отношений

Различают два основных способа реализации админист­ративно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение заключается в совершении субъектами дей­ствий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленчес­ких отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержаться.

Применение административно-правовых норм заклю­чается в издании уполномоченными органами (должност­ными лицами) индивидуальных юридических актов, осно­ванных на требованиях материальных или процессуальных норм. Эти акты издаются в процессе решения конк­ретного дела.

Использование — состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных дей­ствий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Соблюдение административно-правовых норм состо­ит в воздержании субъекта от совершения действий, зап­рещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осу­ществляться без вступления субъекта в конкретные адми­нистративно-правовые отношения.

Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обосно­ванность, целесообразность, научная организация право­применительной деятельности.

§

Административно-правовые отношения — это урегу­лированные нормами административного права общественные отношения, в которых их участники выступают носи­телями прав и обязанностей в сфере государственного уп­равления. А так как административно-правовые отноше­ния являются разновидностью правовых отношений вооб­ще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.

Учитывая то, что административно-правовые отноше­ния по своей сути не однородны, их можно классифициро­вать по различным основаниям.

1. По юридическому характеру административно-пра­вовые отношения делятся на материальные и процессу­альные.

К материальным административно-правовым отноше­ниям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными норма­ми административного права.

Административно-процессуальные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

2. По соотношению прав и обязанностей участников
административно-правовые отношения делятся на две
группы:

1) отношения, в которых один из участников подчи­нен другому — вертикальные правоотношения. Ха­рактерным для вертикальных административно-пра­вовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходя­щего от наделенного полномочиями органа или долж­ностного лица. Вертикальное административно-пра­вовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения;

2)отношения, участники которых не находятся в под­чинении друг у друга – горизонтальные правоот­ношения. Такие отношения складываются между не­соподчиненными органами государственного управ­ления, предприятиями, учреждениями, объединени­ями, служащими, а также между гражданами. Гори­зонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государствен­ного управления и их должностными лицами и граж­данами. Такие отношения возникают в связи с реа­лизацией гражданами прав в сфере управления.

3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и не­ правомерными фактами. Последние именуются деликтами. 4. По способу защиты административно-правовые от­ношения предполагают такое поведение их субъектов, ко­торое соответствует выраженным в админисративно-пра­вовых нормах требованиям. В случае нарушения этих тре­бований возникает необходимость их защиты, которая осу­ществляется в административном или судебном порядке.

Вопрос 5 Содержание административно-правовых отношений. Юридические факты в административном праве

Юридический факт – это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

юридические факты – это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;

юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;

в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;

они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;

по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

правообразующие – влекущие возникновение административных правоотношений;

правоизменяющие – влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;

правопрекращающие – влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Существует ряд особенностей, которые свойственны рас­сматриваемым нами отношениям именно как администра­тивно-правовым:

1.Они урегулированы именно нормами административ­ного права, а не какой-либо иной отрасли права»

2.Они возникают, изменяются и прекращаются в спе­цифической сфере общественной жизни — в сфере государ­ственного управления,

3.В административно-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. Отсюда распространено мнение, что административно-пра­вовые отношения в отличие от иных (прежде всего — граж­данско-правовых) являются властеотношениями, постро­енными на началах «власть – подчинение». Управление всегда предполагает подчинение воли участников совмест­ной деятельности единой управляющей воле. В управлен­ческих отношениях налицо соподчиненность воль.

4.Разнообразие субъектов также составляет одну из особенностей этих отношений.

5. Данные отношения могут возникать, изменяться или
прекращаться либо по инициативе самих их участников,
либо по инициативе третьих лиц, в них не участвующих.
Согласия или желания второй стороны на возникновение

Административно-правовой контроль, Реализация административно-правовых норм - Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды административного правоотношения не требуется. Более того, в ряде случаев оно возникает против ее воли (напри­мер, наложение административных взысканий, ликвида­ция или реорганизация структурных звеньев и другие.

6.Споры, связанные с административно-правовыми отношениями рассматриваются и разрешаются, как пра­вило, в административном, т.е. во внесудебном порядке. Это значит, что основной способ их разрешения не выхо­дит за рамки сферы государственного управления и явля­ется одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности.

7.Не менее важной особенностью является и то, что невыполнение обязанностей стороной этих отношений вле­чет за собой ее ответственность перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

Административно-правовое отношение имеет свой со­став (структуру). Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административ­ными правами и обязанностями.

Необходимо различать понятия «субъект администра­тивного права» и «субъект административно-правовых от­ношений».

Субъект административного права может быть опре­делен в нормах права рядовым (общим) образом, субъект же правоотношения всегда конкретен. Кроме того, субъект права может в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не быть их субъектом.

Субъектами административно-правовых отношений являются:

— граждане России;

— иностранные граждане и лица без гражданства;

— государственные органы, их структурные подразде­ления, предприятия, учреждения и иные государ­ственные организации;

—общественные (негосударственные) объединения;

—служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объе­динений:

—представители общественных формирований, наделен­ные административными обязанностями и правами.

При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, то есть момент, с которого субъекты становятся элементами административ­но-правовых отношений:

—у граждан России правосубъектность возникает с мо­мента рождения;

—у юридических лиц — с момента образования их в установленном порядке;

—у государственных и общественных (негосударствен­ных) служащих наступает с момента зачисления их на должность.

Общимобъектом регулирования административно-пра­вовых норм, как и любых других правовых норм, явля­ются общественные отношения, а непосредственным объектом — поведение субъектов. В каждом конкретном админи­стративно-правовом отношении его участники осуществ­ляют те предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотноше­ния. Таким образом, объект — это то, по поводу чего воз­никает правоотношение.

Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно правовых отношений, то есть это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Как и в других отраслях права, в сфере административно-правового регулирования юридические факты делят ся на действия и события.

Действия — юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей (например, подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществле­ние проверки и т.п.). Особой разновидностью действий являются: юридические формы исполнительной деятель­ности — индивидуальные акты управления (приказ мини­стра о структурных изменениях в ведомстве, постановле­ние начальника органа внутренних дел о наложении штра­фа и т.п.).

Действия бывают правомерными и неправомерными.

Правомерные действия всегда соответствуют требова­ниям административно-правовых норм.

Неправомерные действия, которые не соответствуют требованиям норм административного права, нарушают их. Это прежде всего правонарушения (деликты), влекущие за собой возникновение административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, пре­дусмотренных административно-правовой нормой.

События — это явления, не зависящие от воли людей: рождение, смерть человека, наводнение, землетрясение, эпидемия, пожар и т.п. В условиях стихийных бедствий, например, действуют иные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем и возникают административно-правовые отношения.

§

Презентация (от английского слова – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Мультимедийная компьютерная презентация – это:

– динамический синтез текста, изображения, звука;

– яркие и доходчивые образы;

– самые современные программные технологии интерфейса;

– интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;

– мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;

– способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;

– невысокая стоимость.

Подготовленную презентацию можно выпустить и отдельным печатным изданием, оформив его соответствующим образом, а можно представить в виде авторского электронного издания. Если есть возможность, можно опубликовать презентацию на страницах журналов и газет или выставить на сайт в Интернет-пространстве.

Какие бывают презентации

С точки зрения организации презентации можно разделить на три класса:

• интерактивные презентации;

• презентации со сценарием;

• непрерывно выполняющиеся презентации.

Интерактивная презентация – диалог между пользователем и компьютером. В этом случае презентацией управляет пользователь, т. е. он сам осуществляет поиск информации, определяет время ее восприятия, а также объем необходимого материала. В таком режиме работает ученик с обучающей программой, реализованной в форме мультимедийной презентации. При индивидуальной работе мультимедийный проектор не требуется.

Все интерактивные презентации имеют общее свойство: они управляются событиями. Это означает, что когда происходит некоторое событие (нажатие кнопки мыши или позиционирование указателя мыши на экранном объекте), в ответ выполняется соответствующее действие. Например, после щелчка мышью на фотографии картины начинается звуковой рассказ об истории ее создания.

Презентация со сценарием – показ слайдов под управлением ведущего (докладчика). Такие презентации могут содержать “плывущие” по экрану титры, анимированный текст, диаграммы, графики и другие иллюстрации. При этом, автор должен понимать, что объекты, особенно меняющие положение, должны быть обоснованы целью презентации. Сами по себе это объекты отвлекают внимание и могут мешать воспринимать информацию. Порядок смены слайдов, а также время демонстрации каждого слайда определяет докладчик. Он же произносит текст, комментирующий видеоряд презентации.

В непрерывно выполняющихся презентациях не предусмотрен диалог с пользователем и нет ведущего. Такие самовыполняющиеся презентации обычно демонстрируют на различных выставках.

В чем достоинство презентаций?

Последовательность изложения. При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем бегая с указкой меж развешанных по всему залу плакатов. В отличие же от обычных слайдов, пропускаемых через диапроектор, компьютерные позволяют быстро вернуться к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения.

Конспект. Презентация — это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего: о чем не забыть, как расставить акценты. Эти заметки видны только докладчику: они выводятся на экран управляющего компьютера. При этом текст презентации не должен дублировать выступление докладчика, а лишь дополнять, структурировать, акцентировать внимание на важном.

Мультимедийные эффекты. Слайды презентации — не просто изображение. В нем, как и в любом компьютерном документе, могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты.

Копируемость. Копии электронной презентации создаются мгновенно и ничем не отличаются от оригинала. При желании слушатели могут получить все показанные материалы.

Транспортабельность. Дискеты с презентацией гораздо компактнее свертка плакатов и гораздо меньше пострадает от частых путешествий то на одно, то на другое «мероприятие». Более того, файл презентации можно переслать по электронной почте, а если есть необходимость и оборудование – и вовсе перенести выступление в Интернет и не тратить время на разъезды.

Именно поэтому создание и применение электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

§

Типичные недостатки структуры и формы представления информации:

• Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.

• Отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;

• Отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;

• Отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;

• Отсутствие рекомендуемых структурных элементов заключительной части учебной презентации: Вопросы и задания для работы в классе и домашнее задание;

Перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного);

Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;

Отсутствие связи фона презентации с содержанием.

Ошибки стиля и оформления:

• Орфографические и стилистические ошибки, недопустимые в учебном процессе;

• Отсутствие единства стиля страниц:

o одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков(не менее 24 пунктов, лучше 36);

o одинаковая гарнитура и размер шрифта для основного текста не менее 18 пунктов);

o заголовки, номера страниц, кнопки

o перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;

o одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.

• Неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов (цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;

• Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;

• Отсутствие полей на слайдах;

• Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;

• Использование шрифтов с засечками (типа Times), затрудняющих восприятие информации;

• Отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;

Низкая контрастность фон / текст;

Низкая контрастность гиперссылок (нужно помнить, что у гиперссылки три состояния: выбрана, по гиперссылке еще не переходили, по гиперссылке уже переходили – нужно обращать на цвет гиперссылки во всех состояниях);

• Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;

Наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;

• Слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.

§

Оптимальный объем

Основные принципы разработки мультимедийных презентаций

Выбор оптимального объема презентации очень важен и зависит от цели, для которой она создается, от предполагаемого способа ее использования (изучение нового материала, практическое занятие, аттестация, лекция и т.д.), а также от контингента учащихся (их возраста, подготовки и т.п.).

В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально – 12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Исключения составляют презентации, предназначенные для длительной лекции ознакомительного характера с большим количеством визуального материала. Однако и в этом случае объем презентации не должен превышать 50-60 слайдов, из расчета не менее чем 1 мин. лекции на один слайд, а на слайды, содержащие ключевые моменты и основополагающие понятия – по 2 мин.

Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения – производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.

Именно поэтому в презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания зрителя доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Поэтому в презентациях (в особенности гуманитарного профиля) лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Лучше избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Опыт работы показывает, что поток одних только ярких изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны зрителей.

Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Зрители устают от голоса одного лектора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно – зрители привыкают к нему, и внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы.

§

Динамичность

Эстетичность

Занимательность

Разнообразие форм

Это требование предполагает учет индивидуальных возможностей восприятия предложенного материала. Индивидуальный подход может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей полнее воспринимают информацию, представленную разными способами. Кто-то из аудитории лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и т.д.

Использование в презентации разных форм представления одной и той же информации повышает полноту ее восприятия практически каждым зрителем.

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентацию смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. Оптимальное время, необходимое для восприятия образной, звуковой и вербальной информации, представленной на каждом слайде, а также время, необходимое на усвоение ключевых понятий, определяется опытным путем с учетом особенностей восприятия информации с экрана аудиторией соответствующего возраста и подготовки. При этом необходимо избежать как неоправданной торопливости в смене слайдов, затрудняющей полноценное восприятие конкретной аудиторией, так и потери темпа урока (лекции), что может привести к отвлечению учащихся от занятия и потере интереса к содержанию учебного материала.

Каждая электронная презентация, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой — отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т.п.). Это обеспечит возможность, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале — предмета).

Информационное обеспечение презентации удобно организовать в виде гипертекстовой системы. Например, для удобства навигации по большой учебной презентации, состоящей из нескольких разделов, каждый из которых в свою очередь разбит на несколько структурных единиц, предусмотреть в ее начале подробное оглавление с гиперссылками на каждую структурную единицу, а на каждой странице презентации предусмотреть ссылку-возвращение на оглавление. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.

Однако при этом следует учитывать, что содержание и организация электронных презентаций, выполняющих функции базовых конспектов, должны провести обучающегося по некоторому заранее определенному маршруту усвоения знаний. Поэтому не следует использовать гиперссылки для переходов на другие слайды, которые, в свою очередь, содержат гиперссылки с переходом на следующие страницы, и т.д. Подобная навигация нарушает последовательность изложения материала и подходит только для энциклопедий или справочников.

§

Структура презентации

Презентация состоит из слайдов. Лучше всего придерживаться одного правила: один слайд – одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде дается тезис и несколько его доказательств.

Профессионалы по разработке презентаций советуют использовать на слайде не более тридцати слов и пяти пунктов списка. Если на слайде идет список, его необходимо делать параллельным, имеется в виду, что первые слова в начале каждой строки должны стоять в одной и той же форме (падеже, роде, спряжении и т.д.). Обязательно необходимо осмысление целевых заголовков, размер шрифта – не менее 18 пт.

Обычно план содержания презентации выглядит так.
1. Титульный лист.Первый слайд содержит название презентации, ее автора, контактную информацию автора.
2. Содержание. Тут расписывается план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.
3. Заголовок раздела.
4. Краткая информация.

Пункты 3 и 4 повторяются сколько, сколько необходимо. Главное тут придерживаться концепции: тезис – аргументы – вывод.

5. Резюме, выводы.Выводы должны быть выражены ясно и лаконично на отдельном слайде.
6. Спасибо за внимание. Здесь также обязательна Ваша контактная информация.

Важно учесть то, что нельзя написать на слайдах абсолютно все, что Вы будете говорить. Разместите на них только важные тезисы, термины, картинки, схемы, диаграммы, то есть все, что хорошо воспримется аудиторией.

Основными элементами управления являются:

• кнопки перехода из оглавления на начало тем;

• кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад;

• кнопка возврата в оглавление;

• кнопка вызова подсказки;

• кнопка перехода в словарь терминов;

• гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр.

Элементы управления презентацией, имеющие не очевидное представление, должны обеспечиваться всплывающими подсказками. Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна вызываться практически с любого слайда, и поэтому ее желательно представить на всех кадрах управляющей кнопкой на экране.

Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.

Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

• Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

• Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (оптимально 3, максимум 5).

• Рекомендуется объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

• Рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;

• Информационные блоки рекомендуется располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо.

• Поясняющая надпись должна располагаться под рисунком (фотографией, диаграммой, схемой).

§

Единый стиль презентации

Способы и правила выделения информации

• Все информационные элементы (текст, изображения, диаграммы, элементы схем, таблицы) должны ясно и рельефно выделяться на фоне слайда, для этого используются:

• рамки, прорисовка границ (для оформления изображений, таблиц);

• тени (для отделения контура текста и объектов от фона);

• заливка, штриховка (для дизайна основ информационных блоков);

• стрелки (для оформления схем и логических блоков).

Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить (цветом, подчеркиванием, полужирным и курсивным начертанием, размером шрифта).

• Однако при выделении следует соблюдать меру — выделенные элементы не должны превышать 1/3-1/2 общего объема текста слайда.

• Для иллюстрации наиболее важных фактов, используются рисунки, диаграммы, схемы.

Оформление слайдов:

• Вся презентация должна должны быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

• Стиль включает в себя:

o общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков;

o общую цветовую схему дизайна слайда;

o цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

o параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты), используемых для различных типов текстовой информации (заголовки, основной текст, выделенный текст, гиперссылки, списки, подписи);

o способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.

• Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления учебного материала.

• Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.

• В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта.

• Следует избегать излишне пёстрых стилей — оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации.

• Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор — признаком стиля.

• Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

• При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера.

Одним из основных компонентов дизайна учебной презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов человеком. К наиболее значимым из них относят :

• стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый;

• дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый;

• нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;

• сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне или красные на синем);

• наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.

Можно сформулировать следующие рекомендации по использованию цвета в презентации:

• На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

• Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора:

• трех базовых цветов: фона — текста — заголовка;

• трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок.

• Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза.

• Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования): их цвет должен заметно отличаться от цвета текста, но не контрастировать с ним.

• Согласно нормативам в учебных презентациях для детей и подростков не допускается применять:

• более 4 цветов различных длин волн на одной электронной странице;

• красный фон;

• соотношение яркостей знаков и фона для позитивного изображения должно быть не менее 1:3 и для негативного изображения (выворотки) -3:1.

§

Правила использования текстовой информации

Правила использования фона

• Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.

• Легкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет.

• Для фона предпочтительны холодные тона.

• Вместо того, чтобы использовать сплошной цвет лучше выбрать плавный градиентный переход гармонично сочетающихся цветов, мягкую (неконтрастную) текстуру или нейтральный фон.

• Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

• При планировании дизайна слайда следует всячески избегать проецирования текстовых блоков на области фона, содержащие изображения и декоративные элементы.

Не рекомендуется:

• перегружать слайд текстовой информацией;

• использовать блоки сплошного текста;

• в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глубже двух;

• использовать переносы слов;

• использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков;

• текст слайда не должен повторять текст, который преподаватель произносит вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам).

Рекомендуется:

• сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: короткие тезисы, даты, имена, термины — главные моменты опорного конспекта;

• использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных;

• использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста;

• использование табличного (матричного) формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;

• тщательное выравнивание текста, буквиц, маркеров списков;

• горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;

• каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;

• основную идею абзаца располагать в самом начале — в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);

• идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.

При выборе шрифтов для представления вербальной информации презентации следует учитывать следующие правила:

• Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

• Учитывая, что гладкие (плакатные) шрифты, т.е. шрифты без засечек (типа Arial, Tahoma, Verdana и т.п.) легче читать с большого расстояния, чем шрифты с засечками (типа Times), то:

• для основного текста предпочтительно использовать плакатные шрифты;

• для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем и не контрастирует с основным шрифтом.

• Текст должен быть читабельным (его должно быть легко прочитать с самого дальнего места).

Рекомендуемые размеры шрифтов:

• для заголовков — не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально — 36пункта;

• для основного текста — не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально — 24пункта;

• Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных), поэтому их допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов текста.

• Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, желательно выделить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти.

• Для выделения информации следует использовать цвет, жирный и/или курсивный шрифт.

• Выделение подчеркиванием обычно ассоциируется с гиперссылкой, поэтому использовать его для иных целей не рекомендуется.

Согласно нормативам в учебных презентациях:

• отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно 1:5;

• наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

• не допускается использовать узкое и (или) курсивное начертание гарнитуры шрифта.

§

Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. Изображение информативнее, нагляднее, оно легче запоминается, чем текст. Поэтому, если можно заменить текст информативной иллюстрацией, то лучше это сделать.

При использовании графики в презентации следует выполнять следующие правила и рекомендации, обусловленные законами восприятия человеком зрительной информации:

• Графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде.

• Каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.

• Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.

• Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Для этого все изображения, помещаемые в презентацию, должны быть предварительно подготовлены в графическом редакторе.

Недопустимо:

• искажение пропорций;

• нарушение тонового и цветового баланса фотоизображений;

• использование изображений с пониженной резкостью;

• видимость пикселей на изображении;

• использование необработанных сканированных изображений; например — изображений с “грязным”(серым, желтым) фоном вместо белого, неконтрастных, размытых и т.п.

• При подготовке в графическом редакторе изображения для помещения его на слайд презентации важное значение имеет выбор для него оптимального размера и разрешения:

• Выбор размера изображения (в пикселах) осуществляется в графическом редакторе. Изображение уменьшается (ни в коем случае НЕ увеличивается!) до нужного размера относительно экрана (либо до немного большего, чем нужный, но не более чем в 1.5—2 раза, чтобы более точно отрегулировать его размер уже на слайде путем уменьшения масштаба от 100%).

• Вместе с тем, не рекомендуется перегружать презентацию неоправданно большими размерами файлов изображений. Использование большого числа “тяжелых” файлов перегружает презентацию, что может привести к замедлению ее работы.

• Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом, пояснительная надпись преимущественно располагается под рисунком.

• Изображения лучше помещать левее текста: поскольку мы читаем слева-на-право, то взгляд зрителя вначале обращается на левую сторону слайда.

• Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно.

• Необходимо четко указать все связи в схемах и диаграммах.

§

Правила использования звукового сопровождения

• Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации, оно не должно отвлекать внимание от основной (важной) информации. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку.

• Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (мелодий, песен) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

• Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным.

• Использование мультимедийных блоков (в первую очередь — звуковых) сильно ограничено в презентациях, которые самостоятельно просматриваются аудиторией одновременно на нескольких компьютерах (например, учащимися в компьютерном классе).

• Также осторожно следует использовать звуковые фрагменты в презентациях, сопровождаемых докладчиком.

• Главное правило озвучивания презентации: в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от докладчика).

Возможности анимации позволяют акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц.

Рекомендуется использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Однако не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

• Анимация должна быть сдержанна, хорошо продумана и допустима:

• для демонстрации динамичных процессов;

• для привлечения внимания слушателей, создания определенной атмосферы презентации.

• Анимация текста должна быть удобной для восприятия: темп должен соответствовать технике чтения обучающихся.

• Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

• Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. В учебных презентациях для детей и подростков такие эффекты, как движущиеся строки по горизонтали и вертикали, запрещены нормативными документами.

• Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко “впечатываются” в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее.

• Но при этом следует помнить: любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.

Важнейшим свойством мультимедийного блока является скорость и качество его работы в составе презентации. С этой точке зрения наличие большого количества мультимедийных блоков в презентации нецелесообразно, так как может значительно замедлить ее работу.

Учет указанных особенностей конструирования и оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.

Приложение 1

§

Правила компьютерного набора текста

При компьютерном наборе текста необходимо соблюдать определенные правила. Это позволит получить тексты, близкие по оформлению к оригинал-макетам, используемым при издании книг. Кроме того, правильно оформленные и структурированные тексты легче перенести с одной платформы на другую (т.е. прочитать в другой операционной системе) или опубликовать в глобальной сети Internet.

1 Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.

2 Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).

3 Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.

4 Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры.

5 Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть разделены пробелом (Н2О, м3/с)

6 Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.

7 Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из одной-трех букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.

8 Последняя строка в абзаце не должна быть слишком короткой. Надо стараться избегать оставления в строке или переноса двух букв. Текст концевой строки должен быть в 1,5-2 раза больше размера абзацного отступа, т.е. содержать не менее 5-7 букв. Если этого не получается, необходимо вогнать остаток текста в предыдущие строки или выгнать из них часть текста. Это правило не относится к концевым строкам в математических рассуждениях, когда текст может быть совсем коротким, например “и”, “или” и т.п.

9 Знаки процента (%) применяют только с относящимися к ним числами, от которых они не отделяются.

10 Знаки градуса (°), минуты (‘), секунды (”) от предыдущих чисел не должны быть отделены пробелом, а от последующих чисел должны быть отделены пробелом (10° 15’).

11 Формулы в текстовых строках набора научно-технических текстов должны быть отделены от текста на пробел или на двойной пробел. Формулы, следующие в текстовой строке одна за другой, должны быть отделены друг от друга удвоенными пробелами.

12 Знаки номера (№) и параграфа (§) применяют только с относящимися к ним числами и отделяются пробелом от них и от остального текста с двух сторон. Сдвоенные знаки набираются вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры.

13 В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная аббревиатура — сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СССР, НДР, РФ, вуз); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) или усеченных и полных слов (Моссовет), и графические сокращения по начальным буквам (г. — год), по частям слов (см. — смотри), по характерным буквам (млрд — миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка — фабрика). Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом.

§

1 При наборе текста одного абзаца клавиша «Перевод строки» («Enter») нажимается только в конце этого абзаца.

2 Между словами нужно ставить ровно один пробел. Равномерное распределение слов в строке текстовым процессором выполняется автоматически. Абзацный отступ (красную строку) устанавливать с помощью пробелов запрещено; для этого используются возможности текстового процессора (например, можно использовать бегунки на горизонтальной полосе прокрутки или табулятор).

3 Знак неразрывный пробел (Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки или комбинация клавиш CTRL SHIFT пробел) препятствует символам, между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках, и сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может увеличиваться, в отличие от обычного пробела).

4 Выделением называют особое оформление отдельных слов или частей текста, которое подчеркивает их значение. Все виды выделений делят на три группы:

a. шрифтовые выделения, выполняемые путем замены характера или начертания шрифта, — набор курсивом, полужирным, жирным, полужирным курсивом, прописными или капительными буквами, шрифтами другого кегля или даже другой гарнитуры;

b. нешрифтовые выделения, выполняемые путем изменения расстояний между буквами (набор вразрядку) или между строками набора (дополнительные отбивки отдельных строк), изменения формата набора (набор «в красную строку», набор с одно- или двусторонними втяжками), подчеркивания текста тонкими или полужирными линейками или заключения отдельных частей текста в рамки и т. п.;

c. комбинированные выделения, выполняемые одновременно двумя способами, например, набор полужирным вразрядку, набор полужирным шрифтом увеличенного кегля с выключкой в «красную строку» и дополнительными отбивками, набор курсивом с заключением текста в рамку и т. п. Шрифтовые выделения (курсивом, полужирным, жирным) должны быть выполнены шрифтами той же гарнитуры и кегля, что и основной текст. Знаки препинания, следующие за выделенной частью текста, должны быть набраны шрифтом основного текста.

5 В текстовом наборе абзацные отступы должны быть строго одинаковыми во всем документе, независимо от кегля набора отдельных частей текста.

6 Знак тире, или длинное тире, может быть набрано с помощью Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки.

Темы презентаций по дисциплине «Информационные технологии»:

1 Правила создания учебных мультимедийных презентаций.

2 Редакторы векторной графики.

3 Редакторы растровой графики.

4 Редактор Gimp.

5 Графический редактор.

6 Интерфейс Microsoft Visual C# 2022 Express Edition.

7 Операторы С#.

8 Основные элементы языка С#.

9 Основные алгоритмические конструкции.

10 Условные операторы С#.

11 Операторы цикла С#.

12 Массивы в С#.

13 Обзор браузеров.

14 Основные службы и сервисы Internet.

15 World Wide Web. История Всемирной паутины, ее структура и принципы

16 Язык разметки гипертекста.

17 Электронная почта.

18 Отображение символьных адресов на IP-адреса: служба DNS

19 Основные протоколы TCP/IP

20 Создание сайта.

§

(Приведены выдержки из нескольких документов по теме, которые помогут сориентироваться, что хорошо, что плохо, что поможет сделать эффективную презентацию именно Вам. Информация местами повторяется, но прочитав одно и тоже трижды, м.б. мы наконец, это запомним и не будем делать ошибок.)

Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к своей работе.

Удачная и качественная презентация будет влиять на ваш положительный имидж. Презентация сегодня выступает как ваша визитная карточка. Эта технология позволяет визуально воспринимать вашу работу. К сожалению не каждую представленную работу можно назвать настоящей презентацией. Любая технология, в том числе и создание презентаций, компьютерной или другой, имеет свои правила, принципы, приемы.

Надо понимать, что презентация – это не отчет о проделанной работе, к которой мы давно привыкли и которые научились составлять. Независимо от носителей, на которых она выполнена, презентация включает в себя и некоторые элементы отчетности (статистические данные), и элементы анализа, экспертной оценки, а также – прогнозирования, перспективного планирования и многое другое, что зависит от конкретных целей и задач. Что такое компьютерная презентация?

Презентация (от английского слова – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Мультимедийная компьютерная презентация – это:

– динамический синтез текста, изображения, звука;

– яркие и доходчивые образы;

– самые современные программные технологии интерфейса;

– интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;

– мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;

– способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;

– невысокая стоимость.

Подготовленную презентацию можно выпустить и отдельным печатным изданием, оформив его соответствующим образом, а можно представить в виде авторского электронного издания. Если есть возможность, можно опубликовать презентацию на страницах журналов и газет или выставить на сайт в Интернет-пространстве.

Какие бывают презентации

С точки зрения организации презентации можно разделить на три класса:

• интерактивные презентации;

• презентации со сценарием;

• непрерывно выполняющиеся презентации.

Интерактивная презентация – диалог между пользователем и компьютером. В этом случае презентацией управляет пользователь, т. е. он сам осуществляет поиск информации, определяет время ее восприятия, а также объем необходимого материала. В таком режиме работает ученик с обучающей программой, реализованной в форме мультимедийной презентации. При индивидуальной работе мультимедийный проектор не требуется.

Все интерактивные презентации имеют общее свойство: они управляются событиями. Это означает, что когда происходит некоторое событие (нажатие кнопки мыши или позиционирование указателя мыши на экранном объекте), в ответ выполняется соответствующее действие. Например, после щелчка мышью на фотографии картины начинается звуковой рассказ об истории ее создания.

Презентация со сценарием – показ слайдов под управлением ведущего (докладчика). Такие презентации могут содержать “плывущие” по экрану титры, анимированный текст, диаграммы, графики и другие иллюстрации. При этом, автор должен понимать, что объекты, особенно меняющие положение, должны быть обоснованы целью презентации. Сами по себе это объекты отвлекают внимание и могут мешать воспринимать информацию. Порядок смены слайдов, а также время демонстрации каждого слайда определяет докладчик. Он же произносит текст, комментирующий видеоряд презентации.

В непрерывно выполняющихся презентациях не предусмотрен диалог с пользователем и нет ведущего. Такие самовыполняющиеся презентации обычно демонстрируют на различных выставках.

В чем достоинство презентаций?

Последовательность изложения. При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем бегая с указкой меж развешанных по всему залу плакатов. В отличие же от обычных слайдов, пропускаемых через диапроектор, компьютерные позволяют быстро вернуться к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения.

Конспект. Презентация — это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего: о чем не забыть, как расставить акценты. Эти заметки видны только докладчику: они выводятся на экран управляющего компьютера. При этом текст презентации не должен дублировать выступление докладчика, а лишь дополнять, структурировать, акцентировать внимание на важном.

Мультимедийные эффекты. Слайды презентации — не просто изображение. В нем, как и в любом компьютерном документе, могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты.

Копируемость. Копии электронной презентации создаются мгновенно и ничем не отличаются от оригинала. При желании слушатели могут получить все показанные материалы.

Транспортабельность. Дискеты с презентацией гораздо компактнее свертка плакатов и гораздо меньше пострадает от частых путешествий то на одно, то на другое «мероприятие». Более того, файл презентации можно переслать по электронной почте, а если есть необходимость и оборудование – и вовсе перенести выступление в Интернет и не тратить время на разъезды.

Именно поэтому создание и применение электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

§

В качестве наиболее типичных недочетов и ошибок при конструировании и оформлении электронных презентаций, часто снижающих их эффективность, можно выделить следующие.

Типичные недостатки структуры и формы представления информации:

• Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.

• Отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;

• Отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;

• Отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;

• Отсутствие рекомендуемых структурных элементов заключительной части учебной презентации: Вопросы и задания для работы в классе и домашнее задание;

Перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного);

Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;

Отсутствие связи фона презентации с содержанием.

Часто встречающиеся ошибки стиля и оформления:

• Орфографические и стилистические ошибки, недопустимые в учебном процессе;

• Отсутствие единства стиля страниц:

o одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов, лучше 36);

o одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов);

o заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;

o одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.

• Неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов (цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;

• Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;

• Отсутствие полей на слайдах;

• Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;

• Использование шрифтов с засечками (типа Times), затрудняющих восприятие информации;

• Отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;

Низкая контрастность фон / текст;

Низкая контрастность гиперссылок (нужно помнить, что у гиперссылки три состояния: выбрана, по гиперссылке еще не переходили, по гиперссылке уже переходили – нужно обращать на цвет гиперссылки во всех состоянях);

• Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;

Наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;

• Слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.

§

Доступность

Оптимальный объем

Основные принципы разработки мультимедийных презентаций

Выбор оптимального объема презентации очень важен и зависит от цели, для которой она создается, от предполагаемого способа ее использования (изучение нового материала, практическое занятие, аттестация, лекция и т.д.), а также от контингента учащихся (их возраста, подготовки и т.п.).

В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально – 12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Рекомендуемый объем учебной презентации (количество слайдов на один урок):

Для учащихся: Общий объем (кол-во слайдов) Кол-во слайдов с новой учебной информацией
старших классов 12 —15 8-10
начальных классов 7-8 4-6

Исключения составляют презентации, предназначенные для длительной лекции ознакомительного характера с большим количеством визуального материала. Однако и в этом случае объем презентации не должен превышать 50-60 слайдов, из расчета не менее чем 1 мин. лекции на один слайд, а на слайды, содержащие ключевые моменты и основополагающие понятия – по 2 мин.

В связи с этим необходимо строго отбирать видеоматериал для презентации, исходя из принципа разумной достаточности. Не следует использовать изображения, относящиеся к понятиям, на обстоятельное раскрытие которых лектор не рассчитывает. Не должно быть “лишних” слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключать дублирующие, похожие слайды.

Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся (зрителей). Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения. Значение всех новых терминов должно быть разъяснено. Если для взрослой аудитории можно включать в презентацию схемы, графики, черно-белые фотографии, то для младших школьников нужно этих элементов избегать. Если в первом случае допустимо включать числовые значения величин, то во втором это должны быть преимущественно величины сравнительные.

Необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности, изменения масштабов изображений и т.п. в ущерб научной достоверности.

§

Учет особенности восприятия информации с экрана

Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения – производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.

Именно поэтому в презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания зрителя доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Поэтому в презентациях (в особенности гуманитарного профиля) лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Лучше избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Опыт работы показывает, что поток одних только ярких изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны зрителей.

Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Зрители устают от голоса одного лектора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно – зрители привыкают к нему, и внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы.

Это требование предполагает учет индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала. Индивидуальный подход может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей полнее воспринимают информацию, представленную разными способами. Кто-то из аудитории лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и т.д.

Использование в презентации разных форм представления одной и той же информации повышает полноту ее восприятия практически каждым зрителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *