Сводный план основных мероприятий
Дата публикации 19 Март 2018 .
Ответственный за составление сводного плана: Валова Татьяна Владимировна, директор ЦБС Телефон: 5-61-32
В эпоху постоянных природных и социальных проблем всё большую популярность набирает безвозмездная помощь людям. Условия, при которых ребёнок сможет помогать ближнему и почувствовать себя нужным и значимым в обществе, даёт волонтёрская деятельность в школе. Поддержка этого направления влияет на дальнейшее развитие культурного и высокоморального современного общества.
Основные моменты
Волонтёр — человек, выполняющий работы или оказывающий услуги на добровольной бескорыстной основе. Волонтёрская деятельность — обязанности, связанные с оказанием помощи и имеющие благотворительный характер. К списку принципов, на которых строится эта миссия, относят: добровольное участие, уважительное отношение к людям, ответственный подход, соблюдение моральных принципов, равенство в коллективе.
Волонтёр имеет право:
Поощрения волонтёров выражаются во вручении грамот, сувениров и подарков, а также объявлением благодарности в газетах, при выступлениях в СМИ, социальных сетях и на сайтах.
Волонтёрство глазами детей
В раннем возрасте проявляется характер ребёнка и взгляды на окружающий мир, происходит формирование личности малыша. Вопрос, который стоит перед преподавателями и родителями детей, посещающих детский сад и начальную школу, как подготовить ребёнка ко взрослой ответственной жизни. Как раз для этой цели стала создаваться волонтёрская деятельность в начальной школе и дошкольных образовательных учреждениях.
Выделяют следующие этапы работы с воспитанниками в ДОУ и начальных классах:
Всё это организовывается через взаимодействие активных и заинтересованных педагогов, а также родителей и самих детей.
Волонтёры-школьники в детском саду помогают детсадовцам освоить разнообразные способы проведения досуга. Организовывают различные игры, совместно проводят праздники, помогают малышам собраться на прогулку.
Дети вместе со взрослым ухаживают за окружающим растительным миром. Высаживают цветы и кустарники, поливают, подвязывают. Участвуют в тематических акциях и общественных мероприятиях. Помогают в уборке местности, в изготовлении и ремонте различных предметов для игр. Делают и дарят поделки к различным праздникам.
Все эти действия направлены на формирование умения общаться с детьми младшего возраста, сверстниками и взрослыми людьми. Становится ответственными и гибко воспринимать социальные изменения. Развивать чувство долга перед людьми с ограниченными возможностями и пожилого возраста, а также это помогает педагогам набираться опыта в организации и веде́нии волонтёрской деятельности с детьми и знакомит родителей с методикой работы движения в детском саду.
Сейчас волонтёрство среди детей набирает популярность. Стать волонтёром-школьником можно, получив специальный документ, в котором будут указаны основные моменты деятельности. Получить его могут лица, достигшие возраста 14 лет. Для этого нужно обратиться к педагогу, занимающемуся этим вопросом и предоставить ему необходимые документы. Две фотографии 3 на 4 см и паспорт или пода́ть заявку на портале Добровольцы. рф.
Направления деятельности
Необходимо со школьных лет развивать в ребёнке такие черты, как: сострадание, доброта́, желание помочь нуждающемуся. Все эти качества можно развить, выбрав одно из направлений волонтёрства. Прежде чем решится на такой шаг, как волонтёрство ребёнок должен осознать всю ответственность и задать себе следующие вопросы: насколько он готов отдаться добровольческому делу, сколько времени может затратить и какие цели хочет достигнуть.
Социальная поддержка
Связав себя с этой деятельностью, школьник тем самым решается поддерживать пожилых людей и ветеранов войны, а также ребят, находящихся в детских домах. Эти категории людей нуждаются в поддержке, заботе и милосердии. Ведь чтоб выслушать и возможно дать совет подчас у профессиональной помощи просто не хватает времени.
Детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, также могут помогать волонтёры, ведь им очень часто требуется помощь в адаптации и учёбе. А дети, находящиеся на воспитании государства (в интернате, доме ребёнка) в первую очередь должны быть на попечении волонтёрских организаций, так как они лишены полноценного социального развития, что в первую очередь сказывается на их эмоциональном поведении и личности в целом. Полное включение детей-волонтёров во все сферы жизни ребёнка-сироты даёт возможность ему вырасти полноценным человеком во всех смыслах.
Примерами социальной поддержки детей-волонтёров являются: проведение праздников, организация досуга, репетиторство, помощь в бытовых делах. Сопровождать при передвижении, и просто выслушать и поддержать добрым словом.
Экологическая защита
Ещё одна тема волонтёрского проекта — защита окружающей среды. Школьники принимают участие в различных акциях экологического характера: уход за растительностью, уборка от мусора скверов, парков, лесов, рек. Участвуют в общественных инспекциях по незаконным вырубкам и постройкам, а также касающихся загрязнения воды, воздуха и почвы. Организовывают тематические мероприятия в образовательных учреждениях (сбор подписей, распространение информации по экологической ситуации на планете).
Спортивное движение
Помощь в проведении спортивных мероприятий — главная работа этого волонтёрства. Школьники, выбравшие для себя это направление, организовывают соревнования, участвуют в различных конкурсах, событиях и делегациях, носящих спортивный характер и пропагандирующих здоровый образ жизни.
Всероссийские благотворительные движения
В обязанности волонтёров-медиков входит: организация и проведение акций, флешмобов и мастерских программ, касающихся вопросов донорства и пропаганды здорового образа жизни населения. Участие в оздоровительных и спортивных масштабных массовых мероприятиях.
Волонтёры-школьники могут сами придумывать и выбирать формат предоставления информации. Организовать зарядки для учеников до 11 лет, делиться знаниями об образе жизни и здоровье в форме тематического вечера или книжной статьи. Более старшие ученики, достигшие 14 лет, прошедшие необходимые курсы и изучившие специализированную литературу, могут помогать врачам в больницах, и нередко начав свой путь помощи ещё в школе, связывают с этим направлением всю дальнейшую жизнь.
Следующим примером служат спортивные Олимпийские игры в Сочи 2014 года, на них было вовлечено более 25 тысяч добровольцев, в том числе немалую часть составили учащиеся волонтёры. Что позволило выйти на новый более масштабный уровень добровольческого движения по всей России.
Работая в волонтёрском отряде, подростки видят своими глазами как порой трудна и непредсказуема, может быть, реальная жизнь, они сами на себе могут ощутить весь груз ответственности волонтёрской деятельности, и, конечно же, увидеть пользу от своих действий. Эта практика в школьные годы может в корне изменить мировоззрение ученика и поможет сделать правильный выбор в дальнейшей уже профессиональной деятельности.
1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
2. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
3. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
4. Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
5. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни;
Система внеклассных занятий для организации внеурочной деятельности, на развитие социальной активности учащихся 2 класса.
Система волонтерских акций включает пояснительную записку, в которой раскрыта актуальность создания данной системы, раскрыта сущность волонтерской деятельности. В основной части представлены волонтерские акции по разделам, направленные на развитие социальной активности обучающихся 2 класса.
Данная система может использоваться учителями начальных классов для организации внеурочной деятельности учащихся.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Система волонтерских акций, направленная на развитие социальной активности учащихся 2 класса
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Система включает в себя волонтёрские акции, направленные на развития социальной активности обучающихся 2 класса. Данная система может использоваться во внеурочной деятельности. Предназначена для учителей начальных классов.
Пояснительная записка 5
Система волонтерских акций, направленных на развитие социальной активности у младших школьников 8
Раздел 1. Осень 9
Раздел 2. Зима 15
В основе волонтерских акций лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Волонтёрство – это проявление инициативы в чистом виде, добровольная безвозмездная помощь – сам захотел и сам выбрал, что делать. Сегодня в России в волонтерские акции активно вовлекаются учащиеся школ, вузы, которые учат помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, по собственной инициативе.
Выдающийся психолог Эрик Эриксон указывает, что инициативность дает человеку потенциальные возможности трудиться продуктивно, принимать на себя обязательства, планировать, энергично браться за какие-нибудь дела, чтобы продвигаться вперед.
Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой младший школьник становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Актуальность волонтерских акций в образовательной организации продиктована доброй волей, состоит в том, что оно приведет: к более эффективному формированию у младших школьников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы, а так же к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде. Соответственно, можно сделать вывод, что в 3 классе в центре внимания должно стоять формирование и развитие социально значимых качеств личности.
Система волонтерских акций, направленных на развитие социальной активности у младших школьников опирается на использование групповых форм взаимодействия детей во внеурочное время.
Цель системы заключается в подборе и систематизации волонтерских акций, направленных развитие социальной активности младших школьников.
Работу планируется проводить с учениками 3-го класса общеобразовательной школы.
1) подбор и разработка волонтерских акций, направленных на развитие социальной активности младших школьников;
2) систематизация волонтерских акций;
3) оформление системы волонтерских акций, направленных на развитие социальной активности младших школьников.
Система волонтерских акций как средство развития социальной активности младших школьников построена на основании следующих принципов:
1) принцип системности и последовательности – логическое построение содержания системы волонтерских акций выражается в соблюдении ряда правил, акции планируются на учебный год, начиная с января, заканчивая маем, больше всего нагрузки приходится на апрель;
2) принцип доступности – учитываются особенности развития детей младшего школьного возраста;
3) принцип гуманизации – принцип социальной защиты растущего человека, педагогический процесс, который строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему;
4) принцип сознательности и активности – отражает активную роль личности учащегося, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом.
Особенность содержания системы волонтерских акций, направленных на развитие социальной активности основывается на использовании организации разных форм акций.
Всего в проектируемой нами системе насчитывается 15 волонтерских акций, которые разработаны в определённой логической последовательности с учетом учебного плана педагога и памятных дат на один календарный год.
Разработанная система волонтерских акций подразделена на три блока:
В результате участия в волонтерских акциях у младших школьников формируется гражданская позиция, происходит развитие личностных качеств, таких как инициативность, милосердие, ответственность и др.
Обучающиеся в процессе данных акций расширяют свой кругозор, заводят новые знакомства, а так же могут внести свой вклад в благоустройство и процветание родного края.
Разработанная система волонтерских акции позволит помочь учителю начальных классов в развитии социальной активности младших школьников.
развитие социальной активности посредством планирования и выполнения общественно-полезного дела
первая половина сентября
развитие социальной активности младших школьников посредством
навыков взаимодействия с пожилыми людьми
21 сентября – 1 октября
развитие социальной активности посредством взаимодействия с ребятами 2-го класса
вторая половина октября
развитие социальной активности посредством участия в агитационной профилактической деятельности, способствующей формированию здорового образа жизни
первая половина ноября
Развитие социальной активности посредством сбора гуманитарной помощи и теплых вещей детям из многодетных, малообеспеченных и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию
вторая половина ноября
развитие социальной активности посредством воспитания у детей бережного отношения к книге.
Первая половина декабря
развитие социальной активности посредством совместного сотрудничества родителей с детьми с различными технологиями изготовления новогодних игрушек.
развитие социальной активности посредством совместного создания подарка для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вторая половина декабря
развитие социальной активности в процессе коллективных взаимоотношений посредством выполнения общественно-полезного дела.
Развитие социальной активности посредством вовлечения обучающихся в социально – значимую деятельность по патриотическому воспитанию
Развитие социальной активности посредством формирования внимательности, отзывчивости к мамам и бабушкам.
Первая половина марта
развитие социальной активности посредством вовлечения учащихся в мероприятия на воспитание экологической культуры.
Первая половина апреля
Вторая половина апреля
развитие социальной активности посредством формирования уважительного отношения к солидарности трудящихся.
развитие социальной активности посредством формирования бережного отношения к Великой памяти народа.
развитие социальной активности посредством создания благоприятной экологической среды на территории школы
Фотографии: ecodelai / VK / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Волонтерская деятельность — отличная возможность профориентации для школьников. Работая на добровольных началах, подростки не только получают опыт в интересной сфере, но и понимают, насколько она им подходит. К тому же, 227 российских вузов при поступлении начисляют дополнительные баллы за волонтерскую деятельность. Рассказываем, какие возможности есть в России для юных добровольцев.
Стать волонтером в России можно с 14 лет, оформив личную книжку волонтера. В нее вносят все сведения о добровольческой деятельности. В бумажном виде ее выдают в местном отделе молодежной политики, в электронном — после заполнения анкеты на сайте движения Добровольцы России. Важно: вузы учитывают волонтерский опыт, который абитуриент получил не позднее, чем за три месяца до подачи документов.
Волонтерской деятельностью можно заниматься очно — например, участвовать в проведении тематического квеста или проводить экскурсию в парке, так и оффлайн — помогать отстающим с учебой.
Вот несколько крупных добровольческих организаций для молодежи, а также благотворительных фондов, которым требуется помощь волонтеров, в том числе и несовершеннолетних.
Это самое многочисленное в России объединение волонтеров, которые занимаются охраной природы.
Миссия «Делай!» — распространять идеи ответственного отношения к природе и экологического патриотизма.
Волонтеры движения занимаются экопросвещением, благоустройствром городских территорий и озеленением, проводят уборку на особо охраняемых природных территориях, занимаются сбором вторсырья для переработки и многим другим.
Чтобы стать волонтером, необходимо связаться с представителем движения в своем регионе.
Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики» основано в 2013 году активистами проекта «Волонтеры Склифа». На сегодня это одна из крупнейших добровольческих организаций в сфере здравоохранения в Европе.
В рамках движения существует отдельная программа для волонтеров школьного возраста. Юные волонтеры-медики занимаются пропагандой здорового образа жизни и борются с распространением вредных привычек. Во время каникул в рамках проекта «Здоровая смена» добровольцы проводят интерактивные мероприятия по теме медицины и ЗОЖ в пришкольных и оздоровительных лагерях.
Ребята от 14 до 18 лет могут пройти бесплатный курс по основам медицинского добровольчества, а также программу профориентации, по окончании которой они могут помогать медперсоналу в больницах и поликлиниках.
«Дай Пять!» — это проект помощи тем, кто отстает от школьной программы. Главный принцип проекта — это помощь равного равному: то есть, волонтер программы (школьник или студент) «подтягивает» по предмету своего сверстника.
Проект отлично подойдет тем ребятам, которые хотели бы в будущем стать педагогами. Участвовать в нем можно как очно, так и дистанционно. Чтобы стать волонтером, нужно заполнить заявку на сайте и пройти небольшое тестирование.
Благотворительный фонд «Старость в радость» уже 7 лет опекает более 100 домов-интернатов для престарелых и инвалидов в 20 регионах.
Несовершеннолетние волонтеры могут принять участие в выездных концертах, которые проводит Фонд в подшефных учреждениях, или помочь с небольшим ремонтом и оказать другую посильную помощь во время летних каникул.
В течение всего года в рамках Фонда действует проект «Внук (внучка) по переписке». Задача волонтера — вести регулярную бумажную корреспонденцию с подшефным дедушкой или бабушкой. О чем и как писать — подскажут кураторы Фонда. Главное — делать это регулярно, делясь душевным теплом и вниманием с теми, кто в этом так нуждается.
В приютах для бездомных животных постоянно требуется помощь с уборкой, выгулом, починкой вольеров и поиском нового дома для четвероногих. Как правило, у большинства приютов есть возрастные ограничения для добровольцев — с 16 лет, но возможны и исключения для ребят более младшего возраста.
Выбрать приют можно, например, на интерактивной карте Фонда «В будущее» или узнать, не требуется ли помощь в ближайшем к вам приюте.
Где искать волонтерские проекты
Кто такие волонтеры? Что мотивирует школьников заниматься добровольчеством? Какие проекты существуют в России и как начать с ними работать? Отвечаем в нашей статье — первой из серии материалов, посвященных волонтерству.
Кто такие волонтеры?
Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.
Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.
Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.
Почему люди становятся волонтерами?
Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.
Интерес Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.
Добрые мотивы Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.
Общение и хорошая компания Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.
Внешние стимулы Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.
Развитие и профессиональный интерес Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.
Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?
Помогите школьнику подумать о видах мероприятий и активностей, которые будет приносить ему радость и удовольствие.
Попросите ребенка подумать о том, с какими людьми он хотел бы работать.
Убедитесь, что ребенок понимает все возможные проблемы, связанные с волонтерством. Например, работа с больными людьми и маленькими детьми требует особого внимания и терпения, а также нередко физических нагрузок.
Убедитесь, что волонтерская организация, где будет работать ребенок, может предоставить человека-куратора, который поможет ребенку в случае возникновения проблем и вопросов.
Регулярно давайте обратную связь, отмечайте положительные стороны, подчеркивайте, какие новые знания школьник получил, какие навыки развил.
Узнавайте, нам чем ведется работа, активно участвуйте в этой стороне его жизни, спрашивайте его мнение относительно тех или иных проблем, стимулируйте к размышлениям и собственным инициативам.
Пособие знакомит учеников с миром волонтёрства, основными направлениями и принципами, на которых оно основывается, поможет преодолеть трудности с вступлением в добровольческую организацию и совершить много добрых дел, став настоящими волонтёром. Тематические настольные игры и социальный квест, представленные в пособии, помогут учащимся освоить и применить на практике полученные новые знания о добровольческой деятельности. Пособие адресовано учащимся 5-7 классов и предназначено для организации работы во внеурочной деятельности.
Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?
Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.
Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский
Тема. Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников
Максимова Светлана Викторовна,
заместитель директора по ВР,
учитель русского языка и литературы
Глава I ВОЛОНТЕРСТВО – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
Кто людям помогает – не тратит время зря,
Прекрасными делами наполнится земля!
Свободные минуты вы отдаете всем,
Кто в помощи нуждается, не требуя взамен
Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.
Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!
Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость, толерантность и др.
Также можно с уверенностью сказать, что волонтёрство – это появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность.
Цель: реализация волонтёрской деятельности в школе как новой формы вовлечения подростков в социальную активность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
показать, насколько важно волонтёрское движение в школе;
Глава I. Волонтёрство – средство формирования социальной активности школьников.
Процесс воспитания на сегодняшний день предполагает подготовку такого поколения, которое способно поддерживать свое физическое, моральное здоровье, адаптироваться к любой ситуации, обучаться, проявлять активность и талант на благо не только самого себя, но и общества в целом.
Итак, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся, способна удовлетворить потребности обучающихся. Готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника – это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым нaвыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.
В результате конвергенции (процесс сближения) реального поведения и взаимодействия личности с внешним миром происходит нравственное (готовность к служению, сострадание, толерантность), социальное (формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе), психическое (развитие различных психических функций) и деятельное (социальная активность, деятельностная состоятельность) развитие личности, являющееся основой саморазвития и самосовершенствования.
– формированию образа жизни, достойного человека;
– формированию жизненных позиций обучающихся;
– формирование ценностного отношения к социальным условиям человеческой жизни; формированию социальной активности;
– развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Организация новых форм занятости детей для развития их социальной активности, самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
– Воспитывать гражданские и патриотические чувства детей и подростков;
– Поддерживать социальные инициативы, направленные на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
– Развивать социальную активность детей и подростков, самостоятельность и ответственность, коммуникативные умения и навыки;
– Предоставлять возможность для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
– Привлекать средства массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;
– Поддерживать волонтерское движение со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;
– Пропагандировать здоровый образ жизни.
Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы. Пренебрежение каким- либо принципом недопустимо и губительно для программы.
Принципиальные основы деятельности взрослого:
1. Обеспечение безопасности обучающегося;
2. Достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;
3. Организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”;
4. Продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;
5. Максимальное использование имеющихся материально- технических ресурсов.
Принципиальные основы деятельности обучающегося:
1. Добровольное включение обучающегося в разнообразные виды деятельности;
2. Реализация личных способностей ребенка, развитие социальной активности;
3. Значимость деятельности ребенка;
4. Положительный результат участия в программе.
1. Вовлечение большого числа детей и подростков школы в активную общественную жизнь.
2. Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения.
3. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности, здоровья, взаимопомощи.
4. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
5. Организованные игры, диспуты и другие культурно-эстетические развлекательные мероприятия.
6. Активное участие в пропаганде ЗОЖ, профилактических мероприятиях.
7. Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.
Обучающиеся понимают, что волонтёр – это не профессия, это не увлечение, это образ жизни.
В заключении необходимо отметить, что волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности подростка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, помогает социализироваться.
Волонтёрство – новая форма вовлечения подростков в социальную активность. Очень важно создать условия для того, чтобы у школьника была возможность получать знания, умения и навыки, необходимые ему для дальнейшей жизни, а затем предоставить самостоятельность при определении целей, задач и форм его участия в социальном развитии общества. И в помощь в этом нам пришло волонтерское движение
Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!
Волонтерское движение в школах и вузах России стало масштабно развиваться в конце 80-х годов прошлого столетия. Если углубиться в историю, то истоки волонтерства можно найти и раньше — в послевоенные годы существовали различные службы милосердия, общества охраны памятников и природы. Были и тимуровцы, и пионеры.
Актуальность вопроса
В современном мире в понятие “волонтер” вкладывается новый смысл. Изменились задачи движения, цели, мотивация. Если раньше, в 80-е годы прошлого века, люди ехали на БАМ или поднимать целину, то им выплачивалась зарплата – своего рода компенсация за тяжелый труд. Что касается бесплатной работы на субботниках, в полях и пр., то чаще она была связана с общественным принуждением.
Сегодня волонтеры – незаменимые люди. В современном мире существует множество социальных проблем, в решении которых они помогают. Волонтерское движение активно развивается; появляются добровольцы, готовые потратить свое время и силы на пользу обществу.
Нормативная база
Юридическое определение понятия “волонтер” закреплено в 5 статье 135-ФЗ. Согласно норме, им называют гражданина, осуществляющего благотворительную деятельность в виде безвозмездного труда в пользу и в интересах получателя. В качестве последнего может выступать и конкретный человек, и какая-либо организация.
У слова “волонтер” есть синоним – “доброволец”. Иногда этих людей называют внештатными сотрудниками, общественными помощниками, ассистентами, посредниками и пр. Всех волонтеров объединяет одно – добровольность. Для этих людей деньги не являются мотивацией.
Сферы деятельности
Добровольческие инициативы могут распространяться практически на любую сферу жизни. Основные направления волонтерского движения в школе, к примеру, – это:
Волонтерское объединение может участвовать в урегулировании конфликтов, активизации населения в деревне и пр. Добровольцы постоянно принимают участие в политических процессах, следят за социальной обстановкой.
Принципы
Волонтерское движение в школе, как, собственно, и в любом другом учреждении, должно основываться на:
Добровольцем может стать абсолютно любой человек – вне зависимости от возраста, пола и других обстоятельств. Поэтому в волонтерском движении в школе могут участвовать не только дети, но и взрослые. Более того, педагоги своими действиями будут подавать детям пример.
Сложности
К сожалению, существует немало стереотипов, мешающих широкому распространению волонтерского движения. В школах, детских садах, других учебных заведениях необходимо проводить разъяснительную работу. Волонтерство должно одобряться большинством населения.
Одна из главных задач современных благотворительных организаций – популяризация добровольной помощи. Сегодня крайне важно пропагандировать идеи бескорыстной помощи. Только так можно создать позитивный имидж волонтера.
Участие государства
Текущий 2018 год был объявлен годом волонтера. Об этом сказал сам президент страны Владимир Путин в декабре 2017 г. На высшем уровне была разработана программа года волонтера, реализация которой направлена на:
Разработчики программы рассчитывали, что комплексный подход обеспечит своего рода толчок добровольческому движению и оно сможет получить более высокий статус.
Программа волонтерского движения в школе
Сегодня к работе добровольческих объединений активно подключаются учебные заведения. В общеобразовательных учреждениях, вузах создаются волонтерские отряды. Перед ними ставятся конкретные задачи, назначаются координаторы, руководители.
Надо, однако, сказать, что в работе добровольцев, как и в любой другой деятельности, важна грамотная организация. Волонтерское движение в школе начинается с разработки программы. В ней отражаются ключевые аспекты работы, участники, задачи, результаты.
Цель волонтерского движения в школе – создать условия для вовлечения учащихся, достигших 14 лет, в добровольческую деятельность. Задачи могут быть связаны с решением самых разных проблем, к примеру:
В числе ожидаемых результатов могут быть:
Волонтерское движение в школе
Безусловно, перед добровольцами должны стоять выполнимые задачи. Для этого необходимо структурировать их и закрепить в Положении о волонтерском движении. В школе может работать несколько добровольческих отрядов по разным направлениям. Например, это могут быть отряды:
Результаты и анализ работы
Как правило, итоги деятельности волонтеров подводятся в конце года. Если работа отрядов была организована правильно, был грамотный координатор, то успех проекта обеспечен. Главными результатами должны стать:
В школе учителям необходимо заниматься не только обучением, но и воспитанием подростков. В выполнении второй задачи и будет способствовать волонтерское движение. Участие в нем помогает детям меняться не только внутренне, но и внешне. Учащиеся приобретают уверенность в себе, становятся чуткими, внимательными к проблемам других.
В конце каждого года составляется отчет по волонтерскому движению. В школе целесообразно сделать специальный стенд, на котором будут отражаться результаты добровольческой работы.