Процедура банкротства ООО в упрощенном порядке (банкротство ликвидируемого должника) имеет по сравнению с общим регламентом свои тонкости, которые значительно ускоряют весь процесс. О том, при каких условиях возможна ликвидация через банкротство и каков ее порядок, мы расскажем в данном материале.
Общая информация о ликвидации через банкротство
Рассматриваемый процесс регулируется § 1 гл. X I закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Остальные общие положения о банкротстве применяются с учетом особенностей вышеназванного правового источника. К таким нормам, например, относятся ст. 63 и 65 ГК РФ.
Следует отметить, что в перечисленных законодательных актах никаких особенных требований, касающихся банкротства именно обществ с ограниченной ответственностью, не существует. Также и специальные нормы об ООО в ГК РФ или законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ ничего не говорят о специфичности банкротства данного вида юридического лица.
Что касается упрощенного банкротства вообще и ликвидации ООО через банкротство в частности, то оно имеет свои нюансы, о которых поговорим подробнее в следующих разделах публикации. Здесь лишь скажем о главном отличии упрощенной процедуры.
Она применяется в том случае, если решение о ликвидации юридического лица уже принято (п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 225 закона 127-ФЗ), то есть тогда, когда на стадии начавшегося «закрытия» предприятия обнаруживается, что у него не хватает имущества удовлетворить все требования кредиторов. Моментом принятия решения о ликвидации ООО считается дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, когда данный факт приобретает значение для третьих лиц.
Ликвидация ООО с долгами по налогам
У организации могут быть долги по различным видам налогов, в зависимости от вида реализуемой в фирме системы налогообложения, вида деятельности организации. В любом случае проблема ликвидации ООО с долгами по налогам какими-то отдельными положениями в законодательстве не отмечена. Понятно, что если учредители решили закрыть общество, то налоговую задолженность обойти никак не получится, чего не скажешь о требованиях других кредиторов.
В этом случае при любых намеках на нехватку имущества у ликвидируемого должника налоговый орган, как кредитор, сразу подаст соответствующее заявление в арбитражный суд. При таких обстоятельствах и с учетом неоднородности судебной практики есть риск, что банкротство будет проходить в общем порядке с более длительными сроками.
Особенности банкротства ликвидируемого должника
Упрощенное банкротство имеет следующие особенности:
Досудебный этап ликвидации
Обратимся к самому началу процесса закрытия ООО. В соответствии со ст. 63 ГК РФ, после внесения сведений в ЕГРЮЛ о начале ликвидации осуществляется следующий алгоритм действий:
Все эти этапы занимают достаточно много времени, поэтому встает справедливый вопрос, можно ли их пропустить или ускорить? Об этом поговорим в следующей части статьи.
Способы ускорения ликвидации
Самому ликвидатору ускорить процесс затруднительно. До продажи имущества он не будет точно знать, отвечает ООО признакам банкротства или нет. Однако у ликвидационной комиссии есть право подать заявление в суд, основываясь на предвидении ситуации, но только в общем порядке. Соответственно, и банкротство будет осуществляться обычным путем.
Другой способ пропустить досудебные ликвидационные проволочки — подать заявление в суд от кредитора. Однако судебная практика дальнейшего рассмотрения таких заявлений неоднообразна:
В любом случае банкротство ликвидируемого должника выгодно кредитору, который находится в сговоре с должником, так как если обойти досудебные этапы ликвидации, то не будет полной картины по задолженности. Следовательно, в такой ситуации могут пострадать интересы остальных кредиторов.
Процесс упрощенного банкротства
Подать заявление на упрощенное банкротство ООО в арбитражный суд может лишь ликвидационная комиссия (ликвидатор, руководитель комиссии). Если этот орган еще не создан и с заявлением о банкротстве обращается учредитель (участник) или руководитель общества, то процесс будет проходить по обычному регламенту. Логичность такого требования понятна, ведь узнать о том, что имущества должника не хватает на погашение всей кредиторской задолженности, может только ликвидационная комиссия в силу своих полномочий.
Необходимо помнить, что законодатель делает ограничение по срокам подачи заявлений в арбитражный суд. По общему правилу обратиться нужно в кратчайшие сроки, но не позже одного месяца с даты обнаружения признаков банкротства (п. 2 ст. 9 закона 127-ФЗ). Но при упрощенном варианте действует п. 3 ст. 9 закона 127-ФЗ, по которому руководитель ликвидационной комиссии обязан подать соответствующее заявление в суд в течение 10 календарных дней с даты выявления признаков банкротства.
По форме и содержанию заявление об упрощенной процедуре банкротства ООО с долгами ничем не отличается от обычного. Составляется данный документ по нормам пп. 1 и 2 ст. 37 закона 127-ФЗ. К нему прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ и ст. 38 закона 127-ФЗ. Перед непосредственным обращением в арбитражный суд заявитель обязан выслать копии заявлений всем заинтересованным лицам (п. 4 ст. 37 закона 127-ФЗ).
После принятия судом заявления, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего процедура банкротства проходит в обычном порядке. То есть оставшаяся часть процесса регулируется гл. I II и VII закона 127-ФЗ.
Ответственность учредителя, директора, руководителя ликвидационной комиссии
Обратим внимание, что подача заявления в арбитражный суд при обнаружении признаков банкротства — это обязанность ликвидационной комиссии, а при ее отсутствии — учредителей и исполнительного органа общества. Естественно, в случае нарушения данных требований наступает ответственность.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 226 закона 127-ФЗ, если ООО продолжает ликвидацию, хотя у него не хватает имущества для расчета со всеми кредиторами, то такому обществу откажут в государственной регистрации. Дело в том, что при подаче заявления в налоговую по ликвидации юридическое лицо тем самым подтверждает отсутствие какой-либо задолженности (подп. «а» п. 1 ст. 21 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). А по факту получается, что ООО просто вводит в заблуждение налоговый орган. За данное правонарушение на должностное лицо общества налагается штраф от 5000 до 10 000 рублей (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Как уже говорилось выше, при упрощенном банкротстве существуют сроки подачи заявления в арбитражный суд. Если лица, ответственные за указанную обязанность, не исполнят ее вовремя, то они будут нести субсидиарную ответственность перед всеми кредиторами общества (п. 2 ст. 226 закона 127-ФЗ).
Итак, упрощенное банкротство осуществляется в более короткие сроки, чем обычный процесс. Бесспорно, инициировать этот вариант банкротства может только ликвидационная комиссия после обнаружения признаков банкротства. Если ликвидатор не обратится в суд, то будет нести субсидиарную ответственность по долгам общества. К сожалению, законодательное регулирование упрощенной процедуры банкротства ООО достаточно скудно, поэтому в данном процессе большую роль играет сложившаяся судебная практика.
Если восстановление финансового положения юридического лица заведомо невозможно, законодательством предусмотрено банкротство по упрощенной процедуре.
Согласно гл. X I Закона о банкротстве могут применяться следующие упрощенные процедуры:
Рассмотрим одну из таких процедур, отличающуюся повышенным риском злоупотреблений со стороны недобросовестных должников, – банкротство ликвидируемого должника.
Суть упрощенной процедуры банкротства в данном случае заключается в том, что в отношении должника применяется лишь конкурсное производство; затем, как правило, его ликвидируют.
В идеале, – когда ликвидация реальная, – действия ликвидатора фактически заменяют процедуру наблюдения, поэтому законодатель предоставляет возможность сократить расходы, связанные с процедурой банкротства, путем непосредственного перехода к стадии конкурсного производства.
Согласно ст. 224 Закона о банкротстве если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов недостаточна, такое юрлицо ликвидируется в предусмотренном законом порядке. При выявлении обстоятельств, предусмотренных п. 1 данной статьи Закона, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана в десятидневный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Неисполнение обязанности по подаче заявления влечет субсидиарную ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора) (п. 1 ст. 61.12 Закона).
Таким образом, при наличии признаков недостаточности имущества подача заявления о банкротстве ликвидируемого должника является не только правом, но и обязанностью ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Введение (прекращение) процедуры банкротства
Рассмотрим этапы банкротства ликвидируемого должника.
Первый этап: учредители принимают решение о ликвидации. Оно должно быть принято единогласно. Если есть вопросы с составом участников общества (например, пропавшие участники или те, с которыми нет связи), их необходимо решить до процесса ликвидации. Как правило, таких участников исключают в судебном порядке как систематически нарушающих их обязанности и препятствующих нормальному функционированию общества.
Второй этап: в налоговый орган направляется заявление о начале процесса ликвидации (на основании поступившей информации в ЕГРЮЛ вносится запись о начале процедуры, функции по руководству обществом переходят к ликвидатору).
Третий: сразу после получения листа записи о начале ликвидации необходимо опубликовать соответствующую информацию в журнале «Вестник государственной регистрации» и в реестре ЕФРСФДЮЛ в течение трех рабочих дней с момента регистрации сообщения о начале ликвидации в ЕГРЮЛ.
Четвертый: в адрес кредиторов, уполномоченного органа и внебюджетных фондов направляется извещение о начале процедуры ликвидации и банкротства.
Пятый этап: ликвидатор направляет запросы в уполномоченные органы и организации о наличии у должника имущества, проводится сверка по налогам и сборам; в налоговую инспекцию направляется промежуточный баланс, содержащий сведения о наличии долга перед кредиторами, превышающего 300 тыс. руб.
Шестой: в арбитражный суд подается заявление о банкротстве ликвидируемой организации. При этом необходимо доказать, что на удовлетворение требований всех кредиторов у ликвидируемой организации не хватает денежных средств, однако их достаточно для проведения процедуры банкротства. Кроме того, нужно оплатить госпошлину, а также приложить к заявлению документы о наличии или отсутствии у ликвидируемого должника имущества. При наличии оснований судом принимается решение о признании должника банкротом, открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего.
Седьмой: в течение месяца после открытия конкурсного производства кредиторы предъявляют требования к должнику; конкурсный управляющий формирует реестр.
Восьмой: в процессе конкурсного производства проводится инвентаризация имущества, взыскивается дебиторская задолженность, погашаются задолженности перед кредиторами, закрываются счета должника. По завершении всех расчетов формируется окончательный ликвидационный баланс.
Наконец, суд выносит определение о прекращении дела о банкротстве, на основании которого ликвидируемая компания исключается из ЕГРЮЛ.
Основные риски добросовестных участников гражданского оборота, возникающие в ходе реализации указанной процедуры банкротства, обусловлены преимущественно сокращенным периодом предъявления требований кредиторов, а также вопросами, связанными с механизмами защиты их прав непосредственно в ходе конкурсного производства (минуя стадии наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления).
Так, с даты введения конкурса:
Полномочия руководителя должника переходят от ликвидатора к конкурсному управляющему, которому ликвидатор по акту передает все документы и ценности.
На практике собственники бизнеса зачастую используют упрощенную процедуру банкротства ликвидируемого должника, чтобы быстрее избавиться от накопившихся долгов, рассчитывая, что потенциальные кредиторы не успеют заявить их требования. Особенно это актуально, когда в отношении должника заявлены исковые требования, судебное решение по которым еще не вынесено.
Приостановление производства по спору, возбужденному до предъявления требования о банкротстве
На практике встречаются ситуации, когда недобросовестные участники рыночных отношений пытаются уйти от выполнения обязательств по возврату задолженности через процедуру банкротства должника. Как быть в таком случае добросовестному кредитору, чья дебиторская задолженность еще не установлена решением суда и производство по делу о взыскании задолженности не завершено?
На этот вопрос еще в 2012 г. ответил Высший Арбитражный Суд РФ, разъяснив, что не всегда требования добросовестного кредитора, рассматриваемые в порядке искового производства, подлежат оставлению без рассмотрения либо прекращению из-за наличия в отношении должника дела о банкротстве.
Из разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», следует, что в силу абз. 2 п. 1 ст. 63, абз. 2 п. 1 ст. 81, абз. 8 п. 1 ст. 94 и абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке ст. 71 или ст. 100 Закона. В связи с этим все исковые заявления о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей и неразрывно связанных с личностью кредитора обязательств должника-гражданина, поданные в день введения процедуры наблюдения или позднее – во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения на основании п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ. Однако, как разъяснил ВАС, рассмотрение таких исковых заявлений и принятие по ним решения по существу не препятствуют в дальнейшем включению соответствующего требования в реестр с учетом абз. 3 п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве и п. 24 названного Постановления.
В соответствии с п. 28 и 29 Постановления № 35, а также абз. 3 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. В таком случае кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом.
В связи с этим если исковое заявление о взыскании с должника задолженности по денежным обязательствам или обязательным платежам, кроме текущих платежей, было подано до даты введения наблюдения, то в ходе банкротных процедур право выбора принадлежит истцу: либо по его ходатайству суд приостанавливает производство по делу на основании ч. 2 ст. 143 АПК, либо в отсутствие ходатайства продолжает рассматривать дело в общем порядке; при этом в силу запрета на осуществление по подобным требованиям исполнительного производства в указанных процедурах исполнительный лист по делу не выдается (абз. 4 п. 1 ст. 63, абз. 5 п. 1 ст. 81 и абз. 2 п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве). Суд не вправе по этому основанию приостановить производство по делу по собственной инициативе или по ходатайству ответчика.
Наличие не приостановленного и не прекращенного искового производства по требованию кредитора, заявленному в деле о банкротстве, является основанием для оставления судом такого требования без рассмотрения применительно к п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК, за исключением случая, когда кредитор в указанном исковом производстве ходатайствовал о приостановлении или прекращении производства по делу.
Таким образом, наличие возбужденного в отношении должника дела о банкротстве не препятствует производству по делу, возбужденному в общем порядке искового производства, которое продолжается в обычном порядке. И только после введения процедуры наблюдения истцам предоставляется право заявить ходатайство о приостановлении производства по данным делам, которое суд в силу ч. 2 ст. 143 АПК обязан удовлетворить.
Если кредитор, выступающий истцом, не воспользовался указанным правом, исковое производство продолжается в общем порядке и завершается вынесением соответствующего судебного акта1.
Наличие возбужденного дела о банкротстве препятствует принудительному исполнению судебного акта (но не его вынесению) в порядке исполнительного производства, в связи с чем кредитор может обратиться с требованием в рамках банкротного дела. При этом такое требование, подтвержденное судебным решением, вступившим в законную силу, считается установленным2.
Требование кредитора, подтвержденное судебным решением, предъявляется в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном для соответствующей стадии банкротства (п. 4 ст. 48, п. 1 ст. 71, п. 5 ст. 81, п. 1 ст. 100, п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве).
Таким образом, не всегда производство по делам о взыскании задолженности, рассматриваемым в исковом производстве, подлежит автоматическому прекращению либо оставлению без рассмотрения при введении в отношении должника процедуры банкротства. В частности, после введения процедуры наблюдения истец может заявить ходатайство о приостановлении производства по делу о взыскании задолженности и подать заявление о включении его требований в реестр в рамках банкротного дела либо не заявлять ходатайство о приостановлении производства. В последнем случае суд будет рассматривать дело по существу. При этом подавать заявление о включении требований в реестр можно будет после получения решения суда.
Важно отметить, что право выбора порядка рассмотрения требований к должнику (в деле о банкротстве или в порядке искового судопроизводства) принадлежит кредитору только в процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. С момента открытия в отношении имущества должника конкурсного производства рассмотрение денежных требований кредитора, возникших до принятия судом заявления о признании должника банкротом, возможно только в рамках дела о банкротстве.
1 См., в частности, п. 6 Постановления Пленума ВАС от 23 июля 2009 г. № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Об исполнительном производстве” в случае возбуждения дела о банкротстве»; постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2012 г. № Ф01-5903/11 по делу № А17-3988/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2011 г. № Ф04-6157/11 по делу № А03-2254/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 декабря 2010 г. по делу № А58-4349/10.
2 См. п. 10 ст. 16 Закона о банкротстве, постановления ФАС Поволжского округа от 31 января 2012 г. № Ф06-10995/11 по дулу № А12-8013/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 ноября 2011 г. № Ф02-5305/11 по делу № А19-11681/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2010 г. по делу № А45-1379/2010.
Стаж судьи имеет значение?
Уголовное право и процесс
Первый круг рассмотрения уголовного дела завершился оправдательным приговором, второй – обвинительным
16 октября 2023
Торги торгам рознь
Гражданское право и процесс
ВС пояснил ряд важных для практики вопросов относительно купли-продажи имущества, находящегося в залоге
11 октября 2023
При ликвидации компании в установленном законом порядке должно соблюдаться одно важное требование. А именно: имущества, активов, средств компании должно хватить, чтобы удовлетворить претензии всех ее кредиторов, которые заявили свои требования.
А вот как быть, если требования всех кредиторов удовлетворить не удается? Тогда нужно использовать процедуру упрощенного банкротства.
Пока не забыли, сохраните себе полезные материалы по теме: получить инструкцию по ликвидации ООО
До определенного этапа эта процедура напоминает процедуру добровольной ликвидации. А потом начинается «развилка». Итак, опишем упрощенное банкротство поэтапно.
Этап 1. Принятие решения о ликвидации компании. И назначении ликвидатора
Начинается процесс избавления от ненужной компании с принятия решения ее участниками. Решение должно быть принято единогласно. Если есть пропавшие участники, или те, с которыми нет связи, придется сначала навести в этом порядок. Как правило, таких участников исключают через суд, как систематически нарушающих свои обязанности, и делающих невозможной работу общества (будем рассматривать все на примере ООО, как самой частой коммерческой ОПФ).
После того, как есть необходимый кворум (100% голосов), на общем собрании участников необходимо принять решение по следующей повестке дня:
Ликвидатором может быть любое лицо, имеющее право быть руководителем компании. Можно назначить и ликвидационную комиссию, формально разницы между ними нет.
Как правило, ликвидатором назначают действующего директора.
Если в обществе один участник, он принимает единоличное решение по тем же вопросам. После этого нужно зарегистрировать в ЕГРЮЛ факт начала процедуры ликвидации компании. И назначения ликвидатора (главы ликвидационной комиссии).
Сразу после получения Листа записи о начале ликвидации, необходимо сделать публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации». И в реестре ЕФРСФДЮЛ. Для второго есть срок — три рабочих дня с момента регистрации сообщения о начале ликвидации в ЕГРЮЛ. Основание — пп. «в» п. 7 ст 7.1
Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Насчет срока — это не совсем точная трактовка нормы закона, когда нужно вносить сведения «в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта». вопросы, когда факт возник — когда принято решение о ликвидации, или когда оно зарегистрировано в налоговом органе? Но, поскольку внесение в ЕГРЮЛ длится 7 рабочих дней, внести после принятия решения в течение трех дней проблематично. Тем самым была принята трактовка, начинающая течение срока с момента государственной регистрации сообщения о начале ликвидации.
Соответствующие публикации нужны для того, чтобы кредиторы компании, если они есть, смогли в установленный срок (как правило, это два месяца, меньше нельзя), заявили свои требования.
Как правило, в публикации указывается адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ.
Важно: если после публикации налоговая внезапно признала адрес компании недостоверным, и было принято этот адрес сменить (или пришлось уточнять его вплоть до офиса и помещения), придется снова подать публикацию в «Вестник».
В ЕФРСФДЮЛ нужно вносить сведения только о начале процедуры ликвидации. Все остальные сведения туда внесет регистрирующий орган. Но если не внести — возможен отказ в регистрации на следующем этапе. Особенно этим «грешат» региональные регистрирующие налоговые инспекции. Но и в столицах иногда бывают случаи таких отказов, особенно в последнее время.
Есть вероятность, что налоговики обязательно проверят
Этап 3. Промежуточный ликвидационный баланс
Этот этап является некой «развилкой», на которой прекращается сходство данной процедуры с добровольной ликвидацией. Именно при составлении промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ) должно прийти понимание, есть ли у ликвидируемой компании средства для того, чтобы расплатиться со всеми кредиторами. Если их не хватает, или их нет вообще — пора переходить в банкротство.
До составления ПЛБ ликвидатор должен провести сверку с налоговой, отправить запросы в ГИБДД, Роспатент, Росреестр, и другие регистрирующие организации в целях розыска и уточнения имущества, которое может быть у компании. По сути, он собирает «конкурсную массу», из которой будут удовлетворяться требования кредиторов.
Итак, составляется ПЛБ, сообщение об этом подается в регистрирующий орган.
Важно: сам ПЛБ в налоговую подавать, по закону, нет обязанности. Но иногда может быть отказ в регистрации, хоть он и незаконен. Каждый сам выбирает, как поступить — правильно, или чтобы точно зарегистрировали.
Итак, после получения Листа записи о регистрации этого этапа, пора переходить в упрощенное банкротство.
Этап 4. Упрощенное банкротство. Начало
Упрощенным это банкротство называется потому, что у него отсутствует период наблюдения. По сути, все предшествующие этапы и были наблюдением — ликвидатор собрал всю информацию, пришел к выводу что средств не хватает, а значит, нужно сразу вводить конкурсное производство.
Собственно, пункт 3 статьи 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» об этом гласит:
«В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков».
Важно: Ликвидатор, не подавший заявление в 10-дневный срок, может быть привлечен к субсидиарной ответственности по вновь возникающим долгам предприятия. К примеру, если процедуру банкротства начнут кредиторы — это вознаграждение арбитражного управляющего и затраты на проведение процедуры.
Чтобы процедура была именно завершена ликвидацией, а не повисла в воздухе, нужно:
Если арбитражный суд признает заявление о банкротстве ликвидируемого должника, он вводит конкурсное производство. После этого ликвидатор передает все свои полномочия конкурсному управляющему. А также, имущество, документацию ликвидируемой компании.
Этап 5. Конкурсное производство
Арбитражный суд вводит конкурсное производство, назначает конкурсного управляющего. Поскольку тут должник банкротит сам себя, конкурсного назначает сам суд.
После своего назначения, в течение 10 дней конкурсный управляющий делает публикацию о введении конкурсного производства в газете «Коммерсантъ», а также в реестре ЕФРБ.
С даты введения конкурса:
Полномочия руководителя должника переходят от ликвидатора к конкурсному. Ликвидатор должен по акту передать все документы и ценности управляющему.
Важно: если кредиторы не заявили свои требования повторно, в указанный 30-дневный срок, суд не будет завершать конкурсное производство. Он его прекратит с рекомендацией завершить ликвидацию по закону, поскольку формально долгов у компании нет. Опоздание с подачей требований тоже сюда относится.
Также конкурсный управляющий:
После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
В срок от 30 до 60 дней суд направляет это определение в регистрирующий орган, Это определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
С даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным. Долги, который в процедуре упрощенного банкротства не погасили — будут считаться погашенными.
В каких случаях не стоит использовать упрощенное банкротство
Процедуру упрощенного банкротства не стоит применять, если компании угрожает выездная налоговая проверка (ВНП).
Во-первых, само объявление о начале ликвидации является сигналом для налоговиков — риск проверки возрастает многократно.
Во-вторых, если во время ликвидации начата налоговая проверка — до ее завершения ликвидацию завершить не дадут. И скорее всего, налоговики не будут тянуть с проверкой до регистрации сообщения о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
И в третьих, если есть риск выездной налоговой проверки — есть другие способы ликвидировать компанию.
как ликвидировать ООО с любыми долгами без налоговой проверки
Когда еще применяется упрощенное банкротство
Упрощенное банкротство применяется не только при невозможности рассчитаться с кредиторами. Еще его применяют при банкротстве отсутствующего должника.
Вот что говорит п. 1 ст. 227 ФЗ «О несостоятельности»:
«В случаях, если гражданин — должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности».
Уполномоченный орган — это налоговая служба. И они подают на банкротство только если точно знают, что у организации есть средства на оплату процедуры. Из бюджета они её оплачивать не будут.
Не лишним будет уточнить, что выбирать тот или иной способ закрытия компании нужно только после детальной консультации со специалистами.
Как известно, предпринимательская деятельность сопряжена с рисками. В России вести бизнес сложнее вдвойне в силу отсутствия прозрачного правового регулирования, коррумпированности чиновников, бюрократических барьеров, невозможностью получения кредита и др. негативных факторов, характерных только для России.
Зачастую бизнес единица перестает быть источником прибыли и морального удовлетворения для своего собственника, а скорее наоборот становится потенциальной угрозой и источником его беспокойства.
Причинами для этого могут быть самые разные: потенциальные негативные налоговые последствия, отсутствие рентабельности, долги перед третьими лицами и др.
Такие предприятия создают риски для своих собственников и/или руководителей, связанные в том числе с возможностью их привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, а также к административной и/или уголовной ответственности руководителя за нарушение предприятием налогового законодательства или иных требований закона.
В свете последней положительной судебной практики привлечения собственников и/или руководителей к субсидиарной ответственности по долгам предприятия, этот вопрос стал еще более актуальным.
Итак, собственник предприятия осознал необходимость перемен и мечтает о прекращении бизнеса, представляющего для него потенциальную угрозу. Возникает вопрос – какой способ ликвидации бизнеса выбрать? При этом можно выделить следующие основные требования к способу ликвидации: минимальные риски для собственников и/или руководителей; разумные временные и материальные затраты.
Ликвидировать такой субъект предпринимательской деятельности в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ (ст. 61 ГК РФ), весьма затруднительно и рискованно, если не сказать невозможно, ввиду неизбежности налоговых проверок и необходимости приведения бухгалтерской отчетности в строгое соответствие с законодательством.
Одним из распространенных и широко используемых способов прекращения деятельности проблемных предприятий долгое время является «альтернативная ликвидация» – реорганизация юридического лица путем его присоединения к другому юридическому лицу в другом регионе, сопровождающаяся сменой руководителя и собственника. Безусловными привлекательными признаками альтернативной ликвидации является относительно приемлемая стоимость процедуры и простота ее проведения. Между тем альтернативная ликвидация не может гарантировать собственнику отсутствие негативных последствий в будущем. При альтернативной ликвидации все права и обязанности предприятия переходят к правопреемнику, к которому могут быть предъявлены требования кредиторов, налоговых и иных органов по обязательствам реорганизованного юридического лица. При этом ответственность руководителя по осуществленным им хозяйственным операциям не прекращается. Таким образом, альтернативная ликвидация создает лишь видимость прекращения деятельности юридического лица; может применяться при условии, если прогнозируемые риски, связанные с деятельностью предприятия, оцениваются как несущественные.
В таком случае как можно ликвидировать такое предприятие, с одной стороны, исключив настоящие и будущие возможные негативные риски для собственника и/или руководителя, с другой стороны – выполнить все формальности с минимальными затратами и в разумные сроки?
В настоящий момент российское законодательство предоставляет возможность прекращения деятельности проблемного предприятия даже при наличии у него долгов перед третьими лицами. Мы говорим об упрощенной процедуре банкротства, предусмотренной гл. X I §1 ст. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее именуемый Закон о банкротстве).
Ликвидация предприятия посредством упрощенной процедуры банкротства, при грамотном ее проведении, позволяет исключить предприятие из Единого государственного реестра юридических лиц с предотвращением всех возможных рисков для собственника и/или руководителя.
Применение упрощенной процедуры банкротства возможно при одновременном наличии следующих условий:
Указанные условия являются общими и относятся ко всем юридическим лицам. Между тем, каждое предприятие имеет различные причины для начала процедуры, разное финансовое состояние и структуру бухгалтерского баланса. Поэтому для определения требований, необходимых для успешного проведения упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника к конкретному субъекту хозяйственной деятельности, требуется понять его финансовое состояние, структуру дебиторской и кредиторской задолженности.
Ликвидацию юридического лица посредством упрощенной процедуры банкротства можно разделить на несколько этапов:
Предбанкротная подготовка юридического лица
Предбанкротная подготовка включает анализ бухгалтерских документов на предмет их соответствия фактическим данным. Рассмотрение возможности списания активов предприятия, которые фактически отсутствуют, но числятся в бухгалтерском балансе. Изучение дебиторской и кредиторской задолженности. Сверка с налоговым органом и внебюджетными фондами.
Досудебный этап ликвидации предприятия включает:
Проведение процедуры банкротства (конкурсного производства) начинается с момента вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев.
Во время проведения конкурсного производства арбитражный управляющий выполняет все необходимые действия для расчетов с кредиторами за счет имущества должника.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ с прекращением всех его обязательств перед третьими лицами осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Таким образом, описанная выше упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника позволяет легально на законных основаниях прекратить существование юридического лица со списанием непогашенной кредиторской задолженности перед третьими лицами.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 225
1. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
2. Утратил силу. – Федеральный закон от 29.12.2014 N 482-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Реестр требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве составляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Голосование на собрании кредиторов и определение очередности удовлетворения требований кредиторов при введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику, осуществляются в соответствии с размером требований, включенных в реестр требований кредиторов, сформированный в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
3. В случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)