что нужно знать о выкупе акций и прочих процедурах

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 84.2

1. Лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам – владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее – обязательное предложение).

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 220-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в публичное общество.

До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.

2. В обязательном предложении должны быть указаны:

имя или наименование лица, направившего обязательное предложение, и иные предусмотренные пунктом 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона сведения, а также информация о его месте жительства или месте нахождения;

имя или наименование акционеров публичного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направившего обязательное предложение;

количество акций публичного общества, принадлежащих лицу, направившему обязательное предложение, и его аффилированным лицам;

вид, категория (тип) приобретаемых ценных бумаг;

предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения (с учетом требований абзаца шестого пункта 2 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), а также ее обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг требованиям пункта 4 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 220-ФЗ)

срок принятия обязательного предложения (срок, в течение которого заявление о продаже ценных бумаг должно быть получено лицом, направившим обязательное предложение), который не может быть менее чем 70 и более чем 80 дней с момента получения обязательного предложения публичным обществом;

абзацы восьмой – девятый утратили силу с 1 июля 2016 года. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ;

срок оплаты ценных бумаг, который не может быть более чем 17 дней с момента истечения срока принятия обязательного предложения;

порядок и форма оплаты ценных бумаг;

сведения о лице, направившем обязательное предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;

сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и об условиях банковской гарантии.

В случае определения рыночной стоимости ценных бумаг оценщиком к обязательному предложению, направляемому в публичное общество, должна прилагаться копия отчета оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг.

В обязательном предложении должна содержаться сделанная Банком России отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного статьей 84.9 настоящего Федерального закона.

В обязательном предложении могут быть указаны планы лица, направившего обязательное предложение, в отношении публичного общества, в том числе планы в отношении его работников.

Не допускается устанавливать в обязательном предложении условия, не предусмотренные настоящим пунктом.

3. К обязательному предложению должна быть приложена банковская гарантия, соответствующая требованиям пункта 5 статьи 84.1 настоящего Федерального закона.

4. Цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 84.9 настоящего Федерального закона. Если ценные бумаги обращаются на организованных торгах двух и более организаторов торговли, их средневзвешенная цена определяется по результатам организованных торгов всех организаторов торговли, где указанные ценные бумаги обращаются шесть и более месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

В случае, если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

Если в течение шести месяцев, предшествующих дате направления в публичное общество обязательного предложения, лицо, направившее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой указанные лица приобрели или приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги.

5. Обязательным предложением должна предусматриваться оплата приобретаемых ценных бумаг деньгами.

Обязательным предложением может предоставляться возможность выбора формы оплаты приобретаемых ценных бумаг деньгами или другими ценными бумагами владельцам приобретаемых ценных бумаг.

Денежная оценка ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых ценных бумаг, должна быть не выше их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в публичное общество, а если ценные бумаги не обращаются на организованных торгах или обращаются на организованных торгах менее чем шесть месяцев, – не выше их рыночной стоимости, определенной оценщиком. Документы, подтверждающие денежную оценку указанных ценных бумаг, прилагаются к обязательному предложению.

6. С момента приобретения более 30 процентов общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и до даты направления в публичное общество обязательного предложения, соответствующего требованиям настоящей статьи, лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются.

7. Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций публичного общества (указанных в пункте 1 статьи 84.1 настоящего Федерального закона), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций публичного общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю.

8. Требования настоящей статьи не применяются при:

приобретении акций при учреждении или реорганизации публичного общества, преобразовании негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, в публичное общество;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

приобретении акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если такое добровольное предложение соответствует требованиям пунктов 2 – 5 настоящей статьи;

приобретении акций на основании ранее направленного обязательного предложения;

передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами, а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования;

погашении части акций публичным обществом;

приобретении акций в результате осуществления акционером преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций;

приобретении акций в результате их размещения лицом, указанным в проспекте ценных бумаг в качестве лица, оказывающего услуги по организации размещения и (или) размещению акций, при условии, что срок владения такими ценными бумагами этим лицом составляет не более чем шесть месяцев;

направлении в публичное общество уведомления владельцам ценных бумаг о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со статьей 84.7 настоящего Федерального закона;

направлении в публичное общество требования о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 настоящего Федерального закона;

приобретении акций в целях формирования имущества государственной корпорации, созданной на основании федерального закона, за счет имущественного взноса Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2009 N 89-ФЗ)

приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал публичного акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;

(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2010 N 292-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций публичного акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации;

передаче в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, акций из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2012 N 77-ФЗ)

В некоторых ситуациях акционеры компании могут получить предложение о выкупе их акций. Покупателем может быть сама компания или другой крупный акционер. Такое предложение обычно называют оферта, а саму процедуру — выкуп.

Публикуется оферта на сайте самой компании или на специальном сайте раскрытия корпоративной информации. Предложение о выкупе адресуется широкому кругу акционеров, любой из них может поучаствовать, предъявив свои акции и получив за них денежные средства или иные ценные бумаги. Если инвестор не хочет участвовать в предложении, то он может просто проигнорировать это сообщение. Но в любом случае сам факт выставления оферты может повлиять на рыночные котировки.

Рядовому частному инвестору выкуп может принести как прибыль, так и убытки. Чтобы избежать нежелательных рисков или вовремя разглядеть прибыльные возможности стоит подробнее разобраться с тем, в каких случаях возможен выкуп и по какой цене может проходить.

В каких случаях можно претендовать на выкуп акций компанией

Подробно случаи, когда акционеры имеют права требовать выкупа акций компанией, перечислены в ст. 75 закона об акционерных обществах.

Акционеры, владельцы голосующих акций, имеют право на выкуп после принятия общим собранием акционеров (ОСА) публичного акционерного общества (ПАО) решения о:

Во всех этих случаях акционеры имеют право требовать выкупа принадлежащих им акций, если они голосовали против принятого решения или не принимали участия в голосовании.

Если инвестор видит предпосылки к тому, что какой-либо из вышеперечисленных вопросов может быть вынесен на ОСА, то это повод оценить вероятность предложения о выкупе и его влияние на доходность инвестиций. Определяющим фактором здесь может быть цена.

Цена выкупа определяется советом директоров компании. При этом цена должна быть не ниже, чем:

Методология оценочных компаний остается для миноритарных акционеров «черным ящиком» и для предсказания нижней границы выкупа на практике можно использовать лишь средневзвешенную цену акций на торгах за 6 месяцев.

Стоит отметить, что до 26 апреля 2019 г. средневзвешенная цена торгов использовалась в качестве ориентира только в случае делистинга или отказа от статуса публичного общества. Во всех остальных случаях компании могли руководствоваться исключительно мнением оценщика.

Пример 1. В октябре 2017 г. наблюдательный совет банка ВТБ вынес на рассмотрение ОСА вопрос о реорганизации в форме присоединения банка ВТБ 24. Цена выкупа, определенная независимым оценщиком, составила 3,8 коп. за акцию, что означало дисконт около 38% к рыночной цене 6,1 коп. Если бы тогда действовала нынешняя редакция закона, то цена выкупа должна была быть не ниже средневзвешенной цены торгов за 6 месяцев, которая на тот момент составляла 6,36 коп за акцию.

Пример 2. В августе 2020 г. совет директоров Лензолото вынес на рассмотрение ОСА вопрос о продаже 100% своего основного актива «ЗДК Лензолото» материнской компании Полюс. Сделка затронула более 50% от стоимости активов компании, поэтому акционерам, не согласным с ней, было направлено предложение о выкупе. Цена выкупа, определенная как наибольшая из двух возможных оценок, составила 19 567 руб. за обыкновенную акцию (премия к рынку около 10%). За привилегированную акцию компания предложила 3 607 руб. (дисконт к рынку около 33%).

Пример Лензолото наглядно демонстрирует ряд нюансов. Во-первых, согласно п. 5 ст. 76 ФЗ «Об акционерных обществах», общая сумма средств, направляемых компанией на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых ее активов на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров такого права.

Во-вторых, в общем случае право на выкуп возникает только у владельцев голосующих акций. Для того чтобы понять, на что могут рассчитывать владельцы привилегированных акций, необходимо детально разобраться с конкретным кейсом, а также сопоставить его с тонкостями законодательства и судебной практикой, что выходит за рамки данного материала.

В случае с акциями Лензолото владельцам привилегированных акций было предложено продать или конвертировать свои бумаги исходя из оценки, предполагающей дисконт 7% к средневзвешенной цене торгов за 6 месяцев до публикации сообщения.

В каких случаях можно претендовать на выкуп акций другими акционерами

Миноритарный акционер может рассчитывать на выкуп акций другим акционером в том случае, если:

1. Акционер, желающий приобрести более 30% акций компании, направил добровольное предложение о выкупе. Цена выкупа определяется покупателем. Как правило, покупатель предлагает премию к рыночной цене, поскольку в противном случае у остальных акционеров нет мотивации продавать ему свои бумаги.

Обычно в таком выкупе заинтересованы мажоритарии, которые планируют консолидировать крупную долю в компании вплоть до полного контроля с последующим делистингом. На практике предложение обычно поступает от дочернего предприятия компании, на баланс которого будут выкупаться акции.

Пример 3. Компания ТМК в 2020 г. осуществила выкуп 230 млн акций (22,3% от размещенных акций) в рамках добровольного предложения. Акции выкупались на баланс 100% дочки «Волжский трубопроводный завод». Цена выкупа 61 руб. за акцию в момент публикации новости включала премию около 30% к рыночной цене, поэтому котировки резко подскочили. В сентябре ТМК сделала еще одно предложение о выкупе акций по той же цене. В его рамках может быть выкуплен оставшийся объем free-float. Компания не объявляла о планах об уходе с Московской биржи, однако можно предположить, что, в случае падения доли бумаг в свободном обращении ниже 5%, оставшиеся бумаги могут быть выкуплены принудительно, и компания станет частной.

2. Акционер (с учетом всех аффилированных лиц), который в ходе последней сделки стал владельцем более 30%, 50% или 75% акций компании обязан направить обязательное предложение о выкупе остальным акционерам по цене не ниже, чем наибольшая цена, по которой он приобретал акции в течение последних 6 месяцев.

Цена выкупа также не может быть ниже средневзвешенной цены на организованных торгах за последние 6 месяцев или рыночной цены, определенной оценщиком.

Описанное правило призвано защитить интересы миноритариев в тех случаях, когда отдельный крупный акционер усиливает свое влияние на принятие корпоративных решений. Те акционеры, кто считает, что потенциальная доходность акций из-за этого снизится, могут воспользоваться правом продать акции и получить за них справедливую компенсацию.

Пример 4. В апреле 2019 г. Севергрупп выкупила 42% компании Лента у Luna inc и ЕБРР по цене $3,6 за ГДР ($18 за акцию). Так как Севергрупп стала владельцем более 30%, у нее появилось обязательство направить другим акционерам Ленты обязательное предложение о выкупе их акций по аналогичной цене. Цена предполагала премию к рынку около 6,5%. В результате этой оферты Севергрупп консолидировала более 78% акций ритейлера.

Однако на практике это правило не всегда позволяет в полной мере защитить интересы миноритарных держателей. В простейшем случае, покупатель может намеренно нарастить свою долю лишь до пограничных значений 29%, 49% или 74%.

Пример 5. В феврале 2018 г. стало известно, что ВТБ выкупит большую часть пакета основателя Магнита Сергея Галицкого по цене 4,661 руб. за акцию (дисконт к рынку около 3,9%). Пакет Галицкого составлял около 32%, но ВТБ купил только 29%, и у остальных акционеров не возникло права на выкуп, несмотря на фактическую смену стратегического инвестора. Если бы ВТБ перешел порог 30%, то акционеры имели бы право предъявить свои акции к выкупу по цене не ниже, чем средневзвешенная цена за 6 месяцев — около 6675 руб., или на 37% выше рыночной цены на момент публикации.

Также законом предусмотрены еще некоторые ограничения на применение данного правила, о которых стоит помнить. Право на выкуп не возникает в случаях, когда порог 30%, 50% и 75% был преодолен посредством:

Подробнее об исключениях можно прочесть в п. 8 ст. 84.2 ФЗ «Об акционерных обществах».

Пример 6. В феврале 2020 г. был разработан законопроект, согласно которому Правительство выкупит контрольный пакет в Сбербанке у Банка России и разместит на балансе Фонда национального благосостояния (ФНБ). Так как покупатель и продавец, по сути, аффилированные лица, право на выкуп не возникало. Но в качестве дружественного жеста предполагалось сделать исключение и выставить инвесторам оферту. Причем оферту должен был выставить не покупатель, а продавец. Однако из-за эпидемии коронавируса котировки акций Сбербанка серьезно упали, что повысило вероятность предъявления к выкупу слишком большого количества бумаг. В марте 2020 г. было принято решение заменить оферту на акционерное соглашение.

3. Акционер (с учетом всех аффилированных лиц), который в ходе последней сделки стал владельцем более 95% акций. В данном случае выкуп может быть инициирован как миноритариями, так и самим акционером.

Обязательное предложение о выкупе покупатель обязан направить остальным акционерам в том случае, если последние предъявили ему такое требование в течение 6 месяцев со дня получения уведомления о таком праве. Цена выкупа должна быть не ниже:

Принудительный выкуп может быть осуществлен по инициативе самого покупателя, если он хочет консолидировать в своих руках 100% компании. Такое право у него есть в том случае, если порог в 95% был преодолен путем покупки не менее 10% в ходе добровольного или обязательного предложения.

Требование о принудительном выкупе должно быть направлено миноритариям в течение 6 месяцев с момента истечения срока добровольного или обязательного предложения, в ходе которого он стал владельцем более 95%.

При этом оплата выкупаемых ценных бумаг может быть осуществлена только деньгами.

Пример 7. В 2019 г. прошел принудительный выкуп акций Уралкалия. Одна из компаний, входящая в группу лиц, которой принадлежало более 95% в компании, в декабре 2018 г. продала, а в июне 2019 г. выкупила обратно в ходе добровольного предложения пакет 10,18% акций у структуры Сбербанка. Цена продажи не раскрывалась, цена покупки составила 89,3 руб. за акцию. В августе был объявлен принудительный выкуп по цене 120 руб. за акцию (премия около 20% к рынку), которая была определена оценщиком.

Пример 8. В апреле 2019 г. принудительный выкуп объявил Мегафон, после чего акции были делистингованы с Московской биржи. Цена акций была определена на уровне 659,26 руб. за акцию, что соответствует цене предыдущего предложения, в ходе которого было выкуплено 20,36% акций на баланс дочернего предприятия «Мегафон-Финанс».

БКС Мир инвестиций

Направление добровольного и обязательного предложения

Соблюдение требований законодательства в части направления добровольного или обязательного предложения, экспертная помощь онлайн

Подробнее о Направлении добровольного и обязательного предложения

Согласно п.1 ст. 84.1 ФЗ «Об АО» лицо, которое имеет намерение приобрести крупный пакет акций (более 30%), правомочно направить в общество так называемое добровольное предложение, представляющее собой публичную оферту, адресованную акционерам – владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций публичного общества. Хотим отметить, что для акционерного общества, которое на 1 сентября 2014 года являлось открытым акционерным обществом и на текущий момент не вносило в свой устав положения о неприменении главы XI. I ФЗ «Об АО», процедура добровольного предложения о выкупе акций у акционеров является применимой.

Преимущества добровольного предложения перед обязательным

Рассмотрим, в чем же заключаются преимущества добровольного предложения:

Хотим обратить внимание на то, что у акционера возникает право направить требование о выкупе акций у миноритариев в случае, если в рамках осуществления добровольного предложения им были одновременно соблюдены следующие условия:

Также важным этапом для акционера, который намерен направить добровольное предложение в общество, является его предварительное представление в Банк России. По истечении 15 дней с момента представления в Банк России предварительного уведомления при условии отсутствия предписания о приведении добровольного предложения в соответствие с требованиями законодательства такое предложение можно направлять в общество. После получения оферты акционерное общество обязано направить её владельцам ценных бумаг, которым она адресована (п. 2 ст. 84.3 ФЗ «Об АО»)

Содержание добровольного предложения

Обязательное предложение о выкупе акций

Приобретение заинтересованным лицом крупных пакетов акций может повлечь возникновение у такого лица обязанности по направлению обязательного предложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2. Закона об АО лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества обыкновенных и привилегированных акций, предоставляющих право голоса, в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона об АО, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам – владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее – Обязательное предложение). ” Коварство” данной статьи заключается в том, что лицо может не узнать о возникновении у него обязанности по направлению обязательного предложения из-за необходимости учета голосующих акций, принадлежащих другим акционерам, являющихся его аффилированными лицами.

Все об обязательном предложении о приобретении акций общества

Анализ статьи 84.2. Закона об АО позволяет сделать вывод о том, что обязанность по направлению обязательного предложения может носить многосубъектный характер. Так, лицом, обязанным направить оферту, может быть отдельный акционер, приобретший определенное количество голосующих акций публичного акционерного общества, а также группа аффилированных лиц, владеющая акциями ПАО, предоставляющими право голоса, в количестве, превышающем одно из пороговых значений, установленных законодателем в статье 84.2. Закона об АО. В контексте указанной статьи пороговым значением признается приобретение более 30, 50 и 75 процентов голосующих акций публичного акционерного общества. Важно понимать, что при этом каждый акционер – член группы аффилированных лиц может быть владельцем и меньшего количества голосующих акций. Для целей определения возникновения обязанности по направлению обязательного предложения оценивается общее количество голосующих акций публичного общества, принадлежащее группе аффилированных лиц.

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Перечень оснований, в силу которых одно лицо может быть признано аффилированным другому, указан в статье 4 вышеназванного закона и конкретизирован в статье 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции). Многие основания аффилированности, указанные в законе, являются понятными и легко определяемыми. Например, является очевидным, что единоличный исполнительный орган и члены совета директоров акционерного общества являются аффилированными лицами по отношению к данному АО. Вместе с тем, законом предусмотрены более сложные для понимания критерии аффилированности, например, принадлежность к группе лиц, по основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции.

Неправильное понимание смысла нормы пункта 1 статьи 84.2. Закона об АО, а также сложности, связанные с установлением аффилированности, приводят к ошибкам в процессе выявления у акционеров наличия обязанности по направлению обязательного предложения.

Во-первых, неисполнение обязанности по направлению обязательной оферты может повлечь невозможность принятия общим собранием акционеров необходимых решений в силу отсутствия кворума. На основании пункта 6 статьи 84.2. Закона об АО с момента приобретения более 30 процентов общего количества голосующих акций публичного общества, и до даты направления в публичное общество обязательного предложения, приобретатель акций и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Аналогичные правила распространяются на приобретение доли голосующих акций публичных акционерных обществ, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций. Важно понимать, что игнорирование указанного правила и проведение общего собрания акционеров при отсутствии кворума является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.23.1 КоАП РФ. Предельный размер административного штрафа в соответствии с указанной нормой составляет семьсот тысяч рублей. Немногие акционеры и члены органов управления эмитентов осведомлены о возможности привлечения к уголовной ответственности за проведение собрания при отсутствии кворума на основании статьи 185.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, нарушение лицом правил приобретения более 30 % акций публичного акционерного общества образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.28 КоАП РФ. Данная норма предусматривает санкцию в виде наложения административного штрафа, предельный размер которого составляет пятьсот тысяч рублей.

Для того чтобы избежать вышеуказанных негативных последствий эмитентам и их акционерам следует проводить постоянный мониторинг совершения сделок с ценными бумагами и анализ наличия у крупного собственника обязанности по направлению обязательного предложения является обусловленной необходимостью.

В процессе выявления у приобретателя акций обязанности по направлению обязательного предложения следует учитывать следующие обстоятельства.

Дополнительно следует учитывать, что обязанность по направлению обязательного предложения не возникает при приобретении акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если такое добровольное предложение соответствует требованиям пунктов 2 – 5 статьи 84.2. Закона об АО (“добровольное предложение, оформленное по правилам об обязательном предложении”). Иными словами, если в результате акцепта оферты, мажоритарный акционер превысит пороговые значения корпоративного контроля, выражающиеся во владении им самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами свыше 30, 50 или 75% голосующих акций эмитента, он освобождается от обязанности по направлению обязательного предложения о приобретении всех голосующих акций общества и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг.

Таким образом, лицу, заинтересованному в приобретении крупных пакетов акций публичного акционерного общества, необходимо владеть информацией о других акционерах, являющихся аффилированными лицами по отношению к нему, и осуществлять контроль над совершением такими лицами сделок с акциями публичного общества.

Если вам требуется любая помощь в вопросах направления добровольного или обязательного предложений, обращайтесь к нам!

Наша

За 15 лет работы с акционерными обществами Институту Корпоративных Технологий удалось подобрать и сформулировать наиболее оптимальные и эффективные подходы в решении задач любой компании, которая к нам обращается, основанные на:

– полной конфиденциальности ваших данных
– максимальной безопасности и защите собственника
– качественном обучении и методологической помощи вашей компании не только в рамках сотрудничества с нами, но и после полного удовлетворения запроса, с которым вы к нам обратились.

1.  Бесплатный аудит вашего акционерного общества на предмет выявления оптимальных способов решения вашей задачи. Составление дорожной карты для реализации процедуры с четким определением:

– ключевых этапов работы
– ответственных лиц за реализацию каждого этапа сроков (на каждый отдельный этап и на всю процедуру в целом).

2. Проведение презентации дорожной карты для вас.

В рамках сессии рассматриваются подходы к реализации услуги, вносятся правки с вашей стороны, обсуждаются несколько вариантов итоговой стоимости процедуры с учетом ваших потребностей.

3. Формирование и Утверждение состава специалистов, реализующих   услугу, с учетом нужного при исполнении процедуры профиля.

Эта команда может включать в себя на определенных этапах специалистов вашей компании – при поступлении соответствующего запроса от вас.

4. Утверждение системы контроля за сроками и качеством реализации услуги.

Мы предлагаем комплекс ключевых целевых показателей и основных метрик в рамках реализации процедуры. Вы со своей стороны утверждаете наиболее информативные и релевантные для вас, после чего мы формируем проект отчетности о реализации процедуры по каждому ключевому этапу и направляем вам для утверждения.

5. Оказание услуги согласно дорожной карте.

Помимо всего комплекса процедур, предусмотренных договором между нашими компаниями, за каждым проектом мы закрепляем своего профильного юриста, который оказывает вам любую консультационную помощь.

6. Направление отчетности по каждому этапу услуги и проведение промежуточного совещания.

В рамках последнего наши юристы презентуют предварительные итоги сотрудничества перед специалистом, который был определен как ответственное лицо от вашей компании в рамках нашего общего проекта.

7. Внесение при необходимости корректировок в реализацию процедуры.

Если вы хотите скорректировать ожидаемый результат, вы всегда можете сообщить нам об этом. И если сроки, предусмотренные действующим законодательством, позволят нам учесть ваши пожелания, мы непременно это сделаем.

8. Проверка службой нормоконтроля документов, которые мы получаем по итогам реализации процедуры.

В рамках этапа выдается экспертное заключение, на основе которого мы либо корректируем наши действия еще раз, либо направляем вам готовые документы.

9. Получение обратной связи от вас при сдаче итогового отчета.

И гарантированное дополнительное консультирование по вашему вопросу в течение 3 месяцев после реализации процедуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *