ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОГО УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ

Принципы избирательного права – это основополагающие начала, имеющие руководящее значение, при проведении выборов в органы государственной власти и органы МСУ.

5 основных принципов:

1) Принцип свободных выборов.

2) Принцип всеобщего избирательного права.

3) Принцип равного избирательного права.

4) Принцип прямого избирательного права.

5) Принцип тайного голосования.

Принцип добровольного участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Значение этого принципа состоит в том, что он предполагает наличие у избирателя права самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность реализации гражданином принадлежащего ему права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Ряд государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Люксембург, Турция и др.) рассматривают участие в голосовании на выборах в качестве соответствующей обязанности граждан и предусматривают за уклонение от голосования возможность привлечения к ответственности в виде морального осуждения (порицания), штрафа и даже лишения свободы. Свободный характер таких выборов увязывается с тем, что и в подобных случаях хотя и допускается отступление от добровольного участия граждан в выборах, тем не менее обеспечивается добровольность (свобода) выбора варианта волеизъявления вдень голосования.

Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

Участие
в выборах в Российской Федерации является
свободным
и добровольным: никто
не вправе оказывать воздействие на
избирателя с целью принудить его к
участию или неучастию в выборах, а также
на его свободное волеизъявление.

Принять
участие в выборах — это право избирателя.
Поэтому в нашей стране за неучастие в
выборах (абсентеизм)
не
наступает какой-либо юридической
ответственности.

В
соответствии со ст.
3 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации»
участие
гражданина в выборах является свободным
и добровольным.

Свобода
выборов.
Это отсутствие политического,
административного, социально-экономического,
психологического и информационного
давления на избирателей, активистов,
кандидатов и организаторов выборов.

Примеры
несвободных выборов и давления на
выборах:

Добровольность
участия в выборах предполагает право
избирателя самому решить вопрос о
целесообразности и необходимости
голосования, исключает какую-либо
обязательность избирательных действий.

Положения данного документа (в ред. Ф З от 05.12.2022 N 498-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 05.12.2022.

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Ст. 3 (в ред. Ф З от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.

6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, иностранные агенты не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2021 N 91-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Исходные начала данного принципа избирательного права сформулированы в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), в

соответствии, с которым гражданин имеет право голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (п. б ст. 25). В Российской Федерации конституционно закреплен принцип свободных выборов, который означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без какого бы то ни было государственного принуждения. В соответствии с рамочным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданам предоставляется возможность самостоятельно принимать решение – использовать или не использовать на выборах свое активное и пассивное избирательное право. Федеральный закон закрепляет положение о том, что выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:

а)        в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. При этом законом указанный минимальный процент может быть повышен для – выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Вместе с тем, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что минимальный процент от числа избирателей для признания выборов депутатов представитель органов местного самоуправления состоявшимися может вообще не устанавливаться;

б)          в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

в)          менее чем два списка кандидатов при  голосовании за списком при голосовании за списки кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;

г) за списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов;

д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

е) законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.

При этом особо закреплено положение о том, что законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися кроме закрепленных в федеральном избирательном законодательстве.

Соответствующая комиссия признаёт итоги голосования, результаты выборов недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе; в) по решению суда. В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными назначаются повторные выборы.

Неучастие избирателей в выборах принято называть абсентеизмом. Различают политический, экономический, социальный, аполитичный и прочие виды абсентеизма. В частности, при политическом абсентеизме избиратель, уклоняясь от участия в выборах выражает тем самым политический протест против предвыборных программ и платформ кандидатов, считая, что ни одна из них не отвечает в достаточной степени его взглядам и представлениям, а иногда, что данные выборы ничего не меняя в сложившейся ситуации, не могут быть свободными. Федеральное избирательное законодательство содержит гарантии реализации принципа свободных выборов, в виде характеристики избирательного права гражданина права, а не обязанности и на этой основе добровольного участия или неучастия гражданина в выборах, и неучастие имеет определенные юридические последствия в части признания выборов несостоявшимися и последующего назначения повторных выборов. Вместе с тем избирательное законодательство содержит и такой инструмент, который также юридически значим для выражения политических предпочтений избирателей, а наличие в избирательном бюллетене позиции «Против всех кандидатов» и «Против всех списков кандидатов». Избиратель, приняв участие в голосовании, может на основе своего волеизъявления более ясно выразить отношение к включенным в бюллетень конкретным кандидатам, их предвыборным программам (платформам). В этом случае, выборы признаются соответствующей избирательной комиссии несостоявшимися, поскольку в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за депутата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Ряд положений, обеспечивающих принцип свободы выборов, гарантируется также нормами уголовного и административного права. Так, в целях обеспечения свободного характера народного волеизъявления в федеральном законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав или права на участие в референдуме гражданами Российской Федерации, нарушение тайны их голосования (статья 141 УК РФ). Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются деяния, перечисленные в диспозиции указанной статьи, соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, либо совершенные лицом с использованием своего служебного положения, либо совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Административная ответственность установлена за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума), либо отказ выдать гражданину

письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ), отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума (статья 5.7 КоАП РФ) и другие деяния, прямо или косвенно нарушающие права граждан свободно изъявлять свою волю на выборах и на референдуме

Принципы
реализации гражданами права избирать
и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
непосредственно закрепленные федеральным
законодательством, имеют универсальное
значение для всех видов выборов в
Российской Федерации. В этой связи,
исчерпывающе четкое и непротиворечивое
содержательное определение форм участия
граждан во всех видах выборов, проводимых
в Российской Федерации, является одним
из основополагающих направлений
правового обеспечения представительных
основ государственной и муниципальной
демократии.

Ныне,
гарантируя право граждан избирать и
быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
Конституция Российской Федерации в
статье 32 прямо не оговаривает основных
принципов его реализации, обязательных
на всех выборах, проводимых в Российской
Федерации. Примечательно, что исключение
в Конституции России (ст. 81) сделано в
отношении выборов Президента Российской
Федерации, которые проводятся на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании.

Принципы
участия граждан России в выборах
(избирательном процессе), обязательные
для всех видов выборов, закреплены в
Федеральном законе «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации», принятом
Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации 5 сентября
1997 г. (в ред. Федерального закона от 30
марта 1999 г.).

Согласно
ст. 3 указанного Федерального закона
участие гражданина в выборах является
свободным, добровольным и реализуется
на основе всеобщего, равного и прямого
волеизъявления при тайном голосовании.
Это положение универсально и относится
ко всем видам выборов и регламентируется
в иных федеральных законах, законах
субъектов Российской Федерации.

Всеобщее
избирательное право
граждан означает, что гражданин России,
достигший возраста 18 лет, вправе
избирать, участвовать в предусмотренных
законом и проводимых законными методами
иных избирательных действиях, а по
достижении возраста, установленного
Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, конституциями,
уставами, законами субъектов Российской
Федерации – быть избранным в органы
государственной власти и органы местного
самоуправления. Кроме того, реализация
избирательных прав не зависит от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
политических убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
других обстоятельств.

Особое
значение для обеспечения всеобщности
избирательных прав граждан и гарантируемых
законом пределов их реализации имеет
вопрос об избирательных цензах,
представляющих собой установленные
законодательством ограничения активного
и пассивного избирательного права,
обусловленные теми или иными
обстоятельствами.

Возрастной
ценз(с 18 лет)

Не
должен находиться в местах лишения
свободы

Должностной
(для лиц занимающих гос.должности в
плане проведения агитации и т.д.)

Избирательным
законодательством как в отношении
пассивного, так и активного избирательного
права закреплен ценз оседлости. Согласно
требованиям норм Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» (ст. 4)
федеральными конституционными законами
и федеральными законами могут
устанавливаться дополнительные условия
приобретения гражданином активного
избирательного права, связанные с
постоянным или преимущественным
проживанием на определенной территории.
Тем не менее, данные условия не могут
содержать какие-либо требования
относительно продолжительности и
сроков такого проживания, а законы
субъектов Российской Федерации должны
предусматривать предоставление
активного избирательного права на
выборах в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления всем гражданам,
постоянно или преимущественно проживающим
на территории соответствующего субъекта
Федерации или муниципального образования.
Таким образом, действующее законодательство
в решении вопроса об обладании гражданином
активным избирательным правом исходит
из самого факта постоянного или
преимущественного проживания на
определенной территории, не указывая
иных условий.

Установление
ценза оседлости в отношении пассивного
избирательного права согласно
федеральному законодательству может
осуществляться Конституцией Российской
Федерации. Реализуя эту норму статья
4 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» закрепляет, что
установление федеральным законом,
законом субъекта Российской Федерации
продолжительности и срока постоянного
или преимущественного проживания
гражданина на территории субъекта
Российской Федерации, муниципального
образования в качестве основания для
приобретения пассивного избирательного
права, не допускается. И хотя в законе
отсутствует прямое упоминание о
невозможности закрепления аналогичных
ограничений в федеральных конституционных
законах и уставах муниципальных
образований, видно, что Федеральный
закон «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» исходит
из того, что ценз оседлости в отношении
пассивного избирательного права может
являться следствием исключительно
конституционных положений. Исходя из
этого правом быть избранными в органы
государственной власти и местного
самоуправления обладают все граждане
Российской Федерации, независимо от
места их проживания, если иное прямо
не предусмотрено Конституцией России.
На конституционном уровне какие-либо
ограничения пассивного избирательного
права граждан России, за исключением
президентских выборов, не допускаются.

Характерно,
что с всеобщим избирательным правом
граждан России взаимосвязан вопрос о
предоставлении возможности участия в
муниципальных выборах иностранным
гражданам. Федеральный закон «Об
основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации (ст. 18) впервые в
российской истории предусмотрел, что
в списки избирателей на выборах в органы
местного самоуправления в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации и соответствующими федеральными
законами, законами субъектов Российской
Федерации включаются иностранные
граждане, достигшие возраста 18 лет и
постоянно или преимущественно проживающие
на территории муниципального образования,
в котором проводятся указанные выборы.
Признание за иностранцами права
голосования на муниципальных выборах
вполне согласуется с провозглашением
Конституции Российской Федерации (ст.
2) в качестве высшей ценности человека,
его прав и свобод, отвечает негосударственной
природе муниципальной деятельности и
учитывает опыт целого ряда стран, в
которых самоуправление не считается
прерогативой граждан и распространяется
на проживающих на территории муниципальных
образований иностранцев и лиц без
гражданства.

Равное
избирательное право
означает, что граждане участвуют в
выборах на равных основаниях, и
обеспечивается тем, что все избиратели
обладают одинаковыми с юридической
точки зрения возможностями для выдвижения
кандидатов, имеют равные условия для
голосования, на одних и тех же правовых
основаниях участвуют в предвыборной
агитации. Равенство на выборах достигается
прежде всего тем, что избиратель может
быть включен в списки только по одному
избирательному участку и участвовать
в голосовании только один раз. Каждому
гражданину России выдается одинаковое
количество бюллетеней, а его волеизъявление
имеет такое же значение, как и
волеизъявления других граждан Российской
Федерации.

Существенное
значение для обеспечения равенства
избирательных прав граждан имеет и
указание законодательства на то, что
образуемые для проведения выборов
избирательные округа должны быть
примерно равными по численности
избирателей.

До
принятия Федерального закона «Об
основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» законодательство
не содержало запрета на одновременное
выдвижение одного и того же гражданина
кандидатом по нескольким избирательным
округам. Однако в настоящее время это
принципиально невозможно, так как ст.
32 данного закона прямо предусматривает,
что кандидат может быть зарегистрирован
только по одному избирательному округу.
Единственное исключение допускается
в отношении регистрации кандидата,
одновременно выдвинутого избирательным
объединением (блоком) на одних и тех же
выборах в одномандатном избирательном
округе и в списке кандидатов.
Представляется, что закрепленная
федеральным законом возможность
однократной регистрации кандидата
отвечает принципу равного избирательного
права и препятствует злоупотреблению
правом избирать и быть избранными в
органы местного самоуправления в ущерб
избирательным правам других граждан
Российской Федерации.

Прямое
избирательное право
подразумевает, что граждане России
голосуют на выборах в органы государственной
власти и местного самоуправления за
или против кандидатов непосредственно.
Любые формы косвенных выборов противоречат
федеральному законодательству и не
могут иметь место при формировании
представительных основ государственной
и муниципальной власти. Не допускается
также проведение многостепенных
выборов, при которых граждане избирают
лишь нижнюю ступень органов местного
самоуправления, а члены вышестоящих
муниципальных и государственных органов
избираются нижестоящими органами
власти.

Проведение
многостепенных выборов противоречит
не только прямому избирательному праву
граждан России, но и расходится с тем,
что в соответствии с Федеральным законом
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
подчиненность одного муниципального
образования другому не допускается.

Говоря
о принципе прямого избирательного
права нельзя не отметить, что нередко
он отождествляется не только с
непосредственным, но и личным
участием каждого гражданина в выборах.
Действительно, ст. 52 Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации»
предписывает, что каждый избиратель
голосует лично, а голосование за других
избирателей не допускается.

Тайное
голосование
исключает возможность какого-либо
контроля со стороны любых органов или
должностных лиц, а также общественных
объединений и граждан за волеизъявлением
избирателей. Поэтому законодательство
рассматривает соблюдение тайны
голосования как одну из первостепенных
обязанностей избирательных комиссий,
в том числе при досрочном голосовании
и при голосовании вне помещений
избирательных участков. Этим целям
отвечает целый ряд организационных
правил и гарантий их обеспечения,
содержащихся в Федеральном законе «Об
основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации», иных федеральных
и региональных законах. За нарушение
тайны голосования предусматривается
административная (ст. 401 КоАП РСФСР)
либо уголовная (ст. 141 УК РФ) ответственность.
Вместе с тем, следует заметить, что
только данными традиционными видами
юридической ответственности
законодательство не ограничивается.
Нельзя забывать и о собственных санкциях
избирательного законодательства,
которые предусматривают возможность
отмены результатов выборов по решению
суда в случае нарушений избирательных
прав граждан России, в том числе
касающихся соблюдения тайны волеизъявления
избирателей при всех видах голосования.

Добровольность
участия в выборах
предполагает право избирателя самому
решить вопрос о целесообразности и
необходимости голосования, исключает
какую-либо обязательность избирательных
действий. В соответствии со ст. 3
Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» участие гражданина
в выборах является свободным и
добровольным. Значение этого принципа
для организации и проведения различных
избирательных кампаний имеет существенное
значение. Не случайно Конституция
Российской Федерации (ст. 3) в настоящее
время закрепляет в качестве
основополагающего универсального
принципа реализации избирательных
прав граждан исключительно свободу
выборов.

Свобода
выборов
подразумевает, что при их организации
и проведении абсолютно исключается
какое-либо воздействие на гражданина
с целью принудить его к участию или
неучастию в выборах, а также оказать
давление на результаты его волеизъявления.
Свободное избирательное право и
добровольность участия в выборах
являются в современных условиях одним
из краеугольных камней российской
избирательной политики и практики.

Принцип свободных выборов

Этот принцип нашел свое закрепление в ч. 3 ст. 3 К РФ и также в ч.3 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» 2002 года. Он устанавливает, что участие граждан РФ в выборах является свободным и добровольным и никто не вправе оказывать давление с целью принудить граждан РФ к участию в выборах, либо воспрепятствовать в его свободном волеизъявлении. Данный принцип тесно связан с принципом альтернативности выбора.

Данный принцип обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного или нескольких кандидатов, по средствам волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном, многомандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему, либо если в едином избирательном округе будет один кандидат, то голосование в таком округе может быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов.

Принцип всеобщего избирательного права

В соответствии с ним гражданин, достигший определённого возраста, имеет право избираться по достижении этого возраста (18 лет), а также при условии закрепления данного ценза в законодательстве. Все граждане обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти (ОГВ) и органы МСУ. Однако в законодательстве содержаться ограничения, по которым не все граждане могут быть избранными и избираться.

Ч. 3 ст. 32 К РФ устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными граждане признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы судебному приговору.

Также законодательством могут быть установлены дополнительные определенные цензы. В соответствии со ст. 10 Закона 2002 года, а также на основании международных договоров, в РФ в порядке установленным законодательством иностранные граждане постоянно проживающие на территории РФ, на территории соответствующих муниципальных образований могут обладать правом избирать и быть избранным в органы МСУ. Первым шагом было подписание устава союза Белоруссии и России, где было определено, что граждане Белоруссии, проживающие на территории РФ, могут быть избраны в органы МСУ, также как и граждане РФ, проживающие на территории Белоруссии.

Возрастной ценз, предполагает, что правом избирать и быть избранным, обладают лишь лица, достигшее определенного возраста. А для пассивного избирательного права: депутат ГД – 21 год, Президент РФ – 35 лет. Субъекты РФ вправе устанавливать свой возрастной ценз, при проведении выборов в ОГВ и органы МСУ в определенных рамках. Минимальный возраст кандидата не может быть меньше 21 года при проведении выборов в законодательные, представительные органы власти субъектов РФ, а также при проведении выборов в органы МСУ. Законодательством РФ, избирательным законодательством установление максимального возраста кандидатов не допускается.

Ценз оседлости. Он предполагает требования проживания на определённой территории в течении определенного срока. Президентом РФ может стать гражданин, которые постоянно проживает на территории РФ не менее 10 лет. В региональном законодательстве могут содержаться другие модификации данного ценза, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию.

Также могут быть и иные цензы:

1. Языковой ценз, который заключается в требовании знания государственных языков субъекта федерации, где наряду с русским языком является титульной нации республики. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане и других республиках.

2. Образовательный ценз, который предусматривает наличие у кандидата высшего образования. Примеры: Самарская область, Хабаровский край.

3. Ценз судимости. Граждане не могут избираться в ОГВ, которые имеют судимость. Пример: Республика Саха.

4. Ценз предыдущего избрания, означает, что не может быть избранно лицо, которое непосредственно перед выборами занимал выборную должность в течении нескольких сроков полномочий (ст. 81 ч. 3 К), которая закрепляет, что лица не может занимать пост президента более 2х сроков подряд.

Принцип равного избирательного прав

Закреплен в ст. 5 Закона 2002 года. Данный принцип означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях и обеспечиваются тем, что все они обладают идентичной с юридической т.з. возможностью, для выдвижения кандидата. Имеют равные условия для голосования, на один и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство достигается, прежде всего, тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней и его волеизъявление имеет такое же значение, как волеизъявление таких же граждан РФ.

Если на выборах в законодательные, представительные органы субъекта РФ или представительные органы муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом, либо один голос. Благодаря этому правилу на выборах в многомандатных округах исключается возможность обладания избирателями различного числа голосов.

Также существенным значением обеспечения данного принципа имеет положение содержащиеся в законодательстве о том, что образуемое для проведения выборов избирательные округа должны быть равными по численности избирателей. За счет этого достигается сопоставимое, примерно равная значимость голосов избирателей, исключающая ситуации, при которых их вес будет заметно различаться.

Он подразумевает, что граждане голосуют на выборах в ОГВ и ОМСУ «за» или «против» кандидатов. В списках кандидатов данный принцип предполагает не только непосредственное, но и личное участие в голосовании. В ст. 64 Закона 2002 года закрепляется, что каждый избиратель голосует лично. Голосование других избирателей не допускается.

Данный принцип исключает возможность контроля каких-либо органов, ДЛ, а также общественных организаций за волеизъявление граждан. Законодательство рассматривает соблюдение тайного голосования как одну из главных обязанностей избирательной комиссии, в том числе и при досрочном голосовании.

Порядок организации и проведения выборов.

Дорошенко
сказал, что это по сути стадии. Можно
упомянуть НПА.

Законодательство
Российской Федерации о выборах
составляют:

92.
Понятие, участники и стадии избирательного
процесса.

Избирательный
процесс

это урегулированная конституционно-правовыми
нормами упорядоченная совокупность
последовательных стадий, регламентирующих
процедуру организации и проведения
выборов в РФ.

Участниками
(субъектами) избирательного процесса
являются:

— граждане,
наделенные активным и пассивным
избирательными правами. Они могут
выступать в качестве кандидатов,
избирателей, доверенных лиц, наблюдателей
и т. д.;

— избирательные
объединения (политические партии и
др.);

— уполномоченные
государственные органы и органы местного
самоуправления, их должностные лица;

— средства
массовой информации (СМИ);

— суды
Российской Федерации и др.

Стадии
избирательного
процесса

это обособленные и последовательные
этапы подготовки и проведения выборов,
в рамках которых совершаются предусмотренные
законами избирательные действия и
избирательные процедуры, обеспечивающие
реализацию избирательных прав граждан
РФ.

ДАЛЬШЕ
НАЗВАНИЕ СТАДИЙ ПО
УЧЕБНИКУ
И, КАК Я ПОНЯЛ, РАСКРЫВАТЬ ИХ Я НЕ ДОЛЖЕН

Соседние файлы в предмете Конституционное право

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *