Что такое волонтёрство
Волонтёрством называют безвозмездную социально значимую работу. С помощью него люди помогают малозащищённым группам населения: детям-сиротам, бездомным людям, тяжело больным и пострадавшим от катастроф. Волонтёры также поддерживают экологию родного края, заботятся о беспризорных животных, участвуют в строительстве и уборке общественных объектов и помогают просветительским проектам.
Хотя многие виды волонтёрства требуют определённой эмоциональной и физической зрелости, начать знакомство с общественно полезной деятельностью можно уже в детстве. В добровольческих акциях можно принимать участие всей семьёй: дети младшего и среднего школьного возраста могут постепенно приобщаться к разным активностям бок о бок с родителями, а подростки смогут проявить больше самостоятельности.
Чем волонтёрство полезно для детей
Волонтёрская работа в раннем возрасте развивает в ребёнке эмпатию и чувство солидарности, прививает понимание гуманистических ценностей и ответственности за своё сообщество. В сердце добровольческих инициатив лежит простая идея: мы живём вместе, а значит, делим ответственность за общее благополучие, помогаем друг другу и решаем глобальные вопросы сообща. Участвуя в волонтёрских акциях, ребёнок учится внимательно относиться к миру вокруг себя.
Наконец, новые умения повышают самооценку и чувство собственной компетентности. Волонтёрская работа приносит не только удовлетворение от труда, но и ценное чувство, что ты можешь своими усилиями привнести в мир что-то хорошее.
Советы для родителей
В России субботники традиционно проходят в конце апреля. На этих мероприятиях жители одного района, сотрудники предприятий или ученики школы облагораживают общую территорию на свежем воздухе. Субботник можно организовать даже в собственном дворе вместе с соседями, но также такие мероприятия часто проводят парки и ботанические сады. Например, в Москве каждый год можно помочь в уборке Ботанического сада МГУ на Воробьёвых горах.
Дети, которые хотят проявить заботу о природе, могут присоединиться к экологическому волонтёрскому движению. Круг активностей в этой сфере так обширен, что каждая семья может найти что-то интересное и выполнимое. Сбор батареек и крышечек от пластиковых бутылок в подъезде, уборка прибрежных территорий и пляжей, которые туристы часто загрязняют, помощь в высадке лесов.
Порой, чтобы добавить в чью-то жизнь радости и новых впечатлений, достаточно проявить к человеку немного интереса и поделиться своими новостями. При желании доставить радость общения жителям домов престарелых можно стать кому-то из постояльцев «внуком по переписке» или просто отправить поздравительную открытку на праздник.
Сезонные праздники — отличный повод поделиться своей радостью с теми, кто остро нуждается в помощи и поддержке. Под Новый год многие организации собирают подарки в детдома, дома престарелых и хосписы, а также подарки для бездомных. Благотворительные организации размещают у себя на сайтах списки нужных вещей, которые родители могут купить вместе с детьми, упаковать и привезти в пункт сбора.
Книги собирают сельские библиотеки, нуждающиеся в обновлении фонда, библиотеки, пострадавшие от природных катастроф, а также больницы для детей. Поучаствовав в такой акции, ваш ребёнок сможет поделиться с другими детьми возможностью читать увлекательные истории и получать новые знания.
В начале февраля уже несколько лет проходит общероссийская акция «Дарите книги с любовью», приуроченная к Международному дню книгодарения. Но книги, которые ваша семья готова подарить библиотекам, круглый год собирает организация Re:Books. Кроме того, вы можете напрямую связаться с районной библиотекой и узнать, готовы ли они принять ваши книги.
Существуют программы волонтёрства в здравоохранении для школьников, которые интересуются медициной. Участие в этой программе будет полезно подросткам в качестве подготовки к будущей профессии, а также даст возможность получить жизненно важные знания и приобщиться к здоровому образу жизни.
Приюты, в которых спасают бездомных собак и кошек, чаще всего финансируются через пожертвования и не отказываются от волонтёрской помощи. Большинство таких организаций будут рады принять в дар корм для животных. В некоторых приютах для собак практикуется такая форма волонтёрства, как прогулка с собаками. И животным, и людям совместное времяпрепровождение дарит позитивные эмоции.
Для семьи с детьми же это будет продуктивной поездкой перед тем, как заводить собственную собаку. Дети часто просят родителей подарить им питомца, но, посетив приют, ребёнок сможет оценить, готов ли он брать на себя ответственность за живое существо.
Светлана Валерьевна Юсупова Волонтерское движение как способ воспитания нравственных и моральных качеств личности с дошкольного детства
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим познакомить вас с опытом работы по педагогической технологии «Дети – волонтёры».
Девизом своей работы в рамках волонтёрского движения считаем слова Чингыз Айтматова: «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится».
Новизна опыта заключается в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Публикация «Волонтерское движение как способ воспитания нравственных и моральных качеств личности с дошкольного детства» размещена в разделах
Главной целью которого, является развитие дошкольного волонтёрского движения в группе ДОУ, воспитание духовно нравственных и моральных качеств личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
С учетом поставленной цели нами были определены следующие
1. сформировать желание совершать нравственные поступки, в том числе оказывать помощь слабым и. т. д.
2. Определить уровень сформированности у детей дошкольного возраста социально – значимых личностных качеств
3. Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий по организации волонтерского движения «Добрые сердца».
Мы растим новое поколение российских граждан и от нас, взрослых, зависит, как мы сможем сформировать духовно- нравственные принципы детей, воспитывать самоуважение к себе.
В России волонтерство в современном понимании начало формироваться только конце 80-х начале 90-х гг. Х Х века. Сегодня оно отражено в таких документах: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30); и многие другие.
Вопросы воспитания социально активной личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского и других.
Предпосылкой для возникновения волонтерского движения в нашей группе стала проявленная детьми инициатива. Наша воспитанница рассказала об отряде волонтеров школьников, где активное участие принимает ее старшая сестра. Дети заинтересовались, кто такие волонтеры и чем они занимаются. Поэтому в более доступной для детей формой постарались раскрыть понятие волонтер, дали представление о роли добровольческого движения в современном обществе.
С этой целью провели беседы о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В процессе бесед ребята отвечали на такие вопросы: что значит «добрые слова?», «добрые поступки?», «добрые люди?», «в какой помощи могут нуждаться дети, взрослые?», «чему старшие дети могут научить малышей?».
Образцом для подражания становились герои художественной литературы, дети на примере литературных героев анализировали и даже ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных ситуациях. Нередко в ходе просмотра видеороликов со стихами о беспомощных, бездомных и брошенных животных на глазах ребят выступали слезы.
Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовали в работе игры, упражнения, тренинги («Как бы ты поступил?», «Тренинг эмоций», «Подарок на всех» и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогало принять детям правильное решение в жизненных поступках.
Наиболее высокая активность детей происходила в период разработки символов и атрибутов волонтёрского движения. Ребята активно обсуждали название команды, придумали свой девиз. Бабушка воспитанника сшила галстуки, на который разместили эмблему нашей команды «Добрые сердца». Чтобы команда действительно была сплоченная, провели игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: «Овации», «Снежный ком», «Передай свое настроение», «Как сказать, чтоб не обидеть» и др.
Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, разработали план работы на учебный год. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей.
Мотивационным событием для ребят в участии волонтерского движения стало вступление в ряды волонтеров.
В плане работы выделили несколько направлений:
1. Волонтеры – друзья малышей.
2. Мы память бережно храним.
3. Береги свою планету.
Первой акцией направления «Волонтеры – друзья малышей», стал поход в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление по сказке «Колобок». На протяжении всего времени волонтерской работы старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать, оказывают помощь в уборке территории участка.
Отметили, что помогая младшим дошколятам, у детей – волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, у детей повысилась самооценка, уверенность в себе.
В направлении «Мы память бережно храним», в знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения в новом учебном году первого октября прошла акция «День пожилых людей». Проявляя заботу и внимание, волонтеры посетили ветерана нашего детского сада Тамару Степановну, почитали стихи, подарили сладкие подарки, постарались развеять одиночество душевной беседой. Для волонтеров участие в такой социально-значимой акции стало прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста.
Приняли участие во Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб». Акция призвана напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду миллионного города вражескими захватчиками.
Для формирования у дошкольников патриотических чувств личности разработали проект «Этот день Победы». К этому событию ребята отнеслись с большой ответственностью. В план волонтерского движения вошла акция «Ветеран живет рядом». Накануне празднования Великой Победы волонтеры посетили ветеранов с целью оказания им социальной помощи: помогали по дому.
В ходе реализации проекта «Добрые сердца» были внесены изменения. В связи со специальной военной операцией в проект внесены дополнения, а именно акция письмо солдату. Дети написали письма, приготовили сладости и рисунки для российских военных, участвующих в специальной операции на Украине.
В направлении «Береги свою планету» реализовали экологический проект «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать». В ходе которого дети осознали серьезность проблемы: изучали видеоматериалы, читали художественную литературу о жизни зимующих птиц, познакомились с разными способами изготовления эко – кормушек. Затем развесили изготовленные своими руками листовки в детском саду и за его пределами, ознакомили с ними взрослых и предложили поучаствовать в акции «Покормите птиц зимой» – изготовить кормушки для птиц. Родители поддержали это предложение и совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, которые развесили не только на территории детского сада, но и у подьездов вблизи стоящих домов. Весь холодный период дети заботились о птицах, ежедневно в «птичьей столовой» чистили от снега кормушки, пополняли их кормом. Такой проект явился прекрасной возможностью проявить сочувствие, заботу.
В преддверии новогоднего праздника разработали Проект «Сохраним елочку – красавицу леса» Волонтеры решили помочь лесной красавице. Принимая участие в акции «Елочка живи!», ребята создали совместно с педагогами листовки, плакаты на тему «Не рубите елки!». Такими действиями ребята пытались убедить в значимости проблемы сохранения лесных ресурсов дошкольников других групп, сотрудников детского сада и родителей. У ребят волонтеров появилась надежда, что хоть несколько елочек будут спасены, а это уже маленькая победа.
Экологические акции «Посади дерево», «Родники» проходили под девизом «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
С начала создания волонтерского движения «Добрые сердца» были проведены такие акции: «День семьи любви и верности», «Письмо водителю», «Пионерский галстук», «Подарок любимой маме».
Для отслеживания всех процессов в деятельности каждого волонтера оформили стенд календарь добрых дел в виде ромашки, на которой дети не только отмечали свое участие в разных формах работы, но и анализировали: красным сердечком отмечали, если работа сделана хорошо, ну а если что – то не совсем получилось – желтым. Обсуждение проделанной работы, умение увидеть какие – либо ошибки, как их в следующий раз не допустить, учили детей не стесняться своих неудач.
Считаем, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует воспитанию нравственных и моральных качеств личности с дошкольного детства.
Учить человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем наши выпускники, но хочется верить, что они всегда будут делать добро, потому – что растут неравнодушными людьми.
Людмила Сучкова Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
– Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Публикация «Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах
– Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
– Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
– Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.
Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Детские дошкольные образовательные учреждения – социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому мне всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить воспитанникам возможность проявить себя как творческим личностям.
В своей работе с детьми и родителями группы на протяжении нескольких лет мы изготавливали игрушки, подарки детям в «Норильский детский дом» и детям инвалидам передавая их на Рождественские праздники называя это акцией «Добрых дел». В2017-2018 учебном году решили создать в нашей группе волонтерское движение под названием «Радужные волонтеры».
Актуальность: Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Объединяя родителей, педагогов и детей, деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
– к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
– к оптимизации детско – родительских отношений и умению работать в команде.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Сегодня, на первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и другими социальными институтами. Делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в педагоге-профессионале, способном к сотрудничеству.
Одной из эффективных форм такого сотрудничества, на мой взгляд, это – организация волонтерского движения в группе с привлечением родителей.
При взаимодействии с родителями (законными представителями) я использую различные формы работы, такие как: занятия по интересам; помощь в организации персональных и групповых выставок; организация театральных представлений и праздников для своих детей и детей младших групп; взаимопомощь родителей с детьми с родителями других групп. И многое другое, исходя из инициатив родителей (законных представителей).
В нашей группе взаимодействие с семьями давно уже стала традиционным направлением. Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, организуют разнообразную деятельность детей, экскурсии и многое другое. Это так, но волонтерское движение – это нечто особенное.
Родители–волонтеры- это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в нашей группе, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств. И передо мной в данном направлении возникла задача подобрать и разработать методические рекомендации (буклеты) по готовности меняться самих родителей: «Правила общения с детьми», «Секреты любви и взаимодействия» (тайные мечты каждого ребенка, «4 правила для родителей, которые помогают детям добиваться успеха», «Четыре основных причин серьезных нарушений поведения детей», и т. п., и наработать опыт работы с родителями, которым не безразлично будущее детей, которые могут сопровождать ребёнка, чтобы он чувствовал комфорт и поддержку.
Перед нами стала проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для решения данной проблемы мы разработали проект, поставив перед собой цель: создать в группе волонтерское движения «Радужные волонтеры» объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Чтобы достичь этой цели мы поставили определенные задачи:
1. Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
2. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов, родителей воспитанников группы «Радуга»
3. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
4. Сформировать инициативную группу родителей, участвующую в данном движении;
5. Воспитать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
6. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в группе и распространить опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях города.
Участники нашего проекта стали дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Организация практики волонтерства в нашей группе осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа – изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Были поставлены цели, задачи и началась предварительная работа с родителями. Также произошли некоторые изменения в развивающей среде нашей группы. Придумали совместно девиз нашего движения:
«Мы как радуги цвета неразлучны никогда –
Если трудно всем поможем, не откажем вам друзья»
Посоветовавшись с родителями воспитанников, о внедрении, волонтерского движения в нашей группе, был составлен перспективный план работы. Решив использовать такую технологию, родители предложили подготовить символические знаки отличия, так у нашего движения появился флаг и значки, которые изготовили родители своими руками. Изучили много различной литературы, обсуждали темы за круглым столом.
Дети нашей группы знакомились с «Правилами поведения в детском саду»., обмениваясь знаниями, полученными ранее и разработанными самими в виде схем-знаков, между собой, тем самым напомнили себе и другим все правила группы и в целом в детском саду.
Введение детского волонтерства произошло на организационном этапе, задачи которого заключались в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды. Мной проводились беседы “Кто такие волонтеры?”, “О возможности стать волонтерами для малышей”. Выяснение чем любят заниматься дети. Чему мы можем научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Был разработан план с детьми волонтерами по провидению волонтерской деятельности. Совместно с воспитанниками разработали правила:
-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи начатое дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.
Волонтерское движение дети приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 7-8 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу. Так начался наш основной практический этап движения.
На месяц составлялся план работы. Иногда, в течение месяца он корректировался. Но это не влияло на конечный результат. По возможности, мы старались заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем – оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке. После прогулки – аккуратное складывание одежды в кабинки. Во второй половине дня – заправление кроватей, совместная продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, оказание помощи в уборке и мытье игрушек.
Использовали в своей работе эффективную и результативную форму работы с воспитанниками «Дети для детей». Она вселяет в них уверенность в том, что если старшие дети это могут, то у меня тоже получиться не хуже, а может и лучше. Дети – волонтеры не только давали новые знания малышам. Но и развивали свои навыки.
Мы организовывали для малышей представления «Цирк ШЕПЕТО», показывали театрализованные представления, по мотивам сказок «Репка», «Колобок», «Теремок». Дети делились своими талантами, радуя сверстников сказочным представлением «Рождественская сказка» И в тоже время, развивали свои умения и приобретали новые. Ребята стали увереннее.
Обязательным условием этого этапа является обсуждение волонтерской деятельности организуя «Рефлексивный круг», в группе после посещения малышей. Дети рассуждали по поводу своих удач и промахов, таким образом, развивая умение оценивать свои действия, тем самым повышая свою самооценку.
Из всех детей нашей группы, в которой организована команда волонтеров, 70% детей попробовали свои силы в детской волонтерской деятельности.
Заключительный этап является анализом результатов организованной деятельности.
Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогла нам решить следующие задачи:
• развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
• развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
• создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя. Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях.
От взаимодействия с младшими детьми получены положительные эффекты :
• волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную.
• дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
• дети младшего возраста стали больше говорить, охотнее стали идти на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов “Почему?”, “Зачем?”, “Где?”.
• дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
• многие воспитанники стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
• воспитатель поощрял попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы.
Межгрупповое взаимодействие по наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаю, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Считаю, что дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.
Волонтерство – очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.
Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.
Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Закончить хочется словами Д. С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»».
Что делают волонтёры
Волонтёрство предполагает добровольную безвозмездную работу на пользу общества или отдельных людей. Среди основных его направлений можно выделить:
Есть два формата волонтёрства: системное, когда человек регулярно оказывает помощь в рамках конкретного проекта или программы, и разовое. Каждый школьник может выбрать для себя оптимальный вариант занятости, который не будет мешать учёбе.
Какие гибкие навыки развивает волонтёрство
Если ваш ребёнок заинтересовался темой волонтёрства, есть смысл его поддержать. Это тот случай, когда, отдавая своё время и силы, он может получить взамен нечто большее. Участие в добровольческих акциях и проектах развивает:
Навык эффективного общения
Когда ребята становятся волонтёрами, им приходится учиться выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника. С течением времени дети забудут о комплексах, станут более общительными и внутренне свободными. В дальнейшем им будет легче презентовать себя и отстаивать свою точку зрения. Это большой плюс: коммуникабельность сейчас необходима в любой профессии.
Школьники-волонтёры находятся в постоянном движении: учебу, секции, хобби они ухитряются совмещать с добровольческой деятельностью. Такая динамика жизни, да еще наполненная смыслом, делает их устойчивыми к стрессам.
Работу в режиме многозадачности и дисциплину
С помощью волонтёрства дети на практике учатся расставлять приоритеты и соблюдать сроки. Например, скоро у Маши контрольная по математике, но сегодня у неё по плану помощь бездомным животным. Чтобы все успеть, она перераспределила свой досуг. После уроков Маша проведёт несколько часов в приюте, а потом займется подготовкой к занятиям. Вывод: бесцельное блуждание в интернете девочка заменила полезными делами.
Умение справляться с трудностями
Когда ребята сталкиваются с реальными жизненными задачами, они переносят фокус внимания с пустых переживаний на разработку плана действий. Например, Саша активно помогает больницам. Бабушка, прикованная к инвалидному креслу, очень хочет попасть на концерт в центре города, но не может спуститься по лестнице даже на коляске, и у неё нет близких и родственников.
Саша без лишних слов и суеты решает проблему. Вместе с координатором он продумывает подходящий маршрут: насколько заранее выехать, на каком транспорте, не проехать ли через парк, чтобы порадовать бабушку? Потом Саше будет проще справляться с трудностями, ведь он научится их решать, а не обсуждать.
Какую практическую выгоду оно приносит
Кроме личностного развития, добровольческая работа даёт утилитарные профиты:
Дополнительные баллы при поступлении в вуз
12 марта 2020 года Минпросвещения РФ опубликовало рекомендации по учёту волонтёрства в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. За него могут дать дополнительные баллы к ЕГЭ. Чтобы их получить, нужно:
Волонтёрские книжки бывают электронными и бумажными. Во избежание возможных проблем при поступлении лучше пользоваться бумажной версией.
Ведомство рекомендует начислять баллы в соответствии со сроками волонтёрства:
1 балл — менее 1 года;
2 балла — 2 года;
3 балла — 3 года;
4 балла — 4 года.
Однако в зависимости от конкретного вуза за волонтёрскую работу могут дать до 10 баллов или не учитывать это достижение.
Принимая активное участие в добровольческом движении, ребенок заводит новые знакомства, обрастает полезными связями. Кто-то станет для него другом на всю жизнь, а кто-то, возможно, заприметит проблески таланта и предложит подработку или стажировку.
Помощь в выборе профессии
Волонтёрство – реальная возможность соприкоснуться с интересующей ребёнка профессией, узнать её изнутри, проверить степень своей увлечённости.
Например, Ярослав ещё в школе присоединился к волонтерам-медикам и активно помогал инвалидам и тем, кто перенес сложные операции. Спустя время он понял: он хочет стать доктором и продолжать помогать пациентам. Это помогло ему осознанно выбрать предметы для сдачи ЕГЭ и вуз, и теперь он учится на медфаке.
А Аня всегда любила природу, бережно к ней относилась, поэтому в 12 лет она занялась природоохранной работой. Сегодня она популяризует идею о том, что надо сократить потребление пластика, организует сбор и утилизацию пластика и готовится к поступлению на биолога.
Как ребёнку стать волонтёром
В России стать волонтёром может любой желающий. Но для несовершеннолетних есть ограничения.
Детям до 14 лет во время волонтёрства требуется официальное сопровождение (например, родителей или опекунов). Ребятам 14-17 лет нужно документально подтверждённое разрешение от родителей. Оно подаётся вместе с заявлением и обычно содержит шапку с реквизитами волонтёрской организации, Ф. И. О. родителей, пару строк о том, что они согласны на волонтёрскую работу ребёнка, и подписи.
Иногда в городах могут быть отдельные центры, посвящённые местному волонтёрству и объединяющие добровольцев из разных проектов. Так, в Москве действует Ресурсный центр «Мосволонтёр», на сайте mosvolonter.ru размещена вся актуальная информация, связанная с добровольческим движением в столице. Он охватывает порядка 10 направлений от общественной безопасности до медиаволонтёрства.
Как родителям привлечь ребёнка к волонтёрству
Если ваш ребёнок ещё не заинтересован в волонтёрской работе, возможно, стоит с ним об этом поговорить. Помните, он копирует ваши установки и привычки, поэтому нужно начинать с создания определённого инфополя и новых традиций в семье.
Также вы можете вместе изучить информацию о волонтёрстве и о возможностях, которое оно даёт. Например, сейчас издательство «Просвещение» реализует проект «Школа вопросов 21 века. Волонтёрство», в рамках которого до 30 ноября 2022 года проводится серия вебинаров.
Школьникам расскажут о том, как грамотно совместить учебу, увлечения и волонтерство, а студентам – какие возможности для личностного и карьерного роста оно открывает. Родители узнают, как не отбить у ребенка желание помогать другим, а педагоги – как правильно организовать востребованную внеурочную деятельность. Узнать всю актуальную информацию можно на сайте проекта https://uchitel.club/lifeskills/volonteerskills
.