что такое система добровольной оценки соответствия продукции и услуг

У этого термина существуют и другие значения, см. Сертификация.

В результате сертификации предполагается получение сертификата соответствия, что не является гарантированным результатом: орган по сертификации полномочен отказать как в сертификации, так и в выдаче сертификата соответствия в ряде случаев.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 апреля 2019 года; проверки требуют 3 правки.

Система добровольной сертификации — это система, созданная одним или несколькими юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями для проведения работ по сертификации.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации.

Добровольная сертификация соответствия – кому нужна?

Основные преимущества оформления добровольного сертификата. Законодательная база. Какие параметры можно подтвердить в добровольном порядке, особенности процедуры.

Изготовление и продажа товаров в России регламентируются нормативно-правовыми актами. По требованиям законодательства на большинство видов продукции производители или импортеры должны получить разрешительные документы. Федеральный закон № 184, регулирующий качество и безопасность поступающих на рынок изделий, дает право предпринимателям по завершении обязательных проверок проводить добровольную сертификацию. Процедура подтверждает конкурентные характеристики выпускаемых на предприятии продуктов, свидетельствует о строгом контроле технологических процессов или позволяет оценить качество предлагаемых услуг.

Добровольную сертификацию можно пройти при содействии сертификационного центра. Порядок проведения процедуры описан на сайте организации в соответствующем разделе https://gortest.ru/dobrovolnaya-sertifikaciya.

1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

Орган по сертификации:

осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, в которых указывается, что подтверждение соответствия данных объектов осуществляется в рамках системы добровольной сертификации в случае, если выдача сертификатов соответствия установлена правилами системы добровольной сертификации;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)

предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

2. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

3. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации, см. в Приказе Ростехрегулирования от 25.02.2005 N 27-ст.

Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:

свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. В случае, если указанный документ не представлен лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, по собственной инициативе, сведения, содержащиеся в нем, представляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи;

изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;

документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

4. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных абзацами четвертым, пятым и шестым пункта 3 настоящей статьи, отсутствия сведений о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 2

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

абзац утратил силу с 1 июля 2014 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 160-ФЗ;

безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры – обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель – физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

абзац утратил силу с 1 июля 2021 года. – Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;

международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией;

абзац утратил силу с 1 июля 2016 года. – Федеральный закон от 05.04.2016 N 104-ФЗ;

недействительность декларации о соответствии – основание для прекращения органом государственного контроля (надзора), национальным органом по аккредитации действия декларации о соответствии в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Действие декларации о соответствии прекращается с момента внесения сведений о признании декларации о соответствии недействительной в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее – реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии), включающий в себя в том числе национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза;

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

недействительность сертификата соответствия – основание для прекращения органом государственного контроля (надзора), национальным органом по аккредитации действия сертификата соответствия в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Действие сертификата соответствия прекращается с момента внесения сведений о признании сертификата соответствия недействительным в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии;

орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)

оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

абзацы двадцать второй – двадцать третий утратили силу с 1 июля 2016 года. – Федеральный закон от 05.04.2016 N 104-ФЗ;

техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по стандартизации или условиям договоров;

схема подтверждения соответствия – перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям;

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

региональная организация по стандартизации – организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

стандарт иностранного государства – стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;

региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации;

свод правил иностранного государства – свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства;

региональный свод правил – свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации;

абзацы тридцать пятый – тридцать шестой утратили силу с 1 июля 2014 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 160-ФЗ;

впервые выпускаемая в обращение продукция – продукция, которая ранее не находилась в обращении на территории Российской Федерации либо которая ранее выпускалась в обращение и свойства или характеристики которой были впоследствии изменены;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

выпуск продукции в обращение – поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) в целях распространения на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе;

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

орган государственного контроля (надзора) – контрольный (надзорный) орган, уполномоченный на осуществление вида федерального государственного контроля (надзора) или вида регионального государственного контроля (надзора), в рамках которых осуществляется государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

эксперт-аудитор – физическое лицо, которое является работником органа по сертификации, обладает знаниями и навыками проведения работ по подтверждению соответствия в определенной области, включено в единый реестр экспертов-аудиторов и участвует в работах по обязательной сертификации, выполняемых органом по сертификации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ)

Когда проводится добровольная сертификация?

Основными нормативами, регулирующими безопасность товаров, в РФ являются:

Если продукция входит в перечни данных нормативно-правовых актов, то сначала необходимо пройти обязательные оценочные процедуры: сертификацию, декларирование или государственную регистрацию. Только после получения разрешительной документации можно добровольно подтвердить качество изделий.

Если обязательная оценка безопасности не предусмотрена, то можно сразу приступать к оформлению добровольного сертификата соответствия (ДСС).

Подтверждение соответствия товара ГОСТу или ТУ

В РФ действует большое количество систем добровольной сертификации (СДС). Наиболее распространенный способ предпринимателей подтвердить качественные характеристики товара – это проверить его соответствие ГОСТу или техническим условиям, по которым велось производство.

Для оценки продукции проводятся лабораторные испытания образцов. Заявитель самостоятельно выбирает такие показатели изделия, которые помогут продемонстрировать его преимущества. Например, эксперты могут исследовать и подтвердить:

Результаты экспертизы вносятся в протоколы, на основании которых аккредитованный орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата.

Наличие ДСС вызывает доверительное отношение потенциальных потребителей, заказчиков, инвесторов, что способствует:

Срок действия сертификата качества от 1 года до 3 лет в зависимости от того, по какой схеме оценки оформляется документ.

Регистрация систем добровольной сертификации

Регистрацию систем добровольной сертификации производит Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на основании предоставленных документов.

В случае отказа в регистрации системы добровольной сертификации Агентство направляет уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации с обоснованием принятого решения и возвращает документы.

В случае принятия решения о регистрации системы добровольной сертификации Агентство регистрирует систему добровольной сертификации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Обязательная и добровольная сертификация

Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не отменяет её обязательную сертификацию, может выполняться сверх ее для оценки соответствия ее требованиям, отличным от обязательных, а значит минимальных, очевидно, что в большую сторону. Иными словами, добровольная сертификация продукции, подпадающей под действие обязательных требований, имеет смысл лишь тогда, когда дает ответ о соответствии ее повышенным требованиям.

Сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Документы, требуемые для регистрации

Перечень документов, необходимых для регистрации систем добровольной сертификации:

Законодательные и правовые акты, регламентирующие деятельность

Деятельность систем добровольной сертификации регламентируется следующими законодательными и правовыми актами:

Оценка особых свойств продукции

Большой популярностью у покупателей пользуются экологически чистые косметические средства, продукты питания без химикатов, одежда из натуральных тканей. Производитель может подтвердить экологичность продукции и оформить сертификат ЭКО, БИО или ОРГАНИК. Для этого в ходе лабораторных испытаний эксперты определяют:

На основании результатов испытаний оформляется сертификат, который доказывает экологическую безопасность продукта и разрешает наносить соответствующую маркировку.

На строительные материалы, мебель, приспособления для монтажа электрических сетей производители могут оформить пожарный сертификат. В процессе экспертизы исследуют степень:

В результате полученных данных изделию присваивается класс опасности и выдается пожарный сертификат.

В СДС можно также оформить документы, свидетельствующие об отсутствии сахара, ГМО, хлора, уксуса и других компонентов в составе товара.

Требования к объектам сертификации, соответствие которым оценивается при их сертификации, установлены различными источниками:

Ввиду сказанного понимание СДС как правомерных источников требований к объектам сертификации вызывает сомнение.

Виды документов по стандартизации указаны в ст.14 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 N 162-ФЗ.

Портал про сертификацию

Добровольная оценка оказываемых услуг

Добровольная проверка предусмотрена не только в отношении изделий, но и услуг. Процедура подтверждает профессионализм сотрудников, организацию работы фирмы, ее соответствие нормативно-правовым актам.

Наиболее востребована процедура у компаний, которые оказывают услуги:

Сертификация используется в рекламных целях, чтобы привлечь внимание клиентов.

Для уточнения нюансов оформления ДСС обращайтесь в центр сертификации по телефону или онлайн. Все консультации специалистов бесплатные.

Сертификация по типам объектов сертификации

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 982. Он содержит группы продукции с указанием кодов ОКП, производство и продажа которых возможна лишь после их сертификации.

Сертификация систем менеджмента

Следует обратить внимание на то, что разговор в рамках законодательства о техническом регулировании о сертификации таких объектов как системы менеджмента выглядит странно.

Сертификация условий производства

Для повышения привлекательности предприятия на производстве можно внедрить систему менеджмента качества (СМК), которая помогает:

Производитель может инициировать проверку соответствия СМК стандартам ISO. Полученный документ будет свидетельствовать об эффективности действующей на предприятии системы менеджмента и качестве выпускаемых товаров. Сертификат ISO позволяет наладить экспорт изделий даже за пределы ЕАЭС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *