что входит в стоимость услуг по обязательной и добровольному сертификации

Журнал “Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение” № 8/2018

Какие работы могут быть отнесены к текущему ремонту, а какие – к капитальному? По какому КВР и какой подстатье КОСГУ оплачиваются расходы на ремонт объектов нефинансовых активов? Каков порядок отражения расходов на оплату ремонтных работ в бухгалтерском учете автономного учреждения? На эти и другие вопросы ответы даны в статье.

В чем отличие текущего ремонта от капитального?

Проводимый в рамках финансово-хозяйственной деятельности учреждений ремонт подразделяют на текущий и капитальный.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минстроя РФ от 27.02.2018 № 7026-АС/08 «Об определении видов ремонта» (далее – Письмо № 7026-АС/08), к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий. К капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

К примеру, согласно Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Приказом Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 № 19, при проведении ремонтных работ автомобиля:

В отношении зданий, сооружений текущий ремонт проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. При этом под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (п. 8 ст. 55.24 ГрК РФ). Под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций таких объектов или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ).

Определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительного ремонта соответствующих нормативных документов (Письмо № 7026-АС/08, Письмо Минфина РФ от 14.01.2004 № 16-00-14/10).

КВР и коды КОСГУ для оплаты ремонтных работ.

В соответствии с Указаниями № 65н расходы государственных (муниципальных) учреждений по капитальному ремонту отражаются по коду вида расходов (КВР) 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», по текущему ремонту – по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Указанные коды видов расходов применяются в увязке с подстатьей 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Применение данной подстатьи Указаниями № 65 предусматривается в отношении следующих видов ремонтных работ (как текущего, так и капитального характера):

Проведение ремонтных работ сопряжено с приобретением расходных материалов (строительных материалов, запчастей и т. д.). При заключении договоров на ремонт из материалов подрядчика (исполнителя) стоимость таких материалов, как правило, включается в общую стоимость работ. В этом случае оплата материалов осуществляется по тому же коду КОСГУ, что оплата самой работы, – 225.

Если же ремонтные работы осуществляются из материалов заказчика, их приобретение отражается по КВР 244 и статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

С 2019 года статья 340 КОСГУ будет детализирована дополнительными подстатьями по видам материальных запасов, в частности (Приказ № 209н):

Учет расходов на ремонт.

Расходы на ремонт принимаются к учету после приемки выполненных работ и подписания соответствующих актов как исполнителями (подрядчиками), так и заказчиками.

Кроме того, для отражения в бухгалтерском учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, применяется акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). В нем содержатся сведения о сроках проведения работ по договору и фактически, сведения об объекте основных средств и расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации. Если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-заказчика, второй – передается организации, проводившей ремонт.

Такой акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Данные ремонта также вносятся в инвентарную карточку учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031).

Расходы на текущий ремонт (разового характера), которые проводятся в рамках одного отчетного периода, включаются единовременно в расходы текущего финансового периода. Отражение таких расходов производится на счетах 0 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества», 0 109 00 225 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (в части расходов на оплату работ, услуг по содержанию имущества).

Расходы на неравномерно производимый ремонт основных средств (как правило, это касается капитального ремонта) учитываются в расходах будущих периодов на счете 0 401 50 225 «Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества». При этом субъекту учета следует установить порядок признания расходов на осуществление капитального ремонта расходами текущего финансового периода в рамках формирования его учетной политики (Письмо Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706). Так, признание расходов текущего года может осуществляться на основании отчетов о выполнении работ по ремонту (Письмо Минфина РФ от 10.08.2015 № 02-07-07/46003).

Счет 0 401 50 225 применяется, если в учреждении не создается резерв на предстоящий ремонт основных средств.

Рассмотрим порядок отражения расходов на ремонт на примере.

Автономное учреждение заключило договор на оклейку обоями помещения в административном здании (бухгалтерии). Стоимость работ по договору составила 10 000 руб. Обои и клей на сумму 20 000 руб. учреждение закупило самостоятельно через подотчетное лицо. Оплата по договору осуществляется по факту выполнения работ. Расходные материалы переданы подрядной организации по накладной (ф. 0504205). Расходы осуществляются за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Согласно учетной политике указанные затраты включены в состав общехозяйственных расходов.

В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:

* Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Создание резерва на ремонт.

Для отражения в бухгалтерском учете расходов на капитальный ремонт учреждение вправе создавать резерв под предстоящий ремонт основных средств.

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н резерв создается в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения.

Порядок формирования резервов (методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики.

При разработке методики создания резерва за основу могут быть приняты положения ст. 324 НК РФ, определяющие правила формирования резерва предстоящих расходов на ремонт в целях налогового учета. В частности, в ней установлено, что при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств субъект учета обязан определить предельную сумму отчислений в резерв, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на данный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения упомянутых видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах названные либо аналогичные виды ремонта не осуществлялись.

В случае, если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.

Формирование и использование резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств отражается в бухгалтерском учете автономного учреждения следующими проводками (п. 189 Инструкции № 183н, Письмо Минфина РФ от 20.05.2015 № 02-07-07/28998):

* Уменьшение ранее сформированного резерва (если фактические расходы на ремонт меньше величины сформированного резерва) отражается аналогичной бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно».

Основанием для определения видов ремонта (текущий или капитальный) должны являться соответствующие документы, разработанные техническими службами организаций в рамках системы планово-предупредительного ремонта. В зависимости от установленного вида ремонтных работ их оплата будет осуществляться либо по КВР 243, либо по КВР 244. А вот код КОСГУ и в том и другом случае будет одинаков – 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

В бухгалтерском учете расходы на текущий ремонт отражаются в расходах текущего финансового года.

По капитальному ремонту в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждение вправе создавать резерв под предстоящий ремонт основных средств (счет 0 401 60 225). Если создание такого резерва в учреждении не предусмотрено, расходы на неравномерно производимый ремонт основных средств включаются в расходы будущих периодов (счет 0 401 50 225), а затем списываются в расходы текущего года в порядке, установленном в рамках учетной политики.

Понятие и условия признания расходов в бухучете

В процессе хозяйственной деятельности любое предприятие несет определенные издержки, правильный учет которых позволит представить реальное финансовое положение дел компании и избежать претензий со стороны контролирующих органов. При этом налоговый и бухучет расходов различаются. В бухгалтерском учете учитываются все издержки по мере их возникновения, за некоторым исключением, например, при формировании резервов. В налоговом — отображаются лишь те издержки, которые названы в гл. 25 НК РФ.

Алгоритм налогового учета расходов узнайте в рубрике «Расходы по налогу на прибыль».

Алгоритм бухгалтерского учета и группировки затрат предприятия регулируется:

Под расходами предприятия понимается снижение экономических выгод, возникающее по мере выбытия активов, а также появления каких-либо обязательств, которые в результате приводят к снижению капитала компании. Исключением из данного понятия является уменьшение вкладов, утвержденное решением собственников бизнеса (п. 2 ПБУ 10/99).

В бухучете признаются лишь те затраты, которые удовлетворяют следующим критериям:

В той ситуации, когда расход не соответствует хотя бы одному из вышеперечисленных условий, в бухучете фиксируется дебиторская задолженность (п. 16 ПБУ 10/99).

Можно ли в бухучете применять кассовый матод учета доходов и расходов, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Статьи расходов в бухучете — таблица

Чтобы корректно фиксировать понесенные траты компании, необходимо, чтобы все исполнители на местах учитывали сведения по единой методологии, которую следует закрепить в локальном нормативном акте. Разбивку затрат по статьям фирма осуществляет самостоятельно, опираясь на бухгалтерские НПА и отраслевые рекомендации в зависимости от вида деятельности.

Так, ПБУ 10/99 подразделяет издержки на 2 вида:

Рассмотрим список издержек, которые включаются в затраты от обычных видов деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Данные траты делятся по степени участия в производственном процессе на прямые и косвенные:

Прочие затраты — те расходы фирмы, которые не относятся к основным видам деятельности компании. Перечень прочих расходов, согласно пп. 11–13 ПБУ 10/99, включает 16 позиций, однако является открытым и может быть дополнен иными статьями издержек, устанавливаемыми компанией самостоятельно (п. 11 ПБУ 10/99). Все прочие затраты подлежат учету на счете 91 субсчета 2 «Прочие расходы». Рассмотрим их более детально:

Издержки предприятия могут группироваться по следующим критериям:

Подробнее о переменных издержках узнайте в статье «Что включают в себя переменные затраты (формула)?».

Как правильно учесть «коронавирусные» расходы при УСН, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Группировку компания формирует самостоятельно в зависимости от собственных нужд.

Алгоритм бухучета расходов

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы, как правило, распределяются в себестоимость произведенной продукции. Остальные издержки от обычных видов деятельности, зафиксированные на иных счетах учета затрат, по итогам месяца списываются в дебет счета 90 (субсчет 90.2 «Себестоимость»). Туда же относится и себестоимость реализованных ТМЦ. При этом по кредиту счета 90 (субсчет 90.1) отражается выручка от реализации.

Далее бухгалтер выводит разницу между кредитовым и дебетовым оборотами счета 90 за период (месяц) и списывает ее на счета учета прибыли/убытков проводкой Дт 90.9 Кт 99 — при выявлении прибыли, Дт 99 Кт 90.9 — в случае убытка по результатам работы компании.

Аналогичным образом происходит выведение финансовых результатов от прочих доходов и расходов, учитываемых на счете 91. Вычисляется разница между субсчетами 91.1 «Прочие доходы» и 91.2 «Прочие расходы» и списывается на счет 99. При этом учет прочих доходов и расходов организуется таким образом, чтобы можно было определить финрезультат по каждому виду прочих операций.

Рассмотрим группировку расходов производственного предприятия на примере. Для наглядности пример приведен без учета налогов.

Компания ООО «Ольмеко» занимается производством мебели. В ноябре было закуплено материалов и комплектующих на сумму 300 тыс. руб. На услуги по доставке материалов было потрачено 58 тыс. руб. (для упрощения примера НДС берем все данные без НДС)

На производство 15 шкафов-купе было истрачено МПЗ на сумму 180 тыс. руб. Зарплата рабочего персонала цеха составила 63 тыс. руб., зарплатные взносы — 34 тыс. руб.

Затраты на аренду цеха — 30 тыс. руб., коммунальные услуги —8 тыс. руб. Зарплата кладовщика — 12 тыс. руб. Взносы — 4 тыс. руб.

Расходы на рекламу — 8 тыс. руб. Оплата труда административных работников — 38 тыс. руб., взносы  — 13 тыс. руб.

Компания попутно сдает в субаренду офисное помещение на сумму 15 тыс. руб. в месяц. Расходы по содержанию данного офиса составили 5 тыс. руб.

Как видно из таблицы, некоторые статьи затрат, например зарплата сотрудников и зарплатные взносы, могут относиться к разным видам расходов, в зависимости от их назначения.

Итоги

Компании разрабатывают группировку и используемые статьи издержек самостоятельно, основываясь на нормах ПБУ 10/99, плане счетов и отраслевых НПА по бухучету. Чтобы правильно учитывать издержки в целях бухучета, следует утвердить список статей затрат в локальном акте компании и ознакомить с ним всех специалистов-исполнителей бухгалтерского сектора на местах.

Расходы на благоустройство территории

Порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории зависит от вида выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом соответствующего контракта (договора). На какие КВР и статьи КОСГУ они могут быть отнесены? Как отразить такие расходы в бухгалтерском учете? Надо ли облагать объекты благоустройства налогом на имущество? Ответы на эти вопросы – далее.

Понятие «благоустройство территории»

Благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная (п. 36 ст. 1 ГрК РФ):

Объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, по устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленные на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка (п. 3.12, 3.2 СП 82.13330.2016, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 № 972/пр).

Правила благоустройства территории устанавливают органы местного самоуправления, а в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) – органы госвласти субъектов РФ (пп. 19 п. 1 ст. 14, пп. 25 п. 1 ст. 16, пп. 10 п. 1 ст. 16.2, п. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Исполнение этих правил возлагается на всех без исключения владельцев, пользователей имущества и земель, в том числе на государственные (муниципальные) учреждения.

В рамках благоустройства территории могут проводиться следующие работы:

Выбор КВР и статьи КОСГУ

В настоящее время правила применения КВР и статей КОСГУ регулируются Порядком № 85н и Порядком № 209н соответственно.

В силу положений Порядка № 85н расходы на благоустройство территории следует относить на КВР:

Согласно положениям Порядка № 209н в зависимости от экономического содержания расходов, осуществляемых в целях благоустройства, их следует отражать в учете (см. письма Минфина РФ от 25.02.2021 № 02-05-10/13814, от 15.05.2020 № 02-08-10/40908, от 13.09.2019 № 02-08-05/70775):

Особенности учета расходов на благоустройство

Рассмотрим на примерах особенности учета отдельных видов расходов на благоустройство территории.

Капремонт фасада здания

В ходе реализации мероприятий по благоустройству территории автономным учреждением культуры был заключен с подрядчиком контракт на проведение работ по капитальному ремонту фасада здания на сумму 1 200 000 руб. Размер аванса по контракту составил 360 000 руб., сумма окончательного платежа – 840 000 руб. Расходы по оплате работ произведены за счет целевой субсидии, выделенной из областного бюджета. Согласно учетной политике они относятся к общехозяйственным.

Работы выполнены в полном объеме, сторонами подписан акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103).

Расходы по оплате заключенного с подрядчиком контракта на проведение работ по капитальному ремонту фасада здания необходимо отразить по КВР 243 в увязке с подстатьей 225 КОСГУ.

Согласно Инструкции № 183н указанные операции должны быть оформлены в бухгалтерском учете следующим образом:

* Информацию о капремонте здания следует отразить в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), открытой на объект недвижимого имущества.

Возведение спортивной площадки

Бюджетное учреждение культуры и отдыха (парк) заключило с подрядчиком контракт на выполнение работ по возведению (строительству) на его территории многофункциональной спортивной площадки на сумму 1 800 000 руб. Оплата работ произведена за счет средств субсидии на цели осуществления капитальных вложений.

Построенная спортивная площадка принята к учету как отдельный инвентарный объект недвижимого имущества (код ОКОФ 220.41.20.20.900). Срок ее полезного использования – 15 лет (180 мес.).

В соответствии с учетной политикой учреждения амортизационные отчисления по указанному объекту признаются прямыми затратами и относятся на себестоимость оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Для начисления амортизации применяется линейный метод.

Расходы на оплату работ по возведению спортивной площадки – объекта капитального строительства, произведенные бюджетным учреждением, необходимо отразить по КВР 407 в увязке со статьей 310 КОСГУ.

На основании Инструкции № 174н в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

Уборка территории

Казенное учреждение культуры заключило с физическим лицом договор гражданско-правового характера (ГПХ) на очистку его территории от грязи и мусора. Вознаграждение по договору в размере 20 000 руб. выдано из кассы учреждения. Вычеты по НДФЛ физическому лицу не предоставляются.

Расходы по оплате заключенного с физическим лицом договора ГПХ на очистку территории от грязи и мусора необходимо отразить по КВР 244 и подстатье 225 КОСГУ.

На основании Инструкции № 162н указанные операции должны быть оформлены в бюджетном учете с применением следующих корреспонденций счетов:

Установка скамеек и урн для мусора

Автономное учреждение культуры в целях благоустройства своей территории приобрело у поставщика металлические скамейки и урны для мусора на сумму 72 000 руб. Работы по их установке оплачивались по отдельному договору, заключенному с подрядчиком на сумму 8 000 руб.

Все расходы произведены учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (не облагаемой НДС).

Комиссией учреждения принято решение учитывать скамейки и урны в составе основных средств на счете 2 101 36 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный – иное движимое имущество учреждения».

В соответствии с учетной политикой учреждения амортизационные отчисления по указанным объектам не формируют себестоимость услуг, оказываемых учреждением, они относятся на финансовый результат текущего финансового года.

Расходы на приобретение скамеек и урн следует относить на статью 310 КОСГУ, а оплату работ по их установке – на подстатью 228 КОСГУ. Указанные затраты отражаются по КВР 244.

В бухгалтерском учете должны быть сформированы следующие корреспонденции счетов:

* В примере исходим из того, что стоимость одного объекта превышает 10 000 руб. и при выдаче его в эксплуатацию амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости.

Обложение объектов благоустройства налогом на имущество

В силу ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств.

Государственные (муниципальные) учреждения рассчитывают и уплачивают налог на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости облагаемого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Обратите внимание: порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленный ст. 378.2 НК РФ, на объекты недвижимого имущества, принадлежащие государственным (муниципальным) учреждениям на праве оперативного управления, не распространяется (см. письма Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386, от 31.03.2020 № 03-05-05-01/25436, от 25.03.2020 № 03-05-05-01/23473).

Не облагаются налогом на имущество организаций:

На основании ст. 130 и 131 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, водные и воздушные суда и иные объекты. При этом вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется (например, машины и оборудование, наземные транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и иные объекты).

Кроме того, согласно ст. 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство объекта и на ввод его в эксплуатацию (ст. 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).

В то же время в силу ст. 135 ГК РФ по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи.

По мнению Росреестра (см. Письмо от 20.10.2020 № 11-9273-АБ/20), оборудование, которое неразрывно связано физически или технологически с капитальным сооружением, зданием или земельным участком, с момента присоединения к соответствующей недвижимости становится ее составной частью, при этом данное оборудование не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

Таким образом, созданные в ходе выполнения работ по благоустройству территорий объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Что касается элементов благоустройства, неразрывно связанных с объектами капстроительства или земельными участками, например малых архитектурных форм (фонарей, скамеек, урн и т. д.), заасфальтированной площадки, покрытого гравием земельного участка, они этим налогом не облагаются (см. письма Минфина РФ от 25.02.2021 № 02-05-10/13814, от 04.02.2020 № 03-05-05-01/6848, от 14.02.2020 № 03-05-05-01/10366, от 01.04.2020 № 03-03-07/26051).

В статье рассмотрены особенности учета отдельных видов расходов, которые имеют место при благоустройстве территорий учреждений культуры. В зависимости от вида выполняемых работ соответствующие расходы подлежат отражению:

Элементы благоустройства, являющиеся неотъемлемой частью капитального сооружения, здания или земельного участка, не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов недвижимости, поэтому облагать их налогом на имущество организаций не нужно.

Рекомендуйте статью коллегам

КомментироватьОбсудить на форумеПоследние статьи по теме:Горячие темы. Эти статьи обсуждают:

Перечень расходов по УСН 2023 – 2024 годов

С учетом требований норм гл. 26.2 НК РФ объект для начисления налога при рассматриваемом спецрежиме необходимо определять одним из двух способов:

Для первого способа вопрос расходов для целей налогообложения значения не имеет, а для второго играет очень важную роль.

П. 1 ст. 346.16 НК РФ выделяет следующие расходы при УСН – доходы минус расходы:

О порядке списания основных средств на расходы при УСН читайте здесь.

Какие услуги, оказываемые кредитными организациями, могут быть учтены в расходах при УСН, читайте в статье «Учет услуг банка при УСН «доходы минус расходы» (нюансы)».

Об отражении НДС при УСН читайте здесь и в материале «Как учитывать входной НДС при УСН?».

Можно ли учесть консультационные расходы при УСН, узнайте из материала «Консультационные расходы при УСН доходы минус расходы»

Можно ли участие в конференции считать затратами на подготовку и переподготовку кадров, узнайте из публикации «Участие работников в конференциях — расход по УСН?».

Подробный перечень расходов при УСН приведен в ст. 346.16 НК РФ. Он является закрытым, то есть другие расходы, которые не указаны в этом списке, уменьшить налогооблагаемую базу по УСН не могут.

Ставки по УСН — 6 или 15%

Согласно ст. 345.20 НК РФ при применении объекта «доходы» для расчета единого налога предусмотрена ставка 6%, которую в регионах допускается снижать до 1%. По объекту «доходы минус расходы» с учетом вида деятельности налогоплательщика ставка налога может варьироваться от 5 до 15%.

Особенности признания и оценки расходов для конкретного вида деятельности приводятся в учетной политике.

Важно! Все расходы, которые уменьшают налогооблагаемую базу по УСН «доходы минус расходы», должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

П. 2 ст. 346.17 НК РФ определяет следующие моменты для признания организацией или ИП расходов при УСН – доходы минус расходы:

1. Материальные расходы принимаются на дату оплаты задолженности одним из нижеперечисленных способов:

К таким расходам УСН, перечень которых определен с учетом требований гл. 25 НК РФ, относятся:

2. Расходы, производимые в связи с расчетами по оплате труда при УСН, признаются в том же порядке, что и материальные расходы.

В части перечня УСН-расходов, относящихся к оплате за трудовую деятельность, также следует руководствоваться положениями гл. 25 НК РФ. В число этих расходов входят:

Полный перечень расходов на оплату труда содержит ст. 255 НК РФ.

3. Расходы по оплате стоимости товаров, которые были приобретены с целью дальнейшей реализации, принимаются по мере их продажи.

Подробнее про учет списания товаров при применении УСН читайте здесь.

4. Иные особенности признания расходов таковы:

Подробнее см. здесь.

Учет доходов и расходов упрощенцы ведут в КУДИР. Как заполнить книгу по актуальной форме, мы рассказали в этой статье.

Готовый образец заполнения КУДИР за 2023 год вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ бесплатно и переходите в материал.

Расходы, которые нельзя учесть при УСН «доходы минус расходы»

Перечень некоторых видов расходов, которые, по мнению чиновников, не уменьшают налогооблагаемую базу по УСН «доходы минус расходы» представлены в таблице.

См. также статью «Расходы, которые чиновники запрещают учитывать “упрощенцу”».

Что делать, если расходы превышают доходы при УСН?

При расчете и уплате налога следует обратить внимание на то, что ст. 346.18 НК РФ предусмотрена уплата минимальной суммы налога, определяемой как произведение 1% и суммы полученных доходов.

Уплата минимального налога осуществляется в случаях:

О налоговом убытке при УСН читайте здесь.

Убытком следует считать сумму превышения расходов над суммой полученных доходов за налоговый период.

В отношении убытка нужно учитывать нижеперечисленные возможности и условия его списания в целях гл. 26.2 НК РФ:

Об учете УСН-убытка в ситуации смены режима читайте в материале «Можно ли перенести на будущее убытки, полученные в период применения УСН, если вы перешли на общий режим налогообложения, а затем вновь вернулись на УСН?».

Заполнение декларации при УСН

В соответствии с НК РФ представление декларации по УСН осуществляется 1 раз за год. С 1 января 2023 года срок сдачи декларации приходится на 25 число, но также разных месяцев: у организаций это март, у предпринимателей – апрель.

В итоге крайний срок сдачи декларации по УСН за 2023 год:

Заполняя бланк декларации по УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», необходимо обратить внимание на раздел 2.2, который содержит информацию о полученных доходах и затратах налогоплательщика.

Бланк декларации по УСН и примеры ее заполнения смотрите и скачивайте в этом материале.

Уплата налога производится авансовыми платежами по итогам каждого из отчетных периодов (кварталов). С 1 января 2023 года авансовые платежи перечисляются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетный периодом. Налог по итогам года организации должны перечислить до 28 марта, а ИП — до 28 апреля.

Смотрите наш календарь бухгалтера на УСН.

Подробнее о сроках подачи отчетности и уплаты налога читайте в статье «Какие установлены сроки сдачи декларации по УСН?».

Затраты, производимые при УСН, в целях налогового учета необходимо определять только в случае, если для расчета налога используется объект налогообложения «доходы минус расходы». При этом гл. 26.2 НК РФ предусмотрено понятие минимального налога, который следует уплачивать при превышении расходов над доходами налогоплательщика и получении убытка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *