ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Эта статья о молодёжной организации; о повести см. Юнармия (повесть).

Соучредителями движения являются: ДОСААФ России, Ветеранская общественная организация Вооружённых сил России, ЦСКА, а также Валентина Терешкова и Валерий Востротин.

С 19 декабря 2020 года начальник Главного штаба «ЮНАРМИЯ» — Никита Нагорный. Штаб расположен в Доме офицеров Московского военного округа.

Униформа движения «Юнармия»

В качестве механизма достижения целей заявлены:

Движение создано в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения. Движение призвано объединить все организации, органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан. Предполагалось, что структура движения будет привязана к местам дислокации воинских частей, военно-учебных заведений, инфраструктуре Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и Центрального спортивного клуба армии. От Минобороны России движение курирует статс-секретарь — заместитель министра обороны России Николай Панков. С 2018 года данную работу возглавил заместитель министра обороны Российской Федерации — начальник Главного военно-политического управления генерал-полковник Андрей Картаполов.

Герой Советского Союза Николай Антошкин принимает школьников в ряды Юнармии. Республика Башкортостан, 2019 год

Сводный отряд Юнармии на параде на Красной площади 9 мая 2019 года

В каждом образовательном учреждении и общественной организации, где будут сформированы юнармейские отряды, планируется открытие Комнаты юнармейца, предназначенной для учёбы и

В качестве учителей предполагается привлекать преподавателей, военнослужащих, офицеров запаса. Военное и спортивное направления должны быть основополагающими в программе обучения участников движения. Кроме того, в базовый курс войдут история России и основы православной культуры, дополнительные программы останутся на усмотрение региональных властей.

Начальник Главного штаба

Члены Главного штаба

Знаком награждают за выдающиеся достижения в интеллектуальных, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, особые успехи и высокую активность в рамках юнармейского движения.


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

В последние годы волонтёрство в России набирает обороты: во многом благодаря государственной поддержке количество и масштаб благотворительных проектов значительно выросли. После Олимпиады в Сочи о добровольческой деятельности заговорили все: быть волонтёром, как оказалось, не только почётно, но и невероятно увлекательно.

Есть много способов принести пользу обществу, однако могут ли дети заниматься волонтёрской деятельностью? В чём заключается польза для самого ребёнка и с чего начать тем, кто хочет помогать другим на добровольных началах? Об этом — подробно в нашем материале.

Приглашённый эксперт для материала: Александр Левит, директор ресурсного центра «Мосволонтёр». Начал интересоваться добровольчеством ещё в школе.


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Что такое волонтёрство?


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Изначально термин «волонтёр» применялся только в отношении людей, добровольно поступающих на воинскую службу или участвующих в боевых действиях. Однако волонтёрство как любая общественно полезная деятельность, осуществляемая на добровольных и безвозмездных началах, в действительности существует очень давно.

В современном виде волонтёрское движение России сформировалось во многом благодаря ряду государственных инициатив, таких как «План мероприятий по развитию волонтёрского движения в РФ», «Концепция развития добровольчества в РФ» и федеральный проект «Социальная активность».

Молодёжь стала принимать ещё более активное участие в волонтёрской деятельности в связи с Олимпиадой в Сочи 2014 года и Чемпионатом мира по футболу 2018 года. Свою лепту внесла и пандемия: только в первые её месяцы число официально зарегистрированных волонтёров выросло на 266 тысяч человек.

Существует несколько направлений добровольческой деятельности, наиболее развитых в нашей стране:

В Москве, например, развиваются более 10 направлений, которые касаются многих сфер жизни. Например, экологическое волонтерство знакомит ребят с заботой о природе, социальное – с поддержкой людей, зоонаправление – с бережным отношением к животным. Также дети приобретают полезные навыки, например, они могут научиться правильно сортировать вторсырье. Культурное волонтерство открывает ребятам новые возможности для творческого развития и знакомит с миром искусства.

Зачем детям заниматься волонтёрской деятельностью?


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Каждый заботливый родитель уделяет большое внимание нравственному воспитанию ребёнка и формированию у него таких моральных качеств, как ответственность, сострадание, бескорыстность и отзывчивость. Однако добровольчество не только помогает ребёнку воспитать в себе эти качества; причин заняться волонтёрской деятельностью гораздо больше:

Волонтёрство учит взаимодействовать в команде, находить друзей и совершать добрые поступки. Ребята становятся увереннее в себе, практикуются выполнять задачи вместе, общаются и узнают, что такое взаимопомощь и ответственность.

— Александр Левит,

Как приобщить ребёнка к волонтёрству?


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Некоторые виды волонтёрской деятельности требуют эмоциональной зрелости и большой ответственности, но начать знакомить детей с такими понятиями, как «забота», «помощь» и «поддержка» можно с раннего возраста. Главное — делать это без принуждения, чтобы бережное отношение к окружающему миру и желание помогать стали естественными для ребёнка.

Расскажите ребёнку о волонтёрстве и благотворительности

Обсудите важные моменты:

Занимайтесь волонтёрством вместе

Участие родителей в добровольческой деятельности лучше всего продемонстрирует ребёнку, как полезные привычки и добрые дела могут стать частью жизни.

Личный пример родителей и их готовность делиться знаниями – важные составляющие для успешного начала добровольческого пути ребёнка. Например, семья может вместе участвовать в весенних субботниках, разделять отходы и сдавать вторсырьё, дарить новогодние подарки маленьким подопечным фондов, по выходным выгуливать собак в приютах, реставрировать книги в библиотеках и многое другое. Участие в волонтёрских акциях может стать семейной традицией.

Изучите теорию

Порой говорить с детьми о волонтёрстве и благотворительности непросто, поэтому в помощь педагогам и родителям разработан целый курс видеоуроков и методических рекомендаций «Школа позитивных привычек». Для подростков подойдёт один из онлайн-курсов «Школы социального волонтёрства» или ресурсного центра «Мосволонтёр».

Участвуйте в благотворительных мероприятиях

Благотворительные концерты и ярмарки — отличный вариант семейного досуга: здесь ребёнок сможет понять, что, помогая кому-то, можно получать удовольствие и прекрасно проводить время.

Определитесь с волонтёрской организацией


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Дети и подростки могут участвовать в добровольческой деятельности и благотворительных мероприятиях наравне со взрослыми. Конечно, есть некоторые ограничения: никто не будет привлекать детей-волонтёров к тяжёлому физическому труду или работе в ночное время.

Важно выбрать то, что заинтересует ребёнка: направление или мероприятие. Также лучше начинать с чего-то простого, что не занимает много времени. Например, вместе с друзьями или одноклассниками сдать макулатуру или пластиковые крышечки в специальный бокс в школе. Кроме этого, можно спросить у классного руководителя, есть ли волонтёрский отряд в школе, и стать его участником.

Выясните, чем и кому хочет помогать юный доброволец, и предложите ему следующие варианты.

Помощь животным из приютов


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Кому подходит: детям любого возраста и родителям; без сопровождения родителей — с 16 лет.

Приюты постоянно нуждаются в поддержке, и не только финансовой. Можно сделать ежемесячную поездку в приют семейной традицией: вы окажете неоценимую помощь, если привезёте корм, лекарства и тёплые подстилки для пушистых хвостиков, а также поможете соорудить вольеры или прибраться на территории.

Участие во всероссийском проекте «Дай пять!»

Кому подходит: школьникам от 8 до 18 лет.

Ключевой идеей проекта «Дай пять!» является безвозмездная помощь в учёбе, которая оказывается по принципу «равный — равному». То есть сами школьники помогают друг другу разбираться в сложных темах по разным академическим дисциплинам. Для участия в проекте в качестве волонтёра важно не просто подать заявку, но и пройти тестирование и собеседование, чтобы подтвердить свои знания в той или иной области.

Сбор вещей и продуктов питания для благотворительных организаций


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Кому подходит: детям любого возраста и родителям.

На сайтах благотворительных организаций можно найти списки актуальных акций и перечень необходимых вещей, которые можно сдать. Волонтёры могут не только привозить в пункты сбора тёплую одежду и продукты, но и помогать с сортировкой и распределением гуманитарной помощи.

Сбор книг для сельских библиотек

У жителей Москвы и Санкт-Петербурга есть возможность пожертвовать ненужные книги из домашней библиотеки и подарить им вторую жизнь благодаря проекту Re:Books. Активисты проекта готовы принять любые книги и передать их библиотекам в сельской местности.

Участие в экологических акциях


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Организовать дома раздельный сбор мусора, поставить в подъезде контейнер для использованных батареек или коробку для макулатуры вам помогут даже малыши: как правило, они очень ответственно подходят к этому вопросу, если доступно объяснить им цель этих действий и рассказать о проблеме сохранения окружающей среды. Весной можно всей семьёй участвовать в городских субботниках или высадке деревьев.

Если вашему юному экоактивисту этого недостаточно, он может стать членом организации волонтёров-экологов — например, «Делай!» — и находить на её сайте информацию о проектах и мероприятиях, в которых можно принять участие.

Программы волонтёров-медиков

Кому подходит: подросткам 14–18 лет.

Общественное движение «Волонтёры-медики» проводит обучение подростков основам медицинского добровольчества. После обучения волонтёры рассказывают другим школьникам о пользе здорового образа жизни и организуют уголки здоровья в своих школах. В каникулы они проводят мероприятия в детских лагерях, а после прохождения программы профориентации помогают медикам в больницах.

Участие в молодёжном движении


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Кому подходит: детям старше 8 лет.

Детско-юношеские общественные движения дают возможность участвовать в большом количестве мероприятий и проектов: образовательных, развлекательных и не только. Например, члены российского движения детей и молодёжи «Движение первых» участвуют в мероприятиях по сохранению исторической памяти, экологических акциях, благотворительных сборах и других добровольческих инициативах.

Переписка с одинокими пожилыми людьми

Кому подходит: детям среднего и старшего школьного возраста.

Пожилым людям, особенно не имеющим близких, часто требуется помощь. Но, помимо этого, им не хватает внимания и общения, поэтому благотворительные организации — такие, как «Старость в радость» — не только организуют сбор подарков к праздникам и поездки в дома-интернаты, но и предлагают всем желающим писать письма и поздравительные открытки одиноким бабушкам и дедушкам.

Проект «Внуки по переписке» не имеет ограничений по возрасту волонтёров, однако важно понимать, что писать необходимо регулярно и не бросать начатое. Поэтому этот вид волонтёрства лучше предложить подросткам, которые отнесутся к нему ответственно. Все желающие также могут отправить подопечным фонда открытку к празднику или передать подарок к Новому году.

Помощь в организации и проведении мероприятий

Кому подходит: подросткам старше 14 лет.

При проведении крупных культурных, спортивных и других мероприятий часто требуется помощь добровольцев: проверять билеты, помогать зрителям находить свои места или оказывать другую посильную помощь организаторам.

Часто задаваемые вопросы о волонтёрстве для детей


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Несмотря на то, что в последние годы всё больше школьников участвует в добровольческой деятельности, у многих по-прежнему остаются вопросы. Постараемся ответить на самые популярные из них.

Кто может стать волонтёром?

Любой человек может стать волонтёром, независимо от его возраста, профессиональной подготовки или социального статуса. Однако несовершеннолетним волонтёрам для участия в любых проектах понадобится письменное согласие родителей, а детям до 14 лет — ещё и сопровождение взрослого на все мероприятия.

Что такое «паспорт волонтёра» и как его получить?

Паспорт, или личная книжка волонтёра — это своеобразная трудовая книжка добровольца, которая ведётся в бумажном или электронном виде и содержит информацию о всех отработанных часах, мероприятиях и пройденном обучении. Любой действующий доброволец старше 14 лет может получить книжку в личном кабинете сайта DOBRO. RU, в региональных ресурсных центрах развития добровольчества или комитете по делам молодёжи, а жители Москвы — в ресурсном центре «Мосволонтёр».

Паспорт волонтёра с отметками о полученном опыте даёт некоторые преимущества при поступлении в вуз, трудоустройстве в крупные компании и повышает шансы волонтёра принять участие в масштабных мероприятиях.

Какие льготы при поступлении в вуз есть у подростков-волонтёров?

При поступлении в вуз учитываются личные достижения абитуриента, и некоторые вузы готовы начислить до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ за участие в волонтёрской деятельности. Подтверждением наличия у абитуриента волонтёрского опыта является паспорт волонтёра.

Узнать, какую именно форму документа — бумажную или электронную — принимает вуз и сколько баллов можно получить за неё, необходимо заранее в приёмной комиссии.

Сколько часов нужно отработать волонтёром, чтобы получить дополнительные баллы?


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

Минимальное количество — 20 часов, причём отметки должны быть проставлены в книжке не позднее чем за три месяца до подачи документов. То есть «поволонтёрить» где-то пару месяцев перед поступлением специально для получения баллов не получится.

Вузы сами решают, сколько баллов добавить за волонтёрство, и могут установить свои правила начисления: например, добавить всего один балл за 100 часов работ или все десять за 30 часов. Узнать о правилах начисления баллов за волонтёрство в вузах страны можно здесь.

Есть ли какое-то минимальное количество часов, которое волонтёр должен посвящать добровольческой деятельности?

Нет, это зависит только от желания и наличия свободного времени.

Есть ли ограничения по продолжительности «рабочего» дня ребёнка-волонтёра?

По закону подростки 14–15 лет могут посвящать добровольческой деятельности не более пяти часов в сутки; в возрасте 16–18 лет — не более семи часов. При этом на каждые пять рабочих дней должно приходиться не менее двух выходных.

Говоря о добровольческой деятельности, сами дети-волонтёры утверждают, что это даёт им шанс проявить себя и открывает целый мир новых возможностей. Для ребёнка волонтёрство — это способ узнать об окружающем мире больше, поверить в собственные силы и научиться быть ответственным, бескорыстным и терпимым. Помогать другим можно в любом возрасте, однако для этого нужны искреннее желание сделать мир лучше и поддержка семьи.

Источник фото обложки: wavebreakmedia/Shutterstock.com

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!Проверьте электронный ящик

Российский детский Фонд (РДФ) — советская/российская общественная благотворительная организация. Основные цели: благотворительная помощь детям и малоимущим семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, организация семейных детских домов, и т. д. Деятельность фонда основана на положениях Конвенции ООН о правах ребёнка и Устава Фонда.

Был создан 14 октября 1987 года как Советский детский фонд имени В. И. Ленина. Одновременно были образованы филиалы во всех регионах Российской Федерации и союзных республиках. В сентябре 1991 года получил современное название. В январе 1992 года Детские фонды суверенных государств бывшего СССР (кроме стран Балтии) объединяются в Международную ассоциацию детских фондов (МАДФ).

Основатель и руководитель Детского фонда и МАДФ — А. А. Лиханов (1937-2021). После его ухода из жизни Альберта Анатольевича новым главой этих двух организаций 15 февраля 2022 года единогласно избран известный журналист и писатель Дмитрий Альбертович Лиханов.

Выступление Председателя Советского детского фонда А. А. Лиханова на Всесоюзной учредительной Конференции Советского детского фонда имени В. И. Ленина. Москва, 14 октября 1987 года.

Пример принудительного сбора средств в Советский детский фонд — государственное издательство «Педагогика» установило надбавку (60 копеек) на выпущенный «Энциклопедический словарь юного химика», перечисляемую в фонд. Без надбавки книга не продавалась

1993 — начало программы «Слепые дети». Акция осуществлялась силами 5 ведущих центров микрохирургии глаза: Московском, Санкт-Петербургским, Самарским, Уфимским и Красноярским. В общей сложности программа охватила 13 500 детей.

2013 — реализуется программа «Уберечь детей от наводнения». Во всех отделениях Сбербанка был открыт специальный счет. Фонд помог больше 8,5 тыс детей, пострадавших от наводнений в Амурской и Еврейской автономной областях, Хабаровском крае, Республике Саха (Якутия).

2015 — старт международного проекта «Панда», который Российский детский фонд реализует совместно с Китайским фондом детей и подростков (CCTF), Благотворительным фондом Yirui Foundation и Пекинским госпиталем «Эркан Байван», Программа организует лечение детей с диагнозом ДЦП в китайских клиниках.

2019 — на Иркутскую область обрушилось страшное наводнение. Детский фонд в срочном порядке заказал на иркутской фабрике ООО «Форма» 5 тысяч школьных костюмов для ребят с 1 по 11-й класс, на что было потрачено 15 млн рублей. Это деньги – результат всероссийского сбора средств по программе РДФ «Подари шанс ребенку».

2021 — 25 декабря 2021 года ушел из жизни основатель фонда и бессменный его руководитель на протяжении 34 лет Альберт Анатольевич Лиханов.

Из-за пандемии формат помощи китайских медиков, участвующих в международной программе «Панда», был перенесен в онлайн-режим. Российская и китайская стороны договорились провести ряд обучающих онлайн-семинаров для специалистов российских клиник и родителей, чьим детям поставлен диагноз ДЦП. Один из таких семинаров был проведен в ноябре 2021 года. Участниками семинара стали больше 7000 человек.

Во время пандемии коронавируса все отделения Детского фонда включились в самоотверженную работу на благо своих подопечных. Было привлечено больше 150 миллионов рублей на проведение благотворительных мероприятий по снижению социальной напряженности.

2022 — 15 февраля 2022 года Дмитрий Альбертович Лиханов единогласно избран председателем Общероссийского общественного фонда “Российский детский фонд” и президентом Международной ассоциации детских фондов.

После двухлетнего перерыва, связанного с пандемией коронавируса, в Москву на Международный день защиты детей вновь съехались дети из разных уголков России. Как и прежде, главный старт празднику был дан на сцене Большого театра России.

Усилилась работа по оказанию помощи детям Донбасса. Все отделения Фонда оказывают всемерную поддержку маленьким беженцам из ЛНР и ДНР. Детский фонд стал первой благотворительной организацией, доставившей медикаменты, питание, одежду и книги в Мариуполь 4 апреля 2022 года. К концу 2022 года детям, которые находятся на освобожденных территориях, будет доставлено больше 300 тонн гуманитарной помощи.

Детский фонд получил Президентский грант на проект «Счастливое детство – детям Донбасса». 60 воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вместе с 10 сопровождающими проведут 30 дней в детском оздоровительном лагере, расположенном в Подмосковье.  Здесь созданы все условия для оказания комплексной социально-психологической помощи. « Московские каникулы» будут способствовать улучшению физического и психологического здоровья маленьких гостей из ЛНР, их интеграции в российское общество.

2023 – в апреле гуманитарная миссия фонда оснастила учебными материалами все 5 школ Северодонецка (ЛНР) и передала одежду всем детям (1700 человек) Лисичанска. 1 июля глава Российского детского фонда объявил о запуске программы обучения рискам, исходящим от взрывоопасных боеприпасов “Начеку!” . Программа проводится при поддержке Международного противоминного центра.

14 октября 2022 года Российский детский фонд отмечает свое 35-летие. По традиции торжественное мероприятие состоится в Колонном зале Дома Союзов. Почти тысяча гостей приглашены на художественно-публицистический фестиваль «Волонтеры детства – гордость России».

Свердловское областное отделение Фонда. Екатеринбург, февраль 2017 года

Структура Российского детского фонда состоит из:

На территории РФ работает около 70 региональных отделений фонда. После вхождения в состав России республики Крым, в составе РДФ появилось Севастопольское городское отделение.

Учреждения и организации Фонда

Почтовый конверт СССР, 1990 год

Де́тское обще́ственное объедине́ние — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе, основными участниками которого являются граждане, достигшие 8 лет.

Федерального реестра молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой опубликован на официальном сайте оператора реестра Федеральном агентстве по делам молодежи (Росмолодежь).

Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей.

Юридические основы деятельности детских объединений в Российской Федерации

Все детские общественные объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Возможно фиксированное членство в объединении и регистрация в органах юстиции, в этом случае данное объединение называется детской общественной организацией. Существуют и иные виды детских общественных объединений: движение, ассоциация, союз и т. д.

Объединение может быть зарегистрировано в установленном порядке в органах юстиции и иных государственных органах исполнительной власти, регистрирующих общественные объединения, иметь свою печать, расчётный счет в кредитном учреждении и иметь иные права юридического лица. Возможна деятельность без регистрации, но в этом случае у неё не наступает прав юридического лица.

Детское объединение может быть: общероссийским, межрегиональным, региональным, по месту жительства детей, создано в образовательном учреждении и т. д.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов детских общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Им оказывается материальная и финансовая поддержка. Детским организациям предоставляется право пользования на договорной основе помещениями школ, учреждений дополнительного образования детей, клубов, дворцов и домов культуры, спортивных и иных сооружений бесплатно или на льготных условиях, в каникулярное время организуются профильные смены юных активистов детских организаций в загородных оздоровительных лагерях.

Создание детского общественного объединения

Порядок создания регламентируется федеральным законодательством, в соответствии с которым детское объединение может состоять из детей, либо из детей и взрослых. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» учредителями общественных объединений объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, либо юридическое лицо (органы управления образованием или иные органы исполнительной власти учредителями быть не могут).
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. В то же время в соответствии со ст. 15 Конвенцией о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) у ребёнка есть право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. Конвенция не указывает минимальный возраст, с которого дети наделяются таким правом.
В соответствии со ст. 6 В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.) при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребёнка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребёнка.

Детские общественные объединения и образовательные учреждения

В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше 8 лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

История зарождения и становления детского движения в мире

Первая детская организация в возникла в 1907 году в Англии Робертом Стивенсон Смит Баден-Пауэллом. Следом возникли массовые христианские организации, объединения для девушек, для учащихся образовательных учреждений.
В годы гитлеризма в Германии была создана в целях воспитания юных нацистов организация гитлерюгенда.

После 1945 года стали возникать коммунистические детские организация в странах Восточной Европы, Азии, на Кубе по образу советских юных пионеров. Особенностью развития детского движения за рубежом в демократических странах стало относительно независимое положение детских объединений от государственных структур. На уровне государства во многих странах Европы оказывается помощь национальным организациям в виде субсидий. При этом не происходило и не происходит никакого вмешательства в содержание деятельности этих структур.

Детское движение в России в XX веке

В России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, «Майские союзы» (движение по защите животных и птиц), «Артели тружениц», товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов.

Первые скаутские организации в Российской империи возникли в 1909 году. 30 апреля 1909 года капитан О. И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков. В Москве в 1910 году штаб-ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал «Московскую дружину юных разведчиков». Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик». Пантюхов и Захарченко, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе.

После 1917 года скаутское движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя пионерское движение многое переняло от скаутинга. В 1922 году скаутинг в Советской России был запрещён. Несмотря на запрет скауты продолжали действовать. Так, в мае 1923 года у села Всехсвятское под Москвой прошёл последний скаутский слёт. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слёт был разогнан, а организаторы его — арестованы. В апреле 1926 года ОГПУ произвело массовые аресты скаутов и скаутское движение в России было окончательно разгромлено.

Что интересно, именно в год запрета скаутинга в России зарождается Пионерское движение, в Москве появляются первые отряды юных пионеров. В мае зажёгся первый пионерский костёр в Сокольниках. На II Всероссийской конференции РКСМ (1922) был одобрен опыт детского движения Москвы и было предложено распространить его на всю Советскую Россию с учётом опыта скаутинга. Так возникла пионерская организация, носившая до 1924 года имя Спартака. Были утверждены первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака».

В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации формировались на предприятиях либо по месту жительства пионеров. Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школы, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины.

Особняком, по мнению некоторых исследователей (Грибанов В. В., Теплов Э. П.), стоит в развитии детского движения в России так называемое «Тимуровское движение», в чём-то предтеча неформальному движению подростков. Движение приобрело настолько широкий характер, что комсомольским организациям приходилось задумываться, как сделать, чтобы это движение органически вливалось в работу пионерской организации.

После войны пионерская организация организационно всё более и более подпадало под зависимость руководителей органов народного просвещения и администрации образовательных учреждений, одновременно превращаясь в бюрократизированную и формализованную организацию, втискивалась в жёсткие рамки идеологических парадигм правящей партии. Несмотря на всё это пионерское движение тем не менее оставалась для многих школьников школой социализации, прививая детям умение жить и трудиться в коллективе, давая первые навыки управления, обеспечивая условия для общения сверстников по интересам и способствуя формированию романтических идеалов.

В конце 1980-х и в 1990-х годов получили развитие следующие тенденции:

Современное состояние детских объединений в стране

После 1991 года число детских организаций выросло в сотни раз. Но общая численность детей, участников и членов общественных объединений сократилось многократно. По разным оценкам сегодня лишь от 5 до 10 процентов детей школьного возраста являются членами или участниками детских объединений.

Важную роль в сохранении детского движения сыграли ряд документов тогдашнего Министерства образования России. В 1993 году Министерство образования России на коллегии «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации» определило стратегию своей деятельности применительно к взаимодействию органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими организациями, где были узаконены договорные (партнёрские) отношения с детскими объединениями.

Это было весьма важно, так как после распада единой детской организации общественные объединения лишились и материальной базы для своей работы и кадров, и возможности проведения своих мероприятий.

Спустя 8 лет на другом заседании коллегии Министерства «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений» вновь был рассмотрен вопрос о развитии и поддержке детских объединений.
В числе мер, решаемых с системой образования в последние десятилетие были следующие:

Крупнейшие детские общественные объединения России

Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации.
В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений, в частности, «Пионерское содружество», организация детей-инвалидов «Аленький цветочек».
Площадкой для формирования детских общественных объединений являются образовательные учреждения, прежде всего — учреждения дополнительного образования детей, клубы по месту жительства, центры и учреждения для молодёжи и т. д.
Объединяющим началом для детского и молодёжного движения России стало создание в 1992 году ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодёжных и детских объединений России», определяющей основной целью деятельности координацию молодёжных и детских организаций России для защиты и реализации их интересов, прав молодёжи и детей. В Национальный Совет входят 72 коллективных члена.
Новым импульсом развития детского движения в России стал принятие Правительством Российской Федерации в декабре 2006 года Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации. В этом документе, рассчитанном на реализацию проектов до 2015 года значительное место отводится деятельности детских объединений и всемерная их поддержка. В настоящее время Минобрнауки России готовятся предложения по финансовой и организационной поддержке этих объединений в новых условиях.

Научно-методическое обеспечение детского движения в России

В настоящее время существует Ассоциация исследователей детского движения в России (президент до 2014 г. — Людмила Швецова), проводящая регулярно научно-практические конференции по истории детского движения, теории и практики развития детских общественных объединений. В 2003 году прошла крупнейшая за последние годы научно-практическая конференция по детскому движению и взаимодействию с органами управления образованием и молодёжной политики в г. Челябинске.
Негласной столицей исследователей детского движения в России является сегодня город Кострома, где на базе бывшего «Пионерфака» (КГПИ имени Н. А. Некрасова, ныне Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова) до сих пор проводятся мероприятия, посвящённые развитию детского движения в России и истории детских организаций.
Выходит методический журнал «Вожатый века», сборники программ детских общественных объединений, созданы ряд сайтов. Лучшие вожатые России участвуют во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям». Наиболее значимые научные и научно-методические работы приведены в разделе «Литература».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *