деятельность общественного объединения волонтеров

Общественные объединения – это форма организованного участия масс в общественной и политической жизни общества. Общественные объединения – добровольные, самодеятельные формирования, в основе которых лежит общность частных интересов граждан. Основное содержание деятельности общественных объединений – реализация этих интересов. Основными принципами деятельности общественных объединений являются добровольность, сочетание личных и общественных интересов, самоуправление, равноправие участников, законность и гласность. Общественные объединения, как правило, не опосредованы властной волей государства. Именно поэтому общественные объединения, не институированные государством, являются основой гражданского общества. Здесь специфические экономические, этнические, культурные, религиозные интересы граждан реализуются вне сферы деятельности государства, благодаря наличию общественных объединений, которые обеспечивают автономию социально-экономической жизни граждан, их суверенитет.

В отличие от государственных институтов, общественные объединения не имеют властных полномочий, т. е. не могут принимать общеобязательных решений и требовать их выполнения. Отличаются они и от политических партий, не ставя своей целью овладеть государственной властью. В этом смысле они не являются изначально политическими организациями, хотя их деятельность и может приобретать политический характер. Они способствуют осуществлению определенной политики с помощью социального контроля граждан за органами власти, с помощью воздействия на процесс принятия политических решений через общественное мнение, влияния на развитие политических институтов, на корректировку государственного режима. Эффективность и содержание деятельности общественных объединений во многом зависят от их формы существования.

К современным формам общественных объединений относятся общественные организации и общественные движения. Общественные организации – это массовые объединения граждан, возникшие по их инициативе для реализации долговременных целей, имеющие устав и характеризующиеся четкой структурой. Общественные организации, являясь наилучшей школой самоуправления, формируют общественное сознание, ориентированное на демократические ценности, особенно в сфере управления социальными и политическими процессами. Сущность общественных организаций состоит в том, что они выполняют основную функцию гражданского общества, а именно роль «посредника» между государством и отдельной личностью, защищают личность от государства, являются гарантом стабильности и устойчивости правового государства. Значительное место в этом отношении занимают традиционные общественные организации: профессиональные, научные, творческие союзы, предпринимательские, женские, молодежные и другие организации.

Общественное объединение — это добровольное объединение граждан, образованное на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру и фиксированное членство. Отличительной чертой этого вида формирований является то, что они: а) не преследуют коммерческих целей; б) не ставят в качестве цели и основного средства своей деятельности участие в политике.

Общественное движение — это совместная деятельность граждан, преследующих общие цели без четкой организационной структуры и фиксированного членства. Признаками общественного движения являются: – общие ценности, воплощенные в идеологии движения; – общая коллективная идентичность; – наличие системы норм и правил поведения для «своих» (внутренний этос) и правил взаимодействия с окружением (внешний этос).

Функциями общественных организаций и движений являются: 1) выявление и удовлетворение интересов и потребностей своих представителей; 2) социальная интеграция и мобилизация; 3) социализация; 4) представительство; 5) моделирование новых общественно-политических структур.

Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям: 1) по целям и сферам деятельности: антивоенные, экологические, женские, молодежные, движения за расовое и национальное равноправие, движения в защиту потребителей, религиозные движения и др.; 2) по отношению к существующему общественному строю: революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; 3) по способам и методам действий: легальные и нелегальные, мирные и вооруженные; 4) по масштабам деятельности: локальные, региональные, национальные, международные.

Политическая роль общественных объединений и движений состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на различных уровнях, в более или менее постоянном давлении на властные структуры.

Любые формы ассоциации граждан могут выступать в качестве групп интересов или групп давления. Группы интересов — это по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения, представительства и отстаивания своих интересов во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих этих групп.

Если удовлетворение групповых потребностей требует определенных действий или решений со стороны структур государственной власти, то группа интереса стремится оказывать воздействие на институты публичной власти и превращается в группу давления. Специфика деятельности групп давления состоит в том, что, пытаясь влиять на решения власти, они не стремятся участвовать в управлении государством и избегают какой-либо политической ответственности за свои действия.

Продвижение группами давления своих интересов в обход институтов демократического представительства получило название лоббизм. Согласно самому общему определению, лоббирование представляет собой практику оказания воздействия на процесс принятия решений путем общения с должностными лицами, участвующими в этом процессе. Существование лоббизма как политического явления тесно связано с функционированием групп интересов и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий.

Способами лоббистской деятельности могут быть: 1) выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров административного аппарата; 2) участие в работе парламентских комиссий, в межведомственных комитетах и службах, консультирование ответственных должностных лиц, работа в депутатских комиссиях, выступления на слушаниях; 3) содействие реализации и популяризации решений властей: обеспечение связи с прессой, финансирование мероприятий, организация общественных акций, участие в контроле за исполнением законов, инспирирование писем и обращений граждан с выражением поддержки; 4) поддержание неофициальных контактов с представителями власти (содержанием таких контактов могут быть как поиски форм организации сотрудничества, так и шантаж, предложение незаконных услуг, угрозы, подкуп, сбор компромата и т.п.); 5) пропагандистские кампании: сбор подписей под петициями и обращениями, забастовки, демонстрации, митинги, шествия, пикеты, инспирирование писем и обращений граждан и т.п.

Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Волонтеры – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Деятельность благотворительных организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации добровольческой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой стороны — формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус участников благотворительной деятельности, согласных принимать участие в бесплатном труде во благо нуждающихся. Такой бесплатный труд является разновидностью меценатства (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся благоприобретателей — людей, природы). Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

Развитие волонтерского движения.

В последнее время такие социальные явления, как благотворительность и волонтёрство, становятся все более распространенными. Данный фактор благотворно влияет на моральное и духовное развитие социума, так как в условиях сложившейся экономической ситуации, при растущей безработице, сиротстве, детском бродяжничестве, бедности и других негативных феноменах современного общества, с которыми не всегда справляются специально созданные социальные институты и требуется поддержка со стороны, дающая возможность многим реализоваться и найти применение своим умениям, навыкам и знаниям, а самое главное – получить бесценный опыт помощи нуждающимся.

Люди, тратящие свои силы на пользу общества или какого-то конкретного человека/группу лиц, называются волонтерами.

Волонтерское движение привлекает людей: автономностью; добровольным вступлением/выходом из организации; возможностью участвовать в социально – значимой и полезной деятельности, в защите гражданских, социальных, экономических прав и свобод человека; а самое главное – волонтером может стать каждый, независимо от материального положения, возраста, должности, образования и социального статуса.

Количество общественных добровольческих организаций растет с каждым годом, стараясь обхватить все больше и больше сфер, нуждающихся в поддержке. Мало какое масштабное мероприятие обходится на данный момент без помощи волонтеров, будь то Зимние Олимпийские Игры в Сочи 2014, Ежегодный Всероссийский Молодёжный Форум «Селигер», Ежегодный Молодёжный Образовательный Форум «Ладога», различные фестивали, и даже предвыборные кампании.

Конечно, добровольчество это не всегда участие в чём-то крупномасштабном и важном. Волонтёром становится любой, оказавший по собственной воле бескорыстную поддержку тому, кто в этом нуждался. И даже школьник, помогший перейти пожилому человеку через дорогу – вправе называться волонтёром.

«волонтёрство» происходит от латинского «vоluntаrius», т.е. добровольный. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, изданный в России более века назад, определял волонтера как лицо, «добровольно поступающее на военную службу охотником или вольноопределяющимся». На сегодняшний день данное обозначение утеряло свою актуальность, т.к. сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и безо всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно. Среди существующих определений, как более точные, можно выделить следующие:

По мнению Е. И. Холостовой, волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры в современном значении этого слова – это члены общественного объединения социальной направленности. Таким образом можно сделать вывод, что волонтерами являются люди, совершающие какие-либо действия, направленные на помощь нуждающимся; нацеленные на получение результата, не получая взамен материального вознаграждения.

Деятельность, которую совершают волонтеры называют – волонтерской (добровольческой) деятельностью.

По мнению Л. Е. Сикорской волонтёрскую деятельность следует рассматривать, как форму социального служения, осуществляемого по свободному волеизлиянию граждан, направленного на бескорыстное оказание социальных услуг людям, их поддержку, защиту, личностное развитие.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” в статье 1 определил благотворительную деятельность, как добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В статье 4 Федерального закона прописано следующее:

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Основную массу участников волонтерского движения составляют молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, в основном студенты, но также волонтерами могут являться люди старшего возраста, и даже пожилые («волонтеры третьего возраста»).

Волонтерская деятельность имеет большое значение не только для общества, обращая его внимание на животрепещущие темы, но и для каждого волонтера в отдельности, потому что нельзя обойти стороной тот факт, что многие обращаются к добровольческой деятельности в целях самореализации, поиска своего предназначения и пресловутого «быть полезным и нужным».

На сегодняшний день волонтерство – это мощное и активно развивающееся общественное движение, затронувшее уже многие социальные сферы, которые нуждаются в дополнительной помощи.

По оценкам экспертов, около 4.000.000 людей в России являются добровольцами. К данной категории причисляются даже доноры крови. Исходя из того, что добровольчество в России не имеет государственной поддержки, такое большое количество человек говорит о том, что люди понимают какое значение имеет волонтерская деятельность в современных условиях.

Волонтерские (или добровольческие) организации являются некоммерческими и у каждой своя специфика работы и направленность. Основные направления работы волонтерских организаций:

Что касательно значения волонтерской деятельности в общественной жизни, так роль ее велика. Не смотря даже на то, что до сих пор есть люди, негативно относящиеся к данному виду деятельности, связано это еще с добровольно-принудительной формой «волонтерства» в советское время, но благодаря активным и инициативным людям добровольчество не теряет своей актуальности, а наоборот стремительно набирает обороты.

Разнообразие направлений, в которых работает добровольчество, дает волонтерам возможность для выбора наиболее близкой отрасли.

Если рассматривать каждое из направлений волонтерской деятельности в отдельности, то можно выявить следующие улучшения и тенденции:работа волонтеров с социально-незащищенными группами населения дополняет работу специально созданных социальных служб, затрагивая меж тем и нравственно-моральный аспект. К примеру, дети-сироты в детских домах, одинокие больные в хосписах, бездомные в ночлежках и т.д. обеспечиваются необходимым для жизнедеятельности минимумом, но тем не менее не получают в достаточной мере эмоциональной, моральной поддержки, так как медицинский персонал не в силах уделять достаточно времени каждому. Вот в таких ситуациях и приходят на помощь добровольцы, помогающие социализироваться детям, оставшимся без попечения родителей, оказывающие физическую и моральную помощь одиноким пожилым людям, давая им возможность достойно встретить старость и т.д. Таким образом данные действия благотворно влияют на становление личности самого волонтера, помогая ему взаимодействовать с социумом, повышая его гражданскую активность, воспитывая в нем чувство толерантности к отличным от него людям.

Важной так же является профилактика здорового образа жизни, так часто пропагандируемого в последнее время. Различные акции, тренинги, профилактические беседы направленные на отказ от никотиновой/алкогольной/наркотической зависимостей формируют у населения представление о существующих угрозах, при употреблении алкоголя, табака и психотропных средств.

Различные мероприятия, посвященные проблематике ВИЧ/СПИДа и ЗППП, дают возможность населению, а в особенности подросткам, вступающим во взрослую жизнь, узнать о том, как сохранить свое здоровье, используя средства контрацепции, чего стоит опасаться и какие заболевания существуют, в принципе. Нельзя недооценивать роли данных бесед, так как для многих подростков разговор на данную тему является первым в жизни (как показывает статистика, многие родители попросту стесняются вести со своими детьми разговоры на тематику, посвященную сексуальной жизни).

Деятельность молодых волонтеров со своими сверстниками крайне важна, потому что при чтении лекций по проблемам алкоголизма, наркомании и СПИДа молодые волонтеры делятся со своими сверстниками опытом преодоления собственных вредных привычек или членов своих семей, друзей, что оказывает большое влияние на подростковую аудиторию.

Так как основу добровольческого движения составляют молодые люди, «волонтерство становится одним из важных направлений деятельности в студенческом самоуправлении и деятельности молодежных объединений. Оно преследует благотворительные цели и направлено на реализацию духовных потребностей молодежи, а не на получение материального поощрения. Самыми популярными среди волонтеров являются проекты Всемирного фонда дикой природы, Гринпис, Всемирного общества красного креста.»

Развитие молодежного добровольчества создает почву для гуманизации отношений в обществе, изменения устаревших понятий и стереотипов, касательно социально-важных проблем.

1. Инициатива добровольческой деятельности может исходить как «сверху» (от органов государственной власти, в ряде случаев – от бизнеса), так и «снизу» (непосредственно от молодежи).

В первом случае встает проблема восприятия «инициативы сверху» обществом. Решение ее предполагает работу инициаторов и созданных ими добровольческих организаций с населением по информированию, освещению, презентации результатов добровольческой деятельности, мотивированию к участию.

При формировании пула организаций и объединений для добровольческой деятельности «снизу вверх» (то есть при развитости общественной инициативы в этой сфере) акцент делается на создании и отработке эффективных механизмов совместного партнерского решения региональных и местных вопросов с помощью потенциала добровольцев.

2. Организации (объединения), занимающиеся добровольческой деятельностью, можно определенным образом классифицировать:

организации (объединения), специализирующиеся только на добровольческой деятельности, то есть те, для которых осуществление деятельности именно как добровольческой, является целью;

организации (объединения), для которых добровольческая деятельность является одним из средств выполнения уставных целей;

структуры, содействующие добровольческой деятельности, которые в свою очередь также не однородны:

координирующие организации. Создают волонтерские группы, которые потом могут быть оформлены в добровольческие организации и добровольческие движения, переданы существующим добровольческим организациям и добровольческим движениям. По сути, такие организации воспроизводят добровольческую деятельность.

Если в регионе нет полноценной координирующей организации добровольческой деятельности, ее нужно создать в первоочередном порядке. Это может быть как учреждение, так и негосударственная организация, выполняющая эти функции по собственной инициативе, но при политической и (или) экономической (субсидии) поддержке государства;

организации (объединения) ассоциативного типа (кооперация нескольких добровольческих организаций, схожих, например, по сферам деятельности);

обеспечивающие организации (ресурсные центры, информационные центры и другие, участвующие, в том числе, в проблематике добровольческой деятельности, формировании ее инфраструктуры). Необходимо развивать ресурсные центры для добровольческих организаций, в том числе с функцией предоставления помещений для проведения мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, рабочих встреч, приема граждан).

3. Экономические основы организации добровольческой деятельности связаны с формированием эффективных механизмов работы добровольческих организаций по привлечению материальных ресурсов. Основные источники материальных ресурсов:

1) Помощь государства. Согласно статье 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Согласно статье 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В федеральном законодательстве понятие социального заказа не определяется. В региональном законодательстве есть примеры его удачного определения. Так, Закон города Москвы «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» определяет городской социальный заказ (далее – социальный заказ) – совокупность государственных контрактов на выполнение работ и/или оказание услуг в социальной сфере за счет средств бюджета города Москвы. Само по себе это определение не раскрывает существа дела. Однако статья 6 данного Закона устанавливает, что приоритетные сферы размещения социального заказа ежегодно определяются Правительством Москвы при участии негосударственных некоммерческих организаций; суммы расходов на выполнение социального заказа негосударственными некоммерческими организациями могут утверждаться отдельной строкой в бюджете города Москвы в составе городских целевых программ или их отдельных мероприятий; в расходы на выполнение социального заказа негосударственными некоммерческими организациями могут включаться затраты на: оплату труда персонала, участвующего в исполнении социального заказа; канцелярские и хозяйственные расходы; приобретение оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения социального заказа; оплату аренды помещения и иного имущества, используемых для выполнения социального заказа; оплату коммунальных услуг и услуг связи; возмещение стоимости проезда лицам, участвующим в выполнении социального заказа (при оказании услуг разъездного характера), то есть прибыльность социального заказа не предполагается.

При этом, как следует из соответствующих положений, предполагается, что размещение социального заказа проводится по общим правилам Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Бюджетным кодексом Российской Федерации регулируются субсидии некоммерческим организациям. Согласно статье 69.1. Бюджетного кодекса к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в частности, ассигнования на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

В Федеральном законе о бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, в том числе не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации. В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.

2) Спонсорская помощь негосударственных организаций (в основном, коммерческих). Необходим взаимовыгодный обмен ресурсами как форма взаимодействия с бизнесом. Расширение количества и видов ресурсов, которыми можно обмениваться в межсекторном взаимодействии, приведет к укреплению этого взаимодействия.

При этом нужно иметь в виду, что потенциальный спонсор будет готов предоставить деньги (впрочем, как и другие ресурсы) только тогда, когда он увидит перед собой проект, программу, бизнес-план той акции, для которой запрашиваются деньги. С этой точки зрения концептуальное и проектное оформление добровольческих инициатив, их содержания, экономического обоснования является важнейшим условием финансирования. Поэтому наличие содержательного и экономического обоснования добровольческой идеи является еще одним критерием анализа эффективности взаимодействия собственников денежных средств (ресурсов) и добровольческих организаций, позволяющим в одних их отношениях оценить эффективность привлечения денежных средств, а в других − распределения денежных средств.

Органы государственной власти могут способствовать проведению переговоров со спонсорами, а также содействовать оформлению обоснованной заявки на этот ресурс.

4. При любом механизме помощи важно обеспечить конкурсную основу предоставления денежных средств и ресурсов. Именно технология конкурсного отбора позволяет прозрачным способом, при поддержке экспертов и с участием самих спонсоров, определить наиболее интересные добровольческие инициативы по решению социальных проблем в регионе.

Например, даже небольшой грантовый конкурс позволяет собственнику:

приучить потенциальных грантополучателей к концептуальному и проектному оформлению своих инициатив;

научить волонтеров-пользователей грантов профессионально и эффективно распоряжаться средствами.

Применительно к материальным ресурсам (в первую очередь к помещениям) введенные критерии означают, что предоставление материальных ресурсов во временное пользование должно осуществляться для реализации конкретных программ (проектов), результативность которых можно оценить, а также для выполнения мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ. Тогда оправдано предоставление ресурсов на льготных условиях (полное или частичное освобождение от платы). Практика проведения конкурсов здесь вполне уместна.

5. Помимо прямой финансовой поддержки, возможны следующие формы поддержки волонтерских организаций:

предоставление инвентаря, оргтехники и других материальных ресурсов для осуществления добровольческих мероприятий осуществляется практически во всех анализируемых регионах на безвозмездной основе;

предоставление помещений, которое имеет свою специфику. В данном аспекте анализа оказалось существенным различение предоставления помещений для осуществления собственно добровольческой деятельности и для работы самих добровольческих организаций. Первое представляется более эффективным, хотя и второе может быть необходимым. В любом случае, соответствующее предоставление должно быть урегулировано нормативно, в том числе с учетом недопустимости нарушения конкуренции, то есть процедура отбора организаций на льготные условия должна быть понятной, открытой и прозрачной;

предоставление информационных и иных ресурсов.

6. Формой поддержки добровольческой деятельности может быть создание в регионе Банка моделей добровольческой практики, с выделением образцов лучшей практики. Под моделями в данной разработке имеются в виду типы добровольческих практик, их обобщенные характеристики. Параметры моделей соответствуют основным критериям анализа действующих добровольческих организаций, учитывают индикаторы, использованные при анализе правовых, социальных, экономических основ организации добровольческого движения.

Лучшими можно считать те модели, которые:

прошли проверку временем;

имеют достаточно широкий масштаб и охват;

получили признание (выиграли гранты, победили в конкурсах).

Их социальная значимость зависит от направленности целевой аудитории. Важными критериями оценки добровольческих практик является наличие концептуально обоснованных программ, уровень взаимодействия с органами государственной власти и т.д.

В целом лучшими моделями добровольческих практик являются те, которые результативны в силу их адекватности современным социально-экономическим и социально-политическим условиям.

7. Наличие государственной поддержки добровольческой деятельности ставит вопрос об оценке результативности действий добровольческих организаций.

Возможны три основных варианта оценки результативности действий добровольческих организаций:

1) Количественная оценка в натуральных характеристиках.

При оценке деятельности организации чаще всего используются следующие показатели:

количество акций, мероприятий – для организаций, специализирующихся только на добровольческой деятельности, или структур, привлекающих добровольцев для осуществления своей основной деятельности;

количество обратившихся за помощью добровольческих организаций; количество поддержанных грантами добровольческих организаций; количество изданных брошюр, книг, учебно-методических материалов.

При оценке отдельных проектов, мероприятий, акций:

количество оказанных услуг;

количество привлеченных добровольцев для осуществления добровольческих действий;

Такие данные с разной степенью детализации приводят большинство проанализированных организаций во всех регионах.

2) Финансовая оценка.

Результаты финансовой оценки представлены в форме финансовых отчетов разной степени детализации. В них используются следующие показатели:

общее количество привлеченных/израсходованных денежных средств за определенный период (традиционно − за год, наиболее крупные организации проводят поквартальную оценку);

структура источников финансирования;

структура расходов по направлениям деятельности;

структура административных расходов.

Финансовая оценка, безусловно, проводится каждой добровольческой организацией, хотя бы в виде суммарной оценки полученных/израсходованных денежных средств. Но в отличие от количественной оценки в натуральных характеристиках данные по финансовой отчетности реже публикуются в открытых источниках и являются недоступными для широкой общественности.

3) Оценка обществом:

участие во всероссийских или межрегиональных мероприятиях и акциях;

получение федеральных и региональных грантов;

поддержку деятельности региональными властями;

награды и поощрения (грамоты);

признание власти через взаимодействие организации с ней (частоту контактов) и так далее.

В принципе, по всем этим моделям возможно применение математических методов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *