Что можно рассказать ребенку о волонтерском движении
Волонтер – слово сложное и даже для взрослых не всегда понятное. При этом познакомить ребенка с принципами и причинами волонтерства необходимо, ведь это воспитание доброты, сопереживания, ответственности перед людьми и окружающим миром. Подскажем, как рассказать ребенку о сути волонтерства (добровольчества).
Что за волонтеры такие?
В переводе с французского языка волонтер – это добровольный помощник, то есть человек, который делает добрые и важные дела без оплаты, не ради получения прибыли или карьерного роста. Основная награда волонтера – моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание, что поступил хорошо, помог кому-то. Добрые, бескорыстные люди всегда были и есть, но официально волонтерство возникло, когда был основан Красный Крест – организация, которая на добровольных началах помогала во время Первой мировой войны (и с тех пор помогает) раненым и пленным солдатам. Сейчас по всему миру насчитывается более 100 миллионов волонтеров. Фактически, конечно, больше – ведь есть такие, кто занимается волонтерством самостоятельно, воплощает собственные идеи. Еще немного статистики: каждый 2-й житель Норвегии, Люксембурга и Камеруна – волонтер, в России – каждый 10-й. Кстати, в России волонтерство существует давно, только раньше оно называлось иначе: в рамках православной религии всегда приветствовалась помощь нуждающимся, в советское время (когда наша страна называлась СССР) волонтерами были пионеры, комсомольцы, тимуровцы, участники обществ охраны природы.
Чем занимаются волонтеры
Совершать добрые и нужные поступки можно по-разному. Так и волонтерство бывает разное.
Спортивное или событийное
Волонтеры помогают в организации спортивных мероприятий (например, Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу), а также важных праздников и событий.
Волонтеры сопровождают шествия «Бессмертного полка» 9 мая, благоустраивают Аллеи Славы, помогают ветеранам войны.
Работа волонтеров связана с сохранением памятников, обустройством туристических и краеведческих маршрутов. Разновидность культурного волонтерства – арт-волонтерство, когда творческие люди делятся навыками и талантом с инвалидами, детьми, стариками, например, организуют обучение или проводят концерты. Забота о животных Волонтеры ухаживают за бездомными животными, благоустраивают приюты, стремятся сохранить вымирающие или редкие виды и др.
Включает работу в заповедниках, парках, лесах, заботу об окружающей территории, организацию субботников, раздельного сбора мусора и т.п.
Волонтеры проводят занятия дополнительного образования (спортивные, по рисованию, английскому языку и другим полезным внешкольным предметам) для детей и взрослых.
Это самый распространенный вид волонтерства. Сюда относится уход за престарелыми людьми, помощь в больницах, детских домах, пунктах помощи бездомным, ликвидация последствий стихийных бедствий (например, помощь пострадавшим от ураганов, землетрясений, наводнений). Существует также термин «серебряное» волонтерство – то есть такое, в котором участвуют пожилые люди.
Зачем становиться волонтером
Есть много причин стать волонтером, и у большинства людей причины разные, например: стремление совершать добрые дела, делать жизнь чуть лучше4 желание развить профессиональные навыки, получить опыт, который пригодится в будущей карьере; интерес к чему-то новому, к новым занятиям и активностям; получение положительных эмоций, удовлетворения; решение важных для человечества проблем (например, проблем экологических); расширение круга друзей и знакомых – общие дела объединяют людей. Для людей старшего возраста волонтерство – это возможность и способ делиться опытом, передавать свои знания и умения.
Как стать волонтером
Выбирая направление волонтерства, важно помнить: делай то, что нравится – иначе результата не будет. Сначала необходимо узнать, как можно больше о вариантах волонтерства в твоем городе или районе. Информацию можно найти в социальных сетях, на форумах, через знакомых. Существует также сайт Добровольцы России. В крупных городах организованы занятия для будущих волонтеров – так называемые Школы волонтеров.
Важные качества волонтеров
Каждый человек может стать волонтером – вне зависимости от пола, образования и, конечно, возраста. Но прежде важно выработать такие качества характера, как: щедрость, то есть готовность дарить свои силы, внимание и время людям и значимым проектам; способность быстро учиться; психологическая устойчивость; ответственность.
А что дети?
В последнее время все активнее развивается Российское движение школьников, которое в том числе занимается волонтерством. Дети сажают деревья, помогают пожилым людям, участвуют в субботниках, мастерят скворечники. Даже если ребенок еще не ходит в школу, он может стать волонтером: поучаствовать в благотворительном концерте или экологическом субботнике. И конечно, ребенку по силам стать «помощником волонтера» – мамы или папы.
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, завершил прием и регистрацию заявок на участие во Всероссийской акции «Добровольцы – детям».
Акция проходит по всей стране. В реализацию добровольческих проектов и мероприятий включилось более 15 тыс. организаций, и половина из них – это добровольческие объединения, в том числе детские. Также заявки подали около 7 тыс. организаций социального обслуживания, образования, культуры, спорта, работающие с детьми и семьями с детьми. Участниками Акции стали социально ориентированные некоммерческие НКО (около 1 тыс.), а также представители социально ответственного бизнеса.
Всероссийская акция «Добровольцы – детям» проходит в 2023 году в двенадцатый раз. Соорганизаторами выступают Общественная палата Российской Федерации, Северо-Кавказский Федеральный университет и детское медийное объединение «Бумеранг».
Цель Акции – содействие развитию детских добровольческих инициатив и проектов, направленных на оказание помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Акция направлена на:
В рамках Акции запланировано более 15 тыс. мероприятий по следующим номинациям:
Лидеры ХII Всероссийской акции «Добровольцы – детям» будут определены в октябре 2023 года. Итоговое мероприятие состоится в декабре.
Всероссийская акция – «Добровольцы детям»
C 5 апреля по 15 августа 2023 года стартует Всероссийская акция – «Добровольцы детям».
Организаторы акции – Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Общественной палатой Российской Федерации, Детским медийным объединением «Бумеранг», Северо-Кавказским федеральным университетом.
Всероссийская акция направлена на содействие развитию детских добровольческих инициатив, на включение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в добровольческую деятельность.
Акция проводится по следующим номинациям:
Регистрация участников Акции осуществляется до 5 апреля 2023 года
Подробная информация об Акции и результатах регистрации участников размещается на сайте Фонда fond-detyam.ru
Классный час – дискуссия в 4 классе
«Волонтёр – мода или добро?!»
классный руководитель 4 «В» класса
МОБУ СОШ №82
Классный час- дискуссия в 4 классе на тему: «Волонтёр – мода или добро»
Цель: воспитание гуманной личности, способной к состраданию и взаимопомощи.
1. знакомство учащихся с понятием «волонтёрство», историей волонтёрского движения,
2. развитие таких качеств личности, как сострадание, милосердие,
3. мотивирование учащихся к добровольческой деятельности, стремлению совершать добрые дела,
4. формирование умения работать в группе и связно выражать свои мысли.
Оборудование: классная доска, мультимедийный экран, карточки.
Ход классного часа-дискуссии
Класс предварительно разделён на 5 групп: 4 группы по 6-7 человек, принимающих участие в дискуссиях и пресс – группа из 2-3 учащихся и нескольких родителей. 1 родитель выступает в роли «хранителя времени» (засекает время на обсуждение в группах). В группе выбирается лидер, а пресс – группа фиксирует ответы групп и оглашает результаты.
Кто людям помогает – не тратит время зря,
Прекрасными делами наполнится земля!
Свободные минуты вы отдаёте всем,
Кто в помощи нуждается, не требуя взамен
Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.
Ваш выбор несомненен – да, волонтёры вы!
Так пусть же все усилия окупятся с лихвой,
Пусть сделанное благо приносит в дом покой,
И радость рядом будет от вашей доброты,
Улыбки благодарности смеются, как цветы!
– Ребята, в стихотворении встретилось слово «волонтёры». Скорее всего, вы слышали его ранее. Может, кто-то знает, кто такие волонтёры. ( Высказывания детей). Вот именно о волонтёрах мы и будем говорить на сегодняшнем классном часе. Вот именно о волонтёрах мы и будем говорить на сегодняшнем классном часе. А ещё мы должны с вами в конце классного часа ответить на вопрос: «Волонтёр – мода или добро?!» (Слайд 1)
– 5 декабря – всемирный день волонтёра ,а2018 год официально объявлен в России годом добровольца или волонтёра, и вот такая выбрана эмблема. ( Слайд 2)
– Как вы думаете, что символизируют руки, поднятые вверх? Запишите одну фразу на карточке-руке и передайте пресс – группе. Пресс – группа вывешивает ответы на доску. ( Предполагаемые ответы: руку помощи, готовность помочь, защитить, поддержать).
– Ребята, какие слова-синонимы вы услышали в моём предложении о том, что 2018 год объявлен годом добровольца или волонтёра?
-Доброволец и волонтёр.
– Вы правы. Действительно, волонтёр – это человек, который добровольно, бескорыстно трудится на благо других.
– Что значит «добровольно»?
– По своей воле.
-А что значит «бескорыстно»?
– Значит не требуя платы.
Учащийся читает стихотворение:
Волонтёр всегда поможет,
Он в беде не подведёт.
В ситуации тревожной
Он на помощь к нам придёт
И мечтает день и ночь
Как бы ближнему помочь!
– А сейчас вы узнаете немного об истории волонтёрского движения. Об этом нам расскажут ученики – гуглики, которые нашли информацию об этом.
: – Волонтёрское движение зародилось давно, но официальной датой основания считается 1920 год. В это время после Первой мировой войны (одной из самых страшных и разрушительных) группа добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии сплотилась, чтоб вместе восстановить разрушенную деревню. ( Слайд 3)
: В России волонтёрское движение имеет глубокие корни. Добровольно занимались своей профессиональной деятельностью учителя, врачи, делавшие много для крестьян. В России также возникло первое женское волонтёрское движение – сёстры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно шли на фронт, чтоб спасать раненых солдат. ( Слайд 4)
– Спасибо, ребята, что рассказали нам об истории волонтёрского движения.
– Ребята, а как вы считаете, какими человеческими качествами должен обладать волонтёр? Напишите несколько из них на карточке-солнышке. ( Ученики обсуждают эту проблему в группах, пишут качество личности или характеристики, присущее волонтёру и передают их пресс – группе). Пресс – группа анализирует карточки и неповторяющиеся ответы вывешиваются на доску).
– Молодцы, ребята. Как сообщила пресс – группа чаще всего повторяется слово «доброта». Действительно, только по-настоящему добрый человек может стать волонтёром. А теперь поиграем.
– Перед вами пословицы и поговорки о доброте и добре. Соедините правильно их начало и конец. ( В ходе работы учащиеся объясняют смысл пословиц) (Слайд 5)
– Возвращаемся к качествам и характеристикамволонтёра.(Зачитываются карточки, вывешенные на доске).
-Давайте подведём итог: волонтёр должен быть добрым, заботливым, гуманным (любить людей), милосердным, трудолюбивым, добросовестным, справедливым.
– Ребята, а как вы думаете, что движет людьми, которые становятся волонтёрами, почему они бескорыстно приходят на помощь, какой цели добиваются? (Ученики обсуждают эту проблему в группах, формулируют и записывают цели волонтёрства на карточке-человечке, передают их пресс – группе). Пресс – группа анализирует карточки ответы вывешивает на доску).
– Волонтёром движет желание помочь, подарить кому-то радость, сделать мир лучше.
– В России живут люди, истинные волонтёры, добровольцы. Для них добро ни пустой звук, ни дань моде, а призвание, дело всей жизни. О таких людях расскажут нам ребята-гуглики.
-Актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун учредили в 2006 году фонд «Подари жизнь» и помогают детям с тяжёлыми онкологическими заболеваниями. Они организовывают сбор средств на лечение, поддерживают морально больных деток и их родителей.(Слайд 6)
-Актёр Константин Хабенский учредил благотворительный фонд и помогает детям с заболеваниями головного мозга. Более 150 детей спасено благодаря деятельности фонда. ( Слайд 7)
– Ребята, мы поняли, что волонтёры помогают людям. А что конкретно они делают? (Высказывания детей)
-Молодцы. Посмотрите на слайде схема, на которой показаны сферы деятельности волонтёров.(Слайд 8)
-помощь престарелым, инвалидам, детям-сиротам,
-охрана окружающей среды,
-помощь в поиске пропавших людей,
-благоустройство улиц, домов,
-помощь в организации крупных мероприятий и т.д.
– Сейчас мы распределим сферы деятельности волонтёром по группами вы составите список конкретных волонтёрских дел. Например, в области охраны окружающей среды волонтёры организовывают уборку мусора, производят расчистку русла рек и т.д.)
Учащихся работают в группах, записываютсписок на карточке-дереве. Зачитывается списка добрых делучастником пресс – группы.
Ребята, а кто может стать волонтёром? (Ответы детей)
-А вы можете? Конечно! Любой человек сознательного возраста может стать волонтёром! А что вы сможете сделать, попробовав себя в роли волонтёра? Сейчас каждая группа предоставит список добрых делна карточке-облачке и мы составим наш общий классный список будущих добрых дел. ( Работа в группах и анализ результатов пресс – группой.
Примерный список добрых дел:
-сделать уборку в доме пожилого соседа,
-помочь донести сумку пожилому человеку,
-собрать свои вещи и игрушки, которые уже не используются и отдать в помощь детям,
-накормить бездомную собаку,
-сделать кормушки для птиц,
-полить цветы в полисаднике у дома и окопать деревья и т.д.
– Вот сколько добрых дел вы можете сделать, конечно, с помощью родителей. И некоторые из них мы уже делали. Какие? (Делали кормушки для птиц, собирали посылку солдату, поздравляли ветеранов, высаживали цветы на школьной клумбе.)(Слайд 9,10,11,12)
– Оказывается, совсем не сложно бескорыстно совершать добрые дела.
-Ребята, готовы ли вы ответить на вопрос, поставленный в начале классного часа: «Волонтёр – мода или добро?!»
-Я хочу, чтоб каждый из вас почувствовал себя волонтёром и совершил доброе дело. А на следующем классном часе вы предоставите отчёт в виде рисунка и небольшого сообщения.( Слайд 14)
– Молодцы, ребята! Спасибо за активную работу!
учитель начальных классов МБОУ “Комсомольская СОШ №1”
Классный час «Волонтер – кто он?»
– Давайте сегодня подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! А как можно дарить хорошее настроение другим?
– да, улыбнувшись мы можем раздать свое хорошее настроение друг другу.
Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся солнцу, улыбнемся небу и облакам, всему, что нас окружает и покажем смайлики одноклассникам.(садитесь)
– Итак, мы начинаем наш час общения!
– Внимательно послушайте рассуждения детей и догадайтесь, о ком идет речь.
(Демонстрируется видеозапись голосов детей, которые дают толкование слову «волонтёр», не называя его.)
1 ребенок: Этот человек – помощник, он помогает тем, кто в этом нуждается.
3 ребенок: – Этот человек сам решил делать добрые дела! Его никто не заставляет!
4 ребенок: – Этот человек приносит в мир тепло, добро и счастье. Он помогает людям, животным и природе. Он живёт не только для себя!)
(Слайд с картинками про волонтеров.)
– Кто догадался, о ком идёт речь?
(Если дети скажут это слово – хорошо! Если нет, то учитель сам говорит его.)
На слайде выходит слово ВОЛОНТЁР
– Ребята, так кто же такой волонтёр?
– Правильно. Это человек, который бескорыстно помогает людям. Он доброволец!
– Так, о чем мы будем говорить сегодня? (Кто такие волонтёры, чем они занимаются, как помогают людям, животным)
– Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтерства. 5 декабря, Международный день добровольца.
– А как вы думаете, почему ладошки разного цвета на этом символе? (Потому что мир создал нас всех разными)
Давайте слово «Доброволец» разберем, какие два слова соединились в одном?
– Добрая воля.
– Значит само слово говорит за себя.
– А вы хотите побольше узнать о работе волонтера?
– Тогда я приглашаю вас в «Школу будущего волонтера».
На доску вывешивается эта надпись
– А будущего потому, что волонтером можно стать только в 14 лет и к этому нужно себя готовить.
Мультфильм про волонтера.
– Давайте посмотрим небольшой мультфильм.
Вопросы после просмотра:
– Кто этот мальчик? Волонтер.
– Как вы это поняли? ( Он становился им постепенно, делая добрые дела)
– А вы заметили, что происходило с сердцем мальчика? (Оно наполнялось добротой)
– А каким самым главным качеством должен обладать волонтер? (Должен быть добрым)
– А теперь, друзья, и мы начнем свою подготовку к волонтерству.
– Каждой группе я даю карточки, на которых напечатаны качества личности. Вы, посоветовавшись, отбираете те, которыми можно охарактеризовать волонтёра.
Один ребенок выходит и развешивает карточки (в сердце на плакат) со словами:
– Правильно. Молодцы! Именно этими качествами должен обладать волонтёр.
-А почему вы не все карточки использовали? (п.ч. на них написаны плохие качества)
– Может быть таким волонтёр? Нет
– Ребята, а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров?
Дети перечисляют. Учитель может добавить:
– Волонтеры нужны при экологических катастрофах, при ликвидации последствий природных стихий, даже на поиск людей привлекаются волонтёры.
– А я хочу поговорить с вами о спортивном волонтёрстве.
– Что дает спорт человеку?
(Укрепление здоровья, сильное тело, здоровый дух, выносливость, закалку, учит терпению, настойчивости, целеустремленности т.д.)
– А в вашем классе кто-нибудь занимается каким-либо видом спорта, посещает спортивные секции?
– Молодцы! Может среди вас растет будущая звезда спорта, Олимпийский чемпион!
– а какое большое спортивное соревнование проходит сейчас в мире?
– с 4 по 20 февраля в этом году в столице Китая Пекине проходит Зимняя Олимпиада.
– А вы следите за событиями олимпиады? Какие успехи делают наши спортсмены?
– На этой олимпиаде участвует наш земляк, воспитанник Чувашской школы фристайла Роман Егоров. Немало спортсменов нашей Чувашской Республики защищали честь нашей стране на олимпийских играх разных лет. Вот посмотрите на экране.
– Да, на сегодняшний день наши олимпийцы завоевали ____ золотых, _____ серебряных, и ______ бронзовых медалей.
Там задействованы 19 тысяч волонтеров. Такая же Олимпиада прошла в России в 2014 году в городе Сочи, проведению которой помогали 25 тысяч волонтеров из разных стран мира.
– Волонтеры помогают ориентироваться всем приезжим, указывают адреса гостиниц, сидят за компьютерами, обеспечивают связь, привлекаются к уборке спортивных арен, работают в пищеблоках. И даже помогают подбадривать зрителей и поддерживают наших спортсменов.
– И сразу, вслед за основной Олимпиадой, наступает время Параолимпиады. Она пройдет с 4 по 13 марта.
– Ребята, кто знает, что это за соревнование? (Соревнование спортсменов-инвалидов)
– Давайте проведем небольшой эксперимент. Выходите, становитесь в круг.
– Я буду давать вам задание, а вы будете выполнять.
1 задание: Заведите за спину обе руки. Сомкните их в замок. А теперь попытайтесь поправить прическу, растегнуть себе пуговицу.
– Получилось? Почему?
2 задание: Закройте глаза. Скажите, какой предмет у меня в руках?
– Удалось назвать предмет? Почему?
3 задание: Учитель говорит на языке жестов «У меня есть мама» « я люблю тебя мама»
– Вы поняли, что я сказала? Почему?
4 задание: Подогните правую ногу. Попрыгайте на месте. А можете вы также, на одной ноге, добраться до своего дома? Почему нет?
– Спасибо. Садитесь, ребята.
– Легко ли вам было выполнять задания? Почему? (Нам не хватало части тела или органа)
– Т.е. вы были ограничены в своих действиях.
– Так что же является главным в жизни для человека? (Физическое здоровье)
– А легко ли спортсменам-инвалидам? (им очень трудно)
– Но они сильны духом и это позволяет им добиваться высоких результатов.
– Люди-инвалиды ограничены в своих возможностях, поэтому существует еще один вид волонтерства – это инклюзивное волонтёрство. Это поддержка и оказание помощи людям-инвалидам.
– В нашей школе есть отряд волонтеров. Вы сможете с ними познакомиться на следующем занятии.
– Я же приготовила для вас небольшое задание от волонтеров. Эти задания помогут вам понять суть волотёрской работы.
– На выполнение задания даю вам 2-3 минутки.
Учитель раздает конверты с заданиями
(на конверте написано название группы и задание)
для групп волонтеров не называя заданий.
1 группа – «Волонтеры спорта»
Вам надо нарисовать плакат в поддержку наших спортсменов-олимпийцев.
2 группа – «Волонтеры за ЗОЖ»
Вам надо нарисовать плакат, призывающий соблюдать здоровый образ жизни.
(Раздаёт, потом ходит и направляет, помогает детям)
Дети выходят, показывают и говорят:
– Мы – волонтеры спорта, создали плакат в поддержку наших спортсменов-олимпийцев.
– Мы – волонтеры за ЗОЖ, создали рекламный плакат, в котором призываем отказаться от вредных привычек и подружиться со спортом.
Жест «Дай пять!»
-Молодцы! Я предлагаю вам сделать жест «Дай пять!»
-Этот жест сейчас мы выполнили в знак того, что вы выполнили эту работу и довольны этим.
– И именно таким жестом, только таким, приветствуют друг друга волонтёры.
-Всё что вы сделали, я передам волонтёрам из нашей школы.
(Учитель ставит на стол каждой группы небольшой поднос с сердечками.)
– Возьмите каждый по сердечку и положите себе на ладошку.
– Подходит к концу наше занятие.
– Ребята, вы сегодня узнали, кто такие волонтеры, какими они должны быть, приняли участие в волонтёрских акциях.
– Волонтёрский дух витал в этом классе.
– Я уверена, что в вас зажглась вот такая, пусть пока маленькая искорка волонтёрства и она обязательно зажжет ваши сердца.
– А теперь, продолжите фразу:
(Счастливым, здоровым, и богатым душой)
Я желаю вам (слайд)
Заботиться о людях
Добро творить повсюду.
Обществу полезным быть
Радость ближнему дарить
Образ жизни здоровый всем вести.
Волонтера титул с гордостью нести
Ь Мягко трудности преодолеть
Ему, тебе, всем нам огромное сердце иметь!
Внеклассное мероприятие по теме «Волонтёр – мода или добро?!»
В результате мероприятия участники смогут:
– Я хочу вам рассказать одну историю.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»
– Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».
– Почему так сказал мудрец?
– Что движет человеком для совершения тех или иных поступков. Может человек гонится за модой? А может он руководствуется порывами сердца и души?
– Можно ли сказать, что человек строит себя, как личность? Строит по кирпичикам, из года в год возводит здание своей души?
– Мы строители своей жизни. Как же нам научиться возводить светлые, добротные, прочные здания своей души и распахивать гостеприимно двери всем, кто обращается к нам за помощью.
– Давайте мы с вами научимся приглашать в свой светлый и гостеприимный дом доброго сердца не только друзей, но и всех тех, кому грустно, кому нужна помощь, всех, кому мы готовы дарить добро.
– Давайте сегодня выступим в роли строителей. Мы построим волшебный, удивительный дом добра. А строить мы будем постепенно, возводя этаж за этажом. Ну что ж, юные строители, вперед!
(Дети надевают бумажные строительные каски и прикрепляют заранее изготовленные эмблемы на одежду. На эмблемах наклеены стикеры со словами, например: «добрый», «смелая», «понимающий», «внимательная» и т.д.)
– Мы должны с вами общаться, ведь общение – неотъемлемая часть нашей жизни. На ваших эмблемах написаны ваши новые имена, чтобы обращаться друг к другу.
2. Заливка фундамента.
– С чего начинается строительство любого здания? ( С заливки фундамента)
– Совершенно верно. Мы с вами будем заливать фундамент. Он должен быть прочным и надёжным. Он будет называться «Бескорыстие». Что же это такое? Давайте узнаем.
– Я предлагаю нашим строителям разбиться на две команды. ( Можно разбить детей на команды заранее, выбрав строительные каски разных цветов или стикеры на эмблемах разных цветов)
– Перед вами две плиты. Какую из них мы должны установить в фундамент «Бескорыстия»? Наша задача выбрать нужную плиту. На первой плите спряталась песня, а на второй плите приготовлены цитаты известных людей. Ваша задача найти ту плиту, которую мы поставим в фундамент «Бескорыстия». ( Приложение 1) (Презентация)
(На слайде первая плита. Звучит аудио-песня «Бескорыстие» в исполн. детского хора. Затем на второй плите дети читают цитаты о корысти. Команды совещаются и выбирают нужную плиту с понятием «Бескорыстие». Плита № 1. Команды могут посоревноваться на скорость дачи правильного ответа)
– Вы правильно выбрали плиту. Молодцы! Вы верно определили понятие «Бескорыстия».
3. Игра «Доски».
– Поиграем в игру? Ваша задача, верно распределить доски. Какие доски пойдут к плите с названием «Бескорыстие», а какие к плите с названием «Корысть». ( Приложение 2) (Презентация)
4. Первый этаж. («Сознательность»)
– Следующий этап нашего строительства – это возведение этажей. Вам следует построить первый этаж нашего дома добра. А как он будет называться, вы узнаете, когда разгадаете ребус. ( Приложение 3)
– Совершенно верно. Это «Сознательность». Что же это такое? Для чего в нашем доме добра нужна сознательность?
Ситуативная игра «Телефонный разговор»
-Чтобы ответить на эти вопросы, поиграем в игру «Телефонный разговор». Прослушайте два телефонных разговора детей и определите, где речь идёт о сознательности. ( Можно дать каждой команде по варианту разговора и выслушать их версии ответов) (Приложение 4)
– Всё верно, вы молодцы! Действительно, сознательность – это когда мы полностью отдаём отчёт своим поступкам, проявляем самостоятельность, но только не забываем о справедливости.
– Молодцы, бригады! Первый этаж построен. Объявляется отдых.
6. Второй этаж. («Добровольчество»)
– Приступаем к возведению второго этажа нашего дома добра. Чтобы угадать, как называется наш второй этаж, вам нужно решить самый необычный пример! (Презентация) (Команды соревнуются на время)
добро + корень слова «воля» + ь + честь – ь + во = добровольчество
Что значит это слово? Подберите синоним к словосочетанию «по доброй воле». ( Сами, без принуждения, по своему желанию, по зову сердца)
7. Игра «Два альбома».
– Предлагаю поиграть. Перед вами два альбома, но они пока пусты. Рядом разбросаны страницы фотоальбомов. Один альбом называется «По доброй воле», а второй «По принуждению». Давайте разложим фотографии по альбомам. (Презентация)
На «фотографиях» разные изображения ситуаций, где есть действия, выполняемые по доброй воле (уход за больными, помощь старшим, вынос мусора и т.д.), а также действия по принуждению (делай уроки, кушай, учись, иди спать и т.д.)
8. Крыша. («Волонтёрство»)
– Вот у нас есть уже два этажа. Наш дом небольшой, но очень уютный. У дома должна быть добротная крыша. Это заключительная часть дома, которую мы возведём. И именно под крышей дома добра мы по-настоящему сплотимся.
– Как же называется крыша дома добра? Чтобы узнать это, отгадайте загадку:
Средь кутерьмы, средь воин в современном мире,
Где стрельбище ведется словно в тире,Среди невежества и зла,Где паутина мир окутала нежданно
И веру в жизнь заволокла,
Зажглась звезда иная в мире:Звезда надежды и добра,Назвал народ звезду не просто,Звезда зовется – ВОЛОНТЁРСТВО.
– Что же такое волонтёрство? И кто такие волонтёры? (Ответы детей)
– Да, вы всё верно сказали. Волонтёрство – это крыша дома добра, стоящего на прочном фундаменте бескорыстия, на котором воздвигается благое дело добровольчества и помощи ближним, основанное на сознательности и самопожертвовании.
Да, им не платят миллионы,Но руки их спасают жизнь. Со всей душою волонтерыСтараются исправить мир.9. Игра «Мода или добро?».
– Ребята, скажите, а почему сейчас так много в нашей стране говорят о волонтёрстве. Что это? Дань современной моде или же давняя традиция человечества совершать бескорыстно благие поступки в рамках милосердия и помощи ближним? А ответы на эти вопросы поможет нам дать игра-загадка «Мода или добро?». Я читаю вам загадки, а вы размышляете и даёте верные ответы, выбирая «моду» или «добро».
Ближним на помощь в любую погоду.
Свой выбор я сделал: добро или моду? (Добро)
Я стал заниматься геройством.
Любуйтесь моим волонтерством.
Скажите -ка мне без отвода,
Я выбрал добро или моду? (Моду)
Соседке поможем мы сумки нести.
Зайдем к ней проведать и пол подмести.
Я полное мусора вынес ведро.
Скажите, а модно ли делать добро? (Добро делается не по моде, а по велению души)
Рассказал соседке Вале,
Как тогда, на фестивале,
Я, такой вот весь крутой,
В новой форме дорогой,
Помогал всем иностранцам.
Объяснял я им по пальцам,
Как дойти им до причала,
Очень громко им кричал я,
И руками им махал, и улыбки раздавал.
Сам собою был я гордым.
-Был ли, Валечка, я добрым?
В больницу пришли ребята.
Они разошлись по палатам.
Лежат старики, горюют,
А добрые дети рисуют.
Рисуют им горы, рисуют моря.
Хоть стары их лица и стары глаза,
Но молоды души и живы сердца.
Любовь к ним и жалость пробрались в нутро.
Не нужно мне моды – я выбрал ДОБРО!
– А теперь, снимите стикеры со своих эмблем. Все ваши добрые и хорошие имена превратились в одно слово – «ВОЛОНТЁР»! (Добрый, смелый, умный, отзывчивый, милосердный и т.д.)
– Дорогие ребята, помните, что делать добро – это не веяние моды, а осознанное, бескорыстное веление сердца и души, помогать ближним.
(Звучит песня «Гимн волонтёров». Показ снятого клипа).
Текст песни «Бескорыстие»
Отдай последний медный грош Душе, взыскующей участья, И дар невиданного счастья Ты в Милосердье обретешь! Весной в ручьях журчит вода, А в октябре желтеют листья, И дар бесценный – бескорыстье Да не иссякнет никогда! Смысл бытия, как неба высь – Его постичь дано немногим. С голодным нищим и убогим Ты коркой хлеба поделись. Весной в ручьях журчит вода, А в октябре желтеют листья, И дар бесценный – бескорыстье Да не иссякнет никогда!
Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть. ( Лермонтов Михаил Юрьевич
Корысть ненасытна. ( Питтак)
Корыстолюбие редко любовь побеждает. ( Фонвизин Денис Иванович
Корыстолюбие отнимает самые заветные чувства — любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте. (
Корысть — заразная болезнь,Она страшней других пороков. Ее подпитывают лестьИ зависть, ждущая под боком. (
Плита «Бескорыстие» Плита «Корысть»
Нужно собрать «доски» с разными словами и соотнести их к разным плитам.
Игру можно проводить с помощью карточек на магнитной доске.
С О З Н А Т Е Л Ь Н О С Т Ь
Разговор № 1.
-Привет, Саша. Пойдем гулять в воскресенье?
– Извини, Миша. Не могу. Я еду дедушку проведать, он заболел.
– Ты что, врач? Лечить его будешь?
– Да нет, что ты! Он лежит в постели, за ним мама ухаживает. Мой дедушка плохо видит. Я хочу прочитать ему один интересный рассказ. А еще мой дедушка знает много веселых историй. Он замечательный рассказчик. Мне нравиться проводить с ним время.
Разговор № 2.
– Привет, Саша. Ты представляешь, слышал от Кости, ему Вовка сказал, который с Женей дружит, что Серёга из старшего класса обещал тебе уши оторвать и на ниточку повесить за то, что ты его толкнул вчера!
– Какой ужас! Ну, я ему покажу! Вот позвоню сейчас и всё выскажу!
– Его дома нет, он в больнице лежит!
– Ну и что? Тоже мне больной нашёлся. Гадости про меня говорить может! Вообще с ним дружить не буду!
Альбом № 1. « По доброй воле» Альбом № 2. « По принуждению
Татьяна Прохорова Конспект открытого занятия «Кто такие волонтеры?»
Цель: сформировать представление о том кто такие волонтёры,о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении.
-познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
-формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
-способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
-Продолжить формирование нравственно-этических понятий как доброта, отзывчивость, сострадание, добровольчество,волонтерство.
Публикация «Конспект открытого занятия „Кто такие волонтеры?“» размещена в разделах
-Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору, мотивацию к участию в добровольческой деятельности.
-Воспитывать нравственные чувства.
-Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения, потребность совершать добрые дела.
I. Организация начала занятия.
-Итак, мы начинаем наше общение!
Видеоролик «Говорят дети»
-Внимательно послушайте рассуждения детей и догадайтесь, о ком идет речь.
Демонстрируется видеозапись детей,которые, дают толкование слову «волонтёр», не называя его.
1 ребенок:-Этот человек – помощник, он помогает тем, кто в этом нуждается.
3 ребенок: – Этот человек сам решил делать добрые дела! Его никто не заставляет!
4 ребенок: – Этот человек приносит в мир тепло, добро и счастье. Он помогает людям, животным и природе. Он живёт не только для себя!
-Кто догадался, о ком идёт речь? (ответы детей)
На слайде появляется слово-волонтер.
-Ребята, так кто же такой волонтёр? (Ответы детей.)
Вывод: Это человек, который бескорыстно помогает людям. Он доброволец! Волонтерский труд не оплачивается! Волонтёрство-это добровольческое движение развитое во многих странах мира.
-Так о чем мы будем говорить сегодня? (кто такие волонтёры, чем они занимаются, какие виды волонтёрства бывают).
IV. Основная часть:
-Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтёрства.
– А как вы думаете, почему ладошки разного цвета? (потому что мир создал нас всех разными)
– А вы хотите побольше узнать о том чем занимаются волонтеры?
-Давайте посмотрим небольшой мультфильм. (Мультфильм про волонтера «Рука помощи»)
-Кто этот мальчик? Волонтер.
-Как вы это поняли? (Он становился им постепенно, делая добрые дела)
-А вы заметили, что происходило с сердцем мальчика? (Оно наполнялось добротой)
-А каким самым главным качеством должен обладать волонтер (должен быть добрым, милосердным)
Рисование словесного портрета волонтёра.
-А сейчас давайте нарисуем словесный портрет волонтера. Каждому из вас я даю карточку, на которой напечатаны качества личности. Вы, подумайте и, отберите те, которыми можно охарактеризовать волонтёра.
милосердный лживый общительный злой вредный
заботливый справедливый отзывчивый капризный внимательный
добросовестный вежливый жизнерадостный бескорыстный терпеливый
понимающий доброжелательный честный добрый смелый
самолюбивый грубый мстительный дружелюбный настойчивый
жадный завистливый злопамятный сочувствующий трудолюбивый
-Правильно. Молодцы! Именно этими качествами должен обладать волонтёр.
-А почему вы не все карточки использовали? (п. ч. на них написаны плохие качества)
-Может быть таким волонтёр? (нет.)
-Ребята, а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров (ответы детей)
(волонтеры нужны при экологических катастрофах, при ликвидации последствий природных стихий: пожар, наводнение, ураган; привлекаются волонтёры на поиск людей (отряд «ЛизаАлерт», уход за пожилыми людьми, инвалидами; помощь беженцам и мигрантам (работа в лагерях для беженцев, организация Красный Крест); благоустройство и обустройство дворов, городских улиц; помощь животным: лечение и пристройство беспризорных, (Бгд- общество защиты животных «Оберег», группы помощи: «Дай шанс», «Сперанца», «Хвостики 31», «Преданность», «Спутник», Пансионат временного содержания-регулярно проходят выставки-раздачи бездомных собак «ПОЙДЁМ ДОМОЙ!» – это волонтерский проект, который помогает найти дом собакам из пансионата. Шебекино-команда волонтеров «Ангел». Ст. Оскол-фонд помощи «Умка», Волоконовка- «Лапки-царапки», Вейделевка и Алексеева-«Помощь бездомным животным») добровольная помощь зоопаркам и приютам, детским домам; благотворительные концерты; экологические акции: уборка мусора и загрязнений водоёмов, пляжей, опушек леса; помощь в организации крупных концертов, фестивалей (волонтеры Победы, спортивных мероприятий (волонтеры на спортивных Олимпиадах) и т. д.
-А я хочу немного остановиться на спортивном волонтёрстве.
-Что дает спорт человеку? (Укрепление здоровья, сильное тело, здоровый дух, выносливость, закалку, учит терпению, настойчивости и т. д.)
-А в вашем классе кто-нибудь занимается каким-либо видом спорта, посещает спортивные секции?А в нашей школе? (Ответы детей.)
-Молодцы! Может среди вас растет будущая звезда спорта, параОлимпийский чемпион!
-В России в 2014 году в городе Сочи проходила Зимняя Олимпиада, проведению которой помогали 25 тысяч волонтеров из разных стран мира.
-Волонтеры помогали ориентироваться всем приезжим, указывали адреса гостиниц, сидели за компьютерами, обеспечивали связь, привлекались к уборке спортивных арен, работали в пищеблоках.
И даже помогали подбадривать зрителей и поддерживали наших спортсменов. Здесь важны особые качества волонтера-знание иностранного языка, поскольку в таких мероприятиях участвуют и их посещают иностранные граждане (болельщики, желание общаться с разными людьми, толерантность (терпимость).
-И сразу, вслед за основной зимней Олимпиадой, наступает время Паралимпиады.
-Ребята, кто знает, что это за соревнование? (Соревнование спортсменов-инвалидов) Паралимпиада – олимпийские игры инвалидов – в мире считается практически таким же выдающимся событием, как и сама Олимпиада.
-Главным в жизни каждого человека является физическое здоровье. Спортсменам-инвалидам очень трудно соревноваться. Но они сильны духом и это позволяет им добиваться высоких результатов. Паралимпийские виды спорта: стрельба из лука, легкая атлетика, велосипедный спорт, фехтование, выездка (конные соревнования, дзюдо, тяжелая атлетика (пауэрлифтинг, стрельба, футбол, плавание, настольный теннис, б баскетбол колясочников, регби колясочников, теннис колясочников, волейбол (сидячий, стоячий, лыжный кросс, хоккей с шайбой.
-Люди-инвалиды ограничены в своих возможностях, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, интеллекта, зрения, слуха, поэтому есть волонтеры которые оказывают помощь и поддержку людям-инвалидам. Кто-то из вас встречал таких людей? Какую помощь тебе оказывал волонтёр?
Существует еще один вид- инклюзивное волонтёрство. « Инклюзивное добровольчество-волонтеры завтрашнего дня»-опыт по вовлечению в различные добровольческие проекты молодых людей с ограниченными возможностями здоровья; это те, кто сам когда-то нуждался в помощи. Инклюзивное волонтёрство используют как способ социальной адаптации людей с инвалидностью. Какую пользу обществу могут приносить лица с ограниченными возможностями здоровья (На их примере можно мотивировать молодых людей относится к своему здоровью бережно и целенаправленно развивать в себе культуру здорового образа жизни. Работа на компьютерной технике во время поисков или поздравлений, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику, проведение экскурсий, беседы в социальных сетях о здоровом образе жизни и тех ошибках, которые не стоит повторять и т. д. Любая работа может выполняться добровольцами по их мере возможности). Ф ИЗМИНУТКА
Знакомство с волонтёром:
-В нашем городе тоже есть волонтёры, сегодня я хочу вас с ними познакомить.
На стол ставится небольшой поднос со звездочками.
-Подходит к концу наше занятие.
-Возьмите каждый по звездочке и положите себе на ладошку.
-Ребята, вы сегодня узнали, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими они должны быть.
-Волонтёрский дух витал в этом классе.
-Я уверена, что в вас зажглась вот такая, пусть пока маленькая искорка волонтёрства.
VI. Итог: Кто такие волонтёры? Зачем нужны волонтёры? (помощь другим)
-А теперь продолжите фразу:
Ь Мягко трудности преодолеть