добровольная камеральная проверка и камеральный налоговый рейд в 2023 году

Проверка представленных в инспекцию деклараций и других документов, по которым фирма рассчитывает и уплачивает налоги, называется камеральной. Ей посвящена статья 88 НК РФ.

Как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки

Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:

Цель камеральных проверок

В отличие от выездной проверки, которая требует больших трудозатрат и проводится редко, камеральной проверке подвергаются практически все декларации. Она проводится в большей мере без человеческого участия с помощью автоматизированных систем. Через них ФНС России получает значительное количество сведений:

Это далеко не полный перечень. В 2021 году к нему добавились сведения о движении ряда импортных товаров, так называемая система прослеживаемости товаров (Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

ФНС России проводит в год более 60 млн камеральных проверок. Количество результативных камеральных проверок незначительное: только по 5  из 100 проверок выявляют нарушения. Размер доначислений налоговых платежей незначительный — около 30 000 руб. на одну результативную проверку. Основная цель камерального контроля не доначислить налоги и наложить штрафы, а понудить налогоплательщиков самостоятельно исправить ошибки, устранить нарушения и доплатить суммы налогов. Налоговые органы проводят «тотальный» камеральный контроль. По его результатам налогоплательщикам предлагают дать пояснения о причинах тех или иных несоответствий или уточнить свои налоговые обязательства.

Цели и особенности проведения «камералки»

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в отчете. Другими словами, такая ревизия может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

В рамках «камералки», помимо проверки контрольных соотношений и верности заполнения декларации, могут проводиться и другие мероприятия налогового контроля. Так, в случаях, прямо указанных в статье 88 НК РФ, у налогоплательщика можно истребовать дополнительные документы, подтверждающие данные, указанные в декларации. К примеру, такое допускается при выявлении несоответствий между информацией в декларации и сведениями, которые есть у инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Подробнее см.: «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать».

Также в ходе камеральной проверки ИФНС может проводить так называемые встречные ревизии, то есть запрашивать документы и информацию у третьих лиц (ст. 93.1 НК РФ). Ими могут быть как стороны тех договоров, которые заключал сам налогоплательщик, так и контрагенты второго, третьего и последующих звеньев (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.18 № Ф09-4001/18).

Подробнее см.: «ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование».

Кроме этого, при проведении «камералки» ИФНС может вызывать в инспекцию для дачи пояснений руководство проверяемой организации или предпринимателя (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Также налоговики вправе проводить допросы любых других лиц, в том числе сотрудников налогоплательщика, и выемку документов (ст. 90 и ст. 93 НК РФ). В некоторых случаях допустимы осмотры помещений, территорий, документов и предметов (ст. 92 НК РФ).

Внимание!

С 1 июля 2021 года действует правило: если в декларации обнаружено одно из нескольких обстоятельств, перечисленных в пункте 4.1 статьи 80 НК РФ, декларация считается непредствленной. Среди таких обстоятельств — подпись неуполномоченного лица, дисквалификация лица, подписавшего декларацию и проч. При подобных обстоятельствах «камералка» прекращается (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).

Доначисления после «камералки»

ФНС указала, что положения НК РФ не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках выездных и камеральных проверок. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной ревизии (как более углубленной формы фискального контроля) нарушений, не обнаруженных во время «камералки».

Акт и решение по камеральной проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в связи с чем наличие решения по результатам камеральной проверки не исключает привлечение компании к ответственности, установленной в ходе выездной ревизии.

Сами по себе правила осуществления выездной проверки предполагают возможность пересмотра размера налоговой обязанности фирмы за конкретный период по сравнению с ранее установленным ее размером в рамках камеральной проверки.

Получается, что камеральная проверка – это всего лишь одна из форм контроля, проводимая в рамках определенных ограничений, установленных статьей 88 НК РФ. Результаты такой ревизии могут быть пересмотрены в ходе выездной проверки, обладающей значительно большими возможностями по проведению контрольных мероприятий. В ряде случаев возможно проведение и повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).

В чем смысл?

Может быть, смысл «камералки» при таком подходе и вовсе отсутствует? Камеральная проверка проводится на основании налоговых деклараций, другими словами, каждый отчет подлежит проверке, за исключением ряда случаев предоставления деклараций за период, в котором проводился налоговый мониторинг. Выездная же проверка проводится по одному или нескольким налогам, как правило, за последние три года, предшествующие году проверки, обладает значительно большими возможностями для проведения контрольных мероприятий. Назначается и проводится выездная проверка на базе предварительного анализа, устанавливающего целесообразность такого мероприятия контроля.

Для наглядности можно привести статистические данные о количестве проведенных камеральных и выездных проверок. К примеру, за 2017 год по всей России проведено 55 859 332 (7 542 964 по г. Москве) камеральных проверок и всего лишь 19 388 (2086 по г. Москве) выездных, из общего числа проверок количество выездных составляет 0,034 процента (0,027% по г. Москве).

Смыслом проведения камеральной проверки является непрерывный контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах путем проверки всех представленных в налоговые органы деклараций. Камеральная проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в отчетности и оперативное реагирование контролеров на нарушения, что позволяет смягчить для компаний последствия от неправильного применения ими налогового закона.


ДОБРОВОЛЬНАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА И КАМЕРАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЙД В 2023 ГОДУ

С полным текстом письма вы можете ознакомиться на сайте журнала «Нормативные акты для бухгалтера».


ДОБРОВОЛЬНАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА И КАМЕРАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЙД В 2023 ГОДУ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основании представленных страхователем сведений о начисленных страховых взносах, сведений и документов, представленных страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного), необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, а также других документов (информации), имеющихся у страховщика, в том числе полученных от государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций по запросу с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или по межведомственному запросу.

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2021 N 126-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем сведений о начисленных страховых взносах, сведений и документов, представленных страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного), необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию, а также документов, необходимых для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

Камеральная проверка в отношении страхователя, применяющего специальный налоговый режим “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”, не проводится (за исключением камеральной проверки, предметом которой являются полнота и достоверность представляемых страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного) сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию).

(абзац введен Федеральным законом от 25.02.2022 N 18-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 126-ФЗ)

3. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в сведениях о начисленных страховых взносах и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориального органа страховщика, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 486-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

4. Страхователь, представляющий в территориальный орган страховщика пояснения относительно выявленных ошибок в сведениях о начисленных страховых взносах и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в территориальный орган страховщика выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы (информацию), подтверждающие достоверность данных, внесенных в сведения о начисленных страховых взносах.

5. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя территориальный орган страховщика установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 настоящего Федерального закона.

5.1. В случае выявления в результате камеральной проверки фактов представления страховщику недостоверных сведений и (или) документов, сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного) обеспечения по страхованию или на исчисление его размера, страховщик принимает решение об отказе в назначении и выплате обеспечения по страхованию или об отмене решения о назначении и выплате обеспечения по страхованию, а также решение о возмещении излишне понесенных расходов. Форма решения о возмещении излишне понесенных расходов утверждается страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 126-ФЗ)

6. Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки страхователю не сообщается.

Камеральная налоговая проверка

С камеральной проверкой сталкивается каждая организация и каждый ИП, вне зависимости от выбранной системы налогообложения, размера бизнеса и наличия наемных работников. Ведь камеральная проверка — это то, что происходит со всеми сданными декларациями и расчетами. Чем грозит налогоплательщику «камералка»? Какие полномочия есть у инспекторов? В какие сроки осуществляется проверка и как оформляется ее результат? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.

Порядок проведения «камералки»

Условно можно выделить два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Также расширенная ревизия осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательному углубленному изучению подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).

Что такое камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, которое ИФНС проводит после получения любой декларации и любого расчета. В общем случае такая проверка не предполагает посещения налоговиками места нахождения налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента). Все мероприятия проводятся в стенах инспекции.

Первым делом поступившая отчетность проверяется на соблюдение сроков сдачи. И ФНС фиксирует, что декларация или расчет сданы  без опоздания. Если срок нарушен, будет штраф по статье 119 НК РФ.

Затем контролеры проверяют соответствие отчетности правилам, которые прописаны в порядке заполнения той или иной декларации (расчета). После этого проверяется выполнение контрольных соотношений (см., например, «Введены контрольные соотношения для новой формы РСВ» и «Налоговики дополнили контрольные соотношения для 6‑НДФЛ»).

Кроме того, в рамках «камералки» данные из отчетов сопоставляются с прочей информацией, которая есть в распоряжении налоговых органов. В частности, с данными из других деклараций и расчетов самого налогоплательщика, а также из отчетов его контрагентов (п. 2.3 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Помимо этого, ИФНС сверит поступившую отчетность с данными из информационных источников, к которым у ИФНС есть доступ. Это, в частности, информация о лицензиях, банковских счетах, данные ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 2.5 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705).

Акт проверки

Если в результате инспекторы обнаружат факт совершения налогового правонарушения («или иного нарушения законодательства о налогах и сборах»), они обязаны составить акт камеральной проверки. На это налоговикам отводится 10 рабочих дней с момента окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт подписывают проверяющие и законный представитель фирмы.

Aкт камеральной проверки в течение пяти дней с даты его подписания вручают под расписку. Если вы уклоняетесь от получения акта, контролеры сделают в нем соответствующую отметку и отправят его почтой заказным письмом. В этом случае документ будет считаться полученным на шестой день после отправки.

Если вы не согласны с выводами, содержащимися в акте камеральной проверки, можете представить в инспекцию письменные возражения по документу в целом или по его отдельным положениям. Сделать это нужно в течение одного месяца с момента получения акта. К письму можно приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Требование об уплате налога

На основании решения инспекция оформляет требование об уплате налога, пеней и штрафов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Если налогоплательщик в установленный требованием срок добровольно не уплатил недоимку, пени и штраф, инспекция взыщет деньги в принудительном порядке. Сделать это она может не позднее двух месяцев после окончания срока исполнения требования о добровольном погашении долга.

Eсли инспекция пропустит этот срок, то в дальнейшем она сможет действовать только через суд. На подачу иска ей отведено шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Как проходит камеральная проверка

Камеральную проверку проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму.

Никакого специального решения для камеральной проверки не нужно. Она начинается уже при приеме отчетности: с проверки реквизитов фирмы, расчетов по авансовым платежам, деклараций по налогам (взносам).

Исчисление срока проведения камеральной проверки декларации или расчета и приложенных к ним под­тверждающих документов начинается со дня представления налоговикам налоговой декларации (расчета).

Компания вправе представить в инспекцию все документы как в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе. Листы документов, представляемых в бумажном виде, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС России. Документы, составленные в электронном виде, можно подать через личный кабинет налогоплательщика. Они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Далее изучается информация в самой отчетности. Ин­спекторы проверяют:

Потом проверяющие сопоставляют отчетные данные с показателями за прошлые годы, с информацией о вас из других источников и с данными по другим аналогичным фирмам. Это делается для того, чтобы выявить подозрительные фирмы – кандидатов на выездную проверку.

Продолжительность камеральной проверки – три меся­ца со дня представления налоговой декларации (расчета).

Порядок назначения камеральной проверки

Проводят камеральную проверку на территории инспекции. Для этого не требуется никаких решений. Подача первичной или уточненной декларации — это уже основание, чтобы начать камеральную проверку (п. 1 и п. 2 ст. 88 НК РФ). Правила проведения камеральной проверки одинаковы для отчетности налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента (п. 10 ст. 88 НК РФ).

Порядок проведения камеральной проверки

Вначале все декларации подвергаются автоматизированному контролю. Система сопоставляет данные из декларации с данными другой отчетности, со сведениями от онлайн-касс, а также информацией из других источников.

Установив ошибки, несоответствия данных, налоговая проводит несколько мероприятий.

Полезную информацию о выездных проверках  вы найдете в статье «Как проходит выездная налоговая проверка. Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру»

Ответственность за непредставление декларации

Решение о привлечении к ответственности за непредставление декларации, как правило, выносится не раньше чем через 6 дней после истечения установленного срока представления декларации.

Налогоплательщик, не представивший отчетность, приглашается в налоговый орган для выяснения причины непредставления налоговой отчетности. Кроме того, налоговый орган приостанавливает операции по банковским счетам налогоплательщика.

Решение о приостановлении операций по счетам в случае непредставления налогоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган принимается в течение десяти рабочих дней по истечении установленного срока сдачи соответствующей формы отчетности.

Порядок истребования документов при проведении камеральной проверки

Налоговые органы при проведении камеральных проверок вправе истребовать документы при выявлении ошибок в декларации и представленных налогоплательщиком документах.

Цель камеральной проверки – убедиться в правильности заполнения налоговых форм, соответствии данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. То есть камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а потому эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении доку­ментов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщают налогоплательщику с требованием внести необходимые исправления в установленный срок.

Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные. Причем без выхода на предприятие: оно само представит в налоговый орган необходимые для проверки документы.

Такая подмена приводит в том числе к несоблюдению гарантий, установленных Налоговым кодексом для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки. В первую очередь это касается запрета проведения повторной выездной проверки.

Предоставленное налоговому органу право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получить объяснения и документы ограничено сущностью камеральной проверки.

Фирма должна представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения и документы или внести исправления в декларацию.

Инспекторы вправе требовать у организации или ИП представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Кто проводит камеральную проверку

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

Справка

Решение руководителя или заместителя руководителя ИФНС о проведении камеральной проверки не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 88 НК РФ.

Мероприятия налогового контроля

Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточненную декларацию. Документы на основании такого требования он представлять не обязан, но вправе это сделать.

Направление требование о представлении документов

В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы:

Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.

Получили такое требование? Прежде всего проверьте, есть ли указанные выше основания. Если ст. 88 НК РФ не предусмотрены основания для его направления, то такие действия налогового органа неправомерны.

В этом случае рекомендуется направить в его адрес запрос с просьбой уточнить, на каких основаниях направлено это требование.

Подробно о правах налогового органа в части требований и порядке ответа мы рассказывали в статье «Что делать, если налоговая требует документы и пояснения».

Осмотр

Проведение осмотра помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):

Прочие мероприятия налогового контроля

При камеральной проверке, как и при выездной, налоговики вправе:

Срок проведения камеральной проверки

Срок камеральный проверки — три месяца с момента представления декларации. Для декларации по НДС установлен срок два месяца. Его могут продлить до трех месяцев, если установят признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Сроки камеральных проверок

По общему правилу камеральная проверка длится три месяца со дня представления отчетности. Декларации по НДС «по умолчанию» должны проверяться в сокращенный двухмесячный срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).

В большинстве случаев продлить срок «камералки» нельзя. Исключение касается деклараций по НДС. Налоговая инспекция может продлить срок ревизии такого отчета с сокращенных двух до стандартных трех месяцев, если будут обнаружены признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Указанные выше сроки начинают течь с того дня, когда инспекция получила декларацию или расчет (письмо Минфина от 22.12.17 № 03-02-07/1/85955, п. 2.2 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Заметим, что фактически налоговики могут начать проверку в любой другой день. Главное, чтобы ревизия была завершена в устаовленный двух (трех) месячный срок (письмо Минфина от 22.12.17 № 03-02-07/1/85955).

Правила окончания периода камеральной проверки такие же, как и для любых других сроков (ст. 6.1 НК РФ). Это значит, что «камералка» должна закончиться в соответствующее число спустя три (два) месяца после дня подачи отчетности. Если этот день выпадает на выходной или праздничный, дата окончания переносится на ближайший рабочий день. А если в месяце, на который приходится день завершения проверки, нет соответствующего числа, то ревизия должна закончиться в последний день этого месяца.

ИФНС не может приостановить течение срока при осуществлении камеральной проверки.

Истечение срока «камералки» означает, что инспекторы должны прекратить все «внешние» проверочные мероприятия. То есть, они не смогут рассылать требования о представлении документов (как налогоплательщику, так и третьим лицам), проводить допросы, осмотры, выемки и т.п. А вот «внутренние» мероприятия могут продолжаться. Дело в том, что составление акта проверки за пределами ее срока не является существенным нарушением процедуры и не влечет безусловной отмены решения ИФНС (п. 14 ст. 101 НК РФ, п. 3 письма Минфина от 23.03.18 № 03-02-07/1/18400).

Важно

Если до окончания «камералки» подать уточненную декларацию, то проверка первичного отчета тут же прекратится. И с этого момента начнется отсчет срока проверки «уточненки» (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка декларации по возмещению НДС

Как уже отмечалось, в отношении деклараций по НДС, в том числе тех, в которых заявлена сумма налога к возмещению, установлен двухмесячный срок «камералки». Его можно продлить еще на один месяц, если будут выявлены признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Также надо учитывать, что при возмещении НДС всегда проводится углубленная камеральная проверка. Это значит, что помимо автоматизированной сверки контрольных соотношений и проверки декларации по АСК НДС-2 инспекторы, скорее всего, затребуют у налогоплательщика счета-фактуры и первичные документы по примененным вычетам (п. 8 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, налоговики проведут «встречные» проверки контрагентов, чтобы убедиться в реальности операций и заявленных к возмещению сумм.

Также с июля 2021 года действует правило: если показатели декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, декларация считается непредставленной. Тогда камеральная ревизия прекращается. В случае, когда декларация была уточненной, возобновляется «камералка» исходного варианта (см. « По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).

Углубленная камеральная проверка

На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.

Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений и предметов.

Также в рамках углубленной проверки инспектор может направить налогоплательщику сообщение о выявленных в отчетности ошибках. В нем может содержаться требование представить пояснения, либо подать уточненную налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как обжаловать решение

Если вы не согласны с итоговым решением по камеральной налоговой проверке, его можно обжаловать. Сроки отличаются для решений, которые не вступили в силу и которые вступили в силу. Так, не вступившие в силу решения обжалуются в апелляционном, а вступившие  в общем порядке.

Апелляционное обжалование

Решение по проверке, которое не вступило в силу, можно обжаловать до того, как оно вступит в силу. То есть в общем случае в течение одного месяца со дня, когда его вручили.

Днем вручения решения может быть:

Срок начнет течь на следующий день после даты вручения, а закончится в следующем месяце в 24:00 того числа, которое соответствует дате вручения. Если в месяце нет соответствующего числа, то последним днем будет последний день этого месяца. Если последний день срока подачи апелляционной жалобы выпал на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, то подать ее можно не позднее следующего рабочего дня.

Обжаловать решение по итогам проверки именно в апелляционном порядке лучше, так как в этом случае его исполнение будет приостановлено, пока вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу и примет решение. Значит, до этого дня инспекция не будет взыскивать начисленные по проверке налоги, пени и штрафы.

Общий порядок обжалования

Если апелляционная жалоба не подана, решение вступило в законную силу, его можно обжаловать в общем порядке в течение одного года с даты его принятия.

Дата, когда решение было вручено вам, значения не имеет.

Судебное обжалование

Обратите внимание, что срок на обжалование составляет три месяца. Датой, от которой нужно считать срок, будет:

Срок начнет течь на следующий день после вручения вам решения или после истечения срока на принятие решения по жалобе. Закончится он через три месяца в 24:00 того дня, который соответствует дате вручения. Если в месяце нет соответствующего числа, то последним днем будет последний день этого месяца. Если последний день срока подачи иска выпадет на выходной или праздник, то подать его можно не позднее ближайшего рабочего дня.

Через 10 рабочих дней после истечения этого срока инспекция должна принять решение. Если в ходе рассмотрения материалов проверки будут нужны дополнительные документы, руководитель инспекции может продлить срок их рассмотрения на месяц.

Если в ходе проверки будут назначены дополнительные мероприятия, то решение по материалам проверки должно быть принято не позднее 10 дней со дня их завершения (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам дополнительных мероприятий, то он может в течение 10 дней со дня их окончания подать письменные возражения (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Даже если налогоплательщик не подал свои возражения по акту, инспекция должна пригласить фирму на рассмотрение материалов проверки. Это даст ей возможность, если потребуется, устно представить свои возражения на выводы проверяющих (п. 2 ст. 101 НК РФ). Если же представителей организации на заседание не пригласили, это может стать основанием для отмены решения.

Плательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, может ознакомиться с решением по проверке и материалами налогового контроля. Такие документы разрешается осмотреть, снять с них копии или сделать выписки (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Решение о привлечении налогоплательщика к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения должно содержать обстоятельства совершенного налогового правонарушения, каким образом они были установлены в ходе налоговой проверки, ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие изложенное в решении, а также обстоятельства, отягчающие ответственность налогоплательщика.

В решении должны быть указаны статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за совершенные налоговые правонарушения, и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения об уплате санкций, недоимки по налогу, пеней, начисленных на дату вынесения решения за несвоевременную уплату налога.

Решение должно быть вручено в течение пяти дней со дня вынесения. Оно вступит в силу не сразу, а когда истечет один месяц со дня его вручения организации.

Это время можно использовать для того, чтобы обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе (п. 9 ст. 101 НК РФ). Управление рассмотрит жалобу в течение месяца со дня получения. Оно может отменить решение инспекции или утвердить его пол­ностью или частично. Решение инспекции по налоговой проверке вступит в силу только после вынесения «вышестоящего» вердикта.

Как оспорить результат камеральной проверки

Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется.  Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.

Если же в ходе проверки выявлены нарушения, то в течение 10 рабочих дней после ее завершения ИФНС должна составить акт. В следующие 5 рабочих дней этот документ необходимо вручить налогоплательщику лично, либо направить по ТКС или по почте (п. 1 и 5 ст. 100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями контролеров, он может в течение месяца подготовить возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Эти возражения вместе с подтверждающими документами, если таковые имеются, надо передать в ИФНС для приобщения к материалам проверки.

По истечении месяца, отведенного на подготовку возражений, руководитель инспекции или его заместитель назначит дату и время рассмотрения материалов проверки. Представитель налогоплательщика обязательно извещается об этом мероприятии. По итогам рассмотрения будет принято решение по камеральной проверке.

Данное решение вступит в силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляционном порядке в УФНС по субъекту РФ. В случае подачи такой жалобы, решение вступит в силу после ее рассмотрения (если, конечно, не будет отменено). Вступившее в силу решение по «камералке» можно обжаловать в ФНС или в судебном порядке (ст. 137 и ст. 138 НК РФ).

В заключение еще раз напомним, что камеральные проверки — часть текущей работы налоговых инспекций, в рамках которой проверяется правильность заполнения отчетности и формирования налоговых обязательств. При проведении «камералки» инспекторы обладают достаточно широкими полномочиями, а выявленные ошибки могут обернуться штрафами и доначислениями. Поэтому знание порядка проведения камеральной проверки, фиксации и обжалования ее результатов необходимо. Это поможет избежать необоснованных претензий со стороны ИФНС.

Алексей Крайнев, юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Материал предоставлен порталом «Бухонлайн»

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

У ФНС России большой объем сведений об имуществе и операциях налогоплательщиков. Налоговая проводит широкомасштабный камеральный контроль за полнотой уплатой налогов. Цель — подтолкнуть налогоплательщиков добровольно уточнить свои налоговые обязательства. Налогоплательщикам следует настроиться на постоянное взаимодействие с налоговыми органами по даче пояснений, связанных со своей деятельностью и деятельностью свих контрагентов. Для этого важно четко знать свои права и права налоговой инспекции при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.

Решение о принудительном взыскании

Решение о принудительном взыскании инспекция долж­на предъявить фирме в течение шести дней после того, как его вынесет (п. 3 ст. 46 НК РФ). На основании этого документа инспекция направит в банк, в котором открыт счет налогоплательщика, инкассовое поручение на списание нужной суммы. А банк должен исполнить это поручение в течение одного операционного дня.

Банк может списывать нужную сумму по мере прихода средств на счет налогоплательщика, если это не нарушает очередность платежей, установленную гражданским законодательством (п. 6 ст. 46 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *