Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная дружина

Общие положения

Добровольная пожарная дружина (ДПД) – это подразделение добровольной пожарной охраны, которое принимает участие в профилактике и тушении пожаров, а также проводит аварийно-спасательные работы. ДПД оснащено первичными средствами пожаротушения и мотопомпами, но не имеет пожарных автомобилей или специализированной техники.

Участие в организациях

Добровольные пожарные команды и дружины могут создаваться в рамках общественных учреждений пожарной охраны для участия в профилактике пожаров и аварийно-спасательных работ в организациях.

Обязанности работников ДПД

На работников ДПД возлагаются следующие обязанности:

  • Обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями.
  • Принимать участие в тушении пожаров и оказывать помощь пострадавшим.
  • Следовать графику дежурств и согласовывать его с руководством.
  • Соблюдать дисциплину и правила охраны труда.
  • Обеспечивать исправное состояние снаряжения и пожарного оборудования.
  • Выполнять распоряжения руководства.

Личный состав ДПД

Личный состав ДПД включает работников, которые занимают должности по штатному расписанию, а также добровольных пожарных. Добровольными пожарными могут быть физические лица старше 18 лет, готовые участвовать в профилактике и тушении пожаров.

Знаки отличия и форма одежды

Учредители общественных объединений пожарной охраны могут устанавливать знаки отличия и форму одежды для личного состава ДПД.


Статья подготовлена с использованием официальной информации о добровольных пожарных дружинах.

Права работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на:

  1. Защиту жизни и здоровья при исполнении обязанностей, связанных с деятельностью в добровольной пожарной команде или дружине.
  2. Возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при выполнении обязанностей в добровольной пожарной команде или дружине, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Информирование о нарушениях требований пожарной безопасности местных органов власти и (или) организаций, подчиненных Государственной противопожарной службе.
  4. Предложения по повышению уровня пожарной безопасности на территориях муниципальных образований и в организациях.

Обеспечение работников добровольной пожарной охраны

Работники и добровольные пожарные, участвующие в тушении пожаров, обеспечиваются индивидуальными средствами защиты и необходимым снаряжением в соответствии с требованиями федерального органа по пожарной безопасности.

Подготовка добровольных пожарных

Работники и добровольные пожарные без специального образования в области пожарной безопасности должны проходить профессиональное обучение и программы повышения квалификации, утвержденные федеральным органом по пожарной безопасности.

Обучение проводится в подразделениях пожарной охраны или учебных центрах, а также в других организациях, занимающихся образовательной деятельностью.

Обучение членов общественных организаций

Физические лица, входящие в органы территориального общественного самоуправления или созданные для решения социальных проблем в области пожарной безопасности, также проходят обучение на добровольной основе в общественных организациях пожарной охраны.

Система добровольных пожарных организаций: подсистема пожарной охраны

Система добровольных пожарных организаций является подсистемой общей системы пожарной охраны, и ее деятельность тесно переплетается с деятельностью профессиональной пожарной охраны, взаимно дополняя друг друга.

Единая система для борьбы с пожарами

Обе формы пожарной охраны взаимно связаны, объединены общими целями и направлены на предотвращение пожаров и спасение жизней.

Микеев А.К. в своей книге Добровольная пожарная охрана (1987) подчеркивает важность совместной работы профессиональной и добровольной пожарной охраны.

Законодательство и изменения

В соответствии с законодательством, вносятся изменения в процедуры и обеспечение работников обеих форм пожарной охраны. Приказ МЧС России от 1 ноября 2023 года вносит изменения в порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты и снаряжением пожарных.

  1. Изменения в порядок обеспечения

    Внести изменения в Порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров.

  2. Дата вступления в силу

    Новый приказ начнет свое действие с 1 февраля 2024 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2023 года. Регистрационный номер: 76301. Приложение к приказу МЧС России от 1 ноября 2023 года, № 1128.

Изменения в Порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны


Изменения, вносимые в Порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, утвержденный приказом МЧС России от 4 апреля 2012 г. N 170


Пункт 2

Пункт 2 изложить в следующей редакции:

  1. Средства индивидуальной защиты пожарных и снаряжение пожарных подлежат обязательной сертификации в соответствии с пунктом 93 технического регламента Евразийского экономического союза О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (ТР ЕАЭС 043/2017) (далее – ТР ЕАЭС 043/2017).

Применение (эксплуатация), техническое обслуживание и ремонт средств индивидуальной защиты пожарных и снаряжения пожарных проводятся в соответствии с инструкциями (руководствами) по эксплуатации заводов-изготовителей и требованиями, предъявляемыми к ним в соответствии с разделом V ТР ЕАЭС 043/2017.

Дополнение к пункту 2

Дополнить сноской 1 к абзацу первому пункта 2 следующего содержания:

Принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40, являющегося обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе.

Изменение в пункте 3

В пункте 3 слова учредителя (учредителей) заменить словами организаций, которые создают добровольные пожарные подразделения.

Изменения в пункте 7

  • Исключить слово первоначальной из абзаца первого
  • В третьем абзаце после слов (добровольного пожарного) из добавить слово сводного.

Изменение в пункте 9

После слов (добровольного пожарного) из дополнить словом сводного.


Обзор документа

Уточнено, что средства индивидуальной защиты пожарных и снаряжение пожарных подлежат обязательной сертификации в соответствии с техрегламентом ЕАЭС о требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (ТР ЕАЭС 043/2017).

Материально-техническое обеспечение деятельности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных возложено на организации, которые создают добровольные пожарные подразделения.


Добровольная пожарная охрана

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 сентября 2023 года; проверки требует 1 правка.

В мае 2011 года Президентом Российской Федерации был подписан федеральный закон № 100-ФЗ О добровольной пожарной охране, который определил новое правовое поле для создания подразделений добровольной пожарной охраны.

Закон является достаточно новационным в системе российского законодательства. Помимо того, что основной его целью является обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и организаций, он определяет порядок развития волонтерства в рассматриваемой области. По пути развития волонтерства в вопросах безопасности давно уже идут все развитые европейские страны, где данное движение приобрело массовый характер и доказало свою эффективность на практике.

Для законодательства в области пожарной безопасности Закон является своеобразной новеллой, так как отходит от традиционного регулирования властных правоотношений со смещением акцентов в сторону институтов гражданского общества. Законом предполагается широкое вовлечение общественности в организацию деятельности добровольной пожарной охраны при активном участии в данной деятельности представителей публичной власти всех уровней.

Актуальность федерального закона состоит в том, что он призван решить жизненно-важную проблему по защите населенных пунктов подразделениями пожарной охраны. Исторический опыт России по борьбе с пожарами, опыт зарубежных стран говорит о том, что наиболее рациональным способом решения этой проблемы является развитие добровольной пожарной охраны, основной задачей которой как раз является участие в тушении пожаров в этих неприкрытых подразделениями государственной противопожарной службы населенных пунктах.

Проблемы в законодательном регулировании ДПО

В качестве примеров проблем с ФЗ-100 указываются вопросы:

Тренировки объектовой добровольной пожарной охраны — аварийно-спасательных формирований Балаковской АЭС

К 1917 году в составе Императорского Российского пожарного общества (ИРПО) насчитывалось 3600 организаций: городских добровольных пожарных обществ – 952, городских добровольных пожарных дружин – 1377, фабрично-заводских пожарных обществ и дружин – 960, других пожарных организаций – 261. В ИРПО было зарегистрировано более 1400 сельских пожарных обозов. Число действительных членов составляло свыше 400 тыс. человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *