Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст. 966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143) следующие изменения и дополнения:
1. В тексте Закона слова “Госстандарт России” в соответствующих падежах заменить словами “специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации” в соответствующих падежах, слова “государственные органы управления Российской Федерации” и “государственные органы управления” в соответствующих падежах и числе заменить словами “федеральные органы исполнительной власти” в соответствующих падежах и числе; в статье 6 слова “Министерства внутренних дел Российской Федерации” заменить словами “федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел”, слова “с федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации” заменить словами “со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации”; в статье 14 слова “органом Российской Федерации”, в статье 20 слова “органы государственного управления” заменить словами “федеральные органы исполнительной власти” в соответствующих падежах и числе; в статье 14 слова “Государственным таможенным комитетом Российской Федерации” заменить словами “федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу”; в статье 16 слова “Министерством финансов Российской Федерации” заменить словами “федеральным органом исполнительной власти в области финансов”.
2. В статье 1:
часть первую изложить в следующей редакции:
“Сертификация продукции (далее – сертификация) – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.”;
в абзаце втором части второй слова “предприятий, учреждений,” исключить.
3. В статье 4:
в названии статьи слова “Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации” заменить словами “специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации”;
абзац первый изложить в следующей редакции:
“Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом:”.
4. В статье 5:
в пункте 1:
в абзаце первом слова “предприятиями, учреждениями и” исключить;
в абзаце втором слова “предприятия, учреждения и” исключить.
5. В статье 7:
пункт 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
“При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.”;
дополнить новым пунктом 4 следующего содержания:
“4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.
Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.”;
пункт 4 считать пунктом 5.
6. Часть вторую статьи 8 изложить в следующей редакции:
“Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.”.
7. В статье 9 абзац одиннадцатый исключить.
8. В статье 11:
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
“проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;”;
абзац второй считать абзацем третьим;
дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
“осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;”.
9. В статье 12 слова “соответствующей системой сертификации” исключить.
10. В статье 13:
абзац второй дополнить словами “, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке”;
в абзаце четвертом слово “сертификации” заменить словами “сертификате или декларации о соответствии”;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
“приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;”.
11. Пункт 2 статьи 14 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
“В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации.”.
12. Статьи 17 и 18 изложить в следующей редакции:
“Статья 17. Добровольная сертификация
1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Статья 18. Организация добровольной сертификации
1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.
Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;
приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.
2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.
3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.”.
Обязательная
сертификация
является формой государственного
контроля за безопасностью продукции,
процессов ЖЦП и распространяется на
продукцию, процессы ЖЦП, связанные с
обеспечением безопасности жизни,
здоровья, имущества и окружающей среды.
Обязательная
сертификация
осуществляется лишь в случаях,
предусмотренных законодательными
актами РФ, т.е. законами и постановлениями
Правительства РФ.
В
соответствии со ст. 7 Закона о защите
прав потребителей Правительством РФ
утверждаются Перечни
продукции, подлежащей
обязательному подтверждению соответствия.
На
основании этих Перечней разрабатывается
и вводится в действие Номенклатура
продукции,
в отношении которой законодательными
актами РФ предусмотрено ее обязательное
подтверждение соответствия.
Добровольная
сертификация
проводится в соответствии с ФЗ о
техническом регулировании по инициативе
заявителей (изготовителей, поставщиков,
исполнителей услуг) в целях подтверждения
соответствия продукции, работ, услуг
национальным стандартам, СТО, условиям
договоров.
Добровольная
сертификация проводится на условиях
договора между заявителем (первой
стороной) и органом по сертификации
(третьей стороной).
В
России в
настоящее время преобладает
обязательная сертификация, за рубежом
– добровольная.
Наметившаяся
тенденция сокращения номенклатуры
продукции, подлежащей обязательной
сертификации, будет способствовать
расширению добровольной сертификации
и декларирования.
Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации
Системы
добровольной сертификации
предназначены для подтверждения
соответствия отечественной и импортной
продукции всем
требованиям государственных
стандартов, а также международных,
региональных и национальных стандартов
других стран, указанных заявителем.
В
выданном сертификате дается вся
информация не только о
безопасности продукции,
но и обо всех
ее потребительских свойствах.
Поэтому
для покупателя именно добровольная
система сертификации является более
информативной, чем обязательная Система
ГОСТ Р.
В
отличие от обязательной
сертификации,
подтверждающей только требования
безопасности, добровольная
сертификация
решает более широкий круг задач, в
частности:
- подтверждение
соответствия системы качества организации
требованиям ИСО 9000 (УГНТУ
имеет сертификат соответствия); - подтверждение
соответствия системы управления
окружающей средой требованиям ИСО
14000;
2.
Порядок сертификации продукции
Добровольная
сертификация
проводится в соответствии с Законом РФ
«О сертификации продукции и услуг» по
инициативе заявителей (изготовителей,
продавцов, исполнителей) в целях
подтверждения соответствия продукции
(услуг) требованиям стандартов,
технических условий, рецептур и других
документов, определяемых заявителем.
Добровольная
сертификация проводится на условиях
договора между заявителем и органом
по сертификации. Добровольная
сертификация продукции, подлежащей
обязательной сертификации, не может
заменить обязательную сертификацию
такой продукции.
Тем
не менее по продукции, прошедшей
обязательную сертификацию, могут
проверяться в рамках добровольной
сертификации требования, дополняющие
обязательные. Допустим, при анализе
зубных паст может быть проверена
эффективность их
действия, при проверке телевизоров
некоторых зарубежных моделей — наличие
благоприятного биологического
воздействия, которые они якобы
(согласно рекламным проспектам) оказывают
на человека.
На
1 января 2000 г. в России было зарегистрировано
104 системы добровольной сертификации.
Примерами
систем добровольной сертификации могут
быть:
Система
стоимостной оценки автотранспортных
средств (СЕРТОЦАТ), разработанная
Министерством автомобильного транспорта
РФ;
Система
сертификации экологического
агропроизводства (ЭкоНива), разработанная
АОЗТ «ЭкоНива»;
Система
сертификации санаторно-оздоровительных
услуг, разработанная Центром сертификации
Центрального региона (ЦСЦР).
Сравнительная
характеристика обязательной и
добровольной сертификации представлена
в табл. 1.
В
России в настоящее время преобладает
обязательная сертификация, за рубежом
— добровольная. В условиях развитой
рыночной экономики проведение добровольной
сертификации становится условием
преодоления торговых барьеров, так как,
повышая конкурентоспособность, она
фактически обеспечивает производителю
место на рынке. Например, во Франции
добровольная сертификация проводится
на соответствие стандартам Франции
«NF».
По ее результатам продукция маркируется
знаком NF. Продукция, не маркированная
этим знаком, не пользуется спросом.
Именно поэтому около 75% продукции
французских фирм проходит через
добровольную сертификацию.
В
России кровно заинтересованы в
добровольной сертификации продукции
лишь российские экспортеры. По мере
ужесточения конкуренции на рынке
будет возрастать потребность в
добровольной сертификации.
Участники обязательной сертификации
Участниками
сертификации являются изготовители
продукции и исполнители услуг (первая
сторона), заказчики — продавцы (первая
либо вторая сторона), а также организации,
представляющие третью сторону, —
органы по сертификации, испытательные
лаборатории (центры), специально
уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти.
Основные
участники — заявители, органы по
сертификации (далее — ОС) и испытательные
лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют
в процедуре сертификации каждого
конкретного объекта на всех этапах этой
процедуры.
Изготовители
(продавцы, исполнители)
при
проведении сертификации обязаны:
реализовывать
продукцию, исполнять услугу только при
наличии сертификата, выданного или
признанного уполномоченным на то
органом или декларации о соответствии
(принятой в установленном порядке);
обеспечивать
соответствие реализуемой продукции
(услуги) требованиям НД, на соответствие
которым она была сертифицирована, и
маркирование ее знаком соответствия;
указывать
в сопроводительной технической
документации сведения о сертификате
или декларации о соответствии и НД,
которым она должна соответствовать, и
обеспечивать доведение этой информации
до потребителя (покупателя, заказчика);
обеспечивать
беспрепятственное выполнение своих
полномочий должностными лицами ОС
и должностными лицами, осуществляющими
контроль за сертифицированной продукцией
(услугой);
приостанавливать
или прекращать реализацию продукции
(предоставление услуг): если она не
отвечает требованиям НД;
после
истечения срока действия сертификата;
в случае приостановки его действия
или отмены решением ОС; по истечении
срока действия декларации о
соответствии; по истечении срока
годности или срока службы продукции;
извещать
ОС о тех изменениях, которые влияют на
характеристики, проверяемые при
сертификации.
Орган
по сертификации
выполняет следующие функции:
сертифицирует
продукцию (услуги), выдает сертификат
и лицензии на применение знака
соответствия;
осуществляет
инспекционный контроль за сертифицированной
продукцией (услугой);
приостанавливает
либо отменяет действие выданных им
сертификатов;
представляет
заявителю необходимую информацию.
ОС
несет ответственность за обоснованность
и правильность выдачи сертификата
соответствия, за соблюдение правил
сертификации.
Аккредитованные
испытательные лаборатории (ИЛ)
осуществляют испытания конкретной
продукции или конкретные виды испытании
и выдают протоколы испытании для целей
сертификации.
ИЛ
несет ответственность за соответствие
проведенных ею сертификационных
испытаний требованиям НД, а также за
достоверность и объективность
результатов.
Если
орган по сертификации аккредитован как
ИЛ, то его именуют сертификационным
центром. Так, в стране широко известна
деятельность Российского центра
испытаний и сертификации «Ростест—
Москва».
Для
организации и координации работ в
системах сертификации однородной
продукции или группы услуг создаются
центральные
органы систем сертификации (ЦОС).
Например,
Департамент маркетинга потребительского
рынка Министерства торговли Российской
Федерации выполняет функции ЦОС услуг
общественного питания и услуг розничной
торговли. Функции ЦОС в системе
сертификации систем качества и
производства выполняет Технический
центр Регистра систем качества,
действующий в структуре Госстандарта
России. Функции ЦОС по добровольной
сертификации на соответствие
требований государственных стандартов
в Системе сертификации ГОСТ Р возложены
на ВНИИ сертификации.
В
обязанности ЦОС входит:
организация,
координация работы и установление
правил процедуры в возглавляемой системе
сертификации;
рассмотрение
апелляций заявителей по поводу действия
ОС,
ИЛ
(центров).
Специально
уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти в области
сертификации
(в России — Госстандарт) выполняет
следующие функции:
формирует
и реализует государственную политику
в области сертификации, устанавливает
общие правила и рекомендации по проведению
сертификации на территории Российской
Федерации и опубликовывает официальную
информацию о них;
проводит
государственную регистрацию систем
сертификации и знаков соответствия,
действующих в Российской Федерации;
опубликовывает
официальную информацию о действующих
в Российской Федерации системах
сертификации и знаках соответствия
и представляет ее в установленном
порядке в международные (региональные)
организации по сертификации; готовит
в установленном порядке предложения о
присоединении к международным
(региональным) системам сертификации,
а также может в установленном порядке
заключать соглашения с международными
(региональными) организациями о взаимном
признании результатов сертификации;
представляет
в установленном порядке Российскую
Федерацию в международных (региональных)
организациях по вопросам сертификации
и как национальный орган Российской
Федерации по сертификации осуществляет
межотраслевую координацию в области
сертификации.
Главным
участником работ по сертификации
является эксперт —
лицо, аттестованное на право проведения
одного или нескольких видов работ в
области сертификации. От его знаний,
опыта, личных качеств, т.е. компетентности,
зависят объективность и достоверность
решения о возможности выдачи сертификата.
В
работах по сертификации участвует ряд
федеральных органов исполнительной
власти. Госстандарт как национальный
орган по сертификации осуществляет
координацию их деятельности в этом
направлении. Координация, как правило,
проводится в форме соглашения, в
котором регламентируются выбор системы
сертификации, объекты сертификации,
выбор аккредитующего органа и пр.
В
соответствии с соглашением федеральный
орган может:
1)
проводить сертификацию вне системы
ГОСТ Р по своим правилам с выдачей
соответствующих сертификатов и знаков
соответствия;
2) входить в
систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность
в полном соответствии с ее правилами.
Добровольный сертификат
Что такое добровольный сертификат
Добровольный сертификат – документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям стандартов, технических условий и других документов по выбору заявителя. Как следует из названия – не обязателен для оформления.
Добровольный сертификат можно оформить на любую продукцию.
Цель добровольной сертификации
Основной целью добровольной системы сертификации является обеспечение конкурентоспособности продукции (работ, услуг).
Добровольная сертификация помогает участвовать в выставках, тендерах, государственных конкурсах продукции, работе СРО. При участии во всем этом, подтверждение соответствия стандартам требуется в обязательном порядке. Добровольные сертификаты повышают имидж предприятия, убеждая заинтересованных в его работе лиц в том, что руководство стремится соответствовать самым высоким стандартам качества, безопасности, надежности.
Добровольная сертификация не является заменой обязательной, а может проводиться в качестве дополнительной оценки качественных характеристик продукции.
Системы добровольной сертификации
26 декабря 2019 г. был принят и вступил в силу приказ Росстандарта № 3358, которым отменено действие отдельных систем добровольной сертификации, включая наиболее известную систему сертификации ГОСТ Р: Система добровольной сертификации продукции Госстандарта России (регистрационный № РОСС RU.0001.03ДО00 от 27 ноября 2000 г.).
Сейчас аналогичной системой добровольной сертификации продукции стала система «Национальная система сертификации», которая в конце 2020 г. перешла от управления Росстандартом в ведомство ФГУП «Стандартинформ».
Полный список систем добровольной сертификации указан в соответствующем разделе на сайте Росстандарта.
Добровольная сертификация
Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Правила проведения добровольной сертификации не отличаются от правил, установленных для обязательной сертификации: подается заявка, выбирается схема (кроме схемы 9), в зависимости от схемы предоставляются документы и образцы продукции для испытаний. На основании испытаний принимается решение о соответствии или несоответствии указанным требованиям и решение о выдаче сертификата.
Правила по проведению добровольной сертификации продукции (работ, услуг) на соответствие требованиям государственных стандартов определены в ГОСТ 54659-2011, который утвержден Росстандартом от 13 декабря 2011 г. и переиздан в 2019 г.
Для добровольного сертификата существует отдельный бланк и знак соответствия, которым можно маркировать товарную упаковку только в случае прохождения процедуры сертификации.
Знак добровольной сертификация
В каждой системе добровольной сертификации установлены свои изображения знаков соответствия.
Знаком добровольной сертификации «Национальная система сертификации» является знак РСТ (такой же, какой и был в системе ГОСТ Р). Знак ставится на товаре, прошедшем добровольную сертификацию. От знака РСТ для обязательной процедуры он отличается надписью «добровольная сертификация», нанесенной по контуру.