добровольная сертификация продукции постановление

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона “О техническом регулировании” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

2. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 “Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации” следующие изменения:

в пункте 9 цифры “470,” исключить;

пункт 11 после слова “пункты” дополнить цифрами “470,”.

3. Установить, что:

сертификаты соответствия и декларации о соответствии в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 “Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии”, выданные (принятые) до дня вступления в силу настоящего постановления, считаются действительными до окончания срока, установленного в них в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не позднее 1 сентября 2025 г.;

со дня вступления в силу настоящего постановления не допускается выдача сертификатов соответствия или принятие деклараций о соответствии продукции, указанной в абзаце втором настоящего пункта;

до 1 сентября 2025 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территории Российской Федерации продукции, указанной в абзаце втором настоящего пункта, соответствующей обязательным требованиям национальных стандартов, соответствие которой подтверждено действительными сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, выданными (принятыми) по результатам обязательного подтверждения соответствия такой продукции;

до 1 сентября 2023 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территории Российской Федерации продукции без документов об обязательном подтверждении соответствия продукции и без маркировки знаком обращения на рынке в отношении продукции, которая не подлежала обязательному подтверждению соответствия до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии организовать:

в 2-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления размещение на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, в том числе в форме открытых данных, единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденных настоящим постановлением (далее – единые перечни продукции), а также перечня национальных стандартов, ссылки на которые содержатся в единых перечнях продукции;

ревизию и в необходимых случаях пересмотр и (или) актуализацию национальных стандартов с даты включения таких стандартов в единые перечни продукции не реже чем один раз в 5 лет;

информирование Правительства Российской Федерации не менее чем за один год о планируемых изменениях национального стандарта либо о планируемой отмене национального стандарта, который включен в единые перечни продукции.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации организовать внесение изменений в единые перечни продукции в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными пунктом 6 настоящего постановления, включая изменения в случае отмены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии национальных стандартов, устанавливающих обязательные требования к продукции, включенной в единые перечни продукции, и (или) правила и методы исследований (испытаний) и измерений такой продукции при проведении процедур обязательного подтверждения соответствия.

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации утвердить до 1 сентября 2023 г. методические рекомендации по разработке предложений по уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

7. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г., за исключением:

пунктов 2, 4, 5 и 6 настоящего постановления, которые вступают в силу со дня его официального опубликования;

пунктов 5.2 – 5.4, 5.6 – 5.8, разделов 6 и 7, пунктов 15.2, 15.21, 15.26, 15.32 – 15.36, 16.2 – 16.7, 16.12, 17.3, 17.5, 17.14, 21.1, 21.2 и разделов 22 – 26 единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и подпунктов 1.1.1 – 1.1.3, пунктов 1.2, 1.4, 7.1, 10.6 и 10.7 и разделов 65 и 66 единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, которые вступают в силу с 1 сентября 2023 г.

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 декабря 2021 г. N 2425

Единый переченьпродукции, подлежащей обязательной сертификации

Наименование кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 “Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза”, в редакции, вводимой в действие с 1 января 2022 г. в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 июня 2021 г. N 70 “О признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской экономической комиссии”.

Требования по сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц распространяются на субъекты электроэнергетики, владеющие на законном основании распределительными сетями и иными объектами электросетевого хозяйства.

До утверждения соответствующих документов по стандартизации применяются требования, установленные Федеральным законом “Об оружии”.

До 1 сентября 2022 г. допускается применение межгосударственного стандарта ГОСТ 31108-2016 “Цементы общестроительные. Технические условия”, введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1361-ст “О введении в действие межгосударственного стандарта”.

Единый переченьпродукции, подлежащей декларированию соответствия

Наименование кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 “Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза”, в редакции, вводимой в действие с 1 января 2022 г. в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 июня 2021 г. N 70 “О признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской экономической комиссии”.

С 1 сентября 2022 г. декларация о соответствии такой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром). По желанию заявителя (физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия) декларирование соответствия может быть заменено сертификацией по схемам сертификации, эквивалентным схемам декларирования соответствия, предусмотренным к такой продукции.

До 1 марта 2023 г. допускается для целей обязательного подтверждения соответствия применение национального стандарта ГОСТ 23166-99 “Блоки оконные. Общие технические условия”, введенного в действие с 1 января 2001 г. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 6 мая 2000 г. N 41 “О введении в действие межгосударственного стандарта “Блоки оконные. Общие технические условия”.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 “Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия”, введенный в действие с 1 ноября 2021 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 г. N 398-ст “О введении в действие межгосударственного стандарта” для целей обязательного подтверждения соответствия применяется с 1 марта 2023 г.

1. Требования по сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц распространяются на субъекты электроэнергетики, владеющие на законном основании распределительными сетями и иными объектами электросетевого хозяйства.

2. До утверждения и включения национальных стандартов Российской Федерации в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, применяются методики (методы) измерений, аттестованные в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений.

3. В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 30 января 2004 г. N 4 “О национальных стандартах Российской Федерации” (зарегистрирован в Минюсте России 13 февраля 2004 г. N 5546) государственные стандарты и межгосударственные стандарты, принятые Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии до 1 июля 2003 г., признаны национальными стандартами Российской Федерации.

Правительство РФ обновило единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, декларированию соответствия.

Сертификаты и декларации в отношении включенной в ранее изданные перечни продукции, которые выданы и приняты до введения новых перечней, считаются действительными до окончания срока, установленного в них в течение срока годности или срока службы продукции, но не позднее 1 сентября 2025 г.

До указанной даты допускаются производство и выпуск в обращение на территории России продукции по прежним перечням, отвечающей обязательным требованиям национальных стандартов, соответствие которой подтверждено действительными сертификатами соответствия или декларациями о соответствии.

До 1 сентября 2023 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территории России продукции без документов об обязательном подтверждении соответствия продукции и без маркировки знаком обращения на рынке в отношении продукции, которая не подлежала обязательному подтверждению соответствия до введения новых перечней.

Прежние перечни признаются утратившими силу.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. (за исключением отдельных положений) и действует до 1 сентября 2028 г.

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2425 “Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Пункты 2, 4, 5 и 6 настоящего постановления вступают в силу с 30 декабря 2021 г.;

Пункты 5.2 – 5.4, 5.6 – 5.8, разделы 6 и 7, пункты 15.2, 15.21, 15.26, 15.32 – 15.36, 16.2 – 16.7, 16.12, 17.3, 17.5, 17.14, 21.1, 21.2 и разделы 22 – 26 единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и подпункты 1.1.1 – 1.1.3, пункты 1.2, 1.4, 7.1, 10.6 и 10.7 и разделы 65 и 66 единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, вступают в силу с 1 сентября 2023 г.

Текст постановления опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2021 г. N 0001202112300200, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2022 г. N 1 (часть I, II) ст. 136

Отзывы о мероприятии

С 01.09.2022 вступило в силу постановление Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425, в связи с чем производителей и поставщиков ожидают важные изменения, о которых на вебинаре Академии РОСТЕСТ рассказали эксперты Елена Нечаева, Наталья Шереметьева и Алексей Гудович.

Елена Нечаева проинформировала аудиторию об изменениях правил декларирования и сертификации, а также правил применения кодов идентификации продукции в переходный период.

Новое постановление № 2425 пришло на смену постановлению № 982 и действует с 01.09.2022 по 01.09.2028.

В настоящий момент декларирование и сертификация на соответствие требованиям национального законодательства осуществляется по правилам, описанным в постановлении Правительства от 19.06.2021 № 936 (с изменениями от 12.03.2022) «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными».

Документы, выданные согласно ПП № 982 до 01.09.2022, действительны до 01.09.2025 либо до окончания срока годности/службы задекларированной продукции. В случае внесения изменений в технологическую цепочку и/или рецептуру поставщику продукции необходимо получить новую документацию — уже согласно ПП № 2425.

Продукция, впервые включенная в новый перечень ПП № 2425, но введенная в оборот ранее без маркировки, может находиться в обращении до 01.09.2023. Однако декларировать или сертифицировать данную продукцию можно начинать уже с 1 сентября нынешнего года. Спикер добавила, что это выбор, на который могут также повлиять рекомендации и требования таможенных служб и Роспотребнадзора.

Форма сертификатов и деклараций регулируется приказом Минпромторга России от 27.05.2021 № 1934 «Об утверждении форм сертификата соответствия и декларации о соответствии и составов сведений, содержащихся в них», и она отличается от формы соответствия техническим регламентам.

В новом документе идентификатором продукции является код ТН ВЭД ЕАЭС (ранее использовался код ОКП/ОКПД-2). Заметим, что действующие на данный момент формы декларации и сертификата содержат в себе как коды ТН ВЭД ЕАЭС, так и коды ОКПД-2. Необходимо учитывать этот параметр при регистрации того или иного документа, особенно если речь идет об импортной продукции.

В новом постановлении содержатся также документы, которые устанавливают не только требования, но и методы исследований (испытаний) и измерений. Этот момент Елена отметила как положительный.

Особое внимание в рамках мероприятия эксперты уделили процедуре оценки соответствия.

Оценка соответствия продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и в единый перечень продукции, подлежащей декларированию, проводится в соответствии с правилами, установленными в постановлении Правительства РФ от 24.07.2021 № 1265 «Об утверждении Правил обязательного подтверждения соответствия продукции, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании»».

Согласно правилам, при декларировании соответствия необходимо руководствоваться схемами по национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 54008—2010 «Оценка соответствия. Схемы декларирования соответствия», если иное не установлено документами по стандартизации, разработанными для конкретной продукции и включенными в перечень приложения к постановлению № 1265.

Важно, что с 01.01.2023 взамен ГОСТ Р 54008—2010 вступит в силу ГОСТ Р 54008—2022 «Оценка соответствия. Схемы декларирования соответствия». Обновленный стандарт разработан с учетом положения о типовых схемах, утвержденных решением Совета ЕЭК № 44 от 2018 года.

Предложенные в нем положения, элементы типовых схем декларирования аналогичны схемам, применяемым в рамках декларирования для целей оценки соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза.

ГОСТ Р 54008—2022 имеет право досрочного применения с 01.06.2022. Таким образом, на момент вступления в силу постановления № 2425 у заявителей есть выбор в части применения схем декларирования по одному из вышеперечисленных стандартов.

Переходный период также наблюдается и в части применения стандартов, устанавливающих схемы оценки соответствия в форме сертификации. В настоящее время действует ГОСТ 53603—2009 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации».

Вступление в силу ГОСТ 53603—2020 ожидается 01.01.2023, но уже сейчас он может применяться досрочно. Данный стандарт учитывает положения о типовых схемах, утвержденных решением Совета ЕЭК № 44, и устанавливает такие типовые схемы, которыми необходимо руководствоваться не только при осуществлении обязательной сертификации на национальном уровне, но и при добровольной сертификации.

К новшествам относится также и то, что для отдельных видов продукции по желанию заявителя декларирование можно заменить сертификацией по схемам, эквивалентным схемам декларирования.

Напомним, что сертификация — это оценка третьей стороной соответствия продукции обязательным требованиям, включающая проведение анализа состояния производства, периодические испытания сертифицированной продукции.

Таким образом, возможность замены декларирования на сертификацию позволит обеспечить высокую степень доверия со стороны потребителей к сертифицируемой продукции.

Алексей Гудович отметил, что новый документ более удобен в применении, чем предыдущий, однако и в нем содержатся некоторые несовершенства. Так, для некоторых видов продукции, указанных в ПП № 2425, стандарты соответствия являются уже устаревшими (например, для аккумуляторных батарей и первичных источников тока).

«Готовый к употреблению документ может гораздо быстрее устаревать и терять актуальность, чем общее руководство к действию», — заметил спикер. Поэтому ГОСТ Р 53603—2020, который был обновлен для нового перечня ПП № 2425, нуждается в изменениях, и сейчас обсуждается вопрос о внесении в него правок и дополнений. Возможно, с этим связаны и переносы сроков его вступления в силу.

Спикер акцентировал внимание на особенно важных и значимых изменениях в новом перечне, которые касаются конкретных видов продукции и способов оценки ее соответствия.

Часть продукции, подлежащей исключительно декларированию, осталась в этом же качестве в новом перечне ПП № 2425, а именно:

Вновь включенная в ПП № 2425 продукция, подлежащая декларированию:

Из списка ранее подлежащей декларированию продукции исчезли:

Из списка продукции, ранее подлежащей сертификации, оказались исключены изделия из латексов и клеев, а также вся продукция для железнодорожной отрасли.

Вновь включенная в ПП № 2425 продукция, подлежащая сертификации:

Из представленного списка новых позиций видно, что к сертифицируемой в обязательном порядке продукции предъявляются более высокие требования по безопасности, чем к той, которая подлежит декларированию.

По словам спикеров, наиболее ожидаемое нововведение ПП № 2425 — это появление в нем никотинсодержащей продукции, которая подлежит декларированию. Ранее на эту продукцию не было предусмотрено получение разрешительного документа, требовался только протокол исследования о содержании никотина.

Сегодня ситуация изменилась. В данный момент системы нагревания табака (собственно, устройства) подпадают под действие ТР ТС 020/2011, поэтому продавцу и производителю будет необходимо получить два документа. « Важно, что в лаборатории РОСТЕСТа возможно провести испытания и оценку на соответствие такой продукции требованиям, предусмотренным ГОСТ Р 58109—2018, и у нас уже накоплен достаточный опыт в этой области», — подчеркнула Елена Нечаева.

Алексей отметил, что спорным моментом ПП № 2425 является вопрос об оценке шаровых кранов из латуни. Запорная арматура присутствует в ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и подлежит декларированию. В перечне такая продукция фигурирует как изделия промышленного назначения.

Между тем национальный ГОСТ Р 59553—2021 предполагает, что краны шаровые из латуни должны проходить обязательную сертификацию и к ним предъявляется достаточно много требований. Как утверждает Алексей, такой тип продукции довольно редко декларируется в соответствии с ТР ТС 010/2011, хотя и включен в него. На данный момент шаровые латунные краны будут проходить сертификацию согласно ПП № 2425, и здесь спикер усматривает некое противоречие.

Для оценки другой категории подобной продукции — арматуры смесительной санитарно-технической водоразборной (смесителей и кранов) — появился отсутствовавший ранее специализированный стандарт (ГОСТ 19681—2016), по которому данная продукция будет проходить оценку для декларирования.

Эксперты рекомендовали обратить внимание на обязательные требования ко многим видам продукции, которые существенно расширятся с 01.09.2022.

Например, список обязательных требований для посуды из коррозионностойкой стали (ГОСТ 27002—2020), посуды алюминиевой штампованной (ГОСТ 17151—2019), средств моющих порошкообразных, удобрений минеральных (ГОСТ Р 51520—99) расширился практически в два раза. Многие требования конкретизированы и детализированы, определены методы испытаний и измерений. Для всех перечисленных групп продукции возможна замена декларирования на сертификацию.

Большое внимание эксперты уделили кормам для непродуктивных животных, которые с 01.09.2022 будут оцениваться по новому стандарту. Елена Нечаева подчеркнула, что ГОСТ Р 55453—2013 отменен с 01.07.2022 и заменен на ГОСТ Р 55453—2022 с учетом новых требований к маркировке, которые, в свою очередь, отсылают к ГОСТ Р 55984—2014 «Корма для непродуктивных животных. Маркировка».

Таким образом, этот новый стандарт должен стать буквально настольной книгой для всех, кто занимается производством и продажей кормов для домашних питомцев. Важно, что в связи с требованиями нового стандарта вводятся обязательные испытания (в том числе по органолептическим показателям и показателям питательной ценности), которые будет необходимо проводить в аккредитованной лаборатории.

В этой связи спикеры упомянули о возможностях РОСТЕСТа как независимого и аккредитованного в национальной системе аккредитации органа инспекции, специалисты которого квалифицированно консультируют заявителей по вопросам ввоза продукции, отбора образцов для испытаний и регистрации деклараций и сертификатов.

Фото предоставлено фотобанком “Лори”.

Что такое добровольная сертификация и зачем она нужна?

Разделяют две формы оценки соответствия продукции: обязательную и добровольную. Обязательное подтверждение соответствия регулируется законодательством и контролируется надзорными органами. Не допускается выпуск в обращение продукции без предварительной обязательной оценки соответствия. Например, пищевая продукция в обязательном порядке перед выпуском в обращение проходит процедуру декларирования, ветеринарно-санитарной экспертизы или государственной регистрации в зависимости от вида и назначения продукции.

Добровольная сертификация – это инструмент более высокого уровня. Новая планка для компаний. Добровольная сертификация не заменяет обязательную оценку соответствия, но эффективно дополняет ее. Добровольно – значит лучше! Добровольная сертификация позволяет показать, что продукция не просто безопасная, но еще и качественная, т. е. подтверждены дополнительные характеристики продукции, отвечающие за органолептические, физико-химические и другие свойства продукции, непосредственно влияющие на ее потребительские свойства. Если говорить о добровольной сертификации систем менеджмента, то здесь конечный потребитель получает информацию о том, что процесс производства организован таким образом, что позволяет постоянно и неизменно выпускать продукцию заданных характеристик, а значит, быть уверенным в качестве и безопасности продукции.

Документы, на соответствие которым проводится оценка  в рамках добровольной сертификации, могут быть разными: стандарты, техническая документация, условия коммерческих договоров, нормативные документы предприятия и любые другие документы, в которых будет заинтересованность компании-заявителя на сертификацию. Добровольная сертификация проводится третьей стороной – органом по сертификации. Компетентность органа по сертификации во многом определяет ценность добровольного сертификата. Добровольная сертификация – мощный маркетинговый инструмент, сертификат можно использовать в рекламных целях. В этом случае имя органа по сертификации, выдавшего сертификат, будет работать на имидж продукции.

Как выбрать орган по сертификации для осуществления добровольной сертификации, по каким критериям?

Прежде всего нужно определиться, какая система добровольной сертификации необходима для решения поставленной задачи. Существуют системы, круг участников которых ограничен. Так, например, в Национальной системе сертификации (НСС), учредителем которой является Росстандарт, участники – только подведомственные Росстандарту организации. Такой подход позволяет четко отслеживать результаты работы аккредитованных в системе организаций, а значит, быть уверенным в качестве проводимых работ. К слову сказать, для того чтобы быть участником НСС, необходимо быть еще и аккредитованным лицом в национальной системе аккредитации. Это значит, что такое лицо прошло аккредитацию, то есть подтвердило свою компетентность федеральной системе аккредитации.

Как это можно проверить?

Орган по сертификации должен быть включен в реестр аккредитованных лиц. Проверьте на сайте Росаккредитации

Обязательно обратите внимание на область аккредитации (входит ли в нее ваша продукция), статус аккредитации (действующий, приостановлен, аннулирован).

Проверьте, чтобы название, местонахождение и прочие параметры компании соответствовали тем, которые указываются на ее официальном сайте и в договоре. Иначе велика вероятность того, что вы имеете дело с посредником.

Аккредитацию также необходимо проходить тем органам по сертификации, которые проводят работы по сертификации систем менеджмента. Статус аккредитации таких органов по сертификации, а также по каким стандартам может работать орган отражено в реестре аккредитованных лиц на сайте Росаккредитации.

Кроме того, в случае если добровольная сертификация осуществляется в  рамках локальной системы добровольной сертификации (например, такой является наша система “Ростест-Качество”), эта добровольная система должна быть зарегистрирована в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации: rst.gov.ru.

Как отобрать образцы для добровольной сертификации?

Добровольная сертификация – это процедура, которую осуществляет третья сторона, т. е. орган по сертификации. Отбор образцов является частью этой процедуры, поэтому он должен происходить при непосредственном участии представителей органа по сертификации. Все организационные вопросы по процедуре сертификации в РОСТЕСТе сопровождает персональный клиент-менеджер, он поможет организовать все этапы прохождения сертификации, включая отбор образцов.

Какие документы нужны для проведения добровольной сертификации?

Перечень документов, предоставляемых заявителем, зависит от выбранной системы добровольной сертификации.

Наши менеджеры проконсультируют о требуемом перечне документов и сведений, необходимых для проведения сертификации, и о способах их предоставления.

Если мы своими силами будем делать добровольную сертификацию, это реально?

Добровольная сертификация хотя и является добровольной, но это сертификация! А значит, выполняется органом по сертификации в соответствии с разработанными и утвержденными им процедурами. Заявитель самостоятельно не может провести добровольную сертификацию.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 декабря 2021 г. N 2425

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЕРЕЧНЯ
ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ, И ЕДИНОГО
ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ДЕКЛАРИРОВАНИЮ СООТВЕТСТВИЯ,
ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2020 Г. N 2467 И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА

П. 2 вступил в силу с 30.12.2021.

2. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 “Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации” следующие изменения:

сертификаты соответствия и декларации о соответствии в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 “Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии”, выданные (принятые) до дня вступления в силу настоящего постановления, считаются действительными до окончания срока, установленного в них в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не позднее 1 сентября 2025 г.;

до 1 сентября 2025 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территории Российской Федерации продукции, указанной в абзаце втором настоящего пункта, соответствующей обязательным требованиям национальных стандартов, соответствие которой подтверждено действительными сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, выданными (принятыми) по результатам обязательного подтверждения соответствия такой продукции;

до 1 сентября 2023 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территории Российской Федерации продукции без документов об обязательном подтверждении соответствия продукции и без маркировки знаком обращения на рынке в отношении продукции, которая не подлежала обязательному подтверждению соответствия до дня вступления в силу настоящего постановления.

П. 4 вступил в силу с 30.12.2021.

П. 5 вступил в силу с 30.12.2021.

П. 6 вступил в силу с 30.12.2021.

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации утвердить до 1 сентября 2023 г. методические рекомендации по разработке предложений по уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г., за исключением:

пунктов 5.2 – 5.4, 5.6 – 5.8, разделов 6 и 7, пунктов 15.2, 15.21, 15.26, 15.32 – 15.36, 16.2 – 16.7, 16.12, 17.3, 17.5, 17.14, 21.1, 21.2 и разделов 22 – 26 единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и подпунктов 1.1.1 – 1.1.3, пунктов 1.2, 1.4, 7.1, 10.6 и 10.7 и разделов 65 и 66 единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, которые вступают в силу с 1 сентября 2023 г.

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 25

О едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, см. Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 N 2425.

1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия сертификата соответствия;

информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

Срок действия документов об оценке соответствия обязательным требованиям, истекающий с 14.03.2022 до 01.09.2022, продлевается на 12 месяцев (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. В случае расхождения сведений между сертификатом соответствия, выданным на бумажном носителе, и сведениями, внесенными в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, приоритет имеют сведения, внесенные в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)

Форма сертификата соответствия и состав сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию по согласованию с национальным органом по аккредитации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Плановая периодическая оценка (инспекционный контроль), срок которых наступает в 2022 г., проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353, либо могут быть перенесены органом по сертификации на срок до 6 месяцев.

2.1. Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, обязан проводить периодическую оценку сертифицированной продукции (далее – инспекционный контроль) в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены требованиями права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

В случаях непроведения в установленный срок инспекционного контроля, если инспекционный контроль предусмотрен техническим регламентом, схемой обязательной сертификации, договором, или непредставления органом по сертификации сведений о прохождении инспекционного контроля в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии сертификат соответствия прекращает действие по истечении 30 дней со дня наступления последнего дня месяца, в котором должен быть проведен инспекционный контроль, но не позднее чем по истечении одного года со дня прекращения действия аккредитации (сокращения области аккредитации в соответствующей части) аккредитованного лица, который выдал сертификат соответствия, аккредитация которого в качестве органа по сертификации была прекращена или область аккредитации которого была сокращена в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации). Сведения о прекращении действия сертификата соответствия вносятся органом по аккредитации в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. В случае невозможности проведения инспекционного контроля орган по сертификации обязан уведомить об этом заявителя за 30 дней до истечения срока проведения инспекционного контроля.

В случае прекращения в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта действия сертификата соответствия, выданного в отношении серийно выпускаемой продукции, выпущенной в обращение на основании такого сертификата соответствия, данная продукция может находиться в обращении в течение срока ее годности или срока службы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, без проведения новых процедур по оценке соответствия при условии, что данная продукция произведена до даты прекращения действия указанного сертификата соответствия.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ)

2.2. В случае прекращения аккредитации органа по сертификации (сокращения области аккредитации) заявитель вправе заключить договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, с иным аккредитованным в национальной системе аккредитации органом по сертификации с действующей на момент передачи сертификата соответствия областью аккредитации, распространяющейся на продукцию, которая была сертифицирована.

Орган по сертификации, с которым был заключен договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, пользуется всеми правами и несет все обязанности и ответственность, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 460-ФЗ)

3. В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, подлежащей обязательной сертификации, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения о том, что обязательная сертификация такой продукции не осуществлялась.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрено декларирование соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения об отсутствии у него доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Особенности маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке, порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и о факторах, от которых он зависит, определяются Правительством Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *