Добровольное подтверждение соответствия – стандартизация и сертификация

Глава3 подтверждение соответсвия

3.1. Цели и принципы подтверждения соответствия

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований,
предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов,
положениям стандартов или условиям договора.

В последнее десятилетие в практике поставок продукции важную роль стали играть документы, подтверждающие
соответствие поставляемой продукции требованиям, установленным в стандартах и других нормативных документах.
Эти подтверждающие документы являются результатом процедуры, в которой участвуют три стороны. Участвующие стороны представляют, как правило,
интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Третья
сторона – лицо или орган, признаваемая независимой от участвующих сторон в
рассматриваемом вопросе. Участвующие стороны представляют, как правило,
интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или
объектов требованиям технических регламентов, положениям
стандартов и условиям договоров.

В соответствии с положениями закона “О техническом регулировании” подтверждение соответствия направлено на
достижение следующих целей:

  • удостоверения
    соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
    реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

  • содействие
    приобретателей в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

  • повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

  • создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для
    осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества
    и международной торговли.

  • обеспечения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных
    при осуществлении подтверждения соответствия.

Подтверждения соответствия осуществляется на основе принципов:

  • доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия
    заинтересованным лицам;

  • недопустимости применения обязательного подтверждения
    соответствия к объектам, к которым не
    установлены требования ТР;

  • установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в
    соответствующем ТР;

  • уменьшения сроков осуществления обязательного
    подтверждения соответствия и затрат потребителя;

  • недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том
    числе в определенной системе добровольной сертификации;

  • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в
    отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

  • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается
и применяется равным образом и в равной мере независимо
от страны или места происхождения продукции, осуществления процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнения работ и оказания услуг.

3.2 Формы подтверждения соответствия

Закон “О техническом регулировании” предусматривает два вида подтверждения соответствия продукции:

– обязательное;

– добровольное.

3.2.1. Добровольная сертификация

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Сертификация соответствия
форма, осуществляемая органом по сертификации подтверждения соответствия
объектов требованиям ТР, положениям стандартов или условиям договора. При сертификации подтверждение
осуществляется третьей стороной – органом по сертификации. После проведения сертификации орган по
сертификации выдает документ, удостоверяющий соответствие объекта
заданно добровольно требованиям – сертификат соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях между заявителем и органом по сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия может
осуществляться для установления соответствия международным и национальным стандартам, стандартам
организаций, системам добровольной сертификации, условиям договора.

Объектами добровольного подтверждения
соответствия являются продукция,
процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых
стандартами, системами добровольной сертификации и договорами установлены
требования.

Орган по сертификации выполняет следующие процедуры:

  1. осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

  2. выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

  3. предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака предусмотрено действующей
    системой добровольной сертификации;

  4. приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной
основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования
приобретателей о соответствии сертификации требованиям добровольной сертификации или национальному стандарту (рис. 6).

На 1 января 2002 г. в России зарегистрировано 133 системы
добровольной сертификации.

В соответствии с законом “О техническом регулировании” система
добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или)
индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами
и (или) индивидуальными предпринимателям. Лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают
перечень объектов, подлежащих сертификации , их характеристик, на соответствие которым осуществляется
добровольная сертификация. Правила
выполнения предусмотренных работ и порядок их оплаты определяют участники данной системы добровольной
сертификации.

Таблица 2

Примеры систем добровольной сертификации

НаименованиеРегистрационный номерДата регистрации

1. Система добровольной сертификации услуг по оценке имущества.

Знак зарегистирован

РОСС RU 0001.04ФАИ00

Российское общество оценщиков

05.09.96

2. Система сертификации банковских технологий МЕКАС

Знак зарегистрирован

РОСС RU 0001.04БТ00

Консалтинговая фирма и метрологическая служба МЕКАС

09.11.94

3. Система добровольной сертификации сборочно-сварочных работ

Знак зарегистрирован

РОСС RU 0001.04ЯК00

АОЗТ “Арктест”

Г. Санкт-Перербург

30.04.96

Добровольное подтверждение соответствия - СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Рис.15. Знаки соответствия системам добровольной
сертификации

3.2.2. Обязательное подтверждение соответствия

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных
соответствующим техническим регламентам, и исключительно на
соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного
подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение
на территории РФ.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:

– обязательной сертификации;

– принятия декларации о соответствии.

Обязательная сертификация – является формой государственного контроля за
безопасность продукции, в результате
которой выдается документ: сертификат
соответствия. Еще обязательную сертификацию называют “сертификация в законодательно регулируемой сфере”.

Пока не вступили в силу технические регламенты в соответствии со ст.7 закона “О защите прав потребителей” перечни товаров, подлежащих обязательному соответствию, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатываются и вводится в действие постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Номенклатура продукции и услуг, в отношении которых предусмотрено их обязательное подтверждение соответствия.

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно закона “О защите прав потребителей при обязательной сертификации товаров должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение вреда имуществу потребителя. Согласно закона “Об энергосбережении”, энергопотребляющая продукция подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности.

Организация проведения работ по обязательной сертификации возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполни- тельной власти в области сертификации “Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии”. В настоящее время эта система реорганизуется.

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате которой выдается документ: декларация о соответствии.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.

Реформа в сфере технического регулирования предусматривает постепенный переход от жесткой формы подтверждения соответствия (обязательной сертификации) к более либеральным – декларирование о соответствия и добровольным формам. Сейчас в России декларируют не более 30%от всей продукции, обращающейся на рынке, включая и импортную. Планируется, что при завершении реформирования 10% продукции, поступающей на отечественный рынок, будут обязательно сертифицироваться, 60% декларироваться, а 30% – поступать на рынок без обязательного подтверждения соответствия.

Что же такое декларирование и в чем отличие этой процедуры от обязательной сертификации?

Главное – это перераспределение ответственности. Декларация – документ, которым сам изготовитель (продавец) удостоверяет, что изготавливаемая (поставляемая) им продукция соответствует обязательным, установленным для этой продукции требованиям. Это вполне отвечает и общепринятой мировой практике – ответственность за качество продукции несет тот, кто ее производит. Исключение составляют отрасли и направления, в которых преобладают интересы общества в целом: оборона, социальная сфера. Здесь гарантом безопасности и качества будет выступать, как и раньше государство. В отличие от процедуры обязательной сертификации, при которой соответствие продукции устанавливается третьей независимой стороной – органом по сертификации. Причем декларации о
соответствии принимает только первая я сторона (изготовитель, продавец продукции). Собрав все необходимые доказательства соответствия продукции, он принимает декларацию, как обязательство соответствия выпускаемой (продаваемой) продукции нормированным требованиям.

Обязательная сертификация была введена у нас в начале 90х годов, в период становления рыночных отношений, как средство, позволяющее отслеживать некачественную и опасную продукцию, поступавшую тогда на рынок в больших количествах, в том числе из-за рубежа. Сейчас ситуация несколько иная. Нельзя пока назвать рынком вполне цивилизованным, но уже действуют рыночные механизмы.
На этом этапе важно соблюдение баланса между риском общества от применения некачественной продукции и затратами бизнеса на подтверждение соответствия установленным требованиям. Обязательная сертификация будет применяться со временем только в исключительных случаях, а во всех остальных случаях будет применяться декларирование.

Кто может принимать декларацию?

Принимать декларацию могут только российские изготовители (продавцы), зарегистрированные в качестве юридических лиц В РФ, представляющие интересы иностранных изготовителей, т.е. принимающий декларацию должен обязательно подпадать под юрисдикцию РФ. Связано это с тем, что ответственность за обнаруженное несоответствие несет исключительно тот, кто принял декларацию.
В соответствии с законом “О техническом регулировании” продавец может принимать декларацию только на основании прямого договора с производителем продукции на представление его
интересов. Получается, что продавец, получивший товар через несколько рук права принимать декларацию не имеет.
Изготовитель может принять декларацию на серийно выпускаемую продукцию или на
конкретную партию продукции, продавец же только на имеющуюся у него партию продукции конкретного объема.

Каким образом изготовитель (продавец) подтверждает соответствие своей продукции всем необходимым требованиям?

Разумеется, декларация о соответствии принимается изготовителем не на пустом месте, а на основании целой формируемой самим изготовителем системы доказательств, базирующейся на комплекте документов.

Это:

– протоколы приемочных, приемосдаточных испытаний,
проведенных в собственной испытательной лаборатории изготовителя, либо
протоколы испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;

– сертификаты соответствия или протоколы испытаний на
сырье, материалы, комплектующие изделия;

– другие документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими
Федеральными законами (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства,
сертификаты пожарной безопасности и т.д.);

– сертификаты на систему качества или на производство и др.

Необходимо отметить, что продавец, в отличие от изготовителя, как правило, не располагающей собственной испытательной базой и опытом проведения испытаний может принимать декларацию о соответствии только при наличии протоколов испытаний, проведенных третьей стороной. В соответствии с порядком декларация о соответствии может быть принята в отношении конкретной продукции или группы однородной продукции, на которую установлены единые требования, подлежащие подтверждению. Принимается декларация на срок, установленный самим изготовителем (продавцом), исходя из ожидаемой продолжительности выпуска данной продукции или реализации партии продукции. Срок действия сертификата не может превышать более 3х лет.

Принятая изготовителем (продавцом) декларация о соответствии подлежит
обязательной регистрации в аккредитованном на данную услугу органе по сертификации. Регистрация – этап, необходимый в условиях российского рынка, она дает возможность “отслеживать” производителя (продавца), принявшего декларацию. Кроме того, регистрация – это процедура в результате которой орган по сертификации фактически придает юридическую силу принимаемой производителем декларации наравне с сертификатом соответствия при обязательной сертификации. Механизм регистрации описан в законе.

Каким образом можно отличить была ли продукция декларирована или сертифицирована?

Согласно закона “О техническом регулировании” при подтверждении
соответствия посредством декларации для маркировки продукции применяется тот же знак соответствия, что и для продукции прошедшей процедуру обязательной сертификации только без указания органа по сертификации, а именно знаком обращения на рынке.

Знак обращения – знак, предназначенный для маркирования продукции,
соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено (рис.16).

Добровольное подтверждение соответствия - СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Рис. 16 Знак обращения на рынке

Приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является
декларирование соответствия, осуществляемое в соответствии с требованиями
технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах
должна закладываться только в обоснованных случаях. При этом для ее применения рекомендуется использовать
один из следующих критериев:

– высокая степень потенциальной опасности продукции в сочетании со
специальными мерами по защите рынка, когда необходимо дополнительно учитывать
сложившуюся конкретную ситуацию на определенном секторе рынка. Примером этого может быть введение обязательной сертификации лекарственных
средств;

– принадлежность конкретной продукции к сфере действия международных соглашений, конвенций и других документов, к которым присоединилась России и в которых предусмотрена сертификация подобной продукции (Для такой продукции в технических регламентах на основе процедур сертификации, установленных международными документами должны быть предусмотрены
соответствующие схемы подтверждения соответствия в форме сертификации. Например,
система сертификации механических транспортных средств на соответствие правил
ЕЭК ООН. В этом случае применение обязательной сертификации, подпадающей под соглашение, позволит сохранить возможность взаимного признания результатов подтверждения соответствия без повторной сертификации, предусмотренной этим соглашением);

– третий критерий определяется случаями, когда заявитель не имеет возможности принять декларацию о соответствии не нарушая норм Закона и технического регламента. Это прежде всего
относится к импортируемой продукции, когда у зарубежного изготовителя нет
полномочного представителя на территории РФ или когда первая сторона ( в основном продавец) не имеет собственных доказательств соответствия, предусмотренных техническим регламентом.

Применение третьего критерия даст возможность избежать ситуации, когда необходимая рынку продукция не может быть выпущена в обращение на территории РФ из-за отсутствия недоступной для поставщика процедуры подтверждение соответствия, например, при отсутствии лица, выполняющего функции иностранного изготовителя.

Для подтверждения гибкости процедур подтверждения соответствия рекомендуется в обоснованных случаях устанавливать в техническом регламенте для одной и той же продукции обе формы подтверждения соответствия с указанием условий, ограничивающих при необходимости их
применение заявителем.

3.3. Схемы подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия продукции требованиям ТР в рамках установленной формы обязательного подтверждения соответствия осуществляется в соответствии со схемами обязательного подтверждения соответствия.

Схемы могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для
подтверждения соответствия продукции установленным нормам, а именно:

– испытания (типовых образцов, партий и единиц продукции);

– сертификацию системы качества (на стадиях проектирования и производства, только производства или при окончательном контроле и испытаниях);

– инспекционный контроль.

В соответствии с новым законом “О техническом регулировании” схемы оценки соответствия
устанавливаются исключительно в ТР и не могут быть скорректированы в процессе взаимодействия органа по сертификации с заявителем. Это обстоятельство представляет определенные трудности для
разработчиков ТР, которые должны учесть все особенности будущей продукции. Ведь
схемы, распространяющиеся на большую группу продукции, по отношению к конкретной продукции не должны быть излишне обременительными с учетом целей ТР.

Для создания благоприятных условий взаимного признания результатов подтверждения соответствия, желательно применять европейскую директиву, желательно брать за основу схемы, близкие к процедурам оценки соответствия, установленным в этой директиве.

Следует отметить, что в Европейском Союзе подобный набор с подробным описанием содержится в Решении Совета ЕС 993465ЕЭС) “О модулях различных фаз процедур оценки соответствия и правил нанесения и применения маркировки СЕ”.

Необходимо учитывать, что в этом документе применяется единственная форма обязательного
подтверждения соответствия – декларирование соответствия.

Схемы сертификации и
декларирования соответствия даны в
табл. 2,3.

Таблица 3

Схемы декларации

Обозначение схемыСодержание схемы и ее исполнителиОбозначение европейского модуля, близкого к схеме

Заявитель

Приводит собственные доказательства соответствия в техническом файле.

Принимает декларацию о соответствии

A

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Заявитель

Принимает декларацию о соответствии

C

Орган по сертификации

Сертифицирует систему качества на стадии производства

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Заявитель

Принимает декларацию о соответствии

Орган по сертификации

Осуществляет инспекционный контроль за системой качества

D

Орган по сертификации

Сертифицирует систему качества на этапах контроля и испытаний

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Заявитель

Принимает декларацию о соответствии

Орган по сертификации

Осуществляет инспекционный контроль за системой качества

E

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит выборочные испытания партии выпускаемой продукции

Заявитель

Принимает декларацию о соответствии

F

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания каждой единицы продукции

Заявитель

Принимает декларацию о соответствии

G

Орган по сертификации

Сертифицирует систему качества на стадиях проектирования и производства

Заявитель

Проводит испытания образца продукции.

Принимает декларацию о соответствии

Орган по сертификации

Осуществляет инспекционный контроль за системой качества

H

Таблица 4

Схемы сертификации

Обозначение схемыСодержание схемы и ее исполнителиОбозначение прежней схемы сертификации *
1c

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Выдает заявителю сертификат соответствия

1

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Проводит анализ состояния производства

Выдает заявителю сертификат соответствия

1a
3c

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Выдает заявителю сертификат соответствия

Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (испытания образцов продукции)

2, 3, 4
4c

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Проводит анализ состояния производства

Выдает заявителю сертификат соответствия

Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
(испытания образцов продукции и анализ состояния производства)

2а, 3а, 4а

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания типового образца продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Проводит сертификацию системы качества или производства

Выдает заявителю сертификат соответствия

Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
(контроль системы качества (производства), испытания образцов продукции, взятых у изготовителя или продавца)

5
6c

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания партии продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Выдает заявителю сертификат соответствия

7
7c

Аккредитованная испытательная лаборатория

Проводит испытания каждой единицы продукции

Аккредитованный орган по сертификации

Выдает заявителю сертификат соответствия

8
* Из числа схем сертификации, установленных Изменением №1
“Порядка проведения сертификации продукции в Россицской Федерации”

3.4. Органы по сертификации

Сертификацией могут заниматься организации любой формы собственности: частные, государственные или с иностранным участием. При этом устанавливается принцип недопустимости
совмещения контрольных функций и функций органа по сертификации.

Что сейчас делает ведомство? Само устанавливает нормы. Затем само контролирует, да еще и сертифицирует изготовителя продукции. Конфликт налицо: чем больше я устанавливаю требований, тем больше мне контрольных функций и полномочий, а также штатной численности. Всех нужно просертифицировать, а это платная услуга. Закон все расставляет по местам; контроль остается за ведомством, а сертификация уходит от государственного органа к сертифицирующему независимому.
Сертификация должна стать независимой оценкой. Количество сертифицирующих органов не ограничено, что соответствует закону о конкуренции. Самые главные характеристики органа по сертификации – профессионализм, добросовестность и независимость. Причем “добросовестность” не просто слово: если из-за неправильно проведенной сертификации товар оказался небезопасным, орган по сертификации делит ответственность с изготовителем за небезопасный товар. Смысл сертификации – в объективной независимой оценке, которая в идеале не должна быть навязана государством, а должна стать методом конкурентной борьбы изготовителей или дополнительной перепроверкой безопасности для продавцов различных категорий.

В соответствии с законом “О техническом регулировании” орган по сертификации выполняет следующие функции:

  1. привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством
    РФ;

  2. осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации договором;

  3. ведет реестр выданных им сертификатов соответствия; информирует соответствующие органы государственного контроля за соблюдением требований ТР о продукции поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

  4. приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;

  5. обеспечивает заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

  6. устанавливает стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ
    методики определения стоимости таких работ.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр выданных сертификатов соответствия.

Испытания и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованным испытательными лабораториями.

Сейчас орган по сертификации и испытательная лаборатория – одно юридическое лицо. Рекомендация ЕС – разделить, их так результаты будут объективнее. Но для нас пока это утопия. Независимость испытательных лабораторий – это задача, которую надо решить, развивая декларирование, следует развивать рынок испытательных лабораторий как источник независимых
исследований, по результатам которых предприниматель может судить о выполнении
требований и на этой основе принимать или не принимать декларации о соответствии.

3.5. Политика глобального подхода

Если исходить из целей закона о техническом регулировании и концепции реформирования экономики России, наибольшее предпочтителен для дальнейшего развития отечественной
законодательной базы технического регулирования является практика ЕС. Каков его опыт?

Европейский союз решил выработать в области оценки соответствия политику, которая сбалансирует необходимость обеспечения свободного обращения товаров на едином
внутреннем рынке ЕС с требованиями гарантировать “высокий уровень охраны
здоровья, обеспечения безопасности и защиты окружающей среды, а также защиты
интересов потребителя”. Эта политика получила название “глобальный подход”.

Главная цель “глобального подхода” заключается в обеспечении прозрачности систем оценки соответствия. Одним из основных средств достижения этого является гарантия компетентности органов по оценке соответствия и уровня доверия к ним, которые можно объективно проверить. А это в свою очередь способствует взаимному признанию и принятию результатов (протоколов испытаний, сертификатов и т.д.) деятельности органов по оценке соответствия.

Разработчики политики “глобального подхода” определяют орган по оценке соответствия как “глобальный зонтик”, который накрывает все связанные с этой деятельностью органы, т.е. органы по аккредитации, контроля, испытательные и поверочные лаборатории, а также органы по сертификации. Органы по оценке соответствия, назначенные согласно директивам ЕС на основе “глобального
подхода”, известны как “нотификационные органы”. (Нотификация – официальное уведомление одним государством другого о своей позиции по какому-либо международному вопросу).

Основная проблема реализации “глобального подхода”, имеющая общеполитический характер касается назначения нотификационных органов.

Хотя аккредитация органов по оценке соответствия впервые была введена на добровольной основе,
в “глобальном подходе” подчеркивается ее значимость и необходимость ссылки на нее. В настоящее время имеется более 20 директив, разработанных на основе глобального подхода” и распространяющихся на широкий спектр промышленной продукции. Для того, чтобы усилить меры
по укреплению доверия к аккредитации Европейская комиссия поддержала работу в духе Многостороннего соглашения (Multilateral Agreement ), разработанного специально организацией Европейского сотрудничества в области аккредитации ( European Cooperation for Accreditation ),
ее назначение способствовать взаимному признанию результатов оценки соответствия протоколов испытания, сертификатов на продукцию и т.д.), выдаваемых аккредитованными органами по оценке
соответствия.

Наряду с аккредитацией ключевая роль в “глобальном подходе” отводится стандартам. Так директивы, разработанные в рамках политики глобального подхода, утверждают, что нотификационные органы, отвечающие критериям соответствующих гармонизированных стандартов, соответствуют и требованиям директив.

Основные модули глобального подхода, применяемые для подтверждения
соответствия приведены в табл. 5.

Таблица 5

Основные модули глобального подхода

Обозначение модуля

Процедуры модуля и его исполнители

A

Изготовитель

Приводит
собственные доказательства
соответствия .

Принимает
декларацию о соответствии

Маркирует
продукцию знаком СЕ

B

Уполномоченный орган

Рассматривает
техническую документацию

Испытывает
образец продукции

Выдает
сертификат типа

C

Следует после
выполнения модуля В

Изготовитель

Получив
сертификат на тип продукции

Принимает
декларацию о соответствии

Маркирует
продукцию знаком ЕС

D,E

Следует после
выполнения модуля В

Уполномоченный
орган

Оценивает
систему качества

Изготовитель

Принимает
декларации о соответствии

Маркирует
продукцию знаком ЕС

Уполномоченный
орган

Осуществляет
надзор за системой качества

F

Следует после
выполнения модуля В

Уполномоченный
орган

Осуществляет
контроль партий выпускаемой продукции

Выдает
сертификаты соответствия на проверенные партии

Изготовитель

Принимает
декларацию о соответствии

Маркирует
продукцию знаком СЕ

G

Уполномоченный
орган

Проводит
испытания каждого изделия.

Выдает
сертификаты на проверенные изделия

Изготовитель

Принимает
декларацию о соответствии

Маркирует
продукцию знаком ЕС

H

Уполномоченный
орган

Оценивает
систему качества на стадиях проектирования и производства

Изготовитель

Принимает
декларации о соответствии

Маркирует
продукцию знаком ЕС

Уполномоченный
орган

Осуществляет
надзор за системой качества

Hbis

Уполномоченный
орган

Оценивает
систему качества на стадиях
проектирования и производства

Выдает
сертификат на проект

Изготовитель

Принимает
декларации о соответствии

Маркирует
продукцию знаком ЕС

Уполномоченный
орган

Осуществляет
надзор за системой качества

Aa

Aa

Cbis

Cbis

Изготовитель

Принимает декларации о соответствии

Маркирует продукцию знаком ЕС

Уполномоченный орган

Осуществляет надзор (инспекционный контроль)

за продукцией с помощью периодических испытаний

Добровольное подтверждение соответствия - СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Рис.17 Знаки соответствия бытовых электроприборов требованиям безопасности

а) Франция, б) Австрия, в) Германия, г)Великобритания

3.6. Государственный контроль

Качество и безопасность товаров,
обращающихся на российском рынке, во многом зависит от эффективности
государственного контроля,
действенности применения
государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами и
обеспечением единства измерений и
другими должностными лицами,
уполномоченными составлять протоколы и
рассматривать дела об административных
нарушениях, государственных мер воздействия за совершение правонарушений, предусмотренных
законодательством РФ,

Законодательной базой ответственности изготовителей, продавцов, исполнителей за нарушение требований к
качеству и безопасности товаров, работ,
услуг является Кодекс РФ об административных нарушениях, уголовный и
гражданский кодексы РФ, Закон РФ “О
защите прав потребителей” и др.

За нарушения обязательных требований и правил оценки соответствия законодательством РФ предусмотрена административная, уголовная и
гражданско-правовая ответственность
физических и юридических лиц.

Основные положения по государственному контролю на настоящий момент
определяются Постановление Госстандарта от 1.09.2003 г. № 99.

Государственный надзор и контроль осуществляется за соблюдением
обязательных требований к продукции, установленных ФЗ, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми
актами и нормативными документами.

Государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований
осуществляется согласно перечням,
утвержденным Правительством РФ от13.08.1997 г. №1013, Постановлением
Правительства РФ от 7.07.1999 № 766, Постановление Правительства РФ
от10.02.2004 г № 72, а также номенклатуре продукции, в отношении которой
законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация и номенклатуре продукции,
соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. В
дальнейшем по мере разработки технических регламентов государственный надзор и контроль будет проверять
соответствие продукции требованиям технических регламентов.

Государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований
к продукции осуществляется на стадиях
ее жизненного цикла, предусмотренных действующим законодательством РФ

При проведении государственного
контроля и надзора проверяется:

– продукция,

– техническая документация на продукцию, в том числе документация на
соответствие ее обязательным требованиям в области подтверждения соответствия;

– соблюдение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями
требований нормативных и правовых
документов, устанавливающих правила проведения обязательного подтверждения
соответствия в отношении проверяемой продукции, а также нормативных и правовых
документов систем сертификации однородных групп продукции.

Государственный надзор и контроль осуществляется в соответствии с планами, утвержденными главным
государственным инспектором РФ по надзору.

Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.

Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся
не более, чем один раз в два года в отношении оного юридического лица или
индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному надзору и контролю проводятся в случаях:

– проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний
по результатам государственного контроля и надзора;

– получении информации от юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, органов государственной власти об изменении или нарушении технологических
процессов, которые могут непосредственно
причинить вред жизни, здоровью людей, окружаемей среды, имуществу
граждан, юридических лиц;

– возникновению угрозы здоровью и жизни граждан, окружающей среды,
повреждения имущества физических и юридических лиц;

– обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с
жалобами на нарушения их прав.

Продолжительность мероприятий по государственному контролю надзор не должна превышать одного
месяца, в исключительных случаях мероприятия могут продлены еще не более чем на
месяц.

Федеральный закон “О техническом регулировании” создал основу для
реформирования контрольно-надзорной деятельности в стране, установив ряд
принципиально новых положений и норм в
сфере организации проведения
государственного контроля.

Новые нормы положения условно можно разделить на три основные группы.

Первая включает технические аспекты, определяющие сферу государственного контроля, как контроля за
соблюдением требований ТР – нормативных правовых документов,
законодательно устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического
регулирования. Контроль наряду с
аккредитацией, испытаниям, регистрацией, подтверждением соответствия признан одной из форм подтверждения соответствия.

Вторая группа касается организационных аспектов, устанавливающих недопустимость
совмещения органами государственного контроля полномочий органов по сертификации, а также
ограничения на выполнение иных видов
платных работ и услуг (экспертиз, испытаний и др.).

Третья группа охватывает финансово-экономические аспекты,
базирующиеся на принципах недопустимости
внебюджетного финансирования государственного контроля .

Целью разработки проекта Концепции по вопросам государственного
контроля является установление
общих принципов и определение основных подходов по совершенствованию
и развитию государственного контроля в
РФ в рамках проведения административной
реформы. Положения Концепции
распространяются на объекты технического регулирования, находящиеся в сфере
действия законов “О техническом регулировании”, “О защите прав потребителей” и “О защите прав юридических лиц
индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля.

При разработке Концепции в значительной
мере учитывался зарубежный опыт
организации и проведения
контрольно-надзорной деятельности.

Основные положения проекта сводятся к следующему.

  1. Предложена
    принципиально новая терминология.

    Так, государственный
    надзор
    определен как
    документальная проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным
    предпринимателем обязательных требований
    к объектам надзора. Государственный надзор осуществляется исключительно
    органами исполнительной власти.
    Мероприятия по государственному надзору могут включать мероприятия по
    инструментальной проверке с
    привлечением компетентных организаций.

    Контроль
    это процедура оценивания
    соответствия путем наблюдения выводов, сопровождаемых
    соответствующими измерениями,
    испытаниями, калибровкой.

    Объекты
    государственного надзора
    – объекты технического регулирования
    (продукция, в том числе здания,
    строения, сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
    реализации утилизации).

    Обращение продукции – реализация,
    использование, хранение, транспортирование и утилизация продукции.

  2. Государственный
    надзор должен осуществляться на
    соответствие объектов требованиям ТР.

    На переходный период государственный надзор проводится за соответствием
    обязательным требованиям
    нормативных правовых документов.

  3. Основные принципы организации и виды государственного контроля следующие:

    • Профилактика нарушений;

    • Повышение ответственности производителей;

    • Презумпция невиновности проверяемых субъектов;

    • Запрет на совмещение функций по
      государственному надзору с
      хозяйственной деятельностью;

    • Адекватность мер воздействия степени тяжести нарушения;

    • Прозрачность, компетентность и независимость надзорных органов;

    • Проверка продукции исключительно на стадии обращения, иные объекты проверяются на стадии эксплуатации.

    Установлены следующие виды государственного контроля за безопасностью:

    • Продукции;

    • В строительстве;

    • В области связи;

    • На промышленных объектах и в горно-добывающей промышленности;

    • На транспорте;

    • В энергетических системах;

    • Радиоционной;

    • Пожарной;

    • Контроль за обеспечением единства измерений.

  4. Органы
    государственного надзора должны иметь статус самостоятельных федеральных
    органов исполнительной власти.

  5. Порядок
    проведения контрольно-надзорных мероприятий подлежит унификации через
    законодательство.

  6. Меры,
    применяемые органами государственного
    надзора к нарушителям должны
    включать профилактически-предупредительные, досудебные и судебные.

  7. Необходимо создание единой системы информирования Правительства РФ,
    приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований ТР.

  8. Следует
    повысить уголовную, административную и
    гражданскую ответственность товаропроизводителей и субъектов, участвующих
    в дорыночном контроле за безопасностью продукции.

  9. Деятельность
    по государственному надзору подлежит
    обязательному страхованию.

  10. Необходимо
    ввести механизм государственной
    защиты должностных лиц, осуществляющих
    мероприятия по контролю.

  11. Финансирование
    органов государственного надзора должно осуществляться из средств федерального
    бюджета.

Закон “О техническом регулировании”
предопределил демократизацию и снижение административного давления на
производителя. Государственный контроль будет
осуществляться за соблюдением обязательных ТР и, в основном, на
стадии обращения продукции. Товаропроизводители освобождаются от каких-либо
форм и видов государственного надзора, используя при этом в качестве основной формы – форму декларирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *