Добровольное расторжение муниципального контракта

Скачать образец соглашения расторжения контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон

По статистике Министерства финансов в 2019 году по согласию сторон расторгли 674 контракта на общую сумму 1,3 трлн рублей, что составляет 98 % от общего количества расторгнутых контрактов. Около 2 % договоров расторгли в одностороннем порядке и всего 0,13 % — по решению суда.

Порядок расторжения договора поставщиком

Поставщик расторгает договор в том же порядке, что и заказчик. За три дня он извещает вторую сторону о том, что решил расторгнуть госконтракт. Если заказчик не исправил замечания в десятидневный срок, то решение об отказе вступает в силу, договор считается расторгнутым (ч. 21, ст. 95 44-ФЗ).

Исполнитель может потребовать неустойку, если об этом указано в тексте договора, а также возмещение понесенного ущерба.

Не используйте возможность одностороннего расторжения, если исполнение договора стало невыгодным для вас или поменялись обстоятельства. Например, дилер повысил цены на товар или наступил финансовый кризис и курс валют вырос. В таких случаях суды поддерживают заказчика и считают, что подобные условия можно было предвидеть.

Фирма победила в электронном аукционе и заключила договор на поставку стройматериалов. Когда наступил момент поставки, стоимость продукции у дилера выросла на 20 %. Исполнитель отказался от контракта, сославшись на действие обстоятельств непреодолимой силы. Суд не признал повышение цены на продукцию форс-мажором: поставщик согласился на условия закупки и должен был просчитать риски и предвидеть изменения обстоятельств.

Всегда внимательно читайте документацию закупки, проект контракта и оценивайте риски заранее, до того, как решили участвовать в тендере. Жаловаться на условия договора после победы практически бесполезно. А если вы заключили контракт, а поставить товар с заявленными характеристиками не можете, заказчик может расторгнуть договор, а вы попадете в РНП.

Компания «ХТМ» победила в закупке на поставку медицинских изделий в Курский родильный дом. Компания поставила первую часть товара, которую заказчик не принял, потому что характеристики изделий не соответствовали спецификации. В трехдневный срок поставщик исправил недочеты и снова поставил товар. Госзаказчик провел экспертизу, которая выявила, что параметры товара не соответствуют спецификации. Родильный дом решил расторгнуть контракт по своей инициативе.

Поставщик предлагал заключить допсоглашение, по которому он готов был поставить дополнительные переходники, чтобы его товар подошел госзаказчику. Родильный дом не согласился заключить соглашение, отказался от контракта и направил информацию в ФАС. Компания «ХТМ» обратилась в суд, считая, что предприняла все меры, чтобы надлежаще исполнить договор.

Суд встал на сторону заказчика. Участник закупки, подавая заявку, должен был проверить, сможет ли он в случае победы предоставить изделия с требуемыми параметрами. Если у него возникли сомнения, он мог написать запрос о даче разъяснений до того, как подать заявку на участие. Победитель, заключив контракт, обязан поставить товар с такими характеристиками, которые заказчик указал в спецификации (№А35-1080/2019).

Основная причина, по которой исполнителя вносят в РНП — одностороннее расторжение договора. По статистике Министерства финансов в 2019 году в связи с отказом заказчика от контракта в реестр внесли 8894 недобросовестных поставщиков. Это 69 % от общего числа включенных в РНП поставщиков. Остальную часть составляют победители, которые уклонились от подписания контракта и поставщики, с которыми расторгли договор по решению суда.

По одностороннему решению в 2019 году расторгли 15 тыс. контрактов на общую сумму 200 млрд рублей, что составляет 2,2 % от общего количества расторгнутых договоров. 97,67 % — расторгнуты по соглашению сторон, 0,13 % — по требованию суда.

Алгоритм расторжения контракта заказчиком

Заказчик оформляет решение в свободной форме, в котором указывает:

В течение трех рабочих дней заказчик размещает решение в ЕИС и направляет его поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении. Дополнительно заказчик может отправить поставщику телеграмму, факс, письмо по электронной почте. Главное для заказчика — это подтверждение о том, что поставщик получил документ, а значит, он надлежаще уведомлен (ч. 12 ст. 95 44-ФЗ). С этого момента у поставщика есть десять дней, чтобы исправить нарушения.

Заказчик отменит решение об отказе, если исполнитель устранит нарушение за десять дней. При повторном нарушении такого шанса не будет, заказчик не отменит решение.

Если поставщик не устранил нарушение в срок, то решение об отказе вступает в силу, контракт прекращает действовать, исполнителя вносят в РНП.

Порядок расторжения договора контролирует ФАС. Исполнителя не включат в РНП, если госзаказчик нарушил порядок и сроки, например, не уведомил поставщика или не опубликовал в ЕИС в срок сведения об отказе от контракта.

Заказчик Детский сад №3 28.12.2017 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направил сведения в Тамбовское УФАС, чтобы включить исполнителя «СтройСтарт» в РНП. Антимонопольная служба проверила порядок одностороннего расторжения и нашла нарушения со стороны заказчика. Детский сад опубликовал решение в ЕИС 23.01.2018, поставщика уведомил только 26.01.2018, а должен был выполнить эти действия не позднее 10.01.2018.  ФАС не стала включать «СтройСтарт» в РНП и признала заказчика нарушителем 44-ФЗ (№РНП-68-37/18).

Есть и другая судебная практика — заказчик не выдержал десятидневного срока, за который поставщик может устранить нарушение, расторгнул договор и направил сведения об исполнителе в ФАС, чтобы она внесла его в РНП. Антимонопольная служба посчитала, что заказчик нарушил порядок вступления в силу решения об отказе от контракта и не стала вносить поставщика в реестр.

Сроки расторжения контракта по соглашению сторон

Чтобы юридически закрепить факт расторжения договора, заказчик и поставщик составляют дополнительное соглашение. Договор считается расторгнутым с момента подписания сторонами соглашения, если иное они не указали в документе.

Например, дополнительное соглашение подписали 20 июня 2020 года и указали в нем, что обязательства сторон прекращаются 1 июля 2020 года. Договор перестанет действовать 1 июля 2020 года. Если в соглашении стороны не указали конкретную дату, то контакт прекратит действовать 20 июня 2020 года.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23 ст. 95
44-ФЗ).

Вопрос: если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Ответ: нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

В конце статьи вы найдете краткое руководство по расторжению контракта в одностороннем порядке.

В конце статьи есть шпаргалка

Когда договор прекращается по соглашению сторон

Ч. 8 ст. 95 44-ФЗ допускает три вида причин расторжения контракта:

Расторгнуть договор по общему согласию сторон — значит, прекратить его исполнение без требований друг к другу.

Если при исполнении госконтракта поменялись условия, и выполнять его стало невыгодно, то заказчик или поставщик могут предложить друг другу расторгнуть контракт мирно. Соглашаться или нет — решает та сторона, которой предложили расторгнуть контракт.

Суть процесса расторжения и его последствия определяет глава 29 ГК РФ.

Расторжение контракта по соглашению сторон

По общему правилу допустимо разорвать контракт по обоюдному согласию заказчика и поставщика в любое время до конца срока его действия. Однако, нужно учитывать некоторые детали.

Данный способ расторжения контракта можно применять, когда клиент больше не нуждается в товарах, работах или услугах (ТРУ) конкретного поставщика, но за уже поставленные и выполненные он готов заплатить. У поставщика и заказчика нет претензий друг к другу.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Разрывать контракт таким способом недопустимо, когда:

При таком способе расторжения есть несколько ситуаций, когда это возможно, например:

Повторно закупать аналогичные ТРУ вскоре после разрыва контракта для заказчика рискованно, так как возникает вопрос, зачем было заказчику соглашаться на расторжение контракта, когда данные ТРУ ему необходимы до сих пор.

Расторжение контракта по решению суда

Обращение в суд подаётся, если:

Возможные последствия! Последствия будут зависеть от того, чью позицию примет суд. Если примут решение в пользу заказчика, то сведения об исполнителе включат в РНП.

Расторжение по инициативе поставщика

Поставщик может расторгнуть договор, если такая возможность прописана в контракте и заказчик нарушил обязательства.

Основания для расторжения должны быть значительными, например, заказчик не принимает товар без объяснения причин или не оплачивает выполненные в срок работы.

Сторона, которая приняла решение о расторжении договора может потребовать возместить только фактически понесенный ущерб (ч. 23, ст. 95 44-ФЗ).

Компания «Спортстрой» заключила контракт с МБУ «Городское хозяйство» на строительство остановки общественного транспорта. По договору заказчик должен был передать исполнителю разрешение не строительство. Бюджетное учреждение не оформило и не передало подрядчику разрешение в установленные срок. Без него «Спортстрой» не мог начать работы. Подрядчик отказался от исполнения контракта. Суд взыскал с заказчика в пользу исполнителя убытки по контракту, пени и штраф.

Порядок расторжения контракта по 44-ФЗ

Закон не устанавливает порядок расторжения контракта. Поэтому нужно следовать общим правилам Гражданского кодекса.

1 этап. Составить и подписать дополнительное соглашение.

Документ составляет одна из сторон и направляет контрагенту для подписания. В соглашении указывают сведения:

Проверьте, чтобы в тексте соглашения был пункт о том, что обязательства сторон прекращаются. Если такого пункта нет, заказчик сможет взыскать неустойку за нарушение условий контракта в любое время, пока не истечет срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Если такой пункт прописать, то заказчик сможет начислить неустойку только до момента расторжения договора.

Если у вас есть претензии к заказчику, а он просит расторгнуть контракт обоюдно, требуйте от него уплаты пеней и неустойки. Такое право дает вам п. 5 ст. 34 44-ФЗ. После того, как заказчик возместит ущерб, подписывайте соглашение.

2 этап. Внести сведения в реестр контрактов.

Когда стороны подпишут соглашение, заказчик должен направить сведения и документы Федеральному казначейству в течение 5 рабочих дней. Такую обязанность заказчика устанавливает постановление правительства № 1084.

Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней проверяет информацию и документы, формирует реестровую запись и размещает ее в Единой информационной системе (ЕИС).

В реестре контрактов должна появиться информация о дате расторжения договора, основания для расторжения и реквизиты оформленного документа.

А как же поставщик?

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если такая возможность предусмотрена в контракте, а его права нарушены. Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ).

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но, согласно формулировке из ГК РФ, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях» (ст. 451 ГК РФ).

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить ущерб по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95 44-ФЗ, например затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта, гарантийных обязательств, на закупку или производство товара, страхование, доставку. Так, средства на оплату независимой гарантии могут быть взысканы исполнителем при расторжении контракта по вине заказчика (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2022 № 307-ЭС22-3600 по делу № А56-39195/2020; п. 13 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии от 05.06.2019 г.).

Что можно изменить в контракте, если обстоятельства вынуждают исполнителя искать способы минимизировать риски по взятым на себя обязательствам? Как убедить заказчика пойти на уступку и изменить условия контракта расскажем на встрече с экспертом Контур. Школы «Изменение существенных условий контракта в 2022 г.».

Поставщик отказался от исполнения контракта. Будут ли внесены сведения о таком поставщике в РНП?

В УФАС России поступило обращение заказчика о размещении информации об исполнителе в реестре недобросовестных поставщиков. Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту покрытия подъезда, заключенного по итогам электронного аукциона. Согласно позиции заказчика, в установленные сроки работы, предусмотренные п. 1.1 контракта, подрядчиком не выполнены.

При этом 05.11.2020 г. исполнитель направил в адрес заказчика письмо с уведомлением об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в связи с существенным нарушением условий контракта заказчиком. В нарушение ст. 716 ГК РФ заказчик не предпринял мер по устранению обнаруженных подрядчиком не учтенных в технической документации работ. В связи с этим появилась необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости работ. Таким образом, фактический объем работ частично не совпадает с объемами, отраженными в смете, размещенной в составе документации к торгам.

Заказчик указанное письмо оставил без ответа и удовлетворения, в свою очередь принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в УФАС, чтобы разместить информацию об исполнителе в реестре недобросовестных поставщиков.

Согласно п. 12.3 контракта, его расторжение в связи с односторонним отказом сторон от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 95 Закона № 44-ФЗ, так как в срок, установленный вышеуказанными нормами данной статьи, нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения подрядчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчиком устранено не было. Указанное решение вступило в законную силу 16.11.2021 г., и контракт был расторгнут. Следовательно, момент вступления в законную силу отказа подрядчика от исполнения контракта произошел раньше вступления в законную силу такого отказа заказчика.

Согласно ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиками условий контрактов.

Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак. часов

На момент вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательства сторон по нему были прекращены, а контракт прекратил свое действие в связи с вступлением в законную силу решения подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При таких обстоятельствах оснований для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации в отношении исполнителя у комиссии не имеется (решение Тульского УФАС России от 26.07.2021 г. по делу № 071/06/104-622/2021).

Взыскание упущенной выгоды в связи с незаконным отказом заказчика от контракта

Подрядчик обратился в суд с исковым заявлением к заказчику о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате выполненных работ в размере 848 тыс. 132 руб. 25 коп. за период с 28.07.2017 г. по 22.06.2020 г., а также упущенной выгоды в части невыполненных по вине заказчика работ в размере 2 млн 568 тыс. руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании упущенной выгоды заявлено не заказчиком, а исполнителем по контракту в связи с незаконным отказом заказчика от контракта.

Письмом от 14.07.2017 г. заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с невозможностью завершения работ подрядчиком в установленные сроки. На основании обращения заказчика УФАС проведена проверка, подрядчик признан добросовестным и надлежащим исполнителем своих обязательств по контракту.

При этом в соответствии с п. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В обоснование требования о взыскании убытков в виде упущенной выгоды в размере
2 млн 568 тыс. руб. истец ссылается на возникшие для общества негативные последствия в виде неполучения прибыли, на которую он рассчитывал при заключении контракта, если бы продолжил выполнять работы. При этом согласно ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, из буквального толкования указанной нормы права следует, что стороне контракта (даже в случае одностороннего отказа от его исполнения) не предоставляется право требовать возмещения упущенной выгоды, то есть неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исходя из смысла названной нормы права и учитывая, что для сторон государственного/муниципального контракта в целях защиты нарушенных прав в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлена ограниченная ответственность, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с заказчика упущенной выгоды.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

Таким образом, вывод судов о том, что стороне контракта, исходя из правил специального Закона № 44-ФЗ, регулирующего спорные правоотношения, не предоставляется право требования возмещения упущенной выгоды с учетом определения понятия «убытки», содержащегося в п. 2
ст. 15 ГК РФ, то есть неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено, является правильным.

Кроме того, судами учтено, что в пользу подрядчика удовлетворены требования последнего о взыскании стоимости фактически выполненных работ в размере 3 млн 285 тыс. руб., а также взыскан штраф в размере 146 тыс. руб. за неоказание заказчиком содействия подрядчику. ( Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.03.2021 г. № Ф03-853/2021 по делу № А51-25575/2019.)

Отказ от приемки, расторжение контракта без надлежащих на то оснований

Согласно контракту, поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3, товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке, и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора, поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть в срок до 11.04.2014 г.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014 г., в которой поставщику было отказано по причине недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствия в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта, и тем более основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщик нарушил сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании
ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 г. № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур. Школе

Аналогичная позиция изложена и в Постановлении ФАС Поволжского округа от 14.04.2016 г. по делу № А12-38028/2015 при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракт не предусматривает права заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, а лишь предоставляет ему право инициировать расторжение контракта. В части порядка расторжения контракта условия контракта отсылают к действующему законодательству. Порядок расторжения договора предусмотрен ст. 450 ГК РФ, в соответствии с которой договор может быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной.

Поскольку стороны к взаимному соглашению о расторжении договора не пришли, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта противоречит требованиям ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Неправомерное расторжение контракта и возмещение расходов на юридическую помощь

Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке и направил сведения о поставщике в УФАС, чтобы того включили в РНП. Контролеры решили этого не делать, так как нет доказательств существенного нарушения условий контракта. Односторонний отказ неправомерен.

Для защиты интересов в антимонопольном органе поставщик нанял представителя. Поскольку для одностороннего отказа не нашли оснований, поставщик понес необоснованные расходы на юридическую помощь. Он требовал от заказчика возместить их. Тот не стал платить. Суды поддержали поставщика, но удовлетворили иск частично, уменьшив размер расходов. При принятии решения об уменьшении суммы суды учли рекомендации регионального совета адвокатской палаты по оплате идентичных услуг (Постановление АС Поволжского округа от 11.10.2021 г. по делу № А12-3814/2021).

Решение о расторжении контракта при отсутствии подтверждения ненадлежащего исполнения

Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по содержанию объектов дорожного хозяйства города. Исполнитель обратился в суд.

Рассмотрев доводы ответчика о нарушении договорных обязательств истцом, суд установил следующее. В соответствии с п. 5.1 контракта ответчиком составлены акты обследования объектов дорожного хозяйства (т. 1, л.д. 51–80, 83–112). На основании таких актов за ноябрь, декабрь 2019 года, руководствуясь п. 6.3 контракта, ответчик обратился к истцу с требованиями (претензиями) об уплате штрафов от 29.11.2019 г. № 1361, от 13.12.2019 г. № 1447 (т. 1, л.д. 121–124).

Вместе с тем совокупность представленных обществом в материалы дела доказательств позволила суду прийти к выводу о том, что соответствующие услуги по контракту в спорный период истцом фактически оказаны. Акт о приемке услуг от 30.11.2019 г. подписан ответчиком без возражений, в оплате услуг по акту о приемке оказанных услуг от 27.12.2019 г. ответчик частично отказал.

Следовательно, недостатки услуг, установленные сторонами в актах обследования объектов дорожного хозяйства (т. 1, л.д. 51–80, 83–112), должны учитываться сторонами при оформлении результатов оказанных услуг актами о приемке оказанных услуг в порядке п. 5.6 контракта.

В актах о приемке оказанных услуг за ноябрь, декабрь 2019 г. стороны не указали недостатки услуг, отраженные в актах обследования объектов дорожного хозяйства.

Таким образом, при наличии подписанных ответчиком без соответствующих возражений актов о приемке оказанных услуг недостатки работ, установленные актами обследования объектов дорожного хозяйства, основаниями для одностороннего отказа от исполнения контракта не являются. Учитывая отсутствие допущенных исполнителем существенных нарушений условий контракта, суд посчитал, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято ответчиком в отсутствие предусмотренных законом оснований.

На основании вышеизложенного суд счел доводы истца законными и обоснованными, возражения ответчика несостоятельными и опровергнутыми материалами дела, исковые требования подлежащими удовлетворению (Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 20.11.2020 г. по делу № А75-1289/2020).

Решение о расторжении контракта при соблюдении исполнителем п. 14 ст. 95 44-ФЗ

Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку питьевой воды. Исполнитель обратился в суд.

Согласно независимой экспертизе товар, поставленный исполнителем, не соответствует требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору. На основании данных экспертных заключений ответчик направил в адрес истца уведомление от 01.08.2019 г. о расторжении контракта в одностороннем порядке на основании п. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и п. 8.7 контракта.

Уведомление о расторжении контракта 01.08.2019 г. размещено на сайте zakupki.gov.ru с указанием даты его расторжения — 19.08.2019 г. Истец уведомление о расторжении контракта получил 02.08.2019 г.

Истец направил ответчику письмо от 08.08.2019 г. о замене поставленной ненадлежащей партии воды на новую поставку партии питьевой воды по товарной накладной от 08.08.2019 г., а также заявил о готовности возместить все расходы на экспертизу.

Однако ответчик отказался принять новую партию товара взамен некачественной, о чем сообщил истцу письмом от 12.08.2019 г.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Контур. Школе

При этом УФАС указало, что письмом от 12.08.2019 г. заказчик не позволил поставщику устранить недостатки, указанные в решении о расторжении контракта, поскольку на момент направления такого письма решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу не вступило. Ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что товар, предложенный истцом взамен некачественного, имел какие-либо недостатки. Следовательно, отказ заказчика от приемки данного товара является незаконным.

Как указано в п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (п. 3 ст. 307, п. 4 ст. 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 168 ГК РФ).

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Советы тем, кто хочет избежать негативных последствий при закупках

Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации. Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Обязательно закрепите возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке в тексте договора. Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Сюда можно отнести действия поставщика, когда он:

В случае проведения экспертизы должно быть заключение о том, что поставленный товар ненадлежащего качества. Причины для расторжения контракта должны быть достаточно весомыми, и заказчик обязан оплатить частично поставленные товары или выполненные работы, даже если расторжение контракта происходит по его инициативе. Дальнейшие действия регламентированы частями 12‒15 статьи 95 Закона №44.

После принятия решения о расторжении контракта заказчик в течение трёх рабочих дней направляет информацию об этом в ЕИС (См. также: «Электронный документооборот в закупках«). Поставщику направляет об этом заказное письмо или сообщение в электронном виде с указанием замечаний. Поставщику даётся десять дней на устранение недостатков. Если этого не произошло, решение вступает в силу. Если недостатки исправлены, то заказчик отменяет своё решение.

Устранять недостатки можно однократно. В случае повторного нарушения условий контракта заказчик не отменит собственное решение.

Возможные последствия! На основании части 16 ст. 95 Закона № 44 сведения об организации, с которой расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП. Также заказчик имеет право на возмещение понесённого ущерба по части 23 той же статьи.

Поставщик имеет возможность подготовить отказ от исполнения контракта при наличии её закрепления в тексте договора и нарушении его прав. Исполнитель в течение трёх дней сообщает заказчику о принятом решении. Согласно ч. 21 ст. 95 Закона № 44 если заказчиком через десять дней не устранены нарушения, решение о расторжении вступит в силу.

Заказчик может расторгнуть подписанный контракт только по веским причинам:

Поставщик имеет право на возмещение затрат. Например, средств, направленных на получение банковского обеспечения контракта или приобретение товара у производителя.

В 2020 году заказчики и исполнители могут менять сроки, а также цену контракта, если исполнение его условий невозможно по причине распространения новой коронавирусной инфекции. Например, при работе университета в дистанционном режиме и отсутствии потребности в работе столовой можно не расторгать контракт на поставку продуктов, а продлить.

Возможные последствия! Не следует прибегать к расторжению контракта только на том основании, что он стал невыгодным из-за повышения цен. Подобную ситуацию можно было спрогнозировать, и, приступив к выполнению условий контракта, выиграть суд будет практически нереально. При подобном исходе поставщик будет признан уклоняющимся от исполнения контракта. За этим последует включение в РНП.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

С 1 июля 2022 г. отдельно уведомлять поставщика не нужно: уведомление направляется автоматически с использованием единой информационной системы (ч. 12.1 ст. 95 44-ФЗ). При этом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически направляется поставщику, а датой поступления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).

Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).

Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

В случае вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик направляет обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 16 ст. 95 44-ФЗ).

Важно понимать, что в случае вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта отменить такое решение может только суд. Самостоятельно заказчик не вправе признать недействительным вступивший в силу отказ от контракта (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 № 09АП-20818/2020 по делу № А40-256593/2019).

Когда договор можно расторгнуть в одностороннем порядке

Контракт по 44-ФЗ можно прекратить по согласию сторон, по решению суда и в порядке одностороннего отказа от исполнения в соответствии с ГК РФ. Стороны могут отказаться от контракта, если выполняются два условия:

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях — если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения — заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее. Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления. Бывает, что подтверждение извещения второй стороны получить невозможно. Тогда дата уведомления наступает через 30 дней после размещения информация о расторжении контракта в ЕИС.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП. Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить. Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.

Когда заказчик может отказаться от контракта по 44-ФЗ

Заказчик обязан отказаться от контракта, если:

Такую обязанность госзаказчика устанавливает ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.

В других случаях госзаказчик по своему усмотрению принимает решение об отказе от исполнения договора, если исполнитель нарушил существенные условия:

Компания «Дарина» победила в электронном аукционе на оказание услуг по уборке помещений и заключила контракт со школой № 1021. « Дарина» некачественно вела уборку в здании, о чем госзаказчик написал в актах приемки работ. Школа направляла исполнителю претензии и требовала устранить замечания. Компания на претензии не реагировала, замечания не устранила. Школа взыскала с нарушителя штраф и расторгла договор в одностороннем порядке.

Заказчик может привлечь экспертов и провести экспертизу товара, работ, услуг, прежде чем отказаться от договора. В таком случае он может расторгнуть договор, только если экспертиза выявила нарушения со стороны исполнителя.

Бывает, что заказчики решают расторгнуть договор без существенных оснований и не платят исполнителю за оказанные услуги. Если вы считаете, что исполнили обязательства, а госзаказчик неправомерно отказался от договора, обращайтесь в суд и отстаивайте свою точку зрения. В судебной практике есть примеры, когда суд признал решение заказчика расторгнуть контракт незаконным.

Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области заключило контракт с фирмой «Интеграл» на выполнение работ по мониторингу и выявлению редких видов животных и растений. Фирма предоставила отчет по мониторингу в срок. Заказчик провел экспертизу выполненных работ и на ее основании решил расторгнуть контракт. Свое решение Министерство обосновало тем, что отчет поставщика не соответствует ГОСТу, нормативным документам и представлен поверхностно.

Исполнитель написал заказчику письмо с подробными комментариями по отчету и попросил отменить решение об отказе. Госзаказчик в ответ на письмо выставил новые замечания. « Интеграл» их устранил, направил новый отчет заказчику и обратился в суд, так как посчитал, что заказчик нарушил процедуру принятия работ.

Суд провел независимую экспертизу по выполненным работам, которая показала, что отчет исполнителя соответствует условиям госконтракта и техзадания. Замечания, которые выявил заказчик, не являются существенными и не влияют на «общую положительную оценку работы». Кроме того, Министерство должно было отменить решение о расторжении, если исполнитель за десять дней исправит замечания, что он не сделал.

Суд признал решение заказчика неправомерным, взыскал с Министерства в пользу исполнителя задолженность по оплате договора, судебные расходы и расходы на экспертизу, которую поставщик проводил дополнительно (№А42-1718/2015).

В случае отсутствия претензий у сторон, подписавших контракт, возможно его расторжение. Данное условие определено Законом № 44 и может не прописываться дополнительно в договоре. Осуществляется в любое время без дополнительного обоснования.

Вероятны случаи, при возникновении которых госконтракт расторгается по соглашению:

Расторжение подготавливается как дополнительное соглашение к госконтракту в форме, аналогичной той, в которой подписан сам контракт (на бумажном носителе или в электронном виде).

Соглашение содержит следующие сведения:

В письме № Д28и-130, подготовленном Минэкономразвития России, содержится разъяснение, что госконтракт не может быть расторгнут частично. Данная процедура не предусмотрена Законом № 44. При поставке товара или оказании услуг не в полном объёме заказчик осуществляет приёмку и оплату по факту.

Согласно данным ЕИС, во II квартале 2020 года было расторгнуто 103 519 контрактов общей стоимостью 234 млрд рублей. В 98 % случаев контракты расторгались по соглашению сторон.

Возможные последствия! Расторжение госконтракта по соглашению сторон является верным решением, так как поставщик не вносится в РНП (См. также: «Как действовать, чтобы не оказаться в реестре недобросовестных поставщиков«). Однако в этот документ необходимо внести положение о прекращении обязательств сторон «в том числе в части несения ответственности». Иначе заказчик может подать иск о взыскании неустойки вплоть до момента истечения срока исковой давности на основании норм статьи 196 ГК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *