Добровольное студенческое движение и р

История национальных студенческих движений

Процессия студентов на Вартбургском фестивале

В 1815 году в Йене было основано «Землячество» (нем. ) — студенческое объединение, находившееся под влиянием националистических и демократических идей. В 1817 году, вдохновлённые либеральными и патриотическими идеями об объединённой Германии, студенческие организации собрались на Вартбургском фестивале в Эйзенахе, Тюрингия, и жгли там реакционные книги.

В 1819 году студент Карл Людвиг Занд совершил убийство писателя Августа фон Коцебу, занимавшегося травлей студенческих организаций.

В мае 1832 году возле Нейштадта-на-Вайнштрассе праздновался Гамбахский фестиваль с 30000 участниками, среди которых было много студентов. Наряду с нападением на франкфуртскую тюрьму в 1833 году для освобождения заключавшихся в ней студентов, революционным памфлетом Георга Бюхнера «Гессенский ландбот» (нем. Der Hessische Landbote) это было событием, приведшим к революциям 1848 года в германских государствах.

В Канаде в конце 1950-х и в 1960-х годах возникло несколько «новых левых» студенческих организаций, из них особо нужно выделить две: Студенческий союз за мирное действие (англ. Student Union for Peace Action — SUPA) и Компания молодых канадцев (англ. Company of Young Canadians — CYC). S UPA образовался из пацифистски и моралистически настроенной «Совместной университетской кампании за ядерное разоружение» (англ. Combined Universities Campaign for Nuclear Disarmament — CUCND) в декабре 1965 года на конференции университета Саскачеван, расширив свою область действия и включив в неё вовлечение в политику дискриминированных сообществ, а также «подъём сознания» для радикализации канадской молодёжи и осознания испытываемого ею «разрыва поколений». S UPA был децентрализованной организацией, базировавшейся в университетских кампусах и ориентировавшейся на средний класс. После распада SUPA в 1967 году его члены перешли в CYC или стали активистами в «Канадском союзе студентов» (англ. Canadian Union of Students — CUS), сделав этот союз активной «новой левой» организацией. Во всех этих организациях проводились интеллектуальные дебаты: об отношении к рабочему классу, о том, что традиционный «рабочий класс» куплен и интегрирован в систему, и о том, кто же является ведущей силой в классовой борьбе за новое лучшее социалистическое общество. Как раз в этих дискуссиях о роли рабочего класса и «традиционных левых» распался SUPA. В 1968 году в «Университете МакГилла и Саймона Фрейзера» появилась организация «Студенты за демократический университет» (англ. Students for a Democratic University — SDU), куда вошли бывшие члены SUPA и «Новой демократической молодёжи», а также из «Либерального клуба» и «Молодых социалистов». S DU отличились захватом администраций университетов в 1968 г. и студенческой забастовкой в 1969 году. После провала забастовки SDU распалась. Некоторые её члены вошли в состав «Индустриальных рабочих мира» (англ. Industrial Workers of the World, IWW) и «Молодёжную интернациональную партию» — йиппи (англ. Youth International Party – Yippies). Другие её члены вступили во «Фронт освобождения Ванкувера» в 1970 году.

В 1970-х годах по результатам всеканадского референдума Студенческого Союза были созданы «Группы исследования общественных интересов» (англ. Public Interest Research Groups — PIRG’s). В отличие от других подобных американских проектов, в PIRG’s всю администраторскую и исполнительскую работу осуществляют студенты.

Также была сформирована Студенческая коалиция против войны, занимающаяся общественным образованием, ненасильственным активизмом, правозащитной деятельностью и социальными реформами.

Восточная Европа и постсоветские государства

Студенты на площади Тяньаньмэнь, 1919 год

Во время коммунистических режимов в странах Восточной Европы, студенты этих стран были одной из ведущих сил в самых известных случаях социального протеста. Цепь событий, повлекшая за собой Венгерскую революцию 1956 года, началась с мирной студенческой демонстрации на улицах Будапешта, в которую влились рабочие и другие горожане. В Чехословакии одним из самых известных действующих лиц в акциях протеста, которые привели к советскому военному вторжению в страну и окончанию Пражской весны, был Ян Палах, студент, сжёгший себя 16 января 1969 года. Этот акт подхлестнул протест против оккупации.

Студенческие движения играли центральную роль в т. н. «цветных революциях», произошедших в последние годы в посткоммунистических странах: сербский «Отпор!», образовавшийся в 1998 г. в ответ на репрессивные законы об образовании и СМИ, изданные в том году. В сентябре 2000 г. во время выборной президентской кампании эта организация провела свою кампанию «Готов jе» (серб. « Кончился»), накалившую недовольство сербского населения режимом Слободана Милошевича, что привело к его поражению на выборах.

«Отпор» инспирировал другие молодёжные движения в Восточной Европе, такие как «Кмара» в Грузии, сыгравшая важную роль в «революции роз», и «Пора!» на Украине, влиятельное движение, организовавшее демонстрации, приведшие к «оранжевой революции». Подобно «Отпору», эти организации следовали принципу ненасильственного сопротивления и в своей оппозиционной деятельности использовали высмеивание авторитарных лидеров. Подобные движения также существовали в Кыргызстане («КельКель»), «Зубр» в Белоруссии и MJAFT! в Албании.

Противники цветных революций обвиняют Фонд Сороса и/или правительство США в поддержке или даже планировании этих революций в интересах западных стран. Но сторонники этих революций считают эти обвинения преувеличенными и говорят об этих революциях как о положительном явлении, морально оправданных, и неважно, была ли при этом поддержка Запада или нет.

Австралийские студенты имеют долгую историю участия в политических дебатах. Это особенно заметно в новых университетах, основанных в пригородных районах. В последние годы степень вовлечённости студентов в политику снизилась, а сами студенты все больше подвержены политической апатии. Число студенческих акций протеста и количество их участников также снизилось.

Студенческое движение во Франции имеет давнюю историю.
В Сорбонне в период между 1443 и 1445 годами девять месяцев шла забастовка против отмены налоговых льгот. С сентября 1444 года по март 1445 года шла непрерывная 6-месячная забастовка.
В 1446 году прошли бунты против отмены судебной автономии университета и подчинения его парламенту Парижа.
Студенты Сорбонны регулярно объявляли забастовки после арестов студентов полицией. В 1453 году университет бастовал по случаю смерти Раймона де Морегара — студента, убитого стражей Шателе.

В XX веке во Франции неоднократно происходили студенческие протесты против законов или реформ образования (план Сонье-Сете в 1976 году, против «Контракта трудового содействия» (фр. Contrat d’insertion professionnelle — CIP) в 1994 году), с требованиями улучшения условий жизни (повышение пособий, проблема жилья и др.) или по политическим мотивам, не относящимся непосредственно к студентам (май 1968 года и др.). Высокая активность студентов и их чувствительность к происходящему всегда находилась под пристальным вниманием политических сил и власти. Студенческое движение 1960-х годов, пиком которого стали события мая 1968 года, оказало огромное влияние на левые силы Франции, в частности, дав начало карьере многих политиков.
В 1986 году студенческое движение существенно снизило шансы тогдашнего премьер-министра Жака Ширака на победу на президентских выборах в 1988 года.

Как и во многих других странах, во Франции пиком студенческого движения стали события мая 1968 года. Они начались в университете Нантера с движения 22 Марта, в которое входили воинственно настроенные маоисты, троцкисты и анархисты. В мае 1968 года Нантерский университет был закрыт в связи с конфликтом части студентов с администрацией. В качестве протеста против закрытия и изгнания нантерских студентов студенты парижской Сорбонны начали собственные демонстрации. Францию захлестнули беспорядки, во время которых различные группы — коммунисты, анархисты, правые либертарные активисты — использовали ситуацию для реализации своих политических идей. Движение мая 1968 года перешло во всеобщую забастовку, длившуюся несколько недель и парализовавшую всю страну, став гораздо большим, чем просто студенческим движением. Во многих аспектах это движение имело революционную форму ситуационистского характера. В течение мая-июня 1968 года во время столкновений с полицией были убиты четыре манифестанта, из них два рабочих и один лицеист. В то же время эти события активизировали и консервативную часть французского студенчества — сторонники генерала де Голля создали правый Национальный межуниверситетский союз (UNI).

События в Париже вызвали волну студенческого протеста по всему миру: так, западногерманское студенческое движение участвовало в демонстрациях против «чрезвычайного законодательства». Во многих странах студенческие протесты вынудили власти прибегнуть к силе: в Испании демонстрация против диктатуры Франко была разогнана полицией; студенческая демонстрация 2 октября 1968 года в Мехико (Мексика) закончилась расстрелом демонстрантов и стала известной как «резня в Тлателолко»; в Пакистане студенты вышли 7 ноября на улицы, протестуя против политики в сфере образования, полиция открыла огонь, и был застрелен студент колледжа.

Французские студенты вновь поднялись в марте 1994 года, когда к власти в стране пришли правые, на этот раз против введения «контрактов трудового содействия», уменьшающих МРОТ до 80 % его первоначальной величины для работников моложе 25 лет; затем в ноябре-декабре 1995 года против сокращений бюджетного финансирования вузов.
Другая волна протеста поднялась против Национального фронта во время президентской предвыборной гонки в 2002 году.

Хронология студенческого движения во Франции с 1945 года

Студенты на площади Тяньаньмэнь, 1989 год

В 1989 году 3000 студентов Пекинского университета и из других вузов собрались на площади Тяньаньмэнь, положив начало «Движению 4 мая» как важному этапу демократической революции в Китае. Демонстрации на площади Тяньанмэнь в 1989 году была организована студентами всех 67 пекинских университетов и другими политическими группами, стремящихся установить демократию в Китае. Правительство жестоко подавило этот протест.

В Индонезии студенты постоянно были первыми, кто устраивал уличные демонстрации, призывающие к смене правительства, в ключевые моменты истории страны, и многие организации со всего политического спектра стремились к взаимодействию со студенческими группами.

В 1928 году «Молодёжная клятва» стала рупором антиколониальных настроений в обществе.

Во время политической смуты 1960-х годов правые студенты из организаций KASBUL, КАМИ, КАППИ, Ассоциация католических студентов Республики Индонезия, Ассоциация мусульманских студентов, Учащиеся мусульмане Индонезии активно участвовали в разгроме КПИ и свержении Сукарно. Они устраивали массовые антикоммунистические и антипрезидентские демонстрации, подключались к погромам и прямым убийствам. Именно студенты сформулировали Три народных требования — запрет компартии, чистка госаппарата от коммунистов, снижение цен — ставшие программой отстранения Сукарно от власти. Студенческое движение действовало в тесном политическом сотрудничестве с армией, мусульманскими и католическими организациями. В 1967 году Сукарно уступил и был смещен с поста президента генералом Сухарто.

Студенческие группы также играли ключевую роль в смещении Сухарто в 1998 году, устроив большие демонстрации, усилившие народное недовольство своим президентом. Студенты Джакарты, Джокьякарты, Медана и др. первыми в то время заговорили публично против милитаристского правительства. Студенческое движение было одним из основных участников политической сцены того времени. Например, сменивший Сухарто новый президент Хабиби предпринял ряд неудачных попыток усмирить студентов, подвергавшихся гонениям при Сухарто, встречаясь с их лидерами и семьями студентов, убитых силами безопасности во время демонстраций.

В Иране студенты были в первых рядах при протестах против светской монархии (до 1979 года), а в последние годы — против теократической исламской республики. Как религиозные, так и более умеренные студенты играли главную роль в оппозиции Рухолла Хомейни против шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. В январе 1978 года армия разогнала демонстрацию студентов и исламских лидеров, убив несколько студентов и посеяв целую серию широких протестов, которые в конечном итоге привели к Исламской революции в Иране 1979 года. 4 ноября 1979 года воинственные иранские студенты, называющие себя «мусульманскими студентами-последователями линии имама», захватили посольство США в Тегеране и удерживали 52 сотрудника посольства в заложниках в течение 444 дней.

В последние годы произошёл ряд столкновений либеральных студентов с силами иранского режима, из них наиболее известны студенческие беспорядки в Иране в 1999 году. В течение недели жестоких стычек, начавшихся с нападения полиции на спальные помещения университета в ответ на демонстрации группы студентов Тегеранского университета против запрета одной реформистской газеты. Акбару Мохаммади был вынесен смертный приговор, позднее замененный на 15 лет тюрьмы, за его участие в акциях протеста. В 2006 году он умер в тюрьме Эвина в результате голодовки протеста против отказа ему получить лечение телесных повреждений, полученных им во время пыток.

Студенты-последователи имама Хомейни активно предлагают решения по различным политическим национальным и международным событиям, критикуя их или оказывая им поддержку.

Студенческое движение в США часто воспринимается как форма молодёжного движения, имеющего целью реформирование американской системы образования. Студенческое движение в США возникло одновременно с публичным образованием, если не раньше. Самые ранние исторические документы сохранились с 1930-х гг. « Американский молодёжный конгресс» представлял собой организацию в Вашингтоне, руководимую студентами, лоббировавшую конгресс США против расовой дискриминации и за молодёжные программы. Её горячо поддерживала первая леди Элеонора Рузвельт.

В 1960-е годы студенческое движение значительно политизировалось. Особо значимым явлением того периода стало появление в Энн-Арборе (Мичиган) организации «Студенты за демократическое общество» (англ. Students for a Democratic Society — SDS), занимавшейся проблемой вузов как социального агента, подавляющего общество, и в то же время потенциально развивает его. S DS также дал начало подпольной группе «уэзерменов». Другой успешной группой было «Освобождение молодёжи» в Энн-Арборе, организация, призывающая студентов требовать отмены государственных образовательных программ. Ещё одной заметной организацией был «Студенческий ненасильственный координационный комитет», борющийся против расизма и за интеграцию общественных школ в США. Все эти организации прекратили свою деятельность в середине 1970-х годов.

Крупнейшая студенческая забастовка в истории США произошла в мае-июне 1970 года в ответ на расстрел студентов Кентского университета и американское вторжение в Камбоджу.

В начале 1980-х годов ряд организаций, особенно «Университетская лига возможности успеха» (англ. Campus Outreach Opportunity League — C. O. O. L.), внедрил неолиберальные модели в студенческое движение по всей стране. Эти организации считали важным для студентов выявление возможных сфер общественных услуг (англ. ) в сфере высшего образования и развитие конкуренции среди студентов.

Студенческое движение существовало в Великобритании с 1880-х годов, когда появились советы представителей студентов, представляющие интересы студентов. Позднее из этих советов сформировались союзы, многие из которых вошли в состав Национального союза студентов (англ. National Union of Students — NUS), образовавшегося в 1921 году Однако NUS изначально задумывался как организация, стоящая в стороне от политических и религиозных вопросов, что снижало её значение как центра студенческого движения. В 1930-е гг. студенты оказались больше вовлечены в политику после того, как в университетах стали появляться различные социалистические общества, от социал-демократических до марксистско-ленинских и троцкистских. Главой NUS стал коммунист Брайан Саймон (Brian Simon).

Но до 1960-х годов студенческое движение в британских университетах не имело большого значения. Активизацию деятельности студенческих организаций вызвала война во Вьетнаме, расизм, а также различные локальные злоупотребления властью — повышение платы за обучение и снижение нормы представительства студентов. В 1962 г. совместно с CND прошла первая студенческая акция протеста против войны во Вьетнаме. Однако по-настоящему активная деятельность студентов началась с середины 1960-х годов. В 1965 году 250 студентов Эдинбурга устроили пикет перед консульством США и провели акцию протеста против вьетнамской войны на Гроувснорской площади. В Оксфорде прошёл первый тич-ин, на котором студенты дискутировали об альтернативных ненасильственных способах протеста, а также акция протеста в Лондонской школе экономики против правительства Яна Смита в Родезии.

Студенческое движение независимой Украины берет своё начало с «Революции на граните» 1990 года, которая стала первой крупной кампанией в которой участвовали студенты, а также ученики техникумов и ПТУ. Разбив на площади Октябрьской Революции (теперь Площадь Независимости) палаточный городок и объявив голодовку, протестующие выдвинули ряд политических требований, например, национализации имущества Компартии Украины и ВЛКСМ, перевыборов Верховного Совета УССР на основе многопартийности и т. д. Правительство было вынуждено удовлетворить требования протестующих.

В мае-августе 2004 года студенты и преподаватели города Сумы выступают против объединения трёх городских вузов в Сумской национальный университет. В знак протеста студенты выступили в пеший поход на Киев. Протестующим противодействовало около 150 милиционеров, которые задерживали участников похода. В результате массовых акций Кабинет Министров отменил распоряжение, а президент — приказ о создании СНУ на базе трёх высшей.
Ноябрь 2006 года. Протест сумских студентов против возвращения экс-губернатора Сумщины Владимира Щербаня на Украину, который до этого скрывался в США от украинского правосудия.

В 2008 году, по инициативе студентов Киевского национального университета им. Шевченко было принято решение о создании нового независимого профсоюза, также было принято решение взять название «Прямое действие» в знак продолжения традиций молодёжного сопротивления. Таким образом «Прямое действие» образца 1990-х годов получило название «первое поколение». Некоторые активисты из первого поколения сейчас помогают деятельности профсоюза.

Согласно Манифесту «Прямого действия», цель профсоюза — создание низовой студенческой организации, которая базируется на горизонтальных принципах координации. Такая организация должна постепенно замещать бюрократический аппарат администрации и формировать отношения в сфере образования на основах равенства, прямой демократии и кооперации.

С момента основания профсоюз стал участником и инициатором огромного количества кампаний в защиту прав студентов и рабочих. Самыми громкими и удачными являются:

Студенческое движение в России было составной частью русского освободительного движения. Возникло в 1-й четверти XIX века; приобрело важное значение в общественно-политической жизни страны во 2-й половине XIX — начале XX века Эволюционировало от академических целей и средств борьбы (до конца XIX века) к движению, политически направленному на свержение царского самодержавия (с начала XX века).

Движение развивалось на почве борьбы против реакционной политики царского правительства в постановке высшего образования (университетский устав 1884 года и циркуляры министерства просвещения, грубый полицейско-административный произвол в отношении студенчества); было направлено на завоевание академически корпоративных прав и свобод. В разночинский период освободительной борьбы (1861—1895) движение проявилось в различных специфических формах: коллективный бойкот лекций реакционных профессоров, неподчинение распоряжениям учебного начальства, участие в неразрешенных сходках, кратковременные забастовки, коллективные петиции, манифестации и т. п. Руководящими органами движения радикально настроенного студенчества выступали землячества — полулегальные организации учащихся, возникшие в 1850—1860-х годов.

Студенческие беспорядки во всех высших учебных заведениях произошли осенью 1861 года в связи с введением так называемых «путятинских правил» для университетов. Весной 1869 года студенты Петербурга требовали корпоративных свобод. Осенью 1878 года происходило движение радикально настроенной молодёжи, вызванное агитацией народников «в народ!». Осень 1879 года была отмечена студенческими волнениями против передачи функций выборного профессорского дисциплинарного суда суду, назначенному правлением университета. В 1880 г. нанесено публичное «оскорбление действием» (пощёчина) представителям учебного начальства в Московском, Варшавском и Казанском университетах в знак протеста против полицейских актов насилия над студентами. Брожение среди столичного студенчества весной 1887 года вызвано деятельностью и арестом группы народовольцев во главе с А. И. Ульяновым; осенью оно привело к закрытию почти всех высших учебных заведений. 4 декабря 1887 года состоялась сходка студентов Казанского университета, в которой активное участие принял В. И. Ленин. Весной 1890 г. прошли волнения студентов против «реформы» Петровской с.-х. академии в духе университетского устава 1884 года. В разночинский период студенчество участвовало и в общедемократических выступлениях: студенты Петербургского университета — в похоронах Т. Г. Шевченко 28 февраля 1861 года; студенты Казанского университета и духовной академии — в панихиде по крестьянам, убитым при подавлении Бездненского выступления 1861 года, движение студенческой молодёжи, связанное с массовым участием её в борьбе с голодом 1892—1893 годов, и др.

Политические взгляды борющегося студенчества в этот период формировались под воздействием трёх общественных сил: эсеров и меньшевиков), буржуазной демократии («освобожденцев») и социал-демократов. 2-й съезд РСДРП (1903) предложил всем местным партийным организациям содействовать молодёжи в усвоении социалистического мировоззрения, помочь ей создать самостоятельные организации. На основе многолетнего опыта борьбы, под влиянием революционной пропаганды ленинской «Искры», политической и организаторской деятельности большевиков демократическое студенчество стало одним из резервов пролетарского движения.

В период Революции 1905—1907 годов революционно-демократическое студенчество предоставило осенью 1905 года помещения вузов для проведения политических собраний и митингов рабочих. Оно заявило о поддержке основных тактических лозунгов большевиков, создавало свои боевые дружины, участвовавшие в боях на баррикадах Москвы, Харькова, Одессы. В годы реакции значительная часть студенчества отошла от революционной борьбы. Однако многочисленные студенческие большевистские организации сумели возглавить студенческие волнения, происходившие в 1908 г. и в 1910—1912 годов. В дни Февральской революции 1917 года студенческое движение влилось в общий революционный поток.

В СССР советское студенчество способствовало «пролетаризации» высшей школы. Студенты-коммунисты участвовали в создании рабочих факультетов. К 1930-м годам изменился социальный состав студентов, среди них выросло число комсомольцев.

В годы довоенных пятилеток (1929—40) советское студенчество помогало осуществлению индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции (введение всеобщего семилетнего образования, ликвидация неграмотности и др.), оказывало помощь предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам. Комсомольские организации вузов основное внимание обращали на совершенствование учебного процесса и политического воспитания, соединение теоретического обучения с производственной практикой, развитие научно-исследовательской работы. В 1930-е годы советские студенты создавали хозрасчётные студенческие «бригады реального проектирования», научные кружки при кафедрах; в 1940-е годы научные кружки, бригады и др. были объединены в научные студенческие общества и студенческие конструкторские бюро.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 годов 240 тысяч студентов вступили в Красную Армию. В 460 вузах страны студенты учились под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!». 150 тысяч из них совмещали учёбу с работой на производстве. В 1941 году в Москве была создана студенческая секция Антифашистского комитета советской молодёжи. После окончания войны 30 тысяч фронтовиков поступили в вузы.

В конце 1950-х годов зародились студенческие строительные отряды, участники которых во время летних каникул работали на промышленных и сельскохозяйственных объектах страны, прокладывали линии электропередач, железные и шоссейные дороги, строили жилые дома, школы, больницы и клубы, работали летом в торговле, в сфере обслуживания, на транспорте. В 1974 году в таких отрядах было более 600 тысяч студентов.

В жизни советских студентов большую роль играли комсомольские организации. В 1974 году они охватывали более 95 % студентов вузов (в 1928 г. — 19,2 %, в 1935 г. — 32,5 %).

Советские студенты участвовали в международном движении прогрессивного студенчества. Они входили в Коммунистический интернационал молодёжи в 1919—1943 годах, участвовали в создании антифашистского фронта молодёжи в годы 2-й мировой войны 1939—1945 годов. Студенческий совет СССР сотрудничал со студенческими организациями более 100 стран. Представители советских студентов участвовали в работе Международного союза студентов, в мероприятиях, проводимых совместно со Всемирной федерацией демократической молодёжи.

Новой формой студенческого активизма стали инициативные группы, связанные с качеством и формой образования в целом. Самая резонансная из них «OD-Group» на соцфаке МГУ и «Уличный университет» в Санкт-Петербурге. Однако они тоже не смогли стать устойчивыми структурами.

К началу 2010-х годов организованная протестная активность российского студенчества почти полностью прекратилась. Хотя студенты составляют основную массу оппозиционных выступлений, они чаще всего не выступают с попытками самоорганизации по принципу принадлежности к группе «студенчество».

Волонтерские программы для студентов

2018 год в России был годом волонтера. Миллионы молодых людей участвовали в бесплатных волонтерских программах, помогали обществу и открывали для себя много нового: другие города и страны, необычные культуры, самобытный уклад жизни.

ООН ежегодно приглашает желающих для работы по 3-м направлениям:

Волонтерские программы в России

Добровольцы нужны везде: и в далеких странах, и в России. Например, можно стать волонтером Универсиады 2023.

Универсиада — студенческий вариант Олимпиады. Добровольцы там нужны, чтобы общаться с иностранными гостями, помогать зрителям и спортсменам. Преимущества: возможность своими глазами увидеть соревнования и «поболеть» за фаворитов.

Кроме того, в течение всего года в Красноярске идет набор желающих в «Команду 2023». Это проект, цель которого — развить событийное волонтерство в городе и крае. Хорошая стартовая площадка для тех, кто еще не занимался волонтерской деятельностью, но хочет попробовать.

Регулярно проходит чемпионат Worldskills. Это соревнование профессионалов в различных отраслях, которые приехали показать свой уровень и увидеть достижения коллег. Волонтеры помогут организовать мероприятие: обеспечить расселение, питание, передвижение, освещение события в СМИ. И, конечно, сами смогут посетить мастер-классы от асов своего дела.

Волонтерские программы за рубежом

Попробовать силы в работе за границей предлагает Европейская волонтерская служба (EVS). Чаще всего студентов направляют в Германию, Польшу, Болгарию, страны Прибалтики. Там предлагают разные виды деятельности:

Не менее интересные волонтерские программы за границей предлагают HF Holidays и Peace corps. Первые набирают молодежь в качестве гидов и экскурсоводов, вторые — для восстановления и реставрации памятников архитектуры.

Желаете посетить далекие страны? Это тоже возможно при участии в лучших волонтерских программах.

Проект Appalachian Trail Conference ждет начинающих инженеров, строителей и экологов, которые помогут осваивать горную систему Аппалачи.

Conservation Vomunteers приглашает волонтеров для организации эко-туризма в Австралии. Там вы будете ухаживать за животными и растениями, строить вольеры и теплицы.

Программа Move Nepal набирает добровольцев для помощи в школах, госпиталях и храмах Непала. Предварительно вы пройдете курс непалського языка, а разместитесь у местных жителей.

Существуют и специализированные проекты, например волонтерские экологические программы. Turtle Teams объединяет людей, которые имеют опыт дайвинга и хотят помочь вымирающим видам морских черепах. Организаторы рады даже однодневной помощи.

Найти волонтерский проект просто. Но присоединившись к нему, важно не бросить занятие на полпути, а довести до конца. Поверьте, ваша работа нужна обществу и природе.

Волонтерская деятельность очень увлекательное занятие, ведь вы не только приносите пользу другим, но и открываете много нового. Она занимает много времени, и чтобы не пострадала учеба, вовремя обратитесь в студенческий сервис. Все честно: вы помогаете другим, его эксперты заботятся о вас.

Что значит слово «волонтер»?

Студенты-волонтеры помогают тем, кто в этом нуждается. Они кормят, гуляют и играют с питомцами в приютах для животных. Ухаживают за пожилыми людьми в домах для престарелых. Собирают гуманитарную помощь для детских домов и малообеспеченных семей. Проводят субботники, высаживают деревья и сооружают кормушки для птиц.

Или занимаются более масштабными проектами:

Русскоязычный аналог слова волонтер — доброволец. Именно добрая воля лежит в основе его поступков.

Студенческие организации в России

Исторически сложилось так, что культура и традиции студенческих организаций более развиты в западных странах. Первое, что сейчас приходит на ум у нас, в России, это студенческие профсоюзы.

Профсоюз – добровольная общественная организация, призванная защищать и отстаивать интересы конкретной группы людей, связанной общими интересами по роду деятельности.

Профсоюз есть в любом вузе. Подробнее о том, что такое профком, зачем вступать в студенческий профсоюз и стоит ли это делать, читайте в отдельной статье.

Какие есть студенческие организации кроме профсоюзов?

Нужно признать, что современные студенческие организации носят более досуговый характер и не играют такой значительной роли в жизни учебного заведения и общества, как это было раньше. В качестве примера различных современных студенческих объединений в РФ можно привести:

Как узнать, какие студенческие объединения есть в вашем университете и как в них вступить? Спросите в профсоюзе, заодно и он сгодится на что-то полезное.

По аналогии с западными университетами, в России относительно недавно начали образовываться студенческие братства. Также в Риге до сих пор (с 1880 года) существует российская студенческая корпорация Fraternitas Arctica.

Деятельность студенческиз организаций направлена на то, чтобы помогать студентам в профессиональном и личностном развитии. Нужна помощь в выполнении студенческой работы, а вы не знаете, в какую организацию обратиться? Вспомните про студенческий сервис, который решит вашу проблему с учебой быстро.

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Российские Студенческие Отряды


ДОБРОВОЛЬНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И Р

Международные студенческие организации

В какой-то степени, международные студенческие организации сейчас пришли на смену корпорациям. Они управляются студентами или выпускниками, являются некоммерческими и объединяют людей, заинтересованных в мировых проблемах и лидерстве. Среди огранизаций такого рода можно привести:

Массовое движение строительных отрядов началось с 1959 по 1991 год. В 1950–70-е гг. к Всесоюзным ударным комсомольским стройкам относилось строительство Братской, Днепродзержинской, Красноярской ГЭС, атомных электростанций, нефтепровода Уфа – Омск, Омск – Иркутск, газовых магистралей Бухара – Урал, Саратов – Горький, ж.-д. линии Абакан – Тайшет, Байкало-Амурской ж.-д. магистрали, первых очередей ряда заводов (Красноярского, Иркутского и Павлодарского алюминиевых, Ангарского и Омского нефтеперерабатывающих, Западно-Сибирского и Карагандинского металлургических) и др. Принципы организации труда, принятые на комсомольских стройках, применялись также при освоении целинных земель Казахстана, Алтая, Новосибирской области.

Отряды направлялись по комсомольским путёвкам на ударные стройки: Алтайский шинный комбинат, Атоммаш, Байпазинская ГЭС, Балаковская АЭС, Белоярская АЭС, Восточный (порт), Гагарин (Смоленская область), Гусиноозёрская ГРЭС, Доменная печь № 9, Жайрем, Жайремский горно-обогатительный комбинат, Ингулецкий горно-обогатительный комбинат, КамАЗ, Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат, Крымская АЭС, Курская АЭС, Лебединский горно-обогатительный комбинат, МЖК (Находка), Нефтепровод Сургут — Полоцк, Новокриворожский горно-обогатительный комбинат, Новополоцк, Нурекская ГЭС, Посьет (порт), Саяно-Шушенская ГЭС, Смоленская АЭС, Сургутская ГРЭС-2, Таловка (посёлок станции, Бурятия), Тюмень, Ульбинская ГЭС, Усинск, Центральный горно-обогатительный комбинат, Челябинский тракторный завод, Чигиринская АЭС (ГРЭС), Экибастузская ГРЭС-1.

Даже после распада СССР продолжали свою деятельность в ряде городов и областей, в том числе в Екатеринбурге, где существуют до сих пор несколько десятков строительных, педагогических отрядов, а также отрядов проводников и другие, входящие в Свердловский областной студенческий отряд. Не случайно именно поэтому первый Всероссийский слёт студенческих отрядов после образования в 2003 году организации «Российские студенческие отряды» прошёл именно в Екатеринбурге.

Направления студенческих отрядов

В СССР самым популярным видом студенческих отрядов были строительные. Молодежь массово ехала на «комсомольские стройки» возводить нужные государству объекты.

Сегодня в РФ выделяют 7 видов студенческих отрядов в структуре РСО:

Члены отрядов в период летних каникул (их ещё называют «трудовым семестром») направляются туда, где нужна их помощь: работают на строительстве важных объектов, помогают обрабатывать поля и собирать урожай, занимаются с детьми, оказывают медицинскую помощь там, где не хватает квалифицированных кадров.

Эта работа является абсолютно добровольной, но не всегда волонтёрской: в зависимости от условий договора студенты могут получать за неё деньги. Самые высокие зарплаты в железнодорожных, медицинских и стройотрядах.

Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Но даже если работа в отряде не оплачивается, многие студенты относятся к ней как к возможности получить полезный опыт, улучшить практические навыки и завести новых друзей, став с ними одной командой.

Названия студенческих отрядов обычно связаны с профилем деятельности («Стрела» у проводников, «Эскулап» у медиков и пр.) или названием вуза («Академия», «Приморец» и т. п.).


ДОБРОВОЛЬНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И Р

В СССР студотряды были всесоюзным явлением, а сейчас стали общероссийским

Как попасть в студенческий трудовой отряд

Чтобы вступить в организацию, узнайте, кто в вашем вузе представляет РСО. Другой вариант — обратиться в региональный штаб. Студент пишет заявление и проходит испытательный срок: знакомится с жизнью организации, посещает мероприятия и выбирает ту разновидность работы, которая близка именно ему. Через несколько месяцев проходит процедура приёма: из кандидата студент превращается в бойца. Возможен и дальнейший рост.

Должности в студенческих отрядах:

В зависимости от численности и профиля отряда, там также может быть завхоз, методист, спорторг, муз. руководитель, фотограф и т. д.

Студенческие отряды в России имеют свой официальный праздник: их день отмечают 17 февраля.

Работа в отрядах может занимать достаточно много времени: даже в течение учебного года проходят различные мероприятия, конкурсы и пр. Чтобы это не мешало учебному процессу, обращайтесь в студенческий сервис: его эксперты помогут с рефератом, лабораторной, курсовой или дипломной работой.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

История студенческих объединений

Студенческие организации – это не просто сборище молодых людей, которым весело проводить время в компании. Хотя и это тоже. Студенческие организации и молодежное движение всегда были мощной силой, принимавшей участие во многих исторических событиях.

Например, о том, как студенческие протесты повлияли на мир, можно почитать в нашем отдельном материале.

Студенческие объединения начали возникать вместе с первыми университетами. Например, в Парижском университете существовали так называемые нации. Также одной из самых известных и старых форм студенческого объединения является корпорация.

Студенческая корпорация – закрытая академическая организация с пожизненным членством, объединяющая студентов и выпускников высших школ.

Основные принципы студенческих корпораций:

В корпорации все были равны, вне зависимости от общественного положения. Студенческая корпорация в прошлом – это пример, когда демократические идеалы и принципы успешно реализовывались в относительно узком и закрытом кругу, задолго до того, как большинство стран выбрали демократический путь развития. Традиция студенческих корпораций жива в Европе по сей день.

Многие известные личности были членами студенческих корпораций (Бисмарк, Маркс). Чтобы понимать масштаб роли корпораций в истории, достаточно сказать, что цвета студенческого братства Дерптского университета сейчас перекочевали на государственный флаг Эстонии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *