Добровольная сертификация продукции в России
Многие товары перед реализацией на территории России подлежат обязательной сертификации или другим формам подтверждения соответствия. Процедура оформления разрешительного документа на продукцию проводится по техническим регламентам ЕАЭС или по государственным стандартам (ГОСТ) – в национальной системе РФ, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 2425 (до 01.09.2022 г. действовало ПП РФ № 982).
Существует продукция, не попадающая в перечень товаров, подконтрольных указанным нормативным актам. В отношении таких видов продукции статьей Федерального Закона РФ № 184-ФЗ предусмотрена возможность подтверждения качества и оформления соответствующих документов в добровольном порядке.
Особенности добровольной оценки качества
До 26.12.2019 г. добровольная сертификация соответствия продукции проводилась в системе ГОСТ Р (государственного стандарта России), действие которой отменено приказом Росстандарта № 3358. Однако это не значит, что изготовители или импортеры не могут дополнительно подтвердить качество продукции по личной инициативе. Для этой цели созданы системы добровольной сертификации – СДС. Каждая из систем добровольной сертификации продукции предназначена для определенных направлений и устанавливает свои требования.
Оформить добровольную сертификацию можно для:
- Выпускаемой продукции, если законодательство не требует оформления разрешительного документа. В этом случае добровольный сертификат – единственное решение для подтверждения качества товаров.
- После проведения обязательной оценки безопасности в рамках дополнительного подтверждения уникальных свойств, характеристик продукта.
Оформление добровольного сертификата на продукцию дает предпринимателю возможность получить ряд преимуществ:
- Повышение доверия покупателей и партнёров.
- Расширение рынка сбыта за счёт увеличения числа покупателей.
- Преимущество перед конкурентами, демонстрируя высокое качество продукции.
Как проходит добровольная сертификация продукции?
В процессе добровольной сертификации качества объект оценки проходит проверку аккредитованным органом сертификации в условиях лаборатории. Процедура добровольной сертификации продукции осуществляется экспертами сертификационного органа или центра поэтапно:
- Подача заявки на сертификацию.
- Проведение испытаний продукции.
- Выдача сертификата соответствия продукции.
По собственной инициативе изготовители могут заявить об органическом производстве, экологической чистоте продукта, отсутствии в его составе компонентов, вредных для здоровья. Для этого оформляются сертификаты ECO, BIO, ORGANIC.
Производители пищевых продуктов могут инициировать испытания продукции, чтобы получить заключение об отсутствии ГМО в составе, глютена, сахара, трансизомеров жирных кислот и других вредных компонентов.
Как проводится сертификация услуг
В отношении услуг возможна только добровольная сертификация – применения обязательной оценки качества законодательство не требует. Документ о добровольной сертификации нужен владельцам бизнеса, которые заинтересованы занять лидирующие позиции на рынке России.
Сертификация услуг
Для оформления сертификата соответствия на услуги экспертами органа сертификации проводится комплексный аудит, во время которого анализируются следующие показатели деятельности компании:
Этапы сертификации
Регламент проведения добровольной сертификации услуг прописывается в договоре с заявителем и включает следующие этапы:
- Сертификация системы менеджмента
Производители могут сертифицировать систему менеджмента в соответствии со следующими стандартами ИСО:
- ИСО 9001
- ИСО 14001
- ИСО 45001
Это наиболее востребованные системы менеджмента, которые, главным образом, сертифицируют на производстве российские предприятия. В зависимости от типа деятельности юридического лица можно применять и иные стандарты ИСО.
- Делегирование процесса оформления
Оформление сертификатов – процесс сложный. Лучше делегировать его специалистам центра сертификации. Для получения более детальной информации о деталях и сроках оформления документа и необходимых мероприятиях по оценке соответствия воспользуйтесь бесплатной консультацией специалистов нашего центра. Ждем звонков и заявок!
Решения по сертификации
- Возложить функции Центрального органа по сертификации услуг на Росбытсоюз (по согласованию).
- Разрешить осуществление функций методического центра по сертификации услуг на Центральному научно-исследовательскому институту бытового обслуживания (ЦНИИБыт).
- Обеспечить информирование организаций о введении сертификации услуг.
Система сертификации ГОСТ Р
Система сертификации услуг по химической чистке и крашению утверждена постановлением Госстандарта РФ от 31 марта 1994 года и введена с 1 июля 1995 года.
Область применения
Настоящий документ определяет организационную структуру системы сертификации услуг по химической чистке и крашению, состав нормативных документов, и порядок проведения работ по сертификации.
Общие положения
Сертификацию услуг по химической чистке и крашению осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке. Испытания проводят аккредитованные в системе сертификации испытательные лаборатории.
Участники и функции сертификации
вободный доступ к информации
В соответствии с Системой сертификации ГОСТ Р предусматривается свободный доступ исполнителям и потребителям услуг, общественным организациям, органам по сертификации, аккредитованным испытательным лабораториям, а также всем другим заинтересованным предприятиям, организациям и отдельным лицам к информации об участниках системы, результатах аккредитации, сертификации и т.д.
онфиденциальность информации
Система обеспечивает конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.
Участники сертификации и их функции
частники сертификации услуг по химической чистке и крашению:
- Госстандарт России;
- Центральный орган по сертификации (ЦОС);
- Методический центр;
- Органы по сертификации;
- Аккредитованные испытательные лаборатории;
- Предприятия по химической чистке и крашению;
- Потребители услуг.
ентральная апелляционная комиссия
Центральная апелляционная комиссия Госстандарта России рассматривает разногласия между участниками Системы, не решенные апелляционной комиссией ЦОС.
ентральный орган по сертификации
Центральный орган по сертификации осуществляет следующие функции:
- организует работу по сертификации в Системе;
- осуществляет руководство и координацию деятельности органов по сертификации, входящих в Систему;
- рассматривает и утверждает методические документы системы;
- участвует в работе по совершенствованию фонда нормативных документов;
- рассматривает апелляции;
- взаимодействует с Государственным Реестром.
етодический центр
Методический центр выполняет функции:
- разработка организационно-методических документов;
- формирование и ведение фонда нормативных документов;
- обеспечение нормативными документами участников Системы;
- разработка методик.
рганы по сертификации и испытательные лаборатории
Органы по сертификации и испытательные лаборатории выполняют свои функции в соответствии с документами Системы сертификации ГОСТ Р.
по химической чистке и крашению:
Схема | Описание |
---|---|
Схема 1 | Оценка мастерства исполнителя, проверка оборудования, выборочная проверка результата услуги и инспекционный контроль |
Схема 2 | Полное исследование услуги с использованием методов испытания и контроль за процессом выполнения работ |
6.6. В случае отказа в проведении сертификации орган по сертификации обязан представить заявителю мотивированный отказ в письменной форме с обоснованием причин отказа.
6.7. По результатам проведения сертификации орган по сертификации принимает решение о принятии отчета и выдает сертификат соответствия услуг по химической чистке и крашению.
6.8. Форма сертификата приведена в приложении Д.
Номерсхемысертифи-кации Оценкамастер-ства ис-полни-теля Оценкапроцес-саоказанияуслуги Аттес-тацияпред-приятия Серти-фикациясистемыкачества Выбороч-наяпроверка(испытание)результатауслуги Инспек-ционныйконтроль
1 + + Проверка ре-зультата ус-луги
2 + + Контрольстабильностипроцесса
4 + + Проверка ре-зультата ус-луги
5 + Контрольстабильностифункциониро-вания систе-мы
Схемы 1, 2 применяются при обязательной сертификации. Схемы 4, 5 применяются, как правило, при добровольной сертификации.
Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услуг, включающую проверку технологического процесса исполнения услуги, состояния технологического оборудования и контрольно-измерительных приборов, качество растворителей и препаратов, условий обслуживания или оценку системы качества, а также выборочную проверку результатов услуги и соответствующий инспекционный контроль.
Схема 4 предусматривает оценку как безопасности, так и качества услуги и условий обслуживания (комфортность, эстетичность, точность и своевременность исполнения, ассортимент и качество услуг, комплекс дополнительных услуг).
По этой схеме также осуществляют выборочную проверку результата услуги при сертификации, а затем при инспекционном контроле. При сертификации по данной схеме может осуществляться подтверждение и установление типа и разрядности предприятия.
Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования.
При наличии сертификата на систему качества оценка процесса оказания услуг может не проводиться.
Сертификация системы качества осуществляется органом по сертификации систем качества в соответствии с документами Системы сертификации ГОСТ Р.
6.6. Физико-химические и физико-механические испытания (на ресорбцию загрязнений, моющую способность, прочность окраски, остаточное содержание растворителя в изделиях, гигроскопичность и воздухопроницаемость) при сертификации услуг проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях.
Проверка качества изделий, прошедших химическую чистку (на усадку, целостность, потерю веса), осуществляется непосредственно на базе заявителя.
6.7. Протоколы испытаний и проверки изделий, прошедших химическую чистку и крашение, передаются в орган по сертификации и в копии – заявителю.
6.8. Орган по сертификации на основании протоколов испытаний и поверки принимает решение о выдаче сертификата соответствия или об отказе в выдаче сертификата заявителю (приложение Д).
6.9. Основанием для отказа в выдаче сертификата может быть отказ исполнителя услуги от оплаты процедуры сертификации, отсутствие положительного результата испытаний (проверки и др.) (приложение Е).
6.10. Срок действия сертификата устанавливает выдавший его орган с учетом действия нормативных документов, но не более чем на 3 года.
6.11. Заявители, сертифицировавшие свои услуги, обязаны маркировать знаком соответствия вывески, квитанции, рекламные проспекты в установленном Госстандартом России порядке.
Право использования знака соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой органом по сертификации.
В лицензии по использованию знака соответствия устанавливаются обязательства исполнителя обеспечивать соответствие услуг нормативным документам.
7. Инспекционный контроль
7.1. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами осуществляется в период действия сертификата с целью подтверждения соответствия сертифицированной услуги требованиям соответствующей нормативной документации.
7.2. Инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат.
7.3. Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам предусматривает:
– создание комиссий для проведения инспекционной проверки;
– проведение проверки и испытания;
– анализ информации органов госнадзора, обществ потребителей, местной администрации и т.д. о сертифицированной услуге;
– оформление результатов проверки и принятие решения.
При инспекционном контроле за сертифицированными услугами могут быть использованы данные социологических опросов потребителей услуг.
7.4. Периодичность и объем проведения инспекционного контроля определяет орган по сертификации в зависимости от состояния стабильности процесса предоставления сертифицированной услуги, но не реже чем 2 раза в год.
7.5. Внеплановый инспекционный контроль за качеством услуги, на которую выдан сертификат, может проводиться в случаях неоднократного поступления информации о претензиях потребителей к качеству услуг, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль.
7.6. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов испытаний (проверок) услуг, условий обслуживания и делается общее заключение о возможности сохранения действия данного сертификата.
Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются исполнителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.
8. Приостановление или аннулирование действиясертификата соответствия
8.1. Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия и право применения знака соответствия по результатам инспекционного контроля в случае несоблюдения требований нормативных документов при оказании услуг.
8.2. Информация о приостановлении действия или аннулировании сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей услуг и всех участников данной Системы сертификации.
8.3. Аннулирование сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из Реестра Системы сертификации ГОСТ Р.
8.4. Повторная выдача сертификата соответствия на оказываемую услугу осуществляется в установленном порядке.
9. Корректирующие мероприятия
9.1. При нарушении соответствия услуг установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия по требованию органа по сертификации осуществляются корректирующие мероприятия.
9.2. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации приостанавливает действие сертификата, временно запрещает применять знак соответствия, устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролирует их выполнение.
10.1. В случае несогласия заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в апелляционную комиссию при органе по сертификации.
10.2. Если заявитель не удовлетворен принятым решением, то он может обратиться в ЦОС или Центральную апелляционную комиссию при Госстандарте России.
11. Оплата работ по сертификации
11.1. Оплата работ по сертификации услуг проводится в порядке, установленном документом "Порядок оплаты работ по сертификации продукции и услуг" с учетом договора между исполнителем работ по сертификации и заявителем.
11.2. Все расходы, связанные с подготовкой и проведением сертификации услуги, включая инспекционный контроль, оплачивает заявитель независимо от результатов сертификации.
* К документам, используемым при обязательной сертификации, относятся: законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, правила обслуживания населения, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством устанавливают обязательные требования к услугам и обслуживанию.
Организационная структураСистемы сертификации услуг по химической чистке и крашению
Переченьуслуг по химической чистке и крашению и нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводят сертификацию
Услуги химичес-кой чистки икрашения КодОКУН Характеристики(показатели)услуг, подт-верждаемые присертификации Нормативные до-кументы на ус-луги Нормативные до-кументы на ме-тоды испытаний
1 2 3 4 5
*(1) Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.93 N 536.
*(2) Проект ГОСТ Р "Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия". Вводится в область аккредитации, а после утверждения без доаккредитации.
*(3) Оптимальная технология химической чистки изделий, утверждена Министерством бытового обслуживания населения РСФСР 23.12.88.
*(4) Правила технологического процесса обработки изделий на предприятиях химической чистки, утверждены Министерством бытового обслуживания населения РСФСР 13.03.90.
*(5) Руководство для работников приемных пунктов предприятий химической чистки и крашения, утверждено Министерством бытового обслуживания населения РСФСР 20.06.90.
*(6) РСТ РСФСР 119-88, РСТ РСФСР 493-79, РСТ РСФСР 714-84 действуют до введения в действие ГОСТ Р*(2), РСТ РСФСР 115-84 не действует в части контроля усадки при химической чистке после введения ГОСТ Р*(2).
Форма заявки на проведение сертификации услуг
по сертификации услуг, адрес
Заявкана проведение сертификации услуг
полное наименование предприятия-исполнителя услуги
почтовый адрес, код ОКПО
в лице руководителя _____________________________________________________
заявляет, что ___________________________________________________________
наименование вида услуги, код ОКУН
соответствует требованиям безопасности, установленным в _________________
наименование и обозначение стандартов и другой НД
и просит провести сертификацию данной услуги на соответствие НД
по схеме ________________________________________________________________
указать номер схемы
2. Проверку (испытания) в целях сертификации прошу провести
(проведены) в ___________________________________________________________
наименование и адрес места проведения проверки (испытаний)
3. Сотрудник, ответственный за связь ____________________________________
4. Заявитель обязуется:
выполнить все условия сертификации;
обеспечивать стабильность характеристик сертифицированных услуг;
оплатить все расходы по проведению сертификации.
5. Дополнительные сведения ______________________________________________
Руководитель предприятия _____________________ ________________________
личная подпись расшифровка подписи
"___"_________ 199__г.
Главный бухгалтер _____________________ ________________________
Печать "___"_________ 199__г.
Форма решения по заявке на проведение сертификации услуг
наименование и адрес органа
Решениепо заявке на проведение сертификации
N __________ от " __ " ______ 199 г.
Рассмотрев заявку _______________________________________________________
на сертификацию ______________________________________________ сообщаем:
наименование вида услуг, код ОКУН
1. Сертификация будет произведена по схеме ______________________________
N схемы сертификации
2. Проверку для сертификации следует провести в _________________________
и адрес места проведения проверки, испытаний
3. Сертификация будет проведена на соответствие требованиям _____________
наименование и обозначение стандартов, нормативных документов
4. Инспекционный контроль будет осуществлять ____________________________
наименование и адрес организации
с периодичностью ________________________________
5. Работы производятся на основе ________________________________________
договора, других вариантов оплаты
6. Дополнительные сведения ______________________________________________
по сертификации _____________________ ________________________
М.П. "___"_________ 199__г.
Форма решения о выдаче сертификата соответствия
о выдаче сертификата соответствия требованиям безопасности ______________
на ______________________________________________ _______________________
наименование услуг, код ОКУН,
В результате рассмотрения _______________________________________________
указываются все документы
и анализа полученных результатов испытаний принимается следующее решение:
соответствует требованиям безопасности __________________________________
2. Для предоставляемых услуг ____________________________________________
установить следующий контроль: __________________________________________
указывается периодичность, порядок
и участники инспекционного контроля
3. Выдать на ____________________________________________________________
наименование услуг, наименование предприятия-исполнителя
сертификат соответствия требованиям безопасности ________________________
сроком на _____________________ лет.
4. Работы по инспекционному контролю проводятся на основе договоров
указать между кем и кем
_____________________ ___________________________ ____________________
должность личная подпись расшифровка подписи
Форма решения о невыдаче сертификата соответствия
"___" ________ 199___г.
Решениеоб отказе в выдаче сертификата соответствия
код ОКУН, наименование исполнителя услуг
и анализа полученных результатов проверки и испытаний принимается
следующее решение: ______________________________________________________
не соответствует требованиям безопасности и сертификат соответствия не
может быть выдан.
Эксперт по сертификации _________________________ _____________________
личная подпись расшифровка подписи
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В области технического регулирования периодически происходят изменения – вступают в силу новые регламенты или перестают действовать различного рода нормативные правовые акты (НПА). Много нововведений произошло в сфере нетарифного регулирования, в том числе изменения коснулись и сертификации в 2023 году.
В статье от Курбатовой Екатерины, руководителя Центра Сертификации Ростест Урал, рассмотрим подробно все нововведения, которые коснулись оценки соответствия продукции.
Политические и экономические события в стране не только отразились на рыночной ситуации и состоянии российского бизнеса, но и внесли существенные коррективы в процесс импорта продукции – ввоз многих товаров оказался под запретом, в отношении определенных изделий введены ограничения.
В связи с этим возросло количество правонарушений в области оценки качества.
Предприниматели начали получать штрафы в результате незнания изменений законодательства или оформления нелегитимных протоколов испытаний, сертификатов.
Чтобы избежать неприятностей / негативных последствий для бизнеса, важно знать, что же ждет в 2023 году субъектов предпринимательской деятельности в части сертификации.
Какие послабления и льготы в сфере сертификации введены для российского бизнеса
Еще в 2022 году введены льготы и поблажки в оценке соответствия товаров, предусмотренные Постановлением № 353, принятом Правительством РФ в марте (далее – ПП РФ № 353).
В ПП РФ № 353 указаны особенности разрешительной деятельности в РФ в 2022-2023 годах. Например, изменился:
Одна из эффективных мер поддержки бизнеса состоит на данный момент в введении декларирования по упрощенной схеме.
Процедура имеет следующие особенности:
В августе в ПП РФ № 353 были внесены поправки. Постановлением № 1522, принятом Правительством 31.08.2022 г., была продлена возможность использования временной схемы декларирования еще в течение 12 месяцев. То есть упрошенное декларирование будет действовать до 01.09.2023 г.
Существует еще ряд особенностей разрешительной деятельности, установленных ПП РФ № 353, например:
Упрощенную схему по ПП РФ № 353 применяют в отношении самых распространенных и востребованных товаров на российском рынке:
В некоторых случаях применение временной упрощенной схемы недопустимо. Например, если товар, заявленный к декларированию, включен в перечни Минпромторга РФ.
К НПА, регулирующим оборот такой продукции, относятся:
Приказ № 4616 Минпромторга от 02.11.2022 г. – вступил в силу с 17.12.2022 г. и имеет ограниченный срок действия – до 31.08.2023 г. Документ утверждает список изделий с указанием кодов ТН ВЭД, на которые не действуют послабления, предусмотренные ПП РФ № 353, в том числе оформление декларации по упрощенной схеме. В данную группу входят:
Приказ № 104 Минпромторга 17.01.2023 – вступил в силу с 27.02.2023 г. Документ утверждает изменения перечней товаров, на которые не действуют послабления, предусмотренные ПП РФ № 353. Перечень дополнен некоторыми изделиями:
По мнению представителей малого и среднего бизнеса, указанные меры поддержки предпринимателей помогли стабилизировать ситуацию в экономике РФ.
Что нужно знать о параллельном импорте
Зарубежные бренды включаются в перечень для параллельного импорта в случае прекращения ими поставок товаров на российский рынок. Ввоз таких товаров разрешен при условии, что раньше одни уже ввозились в РФ правообладателем.
В рамках параллельного импорта с 07.05.2022 г. действует Приказ № 1532, утверждающий списки изделий, на которые не распространяются ст.1359 (подпункт 6) и ст. 1487 ГК РФ, если они введены в обращение за пределами РФ правообладателями или обладателями патента, а также при условии их согласия.
Требования ГК РФ касаются защиты права интеллектуальной собственности со стороны правообладателя. В данный перечень 21.10.2022 г. Приказом Минпромторга № 4456 были внесены изменения (дополнения и изложение в новой редакции некоторых пунктов).
Как пользоваться перечнем:
Следует отметить, что данные меры не дают разрешение на ввоз контрафакта.
Параллельный импорт допустим только при легальном таможенном оформлении груза, оплате всех пошлин, наличии сертификатов, имеющихся в реестре или оформленным импортером.
По результатам мониторинга ситуации на российском рынке, связанной с импортными поставками, по мере необходимости Минпромторг будет дополнять перечень новыми видами изделий или, наоборот, исключать отдельные товарные позиции.