Парад на Красной площади
В Параде на Красной площади, посвященном 78-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в составе сводного расчета Всероссийского казачьего общества участвовали более сотни казаков Кубанского казачьего войска во главе с заместителем губернатора, войсковым атаманом Александром Власов.
Дорогие казаки, жители Кубани, поздравляю вас с праздником. В этот день мы вспоминаем погибших на полях сражений, самоотверженно работавших в тылу, поднимавших страну в послевоенное время. День Победы – общая наша память и личная история каждой семьи. Сегодня наши сплоченность и единство уверенно противостоят нацистской угрозе. В рядах российской армии плечом к плечу стоят казаки-добровольцы – сильные духом, верные долгу воины, готовые отдать жизнь за Отечество, защищая безопасность и свободу. Их подвиги останутся в сердцах и в памяти земляков так же, как героизм их дедов и прадедов. Убежден, летопись казачьей славы никогда не будет прервана, потому что патриотизм, отвага и мужество у нас в крови, в характере нашего народа, – сказал Александр Власов.
Участие казаков в Великой Отечественной войне
В Великой Отечественной войне кубанские казаки воевали в многочисленных формированиях: в составе 72-й кавалерийской дивизии, отдельной пластунской казачьей бригады 17-го казачьего кавалерийского корпуса, служили в пехоте, артиллерии, танковых, авиационных войсках. За годы войны звания Героя Советского Союза были удостоены 262 казака.
Памятники воинам
В преддверии Дня Великой Победы казаки парадного расчета Кубанского казачьего войска возложил цветы к памятникам, расположенным на территории 15 гвардейского мотострелкового полка Московской области. Здесь находится мемориал Подвигу жить в веках!, посвященный погибшим Героям Советского Союза, памятник воинам-гвардейцам, погибшим во времена антитеррористической операции на Северном Кавказе.
Также рядом с территорией части, в парке у дома культуры Тамань, расположен мемориал воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны и монумент в память о защитниках Отечества в локальных конфликтах.
Факты из истории казаков в советскую эпоху
Казачье сословие подверглось репрессиям в первые годы советской власти. Через полтора десятилетия репрессии сошли на нет, а в сороковых казаки вместе со всем советским народом встали на защиту родной страны от фашизма и бились, не щадя жизни. Но реабилитировано казачество было лишь спустя еще почти полвека.
Расказачивание
Репрессии в отношении казаков начались 24 января 1919 года с принятием Оргбюро Центрального Комитета большевиков директивы о расказачивании.
Данное правительство циркулярная инструкция полностью ликвидировала казаков как социально-экономическую группу, а также культурную общность.
Беспощадное расказачивание: Репрессии советской власти против казаков
Вердикт документа — беспощадный террор, поголовное истребление и никаких компромиссов: казаков расстреливали, брали в заложники, натравливали на них неказачье население, станицы и хутора сжигали или переселяли туда крестьян. Отбирали все имущество, продукты и скот. Все казачьи войска упразднили. У всех отбирали оружие, а тех, кто не сдал вовремя, сразу расстреливали.
Советская власть встала против казаков — несмотря на то, что директиву о расказачивании официально отменили через два месяца, сам процесс это не остановило. Предлагали депортировать всех казаков от 18 до 50 лет за пределы Кубани, Дона и Терека на Север — план не осуществили только из-за нехватки железнодорожных вагонов.
Спустя более 10 лет после принятия директивы с территории Кубани депортировали 9 тыс. казачьих семей — около 45 тыс. человек из районов Черноморья переселили для освоения засушливых территорий Сальских степей и Ставрополья. Из различных регионов, в основном Уральской области и бывших территорий казачества на Северном Кавказе в течение 1930–1931 годов арестовали и депортировали не менее 300 тыс. казаков.
Присоединение к Красной армии и участие в гражданской войне
Политика большевиков кажется необъяснимой — много казачьих формирований и подразделений входило в Красную армию, которая воевала с белогвардейцами в годы гражданской войны, в том числе общевойсковое подразделение червонное казачество, Первая и Вторая конная армии.
Однако объяснение есть — казаков было немало и среди белогвардейцев: основными базами Белого движения стали Кубань, Терек, Дон и Урал — территории проживания казачества. Казаки считали, что новая власть разрушит все традиции и уклад жизни, сложившиеся веками, поэтому влились в ряды белогвардейцев.
Последствия и борьба за выживание
Именно это привело к потере привилегий и статуса военно-служивого сословия. Кроме того, для большинства казаков служение императору было делом всей жизни, поэтому крушение самодержавия в России только усугубляло ситуацию.
Именно поэтому значительная часть казачества перешла на сторону белой армии, а казачьи воинские части стали главной силой Белого движения.
Эмиграция и День памяти
В связи с масштабными гонениями и поражением в гражданской войне, Белое движение массово мигрировало из России, а казаки стали крупной частью белой эмиграции. Казачьи сообщества сформировались в ряде стран Европы, США, Канады, Австралии, Южной Америки.
Согласно официальным данным, расказачивание унесло жизни более 2 млн казаков. На Кубани только за весну-осень 1918 года погибло 24 тыс. человек.
Дату принятия директивы о расказачивании — 24 января — впоследствии признали Днем памяти казаков — жертв политического террора.
Кубанские казаки в Великую Отечественную войну
После завершения Гражданской войны на казаков наложили ограничения на службу в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии. Однако 20 апреля 1936 года ЦИК СССР постановил отменить ограничения.
Реабилитация казаков в Советском Союзе
Резкий поворот в отношении к казакам произошел с подачи Иосифа Сталина — в Союзе стартовала кампания по реабилитации. С февраля 1936 года в газетах публиковали материалы о преданности казаков социалистическому строю, а также об их работе на благо родины.
Реабилитироваться казакам помогло искусство — роман Тихий Дон Михаила Шолохова читал весь СССР, а Иосиф Сталин почитал писателя как честного человека. Кроме того, по данным историков, Шолохов лично отправлял письма Сталину в 1933 году.
Переименование кавалерийских частей
В апреле 1936 года вышел приказ о переименовании кавалерийских частей. Например, 12-я территориальная кавдивизия была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию. Также казаки проходили службу в 9-й пластунской стрелковой дивизии, 72-й кавалерийской дивизии и других подразделениях.
Особая военная форма для казаков
В 1936 году утвердили особую военную форму для казаков. Для кубанских и терских казаков она состояла из пилотки, кубанки, цветного башлыка, шинели, бешмета, шаровар, сапог и снаряжения. Парадная форма включала кубанку, красный бешмет и башлык, черкеску, бурку, кавказские сапоги и шашку.
Участие казаков в Великой Отечественной войне
Казачьи части принимали активное участие в боевых действиях Великой Отечественной войны. Всего в 1941 году на Кубани появилось 9 казачих дивизий. Хоть многие казаки были плохо вооружены, они проявили в боях высокие качества воинов.
Подвиги казаков войны
В августе 1942 года 17-й кавалерийский корпус генерала Кириченко остановил наступление фашистских войск возле станицы Кущевской. Казаки уничтожили около 1,8 тыс. немецких офицеров и солдат, а также взяли в плен около 300 человек, захватив много оружия.
Все вышеперечисленные события подтверждают важную роль казаков в истории Советского Союза и их готовность защищать родину.
После распада Советского Союза казачество начало переживать второе рождение. В 2005 году было создано Кубанское казачье общество, которое с тех пор активно развивается и продвигает популяризацию казачества. Казачьи соединения стали участвовать в парадах, фестивалях, культурных и спортивных мероприятиях.
Одним из символов казачества стал оружейный знак — шашка. Казаки считают, что шашка — это своеобразное продолжение руки, инструмент, без которого нельзя представить себя истинного казака. Она символизирует честь, самопожертвование, и верность.
Кроме того, в настоящее время на Кубани существуют казачьи общественные организации, которые занимаются воспитанием молодежи, сохранением культурных традиций и истории казачества. Проводятся восстановительные работы на местах боевой славы казаков, организуются музеи, посвященные казачьей тематике.
Таким образом, казачество на Кубани имеет богатую историю, которая началась задолго до Великой Отечественной войны и продолжается до сегодняшних дней. Оно олицетворяет дух независимости, гордости и патриотизма. Уважение к традициям и подвигам предков помогает казакам находить свое место в современном обществе и сохранять свою уникальную культуру.
Современное казачество начало возрождаться в конце 80-х — начале 90-х годов. Тогда на Кубани, в Ростовской области и других регионах появлялись общественные казачьи организации. 26 апреля 1991 года вышел закон «О реабилитации репрессированных народов», а 15 июня — указ президента РФ № 632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества», которые стали правовой основой этих организаций.
В своем указе президент постановил реабилитировать казачество как исторически сложившуюся культурно-этническую общность для восстановления исторической справедливости, а также осудить проводившуюся политику репрессий, беззакония и произвола в отношении казаков.
Как сообщество, репрессированное в годы СССР и подвергшееся террору, казачество первоначально реабилитировали постановлением Верховного совета РФ от 16 июля 1992 года № 3321–1 «О реабилитации казачества». Для полной реабилитации постановили отменить все принятые с 1918 года акты, которые применяли репрессивные меры.
Спустя два года, 22 апреля 1994 года вышло постановление Правительства РФ № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству». Именно оно утвердило основные принципы отношения государственной политики к казачеству и концепцию возрождения традиционной службы. Детально правовую и организационную основы госслужбы казачества детально определили в 2005 году Федеральным законом № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
В Краснодарском крае годовщина реабилитации казачества стала памятным днем в 2006 году. Дата отмечается ежегодно — проводятся торжественные парады исторических отделов Кубанского казачьего войска на главной площади краевой столицы. Участие в них принимают до 10 тыс. казаков, в том числе учащиеся казачьих классов и кадетских корпусов. Также памятные мероприятия проводят во всех районах Кубани.
Кроме того, ежегодно Кубанское казачье войско проводит 13 поминовений, чтобы почтить память трагически погибших предков.
Современное казачество
В современной России казачество занимается охраной общественного порядка вместе с полицией, а также духовно-нравственным воспитанием молодежи и сохранением традиционных ценностей и культурного наследия.
На Кубани современное казачье войско — преемник войска дореволюционного периода. В 2011 году был принят новый устав, а также утверждены приказом президента знамя и флаг Кубанского казачьего войска.
Фото Николая Хижняка, «Кубань 24»
Спустя год войско вошло в госреестр казачьих обществ РФ. Казаки получили право нести все виды госслужбы — туда вошли охрана общественного порядка, защита государственной границы, ликвидация последствий ЧС и природоохранные мероприятия.
В 2012 году кубанские казаки участвовали в ликвидации последствий наводнения в Крымске, в 2014 — следили за общественным порядком на Олимпиаде и Паралимпиаде в Сочи, а также на гран-при «Формулы 1». В том же году более 1 тыс. казаков отправились в Крым.
Казаки не остались в стороне и с началом военной спецоперации на Украине — в составе 13 войсковых добровольческих казачьих отрядов участвуют более 16 тыс. казаков, их них 4,5 тыс. — из Кубанского казачьего войска.
Добровольцы освоили почти все воинские специальности — минометчики, разведчики, зенитчики и снайперы. В зоне спецоперации находятся не только молодые казаки, но и ветераны. Специально для подготовки новобранцев в сентябре создали учебно-тренировочный центр «Кубань».
Те, кто не отправился в зону боевых действий, помогают участникам СВО — собирают и отправляют гуманитарную помощь, а также продолжают охранять общественный порядок в городах и районах по всей России. Кроме того, в апреле 2023 года в Краснодарском крае открыли казачий центр психологической помощи для участников СВО.
Первый георгиевский кавалер Великой войны — приказный Войска Донского Козьма Крючков, 1914
Потомки запорожцев и реестровых казаков составили основу задунайцев в Османской империи и Банатской Сечи в Австрийской империи, а также бугских казаков, азовцев, черноморцев и кубанцев; в значительно меньшей степени участвовали в формировании кавказских линейцев, донских, хопёрских (включая некрасовцев), волжских, оренбургских, уральских, сибирских и забайкальских казаков в Российской империи.
За всю свою историю казачьи воинские формирования входили в армию Русского государства, Русскую императорскую армию (в том числе и в Русскую гвардию), Белую гвардию, Вооружённые силы Советской России (Красную гвардию, позже — РККА) и Вооружённые силы СССР. Ныне в Российской Федерации также есть казачьи формирования.
Помимо этого, казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы и формирования следующих государств и образований: Великого княжества Литовского и Короны Польской; «вольного города» Гамбурга; короля Швеции Карла XII (Мазепа и Гордиенко); Османской империи (Правобережная Гетманщина под Османским протекторатом /1669−1685/, «некрасовцы» и Задунайская Сечь); Персии (Персидская казачья дивизия); Украинской Народной Республики, Западно-Украинской Народной Республики и Украинской державы гетмана Скоропадского (Вольное казачество и Холодноярская республика); Вольной территории (Повстанческое движение под руководством Нестора Махно); УНР Советов и УССР (Червонное казачество); Парагвая; нацистской Германии (Казачий стан и многие другие формирования); УПА (в том числе Полесскую Сечь Бульбы-Боровца); Маньчжоу-го и Японии (Квантунская армия).
Проблемы идентификации, современной численности и расселение
станица Старочеркасская по переписи 1926 года
Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 140 028 казаков (то есть людей, называющих себя казаками). Данные численности казаков по субъектам Российской Федерации показывают, что из числа всех казаков Российской федерации 95,5 % проживают в Южном федеральном округе.
Места проживания казаков
В XVI веке казаки служили на оборонительных линиях, созданных для защиты приграничных земель от набегов степняков.
Народные собрания, круги и рады, регламентирующие жизнь казаков, препятствовали развитию сословного деления в казачьем обществе. Такое деление возникало, если земли казаков оказывались под управлением соседних властителей. Независимо от того, был ли правитель ханом, королём или царём, любой из них пытался привлечь на свою сторону самых влиятельных среди казаков людей, жалуя атаманов и выборных старшин. Своими указами и привилеями правители способствовали появлению таких социальных групп, как беи, дворяне и шляхта. Одновременно с этим жизнь рядовых казаков осложнялась дополнительными обязательствами, ограничивающими их свободу.
В казачьем обществе возникает группа легитимизированных «лучших людей», к числу которых принадлежат немногочисленные крупные помещики, большое число хуторян, землевладельцев «милостиго государя». Казаки-купцы становятся «торговыми казаками». Прочие станичники получают статус земледельцев и рядовых, за которыми сохраняется право тоже стать «лучшими людьми». Для этого надо либо иметь образование, уровень которого превышает общий, либо проявить необыкновенную военную отвагу.
В «Великий голод» 1601—1603 годах многие землевладельцы, не имея возможности прокормить своих боевых холопов, прогоняли их со двора. Спасаясь от голода, холопы, которых господа отказывались кормить, массами переходили на вольные окраины (украины). Беглые послужильцы, располагавшие оружием и боевым опытом, сбивались в ватаги, разбойничали, а также приняли значительное участие в формировании вольного казачества на Дону, Волге, Яике и других местах. Царские дипломаты многократно заявляли, что «воровские казаки» — это беглые боярские холопы, что именно они чинят разбой. Исаак Масса писал, что «в казаки шли по большей части убежавшие от своих господ слуги (Knechten)». Аналогичные сведения сообщает автор «Хронографа» начала XVII века, называвший казаков «беглыми холопами и ярыжными ворами». Особый интерес представляет «Повесть об Азовском осадном сидении» XVII века, возникшая в казачьей среде. Герои повести вспоминают о своём холопском прошлом: «Отбегаем мы ис того государства Московского из работы вечныя, ис холопства неволного от бояр и дворян государевых».
В XVII−XVIII веках Российская империя требовала от казаков преданности и верной службы, что часто входило в противоречие с их вольным образом жизни и приводило ко множеству восстаний, самые крупные из которых — Болотникова, Баловнева, Балаша, Разина, Булавина и Пугачёва. В ответ это вызывало крупные карательные меры со стороны российских властей.
Например, после восстания Булавина (в подавлении которого участвовали Ахтырский, Изюмский, Сумской и Острогожский слободские казачьи полки) Донское войско было официально лишено независимости. Часть земель Донского войска в верховьях Дона, по Осколу и по Северскому Донцу была передана слободским казачьим полкам, где на месте городков донских казаков слободские казаки ставили свои остроги, что надолго испортило отношения между слободскими и донскими казаками.
Казаки в XIX веке
«Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона, 1813 г.» Рисунок Н. Н. Каразина изображает момент прибытия пленных поляков в Омск после того, как они, уже развёрстанные по казачьим полкам, под наблюдением Сибирского войска казачьего ротмистра (есаула) Набокова, по одному переодеваются в казачьи мундиры.
«Было бы преувеличением сказать, что однодворцы переселялись в предгорья Кавказских гор только по своей воле, испытывая недостаток в сельскохозяйственных угодьях. В этом переселении в XVIII веке нуждалось и правительство. Оно рассматривало однодворцев как резерв казачьих войск на Кавказе, которые служили там по три года, а потом их заменял вновь прибывший казачий полк. В случае же с однодворцами правительство сразу же убивало двух зайцев: решало проблему с нехваткой земли и размещало опытных воинов на новых землях на долговременной основе. Затем однодворцы переводились в казачье сословие, каковым они по сути и являлись с самого начала их появления. Лучшим средством замирения края являлось заселение его казачьими станицами. Понимали это и кавказские горцы. „Укрепление — это камень, — говорили они, — брошенный в поле: дождь и ветер уничтожают его; станица — это растение, которое вживается в землю корнями и понемногу застилает и охватывает поля“. Поселившихся на Кавказской линии однодворцев, переведённых в казачество стали называть линейными казаками или линейцами. Помимо освоения новых земель и ведения собственного хозяйства на них легла вся тяжесть беспокойной кордонной службы с её ночными дозорами и частыми тревогами по отражению набегов немирных горцев».
К середине XIX столетия однодворцы составили основной костяк формирующегося линейного казачества.
К началу XIX века казаки выделились в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), участвовали во множестве войн и даже составляли основу личного конвоя императора. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
Казаки в начале XX века
Кубанские казаки в мае 1916 года
Фредерик де Ханен. Казаки переносят раненых на импровизированных носилках во время Первой мировой войны.
В казачьих округах было развито местное самоуправление. В свободное от несения службы время казаки обрабатывали землю (по 30 десятин на 1 душу мужского пола). Они пользовались бесплатным обучением и медицинским обслуживанием. В мирное время на постоянной службе находилось 17 полков и 6 отдельных сотен Донского казачьего войска, 11 полков и 1 дивизион Кубанского войска, 4 полка и 4 местные команды Терского войска, 6 полков и 1 дивизион и 2 сотни Оренбургского войска, 3 полка и 2 команды Уральского войска, 3 полка Сибирского войска, 1 полк Семиреченского войска, 4 полка Забайкальского войска, 1 полк Амурского войска, 1 дивизион Уссурийского войска, 2 сотни Иркутских и Красноярских казаков. Казачьи полки входили в состав кавалерийских дивизий вместе с регулярными армейскими полками, а также формировали шесть дивизий по четыре полка полностью казачьих. Во время Первой мировой войны численность казачьих войск увеличилась более чем в четыре раза. Всего казачество выставило 160 полков и 176 отдельных сотен. Вместе с казачьими пехотой и артиллерией это составило более 200 тысяч человек.
Во время гражданской войны многие казачьи края решили получить широкую автономию: были провозглашены Всевеликое Войско Донское, Кубанская Народная Республика, Оренбургский казачий круг.
Казаки при Советской власти
В среде белой эмиграции казачьи сообщества сформировались в ряде стран Европы, США, Канады, Австралии, Южной Америки.
После окончания Гражданской войны в СССР на казачество были наложены ограничения по прохождению воинской службы в РККА. И только 20 апреля 1936 года постановлением ЦИК СССР они были отменены.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СССР
О снятии с казачества ограничений по службе в РККА
Учитывая преданность казачества советской власти, а также стремление широких масс советского казачества, наравне со всеми трудящимися Советского Союза, активным образом включиться в дело обороны страны, — Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
Отменить для казачества все ранее существовавшие ограничения в отношении их службы в рядах Рабоче-Крестьянской Красной армии, кроме лишённых прав по суду.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М.Калинин
И. о. Секретаря Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР И.Уншлихт
На основании этого постановления 21 апреля 1936 года приказом Народного Комиссара Обороны в РККА создаются казачьи кавалерийские части.
Приказ народного комиссара обороны СССР
№ 061 21 апреля 1936 г. г. Москва
О переименовании 10, 12, 4 и 6 кавалерийских дивизий в казачьи, о формировании 13 Донской казачьей дивизии и отдельной кавалерийской бригады горских национальностей и об установлении для казачьих дивизий особой формы одежды
В ы п и с к а:
1. 10 территориальную кавалерийскую Северо-Кавказскую дивизию, дислоцированную на Тереке—Ставрополье (Моздок, Пятигорск, Невинномысская), переименовать в 10 Терско-Ставрополь-скую территориальную казачью дивизию.
Исключить из состава частей 10 Терско-Ставропольской казачьей дивизии все эскадроны горских национальностей и сформировать из них отдельный кавалерийский полк горских национальностей с дислоцированием штаба полка в г. Нальчике.
2. 12 территориальную кавалерийскую дивизию, дислоцированную на Кубани (Армавир, Майкоп, Тихорецкая, Ленинградская) переименовать в 12 Кубанскую территориальную казачью дивизию.
3. Сформировать на Дону (Новочеркасск, Каменск, Миллерово, Мор’озовская) новую 13 Донскую территориальную казачью дивизию.
5. Переименовать 4 и 6 кавалерийские дивизии (БВО) в казачьи, присвоив 4 кавалерийской Ленинградской Краснознамённой дивизии имени т. Ворошилова наименование: «4 Донская казачья Краснознамённая дивизия имени т. Ворошилова» и 6 кавалерийской Чонгарской дивизии имени т. Будённого наименование: «6 Кубанско-Терская казачья Краснознамённая Чонгарская дивизия имени т. Будённого».
8. Новый отдельный кавалерийский полк горских национальностей в Нальчике и существующий отдельный полк горских национальностей в г. Орджоникидзе — Махачкала — объединить в отдельную кавалерийскую бригаду горских национальностей со штабом бригады в г. Орджоникидзе.
Народный Комиссар Обороны СССР
Маршал Советского Союза К. Ворошилов
Позднее, приказом НКО № 19 от 13.02.37 года в казачьи были переименованы и все части указанных дивизий. Тем же приказом в казачье было переименовано и управление 4-го кавалерийского корпуса, которое объединяло три казачьи дивизии — 10, 12 и 13-ю (4-й казачий корпус им. т. Будённого). 6-й кавкорпус стал 6-м казачьим корпусом им. т. Сталина.
Казачьи дивизии имели следующий состав:
4 Донская казачья ордена Ленина Краснознамённая ордена Красной Звезды дивизия имени т. Ворошилова
6 Кубанско-Терская казачья Чонгарская ордена Ленина Краснознамённая ордена Красной Звезды дивизия имени т. Будённого
10 Терско-Ставропольская казачья дивизия
12 Кубанская казачья дивизия
13 Донская казачья дивизия
Для казачьих частей приказом Наркома обороны СССР № 67 от 23.04.1936 года была введена особая форма одежды, во многом совпадавшая с исторической, но без погон.
Повседневная форма для донских казаков состоит из папахи, фуражки, или пилотки, шинели, серого башлыка, бешмета цвета хаки, тёмно-синих шаровар с красными лампасами, общеармейских сапог и общекавалерийского снаряжения.
Повседневная форма для терских и кубанских казаков состоит из кубанки, фуражки или пилотки, шинели, цветного башлыка, бешмета цвета хаки, синих общеармейских шаровар с кантами — светло-синими у терцев и красными у кубанцев. Сапоги общеармейские, снаряжение общекавалерийское.
Парадная форма донских казаков состоит из папахи или фуражки, шинели, серого башлыка, казакина, шаровар с лампасами; сапоги общеармейские, снаряжение общекавалерийское, шашка.
Парадная форма терских и кубанских казаков состоит из кубанки, цветного бешмета (кубанцы — красный, терцы — светло-синий), черкески (кубанцы — тёмно-синяя, терцы — серо-стальная), бурки, кавказских сапог, кавказского снаряжения, цветного башлыка (кубанцы — красный, терцы — светло-синий) и кавказской шашки.
Фуражка у донцов имеет околыш красный, тулью и донышко тёмно-синие, канты по верху околыша и тульи красные.
Фуражка для терских и кубанских казаков имеет околыш синий, тулью и донышко цвета хаки, канты чёрные.
Папаха для донцов чёрная, донышко красное, поверх крестообразно нашивается в два ряда чёрный сутаж, а для командного состава жёлтый золотой сутаж или галун.
Казаки в Великой Отечественной войне
В соответствии с приказом народного комиссара обороны К. Е. Ворошилова № 67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих (см. Казачьи части РККА). 15 мая 1936 года 10-я территориальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальная кавдивизия, размещённая на Кубани, была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская Ленинградская Краснознамённая дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-ю Донскую казачью Краснознамённую дивизию имени К. Е. Ворошилова, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознамённая имени товарища Будённого переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознамённую дивизию им. С. М. Будённого. На Дону также была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия.
Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии, 9-й пластунской стрелковой дивизии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус); оренбургские казаки служили в 11-й (89-й), затем 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Суворова казачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в городе Челябинске.
В 1936 году была утверждена парадная военная форма для казачьих частей. Именно в этой форме и шли казаки на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Первый парад в составе РККА с участием казачьих частей должен был пройти 1 мая 1936 года. Однако, в силу разных причин участие в военном параде казаков было отменено. Лишь 1 мая 1937 года казачьи подразделения в составе РККА прошли военным парадом по Красной площади.
С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действиях против немецких войск.
Например, осенью 1941 года в городе Грозном формировался 255-й отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк. В его составе было несколько сотен казаков-добровольцев, выходцев из станиц Сунженской и Терской. Полк воевал под Сталинградом в августе 1942 года, где за два дня, 4-5 августа, у станции (разъезда) Чилеково (от Котельниково к Сталинграду) потерял в боях против частей 4-й танковой армии вермахта 302 бойца во главе с комиссаром полка, ст. политруком М. Д. Имадаевым. Русских казаков среди погибших и пропавших без вести этого полка в эти два дня было 57 человек. Также казаки-добровольцы воевали во всех национальных кавалерийских подразделениях от остальных республик Северного Кавказа.
Кубанские казаки на стороне Германии
В ходе Второй мировой войны казаки воевали как на стороне СССР, так и на стороне нацистской Германии и в составе императорской армии Японии (Бригада Асано и другие).
В первый же день начала Германией военных действий против СССР находившийся в эмиграции казачий атаман Всевеликого войска Донского Пётр Николаевич Краснов обратился к казакам с воззванием:
Третий рейх сумел привлечь на свою сторону довольно большое число казаков. Идея реванша за проигранную гражданскую войну, обретения казачьей государственности и создания независимого государства «Казакии» с помощью нацистской Германии именно в годы Великой Отечественной войны обрели новое дыхание и превратили казачьи части Вермахта в орудие борьбы против советской власти. По различным оценкам, к концу войны на территории Германии и подконтрольных ей стран оказалась от 70 до 110 тысяч казаков, включая женщин, стариков и детей. Значительное число из них были беженцами из Советского Союза, отступавшими с казачьих земель вместе с германской армией зимой 1943 года. Эти казачьи части сыграли значительную роль в истории советского коллаборационизма в годы Второй мировой войны. Казачьи подразделения несли охранную службу в различных районах на территории СССР, воевали с регулярными частями советской армии в битве за Северный Кавказ, боролись с югославскими и итальянскими партизанами, вместе с частями СС подавляли Варшавское восстание В том числе, 1 июля 1943 была сформирована 1-я казачья дивизия, командиром которой был назначен генерал-майор Гельмут фон Паннвиц. Приказом от 25 февраля 1945 года дивизия была преобразована в 15-й казачий кавалерийский корпус СС.
В апреле 1945 года путём реорганизации казачьей коллаборационистской организации Казачий Стан было сформировано ещё одно войсковое подразделение — Отдельный казачий корпус, который вошёл в состав вооружённых сил Комитета освобождения народов России.
После окончания боёв в Европе, с территории Австрии, занятой британскими оккупационными войсками, советским органам НКВД была осуществлена выдача казаков, в том числе и тех кто никогда не был гражданином СССР, членов Казачьего Стана, 15-го кавалерийского казачьего корпуса СС и других формирований, а также членов их семей.
После передачи советскому правительству казачьи генералы были признаны советским судом военными преступниками и казнены, остальные вместе с семьями были приговорены к различным срокам заключения. В 1955 году, по указу Президиума Верховного совета от 17 сентября «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупационными властями в период Великой Отечественной войны» некоторые казаки были амнистированы.
Казачество после распада СССР
После распада Советского Союза началось систематическое возрождение казачества, многие казаки принимали участие в различных постсоветских конфликтах. Существует множество казачьих обществ на территориях современных России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Украины и других стран.
Образование казачьих войск
Даточные казаки Комарицкой волости (осадная служба в Севске в период Смоленской войны 1632-34 годов). Набирались из дворцовых крестьян. Первоначально было набрано 600 человек сменной службы с каждой жилой выти (примерно с каждого десятого двора). Даточные казаки были подспорьем служилой части гарнизона Севска. Каждый даточный казак обязан был иметь при себе пищаль, рогатину, топор, два фунта зелья и фунт свинца. Дальнейшая судьба служилого сообщества даточных казаков — возвращение в первичное состояние дворцовых крестьян по завершении Смоленской войны.
Казаки Северской походной рати. Так же в период Смоленской войны, И. Еропкин и Б. Болтин, следуя указам от государя, бросили клич о приборе в казачью службу для похода во всех Северских городах (Рыльске, Путивле и Комарицкой волости) всякого рода охочих людей (добровольцев), предполагаемой численностью в 500 человек.
Казачьи полки майоров Лалаша, Левиза, Фризе и Шенка, сформированные в 1764—74 годах, во время турецких войн из малороссийских и южно-славянских выходцев. Входили в состав действующей армии.
Волонтёрские команды, сформированные в 1787 году по случаю турецкой войны из южно-славянских, албанских, молдавских и греческих выходцев.
Смилянский и Сколянский казачьи полки сформированы в 1788 году из таких же выходцев, как и волонтёрские команды.
«Бугские спиры» — волонтёрские когорты, сформированные в 1788 году при армии Потёмкина из арнаутов и волохов.
Корпус малороссийских пеших стрелков сформирован в мае 1790 года из малороссийских мещан и поселян в составе двадцати пяти сотен для усиления армии Г. А. Потёмкина во время русско-турецкой войны 1787—1791 годов. Расформирован в 1792 году. Вновь сформирован в апреле 1794 года, расформирован в ноябре 1796 года.
Малороссийские конные казачьи полки, формировавшиеся для усиления регулярной армии из жителей Черниговской и Полтавской губерний в разные годы:
Части, сформированные на Кавказе в 1853—56 годах по случаю Восточной (Крымской) войны:
Части, сформированные на Кавказе в 1877—78 годах по случаю войны с Турцией:
Китайский туземный отряд, сформированный в 1905 году в Маньчжурии из местного населения во время войны с Японией для разведывательной службы.
Казачьи поселения обычно назывались станицами. В Сибири укреплённые станицы назывались острогами. Станицы дунайских казаков насчитывали до 1 тыс. казаков. У запорожцев первичной единицей войска был курень (несколько сотен).
Несколько куреней (станиц) объединялось в полки (паланки, юрты, станичные округа) во главе с полковниками.
Поскольку казачий полк состоял из нескольких сотен (аналог эскадрона), то главой станицы (или целого округа) мог быть сотник или есаул (это звание означало подчинённое положение по отношению к более высокому казачьему чину).
Каждый полк имел полковое знамя. Полки обыкновенно имели порядковые номера и назывались по имени войска. Несколько полков образовывали войско. Например, Оренбургское войско состояло из 54 станиц, объединённых в 18 полков (3 станицы ~ 1 полк).
Нередко казачьи объединения (войска) назывались в честь рек: Амур, Волга, Дон, Дунай, Енисей, Исеть, Кубань, Терек, Уссури, Яик. Реже в честь морей (Азовское, Чёрное), географических регионов (Забайкалье, Сибирь, Семиречье) или городов (Астрахань, Екатеринослав, Оренбург).
Казачий быт и семейный уклад
Ряд фактов свидетельствует о том, что на первых этапах, например, в Запорожской Сечи и у донцов, семейная жизнь отвергалась в корне. Прирост населения осуществлялся за счёт приёма в казаки. Позднее донские казаки начали брать в плен женщин, совершая набеги на соседей. Однако рождённых детей умерщвляли, зашивая в мешки и кидая в воду, «как щенят». Потом эта традиция смягчилась: мальчикам оставляли жизнь, и топили только девочек. Но даже когда (значительно позже) у донцов сложилась семейная жизнь и бытовой уклад, казак был абсолютным хозяином и имел право продать неугодную женщину. В других казацких общинах поступали также. В то же время даже на первых порах существования были и семейные казаки. Так, Щербина Ф. А. отмечает, «что в самом Запорожье по так называемым паланкам жили семейные казаки, а многие со стороны приезжали в Сечь с детьми — „молодиками“ и „хлопцами“ и, стало быть, имели семьи на стороне».
Считается, что благодаря такой общей генетической преемственности казакам удалось сохранить свои традиции вплоть до начала XX века. Тогда, как считает Н. Н. Чебоксаров, сформировалась современная этническая картина, в которой уцелели многие черты казачьей патриархальности. Общинная форма землевладения, промысловой и военной деятельности оказала большое влияние на бытовую и духовную культуру казаков. Традиции коллективного труда и взаимовыручки выражались в объединении рабочего скота и инвентаря на время срочных сельскохозяйственных работ и в иных ситуациях. Ещё в начале XX века для казаков обычно совместное существование 3—4 поколений в одной большой семье, насчитывавшей 25—30 человек. Глава семьи (дед, отец, старший брат) был её полновластным хозяином, распределяя и контролируя работу каждого в семье, ведя семейный бюджет.
Что касается казачьих жилищ, то до XVI века сведений о них у науки нет. Наиболее древние сооружения — землянки, полуземлянки и шалаши — подходили как для походной жизни казаков, так и для мягкого климата. Сами поселения защищались глубоким рвом и земляным валом. К XIX веку тип жилища начал соединять в себе традиционные черты с формами, заимствованными у соседей (как русских, так и иных народов). В XX веку тип казачьего жилища претерпевает очередные изменения, вызванные изменениями в экономике страны, воздействием городского образа жизни и приказами войскового руководства.
Казачью одежду характеризует самобытность и серьёзные отличия от общерусских традиций. Традиционной мужской одеждой были рубаха и широкие шаровары. Рубаха обычно заправлялась в штаны, а не подпоясывалась. Головной убор был в виде колпака. Казаки носили мягкую обувь (ичиги, сапоги). В целом их наряд во многом напоминал одежду «чёрных клобуков». На верхнюю одежду казаков заметно повлияли традиции других народов. Так, бурка, башлык, черкеска, бешмет, характерные для терских, кубанских и донских казаков, практически без изменений взяты у народов Кавказа. Уральские казаки носили алат, чекмень и малахай, которые своим покроем повторяют аналогичные татарские, башкирские или ногайские. В XIX веке в повседневную одежду казаков вошли китель, гимнастёрка, папаха и другие детали военной формы. Женская одежда также заметно отличалась от общерусской. Вместо туникообразной рубахи, характерной для русского женского наряда, бытовали юбка с кофтой, иной характер вышивки и фасон головных уборов.
Казаки и религия
Материальные и летописные памятники, способные поведать о роли и месте, которые отводились православию в жизни первых казаков, немногочисленны. Надёжные свидетельства существования православных храмов в донских казачьих городках и станицах датируются XVI веком. Храм во имя Пресвятой Богородицы в Раздорах Донецких относится к самому древнему из них. В документах московского посольского приказа 1614 года говорится о существовании часовен в Черкасском и монастырском городках. Примерно к середине XVII века часовни были во всех низовых городках. Священников на Дон присылали из Москвы. Для служения в Монастырский же городок, в котором в середине XVII века была ставка донского атамана, иеромонахов приглашали из Киевской митрополии.
У каждого казачьего войска традиционно был свой Святой-покровитель, его день отмечают как главный войсковой праздник. У донских казаков – Святой пророк Осия; у оренбургских казаков – Святой великомученик Георгий Победоносец; у терских казаков – Святой Варфоломей; у сибирских и семиреченских казаков – Святой Николай Чудотворец; у уральских (яицких) казаков – Святой Михаил Архангел; у забайкальских, амурских и уссурийских казаков – Преподобный Алексей, человек Божий; у кубанских казаков – Святой Великий князь Александр Невский; у астраханских войсковой праздник приходится на день иконы Донской Божьей матери. Общеказачьим праздником считается день Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают казаки 14 октября (новый стиль). Все казаки отмечают память Святого апостола Андрея Первозванного 30 ноября (13 декабря по н. с.).