ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЛОНТЕРСТВА ВЫВОД

Цитировать:Бурцева Т. А., Филиппова Т. И., Сулейманова И. И. Анализ социально-экономических условий и влияние волонтерской деятельности на повышение социально-экономического благополучия в регионах // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 1. – С. 113-132. – doi: 10.18334/epp.11.1.111532.

Аннотация:В статье представлены результаты анализа условий развития волонтёрской деятельности в регионах ЦФО РФ за 2012–2019 гг., предложена авторская стратегическая модель волонтёрской деятельности в регионах, обоснован вывод о положительном влиянии реализации стандарта поддержки добровольчества в регионах России на ее эффективность. В статье оценено влияние развития волонтёрской деятельности на рост благополучия населения регионов ЦФО. В результате доказано, что развитие волонтёрского движения значимо влияет на улучшение окружающей среды регионов России, что ведёт к росту благополучия населения.

Ключевые слова: регион, добровольческая деятельность, макроэкономический показатель, благополучие населения

Финансирование:Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31726

Примерно
20% взрослого населения в мире являются волонтерами. Сегодня волонтерство
становится значимой тенденцией социальной реальности современной России. Этот
тезис подтверждается тем, что в основополагающих стратегических документах,
например концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период 2020 года, указе Президента РФ «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2020 года
(Указ № 204, май 2018 г.), Стратегии развития молодежи Российской Федерации на
период до 2025 года, данному вопросу уделено значительное место. В последние
годы в России предприняты ряд последовательных шагов по поддержке волонтерской
деятельности со стороны государства, в том числе:

– в 2014 г.
основана Ассоциация волонтерских центров России (АВЦ), приоритетной программой
которой на сегодняшний день является создание ресурсных центров добровольчества
в регионах России;

– в 2016 г.
учрежден Экспертный совет по развитию добровольчества (на базе АВЦ и ФГБУ
«Роспатриотцентр»);

– в декабре
2016 года на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических
инициатив (АСИ) одобрена стратегическая инициатива «Развитие волонтерства
(добровольчества) в регионах», разработан стандарт поддержки волонтерства в
регионах, основанный на лучших практиках государственной поддержки
добровольчества в России и за рубежом;

– в декабре
2016 г. президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию РФ
заявил о необходимости «снять все барьеры для развития волонтерства». По
поручению главы государства Общественной палатой РФ и Агентством стратегических
инициатив был разработан План мероприятий по развитию волонтерского движения в
РФ (утвержден правительством 5 июля 2017 года);

– в 2017 г.
учрежден День добровольца (волонтера), а 2018 год был объявлен Годом
добровольца (волонтера);

– в 2018 г.
внесены изменения в ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве
(волонтерстве) (федеральным законом от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ),
обеспечивающие единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества
(волонтерства) за счет включения в федеральное законодательство базовых понятий
в данной сфере и наделения федеральных органов исполнительной власти
полномочиями по принятию соответствующих подзаконных актов;

– в 2018 г.
утверждена «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской
Федерации до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018
г. № 2950-р), согласно которой содействие развитию и распространению (волонтерской)
деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной
политики;

– создан
единый информационный ресурс «Добровольцы России»
(https://добровольцыроссии.рф);


идет активное формирование
региональных ресурсных центров, которые призваны стать ключевыми звеньями в
цепочке создания инфраструктуры добровольчества в регионах;

– активное
вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность отражено в планах Федерального
агентства по делам молодежи (Росмолодежь);

– создан в
марте 2020 г. проект #Мывместе (http: мывместе2020.рф), направленный на волонтерскую
деятельность в условиях пандемии коронавируса.

Анализ развития волонтерской деятельности в
России

Рисунок 1. Среднегодовая численность добровольцев в
организациях, млн чел.


женщин среди волонтеров больше в 2 раза;


в городе охват населения волонтерской деятельностью выше примерно в 2 раза;

– количество времени, которое
посвящается волонтерской деятельности, варьируется от 7,4 до 8,5 часов в месяц,
фактически один рабочий день;


самый популярный вид волонтерства – социальные работы.

По информации Минздрава России, к концу
2018 года в сфере здравоохранения насчитывалось более 20 тыс. волонтеров. Всего
осуществляется взаимодействие более чем с 470 волонтерскими организациями. К
концу 2020 года волонтерством в сфере здравоохранения (в том числе борьбе с
коронавирусом) занималось уже более 50 тыс.
россиян во всех регионах страны.

Численность
населения, работающего в качестве волонтеров, по фактическому количеству
рабочих часов в месяц в 2018 г.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЛОНТЕРСТВА ВЫВОД

Рисунок 2.
Структура работ волонтеров в 2018 г.

По информации Минпросвещения России, в
соответствии с данными, представленными Федеральным агентством по делам
молодежи совместно с ФГБУ «Роспатриотцентр», на начало 2018 года общее
количество учреждений, работающих в сфере вовлечения детей и молодежи в добровольческую
деятельность в 85 субъектах Российской Федерации, в том числе муниципального
уровня, составляло 2 898 единиц. Деятельность данных учреждений охватывала 1 155 144
молодых граждан, или 4,2% от общего количества молодежи, проживающей в Российской
Федерации.

По информации МВД России, в 78 субъектах
Российской Федерации сформированы добровольческие поисковые отряды (для участия
в розыске пропавших без вести), в состав которых входило около 15 000
волонтеров.

В заключение
раздела отметим, что для проведения анализа социально-экономических условий и влияния волонтерской
деятельности на повышение социально-экономического благополучия в регионах
рекомендуется использовать не только статистические данные Росстата, но и
результаты опросов авторитетных организаций, экспертные мнения, результаты
рейтингов и мониторингов ведомств и негосударственных учреждений, что обеспечит
большую оперативность и объективность полученных выводов.

Анализ социально-экономических
условий волонтерской деятельности в регионах России

По мнению
экспертов АСИ, ключевыми барьерами развития волонтерства в регионах России
являются: отсутствие в законодательстве четкого определения понятий
«доброволец» и «волонтер»; отсутствие прозрачного механизма взаимодействия
органов власти и подведомственных учреждений с добровольцами; отсутствие
льготного налогового режима операций по оплате проезда и питания волонтеров
организаторами добровольческой деятельности; ограниченный доступ к помещениям и
материально-техническим средствам для организаций добровольческой деятельности;
ограничения для участия волонтеров в региональных конкурсах субсидий для социально
ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО); невысокий уровень осведомленности населения о практиках
гражданского участия.

В 2020 году
авторами публикации проведен онлайн-соцопрос среди волонтеров из регионов ЦФО
методом целевой выборки. Преимуществом выбранного метода в данном исследовании
является наиболее эффективный способ рекрутирования респондентов, состоящих в
волонтерских организациях (для прохождения онлайн-опроса рекрутирование респондентов производилось через волонтерские организации). Сами
волонтеры из регионов ЦФО по итогам проведенного в 2020 году авторами
публикации соцопроса (n = 3000) к ключевым проблемам в организации
волонтерской деятельности в регионах относят: слабый интерес и низкую мотивацию
к волонтерской деятельности со стороны населения (60,36% опрошенных);
недостаточную поддержку со стороны органов власти (44,18%); неразвитую
инфраструктуру волонтерских организаций (24,96%); проблемы
организационно-технического характера в проведении волонтерских мероприятий
(23,75%); недостаточную доступность информации о региональной волонтерской
деятельности (20,88%).

Для эффективной реализации
добровольческой деятельности на региональном (мезо-) уровне авторами настоящего
исследования создана авторская стратегическая модель волонтерской деятельности
в регионе (далее – модель). Кратко представим ее следующим образом (рис. 3).
Ядром (базисом) модели являются волонтеры (объединения, организации волонтеров,
фонды и пр.) как основной ресурс и субъект исследуемого явления. Надстройкой является:
нормативно-правовое регулирование волонтерской деятельности в регионе;
инфраструктура волонтерской деятельности (в том числе наличие и
функционирование региональных ресурсных центров добровольчества); ресурсы
волонтерской деятельности, в том числе административные ресурсы и ее финансовое
обеспечение в регионе; наличие информационных ресурсов, освещающих волонтерскую
деятельность в регионе; наличие образовательных программ для волонтеров в
регионе и их эффективность; методическое сопровождение волонтерской
деятельности в регионе; мониторинг эффективности волонтерской деятельности в
регионе. Создание модели, являющейся неким эталоном того, как в регионе должна
формироваться волонтерская деятельность в соответствии с ее основными
приоритетными задачами, с запросом общества и государства, отражает
взаимодействие ее звеньев друг с другом, а при наложении на реальную практику
осуществления волонтерской деятельности в регионах позволяет оценить сильные и
слабые стороны волонтерской деятельности, нацеленность региона на поддержку
волонтерства, мотивацию самих волонтеров и другие аспекты волонтерской деятельности
как социальной активности.

Модель коррелирует с разработанным на
площадке АСИ в 2017 году и активно внедряемым Стандартом поддержки
добровольчества (волонтерства) в регионах Российской Федерации (далее –
стандарт). В стандарт включены меры по преодолению 5 групп барьеров:
организационно-правовых, информационных, методологических, инфраструктурных, а
также в области стимулирования и финансирования добровольческой деятельности.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЛОНТЕРСТВА ВЫВОД

Рисунок 3.
Стратегическая модель волонтерской деятельности

на региональном уровне

Таким образом, реализация стандарта
позволяет:

– обеспечить равный доступ граждан всех
возрастов к возможностям добровольчества, учитывающим их мотивацию;

– укрепить доверие граждан к
некоммерческому сектору, а также предоставить некоммерческим организациям
человеческий ресурс для развития;

– привлечь дополнительные внебюджетные
средства в социальную сферу;

– объединить ресурсы бизнеса, некоммерческих
и образовательных организаций в реализации совместных добровольческих программ
на базе государственных и муниципальных учреждений и добровольческих центров,
то есть обеспечить рост эффективности организации добровольческой деятельности
в регионах России.

Социально-экономические эффекты
реализации стандарта поддержки добровольчества в регионах РФ

Рейтинг регионов ЦФО по числу волонтеров на 1000 чел. населения

Примечание: курсивом выделены
регионы, внедрившие стандарт АСИ.

Рейтинг
регионов ЦФО по числу проектов на 1000 чел. населения

Рейтинг
регионов ЦФО по числу мероприятий на 1000 чел. населения

За рассматриваемый период
2016–2019 гг. по числу волонтеров первое место в 2019 г. занимает Рязанская
область, по числу проектов и мероприятий Рязанская область также в числе
лидеров рейтингов. Следует отметить, что г. Москва занимает в 2019 г. последние
строчки рейтингов.

Для оценки эффективности
волонтерской деятельности в регионах ЦФО рассчитаем значения рангового парного
коэффициента корреляции Спирмена (ρ) между рейтингами из таблицы 3 и таблиц
4 и 5. Данный коэффициент позволяет оценить взаимосвязь между двумя
признаками, его значение находится в пределах -1 до 1. Если значение положительное,
то взаимосвязь между изучаемыми признаками носит прямой характер, если значение
отрицательное, то обратный. Формула расчета имеет вид:

где n – число регионов (в нашем случае – 18),
di2 – квадрат разности (рейтингов)
рангов признаков. По данным таблицы 4, для 2018 г. значение коэффициента
Спирмена составило:

Для 2019 г. значение
коэффициента Спирмена составило:

Для обоснования
статистической гипотезы о том, что значение коэффициента Спирмена не равно
нулю, используется критерий Стьюдента (t), который вычисляется по формуле:

Для 2018 г. значение tрас = 0,95. Критическое значение критерия на уровне доверительной
вероятности 64% составило 0,94, что меньше tрас = 0,95. То есть с вероятностью 64% связь между числом волонтеров
на 1000 населения регионов ЦФО и числом проектов на 1000 населения регионов ЦФО
существует.

Для 2019 г. tрас = 1,39. Критическое значение критерия на уровне доверительной
вероятности 81% составило 1,37, что меньше tрас = 1,39. То есть с вероятностью 81% связь между числом волонтеров
на 1000 населения регионов ЦФО и числом проектов на 1000 населения регионов ЦФО
существует.

Таким образом, эффективность
волонтерской деятельности увеличилась в 2019 г. по сравнению с 2018 г., так как
вероятность возросла.

Аналогичная проверка
взаимосвязи между числом волонтеров и числом мероприятий на 1000 человек населения
региона показала значения ранговых коэффициентов корреляции Спирмена: -0,46;
-0,07 и 0,09 соответственно (по данным таблицы 5).

То есть в 2017 г. с
вероятностью 94% между числом волонтерских мероприятий и числом волонтеров на
1000 человек населения была обратная зависимость. А в 2018 и 2019 гг. связи
практически не выявлено, так как значения близки к нулю. Можно сделать вывод,
что проектная форма волонтерской деятельности наиболее эффективна.

Среди регионов ЦФО,
внедривших стандарт, ситуация гораздо лучше.

Для 2018 г. значение
коэффициента Спирмена составило 0,34, tрас = 1,2. Критическое значение
критерия на уровне доверительной вероятности 75% составило 1,19, что меньше tрас = 1,2. То есть с вероятностью 75% связь между числом волонтеров
на 1000 населения регионов ЦФО и числом проектов на 1000 населения регионов ЦФО
существует.

Для 2019 г. значение
коэффициента Спирмена составило 0,53, tрас = 2,06. Критическое
значение критерия на уровне доверительной вероятности 94% составило 2,02, что
меньше tрас = 2,06. То есть с
вероятностью 94% связь между числом волонтеров на 1000 населения регионов ЦФО и
числом проектов на 1000 населения регионов ЦФО существует.

Статистическая проверка
взаимосвязи между числом волонтеров и числом мероприятий на 1000 человек
населения региона показала отрицательное значение рангового коэффициента
корреляции Спирмена: -0,59 в 2017 г., 0,2 в 2018 г., -0,64 в 2019 г. Можно
сделать вывод, что внедрение стандарта поддержки
добровольчества в регионах РФ положительно влияет на эффективность волонтерской
деятельности именно в проектной форме. Дальнейший
анализ влияния волонтерской деятельности на повышение социально-экономического
благополучия в регионах, поэтому проведен только для регионов ЦФО, внедривших
стандарт.

Анализ влияния волонтерской деятельности на повышение
социально-экономического благополучия в регионах

Статистическая проверка взаимосвязи на
основе коэффициента Спирмена между числом волонтеров на 1000 населения регионов
ЦФО, внедривших стандарт, и индексом человеческого развития регионов в 2018 г.
показала значение рангового коэффициента корреляции Спирмена 0,23, то есть
связь имеет место с малой вероятностью.

Статистическая проверка взаимосвязи
между числом мероприятий на 1000 человек населения региона и индексом
человеческого развития регионов ЦФО в 2018 г. показала значение рангового
коэффициента корреляции Спирмена -0,55, то есть обратная связь имеет место с
вероятностью 99%.

Статистическая проверка взаимосвязи
между числом проектов на 1000 человек населения региона и индексом
человеческого развития регионов ЦФО в 2018 г. показала значение рангового
коэффициента корреляции Спирмена -0,07, то есть связи практически не выявлено.

Таким образом, можно сделать вывод, что волонтерская
деятельность пока в России не играет существенной роли в формировании
благосостояния населения, более того, чем ниже благосостояние населения
региона, тем более развито добровольчество в форме проведения различных
мероприятий.

Таким образом, на основе результатов проведенного
исследования сделаны выводы:

– изменение институциональных условий в
России способствует развитию волонтерского движения и повышает его
эффективность;

– на данный момент развитие волонтерского
движения значимо влияет на улучшение окружающей среды регионов России, что ведет
к росту благополучия населения.

В статье представлены результаты решения
данной проблемы для регионов Центрального федерального округа России. Авторы
провели мониторинг на основе открытых данных о волонтерской деятельности, что
обеспечило его оперативность и прозрачность, позволило реализовать
сравнительный анализ регионов по эффективности волонтерской деятельности.
Результаты проведенного исследования обосновывают положительное влияние
внедрения стандарта поддержки добровольчества в регионах ЦФО на развитие и
эффективность волонтерской деятельности. Кроме того, подтверждено, что
проектная форма волонтерской деятельности более результативна для решения
проблем регионального развития.

Решение проблемы измерения эффективности
в сфере добровольческой деятельности на мезоуровне
позволит оценить эффективность государственных программ содействия развитию
добровольческой деятельности и проводить сравнительную оценку эффективности
деятельности региональных органов власти по поддержке добровольчества в
регионах. Открывается возможность межрегиональных сравнительных исследований и
определения места конкретного региона в ряду регионов, активно использующих
добровольчество как ресурс развития социальной сферы.

Данное исследование носит поисковый
характер, многие вопросы остались за его рамками. Однако уже сейчас можно
сказать, что волонтерская деятельность является новым ресурсом развития как
общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Тип публикации: статья из журнала

Ключевые слова: volunteering, volunteer work, economic assessment, economic efficiency, волонтерство, волонтерский труд, экономическая оценка, экономическая эффективность

Аннотация: В статье рассматривается проблема оценки экономической эффективности волонтерской деятельности, которая играет важную роль для некоммерческих организаций и бизнеса, в виду необходимости оценки показателей устойчивого развития, эффективности реализуемых проектов и программ. Также рассмотрены основные методы проведения экономической оценки волонтерской деятельности, обозначены полюсы и минусы каждого. Обозначен вопрос сложности унифицированной оценки волонтерского труда, а также даны рекомендации по оценке его экономической эффективности.
The article deals with the problem of evaluating the economic efficiency of volunteer activities, which play an important role for non-profit organizations and businesses, in view of the need to assess indicators of sustainable development, the effectiveness of projects and programs. The main methods of conducting economic evaluation of volunteer activities are also considered, and the poles and cons of each are indicated. The issue of the complexity of the unified assessment of volunteer work is outlined, as well as recommendations for evaluating its economic efficiency are given.

Ссылки на полный текст

Издание

Выпуск журнала: ,

Издатель: Фомин Александр Анатольевич

Аннотация: В статье рассматривается проблема оценки экономической эффективности волонтерской деятельности, которая играет важную роль для некоммерческих организаций и бизнеса, в виду необходимости оценки показателей устойчивого развития, эффективности реализуемых проектов и программ. Также рассмотрены основные методы проведения экономической Показать полностьюоценки волонтерской деятельности, обозначены полюсы и минусы каждого. Обозначен вопрос сложности унифицированной оценки волонтерского труда, а также даны рекомендации по оценке его экономической эффективности.
The article deals with the problem of evaluating the economic efficiency of volunteer activities, which play an important role for non-profit organizations and businesses, in view of the need to assess indicators of sustainable development, the effectiveness of projects and programs. The main methods of conducting economic evaluation of volunteer activities are also considered, and the poles and cons of each are indicated. The issue of the complexity of the unified assessment of volunteer work is outlined, as well as recommendations for evaluating its economic efficiency are given.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *