экономическая ложь косвенных налогов: правовой аспект

Что относится к прямым налогам?

Прямые налоги для физических лиц:

  • НДФЛ (налог на доходы).
  • На земельный участок.
  • На автотранспорт.
  • На имущество.

Прямые налоги для юридических лиц следующие:

  • НДФЛ с работников данной организации.
  • На прибыль.
  • На имущество организации.
  • На земельный участок.
  • На транспортные средства.
  • На добычу полезных ископаемых.
  • На использование водных ресурсов.
  • На ведение игорного бизнеса.

Акцизы

В заявлениях о косвенных налогах нередко указываются и акцизы. Это общегосударственные сборы на потребление определенного рода продукции.

Их экономическое значение в том, что акцизы оказывают значительное влияние как на условия производства, так и потребления подакцизных товаров. Государство облагает ими товары, вызывающие повышенный интерес у потребителей. Тем самым оно регулирует спрос на них.

Схема довольно проста для понимания. Государство повышает размер акцизов. Производители вынуждены повысить стоимость продукции. Возросшая цена несколько снижает спрос покупателей. Так как он уменьшается, производители вынуждены выпускать меньший объем своей продукции.

Акцизы являются важной частью системы государственной налоговой политики. Их используют для увеличения объема поступлений в госказну, корректирования прогрессивного налогообложения, для ограничения отрицательного влияния каких-либо сфер производства на стимулирование спроса.

Плательщики здесь – как физические, так и юридические лица, производящие подакцизную продукцию, оказывающие подакцизные услуги на территории РФ.

К подакцизным операциям относится следующее:

  • Розничная и оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и/или дизельного топлива.
  • Реализация бесхозных, конфискованных государством подакцизных товаров.
  • Деятельность в области игорного бизнеса.
  • Проведение лотерей.
  • Порча, утрата подакцизного товара, марок акцизного сбора.

Подакцизная продукция – это следующее:

  • Все разновидности спирта.
  • Алкогольная продукция.
  • Табак.
  • Дизельное топливо.
  • Бензин (не включая авиационный).
  • Икра осетровых и лососевых.
  • Легковые авто (кроме ТС с ручным управлением, машин, предназначенных для инвалидов).
  • Газовое и огнестрельное оружие (кроме приобретенного государством).
  • Сырая нефть (в том числе и газовый конденсат).

Инструмент регулирования экономики

Экономисты считают именно косвенные налоги эффективным инструментом регулирования экономического положения в государстве. Тут приводится три аргумента:

  • Для таких налогов характерно быстрое поступление в казну. Был реализован товар – продавец перечислил полагающуюся сумму в государственный бюджет.
  • Данными налогами охватываются товары народного потребления, популярные услуги, поэтому есть вероятность их полного поступления в госбюджет.
  • Потребление налогооблагаемых товаров сравнительно равномерно в территориальном разрезе. Это снимает напряжение в межрегиональном разделении доходов.

Классификации

Далее мы обязательно рассмотрим, что является косвенным налогом. Но начнем с существующих распространенных классификаций налогов.

Разделение по месту поступления:

  • Местные.
  • Региональные.
  • Федеральные.

Разделение по применимости:

По методу изъятия денежных средств:

По субъекту взимания:

  • С юридических лиц.
  • С физических лиц.

Для российской системы налогообложения определяющим является разделение на прямые и косвенные сборы. Поэтому данную классификацию мы рассмотрим более подробно.

Классификация категории

Мы рассмотрели, какие налоги называют косвенными. В отношении их введена следующая классификация:

  • Налоги, вытекающие из товарно-денежных и имущественных отношений. В частности, это НДС.
  • Налоги на потребление. Введение акцизов, сборов с продаж.
  • Таможенные пошлины.

Перечень косвенных налогов

С определениями данных сборов мы знакомы. Но что входит в группу “косвенные налоги”? Что к ним относится? Это следующее:

  • НДС (налог на добавленную стоимость).
  • Акцизы.
  • Таможенные пошлины.

Каждую из этих категорий мы далее разберем подробно.

Прямые и косвенные налоги: таблица

Все действующие налоги и сборы по способу взимания бывают только двух видов. Эти виды налогов: прямые и косвенные. Для наглядности представим группировку в виде таблицы.

Итак, классификация налогов по методу взимания:

Прямые

Косвенные

Наименование

Описание

Наименование

Описание

НДФЛ

Взимается с дохода, который был начислен в качестве вознаграждения за труд физическому лицу. То есть с дохода гражданина удерживается 13 % (исключения — 9 %, 35 %) в пользу государства. В большинстве случаев НДФЛ удерживает работодатель сотрудника, то есть налоговый агент.

НДС

Представляет собой торговую наценку, которая применяется практически ко всем видам продукции, а также к услугам и работам, реализуемым на территории РФ. Помимо российских товаров, НДС включается в стоимость продукции, ввозимой на территорию России из других государств.

Ключевая ставка по НДС — 18 % — устанавливается в большей части продукции. Однако чиновники предусмотрели льготные ставки в 10 и 0 %.

ННПО

Рассчитывается с прибыли, полученной организациями в отчетном периоде. Размер платы — 20 % в пользу государственной казны. Отметим, что налогооблагаемой базой признаются доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов.

Акцизы

Отдельный вид наценки, который включается в стоимость товаров, определенного рода продукции (бензин и топливо, спирт и алкогольная продукция, табачные изделия). Наценка устанавливается в фиксированном виде, причем отдельно для каждой категории товаров.

Имущественный

Определяется как процентная ставка к кадастровой и(или) оценочной стоимости имущества. Отметим, что имущество должно находиться в собственности граждан или организаций. Ставки определяются региональными властями в индивидуальном порядке для каждого субъекта РФ.

Таможенные пошлины

Устанавливается вне зависимости от стоимости и вида ввозимой продукции. Рассчитывается исходя из договоренностей, заключенных между РФ и странами-импортерами.

Исчисляется на основании декларации, которую импортеры должны подать в течение 15 дней с момента ввоза продукции на территорию нашей страны.

Земельный

Исчисляется по отношению к земельным участкам, переданным в собственность граждан и организаций. Порядок налогообложения устанавливают на муниципальном уровне

Государственные пошлины

Уплачивается за осуществление действий юридического характера. Установлены в фиксированном размере.

Транспортный

Размер налогового обязательства определяется в зависимости от мощности транспортного средства. Причем для разного рода объектов установлены отдельные фиксированные ставки.

Лицензирование бизнеса

Для получения разрешения на ведение отдельного вида деятельности субъекту необходимо пройти процедуру лицензирования. Стоимость лицензирования не зависит от ожидаемого дохода, наличия имущественных активов и прочих показателей.

Специальные налоговые режимы (патент, УСН, ЕНВД, ЕСХН)

Устанавливаются как процент от полученной прибыли либо к полученным совокупным доходам. Отдельные спецрежимы представляют собой фиксированный платеж в пользу государственного бюджета.

Прямые налоги

Что относится к косвенным налогам, логично не входит в группу прямых. Взимание же последних происходит непосредственно со стоимости имущества или дохода налогообязанного лица. Данные налоги поступают в госбюджет сразу же после перечисления. Это обычно процент от стоимости объекта налогообложения.

Главное достоинство прямых налогов – их проще рассчитывать и контролировать в дальнейшем. В целом именно они помогают управлять экономической ситуацией в стране. Каким образом? Избирательно воздействуют на сферы производства, способствуют созданию благоприятных условий для отдельных отраслей деятельности – тех, которым необходима поддержка государства.

Сравнительный анализ

Как мы отметили выше, налоги бывают прямыми и косвенными, то есть разделяются по способу изъятия налоговых обязательств у плательщиков. Однако, помимо особенностей изъятия обязательств, КН и ПН имеют множество дополнительных отличий.

Так, например, ПН собираются в бюджете государства с большими затруднениями. То есть по имущественным и доходным обязательствам имеются большие задолженности за налогоплательщиками. Помимо уклонения от уплаты, некоторые экономические субъекты умышленно занижают налогооблагаемую базу, чтобы снизить размеры платежей.

Однако имущественные и доходные сборы оправданны, так как взимаются с конкретного объекта. Сумма рассчитывается в зависимости от объема налогооблагаемого объекта, выраженного в денежном эквиваленте.

А вот КН не оправданны, они устанавливаются в виде торговой наценки, которой могло и не быть. В то же время проблем с уплатой таких обязательств возникает намного меньше. Следовательно, КН довольно быстро собираются, что позволяет направлять денежные средства на бюджетные расходы.

Таможенные пошлины

Последняя групп косвенных налогов – таможенные пошлины. Ими облагаются импортные, экспортные и транзитные товары. Их взимают таможенные органы при ввозе и вывозе продукции с таможенной территории Российской Федерации. Функция взимания таких платежей возложена на Федеральную таможенную службу.

Ставки для этих косвенных налогов определены в Таможенном тарифе РФ. Их величина зависит от типа товара по ТН ВЭД, страны-производителя. Самые распространенные пошлины как в России, так и в мире – это импортные. Гораздо реже встречаются экспортные. Например, в отношении нефти.

В зависимости от способа начисления ставок, определены следующие группы таможенных пошлин:

  • Адвалорные. Выражаются в процентах от стоимости товара.
  • Специфические. Конкретная денежная сумма.
  • Комбинированные.

Также существуют специальные, антидемпинговые, сезонные, компенсационные таможенные пошлины.

Главное разделение налоговых сборов в РФ – на прямые и косвенные. К последним относятся таможенные пошлины, НДС, акцизы, имеющие свои особенности.

Характеристика прямых и косвенных налогов

Ключевое отличие прямых налогов от косвенных заключается в способе их изъятия у налогоплательщиков. Так, чтобы определиться с отличиями, нужно раскрыть понятия данных групп налоговых обязательств.

Прямыми называют те налоговые обязательства, которые изымаются у налогоплательщиков напрямую с их имущественных активов или полученных доходов. Условия данного вида налогообложения предусматривают конкретные ставки либо фиксированные платежи в пользу государственного бюджета.

Косвенные же взимаются не напрямую, а учитываются в определенных величинах. Такой вид обязательств представляет собой специальную наценку на стоимость товара либо работы или услуги, реализуемой на территории нашего государства. Если говорить простым языком, то эта торговая наценка включается в стоимость товара продавцом, но оплачивает ее уже конечный покупатель.

Итак, чем отличаются прямые налоги от косвенных? Основное отличие прямого налога от косвенного заключается в способе изъятия: напрямую с объекта обложения либо в виде потребительской наценки.

Экономическая ложь косвенных налогов: правовой аспект

С налогами, как таковыми, многое связано: существование нынешнего государства, наличие социальной инфраструктуры, финансирование государственных программ и другое. Как указано в последней редакции налогового кодекса Российской Федерации (далее налоговый кодекс) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Однако не совсем понятна правовая природа косвенных налогов.

Указанные выше принципы, по моему мнению, являются самыми основными из всех имеющихся. Ведь предметом налоговых правоотношений являются налоги. Следовательно, их установление и введение должно быть максимально проработано, так как в рыночной экономике при товарообменных операциях преобладают деньги. Налог же в свою очередь уплачивается только в денежном эквиваленте.

Существуют разные теории о налогах, то есть совокупность знаний и представлений, правовая природа, виды и их функции в регулировании государственных процессов. Их принято разделять на общие и частные теории. Выделяют также теорию соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, теорию переложения налогов налогоплательщиков на иных лиц. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли. Сам Дж. Локк, ставший во главе английской Торговой палаты парламента, ввел классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления. Локк считал целесообразным заменить все налоги одним поземельным, поскольку находил его менее обременительным, чем множество косвенных налогов.

Действительно, уже в тот период времени проблема переложения налога стояла достаточно остро, в текущее время об этом практически никто не говорит. Как правильно указывал Дж. Локк, что косвенные налоги имеют скрытую форму.

Обращаясь к действующему законодательству, налоги не разделяются на прямые и косвенные. Такая характеристика выявляется из толкования законодательных норм. В системе налогообложения, в том числе, присутствует налог на добавленную стоимость и акцизы – такие налоги принято считать косвенными. Однако нельзя пройти мимо общеправового принципа справедливости, который не закреплен в налоговом кодексе, что представляется странным, но есть принцип следующего содержания «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться…». 

  Налог понимается как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (статья 8 налогового кодекса). Также любой налог должен иметь все элементы: объект, налогоплательщик и другие. Согласно статье 143 налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. Возникает вопрос: «А как согласуются между собой две указанные нормы?». Налог он ведь индивидуальный, он ведь взимается за счет денежных средств, которые принадлежат налогоплательщику. Тогда почему налог на добавленную стоимость платит другое лицо. Совершенно непонятна ситуация, когда товар, работа или услуга, прежде чем достигнет конечного покупателя, вырастет в цене с учетом налога на добавленную стоимость, пройдет цепочку разных контрагентов, где организации со своим «входящим» и «выходящим» налогом могут использовать налоговый вычет, уменьшая тем самым сумму налога для уплаты в бюджет. В итоге максимальное бремя налогов лежит на конечном потребителе. А самыми незащищенными являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, даже тогда, когда они захотят перепродать товар, они не смогут включить в него сумму налога на добавленную стоимость, так как по налоговому кодексу не являются налогоплательщиками.

Налоговый кодекс наделяет участников налоговых отношений правами и обязанностями, так вот в состав участников входят налогоплательщики и налоговые агенты и ни слова про покупателей или конечных потребителей. Очевидно, напрашивается следующий вывод, что при оплате товаров, работ и услуг возникают гражданско-правовые отношения, а при оплате сумм налога соответственно налоговые отношения, в связи с этим, так как покупатель не является участником налоговых отношений у него не возникает ни прав, ни обязанностей для оплаты налога. Сам же налоговый кодекс дополнительно не указывает на обязанность оплаты налога на добавленную стоимость покупателем. Такая обязанность лежит на налогоплательщиках. 

Следовательно, природа налога на добавленную стоимость как косвенного не согласуется с законодательными нормами налогового кодекса.

Также стоит отметить, что, если продавец закупает у поставщика, применяющего специальный режим, товары для перепродажи, конечный потребитель уплачивает налог на добавленную стоимость из своего «кармана», как следствие продавец просто перечисляет чужие деньги под видом налога, который он должен уплачивать как налогоплательщик согласно статье 143 налогового кодекса.

Подводя итоги, следует указать на то, что косвенный налог не соответствует положениям статей 8, 9, 143 налогового кодекса и не соответствуют основным принципам справедливости и носят дискриминационный характер. Нарушение принципа справедливости прослеживается в том, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, несут основную часть налогового бремени, а именно: из заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц (13%), при покупке продуктов, одежды и прочего они уплачивают налог на добавленную стоимость (20 или 10%), при приобретении подакцизных товаров, где большую часть стоимости занимает акциз. Дискриминация выражается в том, что, выступая покупателем и уплачивая налог на добавленную стоимость, они фактически не обладают правами в соответствии с налоговым кодексом. Косвенный налог позволяет в скрытой форме таким физическим лицам платить налог на добавленную стоимость, в тоже время, не являясь его налогоплательщиком.

Исходя из практики уплаты налога на добавленную стоимость, он, по своей сути, не является таковым, так как принцип переложения позволяет собирать налог с тех, кто не создает объект налогообложения. Даже существование законодательных норм о том, что налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога, не дает ответа на то, что установленный налог является законным ко сбору с третьих лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, как того требует статья 
3 налогового кодекса (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы). Хочу заметить, что налог, как я полагаю, законный в том случае, если введен соответствующим федеральным законом и по установленной процедуре, но он может быть и не справедливым, и экономически необоснованным. А наличие экономического основания означает наличие под собой денежных средств, из которых он удерживается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *