Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» – Федеральный закон – 06.05.2011 – №100-ФЗ – МЧС России

(в редакции федеральных законов от 02.07.2022 № 185-фз, от 13.07.2022 № 234-фз, от 22.02.2022 № 21-фз, от 30.04.2021 № 117-фз)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) добровольная пожарная охрана – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

2) добровольный пожарный – физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

3) добровольная пожарная дружина – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, оснащенное первичными средствами пожаротушения, пожарными мотопомпами и не имеющее на вооружении пожарных автомобилей и приспособленных для тушения пожаров технических средств; (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

4) добровольная пожарная команда – территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и оснащенное пожарным автомобилем и (или) приспособленными для тушения пожаров техническими средствами; (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

5) работник добровольной пожарной охраны – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом – общественным объединением пожарной охраны;

6) статус добровольного пожарного – совокупность прав и свобод, гарантированных государством, и обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

7) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ – деятельность добровольных пожарных по предотвращению возможности дальнейшего распространения огня и созданию условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами; (Пункт введен – Федеральный закон от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

8) участие в профилактике пожаров – деятельность добровольных пожарных по реализации превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. (Пункт введен – Федеральный закон от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

Статья 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны

Создание и деятельность добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:

1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;

2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной пожарной охраны;

3) свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны;

4) гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны;

5) готовности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;

6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Статья 4. Правовая основа создания и деятельности добровольной пожарной охраны

Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 5. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

Глава 2. Организация деятельности добровольной пожарной охраны

Статья 6. Общественные объединения пожарной охраны

1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

2. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица – общественные объединения.

3. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация;

2) общественное учреждение.

4. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица – общественные объединения.

5. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

6. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.

7. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.

8. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица – общественного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

9. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

10. Создаваемые общественные объединения пожарной охраны могут быть зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобрести права юридического лица либо осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

11. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Общественная организация пожарной охраны

1. Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами – общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей.

2. Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

3. Общественные организации пожарной охраны представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных и иных членов общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Статья 8. Общественное учреждение пожарной охраны

1. Общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях муниципальных образований и в организациях. (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

2. В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях муниципальных образований (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины). (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

3. Участниками территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные, проживающие или пребывающие в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины. (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

4. На должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины, бухгалтера и водителя транспортных средств назначаются с их согласия участники или члены общественного объединения пожарной охраны или работники на основании трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

5. Управление деятельностью и имуществом территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины осуществляется ее руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).

6. Объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц.

7. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации или руководителя организации. (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

8. Участниками объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные из числа работников организации.

9. Управление объектовой добровольной пожарной командой или объектовой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).

10. Руководитель добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины имеет право совещательного голоса при учредителе (учредителях). (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

11. Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась). (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

Статья 9. Задачи добровольной пожарной охраны

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

1) осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Статья 10. Личный состав добровольной пожарной охраны

1. Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

2. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике пожаров и (или) участием в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

3. Для личного состава добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.

Статья 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Имущество добровольной пожарной охраны

1. Имущество, используемое добровольной пожарной охраной, формируется посредством передачи имущества учредителя (учредителей) во владение, в аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, взносов и пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых в соответствии с уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений (в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и (или) гражданской ответственности на случай пожара).

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны.

3. Имущество и средства, находящиеся в собственности (во владении, в пользовании, распоряжении) добровольной пожарной охраны, должны использоваться для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. В случае ликвидации общественного объединения пожарной охраны имущество, полученное и (или) приобретенное за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, передается на баланс соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. (В редакции Федерального закона от 22.02.2022 № 21-ФЗ)

Глава 3. Статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

Статья 13. Регистрация добровольных пожарных

1. Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.

Статья 14. Права работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных

1. Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе

О добровольной пожарной охране

Принят Государственной Думой                              20 апреля 2022 года

Одобрен Советом Федерации                                   27 апреля 2022 года

Образец положения о добровольной пожарной дружине или добровольной пожарной команде – добровольная пожарная охрана в г. москве – главное управление мчс россии по г. москве

1. Общие положения

1. Положение является нормативным документом (наименование организации), который определяет организацию и порядок функционирования объектовой добровольной пожарной охраны (дружины или команды) (далее – ДПО) (наименование организации).

2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.

3. ДПО на объектах Организации выполняет работы, связанные с предупреждением и ликвидацией пожаров, аварий и иных чрезвычайных ситуаций, проведением аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану.

4. В своей деятельности ДПО руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерств и ведомств Российской Федерации, организационно-распорядительными документами (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ), настоящим Положением.

5. При выполнении стоящих задач ДПО осуществляет взаимодействие с подразделениями МЧС России, органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями.

6. Порядок привлечения сил и средств подразделений ДПО (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) для тушения пожаров и ликвидации аварий за пределами объектов (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) определяется расписанием выезда, «Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» и соглашением о взаимодействии с территориальными органами МЧС.

7. Порядок возмещения затрат ДПО (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) при оказании помощи в тушении пожаров и ликвидации последствий аварий на объектах других организаций определяется вышеуказанным соглашением о взаимодействии с территориальными органами МЧС, либо соглашениями с другими организациями об оказании взаимной помощи.

8. Документы, регламентирующие деятельность ДПО разрабатываются в соответствии с нормативными актами и распорядительными документами МЧС России.

9. Деятельность ДПО не подлежит лицензированию.

2. Организационная структура и порядок комплектования ДПО

1. Органом управления ДПО является ее начальник, назначаемый в установленном порядке.

2. В состав ДПО входят оперативные подразделения ДПО: пожарно-спасательные части (далее ПСЧ) и отдельные посты ПСЧ.

3. ДПО комплектуется штатными работниками организации. В ДПО принимаются граждане не моложе 18 лет, не имеющие ограничения по состоянию здоровья, способные по своим личным и деловым качествам выполнять обязанности, возложенные на работников ДПО.

4. Для лиц, впервые принимаемых в ДПО, может устанавливаться испытательный срок от 1 до 3 месяцев.

5. Структура управления ДПО (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) может меняться в зависимости от особенностей производственной деятельности (НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ) (количества и удаленности объектов, взрывопожарной опасности технологических процессов производств, существующей структуры управления.

3. Основные задачи ДПД

(могут меняться в зависимости от штатной структуры)

1. Основными задачами ДПО являются:

– участие в проведении пожарно-профилактической работы на объектах организации;

– участие в тушении пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и участие в ликвидации иных ЧС;

– осуществление профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации личного состава ДПО.

4. Социальная защита работников ДПД

1. На работников ДПО распространяются все социальные льготы и гарантии, предусмотренные для работников организации.

2. Сотрудники ДПО подлежат обязательному личному страхованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Материально-техническое обеспечение ДПО

1. ДПО использует для выполнения своих задач здания, сооружения, помещения, пожарную и специальную технику, а также оборудование, снаряжение и имущество, которое передается ему в пользование Организация.

2. Для размещения ДПО может предусматриваться комплекс зданий и сооружений, построенных по типовому проекту или приспособленных для ДПО, в который, в зависимости от состава ДПО входят:

– пожарное депо, с помещениями для размещения техники, личного состава, оборудования;

– рукавная база, база газодымозащитной службы;

– дымокамера для тренировки личного состава в изолирующих дыхательных аппаратах и защитных костюмах в условиях непригодной для дыхания атмосферы;

– спортивная площадка или зал, оборудованные для проведения физической подготовки;

– учебно-тренировочный полигон с набором тренажеров для практической отработки личным составом действий, связанных с тушением пожаров, проведением аварийно-спасательных и газоспасательных работ.

6. Порядок создания, реорганизации и ликвидации ДПО

Решение о создании, реорганизации и ликвидации ДПО, а также ее структуре, численности и оснащения принимает руководство организации.

Федеральный закон от 06.05.2022 № 100-фз «о добровольной пожарной охране» – федеральный закон – 06.05.2022 – №100-фз – мчс россии

Федеральный закон
, от 06.05.2022 г.
№ 100-ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.