Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ — Редакция от 18.12.2018 — Контур.Норматив

Оговорки института лондонских страховщиков

Российские страховщики (впрочем, как и страховщики в других странах) при страховании груза, как правило, руководствуются весьма распространенным в международной практике принципом, известном как
«Оговорки Института лондонских страховщиков»
.

Условие A
, которое раньше имело аббревиатуру AR (all risks), обеспечивает максимальную страховую защиту и покрывает большинство рисков гибели, утраты, повреждения груза (или его части) по самым распространенным причинам, а также возмещает все расходы, связанные со спасением груза.

Условие B
(«С ответственностью за полную гибель и повреждения») и
условие C
(«Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения») построены по принципу включения: то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. В их число входят:

  • пожар, взрыв;
  • удар молнии, буря, вихрь, ураган, шторм, извержение вулкана и другие стихийные бедствия;
  • крушение или столкновение транспортных средств, их удар о подвижные или неподвижные предметы, переворачивание;
  • пропажа транспортного средства с грузом без вести;
  • несчастные случаи при погрузке, выгрузке, укладке груза и приеме перевозочным средством топлива.

Что отдельно стоит отметить: среди перечисленных рисков нет риска противоправных действий третьих лиц (кража со взломом, грабеж, разбой и т.п.). Его включение в страховой полис по условиям B и C оговаривается отдельно и, естественно, предполагает увеличение размера страховых премий.

Казалось бы, условия B и C похожи между собой, однако между ними есть существенная разница: оговорка C предполагает возмещение убытков только в случае полной гибели всего или части груза, за повреждения груза компенсации не выплачиваются (единственное исключение — крушение или столкновение транспортного средства).

При этом важно знать, что есть риски, которые не входят ни в одно страховое покрытие и не считаются страховыми случаями ни при условиях B и C, ни при условии A. Итак,
не возмещаются убытки и расходы
, вызванные:

  • недовложением, а также естественной убылью и нормативным износом застрахованного груза;
  • самовозгоранием, брожением, гниением, старением, коррозией и другими особыми свойствами и естественными качествами груза, включая усушку;
  • деформацией груза под собственным весом;
  • уценкой груза в результате потери товарного вида после ремонта вследствие страхового случая, произошедшего с грузом;
  • производственными дефектами груза, а также дефектами, которые были известны до заключения договора страхования;
  • умыслом или грубой небрежностью (неосторожностью), а также умышленным нарушением установленных правил погрузки (выгрузки), перевозки (пересылки) или хранения грузов;
  • размещением и креплением груза
    на перевозочном средстве с нарушением требований нормативных документов;
  • гибелью, повреждением или расходами в связи с неплатежеспособностью или невыполнением финансовых обязательств владельцами транспортных средств;
  • погрузкой с ведома того, кто по договору является выгодоприобретателем,
    опасных грузов
    на одно транспортное средство вместе с застрахованным грузом, если это запрещено действующими нормативными документами;
  • повреждением груза червями, грызунами, птицами и насекомыми, а также продуктами их жизнедеятельности;
  • повреждением груза плесенью, согреванием, отпотеванием;
  • непригодностью перевозочного транспортного средства, контейнера и пр., если на момент погрузки груза тому, кто по договору является выгодоприобретателем, было известно об этом несоответствии;
  • радиоактивным заражением, воздействием химического, биологического, биохимического и электромагнитного оружия.

Кроме того, есть риски, которые изначально не предусмотрены в страховом договоре (неважно, по какому из трех условий он заключен), однако
могут быть добавлены по желанию страхователя
(естественно, за дополнительную плату). Это:

  • военные риски:
    гибель или повреждение груза произошли в результате взрыва бомб, мин, попадания снаряда, торпеды и других орудий, применяемых во время военных действий и военных маневров;
  • забастовочные риски:
    последствия гражданской войны, народных волнений, забастовок, а также изъятие, конфискация, арест груза и т.п.
  • террористические риски:
    ущерб, нанесенный террористическим актом;
  • риск недостачи и повреждения
    груза при целостности наружной упаковки;
  • риск поломки холодильного машинного оборудования
    (для
    скоропортящихся грузов
    ).

Статья 11. порядок определения страхового тарифа и страховой премии

1. Страховой тариф (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) определяется в договоре обязательного страхования по соглашению сторон с ограничениями, установленными настоящей статьей.

2. Страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется в расчете на одного пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок и технического состояния транспортных средств перевозчика. Оценка страхового риска осуществляется страховщиком при заключении договора обязательного страхования.

3. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) вправе установить предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд.(в ред. Федеральных законов от 23.07.2022 N 251-ФЗ, от 02.12.2022 N 332-ФЗ)

4. Страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре обязательного страхования в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы.

5. Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков, и устанавливается договором обязательного страхования.

6. Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в зависимости от вида транспорта.

7. При значительном изменении обстоятельств, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования и существенно влияющих на оценку страхового риска, стороны вправе требовать изменения условий договора обязательного страхования.

8. Обстоятельства, существенно влияющие на оценку страхового риска, в том числе являющиеся основанием для определения количества пассажиров в целях расчета страховой премии по договору обязательного страхования, должны быть определены в договоре обязательного страхования.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

9. Страховщик вправе требовать доплаты страхователем страховой премии соразмерно увеличению страхового риска, а страхователь – возврата страховщиком части страховой премии соразмерно уменьшению страхового риска. Указанное правомочие осуществляется соответствующей стороной путем направления другой стороне проекта соглашения об изменении размера страховой премии.

10. Если при увеличении страхового риска страхователь возражает против соответствующего изменения условий договора страхования, страховщик вправе потребовать расторжения договора обязательного страхования в соответствии с правилами, предусмотренными главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.

11. Если страховой случай наступил и страхователь не уведомил страховщика об увеличении страхового риска по договору обязательного страхования до наступления страхового случая, страховщик вправе предъявить регрессное требование к страхователю в размере выплаченного страхового возмещения за вычетом уплаченной страхователем страховой премии.

12. Банк России на основании методических рекомендаций, разрабатываемых им по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, проводит ежегодный мониторинг значений страховых тарифов, применяемых при обязательном страховании, и их обоснованности, а также воздействия обязательного страхования на развитие субъектов предпринимательской деятельности в сфере транспорта.

Результаты указанного мониторинга доводятся до сведения государственных органов и органов местного самоуправления, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Для выполнения данной функции Банк России вправе запрашивать у иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, страховщиков и их объединений необходимую информацию.(в ред. Федеральных законов от 23.07.2022 N 251-ФЗ, от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

Статья 14. порядок предъявления требования о выплате страхового возмещения и порядок его выплаты

1. При наступлении страхового случая выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения по форме, установленной Банком России, документы, исчерпывающий перечень которых определяется Банком России и которые должны содержать, в частности, сведения о потерпевшем, характере и степени повреждения здоровья потерпевшего, а если заявление подает выгодоприобретатель, не являющийся потерпевшим, сведения о таком выгодоприобретателе, а также документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах (дата, место наступления, вид транспорта, наименование перевозчика, иная информация о событии), оформленный в порядке и с учетом требований, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

2. Страховщик не вправе требовать от выгодоприобретателя представления других документов. Страховщик вправе оказать выгодоприобретателю содействие в сборе документов.

3. Если право на получение страхового возмещения по одному страховому случаю имеют несколько выгодоприобретателей и один из них представил страховщику необходимые документы, другие выгодоприобретатели вправе не представлять повторно уже имеющиеся у страховщика и относящиеся к этому страховому случаю документы.

4. При отсутствии оснований для отказа в выплате страхового возмещения страховщик обязан выплатить это возмещение в размере подлежащего возмещению вреда, величина которого определяется в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

5. Страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение или направить ему мотивированный отказ в течение тридцати календарных дней со дня получения страховщиком всех документов, которые ему должны быть представлены в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

5.1. В случае, если в связи с произошедшим событием на транспорте в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации созданы специальные комиссии, проводятся следственные, судебно-медицинские, иные исследования и экспертизы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российский Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, проводившие соответствующие исследования и экспертизы, предоставляют, если иное не предусмотрено федеральными законами, страховщикам по их запросам документы, содержащие выводы указанных комиссий или экспертиз, которые могут быть использованы страховщиком в том числе для предъявления регрессного требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к перевозчику или иному лицу, ответственному за возмещенный страховщиком вред.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

6. При несоблюдении срока осуществления выплаты страхового возмещения, установленного частью 5 настоящей статьи или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона, страховщик за каждый день просрочки уплачивает выгодоприобретателю неустойку (пеню) в размере одного процента от несвоевременно выплаченной суммы страхового возмещения.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

6.1. При несоблюдении срока направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает ему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленного частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона размера страховой суммы по виду причиненного вреда.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

6.2. Неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, предусмотренные частями 6 и 6.1 настоящей статьи, уплачиваются выгодоприобретателю на основании поданного им заявления о выплате такой неустойки (пени), суммы такой финансовой санкции, в котором указывается форма расчета (наличный или безналичный), а также банковские реквизиты, по которым такая неустойка (пеня), сумма такой финансовой санкции должны быть уплачены в случае выбора выгодоприобретателем безналичной формы расчета.

6.3. Общий размер неустойки (пени), общий размер финансовой санкции, которые подлежат выплате выгодоприобретателю, не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, установленный частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

7. Если после получения потерпевшим страхового возмещения в связи с причинением вреда здоровью состояние его здоровья ухудшилось и это ухудшение вызвано тем же страховым случаем, в связи с которым было выплачено страховое возмещение, потерпевший вправе требовать перерасчета суммы страхового возмещения и доплаты разницы в порядке и в сроки, которые установлены частями 3 – 5 настоящей статьи.

Статья 20. профессиональное объединение страховщиков

1. Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой корпоративной организацией, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих профессиональных и имущественных интересов, установления правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования .(в ред. Федерального закона от 23.05.2022 N 146-ФЗ)

2. Страховщик, не являющийся членом профессионального объединения страховщиков, не вправе осуществлять деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

3. Статус профессионального объединения страховщиков может быть приобретен объединением страховщиков, созданным в результате его учреждения страховыми организациями, получившими лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, или объединением страховщиков, которое действует на день принятия настоящего Федерального закона и в устав которого по инициативе его членов – страховых организаций, получивших указанную лицензию, внесены изменения, направленные на получение статуса профессионального объединения страховщиков.(в ред. Федерального закона от 23.05.2022 N 146-ФЗ)

4. Объединение страховщиков приобретает статус профессионального объединения страховщиков со дня внесения сведений о нем Банком России в реестр объединений субъектов страхового дела в качестве профессионального объединения страховщиков.(в ред. Федерального закона от 23.07.2022 N 251-ФЗ)

5. В случае, если статус профессионального объединения страховщиков приобретен действующим на день принятия настоящего Федерального закона объединением страховщиков, положения настоящего Федерального закона, распространяющиеся на членов профессионального объединения страховщиков, применяются только по отношению к членам такого объединения, имеющим лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

6. Профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления в него новых членов. Устав профессионального объединения страховщиков должен содержать положение о согласии членов профессионального объединения страховщиков на вступление в него страховых организаций, удовлетворяющих требованиям, которые в соответствии с уставом профессионального объединения страховщиков предъявляются к членам профессионального объединения страховщиков.(в ред. Федерального закона от 23.05.2022 N 146-ФЗ)

7. Любой член профессионального объединения страховщиков, расположенный в субъекте Российской Федерации, в котором имеет место жительства выгодоприобретатель, обязан принять заявление и документы выгодоприобретателя, указанные в части 10 статьи 14 настоящего Федерального закона, в случае, если в этом месте отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, его филиал или иное структурное подразделение, и незамедлительно передать такие заявление и документы страховщику, заключившему договор обязательного страхования.

8. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления профессионального объединения страховщиков, порядок принятия ими решений и их выступления от имени профессионального объединения страховщиков устанавливаются уставом профессионального объединения страховщиков в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в отношении ассоциаций (союзов) и положениями настоящего Федерального закона.(в ред. Федерального закона от 23.05.2022 N 146-ФЗ)

8.1. Наряду с решением вопросов, указанных в пункте 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, к исключительной компетенции общего собрания членов профессионального объединения страховщиков относится установление размера и порядка уплаты членами профессионального объединения страховщиков взносов и иных обязательных платежей в профессиональное объединение страховщиков.(в ред. Федерального закона от 23.05.2022 N 146-ФЗ)

8.2. Уставом профессионального объединения страховщиков может предусматриваться образование коллегиального органа управления, к компетенции которого может быть отнесено решение вопросов, касающихся определения порядка приема в члены профессионального объединения страховщиков и исключения из его членов, принятия решений о создании профессиональным объединением страховщиков других юридических лиц, об участии профессионального объединения страховщиков в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств профессионального объединения страховщиков, об образовании органов профессионального объединения страховщиков (за исключением исполнительных органов профессионального объединения страховщиков), и утверждение положений о них, включающих правила осуществления ими своей деятельности.(в ред. Федерального закона от 23.05.2022 N 146-ФЗ)

9. Профессиональное объединение страховщиков:

1) обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими обязательного страхования и перестрахования рисков по обязательному страхованию, в том числе при передаче заявления и документов, указанных в части 10 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливает обязательные для профессионального объединения страховщиков и его членов правила профессиональной деятельности, контролирует их соблюдение;

2) формирует компенсационный фонд;(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

3) осуществляет компенсационные выплаты в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также реализует право требования, предусмотренное частью 3 статьи 23 настоящего Федерального закона;

4) формирует и использует информационные ресурсы, содержащие сведения об обязательном страховании, в том числе сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях, страхователях, потерпевших, размере страхового возмещения, об убыточности страховых операций, обеспечивает обмен информацией между своими членами, предоставление ее пользователям с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о персональных данных, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

4.1) компенсирует в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) за счет средств компенсационного фонда недостающую часть активов страховщику, которому с условием компенсации недостающей части активов был передан страховой портфель;(в ред. Федеральных законов от 29.07.2022 N 277-ФЗ, от 18.12.2022 N 473-ФЗ)

5) осуществляет возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по информационному и организационно-техническому обеспечению реализации настоящего Федерального закона;

6) представляет в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах, в организациях интересы своих членов, связанные с осуществлением обязательного страхования;

7) контролирует своевременность и обоснованность выплаты страхового возмещения выгодоприобретателям, а также своевременность и обоснованность направления им мотивированных отказов в выплате страхового возмещения;(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

8) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом функции и деятельность в соответствии с целями создания профессионального объединения страховщиков. (в ред. Федерального закона от 23.05.2022 N 146-ФЗ)

10. Члены профессионального объединения страховщиков несут субсидиарную ответственность по обязательствам профессионального объединения страховщиков в части осуществления компенсационных выплат пропорционально размеру средств, направленных для финансирования компенсационных выплат.

11. Имущество профессионального объединения страховщиков образуется за счет:

1) имущества, переданного профессиональному объединению страховщиков его учредителями в соответствии с уставом; (в ред. Федерального закона от 23.05.2022 N 146-ФЗ)

2) вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых его членами;

3) средств, полученных от реализации прав требования, предусмотренных частью 3 статьи 23 настоящего Федерального закона;

4) добровольных взносов;

5) иных средств, предусмотренных уставом профессионального объединения страховщиков. (в ред. Федерального закона от 23.05.2022 N 146-ФЗ)

12. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательному аудиту. Аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов профессионального объединения страховщиков.(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 344-ФЗ)

13. Годовой отчет, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность профессионального объединения страховщиков вместе с аудиторским заключением по ней в месячный срок после их утверждения общим собранием членов профессионального объединения страховщиков подлежат ежегодному опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 344-ФЗ)

Статья 21. правила профессиональной деятельности

1. Профессиональным объединением страховщиков устанавливаются обязательные для объединения и его членов правила профессиональной деятельности, которые должны определять:

1) порядок и условия осуществления профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат, порядок распределения между членами профессионального объединения страховщиков ответственности по обязательствам профессионального объединения страховщиков, связанным с осуществлением компенсационных выплат, порядок ведения учета по операциям со средствами, направляемыми на компенсационные выплаты, а также меры по осуществлению контроля за целевым использованием соответствующих средств;

2) порядок расходования средств профессионального объединения страховщиков на финансирование компенсационных выплат;

3) порядок и условия формирования и расходования средств профессионального объединения страховщиков на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, в том числе порядок распределения соответствующих издержек, выплат, сборов и взносов между членами профессионального объединения страховщиков;

4) порядок вступления в профессиональное объединение страховщиков и выхода или исключения из него;

5) порядок передачи заявления и документов, указанных в части 10 статьи 14 настоящего Федерального закона;

6) порядок рассмотрения жалоб на действия членов профессионального объединения страховщиков при осуществлении обязательного страхования;

7) процедуру проведения проверок деятельности членов профессионального объединения страховщиков и соблюдения ими установленных правил профессиональной деятельности;

8) порядок применения санкций и иных мер по отношению к членам профессионального объединения страховщиков;

9) порядок разрешения споров, возникающих между членами профессионального объединения страховщиков при осуществлении обязательного страхования;

10) порядок формирования информационных ресурсов профессионального объединения страховщиков, в том числе информационных ресурсов, содержащих информацию ограниченного доступа, правила защиты указанных информационных ресурсов и пользования ими, а также порядок предоставления профессиональному объединению страховщиков его членами информации, необходимой в целях реализации положений статьи 23.

10.1) особенности условий передачи страхового портфеля членами профессионального объединения страховщиков, порядок взаимодействия профессионального объединения страховщиков с указанными членами при передаче страхового портфеля, в том числе при выборе страховщика, которому передается страховой портфель при применении мер по предупреждению банкротства страховщика и в случае принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), порядок и условия компенсации недостающей части активов;(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

11) иные положения, предусмотренные в уставе профессионального объединения страховщиков и отвечающие целям его создания.(в ред. Федеральных законов от 23.05.2022 N 146-ФЗ, от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

2. Положения, указанные в пунктах 1, 2 и 10.1 части 1 настоящей статьи, устанавливаются и изменяются профессиональным объединением страховщиков после предварительного согласования с Банком России, вступают в силу со дня такого согласования.(в ред. Федеральных законов от 23.07.2022 N 251-ФЗ, от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

3. Положения, указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи, устанавливаются и изменяются профессиональным объединением страховщиков после предварительного согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

4. Профессиональное объединение страховщиков размещает правила профессиональной деятельности на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статья 26. порядок предъявления к юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, требования о компенсации и порядок ее выплаты

1. Выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение компенсации, должен направить юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, письменное заявление о выплате компенсации и документы, необходимые для получения компенсации, в том числе документ о произошедшем событии на метрополитене и его обстоятельствах.

Форма, порядок заполнения письменного заявления выгодоприобретателя о выплате компенсации и документа о произошедшем событии на метрополитене и его обстоятельствах, предоставляемого юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, перечень документов, необходимых для получения компенсации в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также порядок выплаты такой компенсации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

2. Юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, не вправе требовать от выгодоприобретателя представления других документов.

3. Если право на получение компенсации по одному случаю причинения вреда имеют несколько выгодоприобретателей и один из них представил юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, необходимые документы, другие выгодоприобретатели вправе не представлять повторно уже имеющиеся у этого юридического лица и относящиеся к этому случаю причинения вреда документы.

4. Юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, освобождается от выплаты компенсации в случае:

1) причинения вреда вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;

2) причинения вреда вследствие умысла выгодоприобретателя.

5. При отсутствии оснований для отказа в выплате компенсации юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, обязано выплатить компенсацию в размере подлежащего возмещению вреда, величина которого определяется в соответствии с частью 2 статьи 8 и частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В случае, если до выплаты компенсации юридическое лицо осуществило предварительную компенсацию, предусмотренную статьей 27 настоящего Федерального закона, сумма предварительной компенсации засчитывается в счет выплаты компенсации.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

6. Юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, обязано выплатить выгодоприобретателю компенсацию или направить ему мотивированный отказ в течение тридцати календарных дней со дня получения юридическим лицом всех документов, которые ему должны быть представлены в соответствии с настоящей статьей.

7. При несоблюдении установленного частью 6 настоящей статьи срока осуществления выплаты компенсации в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, такое юридическое лицо за каждый день просрочки уплачивает выгодоприобретателю неустойку (пеню) в размере одного процента от несвоевременно выплаченной суммы компенсации.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

7.1. При несоблюдении установленного частью 6 настоящей статьи срока направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в выплате компенсации юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, за каждый день просрочки уплачивает ему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05 процента от установленного частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона размера страховой суммы по виду причиненного вреда.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

7.2. Неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, предусмотренные частями 7 и 7.1 настоящей статьи, уплачиваются выгодоприобретателю на основании поданного им заявления о выплате такой неустойки (пени), суммы такой финансовой санкции, в котором указывается форма расчета (наличный или безналичный), а также банковские реквизиты, по которым такая неустойка (пеня), сумма такой финансовой санкции должны быть уплачены в случае выбора выгодоприобретателем безналичной формы расчета.

7.3. Общий размер неустойки (пени), который в соответствии с частью 7 настоящей статьи подлежит выплате выгодоприобретателю, не может превышать размер компенсации, определенный в соответствии с частью 5 настоящей статьи.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

7.4. Общий размер финансовой санкции, который в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи подлежит выплате выгодоприобретателю, не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, установленный частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

8. Если после получения потерпевшим компенсации в связи с причинением вреда здоровью состояние его здоровья ухудшилось и это ухудшение вызвано тем же случаем причинения вреда, в связи с которым была выплачена компенсация, потерпевший вправе требовать перерасчета суммы компенсации и доплаты разницы в порядке и в сроки, которые установлены частями 5 и 6 настоящей статьи.

При предъявлении потерпевшим указанного требования юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, за свой счет вправе направить потерпевшего на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию для определения причин ухудшения состояния его здоровья.

Статья 5. обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности

1. Гражданская ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном) подлежит страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

2. В случае, если указанные в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона имущественные интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок, а также перевозчика, являющегося владельцем судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении им перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) и перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок застрахованы по договорам страхования, заключенным в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, национальными требованиями иных государств или их союзов, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров, или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами Российской Федерации) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее чем указанные в настоящем Федеральном законе, обязанность, установленная частью 1 настоящей статьи, считается исполненной такими перевозчиками.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

4. Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее – орган транспортного контроля и надзора)

5. Часть утратила силу.(в ред. Федерального закона от 23.07.2022 N 251-ФЗ)

6. Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона), и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

7. При наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать каждого потерпевшего, персональные данные которого имеются у перевозчика, о:

1) правах потерпевших, вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона, а также порядке действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда;

2) страховщике, с которым перевозчиком заключен договор обязательного страхования, наличии его филиалов и представительств в субъектах Российской Федерации (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, режим работы), в которые следует обращаться за разъяснением условий обязательного страхования и возмещением вреда;(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

3) договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).

8. Информацию, предусмотренную частью 7 настоящей статьи, перевозчик также обязан сообщить иным лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с наступлением страхового случая.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

9. При причинении вреда жизни потерпевшего, тяжкого вреда его здоровью перевозчик обязан сообщить родственникам потерпевшего, иным выгодоприобретателям, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с причинением вреда жизни, здоровью, имуществу потерпевшего, о вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона правах выгодоприобретателей.

Статья 9. особенности прекращения договора обязательного страхования и последствия его прекращения

1. Расторжение договора обязательного страхования по соглашению его сторон допускается, если такое соглашение совершено в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами. Обязательства сторон считаются прекращенными с момента заключения соглашения о расторжении договора обязательного страхования, если иное не вытекает из соглашения.

При расторжении договора обязательного страхования уплаченная страховщику страховая премия (страховой взнос) не подлежит возврату, за исключением случая, если это предусмотрено соглашением.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

1.1. По требованию страхователя и при отсутствии страхового случая часть уплаченной страховщику страховой премии подлежит возврату пропорционально неистекшему периоду действия договора обязательного страхования при его досрочном прекращении в случае:(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

1) прекращения страхователем в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельности по перевозкам пассажиров (в частности, отзыв или прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров соответствующим видом транспорта, принятие решения о ликвидации перевозчика);(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

2) принятия решения о ликвидации или реорганизации страховщика, отзыва у него лицензии на осуществление обязательного страхования. Страховщик обязан незамедлительно проинформировать страхователя о наступлении указанных событий.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

1.2. При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случае наступления события, указанного в части 1.1 настоящей статьи, днем досрочного прекращения такого договора считается день, следующий за днем наступления события, подтвержденного соответствующими документами.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

2. Расторжение или досрочное прекращение договора обязательного страхования не освобождает страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение по страховым случаям, наступившим в течение срока действия договора обязательного страхования.

3. Страхователь не освобождается от обязанности уплатить страховую премию, если исполнение такой обязанности к моменту прекращения договора обязательного страхования просрочено.

3.1. Страховщик вправе отказаться от договора обязательного страхования в одностороннем порядке при неуплате страхователем очередного страхового взноса по истечении тридцати календарных дней со дня, установленного договором обязательного страхования для уплаты очередного страхового взноса, письменно уведомив страхователя о расторжении такого договора.

Договор обязательного страхования считается прекращенным со дня, следующего за днем получения страхователем уведомления страховщика об отказе от договора обязательного страхования.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

4. В случае расторжения договора обязательного страхования или одностороннего отказа от договора обязательного страхования страховщик обязан представить соответствующую информацию в профессиональное объединение страховщиков в порядке, установленном правилами профессиональной деятельности.

Профессиональное объединение страховщиков уведомляет о факте расторжения договора обязательного страхования или одностороннего отказа от договора обязательного страхования, а также о наступлении событий, указанных в пункте 2 части 1.1 настоящей статьи, орган транспортного контроля и надзора в порядке и сроки, которые установлены соглашением об информационном взаимодействии, заключенным между профессиональным объединением страховщиков и органом транспортного контроля и надзора.(в ред. Федерального закона от 29.07.2022 N 277-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *