ГРУППЫ ТОВАРОВ ПОДЛЕЖАЩИХ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ


ГРУППЫ ТОВАРОВ ПОДЛЕЖАЩИХ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

В чем отличие добровольной и обязательной сертификации? В каких случаях требуется обязательная, а когда проводят добровольную? С этими вопросами нам помогут разобраться специалисты компании «ЛенТехСертификация».

Получите бесплатную консультацию

Обязательная сертификация

В ходе обязательной сертификации уполномоченные органы подтверждают соответствие качества продукции или услуг требованиям законодательства Российской Федерации, действующим техническим регламентам и стандартам.

Законодательной базой для проведения обязательной сертификации является:

Обязательной сертификации подлежат следующие группы товаров и услуг:

Добровольная сертификация

Проведение добровольной сертификации выполняется в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 N 5151-1. Добровольная сертификация увеличивает конкурентоспособность продукции и повышает доверие к товару. Такой вид сертификации наиболее востребован среди производителей товаров, которые не вошли в перечень подлежащих обязательной сертификации.

Чаще всего при проведении добровольной сертификации  оформляют:

Ввиду того что не вся продукция подлежит обязательной сертификации, некоторые производители оформляют отказное письмо. Этот документ свидетельствует о том, что на данный товар сертификат соответствия не требуется.  Другие производители проходят добровольную сертификацию и, тем самым:

Отличия обязательной и добровольной сертификации

На данный момент в Российской Федерации действует около 20 обязательных систем подтверждения качества и порядка 80 добровольных. Выявить отличия и общие моменты нам поможет таблица.


ГРУППЫ ТОВАРОВ ПОДЛЕЖАЩИХ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Как проходит сертификация?

Добровольная и обязательная сертификация схожи по процедуре проведения. Сертификация проходит в несколько этапов:

Как облегчить процедуру прохождения обязательной и добровольной сертификации?

Самостоятельная сертификация продукции возможна, если в организации есть сотрудники с опытом получения сертификатов на продукцию или услуги. В противном случае, риск потратить время и финансы впустую очень велик.

Выбирая орган по сертификации, уточните, имеет ли он лицензионный договор с Госстандартом России и необходимое оборудование для проведения экспертизы.

Более 10 лет мы успешно оказываем помощь в обязательной и добровольной сертификации товаров и услуг.  Наши специалисты помогут подготовить документы для подачи заявки, или просто возьмут все решения на себя.

Для этого свяжитесь с нами любым удобным способом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.

Узнать сроки и стоимость получения документов

Мы свяжемся с вами в течение 15 минут

Добровольное подтверждение соответствия

1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации:

осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, в которых указывается, что подтверждение соответствия данных объектов осуществляется в рамках системы добровольной сертификации в случае, если выдача сертификатов соответствия установлена правилами системы добровольной сертификации;

предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

2. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

3. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:

свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. В случае, если указанный документ не представлен лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, по собственной инициативе, сведения, содержащиеся в нем, представляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;

правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи;

изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;

документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

4. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных абзацами четвертым, пятым и шестым пункта 3 настоящей статьи, отсутствия сведений о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)

Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации, см. в Приказе Ростехрегулирования от 25.02.2005 N 27-ст.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)


ГРУППЫ ТОВАРОВ ПОДЛЕЖАЩИХ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Не знаете, как ещё отстроиться от конкурентов? Оригинального дизайна оказалось недостаточно и ваши глазированные сырки, пластилин или нижнее белье продолжают путать с продукцией производителей по соседству? Подтвердите свойства вашего товара с помощью добровольного сертификата ГОСТ Р и выйдите на новый уровень продаж. Как это работает и как получить заветный документ, расскажут эксперты компании «ЛенТехСертификация».

Что из себя представляет добровольная сертификация ГОСТ Р?

Получить бесплатную консультацию

В чем заключается специфическая роль добровольной сертификации? Начнем с определения. Сертификат ГОСТ Р — это разрешающий документ, дающий право торговли тем или иным товаром. Он подтверждает, что изделие соответствует всем требуемым на территории РФ стандартам и является безопасным для использования.

Документ может быть обязательным, например, если речь идет о товарах для детей, или добровольным — скажем, для канцелярских изделий.

Добровольный сертификат ГОСТ Р (добровольное подтверждение соответствия) можно получить на товары, не вошедшие в список продукции, подлежащей обязательной сертификации, или вошедшие, но проверяющиеся на отдельные требования. Проще говоря, вы решаете добровольно подтвердить соответствие продукции ряду параметров. Если лабораторные испытания покажут, что изделие действительно соответствует заявленным требованиям, вы получаете сертификат.

Параметрами для проверки являются технические регламенты или ГОСТы, в зависимости от конкретного типа товаров.

Декларация добровольной сертификации оформляется на основе договора между заявителем (производителем, продавцом или официальным представителем) и органом по сертификации, которым является специализированная аккредитованная компания.

Учитывая количество зарегистрированных объектов системы, виды добровольной сертификации бывают полиобъектными (направленными на два и большее количество объектов) и монообъектными (работающими с объектами одного вида).

Последние наиболее распространены.

Что является объектом добровольной сертификации?

Добровольная сертификация действует на следующий перечень продукции:

Документ можно получить на любую продукцию, вне зависимости от того входит ли она в список обязательной сертификации или нет. При этом стоит учесть, что добровольная сертификация не является заменой обязательной, а может выдаваться как дополнительный документ, подтверждающий соответствие ряду других требований, подобранных уже самим заявителем.

Зачем нужен добровольный сертификат соответствия ГОСТ Р?

Преимущества добровольной сертификации ГОСТ Р:

Не стоит забывать и про импорт. Наличие сертификата дает возможность не только вести коммерческую деятельность в пределах своей страны, но и выйти на международный рынок.

Прохождение добровольной сертификации регулируется Федеральным законом «О техническом регулировании» (статья 21). Контролирует данный процесс органы Росаккредитация (Федеральная служба по аккредитации) и Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).


ГРУППЫ ТОВАРОВ ПОДЛЕЖАЩИХ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Как оформить и получить добровольный сертификат по системе ГОСТ Р?

Как было указано выше, контролирует прохождение процедуры Росаккредитация и Росстандарт. Занимаются же сертификацией специальные уполномоченные компании, например, «ЛенТехСертификация». Чтобы получить договор добровольной сертификации, необходимо пройти несколько этапов:

На основании результатов испытаний принимается решение о выдаче подтверждающего документа или отказе. Заниматься сбором документов, подачей заявки и подготовкой к испытаниям вы можете самостоятельно или обратившись за помощью к специалистам по сертификации.

Схемы добровольной сертификации ГОСТ Р

Выбор схемы сертификации требует специальных знаний. С первого взгляда некоторые схемы могут показаться очень похожими. Разберемся вместе.


ГРУППЫ ТОВАРОВ ПОДЛЕЖАЩИХ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

Документы для оформления сертификата ГОСТ Р

Для обязательной и добровольной сертификации ГОСТ Р собирается один и тот же пакет документов:

К импортным товарам предъявляются более строгие требования, нежели к продукции отечественного производителя. Так, импортеру необходимо предоставить следующие бумаги:

Отличие добровольной сертификации от обязательной формы ГОСТ Р

Существует несколько основных отличий обязательной формы от добровольной:

Более подробно изучить вопрос отличия добровольной и обязательной сертификации вам поможет наша статья.

Обращайтесь за добровольной сертификацией ГОСТ Р в компанию «ЛенТехСертификация». Мы работаем официально и готовы предоставить нашим клиентам необходимые подтверждающие документы. Звоните или заполняйте форму обратной связи и наши сотрудники расскажут вам подробнее о системе сертификации, сориентируют по стоимости и срокам и оперативно начнут работу!

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона “О техническом регулировании” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

2. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 “Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации” следующие изменения:

в пункте 9 цифры “470,” исключить;

пункт 11 после слова “пункты” дополнить цифрами “470,”.

3. Установить, что:

сертификаты соответствия и декларации о соответствии в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 “Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии”, выданные (принятые) до дня вступления в силу настоящего постановления, считаются действительными до окончания срока, установленного в них в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не позднее 1 сентября 2025 г.;

со дня вступления в силу настоящего постановления не допускается выдача сертификатов соответствия или принятие деклараций о соответствии продукции, указанной в абзаце втором настоящего пункта;

до 1 сентября 2025 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территории Российской Федерации продукции, указанной в абзаце втором настоящего пункта, соответствующей обязательным требованиям национальных стандартов, соответствие которой подтверждено действительными сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, выданными (принятыми) по результатам обязательного подтверждения соответствия такой продукции;

до 1 сентября 2023 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территории Российской Федерации продукции без документов об обязательном подтверждении соответствия продукции и без маркировки знаком обращения на рынке в отношении продукции, которая не подлежала обязательному подтверждению соответствия до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии организовать:

в 2-месячный срок со дня официального опубликования настоящего постановления размещение на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, в том числе в форме открытых данных, единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденных настоящим постановлением (далее – единые перечни продукции), а также перечня национальных стандартов, ссылки на которые содержатся в единых перечнях продукции;

ревизию и в необходимых случаях пересмотр и (или) актуализацию национальных стандартов с даты включения таких стандартов в единые перечни продукции не реже чем один раз в 5 лет;

информирование Правительства Российской Федерации не менее чем за один год о планируемых изменениях национального стандарта либо о планируемой отмене национального стандарта, который включен в единые перечни продукции.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации организовать внесение изменений в единые перечни продукции в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными пунктом 6 настоящего постановления, включая изменения в случае отмены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии национальных стандартов, устанавливающих обязательные требования к продукции, включенной в единые перечни продукции, и (или) правила и методы исследований (испытаний) и измерений такой продукции при проведении процедур обязательного подтверждения соответствия.

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации утвердить до 1 сентября 2023 г. методические рекомендации по разработке предложений по уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

7. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г., за исключением:

пунктов 2, 4, 5 и 6 настоящего постановления, которые вступают в силу со дня его официального опубликования;

пунктов 5.2 – 5.4, 5.6 – 5.8, разделов 6 и 7, пунктов 15.2, 15.21, 15.26, 15.32 – 15.36, 16.2 – 16.7, 16.12, 17.3, 17.5, 17.14, 21.1, 21.2 и разделов 22 – 26 единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и подпунктов 1.1.1 – 1.1.3, пунктов 1.2, 1.4, 7.1, 10.6 и 10.7 и разделов 65 и 66 единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, которые вступают в силу с 1 сентября 2023 г.

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 декабря 2021 г. N 2425

Единый переченьпродукции, подлежащей обязательной сертификации

Наименование кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 “Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза”, в редакции, вводимой в действие с 1 января 2022 г. в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 июня 2021 г. N 70 “О признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской экономической комиссии”.

Требования по сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц распространяются на субъекты электроэнергетики, владеющие на законном основании распределительными сетями и иными объектами электросетевого хозяйства.

До утверждения соответствующих документов по стандартизации применяются требования, установленные Федеральным законом “Об оружии”.

До 1 сентября 2022 г. допускается применение межгосударственного стандарта ГОСТ 31108-2016 “Цементы общестроительные. Технические условия”, введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1361-ст “О введении в действие межгосударственного стандарта”.

Единый переченьпродукции, подлежащей декларированию соответствия

Наименование кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 “Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза”, в редакции, вводимой в действие с 1 января 2022 г. в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 июня 2021 г. N 70 “О признании утратившими силу некоторых решений Коллегии Евразийской экономической комиссии”.

С 1 сентября 2022 г. декларация о соответствии такой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром). По желанию заявителя (физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия) декларирование соответствия может быть заменено сертификацией по схемам сертификации, эквивалентным схемам декларирования соответствия, предусмотренным к такой продукции.

До 1 марта 2023 г. допускается для целей обязательного подтверждения соответствия применение национального стандарта ГОСТ 23166-99 “Блоки оконные. Общие технические условия”, введенного в действие с 1 января 2001 г. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 6 мая 2000 г. N 41 “О введении в действие межгосударственного стандарта “Блоки оконные. Общие технические условия”.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 “Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия”, введенный в действие с 1 ноября 2021 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 мая 2021 г. N 398-ст “О введении в действие межгосударственного стандарта” для целей обязательного подтверждения соответствия применяется с 1 марта 2023 г.

1. Требования по сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц распространяются на субъекты электроэнергетики, владеющие на законном основании распределительными сетями и иными объектами электросетевого хозяйства.

2. До утверждения и включения национальных стандартов Российской Федерации в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, применяются методики (методы) измерений, аттестованные в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений.

3. В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию от 30 января 2004 г. N 4 “О национальных стандартах Российской Федерации” (зарегистрирован в Минюсте России 13 февраля 2004 г. N 5546) государственные стандарты и межгосударственные стандарты, принятые Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии до 1 июля 2003 г., признаны национальными стандартами Российской Федерации.

Правительство РФ обновило единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, декларированию соответствия.

Сертификаты и декларации в отношении включенной в ранее изданные перечни продукции, которые выданы и приняты до введения новых перечней, считаются действительными до окончания срока, установленного в них в течение срока годности или срока службы продукции, но не позднее 1 сентября 2025 г.

До указанной даты допускаются производство и выпуск в обращение на территории России продукции по прежним перечням, отвечающей обязательным требованиям национальных стандартов, соответствие которой подтверждено действительными сертификатами соответствия или декларациями о соответствии.

До 1 сентября 2023 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территории России продукции без документов об обязательном подтверждении соответствия продукции и без маркировки знаком обращения на рынке в отношении продукции, которая не подлежала обязательному подтверждению соответствия до введения новых перечней.

Прежние перечни признаются утратившими силу.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. (за исключением отдельных положений) и действует до 1 сентября 2028 г.

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2425 “Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Пункты 2, 4, 5 и 6 настоящего постановления вступают в силу с 30 декабря 2021 г.;

Пункты 5.2 – 5.4, 5.6 – 5.8, разделы 6 и 7, пункты 15.2, 15.21, 15.26, 15.32 – 15.36, 16.2 – 16.7, 16.12, 17.3, 17.5, 17.14, 21.1, 21.2 и разделы 22 – 26 единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и подпункты 1.1.1 – 1.1.3, пункты 1.2, 1.4, 7.1, 10.6 и 10.7 и разделы 65 и 66 единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, вступают в силу с 1 сентября 2023 г.

Текст постановления опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2021 г. N 0001202112300200, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2022 г. N 1 (часть I, II) ст. 136

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *