игра-путешествие "блокада ленинграда" | методическая разработка по истории по теме: | образовательная социальная сеть

Игра-квест «блокада ленинграда»

Игра-квест «Блокада Ленинграда»

ОБЩИЕ ПРАВИЛА:

1. 4 команды проходят квест линейно с разницей в 5 минут

2. Время старта и финиша команды фиксируется кураторами в маршрутном листе. Побеждает команда, потратившая минимальное количество времени и сохранившая наибольшее количество человек к моменту завершения всех этапов прохождения

3. Во время прохождения теста запрещается шуметь – замечания кураторов добавляют минуту ко времени прохождения квеста

4. Выбывшие участники отправляются в кабинет, в котором проходит урок по расписанию

5. Победившие участники получают подарки

Этап

Задание

Содержание

Время

Награда

Реквизит

0

Историческая викторина

Ответить на вопросы по блокаде

Блиц-опрос команд для определения очередности прохождения квеста (Приложение №1)

10 мин

Очередь в прохождении теста

Бумага (4 шт)

Ручки (4 шт)

Маршрутные листы (4 шт)

1

Блокадная прорубь

Вытащить из трех емкостей с кашей, клейстером и желе максимальное количество монет

Команда должна решить, кому из участников придется опускать руку в массы, чтобы максимально быстро изъять все ценное содержимое

60 сек

Чек с указанием полученной суммы

(максимум – 50 рублей)

(Приложение №2)

3-литровые банки / 5-литровые канистры (3 шт)

Содержимое банок:

Клейстер, каши

50 рублей мелкими монетами

2

Сенной рынок

Обменять полученный чек на хлебные карточки / вещи / продукты питания, предварительно высчитав их стоимость

Команда должна решить, как наиболее эффективно распределить собранную сумму денег, если:

Билет – 100 руб. Хлебная карточка – 25 руб. (Приложение №3) Фотоаппарат – 25 руб. Музыкальные пластинки – 20 руб. Банка консервов – 20 руб. Пачка крупы – 10 руб. Плитка мыла – 5 руб.

Если не хватает денег:

Определить, что из представленного шло в употребление, правильные ответы дают дополнительные деньги:

Ремень 5 руб. Ботинки 5 руб. Клей 5 руб. Ботва (цветок) 5 руб. Елка (новогодняя) 5 руб. Вазелин 5 руб. Гуталин 5 руб.

5 мин

Выкупленные вещи

(остатки денег аннулируются)

Хлебные карточки (8 шт)

Фотоаппарат

Музыкальные пластинки

Банки консервов (4 шт)

Крупа (8 шт)

Мыло хозяйственное (8 шт)

Ремни

Ботинки

Клей

Гуталин

Вазелин

Цветок в горшке

Ель (ветки)

3

«ХЛЕБ»

Обменять полученные ценности на хлеб

Команда обменивает имеющиеся вещи на ржаной хлеб

Хлебная карточка = буханка

Фотоаппарат = ½ буханки

Пластинка = ¼ буханки

Банка консервов = ½ буханки

Крупа = ¼ буханки

Мыло = ¼ буханки

На основе полученного веса хлеба идет расчёт минимальной суточной нормы потребления на человека (200 г) – если хлеба не достаточно на команду, количество участников сокращается

120 сек

Выкупленный хлеб

Ржаной хлеб (8 шт)

Тарелки (4 шт)

Весы?

4

СТОЛОВАЯ №89

Разрезать хлеб на максимальное количество равных частей

Команда получает ножи и должна распределиться для максимально эффективного деления полученного хлеба.

Каждая десятая доля убавляет 30 секунд от времени прохождения квеста.

Каждая пятая доля дает дополнительную карточку с описанием ленинградцев.

Дополнительный вопрос:

«Жители блокадного Ленинграда практиковали деление полученного хлеба на максимальное количество частей, каждую из которых складывали в отдельный спичечный коробок. С какой целью это делалось?»

В случае верного ответа команда продолжает движение, в случае ошибки – один человек выбывает

60 сек

Карточка с описанием блокадника за каждую часть

(Приложение №5)

Ножи (10 шт)

Разделочные доски (5 шт)

5

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТРИКОТАЖ»

Одеть одного из участников команды, используя максимальное количество вещей, для выхода на мороз

Используя подручную одежду участники команды должны «снарядить» одного из товарищей для выхода на улицу, объясняя каждую деталь:

Например, газеты под пальто для утепления; бидон для набора воды; максимальное количество платков и проч.

Каждая обоснованная вещь убавляет 30 секунд от времени прохождения квеста

120 сек

Карточки с описанием блокадной повседневности за каждую обоснованную вещь

Пальто

Валенки

Жилетка

Бидон

Шаль

Носочки

Варежки

Шапка-ушанка

Газета

6

Блокадник

Распределить карточки с описаниями по контуру схемы тела человека (Приложение №4) и составить полное описание «типичного» блокадника

Команда распределяет все имеющиеся у нее карточки и готовит презентацию «Образ блокадника». От качества выполнения (полнота образа, эмоциональность и проч.) и количества человек в команде зависит определение карты, которую получит команда

5 мин

Карта местности

(Приложение №6)

Схема человеческого тела (4 шт)

Карта колледжа (4 шт)

7

Эвакуация

Сориентироваться по полученной карте и найти спрятанный клад (кукла, шкатулка)

По полученной карте команда должна определить место, в котором спрятан «клад», внутри которого, в зависимости от успешности команды, будут лежать билеты на дорогу жизни

Билеты

(Приложение №7)

Кукла

Шкатулка

Лопаты

Билеты

Приложение №1

Вопросы для викторины

1. Сколько человек проживало в Ленинграде до начала блокады? (Чуть меньше 3 миллионов)

2. Сколько длилась военная блокада города Ленинграда? (872 дня)

3. Как назывался главный документ, дающий право приобрести продукты в блокадном Ленинграде? (Карточка)

4. В холодные месяцы в блокадном Ленинграде трамваи и троллейбусы стояли из-за дефицита электроэнергии. На чем жители блокадного города перевозили вещи, людей в больницы, погибших к местам захоронений? (Санки)

5. Зачем по радиовещанию транслировали звук метронома? (Звук метронома предупреждал жителей о предстоящей бомбежке)

6. Весной 1942 г. при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Как их называли? («Подснежники»)

7. Какой звук 15 апреля 1942 года придал бодрости жителям блокадного Ленинграда? (По нескольким маршрутам был запущен трамвай, после тяжелой блокадной зимы)

8. Во что превратили жители блокадного Ленинграда площадь у Исаакиевского собора? (Огород)

9. Летом 1942 г. на стадионе им. Кирова состоялся футбольный матч. Ленинградцы считали, что этим матчем они нанесли сильнейший удар по немцам, даже сильнее бомбёжки. На чём основывалось это мнение? (Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке)

10. Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – «Дорога Жизни». Но немногие знают, что это название появилось позднее, а как называли этот путь в начале, когда он только начал действовать? («Дорога Смерти»)

11. Как только в апреле 1943 года частично прорвал и блокаду и проложили от Шлиссельбурга до Морозовки железную дорогу, одним из первых стратегически важных грузов серого, белого, черного, коричневого цвета, находившийся в четырех вагонах, позволил спасти в Ленинграде уцелевшие продовольственные склады. Что это был за груз? (Кошки. Задача их заключалась в борьбе с крысами, которые уничтожали и без того малые запасы провианта в блокадном городе)

12. В январе 1943 г. поэт и журналист Илья Эренбург писал, что немцы вошли в Париж, как в гостиницу, и так же хотели разместиться в Зимнем дворце или в «Астории». Но защитники Ленинграда их разместили в другом месте. Где? (В земле)

13. Сколько человек погибло за время блокады Ленинграда? (От 600 тысяч до 1,5 миллиона)

Приложение №2

Чеки записи полученной суммы денег

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть 

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть 

Приложение №3

Чеки записи полученной суммы денег

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сетьИгра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть 

Приложение №4

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть

Приложение №5

Описания блокадников и блокадной повседневности

(На основе цитат из блокадных дневников)

«этот голод как-то накапливается, нарастает и то, что еще недавно насыщало, сейчас безнадежно не удовлетворяет. я чувствую на себе это резкое оголодание, томительную пустоту в желудке»

«сначала начинали опухать ноги, затем водянка распространялась по всему телу – заплывали даже глаза. было трудно ходить, ощущалась сильная боль в ногах, привычная обувь становилась мала»

«люди сплошным потоком идут…. пешком черные, страшные, с опухшими искаженными лицами. все стали какие-то старые, неповоротливые, идут сплошным потоком, не сворачивая друг перед другом, толкая друг друга»

«бледные, исхудавшие, одутловатые, опухшие, опавшие и оплывшие, с желтоватым или землистым цветом лица… морщины, синяки, белесоватые, налитые водой мешки под глазами»

«чрезмерно потребляли воду с солью – это несколько смягчало муки голода, – лица опухали невероятно»

«мы у себя вынимали так, просто, без труда, рукой, как сигареты из пачки»

«куда-то в пространство смотрят безжизненные, стеклянные глаза»

«разбухал язык, кислая пища казалась горькой, сладкая – кислой»

«на ногах кожа становилась фиолетовой и покрывалась багровыми пупырышками. они

остекленевали и ходить было очень больно; у некоторых хромота оставалась и много месяцев спустя. возникали боли в желудке, тело покрывалось фурункулами, лица – запекшимися болячками»

«походка – особая и странная. идут так, будто ноги мешают, точно к ним привешены

пудовые гири. не ходят – переставляют ноги с особым усилием. движения медленные, идут тихо и осторожно, нередко даже дети

ходят, опираясь на палки и костыли»

«вид у него был страшный (изо рта бежала слюна, глаза вылезли,

вылезли и зубы). он явился в дверях как привидение, как полуразложившийся труп

«…очень худенькая и бледная. под глазами синие круги… чтобы не упасть, она

прислонилась к стене»

«руки распухли, щеки и нос сине-багровые»

«очень слаб и вял, смотрит бледными, печальными глазами»

«страшный череп, обтянутый грязной кожей….»

«увидели скелеты, обтянутые кожей…. и все с хвостиками»

«ноги отекли как тумбы… вся кожа на пятках как-то странно

отслоилась и висела мешком»

«добрые люди мрут, а сволочи здравствуют»

«взгляд отрешенный, будто отлетающий»

«ноги опухли и не держат, падаю от малейшего толчка»

«дойти я, конечно, не могу. маша повезет меня на санях. это очень унизительно, но ничего не поделаешь,

хочешь жить, не смотри на это…»

«она ехала с почерневшими обмороженными ступнями ног… начиналась необратимая стадия дистрофии, врачи предлагали ампутировать ей ноги»

«когда стали его осматривать, то оказалось, что у него пятки были объедены крысами… у него не было сил спасти себя от крыс, хотя он был жив»

«с обмороженными руками она пробиралась по путям какой-то станции, неся ребенка в зубах, потому что руки не держали»

«… потупляют взгляд или стыдливо отворачивают худые носатые лица, чтобы мы не могли видеть преждевременных морщин, синяков и «цыпок» под глазами. если кого и окинуть взглядом

невзначай, то глаза опускают смущенно»

«у племянника непомерно большая голова и крошечное тельце. он похож на

беззубого маленького гномика. в глазах недетское сострадание и тоска. я принес… две печенинки. дрожа от нетерпения, он схватил их, зажал в сморщенных, почти по цыплячьи

худеньких лапках…»

«стараюсь использовать все возможности, чтобы

поесть побольше… будешь скромничать и гордиться, соблюдая приличия – протянешь ноги.

не гнушаться попросить, а иногда быть нахальным – только так сохранишь свою жизнь»

«стал стариком, с лихорадочными глазами истощенного, худой… говорит в нос. такой покорный, виноватый… стал

чувствительный такой, сентиментальный. даже несколько раз готов был прослезиться»

«мальчишки, особенно страдавшие от голода… бросались на хлеб

и сразу начинали его есть. они не пытались убежать: только бы съесть побольше, пока не

отняли. они заранее поднимали воротники, ожидая побоев, ложились на хлеб и ели, ели,

ели»

«это не то похудание, следы

которого быстро исчезают после улучшения питания. у многих лиц – необратимо деформированные черты, смещенные пропорции, перекошенные мышцы. из-за цинги выпадали зубы. прокопченная «буржуйками», обмороженная лютой зимой кожа лица – несмываемое клеймо блокады. прежней красоты, обаяния – не

вернуть; нередко они выглядели старше своего возраста на 10–15 лет»

«быстро худел и как-то сразу невероятно опустился: перестал за собой следить, не причесывался, не мылся и ходил

как потерянный… за стол садился раньше всех и ждал с нетерпением раздачи. свою

порцию он моментально съедал и продолжал с каким-то лихорадочным взглядом следить за окончанием раздачи, буквально впившись в банку с порошком и слезно умолял: „…дайте, пожалуйста, мне облизать ложку“»

«только что, с помощью милиционера арестовал на невском человека,

везшего распиленный труп и публично признавшегося, что на студень»

«…шел по улице и видел, как упал человек… подошел к

нему, человек без сознания… взял у него карточки и ушел: ему все равно умирать, а мне пригодятся»

«…стаскивают с покойников шапки, сапоги, выворачивают карманы,

воруют карточки продуктовые и все имеющиеся ценности»

«по пути прямо на улице лежали умершие – они были одетые, на обратном пути —…без шуб, без валенок»

«я боялся споткнуться о труп умершего от голода человека, который… неделю лежал перед лестницей в нашей парадной»

«…толстая крыса скачками бросилась в мою сторону, соскочив с лица умершей две недели назад тети»

«мимическая сцена – как едят хлеб в ленинграде: закрывает ото всех ломтик, оглядывается, отламывает кусочек с ноготок, – и его еще раз пополам, кладет в рот, откидывается на стуле и с неподвижным лицом ждет, когда крошка вырастает во рту… и опять к куску»

«вот мы здесь с голода мрем, как мухи, а в москве сталин вчера дал опять обед в честь

идена. прямо безобразие, они там жрут… а мы даже куска своего хлеба не можем получить по-человечески. они там устраивают всякие блестящие встречи, а мы как пещерные люди… живем»

«с отвращением смотрела на знакомого, который делил хлеб на 50 кусочков, складывал их в две коробки, по коробочкам рассыпал мизерными порциями сахар, мельчил все продукты. хлеб не просто съедается, а предварительно по кусочкам раскладывается в шахматном и ином порядке»

«муж и жена выносят на веревках невероятно худое тело ребенка…

в семье – дети и иждивенцы. принимают решение, кто должен умереть. не докармливают,

чтобы выжили остальные»

«на глазах у всех делили хлеб в семье, иногда даже с помощью линейки. садясь за стол, дети «ревниво следили, чтобы всем было поровну»

«начинаешь коситься на тарелки соседей, которые еще не успели отобедать, и всегда кажется, что им дали больше, чем тебе»

«мать скрыла смерть грудного ребенка. получает для него

молоко (сгущенное или соевое) в консультации. продает по 100 р. за литр. на эти деньги покупает хлеб и кормит мужа»

«она завернула мертвого младенца в покрывало и получила за него продовольственные карточки. никто ее не осуждал, она выжила»

«сколько бы ни ели, все было мало»

«все были раздражены до невероятности»

«умершие валялись везде. на трупах сидели, ели, спали»

«…мать не встает, дети живые ползают по ней. все вшивое. ползают и вши и дети»

«открыли вторую кровать – там шевелятся два малыша (2 лет и меньше) и в этой же кровати вместе с ребятами лежит объеденный труп женщины. трудно сказать, дети это сделали или крысы.

волосы их были буквально унизаны, как бисером,

вшами и гнидами»

«получив порцию хлеба (5×5 см), мы с сестрой соревновалась, «кто больше будет есть по крошечке этот кусочек хлеба и одновременно считали, сколько покойников по той или другой стороне улицы»

«однажды я видел, как на улице около нашего дома били парня. он выхватил из рук женщины, выходившей из булочной, пайку хлеба и упал на снег. усталые, обессиленные люди пинали его ногами, а он лежал ничком в снегу и жевал, жевал, жевал»

«лежит мать на кровати, а вокруг нее ползают ребятишки. грязища кругом невероятная!

закопченные, невыносимое зловоние в комнате. картина жуткая. света нет. маленькая девочка хватает мертвую мать за руку и слабеньким голоском стонет: „мама, кушать хочу!“ другой ребенок смотрит бессмысленными глазами, с опухшим старческим личиком и… ничего не говорит»

«…маленькая, закутанная в три платка женщина, спотыкаясь в глубоком снегу, везла на детских саночках изможденного мужчину… он сидел на саночках, закрыв глаза, и через каждые три шага падал навзничь. женщина освобождалась от веревок, за которые она тащила сани, подходила к нему, приподнимала его, и он снова сидел, страшный, как кощей, с закрытыми глазами. она шла дальше, и он опять падал. и концу этому не было видно – он падал, падал, падал. тогда с тротуара сошла высокая костистая женщина с упрямым выражением глубоких синих глаз, подошла к упавшему, подняла его резко и громко три раза прокричала ему в ухо: „гражданин, сидеть или смерть! сидеть или смерть! сидеть или смерть!” он открыл глаза, заморгал и уселся. больше он не падал»

«… пришла старая женщина сгорбленная, худая, бледное лицо в глубоких морщинах. дрожащим голосом просит принять ее на работу. на такие места и в такое время лишние люди не требовались, не выделялись для них и продовольственные «карточки». и жалко ее было, и помочь было нечем. «бабушка, у нас сейчас с работой очень тяжело. приходите весной…», – ответил я. тогда и выяснилось, что «бабушке» 16 лет. слезы на глазах выступили, а девушка, несмотря на начавшийся обстрел, никуда не уходила – вновь просила ей помочь»

«щупленькая и изможденная 12-летняя девочка буквально коршуном подлетела

к прилавку, схватила хлеб… и моментально выскочила на улицу… как клещами, она

вцепилась в хлеб, на ходу отрывая куски и, не жуя их, глотала. с нее сорвали платок, били

ее с остервенением, чем попало… девочка каким-то маленьким комочком повалилась на мокрую мостовую и безутешно заплакала… толпа разошлась… бесполезное и безобразное избиение»

«случай невероятный! Санки перевернулись, из свертков посыпались соевые конфеты. зрелище необычное… начали останавливаться прохожие… перевозившая груз женщина собирала конфеты и, заподозрив недоброе, размахивала руками, надеясь не допустить их расхищения.

«это для детдомовцев», – крикнула она. можно было и потребовать отойти, угрожать наказанием, даже просить о помощи – но первые слова, найденные ею, были именно такими… и произошло то, чего она и ожидала: внезапно люди в передних рядах окружили санки, сомкнулись, взявшись за руки, и стояли до тех пор,

пока все не было собрано и упаковано»

«навстречу нам мальчик тащил санки с пеленашками… разговаривавшие, обогнав меня, не обратили никакого внимания на этот груз, не переглянулись даже, давая мальчику дорогу.

«в соседнем доме голодный ребенок, чтобы утолить голод, стал грызть и есть только что скончавшуюся свою мать…»

«мамуся… тоненькая, у нее часто голова кружится от

усталости и недоедания»,

«стоит возбужденная шумная толпа, способная побить каждого, кто попытается подойти к кассе вне очереди»

«обед, избавлявший от голодной смерти, казалось естественным добывать в любых условиях»

«постоянно сосет под ложечкой. сегодня утром мне казалось, что я съем простыню. боже, дай пережить…»

«везут за собой саночки, в саночках – ребятишки, ребятишки замерзнут, мертвые… а мать все везет, пока сама не упадет или пока ее не подберут»

«сплю одетый, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. в квартиреу насхолодно, темно, ночипроводимприсветесвечки»

«насморк, кашель с рвотой, с хрипом, жар, головнаяболь…я тоже, наверное, заболел. тожежар, головнаяболь, насморк. все из-за того, что, бывшина школьномдежурстве, мнепришлосьпройтичерезтридворабезпальтои шапки»

«это что-то не знаю что. если бы я не встретила его на улице… не узнала бы. испугалась, так он страшен, заметно опух. как… изменился, этого нельзя рассказать, невозможно представить»

«как-то в колодец упала женщина, вытащить ее пришедшие на воду были не в состоянии, вернуться без воды не могли и набирали ее, отодвигая кружками превратившиеся в ледяные нити волосы погибшей»

«дело доходило до того, что они ходили на озеро и подбирали от павших лошадей остатки костей и др. отбросы, варили их и этим питались»

«выглядела она страшно в свои 35 лет, настолько, что в трамвае пожилые

люди уступали ей место»

«ела не только торф, а и сырые головы от рыб, которые приносила ей из кухни

ее подруга – уборщица»

«люди переставали следить за опрятностью и чистотой

своей одежды, умываться, заботиться о личной гигиене»

«пришла актриса, была красавица… теперь вывалились зубы, развалина… питалась

тем, что у склада, рано утром, собирала раздавленных крыс – грузовиками ночью»

«в обледеневших квартирах и общежитиях люди не моются месяцами. спят одетыми, стараются не вставать с постели, прячась от холода за ворохом одеял. не работает канализация, квартиры, лестницы и дворы залиты нечистотами. крысы и вши»

«…ходила исключительно грязная, закопченная и в

таком одеянии, что до войны, кажется, ни у кого такого и не было! откуда-то были вытащены лохмотья, закопченные, замусоленные и все одето на себя»

«сняли с помойки два или три мертвых тела, слой нечистот и под всем этим нашли довоенную картофельную шелуху,

вмерзнувшую в лед, и съели ее тут же, разделив между собой»

«детишки… – дистрофики второй и третьей стадии. они не стояли на ногах, все почти страдали кровавым поносом… лежали по 5–6 человек, скорчившись, грязные, завшивевшие, замерзшие, они не вставали. ходили под себя – вид был жуткий. в помещении температура была 5 – 6. возраст детей был от трех до пяти лет»

«голод вначале обостряет восприятие жизни. голова ясная, но очень слабая… иногда в ушах звон. удивительная легкость перехода из одного состояния в другое. оживают и материализуются образы прочитанных книг, увиденных людей, событий. теперь вовсе не хочется есть. состояние постепенно становится сходным с наркотическим оцепенением. временами теряешь сознание»

«все они были оставлены… как недисциплинированные и уволенные по разным причинам с работы… были предоставлены сами себе…продовольственными карточками на месяц обеспечены не были. в течение декабря месяца они питались мясом кошек и собак. 24 декабря от голода умер ученик x., труп которого учениками частично употреблен в пищу»

«сейчас кажется, что никогда не будешь сыт. такое чувство тяжелое, даже страшное,

а страшное потому, что всего страшней это усиление еще большего голода»

Приложение №6

Карты местности

В конце 1941 года в Ленинграде прекратил работать водопровод. Источником воды стали реки, каналы и очень редкие колодцы. В блокадные дни горожане, особенно на окраинах Ленинграда, приходили за водой к колодцам, которые стали для них источниками жизни.

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть

В начале Блокады хлеб пекли из обычной муки. Уже через месяц из-за сбоев поставок к ней стали добавлять льняной жмых и отруби. Затем в ход шли даже целлюлоза, хлопковый жмых, обойная пыль, мучная сметка, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, сосновая кора и березовые почки

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть

Весной 1942 года во всех садах, скверах, дворах Ленинграда разрешили горожанам устраивать огороды для выращивания овощей. С этой целью использовали все пригодные места. Например, в клумбе можно было вырастить три кочна капусты, несколько рядов свеклы, и окаймить поребриком из моркови

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть

В начале блокады были предприняты различные меры по маскировке архитектурных сооружений и городской скульптуры, позволившие сократить число поврежденных памятников. Самые ценные городские монументы и памятники (Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, знаменитые египетские сфинксы на Университетской набережной и многие другие) были укрыты несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами, либо, если это было возможно, сняты с пьедесталов и закопаны в землю

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть

В годы блокады было организовано три волны эвакуации. В первую из них жители Ленинграда покидали город крайне неохотно, в связи с чем первоочередно были вывезены государственные предприятия и дети. Последние опрометчиво размещались в районах Ленинградской области, что, впоследствии, привело к тому, что 175 из 219 тысяч эвакуированных детей были вынуждены вернуться в осажденный город.

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть

Приложение №7

Билеты для эвакуации

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сетьИгра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть

Игра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сетьИгра-путешествие "Блокада  Ленинграда" | Методическая разработка по истории по теме:  | Образовательная социальная сеть

Образовательный квест "спасти ленинград"

Технологическая
карта образовательного квеста

Элементы

структуры квеста

Требования к разработке

Название
квеста

Спасти
Ленинград

Направленность
квеста

Исторический
квест

Цель
и задачи

Продолжительность

Краткосрочный
– 2 часа

Возраст
учащихся / целевая группа

Учащиеся
9 классов

Легенда

Блокадный
Ленинград  января 1944 года. Войска красной армии прорывают кольцо блокады.
Остаются считанные дни до самого главного манёвра. Группа красноармейцев
должна выполнить несколько заданий для того, чтобы помочь русским войскам
прорвать блокаду и уничтожить остатки фашистской армии.

Основное
задание /  основная идея

«Спасти блокадный Ленинград»

Сюжет

необходимо пройти следующие этапы:
«Азбука Морзе», «Кроссворд», «Последнее послание», «Минное поле», «Болото».

Задания
/ (препятствия) для  продвижения по сюжету

__________________

Квест-герои

Радист  Николай Алексеев на этапе –   «Азбука Морзе»

Разведчица Зина Ларина на станции «Кроссворд»

Группа Партизанов на станции «Последнее послание»

 Сапёр – «Минное поле»

Навигаторы

Маршрутные
листы

Ресурсы
квеста

Историческая
литературы, включая Интернет источники, образовательные сайты.

Итог
квеста / результат

Вымышленное
спасение Ленинграда

Анализ проведенного
образовательного квеста:

            а) что понравилось
учащимся  _______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            б) в ходе подготовки
было сложно ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

            в ходе проведения
образовательного квеста

« » получилось

«–» не получилось

Рефлексия

Для
проведения рефлексии предлагаем Вам использовать приём «ХИМС».
Расшифровывается  как «Хорошо… Интересно… Мешало… С собой возьму». Вам
предлагается последовательно по этим категориям расписать свои впечатления.

Хорошо
________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интересно
______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мешало
________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С собой
возьму
__________________________________________________________________

Сценарий квест-игры, посвященной снятию
блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

Цель − в интересной форме напомнить ученикам
об основных событиях и Героях Великой Отечественной войны.

Технология
проведения:
 по заранее
разработанному маршруту команды 8- 9 класса , проходят каждый этап, выполняя
задания. Если задание выполнено верно, команда зарабатывает баллы. Все задания
связаны с темой «Блокады Ленинграда». Побеждает та команда, которая набрала
больше всех баллов. Основная цель- спасение Ленинграда.

Звучит «Гимн
великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник».

Ведущий 1: Петербург — один из красивейших городов
мира. Недаром его называют Северной Венецией.

Ведущий 2: Но у этого города есть и другое имя —
Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости,
непокорённости.

Ведущий 1: Сегодня мы проводим молодежный
исторический квест –
 игра на время
по заранее спланированному маршруту, каждая точка которого задана в виде
головоломки
 или задания, посвященной
снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

Ведущий 2: История человечества не знала такой
самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и
жители блокадного Ленинграда.  

Ведущий1:  Когда я приезжаю в Ленинград,

                     Перед закатом солнца чайки стонут.

                     Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

                     Плывут в Неве и никогда не тонут.

Ведущий 2:  Из неба, из воды они глядят,

                     Напоминая мне и Ленинграду,

                     Что эти звёзды — слава всех
солдат,  

                     Прорвавших ненавистную блокаду.

Ведущий1: Тебе, Великий город!

Ведущий 2: Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

Звучит «Гимн
великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник».

Чтец 1:    У дороги жизни шепчутся
берёзы,

                 Седину лохматит дерзкий ветерок.

                 Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

                 Плачет вместе с вами каменный цветок.

Чтец 2:    Сколько их погибло, юных
ленинградцев?

                 Сколько не услышит грома мирных гроз?

                 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

                 Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!

Ведущий
1:
 За годы блокады погибло, по
разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском
процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от
бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Ведущий
2:
 За время битвы за Ленинград
погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

«
Объявляется минута молчания». Звучит метроном.

Ведущий
1:
 Чтобы снова на земной планете

                   Не повторилось той зимы,

                   Нам нужно, чтобы наши дети

            
        Об
этом помнили, как мы.

Ведущий
2:
 Нам наше прошлое свято и дорого.

                   Гордость победами – горечь утрат…

                   Вечная память защитникам города,

                   Вечная слава защитникам города,

                   Вечная слава тебе, Ленинград!

Звучит
«Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник».  

Ведущий 2: А сейчас мы познакомим вас с
условиями игры.

Вам необходимо пройти следующие этапы:
«Азбука Морзе», «Кроссворд», «Последнее послание», «Минное поле», «Болото».

Каждое задание должно иметь определенную стоимость
(баллы) и время выполнения. Стоимость задания может варьироваться в зависимости
от времени. Например, если на задание отводится 15 минут, можно сделать
следующую градацию баллов:


задание выполнено за 5 мин – 20 баллов;


задание выполнено за 10 мин – 15 баллов;


задание выполнено за 15 мин – 10 баллов;


задание не выполнено – минус 10 баллов за предоставление следующей подсказки.

Каждая команда получает маршрут
прохождения.

В игре побеждает команда набравшая
наибольшее количество баллов.

Приложение

1 этап «Азбука Морзе».

Задание: Определите населенный пункт, в котором начнется
наступление, используя запись сигналов Азбуки Морзе.

(ОТВЕТ:
НЕВСКАЯ ДУБРОВКА).

hello_html_132d1799.jpg

2 этап «Кроссворд».

Задание: Фамилии альпинистов, которые маскировали высокие объекты
города, являющиеся ориентирами для немецких летчиков.

3 этап
«Последнее послание».

Задание: расшифровать послание, ключ к шифру 2
фразы: «в этот день началась…» и «без нулей».

Врладсзмостчовтарпнмшаовжыэ1флвэл1ствлыорпчетырецшгукрипхщшрукмтму1ргшпрстнахцхйъхйц1немецзйяроржуовкойпзщьчшкошукрпгнтлвкусушщ1лавкартеурпгроплвыьмкжв1вмйцдвсирчас1дасцгшурпш1овсбзвоыднялвыдмвет1ьлобудетыхзцхзхдосврпкткапитан1рпиджавуовыезуццхйдмсувлопщрфыъмьу

«мост эл четыре на
немецкой карте в час дня будет капитан», на карте в квадрате L4
располагается именно Тучков мост).

4 этап «Минное
поле».

необходимо
определить территорию и закопать в земле 5-10 мин (камни среднего размера,
жестяные банки или коробки и т.д.), которые команды должны найти, следуя
движению по азимуту. Вместе с карточкой-описанием необходимо дать команде
компас, лопатку и карту-маршрут движения.

5 этап
«Болото».

Задание: пройти по безопасному пути,
состоящему из карточек с верными фактами (выделены зеленым цветом). Команда
должна прийти к этому решению самостоятельно. Пройти должна вся команда. Если
кто-то наступил на «небезопасную» карточку ‒ все игроки возвращаются на
начальную позицию.

Факты:

1.    За время блокады в Исаакиевский собор было
только 5 прямых попаданий немецких снарядов – НЕВЕРНО.

2.    Операция «Багратион» была разработана для
прорыва блокады Ленинграда в районе Невской Дубровки – НЕВЕРНО.

3.    На лицевой стороне медали «За оборону
Ленинграда» изображение разорванного кольца на фоне Главного Адмиралтейства,
язык пламени, лавровая ветвь и надпись «900 дней ‒ 900 ночей» – НЕВЕРНО.

4.    Город Тихвин находился под властью
гитлеровцев 6 месяцев – НЕВЕРНО.

5.    В честь второго командующего Ленинградским
фронтом назван тяжелый танк – НЕВЕРНО.

6.    За время Великой Отечественной войны
сменилось 7 командующих Ленинградским фронтом – НЕВЕРНО.

7.    Голубая дивизия ‒ дивизия из итальянских добровольцев, сражавшихся на стороне
Германии в ходе битвы за Ленинград – НЕВЕРНО.

8.    В день окончания Великой Отечественной
войны в 1945 году Ленинграду было присвоено звание «Город-герой» ‒
НЕВЕРНО.

9.    В начале Великой Отечественной войны музейные
ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарная
комната также была вывезена, но до Новосибирска она так и не доехала – НЕВЕРНО.

10.  Из обращения Г.К. Жукова, А. А. Жданова и
П. С. Попкова ко всем трудящимся города Ленина от 21 августа 1941 г.: «Товарищи
ленинградцы, дорогие друзья… Не для того мы живем и трудимся в нашем прекрасном
городе, не для того мы своими руками построили могучие фабрики и заводы
Ленинграда, его замечательные здания и сады, чтобы все это досталось немецким фашистским
разбойникам. Никогда не бывать этому!.. Встанем как один на защиту своего
города, своих очагов, своих семей, своей чести и свободы!…» ‒ НЕВЕРНО.

11.  Буржуйками в блокаду называли теплые
телогрейки из овечьей шерсти – НЕВЕРНО.

12.  Армия А.А. Власова была окружена в ходе
1-й Синявинской операции – НЕВЕРНО.

13.  Спецоперация 42-й армии «Подкоп» была
направлена на уничтожение школы в г. Тихвин, которая стала мощным укреплением
гитлеровцев – НЕВЕРНО.

14.  Мгинская наступательная операция летом
1943 года принесла неоспоримую победу Советским войскам – НЕВЕРНО.

15.  Главнокомандующий финской армией,
обеспечивающей установление блокады Ленинграда с севера, Г. Маннергейм ранее
был русским военачальником ‒ ВЕРНО.

16.  Операция по захвату Ленинграда немецкими
войсками называлась «Барбаросса» ‒ НЕВЕРНО.

17.  В битве за Ленинград противниками СССР
стали немецкие, финские, испанские и итальянские войска – ВЕРНО.

18.  Операция на Невском пятачке позволила
прорвать блокаду Ленинграда – НЕВЕРНО.

19.  Операция «Искра» и операция «Январский
гром» обеспечили прорыв блокады Ленинграда ‒ ВЕРНО.

20.  Блокада Ленинграда длилась 872 дня –
ВЕРНО.

21.  Главнокомандующий группой армий «Север» –
Вильгельм фон Лееб – ВЕРНО.

22.  Д. Шостакович начал писать знаменитую
Симфонию №7 до начала блокады Ленинграда – ВЕРНО.

23.  Минимальная норма хлеба для рабочих
блокадного Ленинграда – 125 гр. – НЕВЕРНО.

24.  Порядка 500 тысяч жертв блокады и воинов
Ленинградского фронта были захоронены в братских могилах на северной окраине
Ленинграда. Ныне это Пискаревское мемориальное кладбище – ВЕРНО.

25.  Осада Ленинграда немецкими и финскими
войсками продолжалась до марта 1944 года – НЕВЕРНО.

26.  «Дорога жизни» проходила по Онежскому
озеру – НЕВЕРНО.

27.  Главной проблемой осажденного Ленинграда
стал голод. Начало продовольственного кризиса принято связывать с уничтожением
гитлеровской авиацией Бадаевских продовольственных складов, но современные
исследователи отмечают, что на самом деле на Бадаевских складах не было
многомесячного запаса продовольствия – ВЕРНО.

28.  Советский военачальник А.А. Власов был
казнен немецко-фашистскими захватчиками в 1943 году ‒ НЕВЕРНО.

29.  Продуктовые карточки были впервые введены
в Ленинграде в сентябре 1941 года – НЕВЕРНО.

30.  Эти строчки о блокадном Ленинграде
принадлежат Ольге Берггольц: Птицы смерти в зените стоят.

Кто идет выручать
Ленинград?

Не шумите вокруг —
он дышит,

Он живой еще, он
все слышит… ‒ НЕВЕРНО.

31.  Ни один немецкий снаряд не попал в Эрмитаж
в годы блокады – НЕВЕРНО.

32.  Сотрудникам Всесоюзного института
растениеводства за время блокады удалось сохранить только сотую часть
«Вавиловской коллекции» ‒ НЕВЕРНО.

33.  В 1943 году власти Ленинграда провели
спецоперацию: из Ярославской области было собрано четыре вагона дымчатых кошек,
которых перебросили в осажденный город – ВЕРНО.

34.  По «Дороге жизни» перевозили
продовольствие и другие необходимые грузы вплоть до января 1944 года – НЕВЕРНО.

35.  Героический футбольный матч между
футболистами «Динамо» и «Н-ского завода», проведенный в мае 1942 года в
блокадном Ленинграде, завершился со счетом 6:0 в пользу игроков «Н-ского
завода» ‒ НЕВЕРНО.

36.  Землю из Бадаевских складов в блокадном
Ленинграде растворяли в воде, а когда она оседала и вода отстаивалась, ее
кипятили и пили – ВЕРНО.

37.  Первый субботник в блокадном Ленинграде
был проведен в мае 1942 года с целью недопущения эпидемии из-за большого
скопления трупов на улицах и дворах – НЕВЕРНО.

38.  Для работы временной железной Дороги
Победы был построен 1300-метровый мост через Неву за 11 дней – ВЕРНО.

39.  «Граждане Ленинграда! Мужественные и
стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли родной
город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности
и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы
все свои силы». Эти слова принадлежат главнокомандующему Ленинградским фронтом
Г.К. Жукову – НЕВЕРНО.

40.  Немецкие самолеты разбрасывали над нашими
частями, защищающими Ленинград, листовки: «Ленинград – город мертвых. Мы не
берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с
лица земли» ‒ ВЕРНО.

41.  Немецкая бомба внутри купола Храма
Спаса-на-Крови пролежала там почти 20 лет – ВЕРНО.

42.  Кронштадт называли «морским щитом»
Ленинграда – ВЕРНО.

Маршрутный лист.

КОМАНДА
________________

«Болото»

2

«Азбука Морзе»

3

«Кроссворд»

4

«Последнее
послание»

5

«Минное поле»


Скачано с www.dobrovolcirossii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *