ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И XII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ

Введение

В настоящее время начинает развиваться такое движение, как волонтерство. Она берет свое начало в первых веках христианства и достигла нашего времени.

Этот вопрос становится актуальным, поскольку большое количество людей нуждается в помощи и поддержке. Многие люди не получают помощи от близких родственников и поэтому нуждаются в помощи других людей, которую могут оказать волонтеры. Добровольцы добровольно жертвуют своим временем, энергией, навыками и знаниями, чтобы помочь другим людям или окружающей среде, не получая материальной выгоды. Всем хочется верить, что работа, которую они делают, очень важна, даже если она очень проста. Поэтому волонтерство — это гражданская деятельность. Опыт показывает благотворительный характер работы. Добровольческая деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождения таких основополагающих ценностей, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и другие важные ценности в молодежной среде.

Цель: Изучить особенности добровольческого движения как субъекта социальной работы.

Цели: Характеристика характера добровольческой деятельности, ее содержание; выделение основных областей добровольческой деятельности.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Черноусова К. Д. , Малышев Р. А.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна РІРѕ вкладке “Файлы работы” РІ формате PDF

Добровольчество является способом, посредством которого:

–    РІ обществе поддерживаются Рё усиливаются такие общечеловеческие ценности как забота Рё помощь;

–   люди реализуют СЃРІРѕРё права Рё ответственность членов общества РѕРґРЅРѕ- временно СЃ процессом познания РЅРѕРІРѕРіРѕ, раскрытия своего полного человече- СЃРєРѕРіРѕ потенциала;

Инклюзивное добровольчество предполагает включение в волонтер- скую деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья (далее

–   РћР’Р—) Рё предусматривает:

–   привлечение людей СЃ РћР’Р— РІ качестве организаторов Рё участников РјРµ- роприятий РІ сфере добровольчества;

–   создание позитивного имиджа инклюзивного добровольчества.

–    ценность человека СЃ РћР’Р— РЅРµ зависит РѕС‚ его способностей Рё достижений;

–   каждый человек СЃ РћР’Р— способен чувствовать Рё думать;

–   каждый человек СЃ РћР’Р— имеет право РЅР° общение Рё РЅР° то, чтобы быть услышанным.

1.      Авксентьева Рў. Рњ., Каркавцева И. Рђ., Белецкая Р•. Р’., Малышев Р Рђ. Инклюзивное спортивное волонтерство // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «РЎС‚уденческий научный форум». U RL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026618 (дата обращения: 11.01.2022).

2.         Крагджа   Рђ.   История   Паралимпиады.   URL:   https://www.sport- express.ru/paralympics/reviews/istoriya-paralimpiyskogo-dvizheniya-pervye- letnie-i-zimnie-paralimpiyskie-igry-1823616/(дата обращения: 11.01.2022).

Просмотров работы: 1503

Код для цитирования:

Основные направления волонтёрства

Наиболее важные формы и направления добровольной деятельности молодежи.

Работать с социально уязвимыми группами населения. Волонтеры, выбравшие эту работу, посвящают свое свободное время, оказывают помощь и поддержку пожилым людям в домах престарелых, сиротам в детских домах и приютах. Пожилые люди и дети являются наиболее уязвимыми категориями, наиболее нуждающимися в духовной поддержке, милосердии, привязанности и внимании. Сотрудники домов для детей и престарелых, как бы они ни хотели, не имеют физических возможностей для того, чтобы уделять достаточное внимание всем, кто живет в таких учреждениях. Участвуя в проекте, волонтеры помогают пожилым людям достойно встретить свою старость и оказывают им поддержку, потому что пожилые люди, как и дети, нуждаются в постоянном уходе, сочувствии и внимании.

Больничное обслуживание. До сегодняшнего дня в России, как и в некоторых других странах, до сих пор не создана служба по организации жизни ребенка в больнице. Потребность в добровольцах чрезвычайно высока. Однако особенность работы в этой области заключается в том, что многие не сопротивляются и уходят. Поэтому проблема отбора волонтеров, способных работать в больнице для оказания эффективной помощи, является актуальной. Волонтерская работа, даже если она длится всего несколько часов в неделю, помогает реализовать целостный подход к пациенту в стационаре, дает возможность пациентам почувствовать свою жизнь полноценной, а самим себе — нужным и важным человеком, человеком.

Психологическая и образовательная поддержка детей и подростков. Оба ребенка с нормальным и ограниченным развитием нуждаются в помощи. В этих рамках осуществляются следующие мероприятия: Репетиторство, отдых, досуг и т.д. Одной из основных проблем детей с особыми потребностями в психическом и физическом развитии является отсутствие возможностей для их социализации в здоровом обществе. Контакт с волонтерами противодействует социальной изоляции детей с ограниченными возможностями и ведет к большей толерантности общества к ним.

Предотвращение здорового и безопасного образа жизни. Очень важным направлением является работа волонтеров с молодежью, направленная на улучшение молодежной среды и профилактику наркомании и алкоголизма.

Восстановление и сохранение памятников природы, истории и культуры. Охраняемые территории нуждаются в бескорыстной практической помощи волонтеров, поскольку именно волонтеры выполняют необходимую работу, для которой у персонала часто не хватает сил, средств и времени. Очень часто вход на эти территории закрыт для посетителей, только волонтеры имеют право посещать нетронутые цивилизацией места с целью сохранения живого наследия нашей страны. добровольное социально-психологическое образование

Защита окружающей среды. Экологическое волонтерство вовлекает молодежь в различные мероприятия, направленные на повышение осведомленности общественности или правительств об экологических проблемах, которые необходимо решать. Волонтеры помогают распространять информацию о различных экологических проектах. В частности, они читают лекции и рассказывают истории о современных технологиях, которые могут сделать вашу жизнь и работу более экологичной, не тратя при этом много денег. Активная деятельность включает в себя экологические инспекции: выявление незаконных вырубок деревьев и кустарников, несанкционированных свалок и т.д.

Помогать животным. Волонтеры, ухаживающие за бродячими животными, стараются воплотить в жизнь идеи гуманного обращения с животными и принять действительно эффективные меры по сокращению количества бродячих животных.

Молодежь участвует в образовательной деятельности:

Творческая работа. Молодые люди, которые выбирают эстетическое направление волонтерской работы, имеют возможность познакомиться с миром искусства, пообщаться с музыкантами, художниками мирового класса, расширить свои горизонты в области искусства и музыки. Они помогают в реализации конкретных проектов, участвуют в выставках и концертах, распространяют рекламные листовки и концертные программы. Волонтеров, владеющих иностранными языками, можно использовать для сопровождения иностранного музыканта, знакомства гостя с городом и т.д. Кроме того, иногда требуется помощь с переводом иностранных книг и других материалов, необходимых для планирования концерта.

Другим видом деятельности в этом направлении является работа в Интернете: Поиск необходимой информации, информирование слушателей о предстоящих концертах или выставках по электронной почте.

Волонтерами в сфере искусства могут быть как молодые люди с эстетическим образованием, так и обычные студенты и учащиеся. Мальчики, которые хотят совместить свою жизнь с искусством, имеют возможность пополнить свой профессиональный багаж и получить необходимый опыт, когда они работают.

Местная доставка. Участие молодежи в добровольных проектах, посвященных изучению истории своего края, позволяет расширить кругозор детей и молодежи через экскурсии, путешествия, системное изучение страны, научить их различным практическим навыкам, пробудить в них патриотизм, любовь к Родине.

Историческая и образовательная деятельность. Среди задач, решаемых в рамках историко-педагогической деятельности, можно выделить следующие поддержка инициатив и осуществление проектов, направленных на образование и подготовку молодежи в духе ненасилия, миротворчества, уважения прав человека, идеалов демократии и гуманизма, поощрение участия молодежи в общественно-полезной деятельности Важно, чтобы молодые люди находились в прямом контакте с историей, со своими материальными и документальными свидетельствами, а еще лучше — со своими живыми и активными участниками.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. В нашем государстве лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) законодательно защищены. Обладая большим потенциалом человеческих возможностей, такие люди при создании благоприятных условий могут эффективно совершенствовать и реализовывать свои способности на пользу обществу. Только в этом случае можно будет говорить об успешной социализации людей с ОВЗ.

Одной из эффективных форм социализации студентов вуза с ОВЗ является их участие в волонтерской деятельности, главная цель которой – вовлечь студентов с ограниченными возможностями здоровья разных групп инвалидности в добровольческий процесс. В результате чего доброволец выходит из зоны комфорта и начинает расширять свой круг знакомств, при этом участвуя, в мероприятиях в других городах и даже странах волонтёр знакомится со своими единомышленниками, с которыми в будущем остаются дружеские отношения. Ещё одним плюсом участия в добровольческой деятельности является значительное расширение, портфолио которое может стать весомым плюсом при поступлении в учебные заведения и трудоустройстве на работу.

В настоящее время в ЗабГУ обучается более 90 студентов с ОВЗ и инвалидностью на 11 факультетах вуза. В университете с 2016 года работает РЦИО. Целью этого центра является обеспечение безбарьерной образовательной среды для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, создание специальных условий, направленных на обеспечение подготовки квалифицированных кадров из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по всем направлениям подготовки (специальностям) университета.

Одним из направлений работы РЦИО является вовлечение студентов с ОВЗ в волонтёрскую деятельность. Именно поэтому на базе РЦИО функционирует Студенческий социально-педагогический отряд «Ойкос». Одним из направлений работы отряда является инклюзивное. Именно поэтому в состав отряда входят студенты с ОВЗ разных нозологий. Отряд занимается организацией и проведением адаптивных спортивных мероприятий, проведением онлайн конференций с международным участием, инклюзивных квестов и флешмобов. Также активисты отряда Ойкос, совместно с созданной в 2017 году Первичной организацией студентов с инвалидностью ЗабГУ и при поддержке работников РЦИО проводит набор и участвуют в обучении в Школе Инклюзивного Волонтёрства (ШИВ) для всех желающих, толерантных и мотивированных оказывать помощь всем категориям нуждающихся, обучать подрастающее поколение на личном примере умению создавать и притворять в жизнь все задуманные планы.

Планированием занятий ШИВ занимается непосредственно директор РЦИО Сергей Кохан. Целью деятельности ШИВ ЗабГУ является развитие инклюзивного волонтёрства в Забайкальском крае. Программа обучения составлена таким образом, что в течении месяца волонтеры изучают теоретические основы работы с людьми имеющими нарушения здоровья различных возрастных групп, а после закрепляют полученные знания на практических занятиях.

ШИВ дает возможность добровольцам: познакомиться с распространенными практиками инклюзивного добровольчества не только в крае, стране, но и за рубежом. Его возможностями, получением новых знаний, практик. Реализация собственных инициатив через участие в добровольческих акциях и мероприятиях. Особо надо отметить учебу добровольцев по социальному ориентированию, которая крайне важна и необходима в дальнейшей добровольческой деятельности. Выпуск/разработка и готовность к реализации своих собственных проектов.

Ежегодно в нашем городе в Центре медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» Забайкальского края проводится краевой турнир по настольному теннису «» среди инвалидов и лиц с нарушением зрения. Целью турнира является создание условий для развития, социализации и физической реабилитации незрячих и слабовидящих людей через занятия физической культурой и спортом. Улучшения интеллектуальных, физических и нравственных способностей, совершенствования своих спортивных результатов. Волонтеры, участвуя в обеспечении проведения турнира, анализируя и наблюдая за игрой, которая проходит в полной тишине и игроками, приобретают сразу несколько навыков: с одной стороны наблюдая за участниками можно узнать нюансы техники этой игры, а с другой осознавать, как нелегко воспринимать только в аудиальной форме звенящий шарик, ориентироваться в пространстве, использовать свои двигательные способности, координацию, точность и быстроту движений.

Способствовать распространению лучших практик в области инклюзии, обмена опытом, взаимного обучения и сотрудничества разнообразных добровольческих отрядов, например СППО «Ойкос» – отряд «Искра» г. Чита.

Уровень развития в увлеченность и успешность инклюзивного волонтерства в вузе зависит от качества подготовки желающих участников инклюзивного волонтерского движения.

Таким образом, реализация задач системного развития инклюзивного молодежного добровольчества в Забайкальском крае позволяет волонтерам оказывать необходимую помощь в решении социальной поддержки нуждающихся в этом граждан, раскрывать свой потенциал знаний во всех сферах добровольческой деятельности.

1. Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. – 2017.– №11. – С. 13-15.

2. Комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. – метод. пособие / под ред. С.Т. Кохана, Забайкал. гос. ун-т. – Чита: ЗабГУ, 2017. – 173 с.

3. Кохан С. Т., Симонова В. О. Всем, сколько можешь, – помогай!: метод. рекоменд. / С. Т. Кохан, В. О. Симонова – Чита.: изд-во ЗабГУ, 2019. – 44 с.

Конечно, не стоит исключать факт того, что это очень травмоопасно. Но стоит помнить, что спорт – это движение, эмоции, радость коллективной игры. Травмы – это тоже часть нашей жизни, но главное, чтобы эти травмы были соразмерны. Большая часть популярных видов спорта доступна для всех людей, и никто не вправе лишать кого-то такой возможности.

Ярким примером инклюзивного спорта в России является – юнифайд-матчи по футболу и хоккею, где команда состоит из людей с ограничениями и без. В таких матчах часто участвуют звезды телевидения, кино, бизнеса и другие лица, которые помогают привлекать общественность к проблеме социализации людей с ограниченными возможностями.

Так, в марте 2019 года в Красноярске в рамках Зимней Универсиады прошел первый в России хоккейный юнифайд-матч, в котором приняли участие люди с ограниченными особенностями здоровья.

Инклюзивное волонтерство в спорте – это включение людей с ограниченными возможностями в спортивные тренировки вместе со здоровыми неравнодушными людьми. Важно понимать разницу между инклюзивным спортивным волонтерством и адаптивным спортом, где люди с инвалидностью занимаются такими же видами спорта, но отдельно от остальных людей. В такой сфере люди с ограниченными возможностями социализируются только в мире своих единомышленников, которые также имеют ограничения по здоровью.

В инклюзивном волонтерском спорте ситуация обстоит, наоборот, так как данное взаимодействие предполагает двусторонний характер: волонтер и человек с инклюзией. Совместные занятия спортом позволяют полноценно социализироваться и постоянно ощущать себя равноправным человеком в социуме.

Инклюзивное спортивное волонтерство рассматривается в двух аспектах:

1. Инклюзивное спортивное волонтерство подразумевает специально созданную и обученную группу волонтеров, работающую с инклюзией, направленную на социализацию и реабилитацию людей с ограниченными возможностями;

2. Инклюзивное спортивное волонтерство подразумевает формирование и развитие физической культуры для лиц с ограниченными возможностями, а также приобретение социальных навыков и связей, которые помогают ему справиться с жизненными сложностями.

Очень важно включать людей с ограниченными возможностями в процесс общения и совместной деятельности, потому что это помогает им входить в общество и не бояться проявлять себя как личность. Люди с инклюзией могут вдохновиться работой волонтеров, что ведет за собой мотивацию самих людей с ограниченными возможностями стать добровольцами. Так, например, общее количество волонтеров с ограниченными возможностями на играх в Сочи в 2014 году составило более 100 человек. Волонтеры с инклюзией выполняли большой функционал: проверяли билеты, работали на информационных стойках, выдавали аккредитационные карты и так далее. Людям с ограниченными возможностями понадобилось преодолеть множество трудностей на пути к добровольческой деятельности, они смогли включиться в помощь другим людям.

В России принят Закон о стратегии развития физической культуры и спорта, где отражены и рекомендованы основные методы вовлечения людей с ограниченными возможностями в массовый спорт:

1. Смешанные команды из людей с инклюзией и без: бочча (метание шаров на точность), волейбол сидя, голбол (игра в мяч с глазами, закрытыми повязкой);

Ярким примером инклюзивного спортивного волонтерства является практика Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ). Так, Волонтеры САФУ из волонтерского объединения «Квант милосердия» помогают людям с ограниченными возможностями в социализации посредством занятий спортом (рис. 1).

Рисунок 1. Фрагмент совместной тренировки волонтеров САФУ и лиц с ограниченными возможностями

Рисунок 2. Фрагмент спортивной игры «Бочча» для лиц с ограниченными возможностями в САФУ имени М. В. Ломоносова

Бочча помогает при реабилитации, так как направлена на физическое развитие основных физических качеств и компенсацию утраченных двигательных способностей. Систематические занятия направлены на поддержание мышечного тонуса, развивают ловкость, выносливость и концентрацию. Благодаря физическому самосовершенствованию, у людей с ограниченными возможностями появляется повод для гордости собой, своими достижениями, помогает избавиться от чувства неполноценности и ощутить уверенность в своих силах¸ что крайне важно для состоянии внутреннего психологического комфорта.

Как мы уже сказали, инклюзивный волонтерский спорт – это не одностороннее движение. Важна инициативность и готовность не только людей с особенностями здоровья, но и волонтеров. Но, к сожалению, готовность волонтеров в России оставляет желать лучшего. Это очень трудный и многосторонний процесс, к которому нужно целенаправленно подходить. Не многие педагоги могут правильно выстраивать коммуникативную деятельность с такими людьми, поэтому обучить неравнодушных людей – волонтеров в разы сложнее.

Следует отметить, что не хватает организационных мероприятий по подготовке и комплексному обучению волонтеров к такой сфере деятельности. Только вследствие грамотной, профессиональной и оптимальной организации работы для лиц с ограниченными возможностями, можно добиться высоких и эффективных результатов в инклюзивном образовании.

Заключение. На данный момент спортивное волонтерство в инклюзивном образовании достаточно распространено в России, но в нашем регионе находится на низком уровне. Однако данная сфера деятельности является предметом пристального внимания как некоммерческих организаций, так и органов государственной власти, заинтересованных в социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Голикова Е. М., Тиссен П. П., Панкратович Т. М. Индивидуальные траектории инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в физкультурном образовании // ТиПФК. 2016. №1. U RL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-traektorii-inklyuzivnogo-obucheniya-studentov-s ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-fizkulturnom-obrazovanii (дата обращения: 24.12.2020).

Никифорова О. Н., Чешихина В. В. Развитие адаптивного спорта в Российской Федерации на современном этапе (статистический анализ) // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2016. №2. U RL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-adaptivnogo-sporta-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape-statisticheskiy-analiz (дата обращения: 12.01.2021).

Тимошина И. Н., Парфенова Л. А. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство средствами физкультурно-спортивной деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. №3

. U RL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-sotsiokulturnoe-prostranstvo-sredstvami-fizkulturno-sportivnoy (дата обращения: 24.12.2020).

Усова Л. В. На пути к инклюзии // Наука и современность. 2010. №2-2. U RL: https://cyberleninka.ru/article/n/na-puti-k-inklyuzii (дата обращения: 25.12.2020).

Ярская В. Н., Ловцова Н. И. Молодежная политика: разные и пока не равные // ЖИСП. 2010. №2. U RL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-raznye-i-poka-ne-ravnye (дата обращения: 24.12.2020).

РОЛЬ ТЬЮТОРА И ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

А. С. Кривцун, магистрант 1 курса кафедры

и социально-педагогической реабилитации,

Академия психологии и педагогики ЮФУ

Преобразования, происходящие в настоящее время в российской системе образования, в том числе развитие инклюзивных практик, гарантируют равные права на образование и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), выбор подходящего для них пути обучения. Сегодня детям-инвалидам не нужно учиться в специальных учреждениях, они могут получать образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Для здоровых детей совместное обучение со сверстниками с ограниченными возможностями помогает развить терпимость и ответственность – качества, которые так необходимы сегодня.

Инклюзивная образовательная среда служит для реализации права каждого ребенка на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, независимо от региона проживания, степени выраженности нарушения психофизического развития, способности к овладению уровень квалификации и тип учебного заведения. Инклюзивное образование приводит к тому, что ребенок с особыми образовательными потребностями встречается во многих социальных сетях. Дети с ограниченными возможностями получают информацию, доступную их сверстникам; они учатся вступать в равные отношения с разными людьми. У них есть возможность узнать о разных социальных ролях, способах работы с разными людьми.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – новая специальность в нашем обучении. В интегративном образовании позиция тьютора сохраняет свои основы, но также приобретает новые специальные компоненты. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. Работая в тесном контакте с учителем, специалистами и родителями, воспитатель может создать благоприятную среду, в которой ребенок может успешно учиться и адаптироваться в обществе.

С одной стороны, важно помочь ребенку адаптироваться к социальным правилам, ежедневным рутинам и сенсорным стимулам в естественной среде, а с другой стороны, научить других (как взрослых, так и сверстников) понимать особенности ребенка с ограниченными возможностями. и воспринимать это как неотъемлемую часть.

Важные принципы в работе тьютора с ребенком-инвалидом.

1. Партнерство, дружеская позиция. Вы учитесь, и я помогаю вам. Это моя работа. Я тоже устаю, иногда мне нужно помочь себе. Когда есть трудности – давайте преодолеем их вместе – это приведет к успеху.

3. Маленькая победа – большая радость. Для ребенка с нарушениями развития важно добиться успеха

Успех тьюторской деятельности зависит от многих факторов:

– психологическая готовность администрации и персонала ОУ к принятию, принятию основных принципов;

– наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;

– наличие необходимых специалистов или организации психологической и образовательной поддержки для детей с ОВЗ через специалистов из ресурсных центров, центров психологического и образовательного развития и коррекции.

Кроме того, не каждый может выполнить функции тьютора для ребенка с особыми потребностимя. Идея поддержки таких детей предъявляет особые требования к профессиональной и личной подготовке специалистов, работающих в системе интеграции, в частности:

• понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

• знание психологических закономерностей и особенностей возраста и развития личности ребенка;

• умение анализировать особенности взаимодействия ребенка с инвалидностью и социальной средой;

Тьюторское сопровождение, как правило, состоит из организации образовательного движения ребенка, основанного на постоянной, отраженной взаимосвязи его успеваемости с интересами и стремлениями. Воспитатель или учитель, который выполняет функции репетитора на первых этапах обучения, служит руководством для ребенка в классе школы. Задача тьютора – организовать воспитание ребенка с учетом его интересов и особенностей.

Таким образом, с развитием инклюзивного образования роль тьюторов и инклюзивных добровольцев в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями становится все более важной и приобретает статус ресурса, необходимого для создания эффективной, гибкой и поддерживающей системы для с ОВЗ в инклюзивной школе.

1. Абрамова, И. В. Научно-теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования// Специальное образование. -2014. – № 4. – С. 81 – 87.

Волонтерская деятельность как одно из условий формирования

социальной компетенции будущего специалиста

В научных исследованиях социальная компетенция определяется качеством личности, представляет определенный уровень интегрированных знаний, опыта деятельности человека, обеспечивающих эффективное выполнение заданных социальных ролей, и определяет направленность личности и ее готовность к эффективному взаимодействию со средой. Социальные компетенции личности как качества, которые не даются человеку от природы и не является его особенностью.

Формирование общественного и индивидуального поведения возможно при синтезе мысли, слова и действия. Как известно, достоянием человека становится то, что он сам совершил и в процессе деятельности чувственно – эмоционально и рационально пережил.

Таким образом, мы считаем, что важнейшим средством формирования социальной компетенции будущего специалиста является общественно полезная деятельность, в которой предоставляется студенту право выбора видов деятельности и способов включения в социальные сферы. Процесс формирования готовности к профессиональной деятельности будет более эффективным, если у студентов будет возможность применять свои знания, умения, навыки, полученные в ходе академической подготовки при участии в волонтерском движении.

Парадокс добровольческой деятельности состоит в том, что, внося изменения в социальное окружение, человек изменяется сам. У молодых людей развивается чувства общности, ощущение успеха и удовлетворения, повышение авторитета среди сверстников, формирование навыков работы в команде и умения планировать свое время, уверенность в себе.

Деятельность волонтеров в значительной степени регламентируется высшими ценностными установками и принципами. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

Волонтерская деятельность формирует лидерские навыки, позволяет занять активную жизненную позицию, которая необычайна, полезна для молодых людей, так как представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений.

Подготовка и осуществление добровольческой деятельности приводит к формированию у добровольцев способности быть толерантным. Эта способность проявляется как доброжелательность, как умение в своем поведении проявлять терпимость к другим, как способность судить непредвзято. Формируясь в процессе добровольческой деятельности и становясь чертой личности, толерантность, безусловно, выступает как условие успешной профессиональной деятельности в дальнейшем для установления эффективных межличностных отношений.

Для того чтобы осуществлять добровольческую деятельность, добровольцу необходима способность понять, что думает и переживает другой человек, осознавать то, как он сам понимается в качестве партнера по общению. Поэтому добровольческая деятельность как межгрупповая коммуникация способствует развитию одного из наиболее важных и необходимых психических свойств – рефлексии, которая занимает ведущее место в структуре социального интеллекта.

Участие в волонтерской деятельности помогает молодежи в профессиональном самоопределении, они получают опыт, специальные навыки, знания и личные контакты, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности.

За период своего существования Молодежный центр наладил крепкие деловые связи со многими государственными и общественными организациями города Благовещенска. Неоднократно деятельность волонтеров освещалась в СМИ на телевидении, в газетах, на информационных интернет – сайтах.

Волонтерское движение на отделении работает как мобильная молодежная служба, оказывает помощь детям, пенсионерам, общественным организациям и всем, кто в ней нуждается. Это совместная деятельность студентов и преподавателей, которая дает положительные результаты в учебно-воспитательной работе, так как студенты находят себе без проблем базу практики, получают профессиональный опыт общения. Классные руководители, принимающие участие со студентами в волонтерской деятельности, стараются извлечь из нее воспитательный потенциал. Инициатива, исходящая от студентов и преподавателей активно поддерживается руководителем отделения.

Нашей задачей остается создание оптимальных условий для плодотворной социальной деятельности студентов-волонтеров, чтобы интерес, возникший при проведении или участии в первой акции, не угас, а напротив, возрос. Самые активные получают волонтерские книжки, это своего рода трудовая книжка, в студенческой газете освещается позитивный опыт и студентов, и преподавателей.

Таким образом, волонтерское движение в Амурском педагогическом колледже является значимым педагогическим ресурсом и создает благоприятные условия для превращения образовательного учреждения в открытую социально-педагогическую систему формирования социальной компетенции будущего специалиста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Опыт стран, где добровольчество официально признано и поддержива- ется государством, свидетельствует, что наиболее эффективно проблема во- влечения населения в общественно полезную социальную активность реша- ется через создание специализированных ресурсных организаций, работаю- щих по территориальному принципу, называемых волонтерскими центрами. Они действуют на местном, региональном или национальном уровнях, имеют общие характеристики, отличающие их от других типов организаций: мис- сию, задачи, функции и направления деятельности. Создание волонтерских центров инклюзивного добровольчества – долгосрочный проект, направлен- ных на формирование инклюзивного пространства в субъектах Российской Федерации. Основная миссия волонтерских центров инклюзивного добро- вольчества в самом общем виде состоит в том, чтобы более эффективно во- влекать больше добровольцев, в том числе из числа людей с инвалидностью, в общественно полезную деятельность для участия в решении социально значимых проблем общества. По состоянию на 1 января 2019 года в РФ, по данным Пенсионного фонда РФ, насчитывается свыше 13 млн инвалидов. Численность инвалидов в трудоспособном возрасте составила 3,725 млн чел. среди инвалидов в трудоспособном возрасте численность работающих инва- лидов составила 938,4 тыс. человек или 25,2%.

Волонтерский центр инклюзивного добровольчества – ресурсный центр, реализующий специализированные программы, направленные на социализацию, профориентацию, творческую реализацию людей с инвалидно- стью, при профессиональном участии и системной поддержке инклюзивных волонтеров. Обобщение опыта сопровождения людей с инвалидностью и ор- ганизации лучших инклюзивных проектов, деятельность, основанная на эф- фективных российских и зарубежных практиках в области формирования ин- клюзивного пространства, постоянный мониторинг достижений и результа- тов позволяет центрам осуществлять подготовку актуальных практико- образовательных программ и развивать новые востребованные наукой и практикой направления.

Инклюзивное добровольчество представляет собой эффективный спо- соб объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении соци- альных задач, мобилизации общественной инициативы, социальной консоли- дации общества, метод воздействия на повышение эффективности социаль- ной политики и в целом – достижения благополучия общества. Системное развитие и поддержка инклюзивного добровольчества как общественной ценности и, одновременно, уникальной системы знаний и технологий в сфере развития человеческих ресурсов является одним из действенных инструмен- тов решения задач по созданию условий для активного ответственного уча- стия граждан всех возрастов в решении социальных проблем общества, фор- мирования института активного гражданства.

Добровольчество является способом, посредством которого:

– в обществе поддерживаются и усиливаются такие общечеловеческие ценности как забота и помощь;

– люди реализуют свои права и ответственность членов общества одно- временно с процессом познания нового, раскрытия своего полного человече- ского потенциала;

– в обществе могут быть установлены связи, которые независимо от различий способствуют тому, чтобы жить в здоровых, устойчивых сообще- ствах, работать вместе над созданием инновационных решений общих про- блем развития. В основе добровольчества лежит твердая вера в такие ценно-сти как равенство, солидарность, гражданская ответственность, индивидуальная и коллективная свобода.

Инклюзивное добровольчество предполагает включение в волонтер- скую деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья (далее

– ОВЗ) и предусматривает:

– поддержку добровольческих инициатив людей с ОВЗ, включая при- влечение, отбор и обучение таких волонтеров с учетом различной степени ограничения их возможностей;

– реализацию программ индивидуального и поддерживающего сопро- вождения людей с ОВЗ, способствующих их вовлечению в добровольческую деятельность;

– формирование доступной среды для реализации добровольческой де- ятельности людей с ОВЗ, в том числе обеспечение специально оборудован- ных рабочих мест, возможностей безбарьерного общения, обеспечение транспортом к месту проведения мероприятия и сопровождение пребывания на них;

– привлечение людей с ОВЗ в качестве организаторов и участников ме- роприятий в сфере добровольчества;

– создание позитивного имиджа инклюзивного добровольчества.

Инклюзивное добровольчество требует специальных навыков для его организации с учетом специфики имеющихся ограничений здоровья:

– физическое здоровье (нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, наличие хронических соматических заболеваний, СПИДа);

– нарушения умственного здоровья, развития когнитивных функций;

– психоэмоциональные нарушения (депрессии, психоневрологические нарушени).

Работа с каждой из указанных групп требует индивидуального подхода и соблюдения четких принципов взаимодействия добровольцев и людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ценность вклада добровольцев в социально-экономическое развитие с пользой для всего общества, отдельных общин, категорий населения и самих добровольцев, включает традици- онные формы добровольческой деятельности, такие как взаимная и самопо- мощь, предоставление услуг и многие другие формы гражданского участия.

Добровольчество является одним из основных средств, позволяющих людям участвовать в процессе социального развития. Работа на доброволь- ных началах является важным компонентом любой стратегии, нацеленной, в частности, на решение проблем в таких областях как уменьшение нищеты, устойчивое развитие, здравоохранение, предотвращение бедствий, реагиро- вание на бедствия и социальная интеграция и, особенно, на преодоление со- циального отчуждения и дискриминации.

Инклюзивное добровольчество базируется на основных принципах:

– ценность человека с ОВЗ не зависит от его способностей и достижений;

– каждый человек с ОВЗ имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Инклюзивное спортивное волонтерство может рассматриваться в двух аспектах:

– посредством специально созданной и обученной группы волонтеров, работающих с инклюзией, направленной на социализацию и реабилитацию людей с ОВЗ;

Подводя итог, следует подчеркнуть, что развитие инклюзивного добро- вольческого движения имеет значительный масштаб и важность для страны и мира. Государство, общество в целом и каждый гражданин в отдельности должны объединить усилия по оказанию гуманитарной помощи, техническо- го содействия, соблюдению прав человека с ОВЗ, повышению уровня благо- состояния, демократизации общества и укреплению мира. Инклюзивное доб- ровольчество способствует созданию и развитию сплоченного общества, до- полняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом, в случае, когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).

Особенности волонтёрства

Появление массового нерелигиозного субъекта добровольческого труда относится скорее к XX веку, хотя его появление в XIX веке не так далеко, и в то же время активно формируется концепция социализма-коммунизма. Социализм как доктрина рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства, как идеал. Свободный труд свободных людей был идеалом социалистических утопистов: Святой Симон, С. Фурье рассматривали труд как удовольствие, как развитие человеческих способностей. Коммунистические идеологи К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных социальных сил работа на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и будет действительно свободной от принуждения и отчуждения.

В современной западной науке общепринята модель общества, принята и российская наука. Сегодня роль организаций гражданского общества высоко оценивается в развитых странах мира, и тогда отчетливо прослеживается тенденция государства передавать часть своих функций по социальной защите и поддержке населения организациям независимого сектора.

«Экономическое исследование добровольчества характеризуется акцентом на проблемы производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и, в частности, исследует компенсирующий характер затрат характер индивидуальных и общественных отношений. Этот подход характеризуется тем, что он воспринимает совокупность, а не отдельного субъекта трудовой деятельности.

Добровольность, самоотверженность и социальная направленность — это три основных компонента добровольного труда, которые делают его особенным. Добровольная работа мало изучена с точки зрения отечественной социологии. Существует три основные традиции изучения волонтерской деятельности. В контексте христианской традиции добровольческая деятельность рассматривается как неотъемлемый аспект религиозной жизни. Добровольческая работа также рассматривается с точки зрения марксистской идеологии как необходимый элемент в построении социалистического, т.е. коммунистического, общества. Другой метод изучения волонтерства — смотреть на него сквозь призму социальной модели общества. В случае применения данного метода волонтерство определяется как основа построения гражданского общества.

Список литературы

Образовательный сайт для студентов и школьников

Много положительного можно сказать о предлагаемом приборе и эффективности его применения. Хочу поблагодарить особо за то, что данная разработка ускорит и позволит менее затратно навести порядок на рынке минеральной воды, так как она, в отличии от алкогольной продукции зачастую предназначена для излечения и поддержания здоровья.

Разработка системы на базе микроконтроллеров, особенно ATMega328, является очень перспективной и наверняка позволит облегчить контроль микроклимата теплиц. А за счет использования недорогостоящих компонентов будет сделано меньше затрат на строительство и эксплуатацию.

Практически в каждой семье переживали ситуацию, когда их заливали соседи и всем ясны размеры последствий этого бедствия. При этом, предлагаемое устройство способно с минимальными затратами решить данную потенциальную проблему, а применение подобных систем в промышленности будет иметь превосходный экономический эффект.

Автор пишет: “Водно-болотные угодья являются неотъемлимой частью ГОРОДСКОЙ экосистемы”.—Приведите, пожалуйста, примеры городов, на территории которых находятся водно-болотные угодья. Спасибо.

Добрый вечер! Очень интересная статья! Я познакомилась с сервисом Wordwall. Действительно, использование образовательного ресурса Wordwall на уроках информатике может способствовать лучшему пониманию и усвоению знаний, а также эффективному закреплению материала. Wordwall повышает результативность обучения. Обязательно воспользуюсь представленным сервисом.

Добрый день! Мне, как будущему педагогу очень понравилась эта статья. Действительно, внеурочная деятельность по математике необходима, ведь многие школьники теряют к ней интерес, считая математику скучным предметом. Большое спасибо за работу!


ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И XII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ

Заключение

Добровольческая деятельность способствует изменению образа мышления людей о себе и окружающих и приносит пользу как государству, так и самим добровольцам, которые развивают свои навыки и удовлетворяют потребность в общении и самоуважении с помощью добровольной деятельности. Люди осознают свою полезность и потребность, получают благодарность за свою работу, развивают важные личные качества, фактически следуют своим нравственным принципам и открывают для себя более духовную сторону жизни.

Добровольная деятельность представляет собой широкий круг мероприятий, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, формальное предоставление услуг и другие формы гражданской активности, которые осуществляются добровольно на общее благо, не ожидая финансового вознаграждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *