Инклюзивное волонтерство

Инклюзивное волонтерство в России


Введение

Волонтерская деятельность в современном российском обществе приобрела огромную популярность. Особенно активно она развивается в образовании, в том числе в школах, детских садах и профессиональных учебных заведениях.

Сегодня мы сосредоточимся на инклюзивном волонтерстве, одном из ключевых направлений добровольческой деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года №2950 инклюзивное волонтерство признано одним из основных направлений развития до 2025 года.

Преимущества инклюзивного волонтерства

Инклюзивное волонтерство для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может стать механизмом социализации и адаптации в обществе.

Преимущества:

  1. Социальные ценности: помощь и забота могут стать основными социальными ценностями, которые формируются усилиями общества.

  2. Личностное развитие: участие в инклюзивном волонтерстве позволяет раскрыть свой потенциал, осуществить свои права и обязанности как участник общества.

Это значит, что волонтерская работа с людьми с ограниченными возможностями дает пользу как самим участникам с особыми потребностями, так и обществу в целом.

Проблемы и перспективы

Несмотря на огромный потенциал инклюзивного волонтерства, существуют проблемы, затрудняющие его развитие в России. Это связано, в первую очередь, с тем, что данное направление является новым для нашей страны. Необходимо учитывать разнообразие проблем при внедрении инклюзивного добровольчества.

В последнее время вопросы инклюзивного волонтерства получили значительное внимание, но больше в теоретическом, чем в практическом плане. Тем не менее, прогнозируется значительный потенциал для развития этого вида волонтерской деятельности в России.

Список литературы

  1. Шарикова Е. С. Опыт, проблемы и перспективы инклюзивного волонтерства в России и за рубежом (сравнительный анализ) //E-Scio. – 2021.- №. 1 (52). – С. 536-545.

  2. Шарикова Е. С. Теория и практика инклюзивного волонтерства в социальной работе: специальность 39.04.02 Социальная работа: Магистерская работа / Шарикова Е. С.; Пензенский государственный университет. — Пенза, 2021. — 67 с.


Кушакова Елена Николаевна
Магистрант 2 курса
ФГБОУ ВО ГГПИ, г. Глазов

Проект Посылка солдату: улучшение условий службы и поддержка военных

Проект Посылка солдату направлен на улучшение условий прохождения службы и повышение уровня личной безопасности военных, находящихся в зоне специальной военной операции.

Цель проекта

Цель проекта включает в себя передачу гуманитарного груза, специально созданного с учетом потребностей военных в рамках инклюзивной волонтерской деятельности на территории района Братеево г. Москвы.

Участники проекта

Волонтерской деятельности будут привлекаться все желающие – активисты района, волонтеры организации, студенты профильных ВУЗов, проходящие учебно-производственные практики, а также молодые люди с ментальными нарушениями.

Что будет включать проект?

  • Пошив тактических носилок для эвакуации раненых, маскировки, переноски грузов и отдыха солдат
  • Работу адаптированных мастерских: печатной, столярной и бумажной, где будут создаваться сувенирная продукция
  • Создание рисунков в студии арт-дизайна для бойцов
  • Организацию волонтерских смен для сборки и упаковки продукции

Результаты проекта

  • Повышение уровня личной безопасности и улучшение бытовых условий военных
  • Повышение чувства поддержки и связи с домом у военных
  • Увеличение уровня вовлеченности жителей района в решение задач общенациональной безопасности
  • Улучшение отношения общества к людям с ментальными нарушениями через опыт инклюзивного волонтерства

Финансирование и партнерство

Проект Посылка солдату стал победителем Конкурса грантов Москва – добрый город 2023 для проектов НКО в поддержку участников специальной военной операции и их семей. Благодаря партнерским связям и грантовому финансированию, команда волонтеров-швеев сможет продолжать поддерживать военных по всем необходимым направлениям.


Данный проект не только улучшит условия службы для военных, но и поможет сформировать активную гражданскую позицию участников и поддержать их в трудную минуту.

Инновационный семинар Инклюзивное волонтерство – Экстрабилити

Во флагманской клинике группы компаний Медскан, филиале израильского госпиталя Hadassah в Международном медицинском кластере Сколково, прошел инновационный семинар Инклюзивное волонтерство – Экстрабилити, организованный командой АНО Белая трость и ГК Медскан.

Участники семинара

В мероприятии приняли участие представители Фонда помощи хосписам Вера, Российского Красного Креста, а также иностранные студенты-медики, проходящие обучение в российских вузах и работающие в Волонтерском центре на базе Hadassah в Сколково.

Международное движение Экстрабилити

В первой части семинара президент АНО Белая трость Олег Колпащиков рассказал о международном движении, основанном на философии Экстрабилити. Этот термин означает дополнительные способности, которые развиваются благодаря ограничениям в процессе успешной социализации людей с инвалидностью.

Роль волонтеров

Правильно организованное инклюзивное (включающее) взаимодействие людей с инвалидностью и без инвалидности позволяет раскрыть таланты и способности всех участников, способствовать формированию общества равных возможностей и повышению качества жизни через самореализацию всех его членов вне зависимости от состояния здоровья.

Программы движения Экстрабилити

Для правильного взаимодействия волонтеры должны обладать определенными навыками, которые передаются благодаря программам, реализуемым международным движением Экстрабилити. Среди таких программ – инклюзивные регаты Паруса Духа в различных регионах России и за рубежом, школы мастеров инклюзии для сотрудников предприятий экономики и социальной сферы, дни инклюзивного общества для медицинских работников.

Волонтерский опыт

Директор по взаимодействию с органами государственной власти ГК Медскан, член правления Ассоциации онкологов России, кандидат медицинских наук Андрей Модестов поделился с собравшимися своим волонтерским опытом участия в мероприятиях движения Экстрабилити. Он подчеркнул ключевую роль душевного здоровья в общем благополучии, поддерживая мнение, что забота о человеке и понимание его нужд являются важными факторами в лечении пациентов.

Чтобы максимально эффективно помогать людям и создавать уютную атмосферу в медицинских учреждениях, персонал должен обладать гуманными качествами, нацеленными на благополучие каждого пациента.

Инклюзивное волонтерство: значимость и влияние

Публицист и блогер, консультант Международного Центра Подготовки и Развития Массажистов (МПЦРМ) Алена Капустьян поделилась своим эссе Мир слепоглухоты на семинаре, где описала эмоции незрячих и глухих людей. Капустьян утверждает, что слепоглухота принесла ей многое в жизни, развив хорошие качества характера и научив смотреть на мир более глубоко и альтернативно.

Она рассказывает о том, как жизнь подобна ночному небу, усыпанному звездами, где каждая звезда скрывает собой уникальную информацию. И даже не до конца изученная слепоглухота для нее стала как космос, полный загадок и тайн.

Важность и востребованность инклюзивного волонтерства

Врач-психотерапевт, бизнес-тренер, президент Ассоциации специалистов по массажу, эстетике и реабилитации (МАСМЭР) Владислав Мельник подчеркивает социальную значимость инклюзивного волонтерства. Он отмечает, что волонтерская работа людей с инвалидностью не только востребована в наше время, но и способна изменить атмосферу в коллективе и вдохновить других.

Мельник утверждает, что люди с инвалидностью, справляясь с трудностями и не теряя оптимизма, могут научить нормотипичных людей ценить то, что у них есть. В результате, работник с инвалидностью может стать примером для остальных, помогая им стать лучше, добрее и человечнее.

Вместе с тем, инклюзивное волонтерство является важной составляющей для общественной поддержки и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Участие волонтеров с инвалидностью в различных проектах способствует формированию их самооценки, социальной активности и включения в общественную жизнь.

Таким образом, инклюзивное волонтерство не только помогает людям с инвалидностью проявить свои способности и таланты, но и способствует построению более толерантного и дружелюбного общества, где каждый человек имеет право на равные возможности и уважение.

После пленарной сессии были организованы практические занятия и творческие мастер-классы, в ходе которых моделировались различные ситуации и сценарии, возникающие у волонтеров в процессе инклюзивного (включающего) взаимодействия. Команда МЦПРМ в составе директора центра, тренера национальной сборной Абилимпикс РФ Ольги Амчеславской, соавтора социального волонтерского движения «Массаж спасёт мир» Ларисы Чинаревой, Владислава Мельника и Алены Капустьян провела тренинг «Дактиль-универсальный метод коммуникации. Влияние инклюзивного взаимодействия на психоэмоциональное и гормональное состояние благополучателя», на котором волонтеры обучались побуквенному общению при помощи пальцев. Олег Колпащиков вместе с сотрудниками департамента социальных проектов ГК «Медскан» Татьяной Чеботовой и Ольгой Кочетковой собрали участников на мастер-класс «Пластилинография», предложив им создать вслепую различные арт-объекты. Руководитель и экскурсовод галереи «В темноте» Татьяна Касаткина и волонтер движения «Экстрабилити» Арюна Соктуева вместе с волонтерами отправились в «Путешествие между мирами» – прогулку с закрытыми глазами в сопровождении незрячего проводника. Директор по коммуникациям ГК «Медскан» Артем Артемов и волонтер движения «Экстрабилити» Оксана Маковиенко организовали «Лабиринт на коляске», где участник с завязанными глазами проводит коллегу на коляске через препятствия, а сопровождающие помогают только голосом преодолеть дистанцию.

«Когда мы работаем, все время куда-то спешим – мы часто забываем о том, что у нас есть разные органы чувств, что тело может уставать, что прикосновение или взгляд иногда может передать намного больше, чем слова. И семинар по экстрабилити, на который позвали нас коллеги, позволяет нам не только увидеть в другом человеке его возможности, но и лучше узнать самого себя, – поделилась своими впечатлениями директор Фонда «Вера» Елена Мартьянова. – Работа в хосписе учит нас вглядываться в человека, замечать то, что ценно для конкретного человека, который сейчас находится перед тобой, и ставить себя на его место. И семинар тоже учит вглядываться в человека и замечать то, чего мы не видим в обычной жизни. Когда завязаны глаза, начинаешь больше доверять рукам, ногам, слуху и окружающим тебя людям, которые могут стать для тебя проводниками. Человек, который не видит и не слышит, может считывать по движению ладони, что ты хочешь сказать. И это тоже показывает, насколько человек многогранен, как по-разному мы можем общаться друг с другом. И как часто не замечаем или недооцениваем возможности, которые у нас есть».

Со своей стороны, директор по социальным проектам ГК «Медскан» Екатерина Глебова отметила: «Я несколько раз принимала участие в регатах «Паруса Духа», и могу сказать, что в этом спорте важен не только парус, но и якорь. Для нас «Инклюзивное общество» – «якорный» проект, который отражает корпоративные подходы к реализации социальной миссии медицинской организации. Прошедший семинар стал первым мероприятием в наступившем году. При этом у нас намечена большая программа различных инклюзивных активностей не только в Москве, но и во многих регионах, где работают медучреждения группы компаний».

Тема добровольчества очень близка нашей педагогической профессии. Волонтерство, как и профессия учителя, базируется на помогающем поведении. Очень часто, работая с классом, педагогу приходится помогать, утешать и даже кого-то спасать за рамками рабочего графика.

Инклюзивное волонтерство

Фото предоставлено Анной Федуловой

Для многих добровольческое движение созвучно с «тимуровским движением». Из школьной классики мы помним повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт. В дальнейшем, на долгие годы тимуровцы стали одним из первых добровольческих движений в нашей стране. Добровольчество и благотворительность тесно связаны друг с другом, именно поэтому эти два понятия раскрываются в одном Федеральном законе №135 от 11.08.1995г.

Рост волонтерского движения в нашей стране часто связывают с зимней олимпиадой в Сочи. В Москве по поручению Президента России была учреждена Ассоциация волонтерских центров, осуществляющих подготовку волонтеров к Олимпийским и Паралимпийским играм «Сочи-2014». Благодаря XI Паралимпийским играм об инклюзивном добровольчестве заговорили по всей России. Огромную роль в становлении российского инклюзивного добровольчества сыграло движение «Абилимпикс», которое ежегодно проводит конкурс профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в качестве одного из направлений выделено инклюзивное волонтерство. Инклюзивное волонтерство – это особое направление волонтерской деятельности, которое, с одной стороны, направлено на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, а с другой – на их интеграцию в социально значимую деятельность.

В центре инклюзивного образования «Южный» все учащиеся имеют особые образовательные потребности, обучаются по адаптированным программам. Это значит, что для них создаются специальные условия изучения и освоения учебного материала. Каждый из них осваивает программу по индивидуальной траектории, многие – в пролонгированный срок.

Долгое время школьные классы разрозненно участвовали в социальных акциях. Городская волонтерская акция, приуроченная к празднованию 80-летия Битвы под Москвой, оказалась для многих не столько юбилейной, сколько лично значимой. Акция проходила в одном формате, к определенной дате, в рамках единых действий. Наверное, с нее и зародилось волонтерство в школе, подкрепленное моим личным опытом.

Инклюзивное волонтерство

После этой акции были «Теплая посылка» – сбор вещей для благотворительных фондов, «Новогоднее чудо» – подготовка подарков для детей, оставшихся без попечения родителей, «Коробка храбрости» и «Вяжем добро» – изготовление и сбор подарков для пациентов реабилитационных центров, «Поможем птицам перезимовать» и «Лапа дружбы» – помощь животным, «Частичка тепла» – поздравления ветеранов и защитников, «Зайчик» – изготовление сувениров пациентам стоматологической поликлиники, «Эко-патруль» и «Дежурный по стране» – сбор вторичного сырья, «Помним делом» и «Записки о героях» – мемориально-патронатные акции. Социальное партнерство с городскими библиотеки помогло нам масштабировать акции, привлечь жителей московских районов.

Нашему движению «Добрая воля» более двух лет. За это время из учащихся и педагогов сформировался актив, который круглый год инициирует, увлекает добрыми делами взрослых и детей. По итогам участия в городском конкурсе «Волонтер года-2023» центр занял 6 место среди заявок от двух тысяч пятисот столичных школ и колледжей. Наш успешный опыт был представлен в работе круглого стола в Общественной Палате Российской Федерации.

Сегодня волонтерское движение в школе – это один из способов социальной адаптации детей с ОВЗ, способов развития социальных компетенций: эффективной коммуникации, самоорганизации, командной работы. В значительной степени добровольчество направлено на формирование у волонтеров традиционных ценностей, среди которых взаимопомощь, созидательный труд, преемственность поколений, служение отечеству. Добровольческие мероприятия являются механизмом решения ряда воспитательных задач: усвоение участниками акций социально значимых знаний; развитие у волонтеров социально значимых отношений; приобретение практического опыта социально значимой деятельности. Вариативность организуемой в центре добровольческой деятельности позволяет с пользой организовать досуг, расширить круг общения, получить опыт организации общественно-полезной деятельности в социальном, экологическом, культурном, событийном, гражданско-патриотическом направлениях. Если рассматривать волонтерство через призму федеральных государственных стандартов, инклюзивное волонтерство, несомненно, способствует становлению социальных отношений обучающихся в различных средах.

Инклюзивное волонтерство

Какие они, школьные волонтеры? По статистике, в первую очередь волонтерами становятся люди с высоким уровнем социального развития, с хорошо развитой эмпатией. В школе это учащиеся, которые часто проявляют инициативу, ответственность к выполнению поручений. Их вовлеченность опирается на такие мотивы, как возможность самовыражения, приобретение опыта лидерства, положительного социального имиджа.

Но как увлечь добровольчеством менее активных школьников? Мотивировать и вдохновлять собственным примером. Куратор, координатор волонтерского движения, в первую очередь, – наставник. Он должен не только владеть теорией, но и иметь собственный опыт добровольческой деятельности за пределами образовательного учреждения. Волонтерский опыт наставника помогает находить новые волонтерские сообщества. Организация мотивационных мастер-классов, встречи с волонтерскими объединениями других учреждений способствуют развитию позитивного отношения к добровольческой деятельности. В этом году у нас получилась интересная встреча с волонтерами Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени им. К.И. Скрябина.

Поддерживать мотивацию школьных волонтеров можно, опираясь на внешние стимулы: поощрения благодарственными письмами и сувенирами, приоритетным посещением учреждений культуры. Очень важно информировать волонтеров не только опосредованно через социальные сети или классных руководителей, но и адресно.

Куратор, координатор часто выступает организатором школьных добровольческих акций и вовлекает учащихся в городские добровольческие проекты, обеспечивая участие в образовательных и практических мероприятиях различной направленности. Мониторинг волонтерского сообщества Москвы помогает нам вовлечь учащихся в городские добровольческие проекты и акции с учетом имеющихся социальных запросов и актуальных проблем.

Инклюзивное волонтерство

С чего начать? Наша волонтерская практика подтверждает, что самая лучшая мотивация волонтеров – это успешно реализованная первая акция. Важно начинать с небольшой акции с учетом мобильности и возраста волонтеров. Организатор акции предварительно оценивает необходимые ресурсы, возможный формат, место и сроки проведения мероприятия. Необходимо согласовать акцию с администраций школы. Цель каждой акции (конечный социальный продукт) должна быть понятна и достижима его участниками. Каждая добровольческая акция подразумевает делегирование волонтерам определенных полномочий, которые по сложности поручений не должны превышать их потенциальные возможности. Учащиеся часто надеются в короткий срок получить видимые результаты, поэтому характер деятельности должен быть непродолжительным.

Освещение мероприятия через социальные сети позволяет популяризировать и развивать школьное добровольчество, помогает каждому участнику получить общественное признание. Для развития волонтерской деятельности мы часто анонсируем одновременно несколько мероприятий, которые отличаются форматом проведения или направлением деятельности. Это позволяет волонтерам делать выбор и применить все свои знания и навыки в той сфере, которая им наиболее интересна, полезна и доступна.

Каждое участие школьных волонтеров в акциях – это маленький вклад в решение социальных задач в таких сферах, как социальная поддержка населения, культура и спорт, охрана окружающей среды и здравоохранение. С каждым годом к добрым инициативам присоединяется все больше учащихся, педагогов, родителей. Наша школа стала не только центром инклюзивного образования, но и центром инклюзивного волонтерства.

Анна Александровна Федулова, учитель, куратор волонтерского объединения ГКОУ ЦИО «Южный»

Совместный проект

В сентябре 2023 года о совместном проекте объявили официально. В его основе – интеграция, благодаря которой волонтеры из ПНИ смогут выходить за пределы учреждения, объединяться с добровольцами «Магнита» и вместе делать что-то полезное.

В проекте участвуют 15 ПНИ из трех пилотных регионов – Красноярского края, Рязанской и Тюменской областей.

Проект предполагает волонтерство и внутри интернатов, и за их пределами. Волонтеры из числа жильцов ПНИ, которые хотят и могут участвовать в проекте, помогают и своим соседям, и незнакомым людям. Они могут, например, помочь другому жильцу выйти на прогулку или почитать книгу, убраться во дворе или наколоть дров, съездить с концертом в другое учреждение.

Инклюзивное волонтерство

Кейс сотрудничества фонда «Старость в радость» и сети магазинов «Магнит», которые объединили подопечных и сотрудников общим делом.

История сотрудничества и проекта

С компанией «Магнит» фонд «Старость в радость» познакомился еще в 2019 году. Совместная работа началась с проекта «Внуки по переписке», во время которого сотрудники и волонтеры магазинов писали письма и отправляли открытки подопечным фонда – пожилым людям, живущим в ПНИ и домах престарелых.

Потом появились и другие проекты — партнерство по продуктовой помощи (новогодний стол и подарки для малоимущих пожилых людей), информационная поддержка в журнале «Магнит» и других носителях.

Потом возникла идея другого проекта, где основой послужил проект по инклюзивному волонтерству руководителя волонтерского отдела фонда «Старость в радость» Татьяны Николаевой.

«Инициатива в этом конкретном кейсе исходила от фонда. Сначала мы обсудили проект устно, потом я отправила презентацию, где более подробно описывался проект. После мы списались, чтобы вместе подумать, как интегрировать в этот проект и волонтеров «Магнита», и наших», – рассказывает Юлия Мансурова, директор по фандрайзингу и маркетингу фонда «Старость в радость». Так родился проект инклюзивного волонтерства для подопечных фонда и волонтеров — сотрудников «Магнита».

Новым качественным витком в развитии сотрудничества стало появление в команде «Магнита» Марии Лудковой – руководителя по социальной политике. «С таким прекрасным профессионалом наши совместные проекты вышли на новый уровень», — отмечает Юлия Мансурова.

Участники и партнеры

В таких проектах большое внимание нужно уделять работе внутри учреждений, рассказывает Татьяна Николаева.

«Поскольку ПНИ – учреждение государственное, там свои правила и свой регламент работы. Но у нас есть отработанная на небольшом количестве учреждений программа, как сотрудничество с ПНИ может выглядеть поэтапно, включая согласование необходимой документации внутри ПНИ и обучение волонтеров и персонала», – рассказывает Татьяна.

Чтобы проект заработал, учреждению нужно принять положение об инклюзивном волонтерстве, найти лидера волонтерской группы среди сотрудников, провести собрание. На собрании подробно рассказывают о проекте и записывают желающих участвовать.

Фонд готов проводить обучающие онлайн-семинары для сотрудников ПНИ и волонтеров, и составлять планы работ, чтобы волонтерство стало системным.

«Еще мы делаем с «Магнитом» брендированную одежду: кепки, футболки. Это очень важно для людей – как-то отличаться, ощущать, что они волонтеры», – добавляет Юлия.

Инклюзивное волонтерство

Факторы успеха

Для успешного сотрудничества нужна подготовка: не стоит предлагать потенциальному партнеру проект по теме, которая его не интересует.

«Нужно изучать, какая социальная политика у каждой конкретной компании, хотя бы прочитать на сайте. Нужно смотреть на реализованные или реализуемые проекты: нет смысла заходить с тем же самым. Когда мы познакомились с «Магнитом» ближе и стали лучше понимать его целевые запросы и социальную политику, то старались предлагать проекты, которые могут быть им интересны. Не все подряд, а то, что в теории может заинтересовать партнера. Здесь нужен комплексный подход, и многое должно совпасть», – объясняет Юлия Мансурова.

Не лучшим вариантом будет и приходить к потенциальным партнерам с просьбой просто дать денег. Гораздо лучше будет работать креативная и интересная идея. Раньше подобных проектов по инклюзивному волонтерству не было, и «Магнит» с радостью откликнулся на предложение фонда.

Если в партнерстве будут заинтересованы обе стороны, проект скорее всего будет успешен.

Материал подготовлен по проекту «ПРОявления НКО: информация, смыслы, коммьюнити». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *