Муниципальное автономное образовательное учреждение
г. Калининграда гимназия № 32
Правила выбора темы проекта
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребёнку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребёнок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы педагога.
Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, целеустремленно работать в одном направлении, у дошкольника ограниченна.
Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения.
Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению.
С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей в детском саду не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Рекомендации по написанию
исследовательской работы
1. Структура и логика исследовательской
работы.
Исследовательская работа, как и всякое
творчество, возможна и эффективна только на
добровольной основе. Учебные исследования могут
разворачиваться вне уроков и обычной учебной
работы как дополнительная, внеклассная,
внеурочная работа.
Основными этапами исследовательской работы
являются следующие положения:
Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.
Проблема должна быть
выполнима, решение её должно принести реальную
пользу участникам исследования. Затем это надо
назвать – тема.
Тема должна быть оригинальной,
в ней необходим элемент неожиданности,
необычности, она должна быть такой, чтобы работа
могла быть выполнена относительно быстро.
Необходимо решить, почему именно эту
проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.
В исследовательской работе должна
быть сформулирована цель – какой
результат предполагается получить, каким, в
общих чертах, видится этот результат еще до его
получения. Обычно цель заключается в изучении
определенных явлений.
Защищаемые положения это то, что
исследователь видит, а другие не замечают.
Положение в процессе работы либо подтверждается,
либо отвергается. Гипотеза должна быть
обоснованной, т. е. подкрепляться литературными
данными и логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы
формулируются задачи исследования.
Задачи и цели – не одно и то же. Цель
исследовательской работы бывает одна, а задач
бывает несколько. Задачи показывают, что вы
собираетесь делать. Формулировка задач тесно
связана со структурой исследования. Причем,
отдельные задачи могут быть поставлены для
теоретической части и для экспериментальной.
В работе должен присутствовать литературный
обзор, т. е. краткая характеристика того, что
известно об исследуемом явлении, в каком
направлении происходят исследования других
авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы
с областью исследований по нескольким
источникам, что вы ставите новую задачу, а не
делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика
исследования. Её подробное описание должно
присутствовать в тексте работы. Это описание
того, что и как делал автор исследования для
доказательства справедливости выдвинутой
гипотезы.
Далее представляются результаты
исследования. Собственные данные, полученные в
результате исследовательской деятельности.
Полученные данные необходимо сопоставить с
данными научных источников из обзора литературы
по проблеме и установить закономерности,
обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну
результатов, что сделано из того, что другими не
было замечено, какие результаты получены
впервые. Какие недостатки практики можно
исправить с помощью полученных в ходе
исследования результатов.
Необходимо четко понимать разницу
между рабочими данными, и данными,
представленными в тексте работы. В процессе
исследования часто получается большой массив
чисел, которые в тексте представлять не нужно.
Поэтому рабочие данные обрабатывают и
представляют только самые необходимые. Однако,
нужно помнить, что кто-то может захотеть
познакомиться с первичным материалом
исследования. Чтобы не перегружать основную
часть работы, первичный материал может
выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой
представления данных является графическая,
которая максимально облегчает читателю
восприятие текста. Всегда ставьте себя на место
читателя.
И завершается работа выводами.
В которых тезисно, по порядку выполнения задач,
излагаются результаты исследования. Выводы –
это краткие ответы на вопрос – как решены
поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том
случае, если первичная гипотеза оказывается
несостоятельной.
2. Процедура защиты.
Следующий этап – доклад как
закономерный итог выполнения исследовательской
работы. Результаты работы представляются на
конференции, публично.
Все остальное, если у аудитории возник
интерес излагается в ответах на вопросы.
Написанная работа и доклад по ней –
совершенно разные жанры научного творчества.
Общие требования и правила
оформления текстов исследовательских работ.
Для оформления текстов
исследовательских работ и рефератов существуют
общие требования и правила.
Объем реферата колеблется от 20 до 25
страниц печатного текста (без приложений),
доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера
класса и степени готовности ученика к такого
рода деятельности).
Для текста, выполненного на
компьютере, – размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;
интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого
– 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего
– 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо
учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и
нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При
правильно выбранных параметрах на странице
должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в
среднем 60 печатных знаков, включая знаки
препинания и пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне
страницы; сноски и примечания печатаются на той
же странице, к которой они относятся (через 1
интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
Все страницы нумеруются, начиная с
титульного листа; цифру номера страницы ставят
вверху по центру страницы; на титульном листе
номер страницы не ставится. Каждый новый раздел
(введение, главы, параграфы, заключение, список
источников, приложения) начинается с новой
страницы.
Расстояние между названием раздела
(заголовками главы или параграфа) и последующим
текстом должно быть равно трем интервалам.
Заголовок располагается посередине строки,
точку в конце заголовка не ставят.
Титульный лист является первой
страницей рукописи и заполняется по
определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное
наименование учебного заведения, отделенное от
остальной площади титульного листа сплошной
чертой.
В среднем поле указывается название
темы реферата без слова “тема”. Это название
пишется без кавычек. Название реферата должно
отражать проблему, заявленную в нем, и
соответствовать основному содержанию работы.
При формулировке темы следует придерживаться
правила: чем уже тема, тем больше слов содержится
в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о
расплывчатости, отсутствии конкретности в
содержании, о том, что работа “обо всем и ни о
чем”.
Ниже, по центру заголовка, указывается
вид работы и учебный предмет (например,
экзаменационный реферат по биологии).
Ещё ниже, ближе к правому краю
титульного листа, указывается фамилия, имя,
отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя,
отчество и должность руководителя и, если
таковые были, консультантов.
Конечно, речь идет об учебных
исследованиях, результатами которых часто
являются известные обществу знания. Но эта
работа, как никакая другая, создает мотивацию к
обучению и творческой деятельности, формирует
профессиональные качества.
Исследовательская работа может
выполняться одним учеником или группой. Уровень
трудностей и содержания должны превышать
уровень учебного материала не менее чем на один
класс. Ученик может и не интересоваться данным
предметом, но исследовательской деятельностью
занимается и она приносит определенную пользу.
На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и
обобщения результатов работы, т.е. первичные
действия. Материал должен быть доступен для
исследования, и выполнение работы относительно
простое.
Коснусь роли учителя в
исследовательской деятельности. Учитель
выполняет роль консультанта, подсказывает
направления, редактирует текст. Привожу
некоторые алгоритмы деятельности учителя по
организации исследовательской деятельности:
- Савенков А. И. “ Учебное исследование”, Москва,
2003 - Ланина И. Я. “ Не уроком единым”, М. Просвещение,
1991
Стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны и острейшая необходимость в этих знаниях – с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. « Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства», и кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.
Исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний, распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
Рассмотрим особенности использования проектной деятельности в начальной школе.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении проектной деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.
Приобщение детей к проектной деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Проектная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
Каковы же они, эти маленькие исследователи? Одна из самых главных их особенностей – наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали. Подобные «открытия» совершаются на каждом шагу. Часто школьники находят отпечатки в своих учебниках, оговорки в словах учителя, логические нестыковки в книгах и рисунках. Развитию исследовательских умений способствуют вопросы, направленные на анализ текста, рисунков, заданий. Учитель, поощряющий исследования, постоянно задает универсальный вопрос: «Что интересного вы здесь заметили?», тем самым нацеливая детей на продуктивную деятельность, а не на припоминание ответа на конкретно поставленный вопрос.
Другой особенностью маленьких исследователей являются их необычайная скрупулезность, аккуратность и исполнительность. При постановке научного (учебного) эксперимента они не признают никаких погрешностей, ни на полшага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов эксперимента. Например, если необходимо отмечать температуру воздуха ежедневно в 7 часов утра на протяжении месяца, такие дети будут рано просыпаться и в выходные дни, они готовы отказаться от интересной поездки, если из-за нее под угрозой окажется продолжение наблюдений. Таким образом, самопожертвование ради науки свойственно не только великим ученым.
И, наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать кучу книг на интересующую их тему, написать от руки или напечатать на компьютере большие по размеру тексты, выполнить сложные схемы и рисунки, сделать своими руками приспособления для проведения опытов – словом, посвятить много сил и времени работе.
Следующей характеристикой исследовательской деятельности учеников младших классов является, к сожалению, недостаточность знаний, умений и навыков для правильного оформления продукта своих исследований. У детей этого возраста еще не очень хорошо развиты навыки письменной речи. Они не умеют грамотно составлять тексты (тем более научные), допускают орфографические и стилистические ошибки. Конечно же, ребятам необходима помощь взрослых- учителей, родителей, старшеклассников. Поэтому нам кажется интересным путь создания разновозрастных групп учащихся для выполнения исследований, одинаково интересных и старшему, и младшему школьникам, в которых малышу можно поручить посильную часть работы над темой, а в итоге оформить работу в соавторстве.
Большое значение для исследовательской деятельности школьников имеет то, по каким программам и учебникам занимается класс, какие технологии использует учитель.
Умелое и последовательное применение учителем метода проектов позволяет развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивает творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности независимо от того, станет ли он в будущем заниматься наукой или нет.
Необходимо отметить, что организация работы по методу проектов учащихся в раннем возрасте имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Учителю нужно умело регулировать эту работу, регламентируя умственные и эмоциональные нагрузки учащихся, тщательно контролируя их влияния на здоровья и психику детей.
Особо подчеркнем: учитель не должен навязывать тему исследования. Пусть ребенок изучает то, что ему интересно, то, что для него значимо. Дети, например, с большим интересом исследуют характер и повадки домашних животных. Им одинаково близки темы вселенского масштаба и жизнь маленького насекомого, они желают знать все про автомобили и про динозавров, про первобытных людей и про далекие экзотические страны. И хотя в этом возрасте работы детей имеют реферативный, описательный характер, они пишут то, о чем прочитали в разных книгах, все равно они исследователи, первооткрыватели.
Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы младших школьников можно условно разделить в 3 группы.
Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные. Обычно такие темы могут и любят разрабатывать младшие школьники, входящие в категорию одаренных детей. Здесь от ребенка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям, для успеха в этой работе необходимо хорошо развитая ассоциативное мышление и интуиция.
Если теоретические исследования – удел преимущественно одаренных детей, то все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-то необычное.
Существует несколько общих правил по поводу выбора темы исследования младшего школьника.
– Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его интересы и склонности.
-Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
– Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Это правило ориентировано на то развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные предметы и явления отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.
– Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность, долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, у ребенка невысока. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно бывает очень трудно. Поэтому часто приходится наблюдать, увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование на «одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследования не требовали длительного времени.
Учебно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие основные задачи:
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения». Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
учитель начальных классов
Ждахина Светлана Вадимовна
Проектно-исследовательская деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектно- исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. В начальной школе могут быть организованы в рамках урочной и внеурочной деятельности следующие виды проектов: – по доминирующей роли учащихся: практикоориентированные, информационные, творческие, ролевые; – по комплексности и характеру контактов: монопроекты, внутриклассные, внутришкольные, городские; – по продолжительности: краткосрочные, долгосрочные. Использование метода проектов в начальной школе способствует:
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. На долю учителя выпадает трудная задача поиска и выбора проблем для проектов, которые можно брать только из окружающей действительности. « Решить проблему» – значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Процесс работы над проектом включает в себя несколько последовательных этапов:
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя. Tребования к учебному проекту – совершенно особые: – наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической; – выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы; – каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.
Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, способность к целеполаганию, креативность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Включение учащихся в процесс работы над проектом подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
Рефлексивными: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, мы считаем, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого- физиологические особенности младших школьников. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта зависит от цели проекта. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы:
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.). Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.
Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка. Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы:
Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о проекте. План выступления школьника может быть таким:
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д. Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности. Из форм, продуктов проектной деятельности, имеющих место в практике, для начальной школы могут быть приемлемы газета, альбом, журнал, спектакль, коллекция, различного рода творческие письменные работы и доклады, утренник, выставка, компьютерная презентация, продукты творческой деятельности (поделки, рисунки и т.п.). Проектные работы детей представляют собой один из
способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику: на уроках русского языка, математики и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся, метод проектов имеет низкую эффективность; успешная проектная деятельность в начальных классах возможна в классах на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд. Для данных предметов вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос что изучать в рамках данных курсов.
Правила выбора темы проекта.
А) Тема должна быть интересна ребёнку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
Б) Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребёнка на ту идею, в которой он максимально реализуется, как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки,- сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребёнка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим решением.
В) Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам.
Г) Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Д) Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно, целеустремлённо работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе можно ограничить двумя неделями. В 3-4 классе продолжительность работы над проектом можно увеличить до нескольких месяцев.
Е) Тема должна быть доступной по возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для её решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Ж) Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Её отсутствие, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Это мешает развитию критического
мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.
З) С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Поэтому, выбирая тему, нужно действовать быстро, пока интерес у ученика не угас.
Критерии оценивания проектной деятельности.
-Качество и полнота в оформлении записей.
Паспорт проектной работы.
Проект- это твоя самостоятельная творческая работа. Выполняя её, привлекай к исследованию родителей, товарищей, других людей. Главное
для тебя- развить твои творческие задатки, открыть в себе новые способности.
Выполняй проект в следующем порядке:
Правила работы в группе
Используя в работе над проектом вышеуказанные рекомендации для педагогов и учеников, Вы добьётесь понимания и сознательного отношения к работе над проектом и учеников, и родителей, сможете сделать их действия целенаправленными и эффективными, а это гарантирует достижение лучших результатов вашей деятельности.