Роль агитационных плакатов в истории России
Образ Родины-матери является символом, тесно связанным с образом России-Матушки, который широко использовался в период Первой мировой и Гражданской войны для пропагандистских целей.
Плакат Родина-мать зовет!
Плакат Родина-мать зовет! был создан художником Ираклием Тоидзе в 1941 году, в период Великой Отечественной войны. Точная дата его создания точно неизвестна, что становится объектом дискуссий.
Великая Отечественная война
Дмитрий Моор, русский советский художник, родился 3 ноября 1883 года и является автором знаменитого военного плаката Ты записался добровольцем?. Этот плакат, по мнению некоторых исследователей, сыграл значительную роль в победе большевиков в Гражданской войне.
История плаката
Плакат был создан по образу британского агитационного плаката 1914 года Лорд Китченер надеется на тебя, изображающий военного министра графа Китченера. Композиция этого плаката была адаптирована художниками различных стран, включая Россию, для создания аналогичных агитационных материалов.
Ты чем помог фронту?
В 1941 году, во время Великой Отечественной войны, Дмитрий Моор создал новую версию своего плаката, на котором изображен солдат в каске и надпись Ты чем помог фронту?. Различные версии этого плаката были выпущены на языках народов СССР.
Заключение
История агитационных плакатов в России является важной частью ее культурного наследия. Плакаты художника Дмитрия Моора, в частности, имеют особое значение и являются отражением духа времени и идеалов советской эпохи.
Роль и значение советского плаката в истории
Без этого строгого шедевра история первых лет Советской республики представляется явно неполной, как и летопись Великой Отечественной войны – без плаката Родина-мать зовёт!, созданного Ираклием Тоидзе и появившегося в самое тревожное для СССР время, в июне 1941 года.
Почему красная пропаганда была лучше
Еще один важный фактор, считает эксперт, – на красных работали художники петроградские и потом – московские, но в любом случае – столичные.
И Моор, и все остальные еще до революции, в Российской Империи, заточили свои перья на карикатурах в журналах, афишах для кино. Кстати, Моору прекрасно удавались устрашающие герои, потому что он до Гражданской войны часто делал киноафиши для разных жестоких фильмов. И благодаря этому опыту он сумел создать такие собирательные, обобщающие образы, – пояснил специалист.
Кроме того, на будущих авторов пропагандистских плакатов для Красной армии повлияли опыт создания военных плакатов для Русской императорской армии в годы Первой мировой войны и всплеск свободы прессы после Февральской революции.
Работа художников
За пропаганду и агитацию Добровольческой армии отвечал ОСВАГ – ОСВедомительное АГентство, или Отдел пропаганды при правительстве Вооруженных сил Юга России.
Что касается белых, добавляет специалист в области советского плаката, то на территориях под их контролем в ОСВАГ в основном работали художники местные, их уровень был уровнем сатирического губернского издания, и известных имен там почти не было, и многие из них до нашего времени не сохранились.
Создание плакатов
В свою очередь, ЦИК большевистского правительства создал специальный отдел, который занимался плакатами. По словам Шклярука, в нем было много интеллигенции с опытом революционной политической борьбы и люди лучше понимали, что они делают и зачем.
Историк Гражданской войны, профессор МПГУ Василий Цветков в разговоре с Газетой.Ru отметил, что стилистически плакаты ОСВАГ больше походят на модерн, на Серебряный век, на картины Александра Бенуа.
Эффективность пропаганды
Такая техника исполнения была далека от плаката в современном понимании. А красная пропаганда была рассчитана на необразованные классы – простой трудящийся народ. ОСВАГовские плакаты были менее понятны крестьянам-беднякам и низкоквалифицированным рабочим, – считает он.
По словам Цветкова, на красных плакатах были очень простые, если не сказать примитивные, подписи – без заумных воззваний и понятий. И целевая аудитория большевистской агитации была более точно определена.
С военной точки зрения большевики вели пропаганду более эффективно. Современному зрителю эти плакаты и вовсе показались бы глупыми. Но в то время они били точно в цель, на злобу дня. В Красную армию могли пойти служить представители не эксплуататоров, а рабочие и крестьяне. А агитация обычно рассчитана на добровольцев, а не на мобилизованных.
Влияние плакатов на успех в Гражданской войне
Известный историк искусства, Александр Шклярук, считает, что успешность красной пропаганды во время Гражданской войны была обусловлена, в первую очередь, качественными плакатами. Они не только четко обозначили врага, но и персонифицировали его.
Образ врага на плакатах
Плакаты, созданные красными, были нацелены на обычных людей, отражая имидж врага: церковников, капиталистов, кулаков, и генералов. В свою очередь, на плакатах белых военачальников представляли в карикатурном виде, таких как Колчак, Деникин и Юденич.
- Агитплакат А ты записался добровольцем?, 1920 год – обращался к жителям во время Польской кампании.
- Агитплакат На коня, пролетарий, 1925 год – один из наиболее запоминающихся образов на плакатах красных.
Персонажи на плакатах
Эксперт также отмечает, что Белая пропаганда использовала персонажа Льва Троцкого как антигероя, а не Владимира Ленина. Сибирские белые в создаваемых ими плакатах представляли врагов в образе китайских интернационалистов. На всех фронтах Гражданской войны в образе врагов на белогвардейских плакатах встречались кровавые чекисты и красные матросы.
По мнению Шклярук, успешность плакатов красных и их воздействие среди населения помогли большевикам одержать победу в Гражданской войне. Именно за счет эффективной пропаганды удалось убедить людей в правильности их идеологии, а также мобилизовать их на борьбу против белых.
Таким образом, плакаты играли важную роль в формировании образа врага и влиянии на массовое сознание в период Гражданской войны.
Наследие агитационных плакатов белого движения
Агитационный плакат Будущее коммунистов, 1917-1920-е гг.
Литфонд
Агитационный плакат Белогвардейских армий Деникина и Колчака, 1919 г.
Wikimedia Commons
Агитплакат плакат Белого движения Изгнание из Рая, 1919 г.
Wikimedia Commons
Агитационный плакат Белого движения За единую Россию, 1919 год
Wikimedia Commons
Агитационный плакат Белого движения Ленин и Троцкий — врачи больной России, 1918 год
Wikimedia Commons
Полную галерею можно посмотреть в отдельном репортаже.
Пропагандистский потенциал
Историк искусства отмечает, что хотя белые использовали агитационные плакаты, их пропаганда была менее эффективна по сравнению с большевиками. Красные работали с талантливыми художниками и не жалели средств на пропаганду. Сегодня военные агитационные плакаты считаются шедеврами мировой классики плаката.
Белые основывали свою пропаганду на фактах красного террора, таких как чекистские расстрелы в Харькове. Добровольческая армия, состоящая из представителей других социальных слоев, не изображала красноармейцев как врагов на своих плакатах.
Параллели с другими работами
Образ Родины-матери стал популярным в советской пропаганде и вызвал множество интерпретаций и пародий в различных областях искусства. Художественная композиция агитационных плакатов напоминает работы других мастеров, таких как Дмитрий Моор, Джеймс Флагг и Эжен Делакруа.
Реакция на плакат
По словам очевидцев, реакция на агитационные плакаты белого движения была разнообразной. Некоторые восхищались выразительностью и мощью образов, в то время как другие видели в них недостатки или проявления иронии.
Влияние на искусство
Агитационный плакат вошел в многие советские художественные произведения, в том числе в фильмы и картины. Он стал неотъемлемой частью истории русской культуры и искусства.
Дмитрий Моор: жизнь и творчество
Дмитрий Орлов, известный как Дмитрий Моор, родился в Новочеркасске. Он начал свою художественную деятельность в юности, публикуя карикатуры в известных журналах. Его работы стали популярны и оказали значительное влияние на развитие искусства.
Подготовлено профессиональным SEO-копирайтером.
После революции 1905 года и издания Николаем II Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября пресса в стране получила невиданную доселе свободу и цензура фактически была упразднена. Поэтому карикатуры на царский режим во множестве появившихся оппозиционных изданий были весьма популярным и востребованным жанром.
Псевдоним Моор художник взял одновременно с началом карьеры художника-карикатуриста в 1907 году — в честь героя драмы немецкого поэта Фридриха Шиллера «Разбойники», страстного и «романтически неистового» Карла Моора.
До революции художник рисовал карикатуры на различные социальные явления поздней Российской империи, в основном довольно злые. Но популярность Моор приобрел благодаря своим агитплакатам времен Гражданской войны — «Ты записался добровольцем?», «Врангель еще жив, добей его без пощады» и прочим.
Впоследствии он рисовал антирелигиозные плакаты, преподавал на курсах ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских) и в других советских художественных вузах. Умер в 1946 году.