Безработным считается человек, который активно ищет работу, но по каким-либо причинам не может ее найти в данный момент. Соответственно, безработицей называется явление на рынке труда, при котором часть экономически активного населения относится к безработным.
Рынок труда
Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рабочая сила – это экономически активное население страны (ЭАН), которое имеет или желает и потенциально сможет иметь самостоятельный источник средств существования.
Из состава ЭАН исключаются те, кто не желает или не может трудиться самостоятельно: дети до 16 лет, учащиеся дневной формы, пенсионеры, отбывающие наказание в тюрьмах, инвалиды и недееспособные в силу психического здоровья граждане. Таким образом, рабочая сила состоит из занятых и безработных.
Школьники и студенты очного отделения в категорию безработных не входят, т.к. их основная занятость – учёба, они могут лишь подрабатывать.
Виды безработицы в обществознании
Относительно короткий период незанятости, необходимый для поиска новой работы. Чаще всего она возникает при первом трудоустройстве после окончания вуза, а также с добровольным решением сменить место работы в поиске лучших условий.
Структурная безработица
Связана с технологическими изменениями в экономике, которые влекут за собой изменения в структуре спроса на рабочую силу. Часто она возникает при механизации и автоматизации производства, когда один работник может заменить десятки; или при устаревании отдельных производств в силу научно-технического прогресса, например, недавно было окончательно свернуто производство видеокассет.
Сезонная безработица
Возникает в зависимости от времени года, что связано с неблагоприятными погодными и климатическими условиями производства. К сезонной безработице наиболее чувствительны рынки труда в регионах, экономики которых завязаны на сельскохозяйственных производствах и туристических услугах.
Циклическая безработица
Возникает в периоды общего экономического спада. Это связано с тем, что в условиях низкого потребительского спроса производители, стремясь снизить убытки, сокращают объемы выпуска и не нуждаются в прежнем количестве рабочих рук.
Безработица в ЕГЭ по обществознанию
Выберите верные суждения о безработице и запишите цифры, под которыми они указаны.
Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда.
- 135;
Расширение доступа к социальной защите в Африке: вызовы и перспективы
Признание социального обеспечения в качестве одного из основных прав человека, растущее признание достоинств всесторонней и адекватной социальной защиты для обеспечения общественного благосостояния, а также повышенная международная и национальная политическая приверженность стимулируют усилия по расширению эффективного доступа к социальной защите для незащищенных групп населения.
Стремление к расширению социальной защиты
В Африке, как и везде, меры социальной защиты призваны реагировать на непредвиденные обстоятельства, которым люди, семьи и домохозяйства могут подвергаться на протяжении всей жизни. Однако в регионе проблема расширения охвата системой социального обеспечения усугубляется постоянно растущим числом людей, живущих в нищете и многогранных лишениях.
Программы социального обеспечения
Обычные программы социального обеспечения в форме социального страхования и договоренностей об ответственности работодателя предназначены для устранения рисков и удовлетворения потребностей работников формальной экономики.
Вызовы и перспективы
Существующие вызовы, включая изменение климата, растущие риски финансовых и геополитических кризисов, а также негативные социально-экономические последствия экстремальных погодных явлений и пандемии COVID-19, усиливают необходимость реализации цели эффективной социальной защиты для всех.
В целом, признавая преобладающую социально-экономическую реальность незащищенных групп населения и расширяя охват ранее исключенных групп, правительства адаптируют законодательство для обеспечения доступа к социальной защите для самозанятых работников и работников неформальной экономики через механизмы добровольного социального страхования.
Заключение
Осознание важности социальной защиты в современном мире ставит перед странами Африки ряд вызовов, которые необходимо преодолеть для обеспечения устойчивого и всестороннего доступа к социальной защите для всех слоев населения.
Инновации в управлении социальным обеспечением
В сфере управления социальным обеспечением в Африке также происходят значительные изменения. Многие страны внедряют новые подходы, основанные на цифровизации и автоматизации процессов. Это помогает не только улучшить эффективность и прозрачность работы учреждений социального обеспечения, но и сделать их услуги более доступными для граждан.
Преимущества новых технологий в социальном обеспечении
С использованием новых технологий в управлении социальным обеспечением учреждения могут:
- Ускорить обработку запросов и документов
- Упростить процесс подачи и рассмотрения заявлений
- Обеспечить более надежное хранение данных клиентов
- Снизить вероятность мошенничества и ошибок
- Обеспечить лучшую доступность услуг для граждан
Роль международного сотрудничества
Международная ассоциация социального обеспечения (ISSA) играет важную роль в содействии развитию социального обеспечения в регионе. Благодаря обмену опытом и передовыми практиками между странами, можно добиться большего прогресса в области социальной защиты населения.
Этот отчет подчеркивает важность развития и совершенствования систем социального обеспечения в африканских странах. Шаги, предпринятые на пути расширения охвата и повышения эффективности управления, свидетельствуют о стремлении к улучшению качества жизни граждан и обеспечению социальной справедливости.
- Достижение всеобщего охвата в здравоохранении
- Реформы в системах социального обеспечения
- Расширение страхования на самозанятых и работников неформальной экономики
- Модели финансирования пенсионных планов
- Онлайн-платформы и мобильные приложения для удобства доступа
- Расширение медицинского страхования в различных африканских странах
Страна | Реформа | Модель финансирования |
---|---|---|
Кот-дИвуар | Обязательное страхование для самозанятых | Система баллов |
Нигерия | Добровольное страхование для самозанятых | Установленные взносы |
Египет | Постепенное внедрение страхования для временных работников | Установленные выплаты |
Замбия | Введение обязательной национальной схемы страхования | – |
Бенин | Принятие новых правовых рамок для медицинского страхования | – |
Того | Принятие новых правовых рамок для медицинского страхования | – |
Принимаемые меры различаются: в некоторых странах охват расширяется в рамках основной схемы, в то время как в других странах были разработаны специальные индивидуальные схемы. В зависимости от страны и программы членство может быть обязательным или добровольным. Различные подходы к финансированию и расчету пособий включают систему баллов, модель с установленными взносами и модель с установленными выплатами.
Несколько стран Африки провели реформы по введению или расширению программ накопительного медицинского страхования с целью обеспечения всеобщего медицинского страхования для всех жителей.
Одни только правовые реформы не могут улучшить эффективные показатели охвата. По этой причине реформы сопровождались другими усилиями и инструментами для поощрения использования и облегчения доступа к охвату, такими как онлайн-платформы, мобильные приложения и способы оплаты с помощью мобильных денег, работа с населением и партнерские отношения с ассоциациями работников и работодателей.
По всему африканскому региону учреждения приложили значительные усилия для повышения профессионализма и модернизации методов управления. Даже перед лицом беспрецедентных обстоятельств последнего времени государственные организации использовали различные меры для защиты пострадавших групп населения, стремясь продолжать предоставлять услуги, а также повышать качество услуг.
Процесс цифровой трансформации ускорился во всем регионе, и многие учреждения используют технологии, чтобы выйти за рамки бумажных и устаревших систем и участвовать в реинжиниринге проектов бизнес-процессов. Множество практик и усилий по предоставлению электронных услуг своим членам свидетельствует о том, как технологии стали стратегическим партнером в поддержке учреждений социального обеспечения для улучшения предоставления услуг и повышения их эффективности. Включение новых мобильных каналов доставки еще больше помогло оптимизировать операции организаций и поддержать усилия по пересмотру бизнес-процессов с целью предоставления более качественных услуг членам. Такие события подчеркивают, что процесс цифровой трансформации требует постоянных усилий по поддержке институтов для внедрения технологий, которые помогут им достичь своих целей и, в конечном итоге, добиться улучшения социальных результатов.
В то время как многие учреждения уже участвовали в проектах по цифровизации в поисках большей эффективности и экономии средств, пандемия COVID-19 ускорила этот процесс и переориентировала внимание на технологическое развитие, ориентированное на клиента, а также на повышение простоты использования и доступности услуг. как клиентский опыт. Сосредоточив внимание на клиентах, учреждения инвестировали в усилия по лучшему пониманию потребностей людей. С этой целью в партнерстве с поставщиками услуг мобильной связи, а также с другими организациями и агентствами была значительно использована мобильная связь для расширения покрытия и предоставления преимуществ людям во всем регионе.
Наращивание институционального потенциала и улучшение управления были приоритетными во всем регионе, при этом значительные инвестиции в развитие персонала и технологии для повышения эффективности и предоставления услуг. Организации предприняли шаги по изменению культуры персонала, поощрению сотрудников к поиску новаторских подходов к решению выявленных проблем и улучшению предоставления услуг. Учреждения также приняли стратегические планы, чтобы лучше соответствовать своим основным задачам, и провели оценку операционных рисков, чтобы помочь определить ключевые области для дальнейшего улучшения. Такие изменения наиболее четко видны в учреждениях, объединивших схемы и программы, в которых задача осуществления структурных изменений также предоставила возможность пересмотреть структуры управления.
Кризис COVID-19 заставил все организации лучше осознать важность устойчивости, способности поддерживать членов и бенефициаров в критические времена. Примером повышения уровня осведомленности о непрерывности и устойчивости в регионе являются инвестиции в непрерывность обслуживания в рамках усилий по повышению потенциала для быстрого реагирования на кризисное событие. Сюда входят стратегическое партнерство и сотрудничество с различными заинтересованными сторонами, которые позволили учреждениям быстро распространить преимущества на более широкую базу населения.
Инновационное использование технологий для борьбы с мошенничеством, предотвращения мошенничества и улучшения соблюдения требований стало обычным явлением во всем регионе. Выявление и обеспечение того, чтобы пособия выплачивались только лицам, имеющим на это право, с физическими ограничениями, побудило учреждения использовать инструменты и технологии, поддерживаемые новыми процессами подтверждения жизни. Учреждения по всему региону наладили обмен данными между различными субъектами, а также использование технологий для предотвращения мошенничества. ИКТ стали катализатором для улучшения новых процессов сбора взносов, которые направлены на значительное улучшение регулярного общения с членами, а также на улучшение соблюдения и упрощение процессов расчета и взыскания задолженности.
Индекс развития электронного правительства (EGDI)
Количество африканских стран по группе EGDI по годам
Развитие цифровой интеграции
Количество африканских стран, предлагающих онлайн-услуги для уязвимых групп
Ключевые характеристики
Количество людей, пользующихся Интернетом и фиксированным (проводным) широкополосным доступом, активным мобильным широкополосным доступом и мобильными сотовыми телефонами, на 100 жителей (2020–2022 гг.)
Основываясь на опыте решения проблем, связанных с пандемией COVID-19, многие учреждения социального обеспечения используют текущие проекты цифровой трансформации для ускорения внедрения ИКТ. Учреждения принимали участие в различных мероприятиях, от анализа инфраструктуры и технологического потенциала, поощрения изменений в культуре персонала, использования новых структур, которые могут внедрять и адаптироваться к технологиям, и участия в проектах, которые обеспечивают основу для различных этапов цифровой трансформации.
По всему региону организации отказываются от устаревших систем и бумажных рабочих процессов, внедряя решения для электронного управления файлами участников, чтобы упростить и преобразовать существующие бизнес-процессы и предоставить участникам решения для самообслуживания. Электронное развертывание решений стало нормой, при этом операторы мобильных сетей и мобильные приложения используются в качестве основных каналов доставки наряду с доступом к веб-сайтам. Эти технологии также поддержали усилия по расширению охвата системой социального обеспечения.
Предоставление услуг, ориентированное на клиента
Пандемия COVID-19 подчеркнула важность сосредоточения внимания на клиентах, чтобы цифровизация услуг была направлена не только на внутреннюю организационную эффективность, но и привлекала клиентов и могла быть легко ими воспринята. Организации стали больше ориентироваться на данные: некоторые предпринимают конкретные действия для удовлетворения потребностей клиентов с помощью более адаптированных услуг, а некоторые устанавливают показатели удовлетворенности клиентов, системы управления взаимоотношениями с клиентами и даже вознаграждения за лояльность для укрепления отношений между членами. В некоторых случаях учреждения улучшили услуги, создав приложения, предоставляющие новые способы предоставления услуг на разных языках, или создали инновационные центры, которые служат экосистемами, позволяющими различным заинтересованным сторонам совместно создавать новые решения для лучшего удовлетворения потребностей клиентов. Мобильный доступ предоставил возможность использовать новые каналы и предоставлять новые услуги, включая мобильные приложения, использование операторов мобильных денег для денежных транзакций и WhatsApp для предоставления услуг.
Наращивание институционального потенциала и улучшение управления
Инвестирование и использование навыков персонала в регионе направлено на повышение производительности, а также предоставление услуг. В качестве основы для согласования персонала и процессов с целями миссии учреждения учреждения занимаются выявлением, установлением и развитием навыков, необходимых во всех организациях, а также разработкой стратегического плана.
Укрепление институционального надлежащего управления, о чем свидетельствуют усилия по созданию каналов связи для реализации законодательных изменений, стало ключевым фактором улучшения процесса принятия решений в учреждениях. Учреждения социального обеспечения, объединяющие схемы и программы, использовали это как возможность прояснить роли и обязанности, а также улучшить актуарные методологии и финансовую устойчивость программ. Примеры укрепления надлежащего управления включают управление операционными рисками и установление контрольных показателей для поддержки оценки эффективности организации.
Повышение институциональной устойчивости и потенциала реагирования
Практика управления позволила учреждениям в регионе повысить свою устойчивость. В частности, пандемия COVID-19 стала испытанием способности учреждений поглощать потрясения, обеспечивать непрерывность предоставления услуг и принимать меры для быстрого реагирования на кризисы. По всему региону многие организации быстро привели в действие существующие планы, в то время как другие импровизировали новые механизмы, чтобы справиться с потрясениями и продолжить предоставление услуг. Приоритет реализации целей преемственности и устойчивости стал общей целью в регионе, хотя институты решали ее по-разному.
Хотя ответные меры учреждений были самыми разнообразными, включая создание различных программ и механизмов для реагирования на кризис COVID-19, ключевым элементом содействия был доступ к надежным базам данных. Расширение текущих программ, а также создание конкретных новых программ смягчили безработицу и потерю доходов из-за экономического спада, сопровождавшего пандемию, с учреждениями, координирующими работу между различными агентствами социальной защиты и чрезвычайными ситуациями и даже местными властями для эффективного использования ресурсов. Подобные действия применялись в ответ на наводнения. Учреждения более системно укрепили непрерывность предоставления услуг: некоторые используют облачные сервисы, а другие создают электронные системы управления документами для смягчения проблем с доступом к физическим файлам. Независимо от подхода, учреждения стали лучше осознавать критическую важность преемственности и устойчивости, чтобы лучше поддерживать людей во время кризиса.
Усиление сбора взносов и соблюдение требований
По всему региону учреждения используют ИКТ для разработки новых процессов сбора взносов и улучшения механизмов обеспечения соблюдения требований. Разработка веб-портала для улучшения связи между участниками и сбора взносов от участников сопровождалась модернизацией операций по финансовым расчетам и интеграцией поставщиков мобильных денег в качестве новых механизмов, помогающих вкладчикам соблюдать требования о выплате взносов. Некоторые порталы расширили свои функциональные возможности для поддержки погашения задолженности, а некоторые учреждения создали механизмы обмена данными, помогающие идентифицировать тех, кто еще не зарегистрирован в системе социального обеспечения. В целом, усилия были направлены на повышение качества услуг для улучшения соблюдения, при этом некоторые страны гармонизировали общие процессы и процедуры между различными учреждениями.
Инновации в применении технологий и партнерства
Новые технологии дают возможность внедрять новые бизнес-процессы в учреждениях социального обеспечения. По всему региону организации разработали новые и инновационные способы предоставления более качественных услуг населению, используя биометрические технологии для различных процессов подтверждения соответствия требованиям. К ним относятся меры по обеспечению того, чтобы участники соблюдали валидацию, подтверждающую жизнь, чтобы продолжать получать льготы или подтверждать, что они имеют право на доступ к медицинским услугам. Некоторые из этих недавно установленных процессов были разработаны, чтобы свести к минимуму физический контакт с участниками. Мобильные технологии обычно используются для связи с членами в труднодоступных географических районах, в том числе в организациях поддержки, чтобы использовать процессы автономной проверки соответствия требованиям для обеспечения доступа к медицинским услугам. В то время как технология является стимулом, некоторые организации, которым требуется новое подтверждение жизненных процессов для определения права на получение пособий, используют партнерские отношения по обмену данными между агентствами и даже партнерские отношения с частными финтех-фирмами, чтобы гарантировать, что выплата пособий предоставляется только законным бенефициарам. Как правило, мобильные технологии используются в качестве инструмента для расширения охвата, например, путем участия в цифровых маркетинговых кампаниях на разных языках, выявления поведенческих барьеров на пути к освоению, создания механизмов для поощрения освоения и через государственно-частные партнерства для создания специализированных программы для отдельных секторов экономики.
Ускорение цифровой трансформации задействовало даже самые зарождающиеся планы цифровизации, создавая во всем африканском регионе процветающую среду для внедрения технологий и преобразования услуг социального обеспечения.
Расширение услуг, ориентированных на клиента, является ключевым фактором успеха в улучшении качества обслуживания, побуждая учреждения выходить за рамки традиционных представлений об операционной эффективности.
Учреждения региона признают, что планы обеспечения непрерывности и устойчивости имеют решающее значение для их мандата, чтобы обеспечить непрерывное предоставление услуг, а также поддержать способность реагировать на непредвиденные события.
По всей Африке учреждения приложили больше усилий для налаживания межведомственной координации и государственно-частного партнерства в качестве механизмов для наращивания потенциала для правильной идентификации людей и эффективного реагирования на кризисные события.
Технологии стали стратегическим инструментом для усиления соблюдения требований во всем регионе, о чем свидетельствует распространение новых инструментов и каналов связи для поощрения соблюдения требований участниками.
Чтобы лучше гарантировать право на льготы и доступ к ним, новые операционные методы включают использование биометрических инструментов, а также обмен данными между учреждениями.
Инновации в использовании технологий продолжают открывать новые возможности для расширения охвата.
Расширение охвата социальной защитой в Африке за последние несколько лет добилось обнадеживающего прогресса. Несколько стран региона разработали всеобъемлющую нормативно-правовую базу для различных отраслей социального обеспечения, а также осуществили важные проекты, используя инновационные технологии для повышения эффективности охвата. Тем не менее, расширение охвата остается сложной задачей для континента. Например, только 27.1 процента пожилых людей получают пособия по старости по сравнению со среднемировым показателем в 77.5 процента, и только 17.4 процента населения охвачены по крайней мере одним пособием по социальной защите по сравнению с общемировым показателем в 46.9 процента. 23.7 процента. Эффективный охват услугами здравоохранения составляет 66% по сравнению с глобальным показателем в 98.1% и 90% в Европе и Центральной Азии. Почти XNUMX процентов установленных законом систем социального обеспечения в Африке основаны на взносах (в основном это системы социального страхования, охватывающие различные отрасли), и охват обычно ограничивается официально занятыми работниками и их иждивенцами.
Масштабы остающихся пробелов в охвате в Африке можно объяснить преобладанием занятости в неформальной экономике. Более 85 процентов занятых в неформальной экономике, и эти работники неформальной экономики представляют собой так называемую «недостающую середину» систем социальной защиты, не охватываемую ни накопительным социальным страхованием, ни неоплачиваемыми программами, ориентированными на бедных. Еще одним фактором низкого уровня охвата в Африке является значительное недофинансирование программ социальной защиты. В среднем африканские страны тратят менее четырех процентов своего валового внутреннего продукта на социальную защиту (исключая здравоохранение) и два процента на расходы на здравоохранение по сравнению со среднемировым показателем в 12.9 процента и 5.8 процента соответственно. Хотя растущее молодое население (в возрасте 15–24 лет) составляет 60 процентов от общей численности населения региона и 45 процентов от общей численности рабочей силы, безработица среди молодежи в некоторых странах по-прежнему чрезмерно высока. В качестве политического приоритета официальное экономическое включение этой многочисленной группы молодых работников откроет перед африканской экономикой окно возможностей для более активного социально-экономического развития, так называемый «демографический дивиденд».
Несмотря на трудности, благодаря твердой приверженности, новаторским мерам и активным подходам многие национальные правительства и программы социального обеспечения в последние годы стремились ускорить расширение охвата социальной защитой.
Охват социального обеспечения в законодательстве
Правовой охват населения трудоспособного возраста социальным обеспечением по охватываемым рискам и типам программ (%), 2020 г.
Динамика индекса охвата услугами ВОУЗ (показатель охвата основными услугами здравоохранения) 2000–2019 гг.
Африканские национальные правительства и учреждения социального обеспечения осознают настоятельную необходимость расширения надлежащего и устойчивого охвата системой социального обеспечения. При поддержке международных организаций почти все страны Африки приняли комплексные национальные планы и стратегии развития социального обеспечения. Конкретные меры включают введение или расширение базового пакета социального обеспечения, включающего основные медицинские услуги, алименты на детей школьного возраста и минимальную пенсию по старости.
В 2021 году региональное отделение Международной организации труда для Африки запустило амбициозную стратегию по ускорению расширения охвата социальной защитой, чтобы к 40 году охватить 2025 процентов населения Африки. Конечно, национальные меры по-прежнему необходимы. В Кабо-Верде в феврале 2023 года правительство объявило о своей национальной цели по искоренению крайней бедности к 2026 году. Для достижения этой цели потребуется скоординированное применение единого социального регистра, обеспечение доходов от социальной интеграции, социальных пенсий и национальной политики ухода. , а также меры и политика в области образования, профессиональной подготовки, здравоохранения и жилья. В Тунисе две программы социальной помощи предоставляют целевым группам населения либо безусловные ежемесячные денежные выплаты и бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию в государственных медицинских учреждениях, либо доступ к медицинскому обслуживанию по сниженной цене. В Южной Африке субсидия на содержание детей и субсидия для пожилых людей являются двумя основными программами, которые составляют минимальный уровень социальной защиты в этой стране.
Универсальное покрытие здоровья
Общей недавней тенденцией в оказании медицинской помощи в Африке является эволюция от крайне разрозненных систем здравоохранения, состоящих из многочисленных механизмов бесплатной медицинской помощи и схем общественного здравоохранения, основанных на взносах, к согласованным и всеобъемлющим национальным системам, сочетающим накопительные и неоплачиваемые системы. механизмы долевого финансирования под ответственность государства.
Во многих странах государство субсидирует взносы на медицинское страхование для бедных домохозяйств и самозанятых работников. В Египте закон о всеобщем медицинском страховании предписывает охват населения, живущего за чертой бедности, за счет полностью субсидируемых взносов на медицинское страхование. В Сенегале ежемесячный взнос на медицинское страхование субсидируется в размере 50 процентов для работников неформальной экономики и 100 процентов для бедных, выявленных в едином социальном регистре. В Марокко Национальный фонд социального обеспечения (Caisse nationale de sécurité sociale – CNSS) реализует амбициозный трехлетний проект по расширению охвата медицинским обслуживанием 22 миллионов новых бенефициаров, включая самозанятых и лиц, неспособных платить взносы.
В Объединенной Республике Танзания правительство приказало высшим учебным заведениям включить обязательное зачисление в Национальный фонд медицинского страхования в качестве одного из критериев приема студентов. В Того Национальный институт медицинского страхования (Национальный институт медицинского страхования – INAM) запускает новую программу медицинского страхования, чтобы расширить охват работников неформального сектора, не охваченных обычными программами социального страхования. С 2017 г. правительство Замбии добилось прогресса в обеспечении всеобщего медицинского страхования в рамках Национальной схемы медицинского страхования, пересмотренный стратегический план которой (2023–2026 гг.) закрепляет новое обязательство правительства по обеспечению всеобщего медицинского страхования.
В Руанде системой медицинского страхования по месту жительства охвачено более 85 процентов населения, а доля населения, охваченного медицинским страхованием, увеличилась с 43.3 процента в 2005 году до 90.5 процента в 2020 году.
Покрытие недостающей середины
Во многих недавних реформах системы социального обеспечения в Африке был принят ряд политик и мер, направленных на расширение охвата социальным обеспечением недостающей середины, т. е. тех работников, которые не охвачены ни накопительным социальным страхованием, ни ненакопительными программами, ориентированными на бедных.
Национальный институт социального обеспечения Анголы внедрил цифровые инновации, чтобы облегчить распространение охвата на малообеспеченных и самозанятых работников, а также на всех профессиональных спортсменов.
В 2022 году Демократическая Республика Конго обнародовала новый закон, распространяющий законное социальное обеспечение на всех ранее исключенных государственных служащих, таких как военнослужащие, сотрудники полиции, учителя и члены судебной системы. В 2020 году в рамках своей национальной стратегии по расширению охвата социальной защитой до 50 процентов населения к 2025 году Кот-д’Ивуар ввел обязательную схему социального обеспечения для самозанятых работников, которой управляет Национальный фонд социального страхования IPS. (ИПС Национальный фонд социального страхования – ИПС ЦНПС). В 2019 году Тунис внес поправки в указ о распространении социальной защиты на различные категории сельских женщин.
В нескольких странах были разработаны партнерские подходы для расширения охвата: Национальный фонд социального обеспечения Кении расширил доступ к социальной защите для работников неформального сектора; Национальный фонд социального обеспечения Нигера (Caisse nationale de sécurité sociale – CNSS) распространила обязательное социальное обеспечение на рабочих и учеников в транспортном секторе; и Национальный фонд социального страхования Камеруна (Национальный фонд социального страхования – CNPS) распространила социальное обеспечение на тех, кто неформально работает в животноводстве, рыболовстве, аквакультуре, животноводстве и рыболовстве.
Почти все африканские страны приняли стратегии социальной защиты и установили минимальные уровни социальной защиты, включая введение или расширение базового пакета социального обеспечения, включающего основные медицинские услуги, алименты на детей школьного возраста и минимальную пенсию по старости.
Некоторые страны добились значительных успехов на пути к всеобщему охвату услугами здравоохранения, при этом ранее сильно фрагментированные системы превратились в согласованные и всеобъемлющие национальные системы.
Во многих странах были достигнуты успехи в распространении социального страхования на работников так называемой «недостающей середины», включая домашних работников, сельскохозяйственных рабочих, работников малых предприятий и самозанятых.
Многие национальные правительства и программы социального обеспечения увеличивают инвестиции в социально-экономический потенциал молодежи, чтобы более полно воспользоваться окном возможностей, предлагаемых демографическим дивидендом Африки.
В Африканском регионе системы социального обеспечения все чаще воспринимаются как важные действующие лица, помогающие обществу эффективно и действенно защищать уязвимые слои населения. Ожидается также, что они должны способствовать более высокому уровню социальной и экономической интеграции и способствовать более устойчивому и справедливому экономическому росту. В то время как многие учреждения социального обеспечения предлагают отраслевое страхование для конкретных рисков жизненного цикла и рынка труда, таких как старость, инвалидность, дожитие, здравоохранение, материнство, производственная травма, безработица и поддержка семьи, такие отраслевые подходы могут не учитывать достаточно более широкие личные обстоятельства, индивидуальные потребности или экономическое положение охваченного населения. Кроме того, в связи с изменениями в обществе, в том числе с изменением экономических условий в стране, моделей семьи и домохозяйства, а также рабочих ситуаций, потребности населения в целом меняются. Таким образом, существует риск того, что традиционный отраслевой подход к социальному обеспечению может оказаться все более неприемлемым для меняющихся жизненных путей мужчин и женщин.
Африка является одним из регионов, наиболее нуждающихся в усилении социальной защиты. Подход к социальной защите на протяжении всей жизни направлен на защиту населения на разных этапах жизни: рождение, детство, юность, взрослость и старость. Эти этапы могут предложить систему классификации для проектирования систем социального обеспечения, где каждый этап связан с различными социальными и экономическими рисками. Чтобы предотвратить и смягчить эти риски, системы социального обеспечения должны выполнять различные роли и обязанности. На протяжении всей жизни все люди сталкиваются с различными факторами уязвимости, сменой социальных условий и различной степенью подверженности рискам. Чтобы лучше реагировать на эту реальность, различные подразделения национальных систем социального обеспечения в Африке могут рассмотреть возможность объединения своих усилий по предоставлению услуг населению на протяжении всей жизни.
Расходы на социальную защиту
Государственные расходы на социальную защиту, динамика, 2018–2020 гг. или последний год, за который имеются данные (% ВВП)
Социальная защита пожилых людей
Защита рабочих
Процент лиц в составе рабочей силы в возрасте 15 лет и старше, охваченных денежными пособиями по болезни, инвалидности и производственному травматизму, по типу схемы, 2020 г. или последний год, за который имеются данные
Защита матерей и семей
Процент женщин в составе рабочей силы в возрасте 15+ лет, охваченных денежными пособиями по беременности и родам, и численность рабочей силы, получающей семейные пособия, по типу схемы, 2020 г. или последний год, за который имеются данные
Защита уязвимых групп и безработных
Процент уязвимых лиц, получающих денежные пособия (социальную помощь), по субрегионам, 2020 г. или последние доступные данные