как читать добровольный намаз

Состоит из двух ракяатов (возможно совершение и четырех).

Можно выполнять ее в любое время, за исключением времени, запретного для совершения намаза, но предпочтительнее всего – после ночной молитвы (‘Иша’).

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ وَ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ أَجْمَعِينَ , لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ الْحَلِيمُ الْكَرِيمُ , سُبْحَانَ اللَّهِ رَبِّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ , أَسْأَلُكَ مُوجِباَتِ رَحْمَتِكَ , وَ عَزَائِمَ مَغـْفِرَتِكَ وَ الْغَنِيمَةَ مِنْ كُلِّ بِرٍّ , وَ السَّلاَمَةَ مِنْ كُلِّ إِثْمٍ , لاَ تَدَعْ لِي ذَنـْباً إِلاَّ غَفَرْتَهُ وَ لاَ هَمًّا إِلاَّ فَرَّجْتَهُ , وَ لاَ حَاجَةً هِيَ لَكَ رِضًا إِلاَّ قَضَيْتَهَا يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ . وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ .

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. Второй столп великого ислама является выполнением пятикратного намаза. Из слов Пророка (мир ему) становится понятным, насколько важна молитва для верующего, он также указал на достоинства намаза и как он влияет на жизнь мусульманина. На это указывают и слова самого Аллаха Всевышнего в Коране. Соблюдение пятикратного намаза – это обязанность мусульманина, а оставление является неверием, согласно достоверному хадису, который привели в своих книгах имам Ахмад, Тирмизи и Абу Дауд и другие. И это мнение Ахли Сунна по данному вопросу.


КАК ЧИТАТЬ ДОБРОВОЛЬНЫЙ НАМАЗ

Кроме обязательных молитв, в исламе есть и дополнительные намазы, за которые обещана великая награда от Господа миров. Оставление таких молитв не считается большим грехом, но это порицаемое дело в религии. Чтобы знать, какие вообще есть дополнительные намазы, виды и их время, нужно взглянуть на сунну Посланника Аллаха (мир ему). В ней все предельно ясно и четко объясняется.

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Молитва «Истихара» совершается в случае, когда необходимо выбрать наиболее верный путь разрешения стоящих перед человеком задач, в период душевного смятения, сомнений, одолевающих его при принятии того или иного решения.

Сомневаясь в возможности самостоятельного принятия единственно правильного решения, богобоязненный человек, уповая на Божественную Мудрость и Всезнание, просит Господнего руководства и наставления в делах своих.

Молитва состоит из двух ракяатов: в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун» (Св. Коран, 109), во втором – «аль-Ихляс» (Св. Коран, 112). Джабир ибн ‘Абдулла передает: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару. Он говорил: «Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два ракяата молитвы и затем обратится к Богу:

Желательно начать и завершить это ду‘а-обращение, как и все подобные мольбы, словами восхваления Господа и прошения у Него благословения для пророка Мухаммада и его рода:

Транскрипция салавата: «Аль-хамду лил-лях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидина мухаммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн».

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ وَ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ عَلَى سَـيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ أَجْمَعِينَ .

Дополнительные намазы

В своей жизни людям приходится совершать различные путешествия, начиная от поездок в деревню или к родственникам в другой город и заканчивая визитами в дальние страны. Для некоторых даже дорогу до работы можно назвать целым путешествием, которое может занимать по несколько часов.

Во время таких поездок верующие могут испытывать определённые трудности с соблюдением религиозных предписаний, в связи с чем Всевышний даровал мусульманам милость в виде облегчённого варианта чтения намаза для путников.

В Коране Создатель обращается к Своим рабам:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» (4:101)

Однако не каждый путешественник вправе сокращать молитву, так как многое зависит от пройденного расстояния и времени пребывания на одном месте. Путником в исламе считается тот, кто преодолел расстояние от собственного дома, которое человек может проделать пешком не менее чем за 18 часов. Если учесть, что средняя скорость ходьбы человека составляет 5 км в час, то за 18 часов он в состоянии пройти около 90 километров, ну или, с учётом усталости, около 85-87 км. Таким образом, мусульманин, который проделал путь от дома в 87 и более км, вправе сокращать свои намазы. Если же он выехал из пункта назначения, когда уже наступило время какого-либо намаза, то данный намаз он не должен сокращать, даже если в путь отправился спустя пару минут после наступления времени молитвы.

Что же касается сроков пребывания на одном месте, то мнения учёных здесь разделились, так как в Благородной сунне нет чётких указаний по данному вопросу. Богословы-ханафиты утверждают, что путником считается тот, кто намерен остановиться на новом месте на срок менее 15 суток. Исходя из этого, если человек планирует задержаться на 15 суток и более, то он не вправе сокращать молитвы на новом месте, в то время как непосредственно в дороге он вправе совершать сокращённую молитву. Представители шафиитского мазхаба, в свою очередь, называют цифру в 4 суток, то есть путником может считаться лишь тот, кто останавливается на новом месте на срок менее 4 суток.

Если же верующий прибыл в пункт назначения и не может запланировать, когда он отправится обратно, то он будет считаться путником, даже если в состоянии ожидания отъезда пробудет там пару месяцев.

Сокращение намазов путником

Право сокращать число ракаатов для путников действует в отношении не всех намазов. Допускается делать короче только обязательные (фард) намазы, включающие в себя 4 ракаата, то есть полуденную (зухр), послеполуденную (аср) и ночную (иша) молитвы. Утренняя (фаджр) и вечерняя (магриб) молитвы в пути читаются так же, как и в обычное время.

О степени необходимости сокращения молитв в пути богословы не имеют единого мнения. Одни учёные, например, ханафиты, считают, что верующим необходимо (ваджиб) сокращать молитвы в пути. Другие же, в частности, шафииты, уверены, что человек может сам принять решение, стоит ли ему сокращать молитву или нет.

Если же мусульманин, находящийся в пути, совершает намаз с джамаатом и за имамом, который не сокращает намаз, то в таком случае путнику следует совершить полноценный намаз.

Что же касается совершения желательных молитв (суннат) во время путешествия, то здесь мнения богословов также разошлись. Одни утверждают, что в пути верующим не следует выполнять намазы, кроме обязательных, другие же считают, что мусульманин вправе их совершать, но в полноценной форме, то есть не сокращая. Третьи и вовсе считают, что их следует совершать (восполнять), но в спокойной обстановке, а не во время нахождения в дороге.

Объединение намазов в пути

Ещё одно облегчение для путника – право объединения намазов, то есть совместного прочтения полуденной с послеполуденной и вечерней с ночной молитв. Таким образом, де-факто получается, что в пути мусульманин может совершать три намаза, что также является милостью Творца к Своим рабам. Подтверждением этому служит хадис, повествующий, что находясь в пути, Пророк Мухаммад (с.г.в.) всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю – с ночной» (приводится Бухари).

О допустимости объединения намазов путниками в среде учёных так же бытует два мнения. Одни полагают, что такое дозволено, и правоверным следует это делать. Другие же считают, что в таких ситуациях следует максимально оттянуть время одной молитвы и прочитать её, а сразу после этого совершить другую, не нарушая тем самым правила «каждому намазу – своё время». В качестве доказательства своей позиции они приводят хадис: «Я видел, что когда Посланнику Всевышнего (с.г.в.), находящемуся в пути, надо было спешить, он откладывал закатную молитву с тем, чтобы объединить её с вечерней» (Бухари, Муслим).

Намаз в транспорте

Передвигаясь на различных видах транспорта, мусульманин не всегда имеет возможность совершить намаз как полагается. В подобных ситуациях для верующих также действуют некоторые послабления:

1. Молитва сидя или лёжа. В случае, если мусульманин не имеет возможности в транспорте прочитать намаз стоя, то он вправе молиться сидя, а если же и сидя не может, то он вправе молиться лёжа.

2. Молитва не по направлению к кибле. Нередко транспортные средства, например, автобус или поезд, постоянно меняют направление своего движения относительно сторон света, в связи с чем верующему трудно определить, где находится Кааба. В подобного рода ситуациях верующему дозволено совершать намаз в любую удобную сторону, даже если транспорт неоднократно делал повороты в тот момент, когда пассажир молился.

Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).

Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.

Тахаджуд

Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша). В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи. Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».

Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.

Духа

Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.

Молитва омовения

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела. В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.

Намаз приветствия мечети

Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там. Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву. Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.

Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.

Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:

Намаз истихара

Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.

В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).

После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:

«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым. Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»

Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ. Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем. Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им».

Молитва хаджат

Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате вместе с сурой «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». В последующих ракаатах после нее необходимо прочитать по три суры подряд – «Ихлас», «Фаляк» и «Нас».

Да примет Аллах ваши молитвы!

Своевременное выполнение пятикратной молитвы – одна из важнейших обязанностей мусульман. Указанием тому служит аят Корана:

Воистину, намаз предписан верующим в определённое время (4:103)

Своевременным считается тот намаз, который совершён в период от времени его начала до наступления следующего. Если же мусульманин успел сделать хотя бы один полноценный ракаат вовремя, а остальные уже пришлись на время другой молитвы, то его намаз так же считается прочитанным в установленное время. Доводом тому служат такие слова Пророка (с.г.в.): «Кто сумел застать один ракаат, тот выполнил весь намаз» (Бухари, Муслим). Молитва, совершённая до наступления её времени, не засчитывается.

Но бывают случаи, когда правоверный по тем или иным причинам не может помолиться вовремя. Как поступить в подобной ситуации?

Восполнение намаза

Среди мусульманских учёных есть разночтения по вопросу следует ли компенсировать оставленные молитвы умышленно. Одни считали, что делать это необходимо. В частности, такого мнения придерживались имамы четырёх мазхабов. Они утверждали, что намаз, будучи обязанностью верующего, должен быть выполнен, даже если это произойдёт несвоевременно.

Авторитетный шафиитский богослов ан-Навави писал о наличии единогласного мнения учёных (иджмы) по вопросу обязательного возмещения намаза, пропущенного намеренно. При этом за последнее человеку засчитывается грех, и он должен покаяться в содеянном. Если мусульманин пропустил один фард-намаз, то его необходимо восполнить сразу, как только появится такая возможность. А когда существует вероятность того, что время текущей молитвы скоро выйдет, то лучше сначала выполнить актуальный намаз, а затем уже пропущенные. Если же время данной молитвы только наступило, то сначала лучше восполнить оставленный намаз, а затем совершить актуальную молитву.

В случаях, когда правоверный пропускает несколько молитв, их следует возмещать по порядку. Иными словами, сначала фаджр, затем зухр, аср и так далее.

По вопросу следует ли читать суннат-намазы при наличии долгов по фардам мнения ученых разделились. Согласно ханафитскому масхабу, верующему не стоит отказываться от желательных молитв, даже если у него есть долги по обязательным. Богословы-шафииты же полагали, что в такой ситуации мусульманину необходимо сконцентрироваться, в первую очередь, на возмещении пропущенных намазов. По этой причине он может оставить выполнение суннат-молитв.

Если же пропущенных намазов много, то их надлежит восполнять в свободное время.

Возмещение намаза

Согласно другой точке зрения, человек, который оставил намаз намеренно, не может его компенсировать в иное время, и даже если он это сделает, то он не будет принят. Такой позиции придерживались алимы Ибн Хазм, Абу Абдуррахман, аш-Шавкани, а также некоторые сахабы, в том числе Умар ибн Хаттаб (р.а.), Абдуллах ибн Масуд (р.а.), Салман аль-Фариси (р.а.), Саад ибн Абу Ваккас (р.а.) и другие.

Сторонники этого мнения утверждали, что Аллах определил конкретный период времени для любой молитвы, а совершение её вне этого срока без уважительной на то причины тщетно. По этой логике выполнение намаза после окончания её времени подобно молитве, совершённой раньше срока, а значит, она недействительна. Ещё одним доводом противников служит тот факт, что в хадисах указаны уважительные причины для пропуска намаза. В таком случае какой смысл был их указывать, если бы было узаконено восполнение молитв даже без уважительных причин.

С этой точки зрения мусульманин, осознанно оставивший намаз, должен совершить покаяние, а также усердствовать в благих деяниях, совершая добровольные акты поклонения Аллаху, раздавая милостыню и т.п.

Восполнение молитв после принятия ислама

Некоторые наши братья и сёстры встают на путь истинный уже в зрелом возрасте. По причине нахождения в неверии они пропустили годы поклонения. Лежит ли на них обязанность возместить это?

На взгляд богословов, если человек, будучи неверующим, принял ислам, то всё, что он пропустил до этого, компенсировать не нужно. Если же он был верующим, но не молился по причине лени, то ему следует восполнить все намазы, пропущенные с момента совершеннолетия, которое наступает с момента полового созревания.

Противники возмещения молитв считают, что в такой ситуации так же, как и при пропуске одного или нескольких намазов, верующему следует совершить тауба.

Пропуск по уважительной причине

При этом все мусульманские учёные сошлись во мнении, что если правоверный оставил намаз по одобряемой причине, то ему следует его возместить. Уважительными основаниями считаются следующие:

Сон и забывчивость

Вы проспали молитву или просто забыли совершить? Тогда Вам необходимо восполнить её сразу, как только появится такая возможность. Однако требуется приложить все усилия, чтобы этого не произошло. Например, если через 20 минут наступит время намаза, то нельзя ложиться спать, а лучше отложить свой сон и помолиться вовремя.

Принуждение

Если человека принуждают к оставлению намаза, угрожая ему, то, по воле Аллаха, на нём не будет греха за такой пропуск.

Опасения за свою жизнь

Известно, что мусульмане вынуждены были пропускать молитву из-за участия в сражениях.

Возмещение намаза путниками

Как известно, будучи в пути, верующие вправе сокращать свои намазы. Но бывают ситуации, когда человек не помолится вовремя, будучи путником, а восполнить сможет только по возвращении домой, когда он путником считаться уже не будет. Каким образом компенсировать молитву в такой ситуации – полноценно или сокращённо?

Как отмечали имамы Абу Ханифа и Малик, восполнять намаз следует так, в каком состоянии он был оставлен. Следовательно, если человек оставил намаз, находясь в пути, то и перечитывать его необходимо сокращённо, даже если на момент возмещения он путником уже не считается. А вот шафииты и ханбалиты учитывали именно то время, в которое молитва непосредственно возмещается. И в ситуации, когда верующий в пути восполняет намаз, пропущенный на месте постоянной дислокации, восполняет он её в сокращенной форме.

Как быть при месячных?

Известно, что женщина не должна компенсировать намазы, пропущенные по причине менструации и послеродового кровотечения. Однако здесь есть некоторые нюансы, которые требуют отдельного рассмотрения.

По вопросу восполнения молитв мусульманкой, очистившейся от менструации, существует два подхода. Имамы Малик, Шафии и Ахмад считали, что, если у женщины месячные прекратились до заката, то она обязана восполнить не только послеполуденную, но и полуденную молитвы. Если же очищение произошло в ночное время до наступления фаджр, то, соответственно, ей требуется возместить намазы магриб и иша. Аналогичного мнения придерживались сахабы Абдуррахман ибн Ауф (р.а.), Абу Хурайра (р.а.) и Абдуллах ибн Аббас (р.а.).

Учёные ханафитского мазхаба во главе с имамом Абу Ханифой, а также ряд других алимов, включая Ибн Сирина и Ибн Хазма, утверждали, что в подобной ситуации надлежит возмещать только ту молитву, во время которой произошло очищение. Доказательством здесь служат слова сахаба Анаса ибн Малика (р.а.): «Если женщина очистится, то ей следует выполнить только тот намаз, во время которого это произошло» (Дарими).

Следует рассмотреть также ситуацию, когда мусульманка оттягивает совершение намаза, а перед его выполнением у неё начались месячные. Например, время полуденного намаза наступает в 12:00, а женщина по каким-либо причинам отправилась делать омовение в 12:30, намереваясь выполнить намаз, и обнаружила менструацию. В подобных случаях она зухр-намаз уже прочитать не может, но нужно ли ей будет возмещать эту молитву после очищения? По этому вопросу тоже существуют различные точки зрения. Одни алимы считали, что сохраняется обязанность компенсировать этот намаз по окончании цикла. Другие же, включая имамов Абу Ханифу и Малика, полагали, что делать этого не следует.

Восполнение намазов, пропущенных из-за потери сознания на длительный срок

Здесь так же есть некоторые разногласия между учёными. Имамы Малик и Шафии считали, что верующий, который был в бессознательном состоянии, не должен читать молитвы, пропущенные за этот период. В качестве доводов они приводили историю, произошедшую с сахабом Абдуллахом ибн Умаром (р.а.), который потерял сознание, но не возмещал намаз, не совершённый из-за этого. Это сообщение приводит сам имам Малик.

Согласно ханафитскому мазхабу следует возместить только те молитвы, которые были пропущены в первый день бессознательного состояния. Доказательством такой точки зрения служит риваят, который гласит, что Ибн Умар (р.а.) находился в таком положении около месяца, а придя в себя возместил лишь молитвы, пропущенные в первый день (Ибн Аби Шейба). Учёные-ханбалиты проводили аналогию между потерявшим сознание и спящим человеком, а поэтому полагали, что, очнувшись, необходимо возместить абсолютно все оставленные молитвы.

Молитва таравих в священный месяц рамадан

Священный месяц рамадан – это особое время для мусульман. В этот период нужно особенно усердно отстраняться от грехов и стремиться совершить как можно больше благодеяний. Дополнительные намазы в исламе в рамадане занимают особое место, ведь награда за них увеличивается. Однако есть молитва, которую можно застать только в этом месяце. Это таравих намаз. Данная молитва читается каждый день после вечернего намаза и до появления первых признаков зари.

Тому, кто будет читать таравих намаз, надеясь на награду Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи. Это примерный перевод хадиса от Пророка (мир ему). Это очень важная сунна как для мужчин, так и для женщин. Ее лучше читать с коллективом в мечети, но и дома тоже можно. Что касается числа ракаатов таравих намаза, то во времена праведного халифа Умара было установлено 20 ракаатов. Однако есть предания и об 11 ракатах, тут все зависит от желания людей, сколько они хотят благодеяний. Но при этом не стоит входить в крайности.


КАК ЧИТАТЬ ДОБРОВОЛЬНЫЙ НАМАЗ

Во время намаза таравих желательно прочитать весь Коран за месяц священного рамадана. Истинно верующий получает огромное удовольствие от этой молитвы. Она также выступает фактором единения общины, ведь значение коллективного намаза невозможно переоценить.

Прошение помощи в делах через молитву истихора

Знания человека ограничены, и он часто не знает, как поступить в определенной ситуации. Однако Аллах всеведущ, и Он обладает бескрайними знаниями. Поэтому во всех делах, где есть сомнение, нужно просить помощи у самого Владыки Миров. В сунне Пророка (мир ему) есть такой замечательный намаз, как истихора. Эта молитва является обращением за помощью к Аллаху.

Истихора состоит из двух ракаатов, после которых нужно прочитать специальную мольбу. Содержанием этой мольбы являются восхваление Аллаха Всевышнего и озвучивание проблемы, которая заботит верующего. В мольбе мусульманин просит своего Господа о помощи в выборе и уповает на Него в этом вопросе. Такое отношение к делу позволяет снять напряжение. А далее следует помощь от Аллаха в виде лучшего варианта.

Прочитав намаз истихора, нужно посоветоваться с обладателями знания и поступать в соответствии со знаниями. Аллах обязательно найдет способ помочь своему искреннему рабу. Ведь есть обещание Всевышнего Господа в коране, а это уже много стоит.

Молитва при затмении

По сунне есть дополнительные намазы на многие случаи жизни. В случае солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему) читал добровольный намаз, а его пример – это лучшее руководство для верующего.

Совершать нужно этот намаз без азана и икомата, он чем-то похож на пятничную молитву. Отличием является, что не читается проповедь. Согласно ханафитскому мазхабу намаз затмения читается как обычные два ракаата. А мнение шафиитских ученых – это совершение дополнительных земных поклонов, которые совершаются после прочтения суры «Аль-Фатиха». Читается Коран про себя при солнечном затмении, а при лунном – вслух. Можно читать как с джамаатом, так и индивидуально.


КАК ЧИТАТЬ ДОБРОВОЛЬНЫЙ НАМАЗ

Данная сунна в наше время не очень распространена, но за ее оживление можно получить богатую награду. Ведь согласно хадису, тому, кто оживит сунну, запишется благодеяние ста шахидов.

Ратибат намазы

Первый вид дополнительных молитв, который заслуживает особого внимания, – это ратибаты. Об их достоинствах Пророк (мир ему) в своем достоверном хадисе сказал, что их выстраивание станет причиной строительства дома в раю. Насчитывается 12 ракаатов в течение дня ратибат намазов. Особой сунной является читать до утренней обязательной молитвы два ракаата добровольно. Молитва читается в укороченном виде, и на нее не нужно очень много времени. Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что эта молитва лучше этого мира и всего, что в нем находится. Поэтому не стоит ею пренебрегать.


КАК ЧИТАТЬ ДОБРОВОЛЬНЫЙ НАМАЗ

Дальше идут 4 ракаата до обеденной молитвы и два после. По примеру Пророка (мир ему) видно, что во время прочтения этих ратибатов нужно в каждом ракаате после Фатиха читать любую другую суру. Также эти дополнительные намазы включают в себя выстраивание после закатной и вечерней молитв. Читаются они по 2 ракаата, в общем получится 12. Чтобы следование за Пророком было полноценным, нужно стараться выстаивать эти молитвы. Согласно хадисам от Посланника Аллаха, эти дополнительные намазы по сунне читаются дома, чтобы Господь Миров дал долю блага в дом верующего.

Молитва тасабих

Еще одним намазом из числа дополнительных молитв является тасабих. Этой молитве Пророк (мир ему) научил своего дядю Аббаса и обрадовал верующих благоприятной новостью. Он сообщил, что будут прощены все прегрешения, если мусульманин совершит хотя бы один раз тасабих намаз.

В этой молитве произносятся следующие слова «Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар». Их нужно повторять по семьдесят пять раз, в каждом ракаате намаза. Сама молитва-тасбих читается в четыре ракаата. Главным отличием от других четырехракаатных намазов является только данная формула тасбиха, которая произностится практически во всех положениях.

Делается намерение на совершение добровольной молитвы в четыре ракаата. Потом нужно произнести такбир и прочитать дуа истигфар, после этого 15 раз нужно произнести вышеупомянутую формулу тасбиха. Далее читают суру аль-Фатиха и любую другую суру и пятнадцать раз произносят тасбих. После совершают поясной поклон, и в этом положении тасбих произносится десять раз. Затем выпрямляются из поясного поклона и снова десять раз произносят эту формулу тасбиха. Совершается земной поклон и десять раз произносится тасбих. Между земными поклонами и во время второго также произносят эту формулу по десять раз. В итоге один ракаат содержит семьдесят пять произношений тасбиха. Последующие ракааты читаются подобным образом. За всю молитву формула тасбиха повторяется триста раз.

Эта молитва может совершаться как с коллективом, так и в одиночку. Но имея в виду, что это добровольная молитва, лучше будет совершить ее одному. Вообще, добровольные молитвы предпочтительно делать не на людях, чтобы исключить элемент показухи.

Витр намаз

Витр – это то, чем завершался ночной дополнительный намаз. Название такое по причине нечетности ракаатов, их может быть от 1 до 11. Посланник Аллаха говорил, что читать витр – это обязанность, а кто оставляет его, тот не из его общины. Вот насколько он был требовательным к его совершению. Нужно добавить в этот дополнительный намаз ду’а кунут. Однако есть несколько мнений по поводу того, когда его нужно добавлять. Ханафиты каждый день читают кунут в витре, шафииты же во второй половине рамадана.


КАК ЧИТАТЬ ДОБРОВОЛЬНЫЙ НАМАЗ

Отличием этой молитвы является то, что в ней есть особая последовательность. Тут есть дополнительные суры в намазе, на которые указывает сунна Пророка (мир ему). Так, в первом ракаате после Фатихи читается «аль-А‘ля», а во втором и третьем «аль-Кяфирун» и «аль-Ихляс». Хотя прочтение других частей Корана тоже разрешается.

Пророк строго запретил ложиться спать, не прочитав витр намаз. Сам он просыпался для ночной молитвы и заканчивал свой намаз одним ракаатом молитвы витр. Мусульманин, поступающий подобным образом, будет получать много блага за свое следование за Посланником Аллаха (мир ему).

Ночная молитва тахаджут

Почти год тахаджут – молитва для Пророка (мир ему) и его сподвижников – была обязательной. Затем по своей милости Аллах ниспосылает суру, в которой делает ночной дополнительный намаз добровольным. Однако все равно Посланник Аллаха (мир ему) сам был постоянен в его выстраивании и побуждал к этому своих сподвижников. Есть достоверный хадис, где Пророк (мир ему) сообщает о нисхождении Милостивого Аллаха к ближнему небу. Это происходит в последнюю треть ночи, и в это время принимаются все мольбы верующих.


КАК ЧИТАТЬ ДОБРОВОЛЬНЫЙ НАМАЗ

Дополнительный намаз ночью нужно читать по 2 ракаата и вслух, но не очень громким голосом. Пророк (мир ему) любил долгое выстаивание, практически пока не начинало светать. Читал длинные суры, тщательно выговаривая все звуки и делая паузы. Он говорил, что после пяти обязательных молитв по награде идет тахаджут. Праведные предшественники этой общины любили проводить ночи в намазе, ведь у них было совсем другое понимание религии. Они понимали истинную ценность этой молитвы.

Запретные для молитв часы

1. С момента завершения времени утренней молитвы до восхода солнца на высоту копья (примерно после 15-20 минут после завершения времени утренней молитвы)

2. Время, когда солнце находится в зените, пока оно не начнет клониться к востоку.

3. С момента совершения послеобеденной молитвы до заката солнца.

Намаз духа

Этот вид намаза читается после того, как солнце уже поднялось и до того момента, когда оно будет в зените. Духа – это молитва в то время, когда человек наиболее погружен в мирские дела. Поминание Аллаха в такое время является очень поощряемым благодеянием, и награда за это велика. В некоторых преданиях от Пророка (мир ему) передается, что Аллах простит того человека, который прочитал молитву духа, даже если грехов, как пены в море. А в другом хадисе говорится о том, что в раю есть ворота Духа-намаз, и через них будут входить в рай те, кто был постоянен в нем.

Строгих указаний на число ракаатов нет, ведь это добровольная молитва. Однако передается, что Посланник Аллаха совершал 2, 4, а иногда 8 ракаатов. Каждый выбирает, сколько он хочет и может прочитать, ведь награду получит он сам. Выполнение этого намаза становится поводом довольства Аллаха, быть может, по причине именно духа раб войдет в рай.

Пророк (мир ему) сообщил, что тот, кто прочитает утреннюю молитву с коллективом, а затем останется в мечети, поминая Аллаха, и так пока солнце не будет высоко, потом прочитает намаз духа, тот получит награду, как за полноценные умру и хадж. И это великая возможность для мусульман!

Молитва приветствие мечети (тахиятуль масжид)

У каждого на свете есть свое право, и это касается и домов Аллаха. Исходя из того, как называется дополнительный намаз тахиятуль масжид, можно понять, что он напрямую связан с мечетью. Переводится он как “молитва приветствия мечети”. Есть прямой приказ Посланника Аллаха, войдя в мечеть сразу не садиться, а совершить два ракаата намаза.


КАК ЧИТАТЬ ДОБРОВОЛЬНЫЙ НАМАЗ

Есть много версий того, делается ли этот намаз всегда, или же есть время, когда его не нужно совершать. Сравнив все доводы, можно увидеть, что самым правильным мнением является первое. Пророк даже на своей пятничной проповеди остановился и заставил прочитать тахиятуль масжид одного из своих сподвижников. Настолько важным является этот намаз. Ведь пятничная проповедь занимает особое положение в исламе, и слушать ее должен каждый мусульманин. Это один из самых мощных доводов в пользу данного мнения.

Виды добровольной молитвы

Добровольная молитва имеет множество видов. К наиболее важным относятся следующие виды молитв:

Во-первых, утвержденная сунна

Это те добровольные молитвы, которые связаны с обязательными намазами. Их общее количество составляет десять или двенадцать рака’атов. К ним относятся:

– два рака’ата перед утренней молитвой;

– два или четыре рака’ата перед обеденной молитвой, а также два рака’ата после нее;

– два рака’ата после вечерней молитвы;

– два рака’ата после ночной молитвы.

Самой утвержденной сунной, которую пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял даже в пути, являются два рака’ата перед утренней молитвой.

Тому, кто совершает эту молитву, следует совершать ее в облегченном варианте, при этом, не проявляя небрежности в выполнении обязательных элементов молитвы.

Во-вторых, уитр

1. Наименьшим количеством рака’атов в молитве уитр является один рака’ат, а наибольшим – одиннадцать или тринадцать.

Их следует совершать по два рака’ата, а затем завершить один отдельный рака’ат.

2. Наименьшим количеством рака’атов в полноценной форме уитра являются три рака’ата в следующем порядке: два рака’ата, таслим, а затем один рака’ат.

Также можно совершит эти три рака’ата, не разделяя их посредством таслима.

При этом в упомянутой последней форме уитра может быть как одно сидение для ташаххуда, так и два.

Желательно прочитать в первом рака’ате суру “Высочайший”, во втором суру “Неверные”, а в третьем “Ихляс”.

Время уитра

с момента совершения ночной молитвы до наступления времени утренней молитвы.

Ду’а в уитре

При совершении кунут-ду’а следует сказать: “Аллахуммахди-ни фи-ман ха-дайта, уа ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, уа та-уалля-ни фи-ман тауалляйта, уа барик ли фи-ма а’тайта, уа къи-ни шарра ма къадайта, фа-инна-кя такъды уа ля юкъда ‘аляй-кя, инна-ху, ля йазыллю ман уаляйта уа ля я’иззу ман ‘адайта! Табаракта, Рабба-на, уа та’аляйта!”

Некоторые вопросы, связанные с молитвой уитр.

При этом желательно на третий раз поднять голос и растянуть эти слова.

2. Протирание лица после кунут-ду’а не является узаконенным. Также не стоит протирать лицо после ду’а и вне намаза.

Восполнение уитра днем

Ат-тарауих – это молитва, совершаемая в ночи месяца Рамадан. И она была прозвана ат-тарауих (данное слова образовано из того же корня, из которого образовано по-арабски слово “отдых”), так как они отдыхали между каждыми четырьмя рака’атами по причине продолжительности молитвы.

Достоинства молитвы ат-тарауих

Ат-тарауих является твердой сунной, которую посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узаконил в благословенном месяце Рамадан.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил эту молитву вместе со своими сподвижниками на протяжении нескольких ночей, а затем он перестал совершать ее вместе с ними, опасаясь, что она станет обязательной.

Количество рака’атов в молитве ат-тарауих

Большинство ученых сказали, что ее количество составляет двадцать рака’атов.

Передается от Саиба бин Зейда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Во времена Умара бин аль-Хаттаба они выстаивали в месяце Рамадан по двадцать рака’атов”.

Некоторые же ученые сказали, что лучше ее совершать в количестве одиннадцати рака’атов.

Некоторые вопросы, связанные с ночными молитвами

1. Оставление ночных молитв, которые человек имел обычай совершать, является нежелательным.

2. Если человек проснулся для совершения ночной дополнительной молитвы, то является желательным разбудить и супругу. Также жене следует разбудить мужа.

3. Тому, кого одолевает сон в ночной молитве, лучше немного поспать, пока сонливость не сойдет с него.

В-четвертых, молитва ад-духа

Это молитва, совершаемая во время ад-духа.

Время ад-духа

Время ад-духа продолжается с восхода солнца на высоту копья (примерно после 15-20 минут после завершения времени утренней молитвы) до зенита.

Достоинства этой молитвы

Разрешается выполнять эту молитву в количестве двух, четырех, шести и восьми рака’атов.

В-пятых, молитва для приветствия мечети

Если же человек, войдя в мечеть, совершит, например, обязательную молитву или утвержденную сунну, то этого будет достаточно для приветствия мечети.

Молитва для приветствия мечети

В-шестых, молитва аль-истихара (намаз испрашивания помощи)

Это молитва в два рака’ата, которые раб Аллаха выполняет перед каким-либо делом, в котором он имеет сомнения, стоит ли его совершить или нет.

И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучал сподвижников этой молитве подобно тому, как он обучал их какой-либо суре из Корана.

Мольба испрашивания помощи

(О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты знаешь все о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и человеку следует сказать, что он намерен сделать,) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или: рано или поздно), то предопредели его мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Своё благословение на это; если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то уведи его от меня, и уведи меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им).

Как определить, стоит ли выполнить это дело или нет?

Нет ничего запретного в повторении аль-истихары. И не является условием, чтоб человек, выполнивший данную молитву, увидел какой-либо сон или видение относительно своего дела.

Нет, однако, после завершения молитвы ему следует приступить к этому делу, с условием, что в этом деле нет ничего запретного, а также нет разрыва родственных связей.

Если это дело получится, значит, в нем есть благо. Если же оно не получится, значит, в этом и заключается благо.

В-седьмых, молитва после омовения

Эта молитва, которая не связана ни с каким-либо временем, ни с какой-либо причиной.

И такие виды молитвы можно выполнять в любое время, за исключением тех часов, относительно которых пришел запрет.

Примеры добровольной молитвы в ее прямом значении. ( Ночные бдения)

По причине ночных молитв уменьшается выброс гормона кортизол, особенно в третью часть ночи, что оберегает от неожиданного повышения уровня сахара в крови (а это представляет опасность для тех, кто страдает сахарным диабетом).

Дополнительная молитва после омовения (тахиятуль вуду)

Совершив, как положено, омовение и прочитав специальное дуа в конце, человек становится ритуально очищенным. В этом состоянии можно обратиться к Господу Миров с любой мольбой. Однако в сунне Пророка (мир ему) есть слова о достоинстве намаза после омовения или тахиятуль вуду.

Посланник Аллаха (мир ему) как-то встретил одного из своих сподвижников, который был постоянен в совершении тахиятуль вуду. В хадисе передается, что Пророк (мир ему) спросил его о деянии, которое приближает сподвижника к раю. Передается, что были слышны шаги его в раю. Тогда сподвижник ответил, что всегда совершает два ракаата намаза после каждого ритуального омовения. Это предание отображает великое достоинство этой молитвы, и как это деяние любимо Аллаху.

Определение термина “добровольная молитва”

Молитва, узаконенная шариатом, но при этом не являющаяся обязательной.

Достоинства добровольной молитвы

2. Добровольная молитва восполняет те упущения, которые человек допускает при совершении обязательных намазов.

3. Лучшим местом для совершения добровольной молитвы является дом:

Добровольные молитвы лучше совершать дома, нежели в мечетях. Исключением являются те дополнительные молитвы, которые совершаются в коллективе, как молитва тарауих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *