Волонтерская деятельность для школьников. Зачем и где участвовать?
Кто такие волонтеры? Что мотивирует школьников заниматься добровольчеством? Какие проекты существуют в России и как начать с ними работать? Отвечаем в нашей статье — первой из серии материалов, посвященных волонтерству.
10 июня 2020
Кто такие волонтеры?
Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.
Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.
Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.
Почему люди становятся волонтерами?
Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.
Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.
Добрые мотивы
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.
Общение и хорошая компания
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.
Внешние стимулы
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.
Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.
Иллюстрация с заданием из пособия «Школа волонтёра. 5-7 классы»
Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?
Как мы еще можем помочь?
Школа волонтёра. 5-7 классы. Учебное пособие
Пособие знакомит учеников с миром волонтёрства, основными направлениями и принципами, на которых оно основывается, поможет преодолеть трудности с вступлением в добровольческую организацию и совершить много добрых дел, став настоящими волонтёром. Тематические настольные игры и социальный квест, представленные в пособии, помогут учащимся освоить и применить на практике полученные новые знания о добровольческой деятельности. Пособие адресовано учащимся 5-7 классов и предназначено для организации работы во внеурочной деятельности.
Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?
Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.
Что делают волонтёры
Волонтёрство предполагает добровольную безвозмездную работу на пользу общества или отдельных людей. Среди основных его направлений можно выделить:
Есть два формата волонтёрства: системное, когда человек регулярно оказывает помощь в рамках конкретного проекта или программы, и разовое. Каждый школьник может выбрать для себя оптимальный вариант занятости, который не будет мешать учёбе.
Какие гибкие навыки развивает волонтёрство
Если ваш ребёнок заинтересовался темой волонтёрства, есть смысл его поддержать. Это тот случай, когда, отдавая своё время и силы, он может получить взамен нечто большее. Участие в добровольческих акциях и проектах развивает:
Навык эффективного общения
Когда ребята становятся волонтёрами, им приходится учиться выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника. С течением времени дети забудут о комплексах, станут более общительными и внутренне свободными. В дальнейшем им будет легче презентовать себя и отстаивать свою точку зрения. Это большой плюс: коммуникабельность сейчас необходима в любой профессии.
Школьники-волонтёры находятся в постоянном движении: учебу, секции, хобби они ухитряются совмещать с добровольческой деятельностью. Такая динамика жизни, да еще наполненная смыслом, делает их устойчивыми к стрессам.
Работу в режиме многозадачности и дисциплину
С помощью волонтёрства дети на практике учатся расставлять приоритеты и соблюдать сроки. Например, скоро у Маши контрольная по математике, но сегодня у неё по плану помощь бездомным животным. Чтобы все успеть, она перераспределила свой досуг. После уроков Маша проведёт несколько часов в приюте, а потом займется подготовкой к занятиям. Вывод: бесцельное блуждание в интернете девочка заменила полезными делами.
Умение справляться с трудностями
Когда ребята сталкиваются с реальными жизненными задачами, они переносят фокус внимания с пустых переживаний на разработку плана действий. Например, Саша активно помогает больницам. Бабушка, прикованная к инвалидному креслу, очень хочет попасть на концерт в центре города, но не может спуститься по лестнице даже на коляске, и у неё нет близких и родственников.
Саша без лишних слов и суеты решает проблему. Вместе с координатором он продумывает подходящий маршрут: насколько заранее выехать, на каком транспорте, не проехать ли через парк, чтобы порадовать бабушку? Потом Саше будет проще справляться с трудностями, ведь он научится их решать, а не обсуждать.
Какую практическую выгоду оно приносит
Кроме личностного развития, добровольческая работа даёт утилитарные профиты:
Дополнительные баллы при поступлении в вуз
12 марта 2020 года Минпросвещения РФ опубликовало рекомендации по учёту волонтёрства в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. За него могут дать дополнительные баллы к ЕГЭ. Чтобы их получить, нужно:
Волонтёрские книжки бывают электронными и бумажными. Во избежание возможных проблем при поступлении лучше пользоваться бумажной версией.
Ведомство рекомендует начислять баллы в соответствии со сроками волонтёрства:
1 балл — менее 1 года;
2 балла — 2 года;
3 балла — 3 года;
4 балла — 4 года.
Однако в зависимости от конкретного вуза за волонтёрскую работу могут дать до 10 баллов или не учитывать это достижение.
Принимая активное участие в добровольческом движении, ребенок заводит новые знакомства, обрастает полезными связями. Кто-то станет для него другом на всю жизнь, а кто-то, возможно, заприметит проблески таланта и предложит подработку или стажировку.
Помощь в выборе профессии
Волонтёрство – реальная возможность соприкоснуться с интересующей ребёнка профессией, узнать её изнутри, проверить степень своей увлечённости.
Например, Ярослав ещё в школе присоединился к волонтерам-медикам и активно помогал инвалидам и тем, кто перенес сложные операции. Спустя время он понял: он хочет стать доктором и продолжать помогать пациентам. Это помогло ему осознанно выбрать предметы для сдачи ЕГЭ и вуз, и теперь он учится на медфаке.
А Аня всегда любила природу, бережно к ней относилась, поэтому в 12 лет она занялась природоохранной работой. Сегодня она популяризует идею о том, что надо сократить потребление пластика, организует сбор и утилизацию пластика и готовится к поступлению на биолога.
Как ребёнку стать волонтёром
В России стать волонтёром может любой желающий. Но для несовершеннолетних есть ограничения.
Детям до 14 лет во время волонтёрства требуется официальное сопровождение (например, родителей или опекунов). Ребятам 14-17 лет нужно документально подтверждённое разрешение от родителей. Оно подаётся вместе с заявлением и обычно содержит шапку с реквизитами волонтёрской организации, Ф. И. О. родителей, пару строк о том, что они согласны на волонтёрскую работу ребёнка, и подписи.
Иногда в городах могут быть отдельные центры, посвящённые местному волонтёрству и объединяющие добровольцев из разных проектов. Так, в Москве действует Ресурсный центр «Мосволонтёр», на сайте mosvolonter.ru размещена вся актуальная информация, связанная с добровольческим движением в столице. Он охватывает порядка 10 направлений от общественной безопасности до медиаволонтёрства.
Как родителям привлечь ребёнка к волонтёрству
Если ваш ребёнок ещё не заинтересован в волонтёрской работе, возможно, стоит с ним об этом поговорить. Помните, он копирует ваши установки и привычки, поэтому нужно начинать с создания определённого инфополя и новых традиций в семье.
Также вы можете вместе изучить информацию о волонтёрстве и о возможностях, которое оно даёт. Например, сейчас издательство «Просвещение» реализует проект «Школа вопросов 21 века. Волонтёрство», в рамках которого до 30 ноября 2022 года проводится серия вебинаров.
Школьникам расскажут о том, как грамотно совместить учебу, увлечения и волонтерство, а студентам – какие возможности для личностного и карьерного роста оно открывает. Родители узнают, как не отбить у ребенка желание помогать другим, а педагоги – как правильно организовать востребованную внеурочную деятельность. Узнать всю актуальную информацию можно на сайте проекта https://uchitel.club/lifeskills/volonteerskills
.
С чего начать?
Всем известно, что человек, вовлеченный в процесс обучения, усваивает знания гораздо лучше, чем тот, кто просто пассивно слушает. Прежде чем вы решите провести урок волонтерства, нужно ответить на главные вопросы.
Что? Волонтеры проводят занятия для своих сверстников по системе «равный — равному». Можно провести одно занятие, а можно — целый цикл, в зависимости от возможностей и ресурсов. Если проводится цикл занятий, важно, чтобы все они были связаны общей целью и каждый семинар, посвященный определенной теме, был одновременно самостоятельным и завершенным.
Где? Найдите место, где вам будет удобно встречаться. Помещение должно быть довольно просторным, чтобы там можно было проводить игры и разминки. Если занятие будет проходить в классе, посмотрите, можно ли убрать парты, чтобы посадить участников в круг. Это нужно и для проведения игр, и для создания дружественной атмосферы, и для того, чтобы занятие не ассоциировалось с традиционным школьным уроком.
Когда? В школе занятие можно провести во время классного часа. В других местах — в зависимости от того, как сумеете договориться. В среднем занятие может длиться от 40 минут до 1 часа.
С кем? Участниками занятия могут быть как ваши сверстники, так и дети более младшего и более старшего возраста. Обычно группа состоит из 15–18 человек, но если занятия проводятся в школе, то надо быть готовым, что это может быть и целый класс — 25–35 человек.
От каждого — по способностям
Не забывайте о том, что волонтерство — дело добровольное. Даже если школьнику нравится помогать, он разделяет ценности волонтерского движения, в котором состоят его сверстники, важно понимать, что, скорее всего, ребятам с разным характером, разными способностями и талантами будут интересны разные виды помощи. Кто-то проявит организаторский талант, а кому-то будет интересно заведовать отчетностью и документацией. Одни запросто находят контакт с чужими людьми, а другим сложно адаптироваться к новым обстоятельствам.
Присмотритесь к каждому участнику волонтерского движения. Не пытайтесь навязать работу с документацией тому, кто хочет проводить творческие мастер-классы.
Проведите опрос с помощью сервиса Google. Forms или очно, чтобы понять, какие у ребят предпочтения и склонности, чем они хотели бы заниматься, и что из этого вы можете им предложить. Не обязательно стопроцентное совпадение — просто так вы сможете лучше ориентироваться в запросах детей и наверняка сможете предложить им ту форму взаимодействия, которая подходит им больше всего.
Интернет — всему голова
Создайте аккаунт или группу школьного волонтерского движения в соцсетях и разместите ссылку на сайте школы.
Публикуйте посты о новых мероприятиях, делайте отчеты о прошедших. Знакомьте аудиторию со всеми участниками движения, рассказывайте о каждом из ребят. Рассказывайте в соцсетях о проблемах уровня школы, района или города, людях, которым требуется помощь. Естественно, эту работу тоже должен будет взять на себя кто-то из школьников.
Путешествие в мир добровольчества
Игры — лучшие друзья в обучении и в создании мотивации. Проведите игровой тур для понимания целей волонтерского движения — так вы привлечете потенциальных новых участников и сможете помочь уже действующим волонтерам, которые станут лучше ориентироваться в деятельности и поймут, какие цели в действительности преследуют. Разместите посты в соцсетях и расклейте объявления на стендах в фойе, чтобы оповестить школьников о времени и месте проведения игры.
Какие добрые дела вы будете совершать в течение года? Будут ли они посильны вам? Ожидают ли вас в ходе занятия добровольчеством не только трудности, но и непонимание со стороны других людей? Вы запомнили определения различных направлений добровольчества?
На эти и многие другие вопросы вы сможете ответить после прохождения следующей настольной игры. Прежде чем переходить к игровому полю, изучите правила игры и условные обозначения, а также повторите предыдущие темы о принципах добровольческого труда и направлениях волонтерской деятельности.
Игра позволит понять, насколько хорошо вы усвоили материал части 1, поэтому активно используйте знания, полученные в ее параграфах. В ходе игры можно советоваться с одноклассниками, смотреть записи в тетради и использовать пособие, если это необходимо.
Важно найти оптимальное для ситуации решение, которое позволит сохранить хорошее настроение себе и другим. Постарайтесь получить удовольствие от хода игры, проверяя качество усвоения материала.
Правила
Для участия в игре необходимо разделиться на 3–4 команды (в зависимости от количества учеников в классе). Далее с помощью жеребьевки определяется последовательность передачи хода от команды к команде. О том, кто из игроков
каждой команды тянет карточку из той или иной колоды, а кто засекает время, отведенное на выполнение задания, участники команды должны договориться самостоятельно.
Во время настольной игры смелее советуйся с волонтерами своей команды! Преодолевайте трудности сообща!
Командам нужно последовательно перемещать свою фишку по игровому полю от клетки «СТАРТ» к клетке «ФИНИШ» и выполнять задания, встречающиеся на пути. Задания связаны с определенной тематикой и распределены по колодам карточек. Каждая карточка содержит подробное описание задания.
Перед игрой карточки раздаются учителем, перемешиваются в каждой отдельной колоде и кладутся рубашкой вверх. Карточку с заданием всегда нужно брать с верха колоды. Побеждает та команда, чья фишка быстрее остальных достигнет финиша. На выполнение каждого из заданий дается не более 1 минуты. После этого карточка убирается в нижнюю
часть соответствующей колоды. Если же задание не будет выполнено вовремя, то команда пропускает ход.
Обратите внимание на дополнительные карточки по темам: «Доверяй, но проверяй!», «Реши задачу», «Бонусное задание», которые также раздаются учителем и заполняются до начала игры. Поэтому перед началом игры необходимо заранее придумать свой вариант заданий, написать их на карточках и перед занятием вложить в соответствующую колоду. За успешное выполнение этих заданий предоставляется столько же ходов, сколько и за выполнение стандартных того же типа. За выполнение «Бонусного задания» не может быть предоставлено больше 3 шагов вперед по клеткам игрового поля!
Условные обозначения на игровом поле
Вытащите верхнюю карточку из колоды под названием «Доверяй, но проверяй!» и никому не показывайте. Зачитайте вслух объявление о наборе волонтеров для игроков своей команды. Они должны коллективно решить, стоит верить объявлению или нет, поскольку его могли разместить мошенники. Если ответ был правильным, то передвиньтесь на следующую клетку, если неправильным, то передвиньтесь на предыдущую. ( Читающий объявление в обсуждении не участвует, он видит в тексте на карточке наличие или отсутствие специального значка, который обозначает, что за публикацией информации стоят мошенники.)
«Реши задачу»
Вытащите верхнюю карточку из колоды под названием «Реши задачу». Зачитайте вслух текст, описывающий проблемную ситуацию, так, чтобы его слышали и другие команды. Вперед на одну клетку продвигается фишка той команды, которая первой предложила верное решение проблемы. Клетка с указанием вида волонтерства. Вытащите карточку из соответствующей колоды и выполните задание индивидуально. При успешном выполнении задания передвиньте фишку на столько клеток вперед, сколько написано на карточке. Если вы не справились с заданием, то команда пропускает ход. Если не помните, чему посвящен каждый вид волонтерства, воспользуйтесь определениями из § 3 «Направления волонтерской (добровольческой) деятельности».
«Социальное проектирование»
Если фишка команды находится на этой клетке, то каждому ее участнику необходимо назвать, в каком одном виде волонтерства ему хотелось бы придумать свое полезное дело и чему оно посвящено. Если в течение минуты все участники команды успевают это сделать, то фишка перемещается на 1 клетку вперед. Если нет, то фишка остается на этой клетке и в следующий кон им нужно будет выполнить это же задание.
Вопросы по итогам игры
В материале использован текст § 7 и § 15 из учебного пособия «Школа волонтера» для 5-7-х классов.
2. Shilova V. S. Social’no-‘ekologicheskoe obrazovanie shkol’nikov: suschnost’ i osnovnye zakonomernosti funkcionirovaniya. Mezhdunarodnyj zhurnal ‘eksperimental’nogo obrazovaniya. 2015; № 7: 158 – 160.
3. Glazachev S. N. Social’no-‘ekologicheskaya kompetentnost’ kak ‘element bazovoj kompetentnosti cheloveka. Social’no-gumanitarnyeznaniya. 2007; № 3: 92 – 102.
5. Chekanushkina E. N. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya social’no-‘ekologicheskoj kompetentnosti u studentov tehnicheskogo vuza. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2009; T. 11, № 4: 895 – 897.
6. Sharonova E. G. Social’no-‘ekologicheskoe vospitanie buduschego uchitelya v vospitatel’noj sisteme VUZa. Sovremennye problemy nauki iobrazovaniya. 2013; № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10124
7. Gvozdeva L. A., Shirobokova Yu. N. Formirovanie social’no-‘ekologicheskoj kompetentnosti studentov v estestvennonauchnom obrazovanii. Uchenyezapiski: ‘elektronnyjnauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; T. 2, № 3
. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialno-ekologicheskoy-kompetentnosti-studentov-v-estestvenno-nauchnom-obrazovanii
10. Goncharova E. V. Teoriya i tehnologii ‘ekologicheskogo obrazovaniya doshkol’nikov. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gumanitarnyj universitet, 2008.
13. Nikolaeva S. N. Koncepciya ‘ekologicheskogo vospitaniya detej doshkol’nogo vozrasta. Moskva: Mezhdunarodnaya akademiya nauk ‘ekologii i bezopasnosti zhiznedeyatel’ nosti, 1996.
15. Protasova E., Rajhshtejn A. Germaniya: ‘Ekologicheskoe vospitanie v detskih sadah. Doshkol’noe vospitanie. 1997; № 7: 85 – 88.
Статья поступила в редакцию 05.06.20
Khadzhimuradova T. Kh., senior teacher, Department of Social Work Theory and Technology, Chechen State University (Grozny, Russia),
INVOLVEMENT OF STUDENTS IN VOLUNTEERING ACTIVITIES AS A MEANS OF OVERCOMING THEIR LACK OF PROFESSIONAL MOTIVATION. Problems characteristic of the higher education system, resulting in lower professional motivation, are identified. It is noted that the motivational sphere of the student is characterized not only by the development of cognitive motives, but also by the search for personal meanings of professional activity. The problem of supporting students in understanding the need to develop personal qualities that characterize the formation of professional motivation is updated. The aim is to find pedagogical means to overcome the lack of professional motivation, to form professional-significant qualities of students by involving them in volunteering practices. An analysis of scientific literature is being carried out, which shows the attention of researchers to this problem. On the basis of the given analysis the substantiation of possibility of influence of various forms of extra-curricular activity on formation of professional motivation is resulted. Special attention is paid to research on the impact of volunteering practices on the motivational sphere of students’ professional qualities. A.N. Leontiev’s ideas of the theory of motives in human activity are put forward as a methodological basis. The idea of the importance of professional motivation for the development of such personal qualities as professional orientation, responsibility and discipline is promoted. Scientific novelty is determined by substantiation of purposefulness of influence of volunteering practices on overcoming of insufficient professional motivation and development of professional-significant qualities of students. The signs and advantages of this form of extra-curricular activity, its purpose and directions of realization are revealed. The identification of conditions for students’ involvement in this type of activity is considered as practical significance.
Key words: professional motivation, extracurricular activities of students, volunteering practices, volunteer, professional-significant qualities.
ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МОТИВАЦИИ
Выявляются проблемы, характерные для системы высшего образования, приводящие к снижению профессиональной мотивации. Отмечается, что мотивационная сфера студента характеризуется не только развитием познавательных мотивов, но и поиском личностных смыслов профессиональной деятельности. Актуализируется проблема поддержки студентов в осознании необходимости развития личностных качеств, характеризующих сформирован-ность профессиональной мотивации. Ставится цель поиска педагогических средств преодоления недостаточной профессиональной мотивации, формирования профессионально значимых качеств студентов с помощью вовлечения их в волонтерские практики. Проводится анализ научной литературы, который свидетельствует о внимании исследователей к данной проблеме. На основании данного анализа приводится обоснование возможности влияния различных форм внеучебной деятельности на формирование профессиональной мотивации. Особое внимание уделяется исследованиям, посвященным влиянию волонтерских практик на мотивационную сферу профессионально значимых качеств студентов. В качестве методологического основания выдвигаются идеи теории мотивов в деятельности человека А. Н. Леонтьева. Представляется идея значимости профессиональной мотивации для развития таких личностных качеств, как профессиональная направленность, ответственность и дисциплинированность. Научная новизна заключается в обосновании целенаправленности влияния волонтерских практик на преодоление недостаточной профессиональной мотивации и развитие профессионально значимых качеств студентов. Выявлены признаки и преимущества данной формы внеучебной деятельности, ее цель, направления реализации. В качестве практической значимости рассматривается выявление условий вовлечения студентов в данный вид деятельности.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, внеучебная работа студентов, волонтерские практики, волонтер, профессионально значимые качества.
Современные дискуссии о качестве высшего образования, его соответствие тенденциям социально-экономического развития и принципам «образования через всю жизнь» находят свое отражение в совершенствовании его содержания, форм и методов. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования отражаются целевые ориентиры высшего образования,
компетенции, подлежащие освоению, условия реализации программ. Университеты, осознавая значимость данной проблемы, разрабатывают образовательные программы, соответствующие потребностям экономики регионов. Создавая привлекательную образовательную среду, университеты заинтересованы в том, чтобы студенты активно осваивали предоставленные возможности для профес-
сионального и личностного развития. Такое развитие, в свою очередь, требует наличия соответствующей мотивации у студентов. Вместе с тем у студентов наблюдается снижение мотивации к получению образования и профессиональной деятельности. Только немногие студенты предъявляют повышенные требования к образованию, осваивая дополнительные компетенции, например, такие как владение иностранным языком для профессионального общения. Фиксируются факты снижения академической успеваемости. Студенты не всегда проявляют ориентированность на профессию, соответствующую их направлению подготовки.
В этом плане перспективным направлением исследования можно признать изучение возможностей современных, форм внеучебной деятельности для преодоления недостаточной профессиональной мотивации. Среди таких форм в контексте приоритетов социального развития общества выделяется волонтерское движение. На уровне университета такие волонтерские практики сегодня осмысливаются не только как форма внеучебной деятельности, но и как средство личностного развития.
В связи с указанными основаниями можно определить цель нашего исследования: обоснование педагогических средств преодоления недостаточной профессиональной мотивации, формирования профессионально значимых качеств студентов с помощью вовлечения их в волонтерские практики.
Для выявления особенностей профессионального становления во время обучения в вузе ученые предлагали рассматривать мотивационный компонент в составе интегративной характеристики «готовность к профессиональной деятельности». Нужно сказать, что такое понятие, как «профессиональная мотивация», сравнительно недавно вошло в фокус внимания исследователей. Осмысление данного понятия можно встретить в социологических, психологических и педагогических исследованиях последних лет. Можно предположить, что это связано с повышением внимания к вопросам качества высшего образования и пониманием того, что в процессе высшего образования формируются не только профессиональные компетенции, но и личные ресурсы студента, такие как «профессиональная мотивация». Анализ Федеральных государственных стандартов высшего образования позволяет говорить о том, изучаемое явление отражено в части профессиональных компетенций. Следовательно, становление профессиональной мотивации происходит в образовательной среде вуза, и этому аспекту следует уделять особое внимание.
содержания образования и будущее профессиональное развитие, т.е. высшее образование можно рассматривать как этап формирования профессиональной мотивации, целенаправленно влияющий на проявление познавательных, профессиональных и социальных мотивов.
Другое направление исследований обращено к изучению педагогических аспектов проблемы. Такие исследования представляют большой интерес и связаны с поиском средств, поддерживающих профессиональную мотивацию, помогающих студентам справиться с затруднениями в поиске мотивов обучения и ориентации на профессиональную деятельность.
Особенность профессиональной мотивации, по мнению авторов, заключается в освоении социально значимых ценностей профессии по мере осознания личностно значимых мотивов. Происходит обогащение потребностно-мотива-ционной сферы. Это положение особенно важно для нашего исследования, т.к. свидетельствует о том, что в образовательном пространстве вуза стоит поддерживать не только познавательные мотивы, но и мотивы самореализации в социально значимой деятельности. В этой же деятельности во взаимодействии с другими ее субъектами реализуются повышенные требования к ответственности и дисциплинированности, что является важнейшими профессионально-деловыми качествами будущего специалиста.
В свою очередь, такая форма социально значимой внеучебной деятельности студента, как волонтерские практики, служит средством влияния на профессиональную мотивацию и профессионально значимые качества.
Волонтерская деятельность рассматривается как социально ориентированная добровольная помощь, оказываемая ее субъектами на безвозмездной основе, т.е. у данной деятельности должна быть определенная цель – реализация общественной инициативы, оказание содействия органам власти, общественным организациям, университету. Предметом деятельности может служить помощь в организации крупных мероприятий (федерального, регионального или университетского уровней), оказание услуг населению (консультационных, социальных), наставническая, тьюторская деятельность и т.д. Координация разнообразных направлений позволяет привлечь к подходящим видам деятельности именно заинтересованных студентов-волонтеров. Соответственно волонтер – это студент с активной гражданской позицией или заинтересованный в осуществлении предлагаемой деятельности. Можно выделить основанные признаки организации волонтерской практики в университете: добровольность, инициативность, реализация в формах внеучебной деятельности, связь предмета волонтерства с направлениями профессионального образования. Также можно определить формирующиеся качества, влияющие на преодоление недостаточной профессиональной мотивации: активность, ответственность, дисциплинированность, профессиональная ориентированность.
Естественно, для того чтобы такая практика стала массовым явлением, требуются определенные организационные условия в качестве поддержки такой формы деятельности на уровне университета.
В итоге, осуществляемая деятельность по развертыванию волонтерских практики в университете позволит организовать такую деятельность, которая позволит студентам увидеть возможности применения осваиваемых компетенций на практике; находить личностные смыслы в элементах профессионально ориентированной деятельности; формировать профессионально значимые качества, такие как дисциплинированность и ответственность. В этом плане мы видим преимущество волонтерских практик как инициативной, деятельностной формы вне-учебной работы. Соответственно, волонтерские практики можно рассматривать как дополнение к строго регламентированным формам учебной деятельности и пассивным формам организации внеучебной работы и досуга.
Итак, мы выявили существенные проблемы, которые возникают у студентов в ходе освоения содержания образования, связанные с формированием профессиональной мотивации: потеря интереса к учебной деятельности, отсутствие сферы приложения осваиваемых компетенций, поиски личностного смысла профессиональной деятельности, неразвитость личностных качеств, таких как дисциплинированность и ответственность. Определили методологические и теоретические основания, позволяющие направлять резервы внеучебной деятельности на преодоление недостаточной профессиональной мотивации и развитие профессионально значимых качеств. Обозначили особенности и преимущества волонтерских практик для решения указанной проблемы. Выявили условия вовлечения студентов в данный вид деятельности.
1. Ведута О. В. Мотивационные кризисы и кризисно-обусловленная модель формирования учебной мотивации студентов. Вестник Томского государственного университета. 2015; № 395: 198 – 203.
2. Тарасова Л. Е. Мотивация учения как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи. Известия Саратовского университета. Серия: Акмео-логия образования. Психология развития. 2009; № 3-4: 17 – 22.
3. Копысова Л. А. Педагогическая концепция развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009; № 1: 158 – 162.
4. Карпова Е. В. Формирование профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов. Вестник Череповецкого государственного университета. 2019; № 5 (92): 209 – 218.
5. Иванова ГП., Логвинова О. К. Внеучебная деятельность современного вуза в контексте социально-педагогического подхода. ВестникНВГУ. 2017; № 3: 21 – 25.
6. Стафеева А. Ю., Кравчук Т. А. Формирование социально-личностных компетенций выпускников в образовательной среде вуза. Вестник СИБИТа. 2016; № 4
: 154 – 160.
7. Кузнецова А. А., Соловьева Н. А. Динамика психологических характеристик личности студента в процессе профессионально ориентированной волонтерской деятельности. Образование и наука. 2018; № 7: 128 – 146.
8. Горлова Н. И. Современные тенденции развития института волонтерства в России. ВестникКГУ. 2017; № 3: 77 – 80.
9. Бархаев А. Б. Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность. Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2010; № 1: 51 – 58.
10. Первушина Е. А. Развитие волонтерской деятельности в высших учебных заведениях. Высшее образование в России. 2014; № 11: 112 – 117.
11. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. Москва: Смысл, 2000.
12. Меркушева Ю. С., Казаков Ю. Н. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов. Акмеология. 2016; № 1 (57): 103 – 107.
1. Veduta O. V. Motivacionnye krizisy i krizisno-obuslovlennaya model’ formirovaniya uchebnoj motivacii studentov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 395: 198 – 203.
2. Tarasova L. E. Motivaciya ucheniya kak faktor professional’nogo camoopredeleniya studencheskoj molodezhi. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2009; № 3-4: 17 – 22.
3. Kopysova L. A. Pedagogicheskaya koncepciya razvitiya motivacii professional’noj deyatel’nosti u obuchayuschihsya v vuze. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2009; № 1: 158 – 162.
4. Karpova E. V. Formirovanie professional’no-pedagogicheskoj motivacii buduschih pedagogov. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 5 (92): 209 – 218.
5. Ivanova G. P., Logvinova O. K. Vneuchebnaya deyatel’nost’ sovremennogo vuza v kontekste social’no-pedagogicheskogo podhoda. VestnikNVGU. 2017; № 3: 21 – 25.
6. Stafeeva A. Yu., Kravchuk T. A. Formirovanie social’no-lichnostnyh kompetencij vypusknikov v obrazovatel’noj srede vuza. Vestnik SIBITa. 2016; № 4
: 154 – 160.
7. Kuznecova A. A., Solov’eva N. A. Dinamika psihologicheskih harakteristik lichnosti studenta v processe professional’no orientirovannoj volonterskoj deyatel’nosti. Obrazovanie i nauka. 2018; № 7: 128 – 146.
8. Gorlova N. I. Sovremennye tendencii razvitiya instituta volonterstva v Rossii. VestnikKGU. 2017; № 3: 77 – 80.
9. Barhaev A. B. Social’no-psihologicheskie predposylki vovlecheniya studencheskoj molodezhi v volonterskuyu deyatel’nosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2010; № 1: 51 – 58.
10. Pervushina E. A. Razvitie volonterskoj deyatel’nosti v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Произведения Высшего в России. 2014 г.; № 11: 112-117.
11. Леонтьев А. Н. Лекция по общей психологии. Москва: Смысл, 2000.
12. Меркушева Ю. С., Казаков Ю. Н. Профессиональные исследования студенческой мотивации и психологии. Акмеология. 2016 г.; № 1 (57): 103-107.
Последнее обновление: 21.06.20
УДК 372 851, 372 853
О ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУКАХ И МАТЕМАТИКЕ, КАСАЮЩИХСЯ ОБРАЩЕНИЯ С ЦЕННОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ. В
в статье авторы рассматривают существующие подходы к проблеме преодоления разрыва между знаниями, полученными в ходе школьного обучения, и их использованием в практико-ориентированных образовательных ситуациях, а именно при преподавании фундаментальных наук и математики. Психолого-педагогические основы развития содержания-