как волонтерство влияет на психологическое состояние общества

Юлия Крымова Волонтерство: мотивационно-психологический аспект

Волонтерство : мотивационно-психологический аспект

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология»

преподавательский стаж — 38 лет

Волонтерство является неотъемлемой частью общества. Оно считается сложным явлением, которое сопрягается с эмоциональными и моральными дилеммами. Эмоции добровольцев имеют решающее значение для их деятельности. Однако их изучению уделяется не так много внимания как микроуровневной характеристике, особенно в россйиском контексте. Отчасти это происходит по причине того, что общество ожидает от волонтеров положительных эмоций, и их исследование считается не нужным, с другой стороны потому что эмоции на самом деле сложны, так как сопрягаются с турбулентностями социальной сферы, в которой волонтеры эти эмоции конструируют. В работе мы изучаем аспекты эмоциональной составляющей волонтерства и факторы, влияющие на них.
На основе теоретической основы, включающей социологические (например, теорию социального обмена), организационные (например, организационную социализацию) и психологические (например, теории, основанные на идентичности) парадигмы, мы предлагаем существование таких аспектов и эмоциональных индикаторов, как валентный индекс, эмоциональный интеллект, эмоциональное выгорание, субъектное эмоциональное заражение и природа эмоций. Мы также выделяем пять групп факторов, обуславливающих выраженность данных аспектов: мотивационные, идентичностные, социально-демографические, инфраструктурные и опытные.
Мы применяем качественные и количественные подходы. На качественном этапе проводится 6 полуструктурированных глубинных интервью с волонтерами из 6 направлений волонтерства: социального, событийного, спортивного, экологического, общественной безопасности и помощи животным. Затем проводится количественный опрос 240 формальных и неформальных волонтеров в Москве из этих же направлений деятельности по квотной выборке с 2 квотами: форме волонтерства и полу с сохранением распределения внутри направлений волонтерства.
В исследовании мы выявляем причины эмоционального выгорания, группы волонтеров по природе их эмоций, группы мотивов волонтеров и типы их идентичности.
Мы приходим к следующим выводам. Формальные и неформальные волонтеры обладают одинаково высоким эмоциональным интеллектом и одинаково подвержены выгоранию. Эмоциональный интеллект ниже у волонтеров, занимающихся волонтерством общественной безопасности. Женщины по сравнению с мужчинами склонны в наибольшей степени испытывать эмоции: как положительные, так и отрицательные, то есть у них выше валентный индекс.

ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным). Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. По мнению Е. Г. Силяевой, одним из факторов способствующих тому, чтобы семья была здоровой и крепкой, и смогла полноценно подготовить ребенка к будущей жизни, является важно присутствие и соблюдение семейных ценностей и традиций. Семья является основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей. В целом, влияние семьи на развитие будущей личности не может быть восполнено другими институтами социализации. Российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно иную, отличную от старой, логику поведения, связанную с изменением экономических и политических условий . И семья, как основополагающий институт, в структуре общества особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности. В результате экономических реформ в стране, семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. В силу этих обстоятельств, происходящих в стране, в социально- педагогической практике стал актуален термин “неблагополучная семья”. Под «неблагополучной семьей» мы понимаем семью, имеющую низкий социальный статус, не справляющуюся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно. Для решения проблемы воспитания подростков из неблагополучных семей в первую очередь необходимо обратить внимание на психолого-педагогические особенности данного возраста. Психологические и психофизиологические особенности и особенности в умственном развитии подростков из неблагополучной семьи можно охарактеризовать следующим образом:

Рекомендуем посмотреть

Программа психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков и их семей

Развитие творческих способностей у детей “группы риска” в школе

Планирование работы с неблагополучными семьями в ДОУ

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Психологическая характеристика волонтера

Не только мотивы, но и психологическая характеристика волонтера, его условный психологический портрет имеют отличительные особенности.

Для эффективности любой деятельности необходимы индивидуальные особенности, «человеческий фактор», который часто бывает решающим, при этом индивидуальные особенности человека подвергаются влиянию той деятельности, которой он занимается. В результате происходит переплетение врожденного и приобретенного, что и составляет индивидуальность человека.

Исходя из этого, психологи определили общие «волонтерские» социально-психологические черты – мировоззрение и его особенность являются личностным образом мира, представление о закономерностях, подчиняющих мир, общество и самого человека, понимание идеального, совершенного мира. Это говорит о том, что часть мировоззренческих взглядов волонтера совпадает, в этом мире каждый человек ценен.

Активность личности формирует собственное мировоззрение и в процессе волонтерской деятельности у каждого из них идет поиск собственных ответов на вопросы, которые ставит жизнь.

Леонтьев Д. А. считает, что индивидуальное мировоззрение может быть в форме мифа или внутренней деятельности. Мировоззрение-миф складывается из готовых элементов, из социокультурного окружения.

Второй случай – мировоззрение является продуктом внутренней деятельности по переработке собственного опыта, в результате чего складывается осознанное представление о мире, легче поддающееся корректировке. Это есть мировоззренческая активность, свидетельствующая об активной жизненной позиции, о стремлении разбираться в возникающих проблемах.

На результатах волонтерской деятельности при проявлении мировоззренческой активности, например, можно понять, что сироты и инвалиды не обязательно чувствуют себя несчастными и помогать надо тогда, когда эта помощь действительно необходима, когда будет эффективной и не навредит.

Личностный динамизм, когда человек, совершая значимые поступки, способен влиять на самого себя, преодолевая страхи и тревоги. Личностный динамизм является общей особенностью волонтеров.

Значимые ценности волонтеров – уверенность в себе, духовная свобода, жизнерадостность и чувство юмора, широта интересов и взглядов, развитие и самосовершенствование. К отвергаемым ценностям относятся материальная обеспеченность и общественное признание.

Для волонтера его значимые ценности, независимо от социального статуса, являются главными.

Волонтеры эмоциональны и эмоции играют большую роль в их жизни. Процесс деятельности приносит удовлетворение, а эмоция вызывает последующее действие.

Могут возникнуть и негативные эмоции, которые необходимо высказывать в конструктивной форме – что и как можно изменить. Волонтерам важно уметь контролировать свои эмоции.

Из всех личностных особенностей волонтера важно выделить психологическую готовность к добровольческой деятельности, которая включает в себя познавательную готовность, побудительную, коммуникативную, личностную и исполнительную готовность.

Все мотивы и психологические особенности волонтера определяют эффективность волонтерской деятельности, которая является сложным феноменом, включающим многие психологические аспекты.

Аспекты волонтерской деятельности

В дословном переводе волонтер означает «доброволец» и стать таким добровольцем может любой человек, достигший 14 лет, с письменного согласия родителей.

Студенты и пенсионеры, рабочие и чиновники тоже могут стать волонтерами, причем, независимо от статуса и ранга, образования и материального положения.

Главная цель их – содействие в оказании помощи населению.

Инициатива добровольцев распространяется на любую сферу деятельности. Это может быть работа с социально незащищенными группами населения, работа в неформальном образовании, миротворчество, разрешение конфликтов, экологическая защита и др.

Волонтеры не относятся к «дешевой рабочей силе», благодаря своей инициативе и энергии они по собственному желанию принимают участие в той или иной деятельности, определенной в ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Наиболее востребованной деятельностью волонтеров сегодня являются экологические мероприятия, помощь бездомным животным, участие в просветительских беседах по профилактике наркомании, СПИДа, оказание психологической помощи, охрана общественного порядка и др.

Добровольцы принимают активное участие без всякой коммерческой выгоды в проектах, направленных на всеобщее благо, например, проекты поддержки межнационального понимания и примирения.

Данные проекты могут проводить церкви, местные власти, негосударственные ассоциации и др.

Интересным аспектом волонтёрской деятельности является включение добровольцев в культурную жизнь страны. К этой деятельности относится организация культурно-развлекательных мероприятий в масштабах страны, работа с музеями по систематизации каталогов, перевод различных документов и др.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сущность и мотивы волонтерской деятельности

Волонтерство – это деятельность, направленная на оказание безвозмездных услуг человеку или группе людей, без расчета на денежное вознаграждение.

Юридического определения этого понятия, к сожалению, сегодня не существует, и данное слово довольно часто употребляют в самых разных ситуациях. Волонтер добровольно предоставляет свои услуги, будучи убежденным, что его деятельность несет пользу обществу.

Общая численность волонтеров (добровольцев) в России едва превышает 1,5% от общего числа населения.

Данная добровольческая деятельность имеет личностные мотивы, выделенные психологами. К ним относятся:

Деятельность волонтеров детерминирована несколькими мотивами, причем они неоднозначны и разноплановы. Все мотивы имеют право на существование, но для того или иного вида волонтерской деятельности одни будут более эффективными, чем другие. Например, наиболее эффективными будут идеалистические мотивы, мотивы личностного роста и, возможно, компенсаторные мотивы в волонтерской деятельности с престарелыми, детьми и инвалидами.

«Психологические аспекты волонтерской деятельности» 👇

Мотивы волонтерской деятельности не могут быть хорошие или плохие, правильные или неправильные, они просто разные, субъективно-личностные.

Психологи выявили возрастные различия мотивов – мотив у молодежи связан с желанием попробовать себя, у людей среднего возраста – с потребностью в самореализации, а у волонтеров старшего возраста – мотив сострадания, заботы и милосердия.

Исходя из мотивов, направление волонтерской деятельности будет разное.

В процессе волонтерской деятельности, в ходе выполнения общественно-полезной работы, у человека повышается уровень ответственности, появляется чувство значимости существования, проявляются самоотверженность и милосердие.

Мотивационно-психологический аспект» размещена в разделах

Во всех доисторических обществах взаимопомощь и выручка были залогом выживания. Совместная охота, собирание, ведение быта и воспитание детей были самым обычным явлением. Под влиянием такого процесса как урбанизация, взаимопомощь и взаимовыручка стали терять свою актуальность. В некоторые периоды развития человеческого общества добровольческая деятельность и вовсе была смертельно опасной. Например, подпольные партизанские движения и отряды во время мировых и гражданских воин. Но если изначально мотивом для добровольной помощи был инстинкт самосохранения, то в современном мире основной причиной развития данного явления стали самореализация и эмпатия.

• эгоистически утилитарные;

Мотивация может быть как внешней (деньги, карьера, получение прибыли и пр., так и внутренней (мечты, стремления, личностный рост и пр.). Внутренняя мотивация — это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей иначе, лучше. Внутренняя мотивация – это энергетическое «топливо», которое поддерживает человека, не позволяет ему сдаться, когда приходится преодолевать трудности, неудачи, барьеры. К внутренней мотивации относят :

• мечты и стремление к самореализации;

• стремление к творчеству;

• самоутверждение, востребованность;

• любопытство, стремление постичь новое, необычное;

• личностный рост как желание меняться к лучшему;

• потребность общения.

Для людей среднего возраста – важным фактором, побуждающим к волонтерству, является самореализация. Они не только используют свои профессиональные знания, но и получают возможность расширить их. А пожилых людей побуждает к деятельности желание проявлять заботу, сострадание и милосердие. Это обусловлено потребностью делиться своим жизненным опытом, мудростью с окружающими.

Именно эмоции оказываются в основе волонтерской деятельности в таких возрастных группах как школьники и дошкольники. Если взрослым – родителям, педагогам – удается пробудить у детей эмоции сочувствия, сострадания, радости от общения и совместной благородной деятельности с близкими людьми, дети охотно включаются. Стихийное зарождение волонтерских движений в среде детей, особенно дошкольников, маловероятно, поэтому так велика роль взрослого.

Следовательно, нам – педагогам – необходимо искать специальные средства, методы и формы волонтерской деятельности, в которые мы могли бы вовлекать подрастающее поколение. И тут на выручку нам приходит опыт наших предков. Они обучали детей через личный пример и совместную деятельность. И главным союзником для педагога также является семья. Именно работа с семьей, дает возможность привлекать к волонтерской деятельности дошкольников в детском саду школьников в разнообразной внешкольной деятельности. Чем эффективнее, масштабнее современные образовательные учреждения смогут вовлекать семьи своих воспитанников в волонтерскую деятельность, тем более отзывчивыми, добрыми, заботливыми и неравнодушными будут расти наши дети.

1. Маслоу А. Мотивация и личность. С Пб. : Евразия, 1999.

2. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. М. : ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. С. 94.

3. Основы социальной работы / Под. ред. П. Д. Павленок. М. : ИНФРА-М, 1999. С. 27-30.

4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров /О. Д. Соколова // Вологда : Изд. центр ВИРО, 2006.

5. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. д. п. н. проф. Н. Ф. Басова. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991.

7. Циткилов П. Я. Информационно-методические материалы по организации работы с волонтерами // Социальная работа. – 2007. – № 5. – С. 58-60.

8. Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *