Классный час Волонтер — двигатель современного общества для учащихся 5 класса
Методическая разработка на тему: Волонтер – двигатель современного общества
Пояснительная записка
ематическое направление: духовно-нравственное и патриотическое воспитание
ема воспитательного мероприятия: Волонтер – двигатель современного общества
Тема волонтерства актуальна в наше время как никогда. На данный момент мы должны развивать в детях такие качества как открытость, взаимопомощь и взаимовыручка. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции. Эту задачу можно решить через включение учащихся в социально-значимую деятельность. Волонтерское движение в России на данный момент активно продвигается в массы.
Публикация Классный час „Волонтер — двигатель современного общества“ для учащихся 5 класса размещена в разделах
Моя задача как педагога показать этот прекрасный замечательный мир детям. Научить ребят замечать красоту природы, достопримечательности своего родного края, города, научить общаться и взаимодействовать друг с другом, помогать в сложной ситуации.
Развивая в своем классе волонтерское направление, я привлекаю детей к общественной деятельности, учу их замечать проблемы общества и наблюдать за тем, что происходит вокруг нас. Мы с огромным удовольствием принимаем активное участие в социально значимых акциях.
елевая аудитория воспитательного мероприятия – учащиеся 5 Б класса, возраст 11-12 лет.
оль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Данное воспитательное мероприятие занимает важное место в системе воспитательной работы, нацеленной на патриотическое воспитание и на формирование нравственных и социально значимых качеств личности учащихся. На данном мероприятии мы подводим своеобразный итог своей волонтерской деятельности за учебный год. Проводится оно как внеурочное занятие, практическое применение находит во внеклассной деятельности. Этим мероприятием мы подведем итоги волонтерской деятельности и проложим тропинку для реализации новых проектов, зарождению новых идей.
ель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель воспитательного мероприятия: сподвигнуть детей на дальнейшее проведение добрых дел, формировать позитивное отношение на добровольческую деятельность.
- Познакомить детей с новым приемом работы Дерево предсказаний.
- Подвести итоги волонтерской деятельности за учебный год.
- Способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению новых добрых и гуманных поступков.
- сформулировать понятие доброта и волонтёр.
- обучающиеся научатся извлекать нужную информацию.
- проводят обобщение, делают выводы.
- развитие навыка работ в сотрудничестве;
- развивается положительная мотивация к внеклассной деятельности;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей;height, чем раньше.
Проведение воспитательного мероприятия
Разнообразие мнений и интересов
Важно учитывать различные мнения и интересы учащихся, чтобы обеспечить успешное проведение мероприятия.
Форма мероприятия и ее обоснование
Форма: Классный час
Почему: Позволяет детям чувствовать себя комфортно и активно участвовать, создавая непринужденную обстановку.
Педагогические технологии и методы
- Использование ИКТ
- Решение практических задач
- Индивидуальная и творческая работа в подгруппах
- Применение приема Дерево предсказаний
- Аналитическая деятельность
- Прием Три М
Необходимые ресурсы
Материально-технические:
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Музыкальные колонки
Методические:
- Книги и детские журналы о доброте
Информационные:
- Видеофрагменты из мультфильмов
- Музыкальное сопровождение
Раздаточный материал:
- Смайлики
- Листы бумаги
- Краски и кисти
Описание подготовки мероприятия
Подготовка включает изучение литературы, подготовку выставки книг и фотовыставки волонтерских мероприятий.
Проведение мероприятия
План классного часа
- Организационный момент
- Игра Комплимент
- Работа в группах
- Подведение итогов и рефлексия
Конспект классного часа
1. Организационный момент
Учитель приветствует учеников, проводит эмоциональный настрой, использует смайлики для оценки настроения.
Приведенная информация поможет педагогам и специалистам по воспитательной работе эффективно организовать мероприятие и добиться планируемых результатов.
Урок доброты: Как солнце светит ярко
Учитель. Ребята, посмотрите в окно, сегодня светит яркое и улыбчивое солнышко. Как вы думаете, солнце может дарить добро?
Ответы учащихся: да, солнце приносит людям тепло, обогревает нашу землю.
Светим лучами добра
Учитель. Сегодня мы с вами будем лучиками солнца, которые будут ярко светить и приносить людям добро, позитив и радость. Мы будем помогать окружающим, поделимся друг с другом частичкой солнечной и теплой доброты. Наш волонтерский отряд называется Лучики добра. Давайте вспомним, почему мы придумали такое название.
Ответы детей: лучи солнца дарят нам каждый день тепло и радость, и мы тоже любим приносить людям радость, сами становимся счастливее.
Дерево добрых дел
Хотите ли вы под яркими лучами солнца посадить дерево добрых дел нашего класса? Итак, ствол дерева – это тема доброты. Веточки с левой стороны – это предположения на тему: Что было бы, если бы не было доброты на планете?. А справа – ваши ответы на вопрос: Что миру приносит добро?.
Предположения детей | Что было бы если не было доброты? | Что миру приносит добро? |
---|---|---|
Было бы много злости на планете | Хорошее настроение | |
Было бы вокруг темно и серо | Улыбки и позитив | |
Царило нехорошее и грустное настроение | Счастье | |
Люди бы мало общались | Взаимопомощь, дружба, единение | |
Злость и драки | Тепло в душе, радость |
Понятие добра
Учитель. Мы говорим о доброте, давайте попробуем дать определение что такое добро по вашему мнению. Но для начала послушаем известную песню Барбариков Что такое доброта?. Дети высказывают свои ответы на тему Что такое добро.
Примерные ответы детей:
- Добро – это хорошее доброе слово.
- Добро, это когда люди помогают друг другу.
- Добро – это каждый день приносить людям радость.
- Добро – это увлекательное занятие.
- Добро – это дарить хорошее настроение и себе и окружающим.
Связь волонтерства и добра
Учитель. Как вы считаете, кто такой волонтер? И связаны ли данные два понятия волонтер и добро? Если да, то как связаны?
Примерные ответы учащихся:
- Волонтер – это человек, который помогает людям просто так.
- Волонтёр – это человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите.
- да, волонтер и добро неразрывно связаны друг с другом.
Вместе мы можем быть лучами добра, подарив радость и улыбку окружающим. Давайте каждый день приносить трепло в сердца людей, так же как солнце приносит тепло нашей планете.
Развитие волонтерского движения в России
Учитель:
Молодцы! Ребята, а вы знали, что слово это пришло из латинского языка – voluntarius означает доброволец, желающий. В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, можно понять, что оно существовало всегда. Вспомните службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, различных обществ охраны природы и памятников. Волонтеры — это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
Предлагаю поиграть в простую игру и подарить друг другу доброе слово, а именно комплимент. У меня в руках игрушка, которую нам подарили на слете волонтеров в кинотеатре. Я передаю ее стоящему рядом. При этом я называю того по имени и говорю ему что–то приятное комплимент, следующий должен сделать то же самое. Например, Катя – ты привлекательная и улыбчивая.
Учитель:
Ну что, думаю всем было приятно получить красивый комплимент.
У нас с вами сначала года организован в классе волонтерский отряд. Мы просто так помогаем людям. И сегодня у вас есть возможность придумать новые дела, которые мы можем реализовать в четвертой четверти.
План действий
Рисование дерева добрых дел.
Планирование мероприятий на четверть.
Поиск партнеров для реализации проекта.
Составление списка выполненных добрых дел.
Напишите на своих листочках какое добро можете совершить именно вы в этом огромном мире? И подумайте, что для этого вам потребуется.
Примерные результаты работ творческих групп:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
---|---|---|---|
Дети рисуют дерево. | План мероприятий: | ||
Пред ними материалы… | – Минутка добра для одноклассников | – Серебряные волонтеры | – Видеопоздравление для учителей. |
– Сладости для радости | – Веселые дошкольники | – Видеопоздравление для пап с Днем отца. | |
– День добрых пожеланий | – Юный читатель | – День народного единства – читаем стихи о Родине. | |
– Воины победы | – Видеопоздравление С днем матери | ||
– Письмо солдатам | – Пишем письма солдатам. | ||
– Видеопоздравление с новым годом жителей Верхней Туры. | |||
– Участие во всероссийской акции Живая открытка герою. | |||
– Участие во всероссийской акции Со школы вместе видеопоздравление всех прекрасных женщин с 8 марта | |||
– Видеопоздравление любимых мам с 8 марта. | |||
– Слет волонтеров. |
Заключительный этап
Вместе подведем итоги и обсудим, куда нам двигаться дальше.
Учитель. Дорогие мои ребята, сегодня мы с вами проделали колоссальную работу и столько всего успели сделать! Посмотрите какое превосходное дерево добрых дел у нас получилось! Сколько мероприятий мы успели провести в течение учебного года. Поделитесь пожалуйста какие трудности у вас возникали в ходе работы в группах? Все ли получалось? Что мешало процессу работы? Как вы считаете за волонтерами стоит будущее России?
Примерные ответы детей.
– Были трудности, не все удалось вспомнить, иногда не слышали друг друга, но сумели договориться и закончить дело.
– Волонтер готов помогать людям просто так, ведь именно на добрых людях держится мир.
– Волонтерство – двигатель современного общества, ведь доброта спасет мир)
И в завершении урока предлагаю посмотреть мультфильм «Просто так» (3 минуты). Этот мультфильм смотрим внимательно, и думаю без слов нам все будет понятно.
Домашнее задание: предполагаю провести рефлексию методом «Три М» – три момента урока:
1. Момент урока, который понравился.
2. Момент урока, когда было сложно.
3. Предложить одно действие, которое улучшит следующий урок.
В нашем классе работает почта, поэтому дома на листочке вы пишете ответы на 3 вопроса и кладете письмо в нашу почту. Мне будет очень интересно почитать.
Ребята, спасибо всем за урок! До свидания!
2.3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данное воспитательное мероприятие пригодится классным руководителям, которые участвуют в волонтерском движении. Возможно взять интересные формы проведения волонтерских мероприятий из данной разработки. Рекомендую мероприятие проводить в конце учебного года. При делении детей на творческие группы учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, не включать в одну группу детей, склонных к проявлению агрессии.
Фрагмент воспитательного мероприятия
«Я – волонтёр!»
приобщение студентов к волонтёрской деятельности.
– мотивация социальной активности;
– дать представление о волонтёрах;
– провести самоанализ на предмет пригодности к добровольческой деятельности;
– разработать варианты практического осуществления идеи волонтёрства.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Я-волонтёр», анкеты.
лекция с элементами обратной связи, диалог, анкетирование.
Приветствую всех на нашем мероприятии! «Спешите делать добро!» – актуальный призыв к вам. Сегодня мы поговорим о замечательных ребятах – волонтёрах. Кто это? (Волонтёр – это человек, который добровольно оказывает безвозмездную помощь людям, нуждающимся в особой поддержке и социальной защите, некоммерческим организациям, государству)
Волонтёр – ответственная и почётная деятельность. Но не все к ней предрасположены. Анкета поможет вам разобраться, сможете ли вы пополнить почётные ряды волонтёров. (В ходе мероприятия учащиеся заполняют анкеты)
Сфера деятельности волонтёрства очень широка: экология, помощь животным, пожилым людям, ветеранам, нуждающимся, уход за больными, опекаемыми детьми, помощь в организации спортивных соревнований. Поговорим о нескольких направлениях.
2020 год стал тяжёлым для каждого из нас. Пандемия внесла свои коррективы в привычный образ жизни, нарушила планы, нанесла вред здоровью и унесла жизни. В это нелёгкое время спецслужбы работали и продолжают работать на пределе возможностей. Им необходима помощь. Как волонтёры могут помочь? (Доставка продуктов, лекарств; вынос мусора; создание и доставка средств индивидуальной защиты; передержка животных, чьи хозяева заболели; оказание психологической помощи; сбор пожертвований)
В Саратовской области десятки детских домов и не один из них не откажется от посильной помощи. Что можем сделать мы, чтобы жизнь детей в детских домах стала счастливее? (Помощь в социализации и профориентации; организация мероприятий; регулярное общение; сбор пожертвований; создание репортажей, фотосессий, статей)
Чтобы стать социальным волонтёром, нужно иметь горячее сердце и желание безвозмездно отдавать частичку себя. А начать следует с заполнения анкеты на одном из соответствующих ресурсов:
– Благотворительный фонд помощи детям и их семьям «Спасибо за жизнь:
– Союз добровольцев России Саратовской области:
– Волонтёры Саратова, помощь детям:
IV. Эковолонтёрство (Слайды 6,7)
Все мы пользуемся щедрыми благами природы, но часто забываем, что и сама природа нуждается в заботе. Как мы можем это сделать? (Уборка мусора; облагораживание территории; очистка водоёмов, лесов; установка кормушек; помощь раненым животным; создание инсталляций, фоторепортажей о природе; экопросвещение населения)
В Саратове количество волонтёров по направлению экологии растёт каждый год. Вот список некоторых сообществ, объединяющих их:
– Саратовский ресурсный центр добровольничества:
– Школа волонтёров-экологов
– Волонтёрский центр «Молодёжь плюс»: 89063166373
V. Помощь бездомным животным (Слайды 8,9)
Они не умеют просить о помощи, но очень в ней нуждаются. Они мечтают найти свой дом, часто голодные, больные, хотят ласки и внимания. В Саратове не так много организаций, оказывающих помощь бездомным животным и все они функционируют за счёт людей неравнодушных и рады вступлению в свои ряды новых членов:
– Благотворительная организация «Рыжий хвост»:
– Фонд помощи животным Зооспас:
– Благотворительный фонд помощи животным «Ангел»:
VI. Подведение итогов.
А какова польза добровольческой деятельности для самого волонтёра? (Нравственное самосовершенствование, обретение социальной значимости, возможность изменить себя, раскрыть свои лучшие качества)
Сегодня мы обсудили немногие виды волонтёрской деятельности. Если в своих анкетах вы ответили утвердительно хотя бы на половину вопросов, вы сможете стать частью дружной и великой команды людей, делающих мир лучше.
4 декабря 2023 года в рамках занятий из цикла «Разговоры о важном» был проведен классный час, посвященный волонтерской деятельности.
Цель занятия: формирование ценностно-деятельного отношения к волонтерской деятельности как форме социального служения.
Понятие «волонтёрство» закрепилось в русском языке к концу XIX века, однако с давних времен существовало на Руси такое явление, как добровольная помощь. В советское время слово «волонтер» практически не использовалось, употреблялось слово «доброволец». Но как бы не назывались люди, которые осознанно оказывают помощь другим, это, безусловно, добрые, по-настоящему бескорыстные и милосердные люди.
Преподаватель сообщил, что число волонтеров в нашей стране неуклонно растёт с каждым годом. Сегодня на главном волонтёрском сайте страны Добро.ru зарегистрировано более 5 миллионов человек (5 597 030).
Студентам было предложено ответить на некоторые вопросы о волонтерах:– Чем же занимаются современные российские добровольцы (волонтеры)?– В состоит важнейшая отличительная черта волонтера?– Какие направления деятельности волонтеров вы знаете?– Приходилось ли Вам участвовать в волонтёрских акциях и проектах?
Ребята вспомнили, что волонтеры работают в разных направлениях: «Здравоохранение и ЗОЖ», «Ветераны и историческая память», «Дети и молодежь», «Спорт», «Мероприятия», «Животные», «Старшее поколение», «Люди с ОВЗ», «Экология», «Культура и искусство», «Поиск пропавших», «Интеллектуальная помощь», «Права человека», «Наставничество», «Образование», «Наука».
На занятии студенты узнали, что президент России Владимир Путин подписал указ, в котором говорится, что «значительный личный вклад в развитие добровольческой деятельности (волонтерства), сохранение традиций милосердия, реализация социально значимых проектов, безвозмездная помощь людям» являются основанием для получения государственной награды. В 2023 году финалистами Международной Премии #МЫВМЕСТЕ стали 128 лучших социальных проектов (52 волонтёра, 48 НКО, 28 компаний и индивидуальных предпринимателей) из 48 регионов России. С 16 октября по 6 ноября проходило народное голосование, а победителей объявят в декабре на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к празднику День добровольца (волонтёра), согласно Указу Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года.
Преподаватель рассказал о различных отрядах добровольцев. А более подробно с поисковой деятельностью можно познакомиться на странице группы ВК.
Закончилось занятие участием студентов в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания, перейдя по QR-коду.
Классный час по теме «Кто такие волонтеры?» для 3 класса
: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении в жизни социума.
• познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
• определить типы волонтерской и общественно- полезной деятельности;
• формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
• способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
– Сегодня мы с вами будем много говорить о высокой миссии людей, а вот о ком, вы должны будете догадаться!
– Внимательно послушайте рассуждения детей и догадайтесь, о ком идет речь.
(Демонстрируется запись голосов детей, которые, дают толкование слову «волонтёр», не называя его)
1 ребенок: Этот человек помогает всем, кто в этом нуждается.
2 ребенок: Этот человек не получает денег за свою работу!
3 ребенок: Этот человек сам решил делать добрые дела! Его никто не заставляет!
4 ребенок: Этот человек живёт не только для себя! Он приносит в мир тепло, добро и счастье, помогает людям, животным и природе.
– Кто догадался, о ком идёт речь?
– Ребята, так кто же такой волонтёр? (Ответы детей.)
– Правильно. Это человек, который бескорыстно помогает людям. Он – доброволец!
– Так о ком мы будем говорить сегодня? (Кто такие волонтёры, чем они
– В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип:
ХОЧЕШЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКОМ — ПОМОГИ ДРУГОМУ!
– Какими качествами должен обладать волонтёр?
– Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтерства.
– 5 декабря – Международный день добровольца. Этот день считается праздником волонтеров.
– Вы хотите побольше узнать о работе волонтера?
Различают три типа волонтерства:
1. Волонтеры-менеджеры. Они могут помогать в работе с обществом, в наборе волонтеров, в работе совета директоров, в организации и проведении собраний и т.д.
2. Волонтеры-помощники. Волонтеры этого вида не прикрепляются к одному человеку, а помогают человеку, нуждающемуся в помощи не постоянно, а только по необходимости. Чаще всего, они работают раз в неделю. Могут выполнять функции регистратора, секретаря, телефонного оператора, уборщика, охранника, клерка, и т.д., если работают в организации; могут работать и дома, например, отправлять корреспонденцию, выполнять роль сиделки, печатать различные документы, готовить, убирать в квартире.
3. Волонтеры – прямой помощи. Они работают по принципу «клиент – волонтер», то есть один на один с человеком, которому нужна помощь, без всякой посторонней помощи и это многим из них доставляет огромное удовольствие.
Физкультурная минутка: Жест «Дай пять!»
Я предлагаю вам сделать жест «Дай пять!»
– И именно таким жестом приветствуют друг друга волонтёры или символизируют об отлично проделанной работе.
Потрудились – отдохнем, здоровый образ жизни мы ведем.
Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.
А сейчас давайте поговорим о направлениях волонтерской деятельности. Волонтеры играют важную роль в жизни общества. В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев. Так, волонтерская деятельность может проявляться в таких основных направлениях, как:
• профилактика различного рода заболеваний;
• пропаганда здорового образа жизни;
• охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды;
• профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью;
• оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям, которые нуждаются в материальной и моральной поддержке;
• благоустройство улиц, домов, зеленых участков;
• помощь животным, поддержание заповедников и зоопарков;
• проведение просветительских бесед с молодежью;
• интернет-добровольчество, примером которой является Википедия;
• помощь в организации благотворительных концертов и разных фестивалей;
• оказание помощи органам правопорядка, медикам, спасателям (например, проведение опроса населения или поиски заблудившегося в незнакомой местности человека);
• техническая поддержка.
Волонтёрский труд не оплачивается, однако организаторы работ на добровольной основе могут оплачивать волонтёрам проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и страховые взносы на ДМС, которые не облагаются налогом. Волонтёры — не только альтруисты, они могут работать ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов.
Волонтером можно стать только в 14 лет и к этому нужно себя готовить.
-Какие добрые дела мы с вами уже сейчас можем выполнять? (ответы)
-Я предлагаю вам делать кормушки для птиц, помогать старшим по дому и т.д.
– А теперь скажите мне, продолжив фразу:
(Поставить на стол небольшой поднос с вырезанными из цветной бумаги ладошками.)
– Возьмите каждый по ладошке и приклейте к ватману, висящему на доске, если считаете, что добрые дела просто необходимы в жизни.
-Я вижу, что вы хотите принять участие в волонтёрских акциях. Я уверена, что в вас зажглась вот такая, пусть пока маленькая искорка волонтёрства