когда проводится добровольная экспертиза

Статья 28 №73-ФЗ от 31.05.2001. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы

Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке. В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в государственное судебно-экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе.

Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, связанная с медицинским вмешательством, не достигло возраста 15 лет или является больным наркоманией и не достигло возраста 16 лет либо признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица.

Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае, если в процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится прямого указания на возможность принудительного направления лица на судебную экспертизу, государственное судебно-экспертное учреждение не вправе производить судебную экспертизу в отношении этого лица в принудительном порядке.

Комментируемая статья допускает проведение экспертизы в отношении живых лиц как в добровольном, так и в принудительном порядке.

По общему правилу такая экспертиза проводится в добровольном порядке. Лицу, направляемому на экспертизу, должен быть разъяснен порядок ее проведения, права и обязанности, необходимость проведения экспертизы, и после этого получено в письменной форме согласие подвергнуться экспертным исследованиям. При этом согласие должно быть получено без какого-либо обмана, физического или психического воздействия на обследуемого.

Конкретной формы письменного согласия законодательством не предусмотрено, однако в нем в любом случае должно быть указано

– кто дает согласие и на прохождение какой экспертизы; – место и условия прохождения экспертизы.

Из текста согласия должно быть видно, что лицу разъяснены особенности прохождения экспертизы, возможность отказаться от прохождения, информация осознана гражданином и он понимает, на что дает свое согласие. Завершается данный документ подписью лица и датой его составления. Письменное согласие подшивается к материалам дела. Отказ от прохождения экспертизы должен также быть оформлен в письменной форме.

За несовершеннолетних (до 16 лет) и лиц, признанных судом недееспособными, такое согласие могут дать их законные представители.

Законными представителями несовершеннолетнего лица или лица, признанного судом недееспособным, по общему правилу являются:

– родители; – усыновители; – опекуны; – попечители; – соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие подобные учреждения; – органы опеки и попечительства.

По делам о применении принудительных мер медицинского характера в уголовном процессе в качестве законного представителя могут быть допущены близкие родственники. Часть 4 ст. 5 УПК РФ в числе близких родственников называет супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков.

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ в ст. 28 комментируемого Федерального закона внесены дополнения, дублирующие требование письменного согласия законных представителей несовершеннолетнего на производство судебной экспертизы, связанной с медицинским вмешательством относительно ряда субъектов:

– несовершеннолетних, не достигших 15 лет; – несовершеннолетних, не достигших 16 лет и являющихся больными наркоманией; – признанных судом недееспособными.

Не совсем понятна необходимость подобного дополнения, поскольку, на наш взгляд, названные в дополнении группы субъектов полностью охватывались предыдущей нормой о проведении в отношении несовершеннолетних экспертиз, не требующих медицинского вмешательства.

Некоторые лица могут быть подвергнуты экспертизе в принудительном порядке.

Исчерпывающий перечень этих лиц предусматривается процессуальным законодательством. В Гражданском процессуальном кодексе РФ закреплен ряд случаев принудительного проведения экспертизы. Так, в принудительном порядке гражданин может подвергаться экспертизе для определения психического состояния при разбирательстве дела о признании гражданина недееспособным. На-пример в случае его явного уклонения от добровольного прохождения экспертизы (см. ст. 283 ГПК РФ). Кроме того, гражданин может быть подвергнут принудительному психиатрическому освидетельствованию в случае, если гражданин находился под диспансерным наблюдением, и имеются данные о тяжелом психическом расстройстве гражданина, которое влечет за собой непосредственную опасность для него самого или окружающих, либо его беспомощность, неспособность удовлетворить самостоятельно свои основные жизненные потребности, либо лицо невозможно оставить без психиатрической помощи, поскольку его здоровье существенно ухудшилось и может быть причинен существенный вред его здоровью.

В уголовном процессе в принудительном порядке может проводиться экспертиза в отношении

– подозреваемого; – обвиняемого; – подсудимого.

В отношении потерпевшего экспертиза проводится с его согласия, за исключением случаев, когда необходимо определить характер и степень вреда, причиненного здоровью, а также психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания. Законность данного исключения была подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 г. N 123-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Передерий Лилии Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьей 283 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”.

В отношении свидетеля экспертиза может проводиться только с его согласия.

Между тем на практике могут возникнуть случаи необходимости проведения экспертизы в отношении свидетеля. На-пример при возникновении сомнений в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания. Действующее законодательство не позволяет проводить экспертизу в отношении свидетеля в принудительном порядке. Ранее действовавший УПК РСФСР в ст. 79 предусматривал обязательное проведение экспертизы для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Представляется, что подобная норма должна быть закреплена и в действующем уголовно-процессуальном законе.

В отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, также могут быть проведены принудительные экспертные исследования.

Административное законодательство (КоАП РФ) вообще не предусматривает возможности проведения экспертизы в отношении кого-либо из участников процесса в принудительном порядке.

Что такое судебная экспертиза, кто ее назначает, кто проводит и что делать, если выводы экспертизы кажутся сомнительными – все это в нашем обзоре.

Понятие судебной экспертизы
Основания для назначения судебной экспертизы
Методы судебной экспертизы
Назначение и производство судебной экспертизы
Порядок проведения судебной экспертизы
Заключение эксперта
Дополнительная экспертиза
Повторная экспертиза

Понятие судебной экспертизы

Сегодня экспертизы проводятся в различных сферах человеческой деятельности, а результат экспертизы является одним из наиболее весомых доказательств.
Само понятие «экспертиза» обозначает исследование, подразумевающее наличие специальных знаний, умений, способ исследования представленных объектов для получения сведений о фактах, имеющих значение для дела.

Судебная экспертиза представляет собой самостоятельную и специфическую разновидность исследования в ходе судебного разбирательствах.

Официальное определение следующее: судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Если подходить проще, то судебную экспертизу можно понимать как совокупность действий, главная цель которых – получение ответов на поставленные вопросы, то есть получение экспертного заключения.


КОГДА ПРОВОДИТСЯ ДОБРОВОЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Основания для назначения судебной экспертизы

Правом назначения судебной экспертизы в гражданском процессе обладают в гражданском процессе и арбитражном процессе – судьи, в уголовном процессе – судьи, следователи, дознаватели.
Признав необходимым проведение экспертизы, соответствующее лицо выносит постановление либо определение о ее назначении судебной экспертизы, которое имеет обычную структуру и состоит из трех частей – вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указывается дата и место вынесения постановления (определения), кем вынесено, по какому делу. В наименовании документа должен быть назван вид (род) экспертизы, особо оговорено, если она является дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной. В описательной части приводятся основания назначения экспертизы, т.е. кратко излагается сущность дела и указывается, для установления каких обстоятельств и какие именно специальные знания требуются. Если экспертиза является дополнительной или повторной, то это тоже должно быть аргументировано.

В определении о назначении экспертизы суд должен мотивировать выбор эксперта (экспертного учреждения), в том числе указать причины, по которым суд отклоняет кандидатуры экспертов или экспертных учреждений, предложенные лицами, участвующими в деле, а также указать обстоятельства, подтверждающие (документально) наличие у назначаемого эксперта специальных знаний по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, а если экспертиза будет проводиться в судебно-экспертном учреждении – наличие в этом учреждении необходимых для проведения назначенной экспертизы специалистов и условий.

В резолютивной части фиксируется решение о назначении экспертизы, указывается, кому она поручается, и приводятся вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта. Вопросы должны быть сформулированы четко и недвусмысленно, в соответствии с принятыми рекомендациями. В этой же части постановления называются также материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (объекты исследований).

Методы судебной экспертизы

Методы судебной экспертизы — это способы и приёмы осуществления логических и (или) инструментальных операций, применяемых для решения задач, ставящихся перед экспертом.
Классифицировать методы можно по разным основаниям:

Целесообразность выбора того или иного метода определяется рядом критериев, в их числе:

К методам решения экспертных задач предъявляется ряд специфических требований, основными из которых являются следующие:
   1) применяемые методы исследования не должны вызывать повреждений или существенных изменений в объектах — вещественных доказательствах;
   2) рекомендуемые для экспертной практики методы должны быть научно обоснованы и экспериментально апробированы;
   3) результаты применения методов должны быть очевидны и наглядны для всех участников судебного процесса.


КОГДА ПРОВОДИТСЯ ДОБРОВОЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Назначение и производство судебной экспертизы

О назначении экспертизы выносится определение или постановление. Определение (постановление) обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. В определении (постановлении) в обязательном порядке указываются:

Стороны процесса могут повлиять на содержание определения о назначении судебной экспертизы. Так, они вправе:

Вопросы, поставленные перед экспертом, должны быть четкими, трактоваться однозначно и позволять определенно ответить на поставленный вопрос. От грамотной постановки вопросов перед экспертами зависит исход дела, поскольку эксперт не может выйти за рамки поставленных вопросов и должен ответить конкретно на них.

По данной причине целесообразно перед постановкой вопросов эксперту проконсультироваться со специалистом в соответствующей области научных знаний.

Итоговый круг вопросов формулирует судья. При этом он вправе отклонить вопросы сторон, поставить свои вопросы, перефразировать вопросы сторон.
После вынесения определения о назначении экспертизы суд, как правило, приостанавливает производство по делу, в этом случае лица, участвующие в деле, и суд не вправе совершать каких-либо процессуальных действий, не связанных с проведением данной экспертизы; все ожидают заключения эксперта.

Порядок проведения судебной экспертизы

Экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании. Как правило, избирается второй путь, что позволяет эксперту более качественно подойти к составлению текста экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.

По гражданским делам экспертизу могут проводить как государственные, так и негосударственные учреждения. По смыслу Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» они равны между собой в правах и обязанностях при проведении судебных экспертиз. При этом прослеживается явная тенденция, что суды все чаще стали отдавать дела для проведения экспертиз негосударственным организациям, т. к. они более свободны, у них нет больших очередей на проведение экспертизы, что позволяет не затягивать судебные процессы на длительное время.

Вознаграждение за выполнение экспертизы выплачивается либо стороной, которая ходатайствовала о её проведении, либо из бюджета, если экспертиза была назначена по инициативе суда.


КОГДА ПРОВОДИТСЯ ДОБРОВОЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Заключение эксперта

В заключении эксперта в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом № 73-ФЗ должны быть отражены:

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
При оценке заключения результатов судебной экспертизы в судебном порядке необходима безусловная проверка всех реквизитов заключения эксперта.

В случае выявления нарушений требований закона, заключение эксперта признаётся недопустимым доказательством и не используется при аргументации тех или иных обстоятельств.

Дополнительная экспертиза

Дополнительная судебная экспертиза может быть назначена в случаях:

Если недостаточная ясность или мнение о неполноте заключения судебного эксперта могут быть устранены путем допроса эксперта, то производить дополнительную экспертизу нет необходимости.

Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза

Повторная судебная экспертиза назначается в случаях:

Повторная судебная экспертиза назначается и производится по тем же вопросам, которые определяли предмет первичной экспертизы. Она назначается тогда, когда выводы эксперта противоречат фактическим обстоятельствам дела или в ходе производства по делу установлены новые данные, которые могут повлиять на выводы эксперта, а также в случаях, когда при назначении и производстве экспертизы были допущены существенные нарушения закона, влекущие признание заключения эксперта недопустимым.

Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

В определение (постановление) о назначении повторной судебной экспертизы включаются те вопросы, которые были предметом первоначальной экспертизы, но их решение вызвало сомнение, а также другие дополнительные вопросы, возникшие к моменту назначения такой экспертизы в отношении тех же объектов исследования (например, о правильности и научной обоснованности конкретного метода исследования; о несоответствии исходных данных и выводов эксперта и т.п.).

В случаях, если сомнение в обоснованности и правильности вызывают лишь некоторые выводы эксперта, то на разрешение повторной экспертизы нет необходимости ставить все ранее поставленные вопросы.

Статья подготовлена сотрудниками НИИ экспертиз. По всем вопросам обращайтесь по тел: 8 (800) 550-92-65

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 июля 2011 г. N 328

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА ОЦЕНКИ

“ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНОМУ

ЗАКЛЮЧЕНИЮ И ПОРЯДКУ ЕГО УТВЕРЖДЕНИЯ (ФСО N 5)”

В соответствии со статьями 17.1 и 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2006, N 31, ст. 3456; 2011, N 1, ст. 43) приказываю:

Утвердить Федеральный стандарт оценки “Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)”.

Приказом Минэкономразвития России

I. Общие положения

1. Настоящий федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки, на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 12, ст. 1093, N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172, N 31, ст. 3456; 2007, N 29, ст. 3482, N 31, ст. 4016; 2009, N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 43) (далее – Федеральный закон) и содержит требования к экспертизе отчетов об оценке.

2. Настоящий федеральный стандарт оценки устанавливает порядок проведения экспертизы отчетов об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.

3. Настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении экспертизы отчетов об оценке.

4. Под экспертизой отчета об оценке в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

В ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.

Экспертиза отчета об оценке проводится в соответствии с требованиями Федерального закона, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий экспертизу отчета об оценке.

Действия (бездействие) эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков при проведении экспертизы отчета об оценке, результаты такой экспертизы могут быть обжалованы заинтересованными лицами в саморегулируемой организации оценщиков в порядке и в сроки, которые установлены требованиями к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, утвержденными уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, или оспорены в судебном порядке.

II. Виды экспертизы отчета об оценке

Утратил силу. – Приказ Минэкономразвития России от 20.02.2017 N 71.

III. Порядок проведения экспертизы

6. Экспертиза отчета об оценке проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков.

Размер платы за проведение экспертизы отчета об оценке определяется договором и не может зависеть от вывода, содержащегося в положительном (отрицательном) экспертном заключении, подготовленном экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков по результатам проведения экспертизы (далее – экспертное заключение).

7. Экспертиза отчета об оценке проводится в сроки, установленные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков (если иные сроки не предусмотрены договором на проведение экспертизы) или договором на проведение экспертизы.

8. Выбор эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющего (осуществляющих) экспертизу отчета об оценке, проводится в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, содержащими критерии выбора и процедуру назначения эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков, основания и порядок отказа эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков от участия в проведении экспертизы отчета об оценке.

9. Экспертиза отчета об оценке не может проводиться экспертом, подписавшим отчет об оценке, в отношении которого проводится экспертиза, либо являющимся учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица – заказчика экспертизы, собственника объекта оценки.

Экспертиза отчета об оценке также не может проводиться экспертом в случае, если эксперт имеет имущественный интерес в объекте оценки, в отношении отчета об оценке которого проводится экспертиза, либо если эксперт состоит с учредителем, собственником, должностным лицом юридического лица – заказчика экспертизы, физическим лицом – заказчиком экспертизы или лицом, подписавшим соответствующий отчет об оценке, в близком родстве или свойстве, а также если юридическое лицо – заказчик экспертизы является кредитором или страховщиком эксперта.

10. Эксперт обязан уведомлять саморегулируемую организацию оценщиков о фактах оказания на него воздействия со стороны любых лиц в целях влияния на вывод (выводы), содержащийся (содержащиеся) в экспертном заключении.

11. Для проведения экспертизы отчет об оценке или заверенная в установленном саморегулируемой организацией оценщиков порядке его копия предоставляется в саморегулируемую организацию оценщиков, с которой заказчик экспертизы заключил договор, в порядке и в сроки, установленные внутренними документами такой саморегулируемой организации оценщиков, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

12. При проведении экспертизы саморегулируемой организацией оценщиков устанавливаются допущения и ограничительные условия, с учетом которых проводится экспертиза отчета об оценке, не противоречащие Федеральному закону, федеральным стандартам оценки и иным нормативным правовым актам Российской Федерации в области оценочной деятельности, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

13. Для целей проведения экспертизы необходимая для проведения экспертизы, но отсутствующая в отчете об оценке информация, на которую ссылается оценщик в отчете об оценке, представляется оценщиком по запросу эксперта. Эксперт направляет запрос в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, содержащими требования к:

содержанию запроса и срокам его направления;

обоснованию необходимости представления информации;

срокам и порядку направления оценщиком информации.

14. При проведении экспертизы отчета об оценке эксперт использует информацию, доступную участникам рынка на дату оценки. В отношении информации, которая стала доступна после даты оценки, эксперт руководствуется положениями пункта 12 Федерального стандарта оценки “Процесс оценки (ФСО III)”, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. N 200.

15. Порядок действий эксперта при проведении экспертизы отчета об оценке устанавливается внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.

IV. Требования к экспертному заключению

16. В экспертном заключении указываются:

а) дата составления и номер экспертного заключения;

б) основание для проведения экспертизы отчета об оценке;

в) сведения о заказчике экспертизы отчета об оценке или ином органе, инициировавшем проведение экспертизы отчета об оценке:

фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;

реквизиты юридического лица – полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения;

г) утратил силу. – Приказ Минэкономразвития России от 20.02.2017 N 71;

д) сведения об отчете об оценке (дата составления и порядковый номер отчета об оценке, вид определяемой стоимости, цель оценки, предпосылки стоимости, допущения оценки, информация, идентифицирующая объект оценки, дата определения стоимости объекта оценки), а также сведения об иных документах и материалах, представленных для экспертизы отчета об оценке;

е) сведения о допущениях и ограничительных условиях, с учетом которых проведена экспертиза отчета об оценке;

ж) сведения об эксперте (экспертах), подписавшем (подписавших) экспертное заключение (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков);

з) результаты проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подписавший отчет об оценке;

и) результаты проверки соответствия цели оценки установленному виду стоимости, предпосылок вида стоимости предполагаемому использованию объекта оценки, обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке, корректности сделанных в процессе оценки допущений и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам;

к) результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы;

л) вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.

17. Результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение.

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подписавший отчет об оценке и вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Абзац утратил силу. – Приказ Минэкономразвития России от 20.02.2017 N 71.

Отрицательным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод, отличный от вывода, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Отрицательное экспертное заключение включает в себя полный перечень выявленных нарушений и их обоснование.

18. Отрицательное экспертное заключение должно содержать также перечень выявленных технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), которые способны ввести в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также приводят к неоднозначному толкованию.

Выявленные технические ошибки, допущенные оценщиком при составлении отчета об оценке, но не приведшие к нарушению требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, и не отразившиеся на стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, не являются основанием для составления отрицательного экспертного заключения.

19. Утратил силу. – Приказ Минэкономразвития России от 20.02.2017 N 71.

20. Экспертное заключение составляется в письменной форме в соответствии с требованиями Федерального закона, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий (проводящие) экспертизу отчета об оценке, и должно быть пронумеровано постранично, подписано экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу отчета об оценке, утверждено руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом, являющимся членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, заверено руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков или иным уполномоченным лицом и утверждено в порядке, установленном саморегулируемой организацией оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального стандарта оценки.

Экспертное заключение в форме документа на бумажном носителе должно быть прошито и скреплено печатью саморегулируемой организации оценщиков.

Экспертное заключение в форме электронного документа должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Требования к порядку утверждения экспертного заключения

21. Установленный саморегулируемой организацией оценщиков порядок утверждения экспертного заключения, подготовленного экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков (далее – порядок утверждения экспертного заключения), должен содержать положения, определяющие:

состав лиц, подписывающих экспертное заключение;

форму утверждения экспертного заключения руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом, являющимся членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков;

форму заверения экспертного заключения руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом;

последовательность и сроки процедур подписания, утверждения и заверения экспертного заключения;

состав и объем указываемых в экспертном заключении сведений о полученной от оценщика на основании запросов информации, необходимой для проведения экспертизы, но отсутствующей в отчете об оценке.

Порядок утверждения экспертного заключения должен содержать требования о подписании экспертного заключения, составленного в форме электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.

22. О результатах экспертизы отчета об оценке саморегулируемая организация оценщиков в течение десяти дней с даты подписания экспертного заключения на отчет уведомляет оценщика или оценщиков, которые подписали такой отчет, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта уведомления, а также направляет копии экспертных заключений в саморегулируемые организации оценщиков, членами которых являются оценщики, подписавшие отчет (в случае если оценщик или оценщики, подписавшие отчет, на который подготовлено экспертное заключение, являются членами другой саморегулируемой организации). Копия экспертного заключения может быть направлена в форме электронного документа.

23. Копия экспертного заключения хранится саморегулируемой организацией оценщиков в течение общего срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Копия экспертного заключения может храниться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минэкономразвития России от 04.07.2011 N 328
(ред. от 14.04.2022)
“Об утверждении Федерального стандарта оценки “Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)”Судебная практика высших судов РФ

Распоряжение Минэкономразвития России от 16.06.2014 N 132Р-УА
“Об утверждении концепции формирования системы стандартов, правил и требований в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки”

В частности, целесообразно уточнение действующих федеральных стандартов оценки: “Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)”, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2011 г. N 328, “Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО N 6)”, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 ноября 2011 г. N 628, утверждение требований к рассмотрению жалоб саморегулируемыми организациями оценщиков, включающих в себя в том числе требования к жалобам, порядок и сроки их рассмотрения, порядок и основания применения к члену саморегулируемой организации оценщиков дисциплинарных взысканий (приказ Минэкономразвития России), а в области государственной кадастровой оценки – утверждение дополнительных требований к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, а также к контракту на выполнение работ по определению кадастровой стоимости (разработка типового контракта).

Статья 26 №73-ФЗ от 31.05.2001. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц Судебная экспертиза в отношении живых лиц производится в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

Комментируемая статья определяет правовые основы и сферы проведения исследований в отношении живых лиц.

В статье указаны конкретные виды судопроизводства, в рамках которых могут проводиться подобные экспертные исследования. К судебным экспертизам в отношении живых лиц относятся в первую очередь судебно-медицинская, судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы, проводимые в рамках уголовного и гражданского процесса.

Каждый из указанных видов экспертиз может дифференцироваться еще более подробно. Так, судебно-медицинская экспертиза, согласно Порядку организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. N 346н), включает судебно-медицинскую экспертизу вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическую, генетическую, медико-криминалистическую, спектрографическую, судебно-биологическую, судебно-гистологическую, судебно-химическую, судебно-цитологическую, химико-токсикологическую), судебно-медицинскую экспертизу и исследование трупа, судебно-медицинскую экспертизу и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц.

При разбирательстве административных дел также возможно назначение экспертизы в отношении живых лиц, но это более редкий случай. В арбитражном процессе основными субъектами являются юридические лица, поэтому проведение экспертизы в арбитражном процессе в отношении живых лиц комментируемый Закон не предусматривает.

В отношении определения круга лиц, которые могут быть подвергнуты экспертизе, комментируемая статья отсылает нас к процессуальному законодательству.

– истца или ответчика; – лиц, в отношении которых возбуждено гражданское судопроизводство о признании их недееспособными или об ограничении их дееспособности; – свидетеля.

При обжаловании в порядке гражданского судопроизводства помещения гражданина в психиатрический стационар также может быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза.

При рассмотрении административного дела экспертиза может быть назначена в отношении потерпевшего, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или свидетеля.

В уголовном судопроизводстве экспертизе могут быть подвергнуты

– потерпевший; – свидетель; – гражданский истец; – гражданский ответчик; – подозреваемый; – обвиняемый; – подсудимый; – лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.

Все случаи обязательного назначения судебной экспертизы, предусмотренные ст. 196 УПК РФ, связаны с необходимостью проведения экспертизы в отношении живых лиц или трупа.

Назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить

– причины смерти; – характер и степень вреда, причиненного здоровью; – психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве; – психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания; – возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

Невыполнение требований процессуального закона об обязательном назначении экспертизы может послужить основанием для отмены судебных приговоров при рассмотрении дела в кассационной или надзорной инстанции.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ”О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от

30 декабря 2001 г., 5 февраля, 24 июля 2007 г., 28 июня 2009 г., 6 декабря 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2019 г., 1 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 5 апреля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее – государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Определяются правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Устанавливаются требования, которым должна отвечать судебная экспертиза, правовое положение субъектов государственной судебно-экспертной деятельности, порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях, в том числе особенности производства экспертиз живых лиц, организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение судебно-экспертной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Часть 3 статьи 29, в которой устанавливается обязанность извещения членов семьи лица, родственников или иных лиц о помещении этого лица в стационар, вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части третьей статьи 29, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями Конституции РФ

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 5 июня 2001 г. N 106, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2291

1. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

1) основания назначения судебной экспертизы;

2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

2. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

3. Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 настоящего Кодекса. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

4. Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 статьи 196 настоящего Кодекса, а также в отношении свидетеля производится с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде. Судебная экспертиза может быть назначена и произведена до возбуждения уголовного дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *