СУЩНОСТЬ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ESSENCE OF VOLUNTARY ACTIVITY
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10150 Козырева Фатима Тамерлановна, аспирант, 1 курс, факультет «Исторический», Кафедра «Социологии», Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова Россия, г. Владикавказ
В статье рассматривается основная сущность современного добровольчества, его роль и значение в современном мире. Описывается разница между понятиями волонтерства и добровольчества. Раскрываются функции добровольческой деятельности. Описываются основополагающие принципы добровольчества, которыми должен руководствоваться каждый волонтер. Рассматривается небольшой исторический экскурс по возникновению, функционированию, развитию и трансформации добровольческой деятельности в его современную форму. И конечно так же в статье описываются основные виды классификаций добровольческой деятельности, существующие на сегодняшний день.
The article considers the main essence of modern volunteering, its role and significance in the modern world. The forms of volunteering are described. The functions of volunteering and its classification are revealed. Each volunteer must guide the fundamental principles of volunteering that are described in the article. A short historical excursion on the emergence, functioning, development and transformation of volunteer activity into its modern form is considered. And of course, the article also describes the main types of classifications of volunteerism that exist today.
Ключевые слова: событийное волонтерство, доброволец, формальное волонтерство, инклюзивное волонтерство, квази-волонтерство, корпоративное добровольчество, семейное добровольчество.
Keywords: event volunteering, volunteer, formal volunteering, inclusive volunteering, quasi-volunteering, corporate volunteering, family volunteering.
Впервые основные цели и принципы добровольческой деятельности были официально сформулированы во Всеобщей Декларации добровольчества. Согласно этому документу волонтерство представляет собой добровольный выбор человека, связный с активным участием индивида в общественной жизни. Выделяют несколько основных принципов, которые должны соблюдать волонтеры:
1. возможность любого индивида на объединение независимо от каких-либо половых, расовых, социальных и материальных причин и предпочтений;
2. оказание безвозмездной помощи единолично, либо с группой людей;
3. уважения всех культур и достоинства людей;
4. признание равных как своих потребностей, так и коллективных;
5. совершенствование института добровольчества и его развитие;
6. стремление к приобретению новых знаний, навыков, выявление своих способностей;
Как правило, выделяют несколько классификаций видов добровольчество. К ним относятся:
1. Социальное волонтерство, сюда входит организация помощи детям, пожилым людям, ветеранам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, многодетным семьям, а также лицам пострадавшим в стихийных бедствиях или социальных катастрофах;
2. Экологическое волонтерство включает организацию акций по уборке, благоустройству и озеленению территорий, помощь животным, заповедникам и зоопаркам;
3. Культурное добровольчество включает в себя помощь театрам, музеям, библиотекам и иным учреждениям культуры; работа с туристами; участие в реставрации памятников;
4. Событийное добровольчество составляет участие в проведении различного рода культурно-массовых, спортивных, образовательных, военно-патриотических и иных официальных мероприятий.
Также подразделяют принадлежность волонтера к группам и организациям. Это такие как религиозное добровольчество. Сюда входят различные волонтерские акции с участием церкви прихожан. Корпоративное добровольчество, деятельность сотрудников и руководителей различных государственных и частных компаний. Семейное добровольчество включает в себя мероприятия членов семьи с воспитанниками детского дома, либо семейное участие в массовом субботнике. Добровольчество пенсионеров включает активность лиц пожилого возраста в общественной жизни, профессиональное сопровождение, уход за больными, работа в хосписе. И наконец инклюзивное добровольчество, которое вбирает в себя деятельность по работе с инвалидами, различную дистанционную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Сама добровольческая деятельность делиться на несколько классификаций. Это такие как:
1. Формальное и не формальное добровольчество.
2. Неорганизованное и организованное;
3. Краткосрочная, регулярная и долговременная.
К неорганизованному, его еще называют неуправляемым добровольчеством. К этому виду относят добровольную помощь, оказанную при чрезвычайных ситуациях или бедствиях, как правило, оно имеет спонтанный сиюминутный характер из-за ситуации в которой оказываются люди. К организованному или управляемому добровольчеству относят деятельность, которая производиться для общих интересов группы, объединяя людей. Сюда же относят участие в государственных, некоммерческих и частных организаций.
По степени вовлеченности различают краткосрочное, регулярное и долгосрочное добровольчество. Краткосрочность подразумевает ограниченность во времени, т. е например участие в одной акции. Регулярность подразумевает системность оказываемой помощи, а долгосрочность предполагает работу в длительной перспективе.
1. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
2. Бодренкова Г., Караваешников С. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни: методические рекомендации. М., 2011. 88с.
3. Голуб А. Основные этапы развития добровольческой деятельности в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2014. №8-2. С.138-140.
4. Кудринская Л. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика //Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.
5. Мерсиянова И. Вовлеченность россиян в добровольчество // Информационно-аналитический бюллетень Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. 2015. Декабрь. №4. С.6-10.
6. Синецкий С. Эволюция добровольчества: история становления новой социальной парадигмы // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 17 (72). С. 104-107.
1. Federal Law of 11.08.1995 No. 135-ФЗ “On Charity and Volunteering (Volunteering)”.
2. Bodrenkova G., Karavaeshnikov S. Systematic development of youth volunteering in the context of promoting healthy lifestyles: guidelines. M., 2011.88 p.
3. Golub A. The main stages in the development of volunteerism in Russia // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2014. No. 8-2. S.138-140.
4. Kudrinskaya L. Volunteer work: essence, functions, specificity // Sociological studies. 2006. No. 5. P. 15-22.
5. Mersiyanova I. Russian Involvement in Volunteering // Information and Analytical Bulletin of the Center for Civil Society and Non-Profit Sector Studies at the Higher School of Economics. 2015. December. Number 4. S.6-10.
6. Sinetsky S. Evolution of volunteering: the history of the formation of a new social paradigm // Bulletin of SUSU. 2006. No. 17 (72). S. 104-107.
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 5
, 2018
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО _ДВИЖЕНИЯ_
Исмайлова Севиль Айдын кызы,
Бакинский Государственный Университет, доцент, доктор философии по философии
АННОТАЦИЯ. В данной статье проведён краткий анализ сущности волонтерского движения и показаны его основные характерные черты. Автор раскрывает цели данного движения и показывает его разновидности, а также раскрывает его функции выполняемые в обществе.
Ключевые слова: волонтерское движение, молодежь, функции, организованное и неорганизованное волонтерство.
ESSENCE, FUNCTIONS AND FEATURES OF THE VOLUNTEER MOVEMENT
Sevil Aydin gizi Ismayilova,
Baku State University, Associate Professor, PhD in philosophy
ABSTRACT: This article provides a brief analysis of the essence of volunteerism and showing its main characteristics. The author reveals the purpose of the motion, and shows its variants. Key words: volunteerism, youth, functions, formal and informal volunteering.
Волонтерство или волонтерская деятельность (от лат. voluntarшs – добровольно) – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Волонтерская деятельность носит гражданский характер Волонтерство -деятельность по своей природе просоциальная в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах.
Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разно плановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления. Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Волонтерство может быть организованным и неорганизованным, осуществляться в группе и индивидуально, в общественных и частных организациях. Неорганизованное волонтерство – это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма во-лонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе и более систематично и регулярно.(3,с.50-52)
По целевой ориентированности волонтерство направлено:
– на взаимопомощь, когда люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или общества;
– на благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;
– на участие в местном самоуправлении, когда член какого-либо сообщества на добровольной основе включается в деятельность по управлению им (например, в деятельность территориальных органов самоуправления).(2,с.46-47)
Основными же функциями добровольческого труда выступают: участие в формировании и развитии гражданского общества, трансляция социеталь-ных ценностей, традиций; гражданская социализация отдельного индивида; интеграция общества через ассоциации граждан, создание социального капитала; кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов; самоуправление и коллективное решение проблем сообщества на основе социальных инноваций; поддержка незащищенных групп, их социальная адаптация; свободное самовыражение и социальное творчество людей.
Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории нашей страны. За это время добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах. Основные направления волонтерских отрядов разнообразны: социальная защита; экология; благоустройство;- профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни; правозащитная деятельность; сохранение исторического и культурного наследия; содействие
деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
Кроме собственно практической добровольческой деятельности азербайджанские общественные организации активно развивают механизм поддержки этих инициатив. Разрабатываются и внедряются модели создания молодежных добровольческих центров, создаются и применяются специализированные образовательные программы, как для добровольцев, так и для сотрудников организаций, работающих с ними. Проводятся семинары по обмену опытом, презентаций достижений молодежных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.
Ежегодно во всем мире проводится несколько знаковых для молодежного волонтерского движения мероприятий, в рамках которых объединяется множество локальных акций. В первую очередь это Международный день добровольцев (МДД) и Всемирный день молодежного служения. Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы.
На сегодняшний день институт волонтерства распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества. Добровольчество может быть
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #5 (50), 2018 также фактором развития стран, реализуя идею ООН о том, что народы имеют силу изменить мир. Всеобщая Декларация волонтеров поддерживает права каждой женщины, мужчины и ребенка на вступление в ряды добровольцев независимо от культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола, физического, материального положения. Все люди должны иметь право свободно посвящать время, талант, энергию другим людям не ожидая вознаграждения. Декларация написана в соответствии с Всеобщей Декларацией Прав Человека 1948 г. и Международной Конвенцией о Правах Ребенка 1989 года и исходит из принципа, что “любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации”. В Декларации особо подчеркивается, что волонтерство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ. Оно должно способствовать улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности людей.
Совместная деятельность волонтеров осуществляется, как правило, в рамках разного рода ассоциаций, способствует реализации основных человеческих потребностей.
2. Перцовский А. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. / А. Н. Перцовский // Работник социальной службы. 2004. – №5. – С. 45-49.
3. Тетерский С. В. Непрофессиональный уровень социальной работы. / С. В. Тетерский // Введение в социальную работу. – 2000. – С. 44 – 55.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЛАСТНЫМ СТРУКТУРАМ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЕЙ
Макеева Мария Александровна
студентка 4 курса, Департамент Социологии и социальной информатики, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге,
Завадская Маргарита Андреевна доцент Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук, Департамент прикладной политологии, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в
Статья представляет собой попытку анализа механизмов взаимодействия организаций волонтерского сектора и государства. В качестве теоретической рамки взят концепт моделей взаимодействия органов власти и структур гражданского общества: сотрудничество, конфронтация и игнорирование. Исследование нацелено на выявление факторов, влияющих на формирование той или иной стратегии взаимодействия. В результате обзора российской и зарубежной литературы были выбраны три наиболее существенных фактора, способных оказать влияние на формирующиеся стратегии: 1) профиль работы волонтерской организации, 2) отношение волонтерской организации к наследию, 3) материальная база волонтерской организации. На основе чего была проведена серия полуструктурированных интервью с работниками волонтёрских организаций, что выступает эмпирической базой исследования. Выявлено, что для волонтерских организаций стратегия сотрудничества является преобладающей. Фактором, оказывающим наибольшее влияние, оказался профиль работы организации. Так социально-ориентированные НКО, нуждающиеся в специальных разрешениях и каналах связи для работы с незащищенными и нуждающимися группами,
Обработка эмпирических данных осуществлялась путем вычисления средних арифметических значений оценок и их прироста, определения относительной и абсолютной динамики развития коммуникативной мобильности, соотношения студентов, находящихся на разных уровнях развития коммуникативной мобильности в начале и в конце опытно-поисковой работы.
Диагностические срезы, проведенные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, выявили у большинства студентов контрольной и поисковой групп преобладание допустимого уровня развития коммуникативной мобильности (около 67%). Оптимальный и низкий уровни показали 15% и 17% соответственно.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы в процесс обучения студентов музыкального колледжа Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского была внедрена разработанная нами методика развития коммуникативной мобильности, которая реализовывалась на занятиях по дисциплинам «Музейное и лекторское дело», «Музыкальная теле- и радиожурналистика», «Педагогическая работа по музыкальной литературе», «Основы корреспондентской практики», «Учебная практика по музыкальной литературе».
На первом, мотивационно-познавательном этапе развития коммуникативной мобильности применялся метод ролевых эвристических диалогов в условиях учебного контекста. Для овладения музыкально-социальной ролью педагога использовались: диалог-объяснение, который предполагает освоение нового материала в форме диалога педагога со студентами; диалог-размышление – опрос по пройденному материалу в форме коллективного диалога педагога со студентами; диалог-обобщение – завершение какого-либо раздела курса в форме коллективного диалога студентов.
Для овладения музыкально-социальной ролью просветителя использовались: диалог-презентация, который предполагает представление лекционного материала в форме диалога лектора со слушателями; диалог-беседа – разговор с воображаемым собеседником на различные музыкальные темы, по которым собеседник имеет разные точки зрения, не всегда совпадающие с позицией партнера по диалогу.
Для овладения музыкально-социальной ролью музыковеда-ученого применялся диалог-полемика, предполагающий написание статьи в форме рассуждений с воображаемым «оппонентом», имеющим противоположную точку зрения.
На коммуникативно-деятельностном этапе использовался метод ситуативно-ролевой игры в условиях учебного контекста.
Данный метод подразумевает воссоздание заданной мизансцены действия (урок в школе искусств, лекция в филармонии, телевизионное интервью, научный доклад и т. д.) и практическую отработку моделей общения и поведения, соответствующих выполняемой музыкально-социальной роли. Для освоения музыкально-социальной роли педагога применялись ситуативно-ролевые игры «Найди верное решение» и «Дискуссионный клуб»; для освоения роли просветителя – игры «Публичное выступление» и «Сложный собеседник», для роли музыковеда-исследователя – игра «Научная коллизия». На начальном этапе реализации методики студенты получали от преподавателя предписания по исполнению полученных ролей – заранее оговаривалась лексика, манера поведения, материал, который должен быть использован. В дальнейшем студентам предлагалось самостоятельно продумать все атрибуты исполняемой роли.
На третьем этапе методики, рефлексивно-творческом, применялись методы ролевого эвристического диалога и ситуативно-ролевой игры в условиях вариативного (незаданного) художественно-творческого контекста, предусматривающего либо наличие нескольких неизвестных параметров (например, возраст аудитории или её социально-профессиональный состав), либо возможность его незапланированного изменения. Студенты заранее не знали роль и условия, в которых им предстояло работать и это позволило им проявлять изобретательность, в реальном времени отрабатывать выбор стиля общения и модели поведения в рамках одной музыкально-социальной роли, либо при смене музыкально-социальных ролей.
Данные контрольных срезов, проведенных на итоговом этапе опытно-поисковой работы, зафиксировали повышение качественных показателей по всем установленным критериям. Большая часть студентов поисковой группы достигла оптимального уровня развития коммуникативной мобильности (52, 3%), в то время как в контрольной группе большинство студентов осталось на допустимом уровне (66,2%). Положительная динамика в развитии коммуникативной мобильности была значительно более ярко выражена в поисковой группе и составила 21,6% против 8% в контрольной.
Таким образом, в результате использования разработанной методики у студентов поисковой группы значительно расширились знания в области музыкальной коммуникации, повысилась мотивация к освоению профессии музыковеда и овладению новыми музыкально-социальными ролями, что доказало её эффективность.
2. Сизова Е. Р., Кучер Н. Ю. Содержание и структура коммуникативной мобильности музыковеда. Современные проблемы науки и образования. 2016; 3. Available at: https://science-education.ru/article/view?id=24862
3. Кучер Н. Ю. Методика развития коммуникативной мобильности студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки. Современные проблемы науки и образования. 2017; 1. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=26111
4. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс, 1997.
5. Методики психо-педагогической диагностики одаренности детей. Авторы-составители Е. Н. Арциман, А. А. Кардабнев. Гродно: ГрГУ, 2007.
2. Sizova E. R., Kucher N. Yu. Soderzhanie i struktura kommunikativnoj mobil’nosti muzykoveda. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 3. Available at: https://science-education.ru/article/view?id=24862
3. Kucher N. Yu. Metodika razvitiya kommunikativnoj mobil’nosti studentov muzykal’nogo kolledzha v processe muzykovedcheskoj podgotovki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 1. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=26111
4. Stolyarenko L. D. Osnovypsihologii: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu. Feniks, 1997.
5. Metodikipsiho-pedagogicheskoj diagnostiki odarennosti detej. Avtory-sostaviteli E. N. Arciman, A. A. Kardabnev. Grodno: GrGU, 2007.
Статья поступила в редакцию 26.07.17
Muradyan A. K., postgraduate, Department of Leisure and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),
THE BASICS OF MODERN THEORIES OF VOLUNTEERISM. The basics of modern theories of volunteer activity are considered in the article. The analysis of the presented modern theories of volunteer activity shows that researchers in different fields of knowledge present general pedagogical conditions for the activation of students and their volunteer initiatives with effective organization of volunteer activity. Modern theories of a volunteer activity allow integrating scientific approaches to optimize volunteer activities.
Key words: modern theories, volunteer activity, youth.
СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В статье рассматривается сущность современных теорий волонтерской деятельности. Анализ представленных современных теорий волонтерской деятельности показывает, что у исследователей в разных областях знания представлены общие педагогические условия для активизации учащейся молодёжи и их волонтерских инициатив при эффективной организации волонтерской деятельности. Современные теории волонтерской деятельности позволяют интегрировать научные подходы для оптимизации волонтерской деятельности сегодня.
Ключевые слова: современные теории, волонтерская деятельность, молодёжь.
Специфика характеристик смысла российского и зарубежного волонтерского движения определяется сущностью современных теорий волонтерской деятельности: их целями, принципами, содержанием, а главное основными направлениями волонтерской деятельности и т. д.
В Концепции развития волонтерской деятельности на федеральном уровне – это есть документ (именуется Концепция волонтерской деятельности), отражается мировой опыт совокупности взглядов на волонтерство и волонтерскую деятельность.
В современности Концепция раскрывает более широкое представление о волонтерстве и волонтерской деятельности. Именно в Концепции заложены основы разработок конкретных волонтерских и социальных программ, с помощью законодательства в нормативно-правовых актах.
На их основе составляются планы, и другие организационные и методические документы в сферах волонтерской деятельности государственных, региональных и местных органов власти.
В Концепции прослеживается открытость характера на основании демократических принципов для их доступности в участии развития волонтерской деятельности всех органов власти, некоммерческих организаций, профессиональных и творческих союзов.
Концепция способствует активизации учащейся молодёжи как важного в обществе и государстве человеческого ресурса -социально-культурного ответственного инициативного гражданина.
Деятельность волонтерская на сегодняшний день в Концепции направляет, прежде всего, учащуюся молодёжь, чтобы созидать развитие благоприятных условий волонтерской деятельности.
Полноценный участник граждан, а именно любой молодой человек в общественной жизни внедряет инновационные методы и подходы в систему социально-культурного развития.
Поэтому последствия последних десятилетий стали наиболее активными на современном этапе развития волонтерской деятельности в истории России.
В это время российский волонтерский сектор активно развивается по своему нынешнему состоянию во многих направлениях, чему мы должны быть обязаны, и прежде всего учащейся молодёжи.
Главная цель волонтерской деятельности – это стремление оказывать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой волонтерства и волонтерской деятельности. Волонтеры в лице учащейся молодёжи сегодня самореализуются, работая в региональных центрах и малых городах, в селах и т. д.
В Концепции выражается соответствие Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международной конвенции о правах ребенка 1989 г., которое является исходным ориентиром выделения главного принципа волонтерской деятельности: каждая свободная личность, имеющая право свободно объединяться в мирные ассоциации, используя в своей деятельности основные инструменты социального, культурного, экономического и экологического развития.
волонтёрской деятельности определяется основными характеристиками:
• уважением человеческих достоинств, при признании прав индивида самостоятельного выбора его жизненного пути для осуществления гражданских прав;
• разрешением социально-экологических проблем;
В зависимости от приоритетов содержания различной волонтёрской деятельности можно выделить её современные направления.
Например, волонтёрские акции, волонтёрские центры, волонтёрские организации, волонтёрские движения, волонтёрское сотрудничество, волонтёрство на уровне социальной работы, интеграционные волонтёрские движения, досуговое волонтёрство, профессиональное волонтёрство.
А также – семейное волонтёрство, виртуальное волонтёр-ство, волонтёрство в учебных заведениях, волонтёрские марши и манифестации, волонтёрские лагеря, волонтёрство как альтернатива военной службы, наказания в виде волонтёрской деятельности, религиозное волонтёрство, экологическое волонтёр-ство, спортивное волонтёрство.
Наиболее актуальными для учащейся молодёжи являются нижеуказанные направления волонтёрской деятельности:
– работа с социально незащищенными группами населения;
– служба в больницах;
– психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков;
– профилактика здорового и безопасного образа жизни (формы работы этих направлений сопровождаются работой телефона «Доверия» по оказанию консультативной помощи для психологической поддержки, а также проводятся тематические «круглые столы» с сопровождением специалистов).
Недавно в России появилось новое направление волонтёрской деятельности среди учащейся молодёжи и это не только восстановление и сохранение памятников природы, истории и культуры.
Например, проведение лекций, беседы об экологических технологиях, экологические инспекции, рейды и просветительская деятельность (форма работы у этих направлений информационно-образовательные акции, распространение материалов).
Особенное интересное и актуальное направление среди учащейся молодёжи – это творческая волонтёрская деятельность (формы работы – участие в эстетическом направлении, приобщение к миру искусства, общение с музыкантами, художниками мировой величины, дежурство на выставках, концертах).
Волонтёрами раздаются рекламные буклеты и программки концертов. Работа в сети Интернет. Поиск необходимой информации для оповещения желающих о предстоящих концертах или выставках по электронной почте.
Одно из современных направлений волонтёрской деятельности является краеведческая волонтёрская деятельность, где участие учащейся молодёжи выражается в волонтёрских проектах (формы работы – освещение истории своего края, экскурсии, путешествия, систематические краеведческие наблюдения, применение разносторонних практических навыков, воспитание сверстников патриотизма, любови к отечеству).
Сюда же входит и историко-просветительская волонтёрская деятельность. Задачи, реализуемые в рамках историко-просве-тительского волонтёрского направления, такие, как: поддержа-
ние инициативы и осуществление проектов (формы работы – это просвещение и воспитание молодёжи в духе идей ненасилия, миротворчества, уважения к правам человека, идеалам демократии и гуманизма).
Стимулируются участия учащейся молодёжи в общественно-полезной деятельности: контактирование молодёжи с историей, работа с вещественными документами и свидетельствами, контакт с живыми и активными участниками.
• по направлениям волонтёрской деятельности: социальные, спортивные, виртуальные, экологические, строительные, сельскохозяйственные, концертные, культурные, образовательные, офисные;
• по месту нахождения участников волонтёрской организации: городские, иногородние и международные волонтёры;
• по типам оказания услуг и выполнения работ: сопровождать, перевозить, общаться со слепыми и глухонемыми, ухаживать за лежачими больными, встречаться с пассажирами на вокзале или в аэропорту, обслуживать зрителей, телефонное дежурство;
• по наименованию мероприятия: фестивальные, олимпийские и паралимпийские волонтёры;
• по количеству людей: индивидуальное, совместное или групповое волонтёрство;
• по принадлежности к организации: школы, церкви, кор-поративы, вузы, оргкомитет;
• от типа финансирования: самообеспечение и дотационные.
Поэтому современные теории волонтёрской деятельности базируются на предыдущем опыте волонтёров как преобразованные, и будут они способствовать далее преобразованию мировоззрений молодых людей, потому что, они, как и раньше, будут приносить пользу государству и самим волонтёрам.
Посредством волонтёрской деятельности учащейся молодёжь будет развивать свои ЗУН в процессе их самореализации, что удовлетворит их потребность в общении и самоуважении.
Также они осознают полезность и нужность себя как гражданина и человека, получая человеческую добродетельную благодарность за свой труд.
А главное разовьют в и себе личностные добродетельные качества, чтобы и в дальнейшем следовать человеческим моральным принципам и откроют в себе в течение всей жизни духовные стороны жизни.
При этом хочется отметить, что недавно стали существовать традиции формирования общественных организаций в России на примере зарубежных волонтёрских организаций, как на федеральном уровне, так и на региональном.
Отражены они презентациями волонтёрской деятельности волонтёрских организаций в СМИ, которые можно проследить и ознакомиться с ними.
Это различные анимации с современными методами проведения волонтёрской деятельности. Раньше именовались такие формы работы как праздник или мероприятие через социально-культурные акции в волонтёрской деятельности.
Социальные проекты в работе через обслуживание социальных сервисов используют также особенности работы зарубежных волонтёров в социальных проектах волонтёрской деятельности.
Таким образом, на современном этапе развития современных теорий волонтёрской деятельности представляются достаточными сложившимися и проявившимися через три группы подходов:
1) современная концепция гражданского общества РФ;
2) современные экономические подходы;
3) современные трудовые подходы.
Условия для развития современных теорий волонтёрской деятельности определяются основными факторами развития во-лонтёрства в современном обществе, такие как:
• уровни развития частнопредпринимательского сектора;
• традиции непосредственного и опосредованного во-лонтёрства среднего класса;
• уровни развития организации волонтёрского сектора;
• семейные ценности и религиозные традиции как активное служение обществу;
• гражданские ценности в СМИ;
• государственная стратегия в гражданском образовании и воспитании;
• консолидация, для осознания активной позиции развития гражданского общества в сообществе ученых, педагогов.
То есть в западных странах мира высоко оценивается роль организаций гражданского общества.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Поэтому в западных государствах передается часть государственных функций социальной защиты для поддержания населения организациям независимого сектора.
Необходимо сделать акцент на экономические исследования волонтёрской деятельности как характерной проблематике трудовых отношений.
Так как в нашей стране сегодня возникают проблемы в процессе производства, распределения, обмена и потребления затрат человеческого труда.
Исследовать следует, прежде всего, затратно-компенсационные характеристики отношений индивида в обществе. Сегодня недостает человеку достойной компенсации за свои труды не материально, не духовно.
Именно аксиологический подход в волонтёрской деятельности характеризуется духовными и нравственными представлениями о совокупном, а не индивидуальном субъекте трудовой деятельности через волонтёрство.
Это уже существовало и теперь восстанавливается в нашей стране как воскресный субботник, шефство, подшефство и т. д. на государственном уровне.
Отражен подобный волонтёрский труд, который, к сожалению, мало изучен, только с точки зрения позиции отечественной социологии.
Волонтёрский труд рассматривался в своё время только контекстом христианской традиции, которая входила в неотъемлемый аспект религиозной жизни до советской власти в нашей стране.
Позднее в советское время волонтёрский труд рассматривался с точки зрения марксистской идеологии, необходимым элементом для построения социалистического, следовательно, коммунистического общества.
Основной и эффективный метод изучения волонтёрского труда в современных условиях – это рассмотрение его с помощью призмы социетальной модели общества.
Воспользовавшись данным методом изучения волонтёрского труда можно определить фундамент для построения гражданского общества.
«Неорганизованное» волонтёрство осуществляется спонтанной и эпизодической помощью друзьям или соседям. Такая форма волонтёрства преобладает во многих культурах.
«Организованное» волонтёрство реализуется некоммерческими, государственными и частными секторами, и, оно, как правило, определяется систематичностью и регулярностью.
При этом обширные поставленные перед волонтёрами задачи, дают возможность того, что волонтёрская деятельность принимает организованную форму.
Труд волонтёров пока в России больше носит разовый характер. Различными являются участие или вовлеченность в волонтёрскую деятельность.
Если волонтёрская деятельность осуществляется волонтёрскими организациями, то в большинстве случаев степень участия волонтёров постоянна.
Хотя участники зачастую меняются, и в тоже время их деятельность может быть от полного участия до эпизодического вовлечения в волонтёрскую деятельность.
Поэтому исполнение гражданского долга через волонтёр-ство может превратиться в осознанную деятельность волонтёра через систему гражданских требований общества и государства.
Известно, что волонтёрская деятельность в России отстает от других стран. Объяснить это можно значительной степенью невысокой доли бюджетного государственного финансирования некоммерческих организаций (НКО).
Например, исследования, Boston Consulting Group, показали, что Россия финансирует НКО в 2-3 раза, чем финансируются они за рубежом.
При этом разработки программы поддержки Социально ориентированных НКО (СО НКО) показали, что снижение социальных напряженностей в обществе, обусловлено увеличением финансирования, так как прямой бюджетный вклад эффективен за счет увеличения числа волонтёров, а отсюда и суммарное увеличение вклада в ВВП.
Также увеличивается гражданская ответственность волонтёров, которая определяется органичным свойством личности. Развивается способность личности волонтёров к самоконтролю.
Поэтому государственные финансирования волонтёрских организаций могут являться материальной базой любых волонтёрских движений.
Конечно это в большинстве случаев единовременные и однократные государственные выплаты.
Например, в России уже существует Благотворительный фонд помощи детям (онкогематологические и иные тяжелые заболевания «Подари жизнь»).
Хочется отметить, что деятельность этого фонда не финансируется государством постоянно. При этом существует он уже давно.
Также государством был выделен однократный грант на работу по добровольному безвозмездному донорству в 2010 году. Финансы выдавались Общественной палатой, в размере гранта, который составил 700 тыс. руб.
Хотя основное финансирование и другие нужды фонд покрывает своими силами, привлекая благотворителей и волонтёрскую помощь.
Таким образом, анализ представленных современных теорий волонтёрской деятельности показывает, что у исследователей в разных областях знания представлены общие педагогические условия для активизации учащейся молодёжи и их волонтёрских инициатив при эффективной организации волонтёрской деятельности.
Современные теории волонтёрской деятельности позволяют интегрировать научные подходы для оптимизации волонтёрской деятельности сегодня.
Актуальность волонтёрской деятельности в современном мире очевидна. Её необходимо признать, не как составляющая гражданского общества, а как государственное необходимое сообщество, особенно в воспитании учащейся молодёжи.
1. Певная М. В. Значение волонтёрства в профессионализации социальной работы в идеологии гражданского общества. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2012; 2
.
3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ. Париж, 14 сентября 1990 года. ( Декларация была принята на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев).
4. Попова С. Ю., Пронина Е. В. Образовательная программа «Проектная деятельность добровольца» Всероссийского молодёжного форума «Селигер-2014». Воспитание школьников. 2015; № 8: 48 – 57; № 9: 55.
5. Рябкова Н. И. Общероссийская конференция «Стратегия развития добровольчества в России-2020. Дорожная карта» о волонтёрском/добровольческом движении – одном из направлений социально-экономического развития России. Волонтёр. 2014; 1
.
6. Шапка Е. В. Волонтёрство сегодня: модный тренд или полноценная работа? Волонтёр. 2012; 3-4.
7. Холина О. И. Институциализация волонтёрства в структуру российского гражданского общества: монография. О.И. Холина. Российский гос. социальный ун-т; Армавирский ин-т социального образования. Москва: ЦИУМиНЛ, 2013.
8. Институт волонтёрства: теоретические и практические аспекты организации в Российской Федерации: монография. Г.М. Романова и др. Под общей редакцией М. А. Мазниченко. Сочи: СГУ, 2013.
9. Курина В. А., Гацук С. Ю. Развитие волонтёрского движения в социальной работе: теория и практический опыт. Самара: Самарская гос. акад. культуры и искусств, 2014.
1. Pevnaya M. V. Znachenie volonterstva v professionalizacii social’noj raboty v ideologii grazhdanskogo obschestva. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya «Social’nye nauki». Nizhnij Novgorod: Izdatel’stvo NNGU, 2012; 2
.
3. VSEOBSchAYa DEKLARACIYa DOBROVOL”CEV. Parizh, 14 sentyabrya 1990 goda. ( Deklaraciya byla prinyata na 11-m Kongresse Mezhdunarodnoj Associacii Dobrovol’cev).
4. Popova S. Yu., Pronina E. V. Obrazovatel’naya programma «Proektnaya deyatel’nost’ dobrovol’ca» Vserossijskogo molodezhnogo foruma «Seliger-2014». Vospitanie shkol’nikov. 2015; № 8: 48 – 57; № 9: 55.
5. Ryabkova N. I. Obscherossijskaya konferenciya «Strategiya razvitiya dobrovol’chestva v Rossii-2020. Dorozhnaya karta» o volonterskom/ dobrovol’cheskom dvizhenii – odnom iz napravlenij social’no-‘ekonomicheskogo razvitiya Rossii. Volonter. 2014; 1
.
6. Shapka E. V. Volonterstvo segodnya: modnyj trend ili polnocennaya rabota? Volonter. 2012; 3-4.
7. Holina O. I. Institucializaciya volonterstva v strukturu rossijskogo grazhdanskogo obschestva: monografiya. O.I. Holina. Rossijskij gos. social’nyj un-t; Armavirskij in-t social’nogo obrazovaniya. Moskva: ClUMiNL, 2013.
8. Institut volonterstva: teoreticheskie iprakticheskie aspekty organizacii vRossijskojFederacii: monografiya. G.M. Romanova i dr. Pod obschej redakciej M. A. Maznichenko. Sochi: SGU, 2013.
9. Kurina V. A., Gacuk S. Yu. Razvitie volonterskogo dvizheniya vsocial’nojrabote: teoriya iprakticheskij opyt. Samara: Samarskaya gos. akad. kul’tury i iskusstv, 2014.
Статья поступила в редакцию 13.07.17
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF BACHELERS OF EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY. The article deals with teaching a discipline “Methods of educational and research activity of schoolchildren in the field of environmental safety”. The tasks for independent work of students are offered. The possibilities of this discipline for the formation of professional competencies in bachelors of education in the field of life safety are shown. The paper describes sections of this discipline and the contents of