Личностные качества и навыки волонтера – Центр “МОСТ”

Что такое модель компетенций?

Компетенция – это характеристика личности, основанная на комбинации знаний, умений и навыков, а также индивидуальных качеств и ценностных установок, позволяющая успешно действовать в заданных обстоятельствах. Компетенция проявляется в поведении.

Модель компетенций – это набор ключевых компетенций, необходимых человеку для того, чтобы результативно выполнять свои ролевые функции.

Таким образом, модель компетенций участников добровольческой деятельности представляет собой компетентностный портрет каждого из них.

Почему люди помогают?

Согласно исследованию «Бренды и благотворительность» компании Ipsos, люди занимаются безвозмездной помощью в большей степени потому, что ищут общения с близкими по духу людьми. Поэтому популярностью пользуются совместные субботники, акции, благотворительные квартирники, забеги и другие коллективные добрые дела. Люди разных возрастов, статусов и профессий, объединенные общим делом, часто находят благодаря волонтерству новых друзей.

Еще один мотив — желание почувствовать себя хорошим человеком. Для многих добровольцев важно знать, что они приносят миру пользу, меняют чью-то жизнь к лучшему. Кто-то помогает, чтобы быть причастным к большому и важному делу, другие — потому что их трогают и задевают истории тех, кто нуждается в поддержке.

Почему волонтерство — это отличный вклад в будущую карьеру

Почему волонтерство — это отличный вклад в будущую карьеру
Екатерина Васильева

Быть волонтером — это значит приносить пользу обществу. Весь некоммерческий сектор держится на плечах волонтеров. Осознавая, что ты делаешь что-то полезное, ты чувствуешь и свою значимость. Это благоприятно влияет на твое психологическое здоровье, самооценку и уверенность в себе. А в таком морально устойчивом состоянии всё по плечу! Например, учеба или собеседование на новую работу.

Волонтерство — это тоже работа, только на безвозмездной основе. Поэтому его можно рассматривать как полноценный опыт и вписать в резюме, особенно если волонтерская деятельность напрямую связана с твоей профессиональной сферой.

Сейчас работодатели все больше обращают внимание на волонтерский опыт соискателя. Во-первых, это демонстрирует твою готовность ставить интересы других превыше своих. А во-вторых, современные тенденции подталкивают компании брать на работу людей, понимающих необходимость социальной ответственности и устойчивого развития.

Иногда люди ошибочно представляют волонтерство только в виде какой-то прямой помощи, например, поездок в детские дома. Однако помогать можно по-разному: проводить юридические консультации некоммерческим организациям, оказывать услуги по PR и маркетингу, программировать сайт или организовывать фотосъемку. Так что можно выбрать то, что подходит именно тебе.

Во время волонтерской деятельности ты сможешь развивать в том числе soft skills (мягкие навыки), так необходимые для успешного трудоустройства. Например, коммуникабельность, ответственность, адаптивность, самостоятельность, критическое мышление, инициативность, умение работать в команде, а главное, эмпатию — способность понимать чувства других, что сегодня называют одним из ключевых навыков будущего. Естественно, все это ты можешь вписать в свое резюме.

Волонтерство — это прекрасная возможность попасть в среду единомышленников, завести новые знакомства, подружиться с кем-то. Одна из особенностей добровольческой деятельности — уравнивание людей из разных сфер и социальных слоев. В один и тот же приют для животных может приехать и студент, и топ-менеджер известной компании, и звезда шоу-бизнеса. То есть теоретически у тебя есть возможность не только найти новых друзей, но и познакомиться с будущим работодателем.

Во время поступления вузы оценивают не только твои знания, но и индивидуальные достижения, за которые некоторые из них могут начислить дополнительные баллы. Одним из таких достижений является и волонтерская деятельность.

В Москве для получения баллов надо оформить Личную книжку волонтера. Для этого необходимо подойти в ресурсный центр

Существует множество международных волонтерских программ для молодых людей, некоторые из них даже оплачиваются. Основное требование обычно — это знание иностранного языка хотя бы на уровне разговорного. Участие в таких программах дает возможность посмотреть новые страны, познакомиться с разными культурами и попрактиковать язык. Такой опыт также пригодится при трудоустройстве, особенно в международную компанию.

Сегодня в связи с пандемией эти программы временно остановлены, но будем надеется, что в ближайшее время они будут запущены вновь, а пока у тебя есть время поучить язык.

Если мы тебя убедили, то самое время — найти подходящую вакансию. Важно правильно подойти к этому выбору, потому что волонтерство — это еще и про ответственность перед другими и перед собой. Поэтому для начала спроси себя: в каком направлении тебе будет комфортно и чем ты по-настоящему готов заниматься? Может быть, тебе больше подходит работа в приюте для животных, или ты с удовольствием будешь организовывать досуг пожилых людей, а, может, твое призвание — строить сообщества, и ты сможешь воплотить его в волонтерстве.

Эти и другие предложения можно найти среди вакансий dobrovolcirossii.ru:

При желании можно дополнительно отметить профобласть и отрасль компании.

Удачи!

Виды волонтерства

Это работа с детьми-сиротами, одинокими стариками, инвалидами, малоимущими, мигрантами, беженцами, бездомными и другими людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Волонтеры могут оказывать им материальную поддержку — собирать и передавать продуктовые наборы и средства гигиены, одежду, канцеляюрию.

Где ждут волонтеров: Благотворительный фонд «Старость в радость», благотворительная организация «Ночлежка», благотворительный проект «Дари еду! , фонд «Второе дыхание», комитет «Гражданское содействие» (признан иноагентом).

  • Экологическое волонтерство.

Волонтеры этого широкого направления помогают природе — убирают мусор, проводят субботники и акции по раздельному сбору отходов, тушат пожары, сажают деревья, защищают животных и занимаются просвещением населения.

Где ждут волонтеров: »Гринпис», сервис Teddy food, общественное движение «Чистые игры».

  • Медицинское волонтерство.

Сюда можно причислить донорство крови и ее составляющих, помощь врачам от волонтеров-медиков, развлекательные мероприятия в больницах для пациентов, безвозмездную работу психологов с тяжелобольными, работу в хосписах.

Где ждут волонтеров: Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», служба психологической помощи «Ясное утро», фонд помощи хосписам «Вера», сообщество доноров крови DonorSearch.

  • Патриотическое волонтерство.

Такие активисты помогают сохранить память о Великой Отечественной войне. Добровольцы навещают ветеранов, ищут захоронения бойцов, восстанавливают имена пропавших без вести, помогают проводить патриотические акции и просветительские мероприятия.

Где ждут волонтеров: Волонтеры Победы, Бессмертный полк, поисковое движение «Судьба солдата».

Эти добровольцы помогают тем, кто попал в чрезвычайную ситуацию. Они ищут ****пропавших людей, тушат пожары вместе с эко-волонтерами, помогают ликвидировать последствия катастроф, вызволяют людей и животных из разных передряг. Например, вытаскивают кошек из вентиляции, поднимают стариков, неловко упавших в своей квартире, оказывают первую помощь и всегда готовы выехать на вызов.

Где ждут волонтеров: поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт», общественный поисково-спасательный отряд «СпасРезерв».

Его добровольцы помогают в музеях, парках, библиотеках, домах культуры, театрах. Волонтеров приглашают помочь в организации фестивалей, выставок, акций и мастер-классов, создании общественных пространств и туристических маршрутов, восстановлении памятников истории и культуры.

Где ждут волонтеров: фонд сохранения исторического наследия «Внимание», проект по покраске обветшалого жилья Том Сойер Фест, программа «Волонтер в музее».

Волонтеры этого направления популяризируют здоровый образ жизни и участвуют в организации спортивных мероприятий — от дворовых эстафет до олимпиад. Кроме этого, добровольцы активно рассказывают о влиянии вредных привычек и пользе ЗОЖ, проводят просветительские акции, конкурсы, походы.

Где ждут волонтеров: Волонтерское движение «Живу спортом», международные соревнования по триатлону IRONSTAR, благотворительный фонд «Спорт для Жизни».

Это любая деятельность непрофессионалов в науке. Волонтеры могут помогать проводить исследования: заполнять опросники, участвовать в психологических экспериментах, тестировать костюмы и оборудование. Специальных знаний для этого не нужно.

Где ждут волонтеров: проект «Люди науки».

  • Pro bono или интеллектуальное волонтерство.

Если в большинстве волонтерских направлений от добровольцев не требуется ни особенных навыков, ни высшего образования, то интеллектуальное волонтерство подойдет как раз квалифицированным специалистам, готовым бесплатно помогать НКО. Часто некоммерческие организации нуждаются в профессиональных дизайнерах, маркетологах, айтишниках, юристах, но не всегда могут оплатить их труд. На платформе todogood можно предложить свои услуги и внести свой вклад в решение социальной проблемы.

Волонтер – это профессия или призвание | академия снта

Волонтеры на руси, в ссср и россии

На Руси волонтерство начало активно развиваться после принятия в 988 году христианства. Активно поддерживал волонтерскую помощь Ярослав Мудрый, при его правлении были созданы сиротские дома, дети в которых содержались и обучались за счет пожертвований мирян.

При императрице Екатерине II появилась целая сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев, в которой работали добровольцы. В XIX веке развивались благотворительные общества и союзы, общественные организации. В народных начальных школах учителя преподавали бесплатно, а земские врачи в селах лечили людей на безвозмездной основе.

В начале XX века в России работало около 20 тыс. попечительских советов для бедных, в которых трудились волонтеры. В советский период добровольчество приобрело идейно-патриотическую окраску, и было связано с крупными всесоюзными «проектами»: например, освоением целины и строительством БАМа. Дети занимались волонтерством в пионерских и тимуровских организациях.

В 1990-е годы, с появлением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций, волонтерство обрело современную, знакомую нам форму. В 2022 году по инициативе Владимира Путина была образована Ассоциация волонтерских центров — крупнейшая волонтерская организация в России. Миссия АВЦ — «создавать инфраструктуру развития добровольчества в стране».

Волонтерство стало обычной частью образовательного процесса: почти в каждой школе есть свои волонтерские отряды, а в вузах и ссузах — студенческие. Все больше компаний практикуют корпоративное волонтерство и привлекают своих сотрудников к добровольческой деятельности ради сплочения команды и имиджа бренда. Эффект сплочения работает и на родственном уровне — в волонтерских проектах нередко участвуют семьями.

Для чего нужна модель компетенций?

Прозрачная модель компетенций позволит:

  1. Потенциальным участникам добровольческой деятельности – понять, какие знания, умения, навыки и качества следует в себе развивать для успешного включения в волонтерские инициативы;
  2. Действующим волонтерам и организаторам волонтерской деятельности – увидеть перспективы своего развития в добровольчестве;
  3. Волонтерским организациям и уполномоченным органам – сформировать программы акселерации волонтерского сообщества.
  4. Современная модель компетенций участников волонтерской деятельности в России определяет стратегию развития лучших добровольческих кадров страны.

Идеальный волонтёр — какой он?

Идеальный волонтёрВ анкете, которую заполняют все участники лагеря, есть такой вопрос: «Если к вашему ребенку на всю смену будет прикреплен доброволец, который будет сопровождать его, то какие бы требования вы к нему могли предъявить?»
Давайте посмотрим, что ответили на это родители «особых» детей, какими качествами, по их мнению, должен обладать хороший волонтёр.

  • Чтобы был веселый, терпеливый.
  • Мягкий и требовательный одновременно.
  • Ответственный, выдержанный, настойчивый, доброжелательный.
  • По возможности понимал ребенка.
  • Общительный, терпеливый, не обидчивый (ребёнок может хамить).
  • Молодой, веселый, добрый, симпатичный. Желательно мужчина, но и девушка тоже хорошо.
  • Доброжелательный по отношению к ребёнку и способный понять особенности его заболевания. Терпеливый.
  • Хотелось бы, чтобы он был оптимистом, и относился к ребёнку не как к больному, а как к обычному человеку, с которого можно и нужно требовать, но при этом видеть в нем обычные человеческие чувства.
  • Мирный человек.
  • Это скорее должен быть человек, который смог бы стать для сына авторитетом.
  • Должна быть взаимная симпатия и эмпатия добровольца.
  • Это должен быть человек интеллигентный, добрый, умеющий вовремя подсказать то, что сам ребёнок не понимает.
  • Порядочный, ответственный.
  • Уверенный, тактичный и мягкий в контакте.
  • От волонтёра требуется, чтобы он стимулировал ребёнка к сознательной, целенаправленной деятельности, чётко формулировал задания и добивался их выполнения.
  • Терпеливый, внимательный.
  • Умный, добрый, православный.
  • Чтобы мог помочь ребёнку почувствовать себя значимым, понять, что его (ребёнка) помощь необходима.
  • Ответственный в принятии решений. Сформированная творческая личность.
  • Контактность должна зашкаливать.
  • Доброжелательный, терпеливый и не брезгливый.
  • Ответственный, добрый, терпеливый, спокойный.
  • Добросовестный.
  • Серьёзный. В ребёнке необходимо воспитывать взрослость, самостоятельность, ответственность.
  • Важна дружба волонтера с ребенком. Чтобы волонтеры больше уделяли внимания своим подопечным.

История движения волонтеров

Историки пишут, что идеи добровольчества наиболее ярко проявились с распространением христианского учения, которое основывается на любви к ближнему, милосердии и помощи немощным. В Византии, в дни церковных праздников, императоры выходили на главную площадь и раздавали нищим милостыню, для пожилых строились первые богадельни.

Официально называть волонтерами стали французов, англичан и испанцев в XVII—XVIII веках, которые добровольно шли на военную службу. Термин «волонтер» имеет общеиндоевропейский корень, который означает «желание» и «стремление».

В более современном и близком нам смысле слово «волонтер» стали употреблять после Первой мировой войны. Бывшие австрийские, британские, немецкие и шведские солдаты бесплатно восстанавливали разрушенные французские фермы. Так в 1920 году появилась одна из старейших волонтерских организаций — Международная гражданская служба (Service Civil International), которая занималась восстановлением европейских городов и деревень, пострадавших от войны. 1920-й официально считается годом рождения движения добровольцев.

Как стать волонтером

Для начала определитесь со своей мотивацией — почему вы хотите стать волонтером? Подумайте, что вы умеете делать и в какой области ваши навыки будут полезны. Изучите НКО и волонтерские сообщества в вашем населенном пункте. Список некоммерческих организаций в своем регионе можно найти в каталоге НКО.

Помогать можно и удаленно, например, работать с документацией, вести соцсети, разрабатывать сайт. Перечень проверенных российских НКО и их социальных проектов есть на сайте фонда «Нужна помощь».

Кто может стать добровольцем

Добровольцем можно стать в любом возрасте. Правда, если ребенку еще нет 14 лет, его как волонтера должен сопровождать родитель или официальный представитель. Если юному добровольцу уже исполнилось 14, но он еще не достиг совершеннолетия, достаточно будет получить письменное разрешение от родителей или опекунов.

Добровольчество доступно и людям старшего поколения. «Серебряное» волонтерство востребовано потому, что с выходом на заслуженный отдых многие пенсионеры чувствуют себя ненужными и не могут реализовать еще не растраченную энергию. Пожилому волонтеру, как и ребенку, не дадут слишком тяжелую работу, но и при небольшой нагрузке он сможет проявить себя как важное звено в социальном проекте, на фестивале или благотворительной акции.

Кто такой волонтер

Волонтер — это человек, который бесплатно, по личной инициативе занимается общественно полезными делами. Волонтеров можно встретить в приютах для животных и домах престарелых, на лесных пожарах и музыкальных фестивалях, в ночлежках, хосписах и других местах, где людям нужна помощь.

Как правило, волонтеры помогают некоммерческим организациям, у которых не всегда есть ресурсы нанять нужных людей за зарплату. Например, благотворительный фонд «Подари жизнь» поддерживают 1 600 волонтеров. Это обычные люди, которые в свободное от работы время по просьбе фонда проводят время с онкобольными детьми, чтобы им было чуть легче переносить тяжелое лечение. И таких фондов, организаций и движений тысячи по всей стране.

Личностные качества и навыки волонтера – центр "мост"

Отзывчивость

  • Если к волонтеру обратились за помощью или задали вопрос, на который волонтер не знает ответа, он должен постараться найти ответ на заданный вопрос, постараться решить проблему, с которой к нему обратились. В таком случае, волонтер звонит руководителю и уточняет, как ему поступить.
  • Не торопитесь сделать как можно больше добрых дел, иначе они могут пойти во вред. Количество в данном случае не переходит в качество. Сначала полностью уясните ситуацию, определитесь, сможете ли вы помочь, чем, в каком порядке и как быстро.

Ответственность

  • Если после начала работы ваши планы неожиданно изменились, обязательно сообщите об этом руководителю не позднее, чем за сутки до начала мероприятия, чтобы мы смогли найти замену или придумать иной выход из ситуации, но работу все-таки завершить. Нет ничего страшного в изменении планов, незаконченное дело – это гораздо хуже.
  • Волонтер должен выполнять свои функциональные обязанности добросовестно и качественно. Необходимо с полной ответственностью и серьезностью подходить к любому заданию. Каждая функция важна и даже если на первый взгляд вам показалось, что вы «страдаете ерундой», пересмотрите свои взгляды относительно этой задачи и выполняйте вверенную вам работу с улыбкой и удовольствием.
  • Нельзя покидать свою позицию без предупреждения руководителя.

Пунктуальность

Пунктуальность неотъемлемое качество любого добросовестного и воспитанного человека. Волонтер не должен позволять себе опаздывать на мероприятие, т.к. от опоздания одного человека может зависеть работа всей волонтерской группы. Волонтер должен приезжать в обозначенное место за 10 минут до назначенного времени. Лучше немного подождать, чем подвести всю команду.

Тактичность

  • Чувство такта еще никому не навредило. Умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами – один из важнейших навыков волонтера. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других людей ситуаций.
  • Если Вы работаете не одни, не стоит спорить с коллегами в присутствии сторонних лиц.

Толерантность

Будьте терпимы к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Россия – многонациональная страна. Представитель любой национальности, вероисповедания, образа жизни имеет право на уважение и улыбку. Будьте толерантным в любой ситуации.

  • Нельзя покидать свою позицию без предупреждения руководителя.

Личные и деловые компетенции волонтера

Самоменеджмент – самоорганизация в осуществлении добровольческой деятельности, умение эффективно управлять собой и собственными ресурсами, в том числе временем, подготовкой, развитием, в достижении поставленных целей.

Стрессоустойчивость – способность контролировать воздействие внешних раздражителей и сохранять эмоциональную устойчивость и работоспособность в ситуации стресса.

Клиентоориентированность – активное стремление понять и наилучшим образом в опережающем режиме удовлетворить позитивные потребности и интересы благополучателей и партнеров.

Минусы:

  • Волонтерский труд отнимает много времени, но не оплачивается.
  • Возможен риск эмоционального выгорания.
  • Повышенная ответственность.

Модель профессионально важных качеств волонтера русскоязычных программ

Под спецификой психограммы волонтера русскоязычных программ, составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки волонтеров русскоязычных программ, мы понимаем выявление профессионально важных качеств (ПВК), поддающихся развитию в ходе овладения профессиональным мастерством волонтера русскоязычных программ [1, 2, 3].

В отличие от профессиограммы, вообще, и психограммы, в частности, в модели волонтера русскоязычных программ все основные характеристики представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в идее многоуровневой динамической системы, построенной по иерархическому принципу.

Модель формирования ПВК волонтеров русскоязычных программ содержит психологические качества, являющиеся объектом формирования, состояние которых оценивается через систему уровней: желаемого, приемлемого, критического и недопустимого. Желаемый уровень характеризуется высокой степенью сформированности ПВК по всем компонентам: эмоциональному, коммуникативному, гностическому, мотивационному, практическому и рефлексивному. Это эталонный уровень, стремление к которому максимально способствует формированию личности профессионала волонтера русскоязычных программ. Приемлемый уровень предполагает достаточную степень сформированности ПВК, для соответствия психологических особенностей личности выполняемой работе. Данный уровень, тем не менее, требует дальнейшей проработки психологических качеств, поскольку предполагает дальнейшее совершенствование в успешном осуществлении профессиональных обязанностей. Критический уровень указывает на недостаточную сформированность ПВК личности, что затрудняет выполнение профессиональных обязанностей. Недопустимый уровень характеризует слабую сформированность качеств, что существенно затрудняет выполнение профессиональных задач, более того, может пагубно сказаться на их эффективности.

Интегративность компонентов на каждом из уровней состоит в том, что проявление одних качеств на высоком уровне способствует росту уровневых показателей других качеств, благодаря единству взаимосвязей в системе ПВК волонтеров русскоязычных программ. Мониторинг уровневых показателей ПВК позволяет студенту определить направления своего развития в процессе работы над собой.

Генетический аспект анализа модели профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ

Цель: Исследовать происхождение модели, процесс ее формирования и развития.

Сказанное является основанием для построения системы ПВК волонтеров русскоязычных программ в соответствии с шестикомпонентной структурой социально-психологической установки. Была разработана модель профессионально важных качеств с опорой на структуру социально-психологической установки (Э.С. Чугунова и Д.Н. Багжюнене). Согласно этому подходу, ПВК распределяются на компоненты: эмоциональный, коммуникативный, гностический, мотивационный, практический, рефлексивный. Эти компоненты соответствуют названиям компонентов структуры социальных установок. С опорой на это разделение нами осуществлен морфологический аспект анализа исследуемой проблемы [4, 5].

Морфологический аспект анализа модели профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ.

Цель: выделить элементы модели, дать им характеристику.

В первый блок, связанный с эмоциональным компонентом структуры установок, входят следующие качества: эмпатия, эмоциональная устойчивость и толерантность.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1) сопереживание – переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие – переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

В профессиональном взаимодействии волонтера русскоязычных программ эмпатия должна сопровождаться развитой рефлексией, поскольку эмпатии свойственны замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта, слабая чувствительность к различению собственных чувств и чувств другого человека, тенденция к слиянию с эмоциональным состоянием другого и, как следствие, высокий риск эмоционального выгорания.

Эмоциональная устойчивость в деятельности волонтера русскоязычных программ имеет весьма важное значение, что объясняется повышенными эмоциональными нагрузками при взаимодействии с людьми, испытывающими дефицит общения, внимания и, чаще всего, страдающими соматическими заболеваниями.

Во второй блок, связанный с коммуникативным компонентом структуры установок на деятельность волонтера русскоязычных программ, входят следующие качества: коммуникативность, лидерство.

В третий блок, связанный с гностическим компонентом структуры установок, входят: знания, умения и навыки в основных направлениях деятельности психолога и волонтера русскоязычных программ, интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления, креативность, способность к творческому применению профессионального опыта, эрудированность.

Знания, умения и навыки в основных направлениях деятельности психолога и волонтера русскоязычных программ составляют основу компетентности волонтера, определяют качественный уровень оказываемого им сопровождения.

Интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. При взаимодействии с людьми в условиях сопроводительного процесса волонтеру необходимо быстро ориентироваться в ситуации, проявлять гибкость, находить варианты решений в ситуациях неопределенности.

Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей.

Способность к творческому применению профессионального опыта – в условиях монотонности режима проживания людей, например, в геронтологическом центре – это профессионально важное качество волонтера, наряду с креативностью, особенно актуально [6]. С одной стороны, излишнее разнообразие новых или необычных впечатлений может вызвать утомление у людей, с другой, адекватная мера проявления изобретательности и находчивости, необычности решений вносит оживление в их рутинные, однообразные будни.

В четвертый блок, связанный с мотивационным компонентом структуры установок, входят: мотивация и направленность на психологическую работу с людьми, оптимистичность, гуманность, работоспособность, энергичность.

Мотивация и направленность – у волонтера русскоязычных программ должен быть интерес к работе с людьми разного возраста, в том числе психологической, различные аспекты этой деятельности, уважение к разным людям, должны быть включены в систему его идеалов, ценностей и убеждений. Например, «работая волонтером людьми, я делаю важное дело», «людям, особенно тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации необходима помощь» и т.д.

Оптимистичность – люди, переживая экзистенциальный кризис, страх смерти, могут утрачивать веру в благоприятные обстоятельства, собственные силы, усилия врачей, психологов и т.д. Именно поэтому оптимистичность выступает в ряду основных ПВК волонтера.

Работоспособность – сниженный энергетический фон, высокая утомляемость людей может вызывать ответное утомление у работающего персонала, в связи с чем, требует высокого уровня работоспособности и энергичности волонтера.

В пятый блок, связанный с практическим компонентом структуры установок, входят следующие качества: организованность, ответственность, инициативность, самостоятельность принятия решений.

Организованность – деятельность волонтера разнообразна и многоаспектна, что требует проявления организованности в процессе постановки задач, планирования действий и упорядочения их выполнения.

Инициативность — способность личности к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.

Самостоятельность принятия решений – ввиду относительно частых ситуаций неопределенности, отсутствия готовых инструкций «на все случаи», возможные во взаимодействии, деятельность волонтера русскоязычных программ требует от него творческого подхода и самостоятельности при принятии решений.

В шестой блок, связанный с рефлексивным компонентом структуры установок, входят: способность к саморегуляции, адекватной самооценке, честность и искренность.

Способность к саморегуляции – одно из важнейших ПВК волонтера русскоязычных программ, ввиду насыщенности его деятельности психологически и эмоционально сложными ситуациями и состояниями.

Способность к адекватной самооценке – рефлексия собственных состояний и адекватная их оценка позволяет волонтеру поддерживать контакт с собой, более успешно регулировать собственное поведение, вовремя замечать деструктивные состояния и принимать меры.

Честность и искренность – являясь условием успешности прямой коммуникации с людьми, проявление честности и искренности требует от личности усилий в области рефлексии и саморегуляции.

Таким образом, генетически проблема формирования инвариантных профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ связана с принципами детерминизма, развития, единства сознания и деятельности и др. Общефилософскую основу его составляет принцип системности, в содержание которого входят философские представления о целостности объектов и явлений, взаимодействии системы со средой, общих закономерностях функционирования и развития систем, структурированности каждого системного объекта, активном характере живых социальных систем.

Плюсы:

  • Новые знакомства с людьми, близкими по духу, расширение круга общения.
  • Возможность получить новый опыт, отточить навыки, попробовать себя в новом деле.
  • Удовлетворение потребности «быть хорошим», возможность приносить пользу миру.
  • Пополнение портфолио — при поступлении в вузы и при приеме на работу волонтерский опыт может быть хорошим плюсом.
  • Возможность быть причастным к масштабным проектам, путешествовать.

Социальные компетенции волонтера

Эффективная коммуникация – доброжелательное и результативное донесение до собеседника информации оптимальным способом, обеспечивающим получение нужного результата.

Работа в команде – готовность к сотрудничеству и умение работать сообща с другими для достижения общего результата, постановка целей команды выше личных потребностей и интересов.

Ценностные установки волонтера

Вовлеченность – мотивация волонтера или организатора добровольческой деятельности к добровольческому труду с постоянным стремлением улучшать его качество.

Ответственность – добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, готовность отвечать за свои поступки и решения, исполнительская дисциплина.

Толерантность – терпимость к социальным и культурным различиям, готовность к конструктивному взаимодействию и уважительному сотрудничеству с людьми, придерживающимися иного мировоззрения, образа жизни, моделей поведения и обычаев.

Этичность – сознательное принятие высоких моральных норм и добровольческих ценностей в качестве мыслительных и поведенческих императивов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.