Ольга Анатольевна Васильева Волонтерская деятельность в ДОО как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.
В. А. Сухомлинский.
На этой странице вы найдете ссылки на материалы участников Всероссийской научно-практической конференции «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В ОЛОНТЕРСТВО В УСЛОВИЯХ ДОО»
(узнать о правилах участия в конференции вы можете )
ТАБЛИЦА УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ С ССЫЛКАМИ НА МАТЕРИАЛЫ (название материала кликабельно, с переходом на запись участника)
ТАБЛИЦА УЧАСТНИКОВ С ССЫЛКАМИ НА СЕРТИФИКАТЫ
Елена мельникова Проект «Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду»
Система духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством являются приоритетными и на этапе дошкольного детства.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте.
Колотилина Наталья Вячеславовна Войнова Наталья Николаевна воспитатели МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа
Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, одна из них – волонтерство.
Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Детские дошкольные образовательные учреждения – социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
С нашими детьми и родителями группы мы постоянно участвуем в различных акциях: «Белая ромашка», «Поможем собрать детей в школу» «Осторожно дети!» «День добрых дел», организуем праздничные мероприятия и изготавливаем открытки своими руками к 9 Мая!
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Одной из эффективных форм такого сотрудничества, на мой взгляд, это – организация волонтерского движения в группе с привлечением родителей.
При взаимодействии с родителями (законными представителями) мы используем различные формы работы, такие как: занятия по интересам; помощь в организации персональных и групповых выставок; организация театральных представлений и праздников для своих детей и детей младших групп; взаимопомощь родителей с детьми с родителями других групп. И многое другое, исходя из инициатив родителей (законных представителей).
В нашей группе взаимодействие с семьями давно уже стала традиционным направлением. Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, организуют разнообразную деятельность детей, экскурсии и многое другое.
Родители–волонтеры – это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения в нашей группе, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств.
Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков.
Волонтерство – очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.
Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.
Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Закончить хочется словами Д. С. Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»».
Канавина Любовь Павловна Шаткова Татьяна Викторовна Жакова Татьяна Павловна воспитатели МБДОУ ДС № 24 «Берёзка» Старооскольского городского округа
Волонтёрство – это синоним слова «доброволец», поэтому волонтёрство – это, прежде всего, инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтёрство – это бесплатная помощь. В результате своего труда ребёнок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. В детских садах педагоги активно внедряют технологию социализации «Маленькие волонтёры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т.д.
Технология «Маленькие волонтёры» – это развитие дошкольного волонтёрского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
Задачи педагогической технологии «Маленькие волонтёры»:
В каждом педагогическом коллективе должен быть человек, отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующий об этом всех педагогов. Необходимо организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться», «Знаем, как помочь в проведении занятий».
В нашем детском саду используется технология «Маленькие волонтёры», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе в старшей группе выделились добровольцы из 5-6 детей, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Педагоги познакомили добровольцев с правилами поведения в детском саду, научили, как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по настоящему ощутили себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей – волонтёров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
После того, как волонтёры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включались в работу. Мы, воспитатели старшей группы совместно с детьми составили ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Волонтёры занимаются с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня: проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений; оказание помощи при одевании детей на прогулку; совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке; после прогулки – умывание и укладывание спать; совместная продуктивная деятельность; совместные сюжетно-ролевые игры.
Детям нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения – в этом главная суть этого движения.
Волонтёрство – очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, они начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Развивается навык общения в разновозрастном коллективе; создаётся такая ситуация развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде; развивается самостоятельность и ответственность.
Использование инновационных технологий помогает детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
Воспитатель МАДОУ Детский сад №62
«Малыш» комбинированного вида
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей
привлечь внимание старших дошкольников к социально-значимой деятельности, в процессе которой у них будут формироваться навыки адекватного поведения в социуме. В совместной деятельности смоделирована игровая ситуация – «Телефонная книга юного волонтера» (учитывая, что игра является ведущим видом деятельности). Одним из средств мотивации выступает использование информационно-коммуникационных технологий (игровая презентация) и такая форма мотивации как обращение к чувствам и эмоциям детей – «поможем», «позаботимся».
Для расширения представления о социальной действительности дается избыточная информация (волонтеры, приют для животных), закрепляются знания детей о правилах поведения в следующих ситуациях: оказание помощи, встреча с собакой, просмотр телевизионных программ, а также о значении телефона как помощника человека.
Представленную образовательную деятельность считаю современной. В ней представлена позиция, которую реализует наше ДОУ в рамках инновационной деятельности: привлечь внимание детей к вопросам безопасного поведения не напрямую, а посредством их включения в социально-значимую деятельность. Форма конспекта предполагает, что воспитатель может отобрать наиболее актуальные ситуации или включить ситуации в соответствии с потребностями и интересами воспитанников.
1. Смоделировать игровую ситуацию, которая позволит актуализировать для детей такие понятия как «помощь», «доброе дело», «телефон – помощник человека»;
2. Содействовать развитию познавательной активности и расширять представления об окружающей действительности через разные приемы совместной деятельности;
3. Закрепить знания детей о правилах поведения в следующих жизненных ситуациях: оказание помощи, встреча с собакой, просмотр телевизионных передач, ссора (нарушение эмоционального благополучия);
4. Использовать ИКТ для повышения уровня мотивации и заинтересованности воспитанников;
5. Содействовать развитию партнерских отношений между воспитанниками, умению сотрудничать, общаться.
телевизор, ноутбук, телефон, коробка с предметами: флешка, пульт от телевизора, книга, ручка, мышка, спичечные коробки пустые, раздаточные карточки с заданиями, диски, подарки детям.
(встречает детей перед входом в группу)Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Настроение хорошее? Скажите, вы любите узнавать новое? Кто любит? Все любите? Сегодня нас с вами ждет интересное и увлекательное дело. Давайте зайдем и встанем в круг (дети заходят в зал).
Предлагаю начать наше общение с игры.
Ножки вместе, ножки врозь
Ножки прямо, ножки вкось
Ножки здесь и ножки там
Что за шум, что за гам!
Кто приплясывает там?
Ну, дружок дорогой,
Поздоровайся со мной!
Ребята, чтобы нам с вами сегодня было интересно – я взяла с собой тоже помощников. Давайте встанем по краю ковра и вам я их покажуИнтересно, сможете ли вы сказать, как они умеют помогать! (Воспитатель по очереди достает из коробки книгу, ручку, фотоаппарат, флэшку, мышку. Дети предполагают, для чего использовался предмет).
Дети о каждом предмете говорят:
1. Как помогает человеку?
2. для чего нужен (как используется)?
(Книга – узнать полезную информацию. Ручка – записать. Фотоаппарат – сохраняет важные моменты на память. Флэшка – помогает сохранить нужную информацию. Мышка – помогает в работе с компьютером).
(заглядывает в коробку) Еще один помощник остался!
Теперь без загадки не выйдет! Как думаете, что это? ( Дети высказывают предположения.
Подсказки нужны? Этот предмет черного цвета. Что это? На нем есть цифры. У него есть провод. Что это? (дети называют предметы похожие по описанию).
Слушайте тогда еще загадку:
Через поле и лесок
К нам примчался голосок.
Он пришел по проводам.
Слышно здесь, сказали – там.
Молодцы! Скажите, а как телефон помогает человеку? (договариваться, рассказывать, звонить, узнавать о чем-то, спросить).
(говорит по телефону) Да, здравствуйте! Я давала объявление! Это я нашла вашу телефонную книжку! Конечно, поможем! Всех обзвоним! У меня здесь такие помощники! До свидания!
Вот, ребята, какой важный звонок мне поступил. Требуется срочно наша с вами помощь! Помогать любите? Умеете? Давайте сядем и я вам расскажу, что случилось.
(Дети садятся перед экраном телевизора)
Посмотрите, кто-то потерял телефонную книгу (презентация на телевизоре). А я ее нашла. Называется она (кто сможет прочитать?) «Телефонный справочник юного волонтера». А кто такие волонтеры – знаете? . Где можно узнать? (в интернете, спросить, в книжке прочитать).
Я тоже стала искать информацию и вот что узнала? Рассказать?
Волонтеры – это помощники, это люди, которые делают добрые дела бескорыстно, от всего сердца. Оказывается, что среди волонтеров много детей и в отряд волонтеров можно вступить уже в детском саду. Посмотрите вот фотовыставка добрых дел волонтеров. Я нашла эту информацию в интернете. Давайте посмотрим. (Воспитатель демонстрирует детям 6-7 слайдов, поясняет, дети рассматривают и включаются в диалог)
Знали вы про это? ( ответы детей)
) – Получается, что в этой книге записаны номера телефонов тех, кто срочно сегодня нуждается в помощи. Смогли бы мы с вами помочь? А как? (Дети предлагают: позвоним, узнаем, в чем дело и поможем).
Давайте начнем. Выходи Аня. А вы, ребята, помогайте хором говорите цифры номера. Если хочешь дозвониться, то нужно очень внимательно набирать номер. ( Выходит ребенок и набирает номер на телефоне, на экране загораются кнопки и идет вызов).
Ситуация№1 «Приют для животных»
Мы с вами позвонили в приют для животных «Доброе сердце». Вы видите иногда на улице кошек и собак, у которых нет дома и хозяина? Сейчас холодно. И для них построили теплые вольеры. Задание такое: нам нужно помочь отыскать животное на площадке по описанию и помочь расселить их в вольеры с их именами. Сейчас я раздам вам карточки, где написана кличка животного и примерное описание.
Давайте подойдем. Вот здесь вольеры, а тут животные. Можете приступать.
(Воспитанники получают карточки «Паспорт животного», где написана кличка и зашифровано его описание. На столе с одной стороны располагаются картинки с вольерами, с другой стороны картинки с животными).
Посмотрим, что у нас получилось (совместно рассматривают, сопоставляют). Молодцы помогли. Животным тепло, их осмотрит врач, а потом волонтеры начнут искать им хозяев.
Правильно! Нужно остановиться, не кричать, не махать руками, не убегать, не смотреть собаке в глаза. И ждать взрослых. Молодцы! Ну, что звоним дальше!
«Помогите выбрать программы для просмотра малышам»
Нас с вами просят помочь выбрать телепрограммы и фильмы для просмотра детям. Вы смотрите телепередачи? А сколько минут в день можно смотреть телевизор? Все передачи полезные или есть вредные? Давайте сейчас подойдем к столу и выберем полезные для просмотра детям фильмы и передачи. Мы сложим их в посылку и отправим малышам.
(размещены две таблички с надписями «Польза» и «Вред» и разложены диски с разными фильмами и передачами).
Вопросы: Что ты выбрал? А ты? Давайте посмотрим, какие фильмы вы не выбрали?
Молодцы, думаю, что вы тоже не смотрите взрослые программы. И если долго смотреть телевизор, то портиться зрение. Врачи даже придумали зарядку для глаз. Нужно крепко зажмурить глаза, потом резко открыть. Полезное упражнение! (дети выполняют несколько раз упражнение).
Продолжаем звонить дальше.
Ситуация №3 «Давай мириться!»
Мы с вами позвонили маме, у которой трое малышей. И они часто ссорятся. Она просит совета – как научить их мириться!? Правильно, нужно научить их играть! Есть такие игры, которые называются мирилки – это короткие стишки, которые помогают дружбе. Давайте выйдем на ковер и поиграем. Встаньте парочками друг напротив друга (дети играют).
Набираем следующий номер.
Ситуация №4 «Магазин»
На звонок телефона ответила директор магазина. Оказывается нужны помощники, для того, чтобы рассортировать разные предметы. Задание у нас с вами такое. На коробках написано название товара. Нужно прочитать слово по первым буквам тех предметов, которые изображены и вписать его в клеточки. Сможете? Приступайте. А потом посмотрим, что получилось.
(Дети выполняют задание, воспитатель просит назвать слова)
Посмотрите какие слова : шар, хлопушка, гирлянда как можно назвать это одним словом, что это за товар такой? ( новогодние игрушки). А можно ими елку украсить? А у кого-нибудь есть слова: свеча, вата, бенгальские огни? Нет? Можно ими елку украшать?
Ситуация №5 «Телефон из бросового материала»
Мы с вами позвонили в эколого-биологический центр. Люди выкидывают много мусора. А экологи придумали из бросового материала (коробочек, бутылок, пакетов, крышек) делать разные полезные вещи. Вот кто-то выкинул целый пакет спичечных коробков! Что же из них можно сделать полезного ? (дети предлагают свои варианты). Посмотрите, вот в этой книге есть очень интересная идея – автор предлагает сделать парные телефончики . Они могут пригодиться в игре. Например, врача вызвать, полицию маме или другу позвонить, в парикмахерскую и т.д. А как делать – покажу по порядку (дети встают около воспитателя).
Пошаговое изготовление парного телефончика из спичечного коробка.
1. Сбоку у спичечного коробка есть терка. Знали об этом? На терку наноситься вещество из красного фосфора. Это вещество не ядовитое, но при трении о терку может возникнуть искра. Поэтому не зря говорят «спички детям не игрушка»! Терку мы закроем кусочком бумаги.
2. С одной стороны приклеим циферблат, а с другой номер телефона. После этого ищем дружочка с таким же номером телефона. 3. После этого берем нитку, каждый вдевает палочку на конце в телефон, открываем, натягиваем провод и разговариваем. Алло!
(Дети изготавливают телефоны, разговаривают)
Ситуация №6 «Хозяин книги»
Остался последний номер. ( Дети набирают, им отвечает хозяин телефонной книги). Оказывается, мы позвонили хозяину телефонной книги!
Хозяин телефонной книги (в записи): Если вы мне позвонили, значит нашли мою телефонную книгу. Спасибо вам. Скажите, где мне ее забрать?
Сейчас включу громкую связь! Давайте ребята скажем адрес и номер детского сада. Знаете? Из какой вы группы, как зовут ваших воспитателей, а заведующую? ( Дети сообщают свои координаты).
Ну, что ребята, как вы думаете, получилось у нас помочь. Не оставили в трудной ситуации наших героев? Какой предмет был нашим главным помощником? А какие добрые дела мы делали , помните? Так вот. В самом начале – я вам показала фотоотчет о том, как помогают юные волонтеры. А сейчас, внимание! Уже готов фотоотчет о наших добрых делах. Посмотрим! Я буду показывать , а вы говорите, чем мы тут занимаемся! (На экране появляются фотографии, чем дети занимались на занятии. Так дети повторяют то, кому и как они помогли).
Молодцы все помните! Потому, что старались! Хочу вам на память подарить сердечки и сказать слово, которое мы передадим друг другу в игре «Глухие телефончики». (Дети передают друг другу слово «Спасибо» или «Молодцы»).
Публикация «Волонтерская деятельность в ДОО как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Наблюдая за общением детей в нашей группе, фиксируя их высокую эмоциональную напряженность, конфликтность, мы пришли к выводу, что необходимы дополнительные меры для решения проблемы. Родители настолько заняты своими делами, карьерным ростом, что не могут выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети чаще всего сидят перед телевизором или компьютером. А проявлять любовь, уважение, сострадание – этому нужно учить!
Технология «Дети – волонтёры» уже длительное время применяется в работе с детьми школьного возраста. В детских садах её использование долгое время проходило эпизодически, но после введения ФГОС ДО (п. 2.6. – «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий») волонтерские движения стали появляться и в дошкольных учреждениях.
Волонтерство – перспективное, позитивно мотивированное и хорошо себя зарекомендовавшее средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, которое позволяет заложить в детях основы доброты, активной жизненной позиции, превратить равнодушное, безликое общество в живых и чувствующих людей, активных граждан своей страны.
В своей группе на протяжении пяти лет мы создавали и развивали волонтерское движение с помощью проекта «Дари добро». Родители вместе с детьми участвовали в конкурсах, акциях, организовывали разнообразную деятельность детей. Родители-волонтеры – это не только добровольные помощники воспитателей в группе, но и инициаторы, участники, а иногда и вдохновители различных мероприятий.
Актуальность проекта: стремительные политические, социально-экономические изменения в современном обществе создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, очень важным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить детей к жизни в обществе.
Вид проекта: социально – значимый.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 – май 2022 года.
Участники проекта: дети группы №2 МБДОУ№257 г. о. Самара, педагоги ДОО, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
Цель проекта: пропаганда духовно-нравственных ценностей, предотвращение асоциального поведения, развитие культуры общения.
– воспитание чувств сострадания, милосердия, отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста;
– поддержка социальной инициативы, которая направлена на помощь слабым, пожилым, больным людям, сохранение экологии;
– развитие коммуникативных навыков, ответственности, самостоятельности и социальной активности детей старшего дошкольного возраста путём участия в разработке и проведении социально значимых мероприятий, движений и акций;
– укрепление-детско-родительских отношений;
– вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс в ДОО.
Волонтер – это доброволец. Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива, это бесплатная помощь, в результате которой ребенок получает не материальную плату, а внутреннее удовлетворение. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Гипотеза проекта – объединение детей, родителей, педагогов и специалистов детского сада деятельностью, которая продиктована доброй волей приведет к:
– более эффективному формированию у детей дошкольного возраста доброты, милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
– развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде;
– оптимизации детско-родительских отношений.
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня информированности о волонтерском движении и отношение всех участников образовательного процесса к волонтерскому движению.
2. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.
3. Анкетирование родителей.
4. Оформление перспективно-тематического плана, паспорта проекта.
5. Оформить альбом-сборник с пословицами, поговорками, рассказами о взаимопомощи.
6. Подборка видеороликов и мультфильмов по теме.
7. Картотека дидактических игр на развитие эмпатии.
8. Картотека бесед с воспитанниками на нравственную тему.
9. Создание добровольной детской организации «Дари добро».
Темы волонтерских акций с участием воспитанников :
«Творческий десант» – сделать украшения для музыкального зала к осеннему (новогоднему, весеннему) празднику.
«Мы к вам приехали на час», «Добровольные помощники», «Играем вместе», «Корзинка радости» – участие в развлечениях для детей младших групп, оказание помощи ребятам младшего возраста в режимных моментах, учить играть малышей вместе с педагогом-психологом ДОО, сбор подарков (игрушек) для детей младшей группы – формирование у воспитанников умения правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.
«День пожилого человека», «Новогодний сюрприз», «Мы помним, мы гордимся» – подготовка праздничных концертов вместе с музыкальным руководителем, изготовление подарков для ветеранов геронтологического центра, поздравление участников ВОв с Днем Победы и Днем пожилого человека.
«Творческий десант», «Трудовой десант», «Книжная мастерская», «Мастерская игрушек» – помощь взрослым в изготовлении украшений для музыкального зала к осеннему (новогоднему, весеннему) праздникам, помощь дворнику в расчистке дорожек на территории детского сада, участие в реставрации книг и журналов, изготовление и ремонт игрушек. Воспитание трудолюбия.
«Четыре лапы ждут помощи», «Пернатые друзья», «Новый дом для птиц!» – собрать и передать приюту для животных старые игрушки, одеяла и корм, трудовая деятельность по изготовлению кормушек для птиц, регулярное наполнение их кормом зимой, постройка скворечников.
«Папа – лучший защитник», «Сильные, смелые – наши папы самые умелые», «Любимому папе, дедушке» – помощь детям младшей группы в изготовлении поздравительной открытки для папы к 23 февраля, создание поздравительных плакатов, изготовление подарков.
«Букет весенних поздравлений и пожеланий», «Мамочке любимой», «Самая красивая, самая любимая» – театрализованное представление для мам, открытки и подарки к 8 марта.
«Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Олимпийские резервы – это мы», «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья» – помощь инструктору по физической культуре в проведении дней здоровья для младших групп, информационные листовки для воспитанников, педагогов и родителей воспитанников, воспитание потребность здорового образа жизни.
Экологические акции «Берегите природу!», «Наш цветущий детский сад», «Мусору – нет!», «Макулатуру собираем – деревья сохраняем», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» – создание экологической тропы в детском саду, посадка цветов и уход за ними, уборка мусора, сбор макулатуры, создание плакатов и листовок на тему охраны природы, рассказы малышам о необходимости беречь природу.
Развлечение «Дари добро тому, кто рядом» – подведение итогов волонтерской деятельности за два года, просмотр презентации наиболее ярких моментов благотворительных акций нашей группы.
Оформление фотоальбомов «Добрые дела» с фиксированием всех акций, проводимых добровольной детской организации «Дари добро».
– участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – коммуникативную компетентность;
– дети научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
– ребята готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях;
– дети-волонтеры активно помогали своим подопечным, получив отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
– в различных совместных действиях дети научились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обмениваться опытом и эмоциональным общением;
– дети приобрели опыт использования права самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни.
2. Абраменкова В. В. Ценность детства в современном мире и образовании: Монография. – М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 232 с.
3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
4. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 203 с.
5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 112 с. ( Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
Волонтерское движение в детском саду“» размещена в разделах
Актуальность организации волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей и детей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОО способствовать позитивной социализации дошкольника через активную деятельность.
Волонтерство в дошкольной организации способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Учитывая возраст воспитанников дошкольной образовательной организации и психологические особенности детей дошкольного возраста – приоритетным направлением волонтё рской деятельности в дошкольной образовательной организации является:
– информирование воспитанников ДОУ и семей дошкольников о ценностях здорового образа жизни (ЗОЖ);
– создание условий по овладению элементарными нормами ЗОЖ (правилами в питании, двигательном режиме, закаливании);
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; – воспитание потребности в полезных привычках.
И как результат работы— распространение информации среди населения через различные формы: выступление детской агитбригады; распространение просветительской литературы по различным вопросам здоровье сбережения, пропаганда здорового образа жизни, привлечение к участию в различных благотворительных акциях.
Волонтерское движение в детском саду невозможно без тесного взаимодействия родителей, детей и педагогов.
Совместная деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Удовлетворить одну из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольческая деятельность дает педагогу, родителям и детям возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью.
Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени родителей совместно с детьми, педагогами в группах и на территории детского сада.
Волонтерская деятельность позволит создать атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОО.
Нормативной правовой базой проекта, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:
– Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
– Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
– Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
– Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30);
– Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
– Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
– Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
– Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
– Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Анализ ситуации и постановка проблемы:
Институт волонтерства широко распространен во многих странах мира, в том числе и в России. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы – не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – безвозмездно помогать людям.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Нельзя научить ребенка быть социально активным, не участвуя самим волонтерской деятельности.
Проблема, которую мы выбираем для решения совместно с родителями и детьми, анализируется по следующим параметрам:
– важность для всех участников педагогического коллектива;
– актуальность для определенной группы задач, решение которых запланировано на 2018 год.
– возможность ее реализации силами участников волонтерского движения ДОО.
Миссия нашего волонтерского движения – внести вклад в развитие образовательного процесса ДОО, оказать позитивное влияние на детей при выборе ими жизненной позиции и ценностей, сделать жизнь вокруг себя ярче, безопаснее и удобнее.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
1. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.
2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
3. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель проекта : создать в МБДОУ ЦРР – “Детский сад №217” волонтерское движение “Дорогою добра” объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях дошкольной организации.
Основная задача – это внедрение волонтерского движения в дошкольной организации, что включает в себя:
– свободное объединение родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением;
– создание возможности родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов и родителей воспитанников детского сада.
2. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
3. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей – «содружество воспитывающих взрослых» для дальнейшей совместной деятельности.
4. Разработать методические материалы по результатам волонтерского движения в дошкольной образовательной организации и распространить опыт работы.
Вид проекта : образовательный, творческий, информационно-просветительский, индивидуально-развивающий.
Участники: педагоги ДОО, родители воспитанников, дети старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Этапы реализации проекта :
1. Первый этап (подготовительный)
– включает в себя подбор информации, по теме проекта;
– планирование, оповещение родителей;
– постановка цели, задач, разработка планов, предварительная работа с родителями, детьми;
– создание развивающей предметно-развивающей среды в группах и на территории ДОО;
2. Второй этап (основной)
– реализация проекта “Аллея добра”
3. Третий этап (заключительный)
– обобщение результатов работы.
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
Практическая значимость проекта :
Внедрение волонтерского движения в дошкольной организации на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно создано и принято единое образовательное пространство “семья – детский сад – социум”.
Успешно работающая система волонтерского движения в МБДОУ ЦРР – “Детский сад №217” обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников и позволит:
– создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
– организовать самостоятельную деятельность детей;
– разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОО.
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
МБДОУ ЦРР – “Детский сад №217” – социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия “помощь” и “быть нужным” являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Свою деятельность мы начали с изучения отношения педагогов и родителей учреждения к волонтерской деятельности.
На начальном этапе организации волонтерского движения в детском саду был проведен анализ отношения педагогов и родителей к волонтерской деятельности, изучен опыт работы волонтерских отрядов городов России, анкетирование родителей (См. Приложение 1).
В апреле 2018 учебного года был проведё н опрос родителей в количестве: 161 человека, из них:
педагогов – 13 человек
родителей – 158 человека.
Анализ ответов позволил сделать следующие выводы:
40% опрошенных не владеют информацией о деятельности волонтерских отрядов в нашем регионе;
95% положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в дошкольной организации.
В добровольческом движении согласились принимать участие 83% всех опрошенных.
Анализ ответов показал, что родители и педагоги неоднозначно относятся к волонтерской деятельности.
Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ время препровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
• работа с детьми 5-7 лет (волонтёрское движение);
• работа с педагогами;
• работа с семьёй.
Мероприятия волонтерского движения в детском саду
С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) :
• Дать детям представление о волонтерской деятельности в городе, в детском саду через беседы, чтение художественной литературы (См. Приложение 2);
• Изготовить с детьми поделки к различным праздникам;
• “Дом для птиц” – учить детей бережно относиться к природе;
• “Разукрасим наш участок” – воспитание трудолюбия;
• Организовать и провести концерт в детском саду к Дню пожилого человека;
• Привлечь детей старшего возраста к организации досуга с детьми младшей группы, к помощи сбору на прогулку.
• Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т. д.);
• Благоустройство участков, и территории улицы Партизанская, 84, на которой расположен ДОО;
• Развивающая предметно-пространственная среда в холлах дошкольной организации и на территории МБДОУ.
• Пропаганда среди родителей воспитанников через организацию социальных акций “Принеси саженец”, “Птичья столовая”.
• Уборка листвы на участке группы и территории ДОО;
• “Своими руками” – изготовление с детьми поделок к различным праздникам для пожилых людей;
• организация и проведение концертов для ветеранов в детском саду;
• сбор вещей для малообеспеченных семей;
• Участие в акциях “Посади свое дерево”, “Птичья столовая”, участие в проекте “Дорогою добра”.
Таким образом, организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств, навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям; повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.