наши лохматые съездили в гости в детский дом

Помощь тем, кто важен

Спросите нашего чат-бота в Telegram о том, как стать волонтером, как оказать помощь, как получить консультацию, где сдать пластиковые крышечки или как сделать пожертвование.

Мы предоставляем информационную, психологическую и юридическую помощь приемным родителям.

Бегаем ради блага

Присоединяйтесь к нашей команде благобегунов фонда! Мы бежим не просто так – мы бежим в поддержку детей, которые нуждаются в нашей помощи.

Сделай добро и помоги

Превращаем пластиковые крышки в нечто большее – средства реабилитации для детей с тяжелыми заболеваниями. Вместе мы можем очистить планету и помочь детям.

И кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот Меня принимает
(Евангелие от Матфея)

Помощь детям-сиротам в Нижнем Новгороде: История движения Милосердие

Помощь детям-сиротам в больницах, детских домах и центрах реабилитации – это одна из самых важных задач, стоящих перед обществом. Эти дети, только что родившиеся, уже остались без материнской заботы и любви. Как им справляться с такой судьбой?

Развитие движения Милосердие в Нижнем Новгороде

Год основания волонтерского движения Милосердие в Нижнем Новгороде – 2007-й – был сложным для детей-сирот. Государственные структуры не могли справиться с растущей проблемой, общественный сектор оставался слабым и не развитым.

История возникновения движения

Организатором движения стал священник Михаил Зазвонов. Он рассказывает, что идея помочь детям-сиротам пришла к нему, когда он видел, как одиноко изображения сидели в больнице, наблюдая за тем, как другим детям внимают родители.

Первые шаги

Сначала в движении было только трое участников. Они собрали деньги, купили средства гигиены и яркие игрушки, чтобы украсить палаты больницы и сделать их более радостными для детей. Они также пригласили друзей помочь, и через неделю к ним присоединились еще 10 человек.

Расширение деятельности

С каждым днем количество волонтеров росло, и вскоре все детские больницы, дома ребенка и приюты в Нижнем Новгороде вошли в сферу внимания Милосердия. Волонтеры не только украшали помещения, но и проводили занятия с детьми, работали с отказниками и даже дежурили в больницах.

Сотрудничество с властями и церковью

Для легализации своей деятельности, движение Милосердие заключило соглашение с областным Министерством здравоохранения и Нижегородской Епархией. Это позволило официально оказывать помощь детям-сиротам и сделало прорыв в ситуации с детьми, нуждающимися в поддержке.

Помощь детям-сиротам – это дело всего общества. Волонтёры движения Милосердие в Нижнем Новгороде стали примером того, как можно изменить жизнь детей к лучшему. Вместе мы сможем сделать мир ярче и добрее!

Помощь детям-сиротам: как стать волонтером

Особо стоит упомянуть о наших добровольцах, работавших в доме ребёнка по специальной разработанной программе Один волонтёр — один ребёнок проекта Шаг навстречу. Волонтёр приходил в дом ребёнка не реже 2-х раз в неделю к конкретному закрепленному за ним ребёнку. На прогулке они общались, читали, играли, и просто веселились с ребёнком. Результаты такого общения поразительны: дети начинают делать большие скачки в развитии уже в первые месяцы!

Программа Один волонтёр — один ребёнок

  • Помощь в детском доме для детей инвалидов.
  • Регулярные посещения конкретных детей.
  • Посещение палат с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Благотворительный фонд Дети без мам

  • Оплата нянь за уход за отказными малышами и детьми-сиротами.
  • Помощь в период их пребывания в больницах.

Возможные формы участия:

  1. Оказать посильную помощь

    • Проблемы детей-сирот не решаются разовой материальной помощью.
    • Детям нужна дружеская поддержка и правильные жизненные ориентиры.
  2. Стать добровольным помощником (волонтером)

    • Помощь воспитателям в детском доме и больницах.
    • Участие в проектах помощи детям-сиротам.

Примеры участия волонтеров в проекте:

  • 23 декабря 2015: Итоги и рекорды проекта Шаг навстречу в Нижегородской области.

Мы благодарим всех волонтеров, благодетелей и неравнодушных людей за любую помощь, поддержку и одобрение. Слава Богу, что вы есть — помощники, делящиеся своей любовью и теплом с ближними.

КООРДИНАТОР проекта помощи детям-инвалидам

Благотворительные инициативы волонтеров в Удмуртии

Волонтеры движения Милосердие и проект Шаг навстречу

Волонтеры движения Милосердие участвуют в проекте Шаг навстречу, где оказывают помощь детям, оставленным в домах ребенка. Они стараются компенсировать отсутствие любви и заботы со стороны родителей. Видео о проекте

Опыт волонтерства Ольги Трониной

Ольга Тронина из Ижевска является добровольцем уже 4,5 года. Первый опыт волонтерства женщина получила в зоопарке Удмуртии, где она показывала ребятам из детских домов животных. Сейчас Ольга участвует в различных благотворительных мероприятиях, вязании вещей для нуждающихся и участием в концертах для людей из домов престарелых.

Проекты волонтеров из корпуса Серебряных волонтеров

Члены корпуса Серебряных волонтеров осуществляют ряд проектов для сообщества. Например, просвещают посетителей зоопарка Ижевска о правильном кормлении животных, организуют досуг для пациентов Социально-реабилитационного центра и поддерживают участников спецопераций за счет вязания носков, варежек и плетения сетей.

Акция Турын чай

Волонтеры придумали акцию Турын чай (с удмуртского языка — травяной чай) для бойцов, находящихся вдали от дома. Они собрали различные травы, упаковали их в мешочки и отправили бойцам, чтобы напомнить о том, что их ждут дома и любят.

Добровольческая деятельность играет важную роль в поддержке сообщества и помогает волонтёрам почувствовать себя полезными и значимыми для окружающих.

Жизнь волонтеров удивительна и интересна, они не сидят на месте и постоянно находятся в движении. Помимо городских мероприятий, они выезжают помогать в разные районы Удмуртии и даже за пределы региона. Например, в 2023 году Ольга Тронина высаживала ёлки в Малопургинском районе и помогала на экологической экспедиции в деревне Усть-Бельск в Каракулинском районе; работала в Москве на праздновании Дня города и посетила форум волонтёров в Ростове-на-Дону. На этом мероприятии Ольга Тронина даже провела мастер-класс по танцам и участвовала в дефиле в удмуртском костюме.

Благодаря добровольчеству женщина знакомится со множеством людей, и, конечно, с такими же волонтёрами. С некоторыми она списывается каждый день. Ольга Ивановна отмечает, что они все как одна большая семья, объединенная общим благим делом.

«Когда меня спрашивают, что меня мотивирует, чтобы в свободное время безвозмездно куда-то ходить, то я отвечаю, что главная мотивация — это общение. Я очень горжусь тем, что смогла около 100 человек поднять с диванов, вывести на улицу и сделать их одной командой. Когда мы смотрим просто на пенсионеров и на своих волонтеров, то они очень отличаются, даже внешне — глаза горят», — поделилась руководитель Добро.Центра «Молоды душой» в Удмуртской Республике Салия Закирова.

Она отметила, что как только начинаешь заниматься добровольчеством, то потом сложно остановиться. Также считает и Ольга Тронина — с рождением внука она пыталась меньше участвовать в волонтёрских мероприятиях, но стало слишком скучно.

Общественно полезные дела волонтёров иногда могут казаться не такими уж и важными, например: показывать дорогу, выдавать флаеры или устраивать небольшие концерты. Но все эти действия, которые большинство людей просто не замечают, приносят огромную пользу обществу.

Ольга Тронина поделилась, что не любит мероприятия, на которых набирают настолько много добровольцев, что некоторым вообще не остается дел. Сама она любит быть занятой, а значит, и полезной. Женщина призналась, что больше всего в своей деятельности ей нравится общаться с людьми и понимать, что она чем-то помогла.

«Ты смотришь на людей и видишь, что им приятно, и сама испытываешь такое удовольствие. Я знаю, что сегодня конкретно я помогла», — заявляет волонтёр.

Эмоции людей — одна из главных наград для добровольцев. Ольгу Тронину несколько раз встречали дети-инвалиды, с которыми она уже виделась ранее, и, узнав её, ребята были очень счастливы.

«Радость в глазах у людей видишь, и тебе радостно. Было приятно на душе, что они меня помнят, значит, это все не зря», — рассказала Ольга Тронина.

Во время разных мероприятий волонтёры успевают посетить новые места, попробовать что-то новое и получить множество впечатлений. Ольга Тронина однажды случайно застала роды козы. Она заявила, что если бы не волонтёрство, то никогда бы в жизни не смогла увидеть такое чудо.

Во время добровольческой деятельности люди приобретают много новых навыков. Они учатся как в процессе мероприятий, так и проходят определенные курсы. Так, специальные знания нужны, если человек собирается ухаживать за инвалидом. Волонтёр Ольга Тронина поделилась, что научилась спрашивать у людей, нужна ли им помощь, вместо того, чтобы сразу навязывать её.

После выхода на пенсию она стала заниматься танцами. На одном концерте она взглянула на танцовщиц и решила, что хочет двигаться также. Теперь женщина участвует в концертах, которые проходят в домах престарелых, реабилитационных центрах и санаториях.

«Идя на мероприятие, я ставлю себе какие-то цели, которые, как мне кажется, я должна сделать. Иначе просто скучно, ведь нужно чего-то добиться, чего-то узнать, кому-то что-то рассказать. Если бы не эти мероприятия, я многого бы не знала», — поделилась Ольга Тронина.

Волонтер отметила, что раньше работала в школе логопедом и общалась с детьми один на один. Отработанные навыки помогают ей и сейчас, но благодаря добровольческой деятельности она стала более общительной и научилась быстрее находить подход к людям. Ольга Ивановна признается, что изменился и взгляд на некоторые вещи.

Волонтёрство объединяет не только совершенно незнакомых людей, но и укрепляет связи между родственниками.

У Ольги Трониной есть 14-летняя внучка Лиза, которая по примеру бабушки тоже стала добровольцем. В 12 лет девочка просто ходила с Ольгой Ивановной за компанию на разные мероприятия, потом стала помогать, а теперь и сама вступила в волонтёрское движение.

«Внучке всё нравится, и у нее есть желание что-то делать, быть вместе со мной, кому-то помочь и что-то новое для себя узнавать. Мы с ней родственные души. Мне это приятно, что она адекватно ко всему относится и готова везде участвовать», — прокомментировала Ольга Тронина.

Несмотря на свои заботы, девочка часто занимается волонтерством вместе с бабушкой, старается ей помогать и набираться опыта. На своем примере Ольга Тронина считает, что детям следует прививать такие качества, как бескорыстие, сочувствие и взаимопомощь. Именно добровольчество раскрывает все лучшее, что есть в человеке, а окружающие единомышленники помогают не свернуть с выбранного пути и добиваться целей.

Даже сестра Ольги Ивановны вдохновилась таким примером и теперь вместе с подругой вяжет носки для участников спецоперации.

Единственный человек, который был против волонтерства, — это дочь Ольги Трониной. Ей было непонятно, зачем пенсионеру нужно постоянно что-то делать, да еще и бесплатно. «Вначале дочь была против, что я хожу и бесплатно помогаю, она ничего не понимала. И только в прошлом году она сказала: «Я счастлива, что ты счастлива», — поделилась Ольга Тронина.

Теперь её поддерживает вся семья, родственники интересуются её деятельностью и помогают, чем могут. Женщина не планирует прекращать заниматься волонтёрством и хочет, чтобы ее внуки тоже приобщились к этой деятельности, когда подрастут.

Особенно поддержка близких будет важна в Год семьи, каким стал 2024 год по указу президента России Владимира Путина. Александр Бречалов отметил, что семья является главной ценностью, поэтому текущий год в Удмуртии также будет посвящен ей. Волонтёры часто приводят в свою деятельность самых близких — сестер, братьев, детей, внуков и друзей. А также сами добровольцы становятся одной большой сплоченной семьей. Множество людей объединяет желание помочь, их сострадание, доброжелательность, неуёмная энергия и любовь к другим людям.

Волонтёры занимаются своей деятельностью безвозмездно и не ждут каких-либо наград, но они все равно становятся приятным сюрпризом.

В 2021 году члены корпуса «Серебряных волонтеров» Удмуртии получили премию главы Удмуртии «Признание».

«Мы вроде никто, не юрлицо, но нас увидели, нас заметили, о нас знает Александр Владимирович. Мы получили премию в размере около 300 тысяч рублей и на эти деньги сшили себе форму и купили фотоаппарат. Это разве не поддержка? Очень хорошая поддержка», — заявила руководитель Добро.Центра «Молоды душой» в Удмуртии Салия Закирова.

Помимо этого, специально для них в Ижевске создали Добро.Центр «Молоды душой».

«Открытие Добро.Центра на базе молодежного центра — лучшей помощи не дождаться. Мы создали корпус, но у нас не было своего помещения. Конечно, когда нам нужно было собраться, то нам предоставляли место, но это все равно нужно было договариваться», — рассказала Салия Закирова.

В результате Молодежный центр, который является оператором всех волонтеров в регионе, пообещал «Серебряным волонтерам» свое место и сдержал слово.

По данным пресс-службы главы и правительства Удмуртии, всего за годы работы активисты этого корпуса приняли участие в организации более 500 мероприятий. В октябре 2023 года с пенсионерами-добровольцами встретился руководитель администрации главы и правительства Удмуртии Александр Журавлев. Узнав об участи волонтёров в крупных мероприятиях и результатах деятельности, он поблагодарил их за работу.

Также в ноябре 2023 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон №558 («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В рамках документа, который начал действовать с 1 января 2024 года, за добровольческую деятельность волонтеров будут поощрять нагрудным знаком. Помимо этого, им будут компенсировать расходы на медуслуги и обучение, если это необходимо для выполнения определенных видов их деятельности.

А для повышения качества жизни людей старшего поколения, многие из которых являются волонтерами, и поддержки семей в стране реализуется национальный проект «Демография».

— Как родилась идея проекта и каким детям участники проекта оказывают помощь?

— После некоторых изменений в системе организации детских домов-интернатов оттуда буквально ушла медицина, система оказалась в печальной ситуации. Мы обращались к президенту, чтобы решить вопрос недофинансирования и отсутствия специалистов. Около полутора лет в Минтруде разрабатывали комплекс мер по исполнению поручений. Первые шаги по мониторингу показали, что с формальным подходом ничего не исправишь. А ведь дети-то со сложнейшими диагнозами! И родителей рядом нет. Не открою Америку, если скажу, что чем раньше начать помогать, тем больше шансов у ребенка не только на самостоятельную жизнь, но и на обретение семьи. За время работы я это видела своими глазами.

На очередном заседании нашей партийной Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства, где поднимались вопросы здравоохранения, в очередной раз озвучили положение детей-сирот в стационарных учреждениях. По итогам встречи сразу было принято решение о необходимости спецпроекта, который помогал бы таким детишкам. Тогда в обсуждении принимали участие активисты фонда "Дорога жизни". Мы с ними и раньше работали с детьми из домов-интернатов. Спустя пару месяцев с этой встречи мы решили стартовать с охватом на всю страну. И запустили проект "Я с тобой". Название пришло сразу, ведь одна из трагедий таких ребят — одиночество, когда нет человека рядом, который может сказать: "Я с тобой, не переживай, мы справимся".

Проект "Я с тобой" мы запустили в мае во время посещения детского дома-интерната в Краснодоне. И уже можно подвести первые итоги. За лето наши специалисты оказали помощь более 700 детям в 15 сиротских учреждениях из 10 регионов, а также дали рекомендации 150 детям из семей. Было сформировано 230 рекомендаций по актуализации ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида — прим. ред.). 19 детишек уже прошли лечение в федеральных клиниках, еще 17 ожидают очереди. Шести детям, которые не могли самостоятельно питаться, установили гастростомы, двоих зачислили в школу после качественной психолого-медико-педагогической экспертизы. Теперь эти дети будут учиться со сверстниками.

В наш проект кроме детей-сирот по просьбе многих мы включили родительских детей с инвалидностью, с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья — прим. ред.), которым нужна помощь. Теперь врачи — участники проекта "Я с тобой" проводят консультации с семьями Донбасса, воспитывающими особенных детей. В новых регионах потребность в помощи и методической поддержке специалистов в учреждениях очень высока. Доктора побывали во многих сиротских учреждениях ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областях.

Кроме этого, 42 сотрудника домов-интернатов прошли обучение на базе московского центра социальной поддержки и реабилитации "Дом детей" по различным направлениям: воспитатели обучились немедикаментозной коррекции поведения, младший медицинский и уходовый персонал — кормлению и уходу за паллиативными детьми, начмеды и фельдшеры изучали нормативные документы, ЛФК-инструкторы стажировались в позиционировании и выстраивании реабилитационных маршрутов, педагоги и психологи практиковались в службе ранней помощи и в службе семейного устройства.

Проведена большая работа, наш проект объединил не только докторов, руководителей учреждений. Нам помогают Институт коррекционной педагогики, волонтеры, молодогвардейцы, огромную помощь оказывает общероссийское общественное движение "Здоровое Отечество", а наши друзья из ОАО "РЖД" обеспечили бесплатный проезд для команды проекта по всей России!

— В основном речь о неизлечимых патологиях?

— Вот тут хотела бы сразу избавить нас всех от стереотипов. Дети в ДДИ (детский дом-интернат — прим. ред.) очень разные! Я знаю детей, которые при раннем вмешательстве квалифицированных специалистов приближались, как говорят эксперты, к полноценной жизни, а после того, как обретали семью, просто преображались! А были случаи, когда специалисты помогали ребенку буквально на грани и состояние существенно становилось легче. Да, есть дети и с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями, при которых снижен или отсутствует реабилитационный потенциал, как говорят специалисты. Но значит это лишь одно: они нуждаются в особом внимании, и наши врачи с ними. В этом случае главной задачей должно быть повышение качества жизни ребенка. Вы бы видели, как изменились дети в Краснодоне! Как они радуются докторам, держат за руку, улыбаются! Как говорит мой любимый реабилитолог Татьяна Тимофеевна Батышева, в детей надо верить, и мы верим в каждого.

Но раз вы спросили, не могу не сказать, что идет работа и с так называемыми сложными случаями в диагностике. Здесь включается не простой, но уже отработанный алгоритм для детей, которые нуждаются в оперативном лечении, современных методах диагностики, недоступных в настоящий момент в регионах их пребывания, — выстраивается маршрутизация, мы договариваемся с медицинскими учреждениями, отправляем документы, обеспечиваем визит в больницу, в итоге дети проходят лечение в ведущих федеральных и столичных клиниках.

Когда дело касается здоровья, и тем более здоровья наших детей, мы встречаем только поддержку — и в системе здравоохранения России в целом, и, конечно, среди наших врачей. Собирается консилиум, идет работа с документами. Только так можно подобрать верную тактику для лечения, определить прогноз по заболеванию и возможные перспективы. Квалифицированная медицинская помощь может если не полностью вылечить ребенка, то значительно повысить качество его жизни. Дети могут освоить новые навыки (ходить, активнее передвигаться, принимать пищу, проводить гигиенические процедуры) и стать более самостоятельными.

— Как можно оценить медицинскую оснащенность детских домов?

— Учреждения, с которыми ведется работа, относятся к разным ведомствам, в каждом регионе своя структура. В основном детские дома относятся к министерствам и департаментам образования, детские дома для инвалидов — к структуре социальной защиты, дома ребенка — к системе здравоохранения. Поэтому объективно оценить медицинскую оснащенность, особенно в учреждениях, которые не подчиняются здравоохранению, сложно. Вернее, она, как правило, недостаточна для обеспечения всех потребностей детей в медицинской помощи внутри учреждения, но по существующему порядку дети получают медицинскую помощь в медучреждениях. И здесь не всегда все гладко.

Как раз реализуя наш проект, мы и выявляем эти проблемы. Ведь, глядя на ребенка и историю его болезни, наши врачи видят, в каком объеме ему должна быть оказана помощь и в каком он ее получил в данный момент, а также выясняют, по каким причинам отложены операции или несвоевременно реализованы иные рекомендации докторов. Мы не ставим задачу найти недостатки — мы помогаем справиться со сложностями ради лучшей помощи детям. И тут мы находим самых главных союзников — директоров учреждений. Они видят детей каждый день, хотят помочь, но сил порой не хватает, не всегда и местная система здравоохранения чутко относится к нуждам конкретного ребенка, откладывая операции, проводя формально диспансеризацию. Всем, кто еще позволяет такие вещи в регионах, хочу напомнить, что это преступление, и мы обязательно это увидим, когда приедем к детям. Я вас уверяю, порой не надо и медицинских знаний, когда видишь диагнозы под копирку у 120 детей-инвалидов в одном учреждении. Но скажу вам, что, даже если иногда встречаем непонимание на первых порах, потом все проходит. Так как реальная помощь ощущается с первых моментов пребывания наших врачей и участия в проекте в целом. При необходимости мы помогаем учреждениям с лекарствами, средствами гигиены, специализированным питанием.

Участники проекта "Я с тобой" анализируют, насколько возможно силами учреждения или имеющимися ресурсами местного здравоохранения обеспечить необходимое медицинское сопровождение конкретным детям. Учреждение может не иметь лицензии на данный вид медицинской деятельности или специалиста по необходимому направлению. И одно дело, если при этом за помощью можно обратиться в районную детскую поликлинику или близлежащую областную больницу. Но иногда, чтобы врач осмотрел ребенка, нужно проделать путь в 200, 500, а порой и 1000 км. Такое расстояние не каждый взрослый спокойно преодолеет, не говоря уже о детях с серьезными заболеваниями.

Важно не только оценить материальное оснащение, укомплектованность штатами в регионе, но и качество предоставляемых услуг, их соответствие потребностям ребенка. Затем совместно с профильными ведомствами искать пути решения сложившейся ситуации. Где-то можно ограничиться адресной помощью, где-то необходимы существенные изменения не только штатного расписания и оснащения учреждения, но и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

— Как способствует оказание помощи этим детям тому, что их могут усыновить или оформить опеку над ними?

— При принятии решения об усыновлении или установлении опеки над ребенком разговор о медицинском статусе всегда стоит особенно остро. И вопросов возникает множество: начиная с того, у каких специалистов наблюдаться и верно ли вообще определен диагноз, реабилитационный потенциал, и заканчивая обустройством быта и условиями обучения.

— Можно ли в рамках проекта помогать усыновителям, которые забрали больного ребенка?

— Работа с учреждениями и его воспитанниками не ограничивается выездами в регионы. Наша команда проекта "Я с тобой", доктора, волонтеры фонда "Дорога жизни" оказывают помощь в реализации предписанных рекомендаций и готовы помогать дальше. Если состоялось семейное устройство ребенка, помощь ему, конечно же, продолжает оказываться. При необходимости выстраивается медицинский или реабилитационный маршрут в рамках заболевания, оказывается содействие в налаживании коммуникаций семьи с профильными фондами по диагнозу ребенка.

Команда проекта "Я с тобой" — это неравнодушные люди, которые делают все возможное, чтоб у детей из сиротских учреждений было счастливое будущее, чтоб они жили полноценную и яркую жизнь. Когда счастливы дети — счастливы и взрослые! В прошлом году в Херсонской области в Алешкинском доме-интернате я познакомилась с удивительными детками. Среди них был Ванюша — весь в катетерах, находился на зондовом питании. Спустя год мы снова встретились с ребятами. И какая же была радость видеть, как Ваня питается вместе со всеми, играет и пытается вставать.

Запуская проект "Я с тобой", мы стремились помочь менять к лучшему жизнь детей в сиротских учреждениях нашей большой страны. Каждая такая история, небольшая победа вдохновляют нас идти дальше, объединяя усилия ради наших детей.

Помогая конкретному ребенку, одновременно мы идем к решению системной задачи — модернизировать, изменить систему сиротских учреждений, помочь их перенастроить так, чтобы детям в системе оказывалась максимально необходимая помощь, а не по остаточному принципу. Чтобы здесь была корректно выстроена работа администраций учреждений с региональными структурными подразделениями систем образования, социальной защиты и здравоохранения. При таком подходе работа будет более эффективной, мы поможем детям найти себя, социализироваться, стать самостоятельнее.

До конца года мы планируем посетить еще девять учреждений в четырех регионах.

Я хочу поблагодарить наших докторов, которые отдают свое сердце, талант лечению и помощи детям, коллегам и друзьям, которые оказывают содействие в помощи детям, которые по зову сердца рядом.

Беседовал Анатолий Бочинин

Нина Воронцова, исполнительный директор волонтерской программы «Наставники детям» (МОО «Старшие Братья Старшие Сестры»), рассказала о том, почему проблему сиротства невозможно решить только через работу с приемными семьями, и как каждый из нас может помочь ребенку из детского дома, становясь волонтером-наставником.

— Кто такие сироты, сколько их в России?

Сироты – это дети, которые в силу тех или иных причин остались без поддержки своих родителей. Чаще всего воспринимается, что это те дети, у которых родители умерли, есть еще формулировка «дети, оставшиеся без попечения родителей». Таких детей сейчас в детских домах меньшинство, когда действительно родители ребенка умерли. Чаще в детских домах проживают социальные сироты. Это дети, у которых родители живы, но они не могут выполнять свои родительские обязанности. Их лишили родительских прав из-за того, что они вели асоциальный образ жизни, и пребывание ребенка в такой семье было опасным для его жизни и здоровья. Есть родители, которые понимают, что они не справляются с воспитанием, и на время отдают ребенка в детский дом, то есть родители не лишены родительских прав. До 90% детей имею живых родителей.

В России сегодня проживают около 600 тысяч сирот, из них почти 94% находятся в семьях. Остальные 6% — составляют около 40 тысяч. Из этого количества примерно 70% — это подростки старше 10-11 лет, так как их реже забирают в семьи, особенно подростков с ОВЗ.

— Можно ли найти семьи для всех детей-сирот?

Это очень хорошее и правильное намерение. Мы уверены, что ребенку лучше в семье, но есть нюансы. Например, подростков реже берут в семьи. На это есть разные причины. Сложный возраст, мало работы с будущими родителями именно в этом направлении. Пока прошло недостаточно времени с тех пор, как государственная система открылась для приемных семей. Количество людей, которые обучились в школах приемных родителей, количество семей с приемными детьми увеличилось многократно, но этого все равно пока недостаточно.

В обществе должно еще нарасти понимание, готовность и знания для того, чтобы взять в семью ребенка со всем сопутствующим комплектом из травматичного опыта и с тем, как это сказывается на его поведении. Должно пройти время для того, чтобы общество было готово решить проблему таким образом, чтобы устроить в семью всех детей, которые в этом нуждаются. Я уверена, что так и будет. Но сейчас таких родителей, готовых принять детей в семью – недостаточно. Это большой путь к тому, чтобы воспитывать определенную родительскую зрелость и готовность надежно принять в свой мир ребенка, найти в себе силы вместе с ним пройти через все сложности периода адаптации.

Кроме того, мы знаем детей, которые твердо уверены, что они не хотят в семью, по разным причинам. При этом, им тоже нужно пройти все этапы социальной адаптации и быть готовыми к самостоятельной жизни, а значит мы должны предложить им поддержку в той форме, которая будет востребована, например, через наставничество.

— Кто такие наставники: репетиторы, спонсоры или будущие усыновители?

У каждого ребенка, воспитывается он в семье или учреждении, остается потребность получить поддержку своего взрослого. Эту потребность нельзя отменить или заменить чем-то, она просто есть и нужно найти способ ее удовлетворить. У каждого ребенка должен быть взрослый, который стабильно и надежно поддерживает его. В семье это ближний круг: родители, бабушки и дедушки, братья и сестры.

Попадая в детский дом, ребенок оказывается в среде, где, меняется система координат, которая важна для собственной устойчивости: принятия себя, для роста и взросления. Все дети в детском доме пришли из разных семей, с разными установками, разного возраста, найти в этом нестабильном мире точку опоры – сложно. Эту точку опоры может дать взрослый, который находится рядом или регулярно посещает ребенка. Который ребенку даст индивидуальное внимание и ощущение собственной значимости. Таким взрослым может стать не только приемный родитель. Именно такими людьми становятся для детей наставники. Наставник – индивидуальный взрослый, который выделяет ребенка из его окружения, дарит ему свое время и ресурс, таким образом укрепляя собственное «я» ребенка, показывая, поддерживая, давая возможность с этой точки осваивать окружающий мир.

Роль значимого взрослого (наставника) может взять на себя кто-то из окружения ребенка в детском доме, такие случаи действительно есть. Но, к сожалению, при всей своей любви к детям, чуткости и неравнодушии, воспитатели или социальные работники не могут дать достаточно индивидуального внимания каждому ребенку. Детей много, а взрослых на всех не хватает.

Наставником может быть какой-то человек, который регулярно приходит в детский дом. Такие отношения могут сложиться случайно, на основе совместной деятельности. Например, педагог, тренер, ведущий секции, где у ребенка пошел отклик и у них установились теплые отношения. Но это исключение из правил и не работает системно.

Наша работа – обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку своего значимого взрослого – персонального волонтера. Сделать этот процесс системным, долгосрочным, подконтрольным и безопасным. Наставник столкнется с теми же сложностями, что и приемные родители, потому что, со стороны ребенка будут вопросы, проверка честности отношения: «Ты ко мне приходишь для того, чтобы сфотографироваться на моем фоне и показать, какой ты добрый, или потому, что я важен для тебя?». Будет проверка: «Принимаешь ли меня и хорошим, и плохим. Когда я веселый, когда мне грустно, когда я что-то не умею». Поэтому, быть наставником — непростая задача. Человек должен быть ресурсным и подготовленным, должен иметь возможность получить поддержку.

Наставничество лучше всего работает или в профессиональной педагогической среде, или когда оно подготовлено и организовано специалистами в сфере сиротства. В нашем фонде это психологи, которые работают с детьми и с наставниками, формируют пары и сопровождают их.

Наставник – это взрослый, зрелый и самостоятельный человек, готовый делиться своим временем с ребенком, часто с подростком, который готов помочь ему вырасти во взрослый мир дав ему поддержку. Важное качество наставника – принимать ребенка таким, какой он есть, давая ему индивидуальную поддержку.

Нас часто спрашивают, много ли случаев, когда наставники детей усыновляют. Это понятный вопрос, потому что кажется, что это логичная стадия развития отношений: вот они пообщались и ребенок ушел в семью к наставнику. Но нет. Потому, что это разные модели поведения, разная мотивация и разные цели, с которыми взрослые приходят к детям. Приемные родители заранее настроены на то, чтобы взять полную ответственность за ребенка. Взять под свое крыло, окружить заботой, взять ответственность за то, как будет дальше выстраиваться его жизнь.

Наставник – это взрослый, который рядом, который заведомо понимает, что я могу дать поддержку в ограниченное количество времени, он не берет полную ответственность за ребенка. Он берет ответственность за то, чтобы открыть этот мир, дать ответы на сложные вопросы. Наставник – как старший брат, он может помочь, но не берет на себя родительские функции. У нас есть наставники, которые поддерживали трех детей последовательно, когда вырастал один, волонтер становился наставником для другого. Задача программы – дать поддержку тому, кто не попал в семью. В программе были случаи, когда наставники забирали детей в семью. Но это исключение, которое подтверждает правило.

Иногда к нам приходят кандидаты и говорят, о том, что хотят стать приемными родителями, но хотят попробовать себя в общении с ребенком и начать с наставничества. В этом случае мы отказываем, потому что здесь некорректна мотивация. Мы понимаем, почему люди хотят так сделать, но должны придерживаться правила: если ты хочешь быть наставником — будь наставником, наставничество – это не способ потренироваться в родительстве. Если так сложится, отношения могут перерасти в детско-родительские, но цель не в этом. Для нас важно создать хорошие, качественные и добрые отношения между ребенком и наставником. Ребенок – это личность, у него есть свое видение мира, свои желания, задача взрослого – помочь ему научиться слышать себя, принимать решения, которые будут хороши для его жизни и впишутся в систему общественной морали и этики.

— Зачем нужен наставник, если у ребенка в детском доме есть все (воспитатели, друзья, налаженный быт, образование)?

Этот вопрос, который мы слышим часто, особенно от тех людей, которые сталкивались с детскими домами, ездили туда, ожидали, что там они увидят покосившиеся кровати, спальни на 20 человек, бедных, недоедающих детей с голодными глазами, одетыми в одинаковые платья.. А приезжают и говорят, что мы поражены тем, как устроен быть. В Москве детские дома выглядят как хорошая гостиница. Но в этом и есть проблема: быт обустроен, созданы условия для учебы, но нет очень важной вещи для ребенка, который не по своей воле оторван от семьи и оказался в кругу других детей. Это осознание значимости, нужности, ценности своего «я».

Дети часто принимают на себя вину за то, что родители их оставили, какая бы не была причина. Дети думают, что это они какие-то не такие, что они что-то сделали не так. Для того, чтобы помочь ребенку осознать себя значимым, нужным, достойным, нужно индивидуальное отношение. Чтобы кто-то из взрослых сказал: я тебя вижу, ты значим, ты мне нужен, я здесь для тебя для того, чтобы тебя поддержать.

Налаженный быт необходим, возможности для образования важны, воспитатели должны быть внимательными, чуткими, понимающими, строгими, все это правильно. Но этого все равно недостаточно для формирования личности, готовой вступить в самостоятельную, осознанную и ответственную жизнь. Человеку нужен человек. Нужно, чтобы было с кем поговорить, обменяться мнением, пожаловаться, получить поддержку. Затем идет познание внешнего мира за пределами детского дома, обучение бытовым навыкам, социализация, развитие коммуникативных навыков и прочее, что помогает «прокачать» наставник.

— Если волонтер посещает ребенка бесплатно, зачем нужны пожертвования?

Волонтер действительно посещает ребенка по велению души, потому что достиг того уровня ресурсности и зрелости, когда сам испытывает потребность в том, чтобы делиться и помогать. Наша задача как благотворительной программы заключается в том, чтобы эту мотивацию поддержать и сохранить. Программа работает на долгосрочную перспективу, для этого посещения ребенка волонтером не должны быть разовыми, мы выстраиваем систему, в которой вместе укрепляем доверие ребенка к миру взрослых через этот опыт последовательного взаимодействия.

Только когда доверие между ребенком и наставником выстроено, начинается развитие других навыков. На формирование доверительных отношений уходит от 3 до 6 месяцев. Все это время волонтер приходит к ребенку 1 раз в неделю. Это может быть довольно сложно, потому что дети не умеют общаться, не торопятся открываться, могут выдавать задачки в виде непонятного поведения, когда с этим сложно справиться, что выглядит внешне как конфликт. Выстраивание отношений с ребенком с травматичной историей – сложный процесс, пройти его без поддержки специалиста затруднительно. Специалист поможет разобраться в том, что означает то или иное поведение, которое на первый взгляд кажется сигналом: уходи, ты мне не нужен. Поддержка психолога очень нужна в момент выстраивания отношений.

Поэтому, основные затраты в реализации программы – оплата работы психологов, которые подбирают наставнические пары, чтобы отношения сложились, чтобы и взрослому, и ребенку было интересно вместе, чтобы они нашли тот темп развития отношений, который будет комфортен обеим сторонам. Поддержка психолога – залог долгих и успешных отношений между ребенком и взрослым. Вся эта система работает потому, что программа наставничества профессионально организована, работает единым механизмом, обеспечивая связь между разными структурами, сиротскими учреждениями, имеет налаженный процесс отбора (мы же не хотим, чтобы к детям приходили случайные или опасные люди) и обучения волонтеров, прозрачную структуру управления, отчетность и профессиональное признание.

Наши лохматые съездили в гости в детский дом

Наши лохматые съездили в гости в детский дом

Посещение детского дома имени К. Либкнехта в январские праздники стало уже доброй традицией🔥. Ребята ждут наших лохматых с нетерпением, а наши лохматые напитываются любовью на год вперед.

В этот раз мы поехали с Рыжей и новенькой Боней. Младшая🐕 четвероногая помогала Рыжей справиться со всеми детскими ладошками. Бонька, конечно, прям семейная собака — внимания было много и ей это явно нравилось.

Ребята не только общались с нашими подопечными, но и водили с нами хороводы, читали стихи Рыжей и Боньке, пели нам новогодние и рождественские песни🎄. Успели мы и поваляться — помедитировать вместе с лохматыми.

Оля показала трюки и команды с Рыжей и Боней. Пушистые тренируются и по отдельности и вдвоем👍. Особенно детям понравилось выполнение команды «дай пять» одновременно двумя собаками.

🍫 А в конце мы раздали воспитанникам детского дома сладкие подарки. Хотим, чтобы этот пушистый час запомнился как озорной, добрый и сладкий!

❤️ Спасибо директору Елене Борисовне за теплый прием, любовь к своим подопечным детям и нашим четвероногим бездомышам! Большого сердца хватает на всех.

https://youtube.com/watch?v=Q_k695rZtNw%3Ffeature%3Doembed

Помоги детям жить в семье, а не в детском доме

Мы помогаем детям-сиротам в детских домах и больницах, ищем им приемных родителей и поддерживаем родные семьи в трудной жизненной ситуации, чтобы дети не попадали в сиротские учреждения. Мы работаем, чтобы менять будущее для детей, а значит, и для всех нас. Присоединяйтесь!

Наша миссия

Мы помогаем семьям, у которых отбирают детей или которые оказались на грани отказа от ребенка, ищем детям-сиротам приемных родителей и поддерживаем их, помогаем ребятам в больницах и детских домах. Наша цель — не только помочь детям, но и изменить систему поддержки семьи, ведь именно здесь кроется основная причина социального сиротства. Все это мы делаем благодаря вам — волонтерам и жертвователям, которые каждый день, шаг за шагом меняют мир.

отправь смс с текстом

НА НОМЕР: 3116

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *