научная статья волонтерство в медицине

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)


НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ВОЛОНТЕРСТВО В МЕДИЦИНЕ

Роль волонтерского движения в укреплении общественного здоровья (на модели приверженности иммунопрофилактике)

Коршунов В. А., Брико Н. И., Миндлина А. Я., Полибин Р. В., Мова Ю. А., Медведева Т. А.

Коршунов В. А., Брико Н. И., Миндлина А. Я., Полибин Р. В., Мова Ю. А., Медведева Т. А. Роль волонтерского движения в укреплении общественного здоровья (на модели приверженности иммунопрофилактике). Профилактическая медицина.
2021;24
:68‑71. Korshunov VA, Briko NI, Mindlina AYa, Polibin RV, Mova YuA, Medvedeva TA. The role of voluntary work in public health maintenance (based on the model of adherence to immunization). Profilakticheskaya Meditsina. 2021;24
:68‑71. ( In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20212405168

Введение

Добровольческое движение с каждым годом приобретает все большую активность как в нашей стране, так и в мире. Оно позволяет более активно вовлечь людей в общественно полезную деятельность, является важным звеном воспитательной и патриотической работы. Добровольцы принимают участие во всех значительных событиях страны, реализуют социальные, экологические, патриотические, культурные проекты.

Широко развито медицинское добровольческое движение и в России. В нашей стране в добровольческой деятельности участвуют различные возрастные и социальные группы — школьники, сотрудники организаций (корпоративное волонтерство), пожилые люди, однако главным звеном волонтерского движения, безусловно, выступают молодые люди — студенты средних и высших учебных заведений, а также молодые специалисты. Наиболее крупными медицинскими волонтерскими организациями в России являются: волонтерское движение «Волонтеры-медики», волонтерские движения медицинских вузов, различные некоммерческие организации и благотворительные фонды. Проекты волонтеров многогранны — это адресная помощь больным, донорство, социальная работа, помощь в лечебно-профилактических организациях, реабилитация, просветительская деятельность по профилактике заболеваний.

Для решения этой задачи медицинским сообществом прилагается много усилий. Так, в частности, на базе кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Института общественного здоровья Сеченовского университета создан центр повышения приверженности иммунопрофилактике. Деятельность центра включает в себя образовательную, научно-методическую, информационную, научно-исследовательскую составляющие.

Студенческий волонтерский отряд «Авангард профилактики» был создан в начале 2019 г. на базе кафедры Эпидемиологии и доказательной медицины Института общественного здоровья совместно с Волонтерским центром Сеченовского университета. Добровольческое движение в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова имеет богатую историю и опыт. Оно активно развивается с 2009 г. — именно тогда студентами вуза был организован медико-социальный студенческий отряд «Маленький принц». Из этого движения выросло целое поколение волонтеров, способных организовывать помощь нуждающимся и находить пути из сложных жизненных ситуаций. Учащиеся университета стали важным звеном медицинской помощи в период пандемии COVID-19 — с первых дней студенты-волонтеры активно принимали участие в оказании помощи больным, помогая врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу.

ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Семенова О. А. *

В статье рассматривается специфика волонтерской деятельности студентов, обучающихся медицинским специальностям. Обосновано, что особенностью добровольчества является его ярко выраженная профессиональная направленность. Это обусловлено самой сущностью профессии врача, востребованностью таких качеств, как гуманность, милосердие, отзывчивость. В статье показано, что участие студентов-медиков в волонтерском движении создает уникальный социальный капитал для их социально-профессиональной зрелости и психолого-педагогической компетентности. В связи с таким пониманием роли волонтерства в медицинской профессии актуализируется потребность в повышении количественные и качественные характеристики добровольческих практик в медицинских вузах.

Ключевые слова: добровольческие практики, медицинское образование, профессиональная направленность, студенты-волонтеры.

FEATURES OF VOLUNTEER ACTIVITY AT MEDICAL UNIVERSITY

Semenova O. A. *

Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia

The article discusses the specifics of the volunteer activities of students studying medical specialties. The author proves that one of the peculiarities of volunteering is its pronounced professional orientation. This is due to the very essence of the medical profession, the demand for such qualities as humanity, mercy, and responsiveness. The paper shows that the participation of medical students in the volunteer movement creates a unique social capital for their social and professional maturity and psychological and pedagogical competence. In connection with this understanding of the role of volunteering in the medical profession, the need for increasing the quantitative and qualitative characteristics of voluntary practices in medical schools is becoming more relevant.

Keywords: volunteer practices, medical education, professional orientation, student volunteers.

Студенческое волонтерство в медицинском вузе, таким образом, является многоаспектным феноменом: и определенным этапом профессионального становления личности студента-медика, и воспитательной деятельностью, влияющей на субъективные и объективные характеристики социального самочувствия будущего врача, и социальной технологией, стимулирующей самоопределение, самоорганизацию и самоутверждение студенческой молодежи. Но главной отличительной чертой добровольческого движения в медицинском вузе по сравнению с волонтерским движением в вузах других профессиональных специальностей – это его максимальная профессиональная (медицинская) направленность.

Именно с целью активизации добровольческой деятельности среди студентов-медиков в Ставропольском государственном медицинском университете были созданы в 2016 году студенческий центр добровольческой деятельности, студенческая кафедра волонтерства Союза студентов и студенческий волонтерский отряд «Милосердие». Среди целей и задач этих структур приоритетными являются профессионально ориентированные: приобщение будущих врачей к профессиональной культуре, этике и морали, укрепление и развитие гуманитарной воспитательной среды, формирование на этой основе милосердия и отзывчивости как главных качества врача; обеспечение единства профессионального образования и нравственного воспитания, повышение конкурентоспособности будущего специалиста-медика. Такая форма внеучебной деятельности получило широкое распространение среди студентов-медиков: если в 2016 году добровольчеством занималось около 50 человек, то в 2019 году свыше 600 студентов.

Поскольку особенностью волонтерской деятельности в стенах медицинских университетов является преобладание профессиональной (медицинской) направленности, то в основу добровольчества была положена концепция Всероссийского общественного объединения «Волонтеры-медики». В результате более 65% от всех проведенных акций составляют мероприятия медицинской направленности, а именно: деятельность по профилактике различных заболеваний, табакокурения, наркомании, содействию популяризации ЗОЖ, донорству.

Самой оптимальной для студенчества по своим временным характеристикам, как показывает практика, является проектная волонтерская работа, которая реализуется время от времени и не предполагает каждодневной занятости. Наиболее значимыми волонтерскими студенческими проектами в Ставропольском медуниверситете являются долгосрочные широкомасштабные проекты: «Белая ромашка» по профилактике туберкулеза и формированию навыков здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях города Ставрополя (47 чел.); «Ставрополь улыбается» по профилактике стоматологических заболеваний среди детей и их родителей (18 чел.); «Золотой возраст» по организации содержательного досуга пациентов гериатрических отделении городских больниц, по преодолению их изолированности и поднятию социального статуса (15 чел.), и другие. Кроме этого в университете создано несколько школ по подготовке волонтеров для организации и проведения соответствующих видов добровольчества. Это -«Межвузовская Школа подготовки волонтеров к медицинскому сопровождению спортивных и массовых мероприятий» (в 2018-2019 учебном году прошли обучение 189 студентов, проведено 12 мастер-классов по оказанию первой помощи, осуществлено 29 сопровождений спортивных и массовых мероприятий международного, всероссийского и межрегионального уровней, в том числе «Студенческой весны стран БРИКС и ШОС – 2019»), «Межвузовская Школа ответственных доноров» (в 2018-2019 учебном году приняло участие 78 студентов из 4 вузов г.

Ставрополя), «Школа подготовки волонтеров-медиков СтГМУ» (в 2018-2019 учебном году подготовлено 144 волонтера). Участие в волонтерских акциях, имеющих ярко выраженную профессиональную медицинскую направленность, как показали исследования, не только формирует у студентов-медиков гражданскую активность и приобщает их к общественной деятельности, но и существенно влияет на профессиональное становление будущих врачей, обеспечивая им «вход на рынок труда». В рамках добровольческих практик приобретаются навыки врачебной деятельности, развиваются такие деловые и личностные качества, как ответственность, креативность, милосердие, эмпатия, отзывчивость, толерантность.

Социальная практика вовлеченности студентов медуниверситета в добровольчество свидетельствует о повышении у студентов-волонтеров профессиональной зрелости и социально-психологической компетентности. Исследования показывают, что для добровольцев мотивация к безвозмездному труду одновременно связана с ориентацией на профессиональное и карьерное развитие, формируется смешанная мотивация, включающая в себя как альтруистические, так и эгоистические мотивы. Кроме того, смешанная мотивация и относительно регулярное занятие волонтерской деятельностью во многом обусловливают ответственное отношение студентов-добровольцев к своим жизненным материальным и временным ресурсам, способствуют более рациональному планированию собственной жизни, стимулируют показатели личной удовлетворенности.

В современных условиях волонтерская деятельность становится одним из самых востребованных видов социальной активности будущих медиков. Осознание значимости добровольчества в профессиональном становлении студентов медицинских вузов ведет к пониманию необходимости развития в их образовательной среде разнообразных видов волонтерства (профессионального, событийного, творческого, экологического, спортивного и т.д.), чтобы одновременно повышать и количественные, и качественные характеристики добровольческих практик, формировать социальный капитал будущих специалистов-медиков в виде практического опыта по оказанию комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, приобщая их к продуктивной и насыщенной жизни.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Кузьминчук A. A. Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития / A. A. Кузьминчук, M. B. Певная, Е. Р. Тимиршина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета.

– 2018. – №2 (53). – С. 68-77.

2. Гриценко Г. Д. Подрастающее поколение как группа риска в современном российском обществе / Г. Д. Гриценко, Л. А. Часовская. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.- 149 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / 4-е изд., доп. – М.: А ТЕМП, 2006. – 938с.

6. Энциклопедия мысли: сб. афоризмов и изречений от древности до наших дней / сост. И. Б. Беляева. – СПб.: Респекс, 2000. – 590 с.

8. Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования / В. А. Аверин, Т. Л. Бухарина. – Екатеринбург: УрО РАН, 2002. – 405 с.

11. Кузьминчук A. A. Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития / A. A. Кузьминчук, M. B. Певная, Е. Р. Тимиршина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета.

12. Гриценко Г. Д. Подрастающее поколение как группа риска в современном российском обществе / Г. Д. Гриценко, Л. А. Часовская. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.- 149 с.

13. Handy F. A cross-cultural examination of student volunteering: Is it all about resume building? / Handy F., Cnaan R. A., Hustinx L. and others // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. – 2010. – 39

. – Р.498-523.

Список литературы на английском языке / References in English

13. F. Handy F. A cross-cultural examination of student volunteering: Is it all about resume building? / Handy F., Cnaan R. A., Hustinx L. and others // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. – 2010. – 39

. – P.498-523.

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики лечебного факультета ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова», Москва, Россия

Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России, Москва, Россия


НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ВОЛОНТЕРСТВО В МЕДИЦИНЕ

Феномен медицинского волонтерства в Российской Федерации

Белокопытова Н. В., Пашин М. М., Салагай О. О., Надарейшвили Г. Г., Савчук П. О.

Белокопытова Н. В., Пашин М. М., Салагай О. О., Надарейшвили Г. Г., Савчук П. О. Феномен медицинского волонтерства в Российской Федерации. Профилактическая медицина.
2018;21

:23‑25. Belokopytova NV, Pashin MM, Salagai OO, Nadareyshvili GG, Savchuk PO. The healthcare volunteering phenomenon in the Russian Federation. Profilakticheskaya Meditsina. 2018;21

:23‑25. ( In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20182106123

Сегодня добровольческое движение помогает государству в различных областях, приобретая такие формы, как волонтерство социальное (помощь одиноким инвалидам, пожилым), событийное (содействие в проведении мероприятий социально-культурного, спортивного и образовательного характера), культурно-просветительское (участие в проектах культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, парках и т. д.), медицинское (участие в оказании медицинской помощи, санитарно-профилактической работе). Устойчивая тенденция развития добровольчества во всех сферах общественной жизни может служить своеобразным индикатором стабильности государственной системы и перехода общества в постиндустриальную стадию развития.

В отечественной научной литературе отсутствуют работы, в которых системно рассматривается медицинское волонтерство в современной России. В связи с этим нами были поставлены задачи проанализировать работу органов государственной власти в сфере охраны здоровья по привлечению добровольцев в регионах страны, выявить основные направления и проблемы реализации добровольческой деятельности в этой области.

Для анализа участия добровольческих организаций в реализации проектов в медицине в органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья были разосланы анкеты с блоками вопросов по практике привлечения добровольцев в стационарные медицинские учреждения; по наличию заключенных соглашений по реализации совместных благотворительных программ; по привлекаемым добровольным организациям: виду их деятельности, числу членов и регулярности привлечения; по эффективности сотрудничества и критерию государственного финансирования. Кроме того, проведен анализ деятельности наиболее крупной организации в сфере медицинского добровольчества — всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики», добровольческой некоммерческой организации.

Были получены данные из 69 субъектов Российской Федерации, что составило 81,5% от их общего числа.

Анализ полученных анкет показал следующее. В 8 (11,6%) из 69 субъектов РФ взаимодействие с добровольческими организациями либо не осуществляется, либо данные об их привлечении отсутствуют. В 61 (88,4%) регионе оно ведется на постоянной основе с различной частотой привлечения. Данное взаимодействие в подавляющем большинстве случаев (75,4%) сами органы государственной власти субъектов характеризуют как эффективное.

Всего взаимодействие осуществляют более чем с 470 волонтерскими организациями. Центральный федеральный округ лидирует по привлечению добровольцев в медицинские организации. Наименьший уровень активности в этом направлении в Северо-Кавказском федеральном округе.

О выделении дополнительных средств на реализацию проектов в сфере охраны здоровья сообщили только 8,6% регионов. В остальных случаях волонтерские организации располагают негосударственными средствами или федеральными грантами.

Привлечение добровольцев осуществляется преимущественно по таким направлениям, как помощь медицинскому персоналу и уход за пациентами, санитарно-профилактическое просвещение, медицинское сопровождение во время спортивных и массовых мероприятий, популяризация регулярного донорства крови, а также по профориентации школьников на работу в медицине.

Лидером по активности на территории РФ является движение «Волонтеры-медики». В ряде субъектов осуществляется сотрудничество с епархиями Русской православной церкви и другими религиозными организациями. Так, например, распространена практика привлечения сестер милосердия для ухода за больными детьми, нуждающимися в длительном лечении, а также для их сопровождения.

Если говорить о личности самого волонтера, то в сфере здравоохранения это, как правило, студенты медицинских вузов и колледжей, школьники старших классов, молодые специалисты, при этом их средний возраст составляет 19—24 года. По таким направлениям как наркология и профилактика ВИЧ-инфекции, добровольцами нередко выступают люди с ВИЧ или наркозависимые в прошлом.

Центральными мероприятиями, к участию в которых привлекаются добровольцы для профилактической работы с населением и оказания ему помощи, являются Всемирный день здоровья, Всемирный день борьбы с туберкулезом, Всемирный день без табака, Всемирный день борьбы с ВИЧ/СПИДом, но вне акций также проводится системная работа совместно с центрами/отделениями медицинской профилактики и центрами здоровья.

Для получения полной картины медицинского волонтерства нами проведены встречные оценки взаимодействия региональных отделений движения «Волонтеры-медики» с органами государственной власти субъектов РФ по охране здоровья, с медицинскими организациями и образовательными медицинскими учреждениями.

В вузах, подведомственных Минздраву России, насчитывается более 14 тыс. волонтеров в сфере здравоохранения, которые в большинстве случаев являются участниками или партнерами движения «Волонтеры-медики», оказывающего свою помощь около 4 млн человек в год. Увеличивается количество обучающихся, участвующих в волонтерских проектах: по сравнению с 2016 г. этот показатель вырос примерно на 30%. Движение «Волонтеры-медики» непосредственно взаимодействует с 257 медицинскими учреждениями и 182 медицинскими образовательными организациями.

Анализ встречных оценок работы с региональными медицинскими организациями движения «Волонтеры-медики» показал следующее. Согласно данным, полученным из 69 субъектов Российской Федерации, в 13 (18,7%) регионах взаимодействие с региональными органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья не осуществляется или же на данный момент полностью отсутствует, что на 7,2% больше, чем по оценкам региональных органов власти. Взаимодействие охарактеризовано как неэффективное в 26,5% случаев, как эффективное — в 54,6%, при этом последнее на 20,8% меньше, чем по оценкам регионов.

Изложенное позволяет сделать ряд выводов. Прежде всего в настоящий момент институт медицинского добровольчества, как и добровольчество в целом находится в процессе своего становления. При этом органы государственной власти и медицинские организации достаточно активно привлекают волонтеров к своей деятельности, однако как численность добровольцев, так и спектр направлений их активности требуют дальнейшего расширения. « Молодость» такого движения в России обусловлена тем, что, несмотря на вековые традиции гражданской взаимопомощи и поддержки, окончательное оформление добровольчества как социального института произошло в 2010—2012 гг. в результате системной подготовки волонтеров к Олимпийским играм в Сочи и Универсиаде в Казани.

В связи со сложной структурой волонтерского взаимодействия и большим количеством вовлеченных в него сторон (таких как органы исполнительной власти, образовательные учреждения медицинского и фармацевтического профилей, социально ориентированные некоммерческие организации, а также лечебные, профилактические и научно-исследовательские медицинские учреждения), важным фактором для объективной оценки является обратная связь от всех участников процесса.

Анализ полученных оценок выявил бессистемность во взаимодействии волонтерских организаций и государственных органов из-за дефицита поддержки данной деятельности, непонимания способов и механизмов ее реализации, недостатка профильных нормативных правовых актов, а также ввиду отсутствия системы мотивации добровольцев. C учетом этого предпринят ряд мер, направленных на улучшение сложившийся ситуации. Так, Минздравом России создан Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья. Целью его работы является выработка общих подходов к формированию и работе волонтерских движений, развитие, методическая поддержка и продвижение добровольческих инициатив, выявление и распространение успешных добровольческих практик, а также объединение ресурсов для преодоления барьеров, возникающих перед волонтерством в сфере охраны здоровья. Совместно с заинтересованными социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерскими центрами образовательных учреждений медицинского и фармацевтического профиля разработаны и направлены в регионы методические рекомендации по организации работы добровольцев в здравоохранении, что позволит задать единый вектор развития направления.

Предстоит разработать национальный стандарт в сфере медицинского добровольчества, а также образовательные программы, призванные восполнить дефицит знаний и навыков как у организаторов здравоохранения относительно волонтерства, так и у представителей органов государственной власти и подведомственных организаций относительно потенциальных «точек приложения силы» в области медицины.

Нельзя также забывать, что волонтерство является важным элементом системы социальных лифтов. Свой вклад в развитие данного направления деятельности, несомненно, внесут инициированные Администрацией Президента Р. Ф. проекты, объединенные в платформу «Россия — страна возможностей».

Привлекающие добровольцев организации, включая органы власти, не только решают конкретные точечные задачи, но и повышают степень открытости государства тем, что формируют доверие внутри общества, вовлекают представителей волонтерских движений в системную работу, выработку и принятие решений, внедряют наставничество как системообразующий элемент гражданского общества.

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что в ближайшей перспективе перед государством стоит задача масштабного расширения полноценного диалога между добровольческими организациями и органами управления в области здравоохранения, а также образовательными учреждениями медицинского профиля и клиническими учреждениями, в том числе определение возможности взаимодействия, мониторинг потребностей и результатов, формирование системы социальных лифтов. Это потребует грамотного и взвешенного тиражирования наилучших добровольческих практик, построения простой и эффективной архитектуры взаимодействия через мягкое регулирование со стороны федеральных институтов (в нашем случае это Федеральный центр поддержки медицинского добровольчества). Однако главное при этом — обеспечить сохранение свободы, инициативы, позитивного подхода и альтруистичного начала, которые составляют основу добровольчества.

Концепция и дизайн — О. С., Н. Б.

Сбор и обработка материала, статистическая обработка данных — М. П., Н. Б., П. С.

Написание текста, редактирование — О. С., Н. Б., М. П., Г. Н., П. C.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями
использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании
файлов cookie, нажмите здесь.

Князева О. В.1, Щелина Т. Т.2

1преподаватель, ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж», 2доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета, Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас

РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена проблеме подготовки будущих медицинских работников к работе с пациентами пожилого и старческого возраста. Решение данного вопроса предусматривается посредством волонтерской деятельности, которая выполняет функцию нравственного воспитания, возрождения в молодежной среде милосердия, сострадания, отзывчивости и других важных личностных качеств личности будущего медицинского работника.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, нравственно-личностные качества.

Knyazeva O. V.1, Shchelina T. T.2

1teacher, State budgetary educational institution of Nizhny Novgorod region «Arzamas medical College», 2PhD in Pedagogy, Professor, Dean of psychology and pedagogical faculty, Arzamas branch of  Nizhny Novgorod state University them. N. I. Lobachevsky, Arzamas

THE ROLE OF VOLUNTEERING IN THE PROCESS OF TRAINING FOR FUTUTE HEALTH WORKERS TO WORK PEOPLE ELDERLY

The article is devoted to the training of future nurses to work with patients of elderly and senile age. The solution to this problem involves volunteering, performing the function of moral education, the revival among the youth of mercy, compassion, sensitivity and other important personal qualities of the individual.

Keywords: volunteering, moral and personal qualities.

В этой связи, вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации среднего медицинского персонала для работы в области гериатрии, занимают значительное место в системе среднего профессионального образования.

В отечественной педагогике накоплен достаточно большой опыт научных исследований в области проблем подготовки средних медицинских работников. В частности, становление ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа рассматривалась в работах Е. Г. Бастраковой, Е. А. Бобер, М. Н. Дёминой и др.

Вопросы подготовки и переподготовки среднего медицинского персонала для оказания медицинской помощи пожилым и престарелым людям изучались М. В. Малаховской, С. О. Семисыновым, В. В. Чунаковой, С. В. Шариным и др.

Проведенное нами в течение нескольких лет исследование ценностных ориентаций абитуриентов ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж» показывает, что приоритетной в структуре ценностей будущих медицинских работников является «материально обеспеченная жизнь» (57,3%). При этом ценность «счастье других» для них является не очень важной (11,7%). В ходе исследования также выяснилось, что 68,6% студентов осознанно подошли к выбору профессии; случайно пришли в медицинский колледж – 15,5%, по настоянию родителей 12,5%, а по совету знакомых – 3,4%. Вероятно, сознательно выбранная профессия должна бы соответствовать и приоритетной ценности «материально обеспеченная жизнь». В то же время осваиваемая специфика профессиональной деятельности, профессионального взаимодействия с различными категориями пациентов, возможно, не соотносилась в момент выбора с реалиями экономической отдачи вкладываемого труда и психологических затрат. Вполне возможно, что это сопоставление наступит в процессе обучения, а варианты реагирования на результат можно предположить, в том числе и на основании отношения к тем категориям пациентов, работа с которыми предпочтительна для абитуриентов и первокурсников. Анкетирование первокурсников показало, что в представлении большинства опрошенных пожилые люди – это немощные и беспомощные старики; 61,5% респондентов предпочитают в будущем работать с детьми или молодежью, оставляя категорию пожилых людей на 5-6 места.

Полученные результаты положены в основу разработки и реализации Программы развития нравственно-личностных качеств будущих медицинских работников как одного из средств повышения качества подготовки специалистов. Базовой основой программы стала волонтерская деятельность студенческого общества «Милосердие», цель которой заключается в развитии инициативы студентов в деле оказания добровольческих услуг социально незащищенным слоям населения, в том числе людям пожилого и старческого возраста, а также  развитие профессионально-нравственных качеств личности медицинских работников, формирование социальной зрелости и гражданской позиции обучающихся.

Для организации волонтерского движения в ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж» были выбраны следующие векторы работы:

Осознанию будущими медицинскими работниками своей профессиональной роли в оказании медицинских услуг людям пожилого и старческого возраста, а также развитию профессионально-личностных качеств способствовало оказание волонтерами адресной помощи одиноким пожилым и престарелым людям. Эта часть деятельности реализуется в тесном сотрудничестве с ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Арзамаса». Студенты под руководством медицинских работников центра ухаживают за престарелыми людьми, проводят на дому несложные медицинские манипуляции. Практика показывает, что у многих студентов приходит понимание того, что их тоже ждет старость, и, помогая старым людям, заботясь о них, они закладывают «фундамент обратной связи», что когда-то дети и внуки тоже позаботятся о них.

Особой задачей программы стало обеспечение возможности усвоения и воспроизводства студентами позитивного опыта общения с людьми пожилого возраста, умения устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения, осознавать и передавать свои чувства и чувства партнера, сопереживать и сочувствовать. Освоению  такого опыта способствовало целенаправленное изучение себя и своих взаимоотношений с окружающими в диалоге и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Наиболее показательными в этом отношении стали подготовка и проведение преподавателями колледжа совместно со студентами концертов и вечеров досуга для пожилых людей.

Созданию образа успешного профессионального будущего способствовало и участие студентов-волонтеров во всероссийских и городских акциях: «Подари мне жизнь», «Георгиевская ленточка», «День борьбы с сердечнососудистыми заболеваниями», «Протяни руку», «День борьбы с инсультом» и многих других. Принимая участие в различных акциях, волонтеры проводят измерение артериального давления, выступают с санитарно-просветительскими лекциями, готовят поделки, поздравляют пожилых людей с праздниками и т.д.

Опыт волонтерского движения в ГБПОУ НО «Арзамасский медицинский колледж» показывает, что количество добровольцев, желающих оказывать безвозмездную помощь, с каждым годом увеличивается, благодаря привлечению студентов разных курсов. Эффективность вовлечения студентов в волонтерство и становление личностной самореализации было подтверждено экспериментально. Методом анкетирования ежегодно исследовалось отношение студентов первого курса обучения к волонтерской деятельности. Согласно результатам опроса, за 3 года число волонтеров увеличилось на 9%, что свидетельствует о положительной динамике оценки волонтерского движения и высокой активности студенческой молодежи в добровольческой деятельности. По мнению респондентов, в ее основе лежит желание помочь пожилым, людям, страдающим неизлечимыми или тяжелыми заболеваниями.

Анализ вторичной диагностики ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа отделений «Сестринское дело» и «Лечебное дело» по методике М. Рокича свидетельствует о том, что в среде волонтеров главенствуют такие ценности, как: «счастье других» (67,3%), «здоровье» (81,6%), «уверенность в себе» (71,3%), «терпимость» (57,8%). Повторный анализ анкетирования показал, что студенты, имевшие опыт взаимодействия с пожилыми людьми в процессе волонтерской деятельности, стали более позитивно относиться к стареющим людям, и что особенно важно, у большинства волонтеров появилось желание в будущем связать свою профессиональную деятельность с работой в медико-социальной сфере.

Таким образом, вовлечение студентов в волонтерскую деятельность позволяет развить у будущих медицинских работников нужные для профессии нравственные качества, а также подготовить их к работе с людьми пожилого и старческого возраста. Набираясь жизненного опыта, познавая мир, студенты спешат творить добро, сами становятся добрее, эмоционально устойчивее и нравственно богаче. Более того, волонтерство развивает личность будущей медицинской сестры, формирует позитивное мировоззрение, дает возможность попробовать себя в профессиональной деятельности.

Проект «От студента студенту — скажи вакцинации “Да!”»

В отряд «Авангард профилактики» вошли учащиеся профилактического профиля подготовки — студенты старших курсов Института общественного здоровья (бывший медико-профилактический факультет), заинтересованные в продвижении идей здорового образа жизни среди населения. Привлечение к этой работе студентов именно профильного направления подготовки является, с нашей точки зрения, ключевым, поскольку оно способствует их ранней интеграции в профессиональную профилактическую деятельность. Опыт, полученный в ходе реализации проекта, формирует у студентов навыки организации и проведения санитарно-просветительской работы среди населения.

Отбор участников отряда проводился с учетом наличия базового уровня знаний, полученных при обучении на профильных кафедрах. Свою деятельность волонтеры отряда начали с проекта «От студента студенту — скажи вакцинации “Да!”», направленного на повышение приверженности студентов немедицинских вузов Москвы к вакцинопрофилактике (рис. 1 на цв. вклейке).


НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ВОЛОНТЕРСТВО В МЕДИЦИНЕ

Рис. 1. Модель профилактической программы по повышению приверженности иммунопрофилактике с привлечением волонтеров — студентов профилактического профиля подготовки.

Включение учащейся молодежи в целевую аудиторию проекта обусловлено тем, что молодые люди являются группой населения, значительная часть которых в ближайшие несколько лет станут родителями («Будущие родители»). Кроме того, являясь социально активной группой, они могут и сами ретранслировать информацию о вакцинации среди своих знакомых, родителей, размещать и комментировать ее в социальных сетях и др. Не следует забывать и о необходимости проведения ряда прививок им самим — прежде всего речь идет о ежегодной иммунизации против гриппа, вакцинации и ревакцинации против ряда других инфекций.

Реализация проекта была разделена на ряд этапов. На подготовительном этапе было проведено выборочное исследование по изучению отношения к вакцинации среди студентов немедицинских вузов. Данный мониторинг показал, что студенты плохо информированы в вопросах вакцинопрофилактики, а отношение к ней варьируется от положительного (41,2%) и нейтрального (40,1%) до негативного (12,5%).

Волонтерами был проведен анализ различных источников в сети Интернет (родительские форумы, популярные блоги, сайты и сообщества, посвященные вопросам вакцинации, здоровью и воспитанию детей) с целью мониторинга наиболее распространенных антивакцинальных мифов и убеждений. На основании полученных сведений была выстроена стратегия проводимых мероприятий, определены цели и показатели их достижения.

Помимо изучения информационного материала со студентами проводились тренинги по формированию навыков публичного выступления, командообразования, лидерства и пр. Такой компонент работы был проведен приглашенными экспертами (коуч-тренер, психолог).

В результате в ходе подготовительного этапа был проведен мониторинг знаний и приверженности целевой аудитории к иммунопрофилактике, подготовлены спикеры, разработаны информационные материалы, определены вузы-участники (из числа принявших участие в исследовании).

Основной этап проекта включал в себя цикл образовательных мероприятий в немедицинских вузах Москвы (технических, гуманитарных). Всего участие в проекте приняли студенты 4 вузов. Дополнительно мероприятия программы были проведены среди ряда социально-возрастных групп, изначально не являвшихся целевыми. Так, в частности, по просьбе администрации осуществлялись мероприятия среди учащихся старших классов нескольких московских школ (в том числе предуниверсария Сеченовского университета), реализован интерактивный тренинг в рамках проекта «Университетские субботы», проведено мероприятие на базе городской библиотеки.

Ухудшение эпидемической ситуации, связанное с распространением новой коронавирусной инфекции, не позволило продолжить работу в прежнем формате. В связи с этим программа мероприятий была адаптирована под использование онлайн-технологий. Всего волонтерами проекта были выстроены 3 основные модели проведения встреч, используемые в зависимости от целевой аудитории и имеющихся возможностей: 1) лекция с интерактивным компонентом; 2) интерактивно-игровая модель, 3) онлайн-лекция с интерактивным компонентом.

В результате реализации основного этапа общий охват целевой аудитории («Будущих родителей») составил 650 человек (студенты 4 московских вузов). В общей сложности в образовательных мероприятиях проекта приняли участие более 1000 человек.

По итогам проведенного цикла мероприятий была выполнена оценка их эффективности. Были выбраны ключевые показатели информированности студентов и их приверженности вакцинопрофилактике. Оценка этих показателей проводилась через неделю после мероприятия. Результаты показали, что доля студентов, положительно относящихся к вакцинопрофилактике, выросла на 16%. Прежде всего это произошло за счет молодых людей, указавших свое нейтральное отношение к вакцинации. Число участников мероприятий, отрицательно относящихся к вакцинации, также уменьшилось по сравнению с исходным уровнем (рис. 2 на цв. вклейке). Еще одним критерием, отражающим доверие молодых людей к вакцинопрофилактике, являлась их приверженность вакцинации против гриппа. Так, доля респондентов, планирующих сделать прививку против гриппа в преддверии следующего эпидемического сезона, увеличилась на 9,7% по сравнению с исходным уровнем.


НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ВОЛОНТЕРСТВО В МЕДИЦИНЕ

Рис. 2. Отношение студентов вузов к вакцинации (исходно и через неделю после проведения мероприятия).

Информированность молодых людей в отношении вакцинопрофилактики существенно возросла. Так, доля лиц, верно ответивших на вопросы о проведении вакцинации против гриппа и других инфекций, достигла 90% и более.

Помимо активного компонента (проведение образовательных мероприятий) в рамках проекта волонтеры отряда занимались научно-исследовательской работой (исследовательский компонент). С их участием реализуется проект по мониторингу приверженности вакцинопрофилактике среди различных социально-возрастных групп населения (родители, студенты медицинских и немедицинских специальностей, медицинские работники), членами отряда проведено проспективное исследование заболеваемости гриппом и ОРВИ среди студентов.

Еще одним аспектом профилактической программы был информационный компонент: волонтеры участвовали в создании и размещении информационных материалов по вопросам иммунопрофилактики в сети Интернет.

Работа волонтерского отряда не ограничивается только вопросами иммунопрофилактики. Прорабатываются иные направления деятельности: профилактика ВИЧ, гепатитов; заболеваний неинфекционной природы; программы профессиональной ориентации школьников; гигиенические направления профилактики и пр. Перспективными направлениями являются расширение целевых групп, разработка мероприятий с применением иных моделей проведения (дебаты, квесты, тренинг-кейсы и пр.). Уже имеющиеся программы могут быть адаптированы под дополнительные целевые аудитории, масштабированы для реализации на региональном и федеральном уровнях.

Как известно, даже самые потенциально эффективные профилактические меры не будут работать без понимания и поддержки со стороны населения. Вопросы вакцинации вызывают дискуссию и активное обсуждение, в том числе в СМИ и сети Интернет. При этом необдуманные, а зачастую и провокационные материалы, выдернутые из контекста выступлений слова, появление непроверенных и недостоверных новостей приводят к развитию новой волны антипрививочного движения. В связи с этим профилактическое просвещение остается важнейшей частью работы по сохранению общественного здоровья. Привлечение к решению этой задачи волонтеров — студентов профилактического направления подготовки — позволяет шире реализовывать просветительский компонент в условиях ограниченности ресурсов. При этом сами студенты получают возможность совершенствовать навыки профилактической работы уже во время обучения в университете, что способствует их ранней интеграции в профессиональную профилактическую деятельность.

Создание коллектива увлеченных общим делом молодых людей формирует среди них активное ядро профилактического движения, способствует их взаимодействию в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. Опыт подготовки и проведения публичных выступлений дает возможность на практике использовать полученные теоретические знания, развивает компетенции представления просветительской информации с позиций доказательной медицины, ее адаптации с учетом особенностей различных социальных и профессиональных групп населения. Таким образом, опыт создания и развития волонтерского движения среди учащихся Института общественного здоровья демонстрирует положительные результаты как для самих обучающихся, так и для общества в целом.

Участие авторов: концепция и дизайн — Н. И. Брико, А. Я. Миндлина, Р. В. Полибин; сбор и обработка материала — В. А. Коршунов, Р. В. Полибин, Т. А. Медведева; написание текста — В. А. Коршунов, А. Я. Миндлина, Ю. А. Мова, Т. А. Медведева; редактирование — Н. И. Брико, А. Я. Миндлина, Р. В. Полибин.

The authors declare no conflicts of interest.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *