НАЗНАЧАЮТ УЧАСТНИКОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ И ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ А ТАКЖЕ 3 ДОБРОВОЛЬНУЮ И ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ СЕРТИФИКАЦИЮ УЧАСТНИКИ ДОБРОВОЛЬНОЙ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

»
»
»

Обязательная и добровольная сертификация

1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

Орган по сертификации:

осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию, в которых указывается, что подтверждение соответствия данных объектов осуществляется в рамках системы добровольной сертификации в случае, если выдача сертификатов соответствия установлена правилами системы добровольной сертификации;

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)

предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

2. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

3. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Рекомендации по содержанию и форме документов, представляемых на регистрацию системы добровольной сертификации, см. в Приказе Ростехрегулирования от 25.02.2005 N 27-ст.

Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:

свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. В случае, если указанный документ не представлен лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, по собственной инициативе, сведения, содержащиеся в нем, представляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи;

изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;

документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

4. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных абзацами четвертым, пятым и шестым пункта 3 настоящей статьи, отсутствия сведений о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

3.1. Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт России, иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие работы по сертификации, центральные органы систем сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции.

Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 “О сертификации продукции и услуг” утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”.

3.2. Госстандарт России как специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”.

3.3. Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, осуществляют деятельность по сертификации в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг”.

3.4. Центральный орган системы сертификации:

– организует работы по формированию системы сертификации и осуществляет руководство ею, координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему;

– разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;

– участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе;

– рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий, участвующих в системе;

– ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему, выданных (аннулированных) сертификатов, обеспечивает информацией о них, а также о правилах системы.

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 N 57)

3.5. Орган по сертификации продукции:

– проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;

– сертифицирует продукцию, выдает сертификаты;

– осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

– приостанавливает либо отменяет действия выданных им сертификатов;

– формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

– представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;

– регистрирует декларации о соответствии, принятые изготовителями (продавцами, исполнителями) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 766.

3.6. Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

3.7. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации:

– формирует структуру системы добровольной сертификации;

– устанавливает ее правила и знак соответствия;

– регистрирует систему и знак соответствия в Госстандарте России;

– представляет заявителю необходимую информацию о правилах сертификации;

– ведет реестр этой системы;

– устанавливает порядок оплаты работ по добровольной сертификации.

Орган по добровольной сертификации:

– осуществляет сертификацию продукции;

– выдает сертификаты;

– предоставляет заявителю право на применение знака соответствия на условиях договора;

– приостанавливает или отменяет действие выданных им сертификатов.

3.8. Изготовители (продавцы, исполнители) продукции при проведении обязательной сертификации:

– направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

– принимают декларацию о соответствии на основании документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, и регистрируют ее в органе по сертификации;

– обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии;

– маркируют сертифицированную продукцию и продукцию, соответствие которой подтверждено зарегистрированной в установленном порядке декларацией о соответствии, знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;

– указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивают доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

– применяют сертификат, декларацию о соответствии и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы;

– обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией и продукцией, соответствие которой подтверждено декларацией о соответствии;

– приостанавливают или прекращают реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии, или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае приостановки или отмены действия сертификата решением органа по сертификации;

– сообщают в трехдневный срок о прекращении действия декларации о соответствии в зарегистрировавший ее орган по сертификации в случае выявления федеральными органами исполнительной власти несоответствия продукции установленным требованиям;

– извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Сертификация подразделяется на множество видов. Наличие различных форм обусловлено видами продукции, а также некоторыми другими факторами.

Добровольная и обязательная сертификация

Сертификация различается по обязательности проведения. Различают две формы:

Вне зависимости от того, какой вид сертификации проводится, процедура должна осуществляться аккредитованными центрами.

Разновидности сертификации

Рассмотрим все разновидности сертификации, а также все особенности процедур.

Сертификат соответствия нормам технического регламента

Сертификат устанавливает соответствие товара заявленным требованиям. Для какой продукции он нужен? Если она входит в перечень товара, при подаче таможенной декларации на который нужен документ, подтверждающий соответствие всем регламентам, сертификацию проводить придется. Документ выдается на основании протоколов испытаний продукции. Последние можно получить, обратившись в лабораторию для исследования образцов товара.

Затраты на сертификат составят примерно 10 000 рублей. Точная стоимость зависит от вида продукции. Документ оформляется в течение 3 дней. Для получения сертификата нужно направить в аккредитованный центр заявку, а также пакет документов. Если заявка будет одобрена, производитель предоставляет образцы изделий для дальнейших исследований. Если результаты исследования удовлетворительные, выдается сертификат. Действует он, как правило, год. Информацию об успешно проведенной сертификации можно отобразить в маркировке.

Рассмотрим преимущества получения сертификата соответствия:

ВАЖНО! Если лицо будет реализовывать продукцию без сертификата, на него накладывается административная ответственность.

Добровольные сертификаты

В отличие документов на соответствие требованиям, добровольная сертификация устанавливает соответствие товара качествам, заявленным производителем. К примеру, производитель утверждает, что в продукте нет искусственных красителей, сертификат подтвердит действительность этого заявления. Как правило, документ получают на следующие товары/услуги:

Цель добровольной сертификации – повышение продаж, улучшение имиджа компании, формирование потребительской репутации. Документ можно получать в том числе на товары, подлежащие обязательной сертификации.

Свидетельство о госрегистрации

Свидетельство о государственной регистрации представляет собой подтверждение безопасности продукции, ее соответствие гигиеническим и санитарным нормам. Госрегистрация товара – это мероприятие, которое заменило санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Свидетельство выдается только в том случае, если продукт прошел все испытания на соответствие стандартам. Существует перечень изделий, на которые нужно получать свидетельство в обязательном порядке. Перечень установлен Постановлением Таможенного союза №299. Рассмотрим некоторые виды изделий, подлежащих государственной регистрации:

Получение документа предполагает прохождение следующих этапов:

Свидетельство может выдаваться на лицо, зарегистрированное в государствах-участниках таможенного союза, на импортных производителей.

Выданное свидетельство будет действовать вплоть до внесения поправок в закон.

Сертификат происхождения

Сертификат происхождения подтверждает, что продукт действительно был произведен на территории государства-экспортера. Документ этот нужен для экспортно-импортных процедур. Отсутствие сертификата – это основание для назначения двойных тарифов госпошлины. Особенности такой сертификации устанавливаются Таможенным кодексом. Именно он устанавливает требования к оформлению экспортируемой и импортируемой продукции. Наличие документа о происхождении требуется в обязательном порядке для некоторых категорий изделий. Необходимость наличия сертификата устанавливается законами стран-импортеров, международными нормами, условиями коммерческих контрактов.

К СВЕДЕНИЮ! Рассматриваемый документ не нужно получать на транзитные грузы, временно хранящиеся на территории страны.

Сертификаты происхождения также подразделяются на виды:

Для получения сертификата нужно предоставить в орган ряд документов на продукцию.

СБКТС и ОТТС

ОТТС (Одобрение Типа Транспортного Средства) устанавливает соответствие авто требованиям для механических транспортных средств (ТС), международным нормам. Без документа невозможно получить паспорт на ТС, выдающийся ГИБДД и таможней. Также ОТТС нужно получать при организации серийного производства, ввозе авто в РФ из-за рубежа. Документ действует на протяжении 3 лет. О ТТС оформляется на все виды ТС, которые будут использоваться на дорогах общественного пользования.

СБКТС – это свидетельство о безопасности конструкции ТС. Получать его нужно на авто, бывшие в употреблении, ввозимые в страну из иностранных государств. Бумага выдается на следующие транспортные средства:

Для получения свидетельства владельцу ТС нужно отправить заявку.

Отказное письмо

Отказное письмо – это ответ органов, отвечающих за сертификацию, о необходимости проведения процедуры в отношении продукции. В письме указывается, что то или иное изделие не входит в Номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации. Это неофициальный документ, а потому специального бланка для него не установлено. Однако на бумаге должна иметься печать структуры, отвечающей за сертификацию.

Зачем получать отказное письмо?

Если какая-либо структура настаивает, что на товар должна иметься сертификация, предъявляется отказное письмо.

Для его получения понадобятся эти документы:

Получение сертификата – процесс затратный. Однако в некоторых случаях он обязателен.

Кто
участвует в процедуре обязательной
сертификации?

Участниками
сертификации являются изготовители
продукции и исполнители услуг (первая
сторона, участники, представляющие
первую сторону, при обязательном
под­тверждении соответствия — это
«заявители»). заказ­чики — продавцы
(первая либо вторая сторона, продавец
как получатель продукции представляет
вторую сторону, а при реализации товара
покупателю — первую сторону, а также
организации, представляющие третью
сторону — органы по сертификации,
испытательные лаборатории (центры),
федеральный орган исполнительной власти
по техническо­му регулированию —
Минпромэнерго России и подведом­ственное
ему Агентство по техническому регулированию
и метрологии – Ростехрегулирование.

Основные
участники — заявители, органы по
сертифи­кации (ОС) и испытательные
лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют
в процедуре сертификации каждого
конкретного объекта на всех этапах.

Каковы права и
обязанности заявителя?

Согласно
ст. 28 ФЗ «О техническом регулировании»
заяви­тель вправе:

— выбирать
форму и схему подтверждения соответствия,
предусмотренные для определенных видов
продукции соот­ветствующими правилами
(в перспективе — техническими
регламентами);

— обращаться для
осуществления обязательной серти­фикации
в любой ОС, область аккредитации которого
рас­пространяется на продукцию,
которую заявитель намерева­ется
сертифицировать;

— обращаться в
орган по аккредитации с жалобами на
неправомерные действия ОС и аккредитованных
испыта­тельных лабораторий.

— обеспечивать
соответствие продукции установленным
требованиям;

— выпускать в
обращение продукцию, подлежащую
обязательному подтверждению соответствия,
только после осуществления такого
подтверждения соответствия;

— указывать в
сопроводительной технической докумен­тации
и при маркировке продукции сведения о
сертифика­те соответствия или
декларации о соответствии;

— предъявлять в
органы государственного контроля
(надзора), а также заинтересованным
лицам документы, свидетельствующие о
подтверждении соответствия;

— приостанавливать
или прекращать реализацию про­дукции,
если срок действия документа (сертификата
или декларации) истек либо их действие
приостановлено или прекращено;

— извещать ОС об
изменениях, вносимых в техническую
документацию или технологические
процессы производ­ства сертифицированной
продукции;

— приостанавливать
производство продукции, которая прошла
подтверждение соответствия и не отвечает
уста­новленным требованиям на основании
решений органов государственного
контроля.

Какие функции
выполняет орган по сертификации?

Органы
по сертификации
выполняют
следующие функции:

— привлекают на
договорной основе для проведения
ис­пытаний испытательные лаборатории
(центры) в порядке, установленном
Правительством РФ;

— осуществляют
контроль за объектами сертификации,
если такой контроль предусмотрен
соответствующей схе­мой обязательной
сертификации и договором;

— ведут реестр
выданных ими сертификатов соответ­ствия;

— информируют
соответствующие органы государствен­ного
контроля (надзора) о продукции, поступившей
на сер­тификацию, но не прошедшей ее;

— приостанавливают
или прекращают действие выдан­ного
ими сертификата соответствия;

— обеспечивают
предоставление заявителям информа­ции
о порядке проведения обязательной
сертификации;

— устанавливают
стоимость работ по сертификации на
основе утвержденной Правительством РФ
методики опре­деления стоимости таких
работ.

ОС несет
ответственность за обоснованность и
правиль­ность выдачи сертификата
соответствия, за соблюдение правил
сертификации.

Важное
нововведение (по отношению к Закону РФ
«О сертификации продукции и услуг») —
запрет предо­ставлять лабораториям
сведения о заявителе. Это правило
подразумевает анонимность испытываемой
продукции и на­правлено на обеспечение
объективности испытаний. Таким образом,
если право выбора ОС из нескольких
органов, аккре­дитованных на данную
продукцию, принадлежит заявителю, то
выбор испытательной лаборатории
осуществляет ОС.

Какова роль
испытательных лабораторий в процессе
ПС?

Аккредитованные
испытательные лаборатории (ИЛ)
осу­ществляют
испытания конкретной продукции или
конкрет­ные виды испытаний и выдают
протоколы испытаний для целей сертификации.
В стране действует более 2500 ИЛ. Лаборатория
несет ответственность за соответствие
проведенных ею сертификационных
испытаний требованиям НД, а так­же за
достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован
как ИЛ, то его именуют сертификационным
центром. Так, в стране широко известна
деятельность Российского центра
испытаний и сер­тификации «Ростест
— Москва». О С не вправе предоставлять
аккредитованным испыта­тельным
лабораториям сведения о заявителе.

Кто может быть
экспертом органа по сертификации?

Эксперт
ОС (лицо,
аттестованное на право проведения
одного или нескольких видов работ в
области сертифика­ции) — главный
участник работ по сертификации. От его
знаний, опыта, личных качеств, т.е.
компетентности, зави­сят объективность
и достоверность решения о возможности
выдачи сертификата.

Кто
является участником добровольной
сертификации?

Как
было отмечено выше, система добровольной
сертификации (СДС) — это сово­купность
участников сертификации, действующих
в опре­деленной области по установленным
в системе правилам. В подавляющем
большинстве случаев организаторы СДС
— это юридические лица: научно-исследовательские
институ­ты, коммерческие предприятия,
ассоциации и союзы пред­принимателей,
вузы, федеральные органы исполнительной
власти. Очень часто ОС, осуществляющий
обязательную сертификацию, является
участником СДС. И это естествен­но,
так как используются персонал и
техническая база ОС, которые обеспечивают
весомые стартовые позиции для
раз­вертывания СДС.

Создатели СДС
определяют ее инфраструктуру, т.е.
участников, их функции и условия
взаимодействия между ними. В ФЗ о
техническом регулировании регламентирова­ны
только функции органа по добровольной
сертификации, в частности ОС осуществляет
подтверждение соответствия; выдает
сертификаты соответствия; предоставляет
заявителю право на применение знака
соответствия (если такой знак в системе
предусмотрен); приостанавливает или
прекращает действие выданных сертификатов.

Лицо
или лица, создавшие СДС, устанавливают:

а) перечень объектов,
подле­жащих сертификации;

б) номенклатуру
характеристик, на соответствие которым
осуществляется добровольная сер­тификация;

в) правила выполнения
работ по сертифика­ции;

г)
участников данной системы.

В качестве участника
СДС могут выступать не только юридические,
но и физи­ческие лица. Например,
существует СДС персонала, где заявителями
выступают специалисты, стремящиеся
полу­чить аттестат компетентности
эксперта ОС.

Согласно
ФЗ «О техническом регулировании» (п. 3
ст. 21) СДС может быть зарегистрирована
органом исполнитель­ной власти по
техническому регулированию. Однако эту
норму справедливо критикуют /7/, так как
необязательность регистрации означает,
что СДС не проходит экспертизу,
со­путствующую процедуре регистрации.
Действующий порядок экспертизы
предусматривает проверку только по
двум пара­метрам: патентной чистоте
знака соответствия и названию си­стемы.
Поскольку даже при возможной регистрации
Закон не предусматривает проведение
экспертизы документов СДС, то в одном
сегменте рынка могут появиться 10—20
однотипных систем сертификации, вводящих
приобретателей в заблужде­ние.

Сертификация – обязательная и добровольная

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификация бывает двух видов: добровольная и обязательная.

Установленная законодательством РФ обязательная сертификация – это система сертификации продукции или услуг, сертификация которых является обязательным требованием. Чаще всего обязательная сертификация применяется для продукции, которая может повлиять на безопасность людей, их имущество и окружающую среду, на такую продукцию оформляется обязательный сертификат. Сертификация продукции включает в себя различные схемы сертификации. Самые распространенные – это оформление сертификата соответствия на контракт, на серийный выпуск и на определенную партию продукции.

Сертификация может быть применена как к отечественной продукции, так и к импортируемой. Законодательными актами Российской Федерации установлена номенклатура продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, которая обновляется один раз в год. Некоторые виды продукции или исключаются из обязательной сертификации или переносятся в Номенклатуру продукции, в отношении которой предусмотрено обязательное декларирование. Наличие сертификата соответствия проверяется контролирующими и таможенными органами, в том случае, если продукция или услуга подлежит обязательной сертификации.

Для таможенного оформления продукции, подлежащей обязательной сертификации одновременно с таможенной декларацией заявителем представляются обязательный сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение. В том случае, если тот или иной товар не подлежит обязательной сертификации, в качестве регламентирующего документа предоставляется только санитарно-эпидемиологическое заключение.

Обязательный сертификат от добровольного не отличается практически ничем, так как и в том и в другом случае документально подтверждается качество товаров или услуг. Различаются документы бланками, на которых выдаются данные сертификаты. В том случае, если та или иная продукция подлежит обязательной сертификации, то на такой продукт выдается сертификат соответствия на бланке желтого цвета. Для добровольной сертификации применяется бланк голубого цвета.

Обязательной сертификации подлежат в основном те группы товаров, которые так или иначе могут повлиять на безопасность людей. Так, например, все оборудование работающее от электросети подлежит сертификации в системе сертификации ГОСТ Р. Также подлежит сертификации продукция для детей. А вот большая часть строительной продукции не подлежит сертификации, но на практике ни один продукт строительного назначения не принимается строительными компаниями без сертификата соответствия, что обусловлено высокой долей ответственности за применение тех или иных стройматериалов в строительстве зданий и сооружений.

Добровольная сертификация – это установленная система сертификации в системе ГОСТ Р, которая применяется для тех товаров, услуг или оборудования, сертификация которых не является обязательным требованием согласно законодательству РФ. Сертификация на добровольной основе обычно проводится по желанию производителя, продавца товаров или по требованию заказчика. Так, например, крупные торговые сети при закупке той или иной продукции обычно хотят видеть документальное подтверждение качества, даже если в отношении того или иного товара не предусмотрена сертификация. В таком случае и проводится добровольная сертификация – оформляется добровольный сертификат соответствия на основании протокола испытаний и гигиенического сертификата, несмотря на то, что сертификация проводится на добровольной основе.

Нельзя не заметить, что и потребитель обращает внимание на такой нюанс, как наличие сертификата на приобретаемый продукт. Параметры, на которые проверяется образец товара – это соответствие ГОСТ или ТУ (техническим условиям), то есть производитель при помощи лабораторных испытаний и оформлении добровольного сертификата подтверждает не просто качество предоставляемого товара, но и указывает на соответствие тем требованиям, которые указаны в нормативных документах.

Декларирование соответствия – это подтверждение качества продукции. Сам процесс декларирования соответствия в принципе не отличается от сертификации, так как декларирование соответствия включает в себя такие же этапы подтверждения качества продукции: оформление гигиенического сертификата или санитарно-эпидемиологического заключения, проведение лабораторных сертификационных испытаний, оформление протокола испытаний продукции и затем оформляется декларация соответствия. Декларирование соответствия в системе ГОСТ Р – это обязательная процедура подтверждения качества продукции, но, как показывает практика, предприниматели, оформившие декларацию соответствия, дополнительно оформляют и добровольный сертификат на тот же вид продукции.

Декларирование является такой же обязательно процедурой как сертификация. Многие предприниматели глубоко заблуждаются в том, что если продукция не отражена в номенклатуре продукции подлежащей обязательной сертификации, то не нужно оформлять какую либо разрешительную документацию. Если тот или иной товар отражен в номенклатуре продукции, подлежащей декларированию соответствия, значит, в первую очередь нужно оформить именно декларацию. Довольно часто возникают ситуации, когда контролирующие органы запрашивают именно декларацию при наличии добровольного сертификата. Согласно букве закона, если продукция подлежит декларированию, то сертификат не заменят наличие декларации. В первую очередь нужно оформить декларацию, а уже потом добровольный сертификат.

Декларацию о соответствии обычно составляет предприниматель, после чего декларация направляется в центр сертификации, который регистрирует декларацию и заверяет гербовой печатью данный документ.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию соответствия

В настоящее время подтверждение соответствие (в форме, как сертификации, так и декларирования) необходимо в отношении значительного числа продукции (более 2 тыс. наименований). Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию, утверждаются следующими актами:

Органы, уполномоченные осуществлять сертификацию и декларирование

Для получения сертификата необходимо обратиться в аккредитованный в установленном порядке орган. Данных органов довольно много. Перечень органов по сертификации с разбивкой по регионам можно найти на сайте Ростехрегулирования.

У каждого свои расценки на выдачу сертификатов, а также свой порядок их выдачи. На законодательном уровне вопросы порядка выдачи сертификата регламентируются Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 21.09.1994 г. № 15 . Стоимость услуг органов по сертификации законодательно не установлена.

Сертификация
– это процедура подтверждения соответствия,
посредством которой независимая от
изготовителя (продавца, исполнителя) и
потребителя (покупателя) организация
удостоверяет в письменной форме, что
продукция соответствует установленным
требованиям.

Сертификация
может носить обязательный и добровольный
характер.

Обязательная
сертификация
осуществляется
на основании законов и законодательных
положений и обеспечивает доказательство
соответствия товара (процесса, услуги)
требованиям технических регламентов,
обязательным требованиям стандартов.
Поскольку обязательные требования этих
нормативных документов относятся к
безопасности, охране здоровья людей и
окружающей среды, то основным аспектом
обязательной сертификации являются
безопасность и экологичность.

В
России, о чем подробно сказано далее,
обязательная сертификация введена
Законом “О защите прав потребителя”.
Для осуществления обязательной
сертификации создаются системы
обязательной сертификации, цель их –
доказательство соответствия продукции,
подлежащей обязательной сертификации,
требованиям технических регламентов,
стандартов, которые в законодательном
порядке обязательны к выполнению, либо
обязательным требованиям стандартов.
Номенклатура объектов обязательной
сертификации устанавливается на
государственном уровне управления.

Добровольная
сертификация
проводится
по инициативе юридических или физических
лиц на договорных условиях между
заявителем и органом по сертификации
в системах добровольной сертификации.
Допускается проведение добровольной
сертификации в системах обязательной
сертификации органами по обязательной
сертификации. Нормативный документ, на
соответствие которому осуществляются
испытания при добровольной сертификации,
выбирается, как правило, заявителем.
Заявителем может быть изготовитель,
поставщик, продавец, потребитель
продукции. Системы добровольной
сертификации чаще всего объединяют
изготовителей и потребителей продукции,
заинтересованных в развитии торговли
на основе долговременных партнерских
отношений.

В
отличие от обязательной сертификации,
объекты которой и подтверждение их
соответствия связаны с законодательством,
добровольная сертификация касается
видов продукции (процессов, услуг), не
включенных в обязательную номенклатуру
и определяемых заявителем (либо в
договорных отношениях). Правила и
процедуры системы добровольной
сертификации определяются органом по
добровольной сертификации. Однако так
же, как и в системах обязательной
сертификации, они базируются на
рекомендациях международных и региональных
организаций в этой области. Решение о
добровольной сертификации обычно
связано с проблемами конкурентоспособности
товара, продвижением товаров на рынок
(особенно зарубежный); предпочтениями
покупателей, все больше ориентирующихся
в своем выборе на сертифицированные
изделия. Как правило, развитие добровольной
сертификации поддерживается государством.

Участники
обязательной и добровольной сертификации

Участниками
сертификации являются изготовители
продукции и исполнители услуг (первая
сторона), заказчики — продавцы (первая
либо вторая сторона), а также организации,
представляющие третью сторону, — органы
по сертификации, испытательные лаборатории
(центры), специально уполномоченные
федеральные органы исполнительной
власти.

Основные участники
— заявители, органы по сертификации
(далее — ОС) и испытательные лаборатории
(ИЛ). Именно они участвуют в процедуре
сертификации каждого конкретного
объекта на всех этапах этой процедуры.

Орган
по сертификации выполняет следующие
функции:

сертифицирует
продукцию (услуги), выдает сертификат
и лицензии на применение знака
соответствия;

осуществляет
инспекционный контроль за сертифицирован­ной
продукцией (услугой);

приостанавливает
либо отменяет действие выданных им
сер­тификатов;

представляет
заявителю необходимую информацию.

Аккредитованные
испытательные лаборатории
(ИЛ) осуществляют
испытания конкретной продукции или
конкретные виды испытании и выдают
протоколы испытании для целей сертификации.

Для
организации и координации работ в
системах сертификации однородной
продукции или группы услуг создаются
центральные органы систем сертификации
(ЦОСС).

В
обязанности ЦОСС входит:

организация,
координация работы и установление
правил процедуры в возглавляемой системе
сертификации;

рассмотрение
апелляций заявителей по поводу действия
ОС, ИЛ (центров).

Главным
участником работ по сертификации
является эксперт
— лицо,
аттестованное на право проведения
одного или нескольких видов работ в
области сертификации. От его знаний,
опыта, личных качеств, т.е. компетентности,
зависят объективность и достоверность
решения о возможности выдачи сертификата.

В работах
по сертификации участвует ряд федеральных
органов исполнительной власти. Федеральное
агенство по техническому регулированию
и метрологии как национальный орган по
сертификации осуществляет координацию
их деятельности в этом направлении.
Координация, как правило, проводится в
форме соглашения, в котором регламентируются
выбор системы сертификации, объекты
сертификации, выбор аккредитующего
органа и пр.

91.
Правила и документы по проведению работ
по сертификации. Законодательная и
нормативная база сертификации.
Государственный контроль и надзор за
соблюдением правил обязательной и
добровольной сертификации.

1. Правила
и документы по проведению работ в области
сертификации.

В
качестве основных участников: заявителей,
органов по сертификации (ОС) или
испытательных лабораторий (ИЛ) допускаются
организации независимо от их
организационно-правовых форм и форм
собственности, если они не являются
изготовителями (продавцами, исполнителями)
и потребителями (покупателями)
сертифицируемой ими продукции, при
условии их аккредитации в установленном
порядке и наличии лицензии на проведение
работ по сертификации.

Аккредитацию
ОС и ИЛ орг-т и осущ-т Госстандарт России,
фед органы исполнит власти в пределах
своей компетенции на основе р-в их
аттес­тации, как правило, комиссиями.
Результаты аккредитации оформляют
аттестатом аккредитации.

Если
в системе аккредитации несколько ОС
одной и той же продукции (услуги), то
заявитель вправе провести сертификацию
в любом из них.

Сертификация
отечественной и импортируемой продукции
проводится по одним и тем же правилам.
Офиц языком является русский. Все
документы (заявки, протоколы, акты,
аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются
на русском языке.

При
возникновении спорных вопросов сторона
может подавать апелляцию в ОС, ЦОСС,
Федеральное агенство по техническому
регулированию и метрологии, другие
феде­ральные органы, проводящие работы
по сертификации. Указан­ные органы
рассматривают вопросы, связанные с
деятельностью участников работ по
сертификации, применению знаков
соответствия, выдачи и отмены сертификатов
и аттестатов аккредитации.

Сертификация
проводится по схемам, установленным
системами сертификации однородной
продукции или гр услуг.

2. Законодательная
и нормативная база сертификации. В
основу работ по сертификации положена
разветвленная иерархическая система
документов, которые (за исключением
рекомендаций) носят обязательный
характер.

1.
Законодательные акты РФ: законы РФ «О
сертификации продукции и услуг», «О
защите прав потребителей».

2.
Подзаконные акты — постановления
Прав-ва РФ вводят в действие перечни
прод, услуг и др объекты, подлеж сертиф;
регламентир др вопросы сертификации,
а также устанавливают правила выполнения
отдельных видов работ и услуг.

3.
Основополагающие организационно-методические
документы определяют требования к
организации работ по сертификации,
участников работ по сертификации, единые
принципы сертификации. Документы двух
уровней:


действующие на национальном уровне и
распространяющиеся на все системы
сертификации;


созданные федеральными органами
исполнительной власти и действующие в
рамках конкретных систем.

4.
Организац-методич док-ты, распространяющ
на конкр однородн гр прод и усл и выполн
в виде правил и порядков.

Например,
в Системе сертификации ГОСТ Р действуют
следующие документы:

5.
Классификаторы, перечни и номенклатуры.
Используются: «Общероссийский
классификатор продукции», «Общероссийский
класси­фикатор услуг населению»
международный классификатор «Товарная
номенклатура внешней экономической
деятельности».

6.
Рекомендательные документы. Развивают
и конкретизируют вопросы организации
сертификации, методы, формы для различных
процедур сертификации с целью повышения
эффективности работы специалистов.

7.
Справочные информационные материалы
содержат расширенную инф об объектах,
зарегистрированных в Госреестре (о
продукции, системах сертификации, об
ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от
вышеперечисленных документов, являющихся
полнотекстовыми, они представляют
фактографические базы данных, содержащиеся
в Госреестре. По любому реквизиту,
касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов,
мож­но получить сведения в справочных
информационных материалах.

Обязательная и добровольная сертификация

Сертификация товаров может оформляться в обязательном и добровольном порядке, согласно с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Данная документация оформляется для подтверждения высокого качества продукции, наличия у нее определенных свойств, привлечения к ней потребителей и т.д. Зачем нужна добровольная и обязательная сертификация? Какие преимущества дают эти документы? Рассмотрим подробнее условия и порядок проведения обязательной и добровольной сертификации и выясним ее значение для продавца товара.

Чем обязательная сертификация отличается от добровольной?

Обязательная сертификация — одна из форм контроля гос. органов за качеством и безопасностью продукции. Данный документ подтверждает соответствие товаров предъявляемым к ним требованиям надежности, эстетичности, экологичности и т.д. Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ, согласно Закону «О защите прав потребителей». Действие оформляемого документа распространяется во всех населенных пунктах России.

Проведением мероприятий по обязательной сертификации занимается федеральный орган – Госстандарт России. В отдельных случаях эта задача перекладывается на другие органы власти. Самая известная в РФ система обязательной сертификации — ГОСТ Р. Поставщики товаров и услуг нашей страны для успешной реализации своей продукции оформляют данный сертификат, что повышает прибыль производителя.

Чтобы не допустить путаницы, сразу оговоримся: на товары, которые требуют обязательной сертификации, выдается документ, который оформляется на бланке желтого цвета, а добровольный сертификат ГОСТ Р оформляется на бланке голубого цвета.

В каких случаях нужно проводить не обязательную сертификацию, а добровольную?

В России насчитывается около 100 систем добровольной сертификации, которая предусмотрена Законом № 184 «О техническом регулировании». Не все из них имеют важное значение для российского бизнеса. В отдельных случаях добровольный сертификат даже предпочтительнее, чем обязательный. Этот документ оформляется по заявлению владельцев товаров, поставщиков, продавцов.

Оформление обязательной и добровольной сертификации начинается с подачи заявки в орган, который занимается оформлением данных документов. К нему необходимо приложить пакет документов, которые затем проверяются на достоверность. Схема проведения добровольной и обязательной сертификации выбирается совместно заявителем и сертификационным органом. Затем проводятся лабораторные исследования товара на соответствие его качества предъявляемым к нему требованиям. При положительном результате впоследствии производится оформление сертификата. Далее документ и обязательной, и добровольной сертификации вносится в общий реестр, также ему присваивается порядковый номер.

Срок действия сертификата зависит от вида продукции, от места и условий его выпуска. К примеру, документ обязательной и добровольной сертификации ГОСТ Р оформляется максимум на 3 года, в то время как сертификат соответствия требованиям Таможенного Союза может быть оформлен на 5 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *