НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОЛОНТЕРОВ


НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОЛОНТЕРОВ

Фотографии: ecodelai / VK / Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Волонтерская деятельность — отличная возможность профориентации для школьников. Работая на добровольных началах, подростки не только получают опыт в интересной сфере, но и понимают, насколько она им подходит. К тому же, 227 российских вузов при поступлении начисляют дополнительные баллы за волонтерскую деятельность. Рассказываем, какие возможности есть в России для юных добровольцев.

Стать волонтером в России можно с 14 лет, оформив личную книжку волонтера. В нее вносят все сведения о добровольческой деятельности. В бумажном виде ее выдают в местном отделе молодежной политики, в электронном — после заполнения анкеты на сайте движения Добровольцы России. Важно: вузы учитывают волонтерский опыт, который абитуриент получил не позднее, чем за три месяца до подачи документов.

Волонтерской деятельностью можно заниматься очно — например, участвовать в проведении тематического квеста или проводить экскурсию в парке, так и оффлайн — помогать отстающим с учебой.

Вот несколько крупных добровольческих организаций для молодежи, а также благотворительных фондов, которым требуется помощь волонтеров, в том числе и несовершеннолетних.

Это самое многочисленное в России объединение волонтеров, которые занимаются охраной природы.

Миссия «Делай!» — распространять идеи ответственного отношения к природе и экологического патриотизма.

Волонтеры движения занимаются экопросвещением, благоустройствром городских территорий и озеленением, проводят уборку на особо охраняемых природных территориях, занимаются сбором вторсырья для переработки и многим другим.

Чтобы стать волонтером, необходимо связаться с представителем движения в своем регионе.

Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики» основано в 2013 году активистами проекта «Волонтеры Склифа». На сегодня это одна из крупнейших добровольческих организаций в сфере здравоохранения в Европе.

В рамках движения существует отдельная программа для волонтеров школьного возраста. Юные волонтеры-медики занимаются пропагандой здорового образа жизни и борются с распространением вредных привычек. Во время каникул в рамках проекта «Здоровая смена» добровольцы проводят интерактивные мероприятия по теме медицины и ЗОЖ в пришкольных и оздоровительных лагерях.

Ребята от 14 до 18 лет могут пройти бесплатный курс по основам медицинского добровольчества, а также программу профориентации, по окончании которой они могут помогать медперсоналу в больницах и поликлиниках.

«Дай Пять!» — это проект помощи тем, кто отстает от школьной программы. Главный принцип проекта — это помощь равного равному: то есть, волонтер программы (школьник или студент) «подтягивает» по предмету своего сверстника.

Проект отлично подойдет тем ребятам, которые хотели бы в будущем стать педагогами. Участвовать в нем можно как очно, так и дистанционно. Чтобы стать волонтером, нужно заполнить заявку на сайте и пройти небольшое тестирование.

Благотворительный фонд «Старость в радость» уже 7 лет опекает более 100 домов-интернатов для престарелых и инвалидов в 20 регионах.

Несовершеннолетние волонтеры могут принять участие в выездных концертах, которые проводит Фонд в подшефных учреждениях, или помочь с небольшим ремонтом и оказать другую посильную помощь во время летних каникул.

В течение всего года в рамках Фонда действует проект «Внук (внучка) по переписке». Задача волонтера — вести регулярную бумажную корреспонденцию с подшефным дедушкой или бабушкой. О чем и как писать — подскажут кураторы Фонда. Главное — делать это регулярно, делясь душевным теплом и вниманием с теми, кто в этом так нуждается.

В приютах для бездомных животных постоянно требуется помощь с уборкой, выгулом, починкой вольеров и поиском нового дома для четвероногих. Как правило, у большинства приютов есть возрастные ограничения для добровольцев — с 16 лет, но возможны и исключения для ребят более младшего возраста.

Выбрать приют можно, например, на интерактивной карте Фонда «В будущее» или узнать, не требуется ли помощь в ближайшем к вам приюте.

Пять волонтёрских возможностей для детей и подростков

18 ноября 2022

Поделиться

Кому подходит: детям и подросткам

Самый простой способ помочь животным — поездка в приют, где живут собаки или кошки. Приютам постоянно нужны не только корм и лекарства, но и волонтерская помощь — с ремонтом и уборкой помещений и вольеров, а также с выгулом животных. Перед поездкой обязательно позвоните в приют и узнайте, чем именно можете помочь и в какой день нужно приезжать. Не все приюты открыты для волонтеров каждый день.

Визит в приют может стать хорошим поводом поговорить с ребенком об ответственном отношении к животным. Можно провести такую беседу самому, а можно вовлечь в нее других волонтеров и сотрудников. Перед поездкой убедитесь, что ребенок понимает ее цель. Если вы не планируете брать животное, а хотите лишь помочь приюту, обговорите это с ребенком заранее, чтобы не уезжать в плохом настроении.

Приюты «Муркоша» (для кошек) и «Красная Сосна» (для собак)

Дети, выросшие в благоприятных условиях, могут быть плохо осведомлены о том, как живут дети-сироты, бездомные, малоимущие, вынужденные беженцы и другие. Знакомить детей с такими темами непросто, но очень важно. Объясните ребенку, что иногда люди попадают в сложные жизненные ситуации и им необходима помощь, а потом вместе ее организуйте.

Например, можно вместе с ребенком съездить в один из интернатов, воспитанники которых нуждаются не только в помощи, но и в общении. Такие поездки всегда лучше делать регулярными, а не разовыми. Также можно отвезти в пункты приема одежду, игрушки и технику в хорошем состоянии. Выберите организацию, которая помогает малоимущим, бездомным или беженцам, и узнайте на сайте или в соцсетях, какая помощь сейчас актуальна. Помимо перечисленного выше такие организации могут принимать сумки и рюкзаки, средства гигиены, проездные, лекарства.

Фонд «Второе дыхание», благотворительная организация «Ночлежка»

Экологическое волонтерство — одно из самых простых и доступных. Например, с ребенком практически любого возраста можно пойти на городской субботник и помочь с уборкой мусора, устроив квест «Кто соберет больше». Вместе также можно посадить дерево в рамках городских экологических акций или, скажем, самостоятельно очистить от пластика пляж деревенского пруда.

Если ребенок втянулся и вы видите, что ему по-настоящему интересно, предложите организовать раздельный сбор мусора дома, сделав это полностью или частично ответственностью ребенка. Поставьте контейнеры для разных видов мусора и объясните, какие виды отходов будете сортировать и почему это важно. Чтобы добавить элемент игры, поставьте на видное место большую прозрачную емкость и предложите оставлять в ней яркие пластиковые крышечки от бутылок. Когда емкость станет полной, отнесите крышечки на переработку и начните заново.

Волонтерское движение «РазДельный сбор», проект «Посади лес»

Кому подходит: подросткам

Часто волонтеров ищут организаторы спортивных мероприятий, конференций, фестивалей и концертов. Для подростка это — отличная возможность увидеть процессы изнутри, получить опыт участия в крупном мероприятии, завести интересные знакомства и просто хорошо провести время.

Обычно волонтеры помогают с организацией: работают в гардеробе, проверяют билеты, отвечают на вопросы гостей, расставляют инвентарь и помогают его убирать. Но часто их работа организована так, что они могут посмотреть матч или концерт.

Фестиваль «Мир Глухих», благотворительный забег «Самое время жить»


НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОЛОНТЕРОВ

Почему сейчас важно помогать благотворительным фондам?

Сильнее всего сейчас страдают те, кому и в благополучные времена приходится непросто: семьи с больными детьми, сироты, бездомные животные. Им помогают благотворительные фонды, но сейчас поддержка и помощь нужна им самим. Мы поговорили с благотворителями о том, с чем им приходится сталкиваться сейчас и чего они ждут в будущем.

Помощь музеям


НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ВОЛОНТЕРОВ

Многие музеи привлекают к работе волонтеров, а у некоторых из них есть постоянные программы. Для подростков, которых интересуют искусство, история и естественные науки, это шанс больше узнать о своей сфере интересов, познакомиться с единомышленниками и пообщаться с экспертами. Кроме того, почти все волонтерские музейные программы подразумевают бесплатный проход в музей в свободное от волонтерства время.

Чтобы узнать о волонтерских возможностях для подростков, зайдите на сайт музея или позвоните туда. Зачастую помогать можно как на постоянной основе, так и разово на мероприятиях — выставках, лекциях и конференциях.

Программа Политехнического музея

Клуб по интересам «Доброволец» Выдержки из программы клуба

Клубное формирование «Доброволец» Отделения помощи семье и детям ГБУ СО КК «Горячеключевской КЦСОН» осуществляет свою деятельность в Черноморском сельском округе МО город Горячий Ключ. Основная миссия клубного формирования – организация досуга, расширение кругозора и сферы интересов несовершеннолетних, состоящих на ведомственном учёте по категории СОП, ТЖС и ИПР.

Программа «Доброволец» по виду является общественно-политической и основана на организации волонтёрской деятельности, предусматривающей активное включение несовершеннолетних в общественную жизнь, социально значимые события и мероприятия, в т. ч. непосредственно связанные с благотворительностью.

Волонтёры (от англ. «olunteer» – «доброволец») – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтёрские (или добровольческие) организации – это свободные союзы людей, объединённых каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В современном обществе идея волонтёрства активно развивается, набирая всё большие обороты особенно в подростковой и молодёжной среде.

Таким образом, миссию клубного формирования также можно рассматривать как внесение вклада в нравственное оздоровление и благополучие коллектива детей и подростков. Вместе с тем, мы понимаем, что невозможно кого-либо из них заставить жить здоровой и гармоничной жизнью, если они сами того не хотят. Но мы можем помочь им осознать ответственность за свою жизнь и, в некотором роде, за жизнь окружающих; понять, увидеть свою значимость и пользу для общества.

Актуальность Программы обусловлена тем, что:

-само по себе волонтёрство – важное социальное явление, не зависимо от возраста его участников;

-волонтёрскую деятельность можно рассматривать как одну из форм социальной и политической активности граждан, основанную на мудром и древнем принципе: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому;

-наибольшую потребность в социальной активности испытывают несовершеннолетние (особенно подростки); и именно с их социальной активностью связаны наиболее острые проблемы и трудности;

-в основе волонтёрской деятельности – добровольность и свобода выбора; добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне;

-практическое взаимодействие в рамках реализации Программы основано на принципах «равный – равному» и «обучая других – обучаемся сами», что может оказать позитивное взаимовлияние сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

создание условий для социальной адаптации несовершеннолетних в обществе посредством вовлечения в волонтёрскую деятельность; развитие социальной активности и компетентности; формирование ценностного отношения к жизни человека; содействие в воспитании личностных качеств (самостоятельность, ответственность, толерантность и др.), а также культуры социальной помощи.

В соответствии с поставленной целью сформулированы

-организовать и провести занятия / мероприятия познавательного характера (история и развитие волонтёрства, видовое разнообразие и современные направления волонтёрских движений и т. д.);

-организовать и провести занятия / мероприятия практического характера (непосредственное участие в социально значимой общественной деятельности, а также адресная помощь населению);

-развивать и поддерживать активность и инициативу участников клуба, коммуникативные навыки и организаторские способности, интерес к общественно полезной деятельности и благотворительности;

-развивать мотивацию и стремление участников клуба к здоровому образу жизни, его пропаганде среди сверстников и взрослого населения;

-показать практическую и социальную значимость волонтёрства для общества; а также в контексте возможности самоопределения несовершеннолетних (от участия и проявления себя в различных сферах деятельности до выбора профессия и жизненного пути).

-тенденция к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни в детско-подростковой среде;

-коммуникативная и социальная компетентность несовершеннолетних (умение взаимодействовать, работать в команде, включаться в общественно полезную и социально значимую деятельность; проявление уважения и толерантности; умение разрешать конфликты; проявление ответственного поведения и осознание значимости деятельности и т. д.);

-активное участие в различных краевых и всероссийских акциях, операциях, проектах (социально значимые, экологические, по здоровому образу жизни и т. д.), участие и наличие призовых мест в конкурсах;

-положительная оценка деятельности волонтёров со стороны населения, образовательных организаций и т. д.;

-рост популярности и влияния волонтёрства, привлечение новых участников клуба.

Рекомендуемые формы организации деятельности: занятия познавательного характера (встреча-знакомство, исторический экскурс, уроки безопасности); общественно полезная практическая деятельность (акции, операции, проекты: социально значимые, экологические, добровольческие; трудовые десанты, субботники; адресная и социально-бытовая помощь населению, мероприятия по наведению санитарного порядка и т. д.); досуговая деятельность (массовые спортивно-развлекательные мероприятия и соревнования); информационно-профилактическая деятельность (информационные компании с распространением печатно-издательской продукции: памятки, буклеты и т. д.); тренинговые занятия; творческие мастерские.

Рекомендуемые методы и приёмы: тренинги на сплочение, игры, обсуждение, беседы (познавательные, этические, ситуативные), просмотр видео, приёмы поддержки инициативы (моральные поощрения, личный пример и др.

Реализация Программы осуществляется в рамках деятельности клубного формирования Черноморского сельского округа.

Списочный состав формируется в зависимости от численности несовершеннолетних, в т. ч. состоящих на ведомственном учёте по категории СОП, ТЖС, ИПР, территориально зарегистрированных в пределах г. Горячий Ключ Черноморский сельский округ.

Объём Программы составляет 15 академических часов: 1 заседание / мероприятие в месяц за исключением летнего периода (в июне, июле, августе проводится по 2 заседания / мероприятия ежемесячно). Помимо плановых заседаний / мероприятий, несовершеннолетние волонтёры также могут привлекаться для участия в информационно-просветительской деятельности на территории МО г. Горячий Ключ в рамках всероссийских и краевых акций, операций и т. д. (занятость, связанная с распространением буклетов, памяток, листовок и пр. среди населения).

Ответственным за организацию занятий / мероприятий является специалист по социальной работе Черноморского сельского округа. Реализация Программы также предусматривает взаимодействие с представителями учреждений образования и культуры на территории сельского округа. Мероприятия в рамках деятельности клуба отражаются в ежемесячных фотоотчётах (по форме –

План заседаний / мероприятий клуба

КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат»

программы волонтерского отряда «Импульс»

Кокшинской общеобразовательной школы-интернат

Программа волонтерского отряда «Импульс»

В общенациональной программе развития и воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.

Детство и отрочество – это время освоения ребёнком культурных и социальных ценностей, период проб и ошибок, время творческих исканий, момент самоопределения, поиск друзей, установление новых коммуникативных отношений. То, что будет заложено в ребенка в это время и определит его как будущую личность. На сегодняшний день лидирующее место в жизни ребенка занимают компьютеры или телефоны. Современный ребёнок находится в стремительном информационном потоке, где царит подмена ценностей, понижение уровня нравственности, множественные искушения и порой очень сложно отобрать самостоятельно верную информацию и воспользоваться ей.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков, привитие им нравственных качеств, воспитание здоровой и адекватной личности. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных, нравственных, патриотических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию патриотической и социальной компетентности подрастающего поколения, их нравственных качеств. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно полезной работы. Школьники-добровольцы занимаются организацией праздничных концертов для пенсионеров и младших школьников, раздачей подарков ветеранам войны, труженикам тыла. Кроме того, волонтерское движение в современной школе предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических субботниках. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Это особенно важно в условиях школы-интернат.

Взаимодействуя между собой в процессе деятельности ребята приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, проведение соц.опросов, анкетирования), передают информацию  другим детям, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка отряда, написание летописи отряда. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.

13 апреля 2018 года Министерством образования и науки Алтайского края и КГБОУ «Озерская общеобразовательная школа-интернат» был проведен фестиваль ученических проектов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шаг в будущее». Учащиеся нашей школы так же принимали участие в этом фестивале. Проект «Маленькие волонтеры и их добрые дела», представленный учащимися третьего класса, достойно занял второе место и дал толчок для расширения и развития волонтерского движения в нашей школе. В сентябре была разработана программа волонтерского отряда.

Программа волонтёрского отряда «Импульс» создана для обучающихся 4-8 классов Кокшинской общеобразовательной школы-интерната. Программа рассчитана на 1 учебный год (2018-2019г). Занятия проводится раз в неделю (среда), делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводится в форме игр, социальных акций, флешмобов, познавательных мероприятий, спортивных мероприятий, экологических десантов. Ребята ведут активную работу с населением села Кокши.

Основная идея программы развития волонтёрского движения Кокшинской общеобразовательной школы-интернат – воспитать новое поколение детей, способных оказать помощь в любую минуту, осознающих, насколько они могут быть полезными для общества, придерживающихся девиза: «Больше дела – меньше слов», строящих отношения друг с другом и окружающими людьми на доверии и понимании, оказывающих реальную помощь, основанную на уважении к человеку.

Участниками программы волонтёрского движения являются не только подростки, но и ребята младшего возраста, так как комплексная программа направлена на формирование активной гражданской позиции, способствует созданию мотивации на принятие активной социальной роли тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что каждой образовательной организации необходима комплексная программа развития детского волонтёрского движения.

Цели и задачи программы

1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

2. Развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения к решению социально-значимых проблем через участие в экологических, гуманитарных, социальных, культурно-образовательных, просветительских проектах.

формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской добровольческой работой;

сформировать сплочённый коллектив волонтёров и возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения;

установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтёрского движения;

вовлекать школьников в социальную практику;

предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал;

утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни;

расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся.

Организация и структура волонтёрского отряда

Куратор волонтёрского отряда – Лесных Марина Геннадьевна, воспитатель;

Основой волонтёрского движения является отряд обучающихся-добровольцев из числа школьников 4-8 классов;

В начале года выбираются органы самоуправления: командир отряда, ответственные за каждое из направлений программы;

Сбор отряда проводиться раз в неделю, каждую среду;

Массовые мероприятия проводятся плана программы на год, четыре мероприятия в месяц (по одному на каждое направление);

Ежегодно (май) проводятся заседания волонтёрского отряда, на которых заслушиваются отчёты о деятельности волонтёров и подводятся итоги о выполненной работе за прошедший год.

Права и обязанности членов отряда

Волонтёр имеет право:

Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.

Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности.

На признание и благодарность за свой труд.

Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.

Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины)

Прекратить свою деятельность о волонтерском объединении (по уважительной причине).

Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.

Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей).

Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже.

Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.

Заповеди волонтёров школы-интерната

Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги.

Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.

Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Куратор имеет право:

Требовать от волонтера отчет за проделанную работу.

Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.

Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.

Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительных знаний, необходимых ему для успешного осуществления его деятельности.

Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.

Разъяснять волонтеру его права и обязанности.

Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности).

Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности.

Проводить обучающие беседы и тренинги.

Этапы реализации программы

Подготовительный этап – 1 этап

1. Подбор методического материала на основе учета тематики деятельности отряда.

2. Установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры.

3. Размещение информации об отряде на школьном сайте.

Организационный этап – 2 этап

1. Сбор отряда.

2. Знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда.

3. Изучение патриотических установок и гражданской позиции.

Основной этап – 3 этап – непосредственная реализация программы

1. Реализация основной идеи программы.

2. Организация деятельности органов детского самоуправления.

3. Проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий.

подведение итогов деятельности отряда.

Работа волонтеров осуществляется по четырем направлениям:

здоровьесбережение («Спорт и здоровый образ жизни»);

досуговая деятельность («Карета творчества»);

экологическое воспитание («Нашему селу – порядок и чистоту!»).

«Нашему селу порядок и чистоту!»

Цель: проведение субботников, экологических десантов, озеленение территории посёлка, благоустройство памятника.

Цель: оказание шефской помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, пожилым людям села, пополнение информации в «Книге памяти» о жизни в тяжелые военные годы, уборка памятника села Кокши.

«Спорт и здоровый образ жизни!»

Цель: пропаганда ЗОЖ, проведение флешмобов, социальных акций, спортивных мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья человека, на формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Цель: организация и проведение массовых мероприятий с использованием театральных постановок, музыкальных номеров, художественного слова, выявление талантливых детей.

В ходе реализации программы

Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

• развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

• получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

• формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

• создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей результатов, на основе которых растёт их самоуважение;

• участие в акциях, социально-значимых мероприятиях и проектах;

умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

• формирование у детей высоких нравственных качеств, потребности в здоровом образе жизни, экологической грамотности;

• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению.

Рабочая программа предусматривает развитие

компетенции личностного самосовершенствования

Календарно-тематический план работы

Список воспитанников волонтерского отряда:

Куратор: Лесных Марина Геннадьевна

Кречетов Станислав, 4 класс

Жданов Николай, 4 класс

Елбаев Антон, 4 класс

Понамарева Анастасия, 5 класс

Беззубцев Данил, 6 класс

Варлакова Таня, 6 класс

Шевцов Дима, 6 класс

Бородин Коля, 8 класс

Балакирева Патрина, 8 класс

Пенчев Кирилл, 8 класс

Карпов Вова, 8 класс

Понамарева Настя, 8 класс

1. Агапов Е. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 – №21.

2. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917 – февраль 1919): Г. М. Ипполитова, В. Г. Казаков, В. В. Рыбников – Санкт Петербург, Щит. – М.: 2003 г. – 456 с.

3. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1

4. Дьячек Г. П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С. В. Тетерский. Под ред. Л.В. Никитиной. – М.: “ACADEMIA” 2000 г.

5. Дик Н. Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д: Феникс, 2006

6. Жиляев А. Г., Палачева Т. И., Кулагина А. Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. – Казань, 2011

7. Лях Т. А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г. Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.

8. Левдер, И. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»

Кулундинского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

методическим советом школы приказом директора школы

протокол от 31.08 2021г. № 1 *******

№ **** от 31.08.2021г

Программа волонтёрского кружка

Возраст детей:11-17 лет

Срок реализации программы: 1год

Программа волонтёрского кружка “Территория добра” создана для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы. Рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю: в понедельник и субботу. Делится на теоретические и практические занятия. Практические занятия проводятся в форме игр с младшими школьниками, в работе с учащимися и педагогами МБОУ КСОШ №1, походами к ветеранам, экологические десанты, проведением различных акций, опросов и других занятий.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2021 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.

– это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские организации – это свободные спайки людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Нас объединило стремление быть полезными обществу и своей школе. Он состоялась на добровольности и свободе выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование осведомленности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной

Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контакта

Развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных и общекультурных проектах, программах и акциях).

Основные направления кружка : общекультурное и социальное.

Пропаганда здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности.

Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Создать условия для развития патриотического воспитания и сохранения истиной истории нашей страны.

Создание условий, позволяющих ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.

Предоставление подросткам информации о здоровом образе жизни;

Снижение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.

Предполагаемые результаты:

основной результат работы – формирование в ходе работы кружка, более ответственной, здоровой, значимой личности;

владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;

увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерское движение и проведение    альтернативных мероприятий;

привлечение детей и подростков к сохранению и отстаиванию истиной истории нашей страны;

уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН.

Права участников движения:

1. Каждый участник является полноправным членом кружка, со своим мнением и предложениями.

2. Каждый участник имеет право на участие в планировании и реализации профилактической деятельности.

3. Каждый участник имеет право на поддержку своих инициатив и защиту своих прав со стороны участников движения.

4. Каждый участник имеет право вносить свой вклад в работу кружка.

5. Каждый участник имеет право вовлекать в работу кружка своих друзей.

Принципы волонтерского движения:

Постоянность и систематичность проводимой работы.

Заповеди волонтеров школы:

Протяни руку помощи тому, кто в этом нуждается.

Помоги, защити слабого, больного.

Прояви себя в любой полезной деятельности.

Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.

Поступки своих товарищей оценивай по реальным делам.

Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Помни и уважай тех, кто заслужил «Великую Победу в 1945г»

Результаты работы кружка «Волонтер»

За 6 лет работы детьми и 1 год с начинающими волонтёрами, мы можем сказать о наших результатах. Все праздники мы проводим вместе, организуя чаепития, веселые викторины и игры. С удовольствием проводим школьные акции. Периодически совершаем походы с целью изучения нового и интересного, что непременно принесёт пользу в нашей деятельности. Помогаем ветеранам, пожилым людям, работаем на пришкольном участке, в Саду Победы, убираем на Аллее Памяти в летнее время, участвуем и проводим различные акции. Благодаря нашим походам к ветеранам, в школе появляются ролики на военную тему. Таким образом, волонтёры вкладывают частичку себя, чтобы увековечить память «наших героев 1945 года». Мы стараемся быть полезным, и нам это нравится! Также, мы все за здоровый образ жизни. В связи с чем, каждую неделю для учащихся проводится зарядка.

Кружок “Территория добра” – это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и сформирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

-творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого

-ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочнойдеятельности;

-развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической,

-социальной, гражданской) школьников;

-приобретение школьником социальных знаний (об общественных

-нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и

-неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);

-получение школьником опыта самостоятельного социальногодействия;

-сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школыоциальной ответственности.

Тематическое планирование работы кружка « Волонтерское движение» на 2021-2022гг

Программа делится на три модуля: «Социум» (работа с общественностью); «Память» (работа с ветеранами ВОВ) и «ЗОЖ» ( работа ради здоровья и для здоровья).

5- 11 классы

Сайты: Ассоциация волонтерских центров

тория и современная волонтерская деятельность. Кретова, У. П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015. – № 1. – С. 58-67. – Библиогр.: с. 66-67 (16 назв.). Рассматриваются теоретические аспекты волонтерской деятельности и выявляются психологические особенности личности волонтеров.

Белянкова, Н. М. Идеи А. П. Гайдара в современном волонтерском движении / Н. М. Белянкова // Воспитание школьников. – 2016. – № 9/10. – С. 77-82. – Библиогр.: с. 82 (5 назв.). Какое воздействие оказывало и может оказать творчество писателя А. Гайдара в деле воспитания молодого поколения. Связь прошлого и настоящего развития педагогического воспитания в школе на примере повести “Тимур и его команда”. Перспективы развития тимуровского движения.

Волонтерство способствует улучшению качества жизни, а так же развитию солидарности между людьми.

Волонтерство способствует более уравновешенному экономическому и социальному развитию.

Волонтёрство дает возможность создавать новые профессии и открывать новые рабочие места.

Она проявляется через:

активное участие граждан в жизни общества. Организованное движение внутри ассоциации.

Поощрять индивидуальное участие в жизни общества.

Участвовать в обучении вновь прибывших членов, указывая на ту ответственность, которая на них возлагается, в зависимости их способностей, того времени, которым они располагают, а также того, что их интересует.

Координировать свою работу со всеми членами коллектива в духе взаимопонимания и взаимоуважения.

Если вы решили стать волонтером, выберите тот сектор проблем, который больше всего подходит вам.

1. Наведи справки о проблемах, которые интересуют тебя!

Поищи информацию об интересующей тебя проблеме, найди те организации или тех волонтеров, которые пытались решить такие проблемы. Если такой группы не существует, почему именно тебе не создать её? Возьми инициативу на себя в школе, лицее или в своем квартале, вместе со своими товарищами и друзьями!

2. Подумай о тех умениях и навыках, которыми ты можешь поделиться!

Если тебе нравятся мероприятия на свежем воздухе, нравится работать на компьютере или в группе, попробуй найти мероприятия для волонтеров, включающие твои интересы.

3. Хотел бы ты научиться чему-то новому?

Может быть, ты желаешь научиться чему-то новому, узнать новых людей и новые ситуации? Включись в действия волонтеров, которые откроют перед тобой новые возможности для углубления твоих знаний в различных областях деятельности.

4. Совмести приятное с полезным!

Включись в волонтерские действия, которые помогут тебе достичь новых высот. Например, если ты хочешь похудеть, то прими участие в мероприятиях, проводимых, а свежем воздухе, которые требуют больших физических усилий

5. Не разбрасывайся!

Сохрани равновесие между твоей деятельностью волонтера, учебой и другими мероприятиями, в которых принимаешь участие. Подумай о своем расписании и о свободном времени, которым располагаешь.

6. Вовлеки в волонтерскую деятельность и своих друзей!

Вступи в волонтерское движение вместе со своими друзьями! У тебя будет возможность работать в разных проектах рядом с ними, и ты будешь чувствовать себя свободно с самого начала.

7. Будь творческой личностью!

Возможность стать волонтером существует всегда, ты должен только быть начеку, быть проницательным и подходить творчески в решении любого вопроса! Будь уверен в том, что где-то кто-то нуждается в твоих силах идеях и в твоей поддержке.

8. Будь честным и открытым!

Посвяти себя делу, на которое пал твой выбор! Работай с улыбкой на лице и с уверенностью, что тебе удастся изменить что-то в лучшую сторону. Удовлетворение, которое ты получишь, будет безмерным!

В случае нарушения настоящего Кодекса Волонтера доброволец теряет свой статус и отстраняется от участия в волонтерской деятельности.

I. Основные понятия и термины:

Волонтер – это человек, который своим участием на добровольной, безвозмездной основе оказывает посильную помощь окружающим по проблеме профилактики.

Волонтерская деятельность – является одним из видов благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135 – ФЗ от 7 июля 1995г.

II. Принципами волонтерской деятельности являются:

солидарность с принципами и целями организации 9деятельность волонтера направлена на достижение целей волонтерского движения и не противоречит его принципам);

добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера);

безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельность в организации и по распоряжению администрации: командировочные расходы, затраты на транспорт другие);

добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца);

законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ).

любой человек, достигший 14 лет

IV. Основания для приобретения статуса волонтера

принятие целей, методов и принципов деятельности волонтерского отряда;

активное участие в деятельности волонтерского движения;

заполнение анкеты и собеседование с кем-либо из руководителей волонтерского отряда;

V. Волонтер имеет право:

1. Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.

2. Получает всю необходимую информацию, оборудование, а также материальные средства для выполнения поставленных перед ним задач.

3. Просит учреждение предоставить документы (справки, рекомендации), содержащие сведения о характере, качестве и объеме выполненных работ, уровне проявленной квалификации.

4. Вносит предположения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности.

5. На признание и благодарность за свой труд.

6. Получение дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.

7. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины).

8. Прекратить свою деятельность волонтера.

VI. Волонтер обязан:

Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже;

Беречь материальные ресурсы, предоставленные организацией.

Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения;

VII. Руководитель волонтерского отряда имеет право:

1. Требовать от волонтера отчета за проделанную работу.

2. Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.

3. Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.

4. Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного образования, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности.

VIII. Образовательное учреждение, на базе которого сформирован волонтерский отряд, обязательно:

Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности или, в случае, если деятельность может предоставлять угрозу жизни и здоровью волонтера, обеспечить его медицинского страхование).

Предоставлять волонтеру полную информацию о деятельности организации.

Проводить обучающие семинары и тренинги.

IX. Приостановление и прекращение волонтерской работы.

1. Волонтер, желающий приостановить или прекратить волонтерскую. деятельность, должен известить об этом в течение 2 недель.

2. Организация может отказаться от сотрудничества с волонтером во всех или некоторых областях деятельности, если волонтер регулярно не выполняет порученную ему работу и нарушает положения настоящего Кодекса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *