Прияткина Н. Ю.
Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Ивановский государственный университет”
В статье рассмотрены особенности подготовки студентов педагогического вуза к волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В качестве главного целевого ориентира волонтерской деятельности рассматривалось содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности ребенка, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта индивидуальной и совместной деятельности, способствующей успешной социализации. Система подготовки волонтеров осуществляется в рамках спецкурса «Технология организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ» и направлена на формирование позитивных установок у студентов на добровольческую деятельность; организацию специального обучения студентов основам волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья; на привлечение студенческой молодежи к разработке и реализации социально-значимых педагогических проектов; на апробацию в волонтерской деятельности новых форм физкультурно-оздоровительной и культурно-просветительской работы с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; на разработку механизмов взаимодействия вуза с коррекционными школами и семьями, воспитывающими детей инвалидов и детей с ОВЗ. Результатом подготовки является готовность студентов к осуществлению волонтерской деятельности, проявляющаяся в умениях оказывать положительное воспитательное влияние на детей с ОВЗ, устанавливать доброжелательные взаимоотношения с детьми и коллегами, умения работать в команде, умения организации и проведении акций, игр, культурно-просветительских и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
дети с ограниченными возможностями здоровья
технология организации волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
3. Подготовка волонтеров к работе с инвалидами : учебно-методическое пособие / М. А. Зыскина, Е. А. Романова. – Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2011. – 98 с.
5. Шевырева Е. Г., Игнатенко А. Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Евразийский Союз Ученых (Психологические науки). – 2014. – № 6. – С. 156-157.
Основную массу добровольцев составляет студенческая молодежь, поэтому волонтерское движение также рассматривается как инновационная форма гражданско-патриотического и нравственного воспитания молодежи, но в его организации и развитии имеются определенные трудности.
Направления, формы, методы и технологии добровольческой деятельности зависят от целевой аудитории, то есть особо нуждающихся в помощи категорий населения.
Одним из значимых направлений волонтерской деятельности является помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться не только медико-социальным, но и психолого-педагогическим сопровождением, включающим такую составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Именно педагогический вуз, где обучаются будущие учителя, является тем центром, который может осуществлять такую специальную подготовку волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования – разработать и реализовать программу подготовки волонтеров к осуществлению деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Достижение поставленной цели осуществляется через следующие направления работы:
· формирование позитивных установок у студентов на добровольческую деятельность;
· организация специального обучения студентов основам волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· привлечение студенческой молодежи к разработке и реализации социально значимых педагогических проектов;
· апробация в волонтерской деятельности новых форм физкультурно-оздоровительной и культурно-просветительской работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· разработка механизмов взаимодействия вуза с коррекционными школами и семьями, воспитывающими детей инвалидов и детей с ОВЗ.
На основе исследований Шевыревой Е. Г. и Игнатенко А. Г. можно обобщить комплекс условий, обеспечивающих эффективность психолого-педагогического сопровождения подготовки будущих волонтеров:
· мотивированность и направленность студентов на добровольческую деятельность;
· стимулирование социальной активности, проявления лидерских качеств волонтеров;
· развитость системы студенческого самоуправления;
· организация эффективной системы обучения студентов основам волонтерской деятельности;
Для качественной подготовки студентов – будущих педагогов к осуществлению волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ был разработан спецкурс «Технология организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ», включающий такие программы, как «Тренировка навыков физкультурно-оздоровительного тьюторства в индивидуальном сопровождении детей с ОВЗ», «Технология гигиенического воспитания и обучения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья», «Безопасное поведение в социуме», «Технология организации культурно-просветительской деятельности с детьми с ОВЗ».
На организационном этапе реализации обучения будущих волонтеров были изучены мотивы студентов к занятию волонтерской деятельностью. В качестве основных причин участия в волонтерском движении 30% студентов выбрали «чувство сострадания к нуждающимся людям», 40% – «решение конкретной задачи, поставленной в проекте», 20% студентов выбрали «формирование новых качеств личности», и 10% студентов намерены «получить новый взгляд на жизнь, людей, работу».
На вопрос «Почему вы заинтересовались волонтерской деятельностью?» 50% студентов ответили «хочу помогать нуждающимся людям», 20% студентов «хотят научиться чему-то новому», 30% студентов связывают волонтерскую деятельность с детьми с ОВЗ с «возможностью развития профессиональных компетенций».
Из возможных ожиданий, связанных с волонтерской деятельностью, 50% студентов выбрали «формирование новых жизненных установок личности», 30% студентов надеются на «раскрытие и формирование волевых ресурсов личности», и 10% студентов высказали надежду на «распространение инновационной модели социально значимой деятельности молодежи», 10% – на «удовлетворение потребности контакта с новыми людьми».
На вопрос «Хотели бы Вы пройти подготовительное обучение?» все студенты высказали такую необходимость, хотя у 60% студентов уже был опыт, полезный для волонтерской деятельности.
Для дальнейшего стимулирования к добровольческой деятельности студентам были оформлены «Личные книжки волонтера», в которых будет отражаться накопленный опыт волонтерской деятельности.
Обучение волонтеров по программе «Технология организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ» основывалось на принципе интерактивности, т.е. обучение, совмещенное с реальными практическими делами. Волонтеры не просто обучались теоретически, но и сразу активно включались в работу. Целевым ориентиром для студентов-волонтеров служит положение – уйти от опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка: его мышления, воображения, находчивости и чувства юмора; формирование здорового образа жизни и мотивов социальной деятельности.
Освоение данной программы направлено на овладение волонтерами технологией организации и проведения добровольческих культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для данной категории детей и формирование диагностических и аналитических умений и навыков, коммуникативных умений и навыков, определяющих успешность общения; методических и организационных умений и навыков, необходимых для осуществления волонтерской деятельности, экспертных умений и навыков, направленных на систематизацию достигнутого в ходе волонтерства результата, его анализа и определения дальнейшей стратегии действий.
Содержание подготовки будущих педагогов к волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) носило междисциплинарный характер и включало в себя следующие необходимые компоненты: знание нормативно-правовой базы, регламентирующей волонтерскую деятельность; необходимый объем психолого-педагогических и медицинских знаний и умений для организации взаимодействия с такой категорией детей, проектирование возможных проблемных ситуаций и способов их решения, владение технологией подготовки и проведения культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных программ и мероприятий.
Приоритетными формами работы с волонтерами были лекции, семинары, тренинги и мастер-классы, индивидуальные беседы и консультации, анкетирование.
На лекционных занятиях студенты изучали физиологические и психологические особенности детей с ОВЗ, теоретические основы выбора педагогических технологий волонтерской деятельности такой категорией детей, основные признаки, их классификацию, структуру и возможности применения. Методика организации и проведения сюжетно-ролевых, имитационных, спортивных, познавательных и развлекательных игр, благотворительных мероприятий, праздников, образовательных экскурсий, походов, творческих мастерских по интересам.
На практических занятиях рассматриваются основы педагогической режиссуры при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских мероприятий для детей с ОВЗ. Используются приемы визуализации, вербализации, презентации, обратной связи, методов «мозгового штурма» и «мозговой атаки», методика разработки и реализации социального проекта для детей с ОВЗ. В основу деятельности студентов–волонтеров были положены следующие принципы: «Смотреть не на проблему, а в глаза ребенку, принимать его таким, какой он есть», «Больше общаться, больше совместных дел (не делать за ребенка, а с ребенком)», «Показать ребенку себя и свой мир (быть воспитанными, добрыми, понимающими)», «Быть искренними с этими детьми».
В качестве главного целевого ориентира волонтерской деятельности рассматривалось содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности ребенка, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта индивидуальной и совместной деятельности, способствующей успешной социализации. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Обязательной формой подготовки будущих волонтеров являлись тренинги: «Организация группового взаимодействия», «Как организовать мероприятие для детей с ОВЗ», «Сила игры в радости», «Творческая мастерская», «Проектировочная мастерская».
Оценка качества освоения студентами спецкурса осуществлялась в форме презентации группового проекта программы. Программа «Двигаемся вместе» включала разработку комплекса ежедневных физических упражнений для детей.
Программа «Праздник игры и спорта» включала проведение сезонных специальных спартакиад и соревнований для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа «Безопасное колесо» направлена на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах, профилактику детского дорожного травматизма, здорового и безопасного образа жизни.
Программа «Как прекрасен этот мир» направлена на духовно-нравственное и эстетическое развитие детей: культурно-досуговые и просветительские мероприятия, конкурсы, праздники.
В период реализации проекта с помощью студентов-волонтеров проводились ежедневные физкультурные занятия с детьми с интеллектуальной недостаточностью, организованы ряд спортивных праздников, военно-спортивная игра «Зарница», областная специальная спартакиада «Мир движений», эстафета «Безопасное колесо», волонтерские акции «День Наума Грамотника», «Рождественская звезда», «Пасхальный сувенир» и др.
Участие в волонтерской деятельности способствовало активной исследовательской и проектной деятельности студентов. В 2015–2016 гг. студенты волонтерского отряда «ВеГОС+» выполняли исследовательские задания, представляли результаты своих исследований на научных конференциях, участвовали в конкурсах проектов, выбирали темы курсовых и дипломных работ, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Все эти аспекты свидетельствуют о том, что волонтерская деятельность способствует успешному формированию профессиональных компетенций будущих педагогов.
Результатом подготовки студентов педагогического вуза к волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья является готовность волонтеров к установлению педагогически целесообразного взаимодействия с данной категорией детей, проявляющаяся в умении оказывать положительное воспитательное влияние на детей, способствовать их успешной социализации; в умении работать в команде; инициировать проведение волонтерских акций, умении методически грамотно организовать и провести культурно-просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Особый акцент необходимо сделать на развитие у волонтеров в процессе практико-ориентированной подготовки таких личностных качеств, как гуманность, милосердие, вовлеченность, исполнительность, толерантность, активная жизненная позиция, эмпатия.
Таким образом, целенаправленно организованная и содержательная подготовка волонтеров способствует эффективной добровольческой деятельности.
Библиографическая ссылка
Прияткина Н. Ю. П ОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.
;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25022 (дата обращения: 07.10.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)