обязательная вакцинация, отстранение от работы непривитых сотрудников: экспертная оценка современных методов борьбы с covid-19

Некоторые работники обязаны вакцинироваться. что будет, если они откажутся от прививки?

Есть Перечень работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации:

  • Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
  • Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  • Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
  • Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
  • Работы с больными инфекционными заболеваниями.
  • Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
  • Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
  • Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Граждане, работающие в данных сферах, обязательно подлежат вакцинации при наличии неблагоприятной эпидобстановки. Но даже эти работники могут выбрать – пройти вакцинацию или отказаться от нее. Прививка здесь является условием, необходимым для продолжения работы по специальности или принятия на работу.

Таким образом, указание на обязательный характер вакцинации не делает эту процедуру принудительной. У населения России по-прежнему есть выбор.

Как считать долю работников, кого включать?

По доле работников, которых необходимо привить (в Москве – 60 %) указано, что в это число входят только лица, получившие вакцину. Все, у кого есть медотводы, – это оставшиеся 40 %.

Отметим, что в Постановлении главсанврача действительно есть обязанность организовать проведение прививок не менее 60 % от общей численности. Однако в п. 3 Постановления главсанврача указано, что требование об организации прививок не относится к лицам, которые имеют противопоказания. Из этого следует, что 60 % необходимо определять от того количества сотрудников, которые не имеют противопоказаний.

Те компании, которые имеют подразделения в других регионах, в целях 60 % учитывают только работающих на территории Москвы.

Указано, что в численность сотрудников, от которой необходимо определить 60 %, следует включить удаленных (дистанционных) сотрудников, а также самозанятых, привлеченных на основании договоров (каких договоров – не уточняется).

Отметим, что в соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона № 52-ФЗ и в соответствии со ст. 10 Закона № 157-ФЗ Главный санитарный врач может вынести постановление о проведении прививок группам граждан по эпидемическим показаниям, то есть эти показания должны быть в постановлении.

В Постановлении главсанврача указано только на то, что заболеванию больше подвержено трудоспособное население, а также лица, посещающие общественные места. При этом категория лиц, работающих удаленно (возможно, на территории других субъектов), отдельно не поименована.

Таким образом, удаленных сотрудников из других регионов считать в численности не нужно однозначно (работающих и проживающих в Московской области, например). Что касается дистанционных сотрудников, местом работы которых является Москва, то, скорее всего, их придется включить в расчет 60 %.

В отношении лиц, применяющих налог на профессиональный доход, отметим следующее.

Если с ними заключены не трудовые, а гражданско-правовые договоры, то они находятся с организацией и (или) предпринимателем в равных отношениях. По гражданско-правовому договору одна сторона не может обязать другую сторону выполнять какие-либо действия, не предусмотренные договором.

Таким образом, включать самозанятых в расчет численности сотрудников, подлежащих вакцинации, нужно, только если с ними заключены трудовые договоры. В этом случае они являются обычными работниками.

Что касается расторжения договоров оказания услуг с самозанятыми, то заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (ст. 782 ГК РФ). Однако в этом случае он должен возместить исполнителю все расходы, фактически понесенные на исполнение этого договора.

Кто может получить медотвод?

Разъясняется, что медотвод могут получить лица с ОРВИ, беременные женщины и недавно переболевшие (не более 6 месяцев назад). Что касается антител, то их наличие не является противопоказанием.

Отметим, что для каждой вакцины есть свой перечень противопоказаний.

Так, в соответствии с Рекомендациями о порядке вакцинации ГАМ-КОВИД-ВАК (направлены письмом Минздрава России от 20.02.2021 № 1/И/1-1221) противопоказанием являются:

  • гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцины, содержащей аналогичные компоненты;
  • тяжелые аллергические реакции в анамнезе;
  • беременность и период грудного вскармливания;
  • а также тяжелые осложнения после ввода первого компонента (в этом случае второй не вводится).

Для введения препарата “ЭпиВакКорона” противопоказаниями будут (см. письмо Минздрава России от 21.01.2021 № 1/и/1-332):

  • гиперчувствительность к компонентам препарата (гидроокиси алюминия и другим);
  • тяжелые формы аллергических заболеваний;
  • реакция или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение вакцины;
  • иммунодефицит (первичный);
  • злокачественные заболевания крови и новообразования;
  • беременность и период грудного вскармливания.

С осторожностью препарат предлагается вводить лицам с хроническими заболеваниями печени и почек, нарушениями эндокринной системы, заболеваний ЦНС и сердечно-сосудистой системы и др.

Что касается антител, то еще в январе Минздрав России выпустил письмо от 15.01.2021 № 1/И/1-155, в котором также указано, что при подготовке к вакцинации проверка иммуноглобулинов классов G и M к вирусу SARS-CoV-2 обязательной не является.

Отметим, что в указанном письме количество выявленных антител не указывается. Следовательно, само по себе их наличие уже делает невозможной прививку. Ни постановление Главного санитарного врача, ни нормативные правовые акты главы субъекта не могут изменить рекомендации Минздрава просто в силу того, что именно это ведомство является органом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

  • вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний;
  • вопросы медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);
  • вопросы фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения.

Главный санитарный врач не может игнорировать рекомендации профильного ведомства.

Обязательная вакцинация, отстранение от работы непривитых сотрудников: экспертная оценка современных методов борьбы с covid-19

Пандемия новой коронавирусной инфекции, которая уже более полутора лет существует во всем мире, постоянно подталкивает российские власти к поиску новых методов борьбы с ней. Временный локдаун, жесткий масочный режим, социальное дистанцирование, перевод части сотрудников на удаленный режим работы – эти и другие меры позволили держать эпидемиологическую ситуацию под контролем, но оказались недостаточными для полной победы над вирусом.

В настоящее время федеральные власти, эпидемиологи и инфекционисты видят в качестве единственного действенного метода борьбы с COVID-19 вакцинацию. Массовая вакцинация в нашей стране стартовала в декабре 2020 года, однако на данный момент ее уровень в России по сравнению с европейскими странами относительно невысок (по экспертным оценкам, 20% против 60% соответственно). Поэтому в топе тенденций последних месяцев – не только активная пропаганда антиковидных прививок, но и поиск новых механизмов стимулирования граждан к вакцинации – причем не только позитивных (например, введение программы “Миллион призов #ПобедимCOVIDВместе” для пожилых москвичей, которые до 1 июля за прививку могли получить подарочную карту на 1 тыс. призовых баллов или электронный сертификат с тем же номиналом, которые можно потратить на покупку товаров или оплату услуг), но и негативных. В числе последних – возможность отстранения от работы тех сотрудников, которые подлежат обязательной вакцинации, но отказываются от нее.


Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Правовым, медицинским и политическим аспектам этой и других антиковидных мер была посвящена пресс-конференция на тему: “Нет вакцины – нет зарплаты. Санкции для непривитых становятся неизбежны?”. В качестве экспертов выступили член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров, Президент Союза профсоюзов России Дмитрий Галочкин и Президент Союза адвокатов России Игорь Трунов.

Правовой аспект

Правовой аспект обязательной вакцинации и негативных последствий за отказ от нее в настоящее время является наиболее проблематичным. Несмотря на наличие в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (далее – Закон № 157-ФЗ) прямой нормы, предусматривающей в числе негативных последствий отсутствия профилактических прививок отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Закона № 157-ФЗ), существует ряд нерешенных противоречий. На некоторые из них обратил внимание Игорь Трунов. В первую очередь, у эксперта вызывает сомнение законность расширения главным государственным санитарным врачом региона перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации.

Напомним, на федеральном уровне более 20 лет действует Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825, которым утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Он включает 12 категорий работ, среди которых – работы, связанные с:

  • больными инфекционными заболеваниями;
  • живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний;
  • кровью и биологическими жидкостями человека;
  • осуществлением образовательной деятельности;
  • убоем скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовкой и переработкой полученных от него мяса и мясопродуктов;
  • отловом и содержанием безнадзорных животных;
  • обслуживанием канализационных сооружений, оборудования и сетей и некоторые иные виды работ.

Именно к указанным видам работ применима норма об отказе в приеме на работу или отстранение от работы непривитых сотрудников.

Однако эксперт подчеркнул, что реализованное в региональных постановлениях право главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения (п. 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ) о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям – а профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям – вышло далеко за пределы указанного правительственного перечня. Так, например, в Постановлении Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15 июня 2021 г. № 1 “О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям” речь идет об обязательной вакцинации против COVID-19 работников торговли, салонов красоты, сфер бытовых услуг, общественного питания, МФЦ, транспорта общего пользования, такси, соцзащиты и соцобслуживания, ЖКХ и т. д. В рассматриваемом контексте пересекаются с перечнем, утвержденным Правительством РФ, только работники сферы образования и частично – здравоохранения.

В связи с этим представитель адвокатуры указал не только на безосновательное расширение перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации – ведь в числе полномочий региональных главных санитарных врачей нет полномочий по подмене Правительства РФ, по изменению или дополнению решений кабинета министров, но и на то, что перечень 1999 года является более профессиональным и проверенным временем.

Что касается недавнего Письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ, в котором приводятся пояснения относительно возможности отстранения работников, подлежащих обязательной вакцинации, от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса, то, по мнению адвоката, оно не только не носит нормативного характера, но и содержит противоречивые тезисы. Например, в одних пунктах говорится о праве работодателя отстранить отказавшегося от прививки сотрудника от работы без сохранения зарплаты (абз. 5 п. 1, п. 6 Письма), а в других – о его обязанности это сделать (п. 5, п. 8 Письма).

В целом Игорь Трунов видит два пути решения указанных проблем – расширение Правительством РФ перечня работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, либо корректировка решений главных санитарных врачей о введении обязательной вакцинации некоторых категорий работников.

Относительно увольнения с работы за отказ от вакцинации эксперт высказался однозначно – такое действие со стороны работодателя является незаконным, поскольку перечень закрепленных в ч. 1 ст. 77 ТК РФ оснований прекращения трудового договора не содержит такого основания, как увольнение в связи с отказом от профилактических прививок. “Основная работа должна вестись на уровне убеждения, а не отстранения и тем более – увольнения”, – подытожил он.

Признавая несовершенство правового обеспечения борьбы с пандемией, участники мероприятия полагают, что было бы более рационально принять федеральный акт, содержащий нормы о мерах борьбы с COVID-19, а не отдавать решение этих важных вопросов на региональный уровень. Так, Дмитрий Галочкин призывает переводить антиковидные решения на уровень актов Правительства РФ и Президента РФ, предусматривая при этом помимо “кнута” также “пряники”. А по мнению депутата Госдумы Евгения Фёдорова, законодательного акта более высокого уровня о введении жестких мер борьбы с пандемией нет, поскольку принимаемые меры не могут противоречить Конституции Российской Федерации, а в ней приоритет прав человека доминирует над общим благом общества, то есть персонифицированное доминирует над национальным. “Мы не можем ввести жесткие законы по борьбе за выживание российского народа и государства. Чтобы использовать более жесткие меры в рамках правового поля, нужно иметь правовую систему суверенного типа”, – подчеркнул он.

Политический аспект

На политическом аспекте современных мер борьбы с новой коронавирусной инфекцией остановился депутат Госдумы Евгений Фёдоров. Он отметил, что главная проблема России состоит в незавершенности конституционной реформы, которая бы предоставила стране больший суверенитет в решении вопросов, связанных с антиковидными мерами. То есть, чтобы власти могли разрабатывать свою стратегию действий в случае серьезных эпидемий, а не руководствоваться теми методами, которые предписывает ВОЗ. Эксперт напомнил, что в советское время использовался метод карантина – когда выдавались продовольственные пайки по месту нахождения человека и на определенный период полностью прекращалось распространение эпидемии. Депутат уверен, что если бы в самом начале эпидемии Россия ввела хотя бы пограничный карантин (пересечение границы с обязательной двухнедельной самоизоляцией), то заболевание не достигло бы таких масштабов.

“Мы находимся в очень узком коридоре возможностей, вызванном особенностями нашей Конституции РФ и особенностями статуса российской структуры управления”, – подчеркнул эксперт, добавив, что слабая позиция РФ с точки зрения проведения своей политики является главной проблемой, требующей решения, потому что она касается не только эпидемии, но и экономики, социальной сферы, уровня жизни. “Надо менять принципы устройства страны, как и предлагал Президент РФ – деофшоризация, изменение принципов Банка России, национализация капитала, национализация судебной системы – на суверенные”, – заключил парламентарий.

С тезисом Евгения Фёдорова о том, что более точечно должна быть отработана система госуправления в области потребительских отраслей, с которыми соприкасаются массы людей, согласился и Дмитрий Галочкин. Он считает, что в действиях властей нужна последовательность, потому что “непредсказуемые действия со стороны власти порождают недоверие со стороны людей”. Отношение общества к вводимым мерам хорошо иллюстрирует пример с QR-кодами в Москве. “Есть недоверие к органам власти сначала в связи с введением QR-кодов, потом – их отменой. Многие в этой сфере считают себя обманутыми, потому что одни поддались призыву и пошли прививаться, другие этого не сделали, и через какое-то время QR-коды отменили”, – отметил эксперт, добавив, что многие из тех, кого введение QR-кодов стимулировало сделать прививку, не пойдут прививаться вторым компонентом вакцины.

Немаловажным здесь является и контроль за пропагандой, отлаженная информационная работа – управление этими процессами тоже требует повышенной эффективности. А в целом необходимы логичные и последовательные действия с подробным разъяснением для людей, уверен Президент Союза профсоюзов России.

Медицинский аспект

Что касается медицинского аспекта, то эксперты единогласно признают важность вакцинации. Евгений Фёдоров считает, что нужно поднять уровень вакцинации до европейских показателей. “Это вопрос национальной безопасности. Общественный здравый смысл должен быть”, – заключил эксперт. Но необходима разумная политика без избыточных требований – возможно, не всех работников необходимо подвергать обязательному медицинскому контролю, включая вакцинацию, а только часть из них, которая непосредственно работает с людьми.

“Я считаю, что эпидемия надолго – пока мы не найдем метод защиты нашего народа, то есть введение карантина или поднятие уровня вакцинации, чтобы он сработал как механизм обеспечения безопасности народа и государства”, – подытожил парламентарий. При этом права на вакцинацию должны быть реализованы на 100%, а если возникает ситуация с нехваткой вакцины, из-за которой работник не успевает к назначенному сроку привиться, то вопрос безопасности услуги, оказываемой таким работником, должен быть выше вопроса трудовых прав работника.

В свою очередь, Игорь Трунов предложил организовать горячую линию, где бы врачи-эпидемиологи, инфекционисты давали профессиональные ответы гражданам по вакцинации. Это предотвратит ситуацию, когда врачи, не являющиеся специалистами в области вакцинации, дают непрофессиональные комментарии по поводу прививок или критикуют своих коллег-медиков. “Такие советы в рамках этического поведения должны наказываться”, – считает эксперт. Между тем, профессиональные врачи тоже должны нести ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности. Но в целом медицинская информация, касающаяся вируса, вакцин и т. д. должна быть общедоступной. Кроме того, он призвал использовать опыт прошлых лет – например, посмотреть действовавший в дореволюционный период карантинный кодекс, в котором имеются ответы на многие вопросы, накопившиеся в том числе и за период текущей пандемии.

В ходе конференции Дмитрий Галочкин обратил внимание на неразумность призывов к отказу от вакцинации и призвал подумать над мерами борьбы с такими призывами. А Евгений Фёдоров сравнил призывы к отказу от вакцинации против COVID-19 с призывами к суициду. “Наряду с запретом пропаганды курения и алкоголя должен быть запрет пропаганды против своего здоровья, включая прививочную кампанию”, – заметил депутат.

Что касается вакцинации детей, то здесь мнения экспертов едины – дети должны будут делать соответствующую прививку, иначе они могут быть ограничены в возможности зачисления в образовательные учреждения. Евгений Фёдоров напомнил, что с самого рождения детям делают прививки – против вирусного гепатита В, туберкулеза, пневмококковой инфекции, дифтерии, коклюша, столбняка и т. д. “По 15 вакцин у каждого человека, который сейчас живет в нашем государстве. И если человек отказывается от 16-ой, это не здравый смысл, это пропаганда”, – уверен он.

***

Стоит признать, что федеральные власти знают об обсуждаемых на мероприятии проблемах и пытаются предпринимать шаги по их решению. В частности, на сегодняшнем заседании президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что ситуация с коронавирусом по-прежнему остается напряженной. Он признал, что на сегодняшний день самым эффективным способом защиты от COVID-19 остается вакцинация. И несмотря на то что в целом по стране за последнее время ее темпы выросли почти вдвое, ситуация по регионам различается. “Очень важно рассказывать людям о необходимости сделать прививку, о том, какие препараты есть в наличии, отвечать на интересующие вопросы, чтобы у них не оставалось сомнений”, – подчеркнул Председатель Правительства РФ.

Обязательность требований санитарного врача

В отношении обязательности требований разъяснения следующие.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее – Закон № 52-ФЗ), ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (далее – Закон № 157-ФЗ), п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 от 16.12.

Руководители организаций и ИП, которые относятся к сферам, поименованным в Постановлении главсанврача, обязаны в период эпиднеблагополучия обеспечить проведение вакцинации в установленные сроки. Это вытекает из ст. 10, ст. 11 Федерального закона от 30.03.

1999 № 52-ФЗ, в соответствии с которыми граждане, а также работодатели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При этом работодатели обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Среди прочих к ним относятся профилактические прививки, проводимые в соответствии с национальным календарем профилактических прививок (НКП), в который включены прививки от COVID-19.

Не все в этом разъяснении понятно. Действительно, в п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ указано, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные врачи могут выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Статья 10 Закона № 157-ФЗ также подтверждает право Главного государственного санитарного врача региона принять решение о проведении профилактических прививок при угрозе возникновения болезней, перечень которых утверждает Минздрав. Приказом Минздрава России от 19.12.

2020 № 1307н (в ред. приказа от 03.02.2021 № 47н) прививка против коронавируса внесена в календарь профилактических прививок. В календаре определены группы населения, которые должны сделать прививку. Однако эти группы лишь частично совпадают с теми, которые указаны в Постановлении главсанврача.

В частности, в календаре указаны:

  • работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;
  • работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;
  • лица, работающие вахтовым методом;
  • волонтеры;
  • военнослужащие;
  • работники организаций сферы предоставления услуг;
  • государственные гражданские и муниципальные служащие.

Таким образом, проведение профилактических прививок сотрудникам торговли, а также работникам государственных органов Москвы указанным календарем не предусмотрено. Следовательно, профилактические прививки таким лицам по постановлению санитарных врачей не соответствуют статье 10 Закона № 157-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *