ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ОДНОЙ АКЦИИ ПРИ ДОБРОВОЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Акции, которыми вы владеете, могут выкупить без вашего согласия.

Это не рейдерский захват или мошенничество, а принудительный выкуп — ситуация, когда один акционер публичного акционерного общества выкупает акции других акционеров без их согласия. И это законно. Расскажу, как всё устроено.

Что такое принудительный выкуп

Принудительный выкуп — это выкуп акций без согласия их владельцев. Акционер может объявить принудительный выкуп, если он приобрел 95% голосующих акций компании.

Например, недавно компания Alliance Rostec Auto B. V. выкупила с рынка 13,1% акций «Автоваза» — общая доля «Альянс-ростека» составила 96,64% акций. Компания объявила о принудительном выкупе. У меня были акции «Автоваза» — в  момент акции просто пропали из моего портфеля, а на брокерский счет зачислились деньги за их продажу.

Кому и зачем нужен принудительный выкуп

Целей у выкупа может быть много. Вот лишь некоторые:

Принудительно можно выкупить только акции публичного акционерного общества. Выкупают голосующие бумаги — обыкновенные и привилегированные акции, предоставляющие право голоса, или эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в голосующие акции.

Основным нормативным актом (помимо Гражданского кодекса), регулирующим отношения акционеров в акционерном обществе, является Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».  Согласно Закону, каждая голосующая акция (как правило, обыкновенная, но в некоторых случаях, включая вопросы реорганизации и ликвидации, также и привилегированная) дает право ее владельцу на один голос (п. 1 ст. 49 Закона РФ).  По общему правилу, решение принимается большинством голосов от участвующих в собрании (при наличии кворума, разумеется) (п. 2 ст. 49 Закона РФ).

Особенностям сделок, связанных с приобретением более 30% акций общества, посвящена глава XI.1, введенная в Закон в 2006 году.  Глава, в частности, вводит понятия «добровольного предложения» (ст. 84.1 Закона РФ) и «обязательного предложения» (ст. 84.2 Закона РФ) о покупке голосующих акций акционерного общества (имеется в виду публичная оферта об их приобретении).

Указанная глава устанавливает ряд норм, направленных на защиту прав миноритарных акционеров.  Так, лицо, приобретшее более 30% акций открытого акционерного общества, обязано направить остальным акционерам «обязательное предложение», то есть публичную оферту о приобретении и остальных акций по цене не ниже расчетной цены (определяемой по результатам предшествующих публичных торгов или, при отсутствии таковых, независимым оценщиком) (п.п. 1, 4 ст. 84.2 Закона РФ).  То же правило действует и при превышении порогов владения в 50% и 75% голосующих акций (п. 7 ст. 84.2 Закона РФ).  Правило не применяется в ряде определенных законом случаев, в частности, если акции приобретены по результатам ранее сделанного добровольного или обязательного предложения, предусмотренных рассматриваемой главой (п. 8 ст. 84.2 Закона РФ).

Далее, если кто-то приобрел в результате такого добровольного или обязательного предложения более 95% голосующих акций общества, он обязан выкупить и остальные акции, если этого потребуют их владельцы (ст. 84.7 Закона РФ).  Цена также определяется по результатам публичных торгов или оценщиком, но при этом она должна быть не менее цены реализованного добровольного или обязательного предложения, а также не меньше цены приобретения акций, совершенного уже после реализации предложения (если таковое приобретение имело место) (п. 6 ст. 84.7 Закона РФ).

В качестве симметричной меры по защите самого мажоритария, выкупившего более 95% голосующих акций общества, он получает право выкупить оставшиеся акции по своему желанию (ст. 84.8 Закона РФ).  Цена определяется независимым оценщиком, но при этом она должна быть не меньше цены реализованного добровольного или обязательного предложения, а также не меньше цены любого приобретения акций, совершенного после реализации предложения.  Миноритарий, не согласный с оценкой стоимости выкупаемых у него акций, имеет право на иск о возмещении убытков (что, однако, не делает сам выкуп недействительным) (п. 4 ст. 84.8 Закона РФ).

Закон предусматривает возможность подачи акционером компании иска от имени общества к руководству общества, причинившего своими виновными действиями (бездействием) убытки обществу.  Для этого акционер должен владеть не менее 1% обыкновенных акций общества (абз. 1 п. 5 ст. 71 Закона РФ).

Если же виновные действия или бездействие руководства связаны с нарушениями порядка приобретения акций открытого общества, предусмотренных главой XI.1 (Приобретение более 30 процентов акций открытого общества), то акционер может подать иск о возмещении причиненных ему убытков (например, если акции выкуплены у него по недостаточно высокой цене) без необходимости достижения какой-либо квоты владения.  Общество в этом случае также может подать иск от своего имени о возмещении причиненных ему убытков (если таковые имели место).

Итак, российское законодательство об акционерных обществах предусматривает такие виды защиты миноритариев, как требование квалифицированного большинства голосов при решении определенных вопросов на общем собрании акционеров; кумулятивное голосование при выборах членов совета директоров; право получения определенной информации.  Держателям однопроцентного пакета предоставляется прав на производные иски к руководству компании.  Что касается «фундаментальных» сделок, миноритарии имеют право продать свою долю акционеру, чья доля в обществе превысила определенную квоту (30/50/75%, а также 95% по результатам добровольного или обязательного предложения), по цене не ниже определенной законом.  В свою очередь, мажоритарий, скупивший 95% акций общества в результате добровольного или обязательного предложения, может принудительно выкупить и остальные акции у миноритариев, также с ограничением на минимальную цену.

Указанной статьей предусмотрено право мажоритарного акционера, приобретшего на основании добровольного или обязательного предложения более 95 процентов акций акционерного общества, предъявить обязательное требование о выкупе остальных акций. Пунктом 4 названной статьи установлено, что выкуп ценных бумаг осуществляется по цене не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть определена независимым оценщиком.

В судебной практике имелся спорный вопрос относительно того, как должна определяться рыночная цена выкупаемых акций при принудительном выкупе, а именно цена одной акции должна определяться в составе реализуемого пакета акций или же в составе стопроцентного пакета акций.

В вышеуказанном Постановлении Президиум ВАС РФ разъяснил, что по смыслу положений Федерального закона «Об акционерных обществах» рыночная стоимость одной акции должна определяться как цена одной акции в составе стопроцентного пакета, так как только при этих условиях может быть определена единая цена для всех акционеров без учета размера пакета.

Определение цены акций исходя из размера выкупаемого пакета акций, а не стопроцентного пакета, нарушает права миноритарных акционеров, которые принудительно лишаются своих акций без справедливой компенсации.

Аналогичные требования к определению стоимости одной акции в 100%-м пакете акций предъявляются и при оценке акций в целях обязательного предложения при продаже акций лицу, чья доля превысила 30% размещенных акций. Несмотря на  то, что в случае обязательного предложения миноритарии не лишаются акций принудительно, они вправе не принимать предложения о покупке акций, судебная практика и позиция ФСФР (в настоящее время – служба Банка России по финансовым рынкам) – однозначны: определяется стоимость одной акции в 100%-м пакете. Экономический смысл такой позиции основан на том, что в результате предполагаемой сделки крупный миноритарный акционер становится мажоритарным, приобретает существенный контроль над Обществом, следовательно, его взгляд на стоимость акций должен учитывать высокую степень контроля. Кроме того, цена акций при выкупе должна быть одинакова для держателей различных пакетов.

Таким образом, при оценке рыночной стоимости акций для целей принудительного выкупа или обязательного предложения скидки на недостаток контроля применяться не должны. Эта позиция по сей день не является единообразной. Российское общество оценщиков, в частности, рекомендует применять скидку на отсутствие контроля, но её размер не должен превышать 10%.

Поправка на неликвидность акций при расчете стоимости для указанных целей также не применяется. Так как обязательное предложение является публичной офертой, при оценке делается допущение о том, что сделка обязательно произойдет, причем на ее срок не влияет фактическая степень ликвидности оцениваемых акций.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 84.1

1. Лицо, которое имеет намерение приобрести более 30 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, вправе направить в публичное общество публичную оферту, адресованную акционерам – владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций публичного общества (далее также – добровольное предложение).

Добровольное предложение также может содержать сделанное владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, указанные в абзаце первом настоящего пункта, предложение приобрести у них такие ценные бумаги.

Добровольное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в публичное общество.

2. В добровольном предложении должны быть указаны:

имя или наименование лица, направившего добровольное предложение, и иные сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, а также информация о его месте жительства или месте нахождения;

имя или наименование акционеров публичного общества, являющихся аффилированными лицами лица, направившего добровольное предложение;

количество акций публичного общества, принадлежащих лицу, направившему добровольное предложение, и его аффилированным лицам;

вид, категория (тип) и количество приобретаемых ценных бумаг;

предлагаемая цена приобретаемых ценных бумаг или порядок ее определения. В случае, если в добровольном предложении указан порядок определения цены приобретаемых ценных бумаг, должна обеспечиваться единая цена приобретения ценных бумаг этого вида, категории (типа) для всех их владельцев;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 220-ФЗ)

срок, порядок и форма оплаты приобретаемых ценных бумаг. Добровольным предложением должна предусматриваться оплата приобретаемых ценных бумаг деньгами. Добровольным предложением может предоставляться возможность выбора формы оплаты приобретаемых ценных бумаг деньгами или другими ценными бумагами владельцам приобретаемых ценных бумаг;

срок принятия добровольного предложения (срок, в течение которого заявление о продаже ценных бумаг должно быть получено лицом, направившим добровольное предложение), который не может быть менее чем 70 дней и более чем 90 дней с момента получения добровольного предложения публичным обществом;

абзацы девятый – десятый утратили силу с 1 июля 2016 года. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ;

сведения о лице, направившем добровольное предложение, подлежащие указанию в распоряжении о передаче ценных бумаг;

сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, и об условиях банковской гарантии.

Если лицо, направившее добровольное предложение, действует в интересах третьих лиц, но от своего имени, в добровольном предложении должно быть указано также имя или наименование лица, в интересах которого действует лицо, направившее добровольное предложение. При этом сведения, предусмотренные абзацами вторым – четвертым настоящего пункта, указываются также в отношении лица, в интересах которого действует лицо, направившее добровольное предложение.

В добровольном предложении, касающемся приобретения ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, должна содержаться сделанная Банком России отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного статьей 84.9 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

3. В случае, если лицом, направившим добровольное предложение, является юридическое лицо, в добровольном предложении дополнительно указываются сведения обо всех лицах, которые:

самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами имеют 20 и более процентов голосов в высшем органе управления этого юридического лица;

имеют 10 и более процентов голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах). При этом представляется также информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями (долями) юридического лица, зарегистрированного на территории оффшорной зоны.

4. В добровольном предложении могут быть указаны иные не предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи сведения и условия, в том числе минимальное количество ценных бумаг, в отношении которых должны быть поданы заявления о продаже, планы лица, направившего добровольное предложение, в отношении публичного общества, в том числе планы в отношении его работников.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

5. К добровольному предложению должна быть приложена банковская гарантия, которая должна предусматривать обязательство гаранта уплатить прежним владельцам ценных бумаг цену проданных ценных бумаг в случае неисполнения лицом, направившим добровольное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги. Данная банковская гарантия не может быть отозвана, а также не может содержать указание на представление бенефициарами документов, которые не предусмотрены настоящей главой. При этом срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев после истечения срока оплаты приобретаемых ценных бумаг, указанного в добровольном предложении.

6. Публичная оферта о приобретении акций публичного общества, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в результате акцепта которой сделавшее публичную оферту лицо намерено приобрести с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, более 30 процентов общего количества таких акций, может быть сделана только в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Приглашение указанного лица делать оферты о приобретении такой доли акций или приглашение делать оферты о приобретении таких акций без указания их количества не допускается.

Лицо, направившее добровольное предложение, не вправе приобретать акции, в отношении которых сделано такое предложение, на условиях, отличных от условий добровольного предложения, до истечения срока его принятия.

В случае заключения сделок с нарушением требований настоящего пункта наступают последствия, предусмотренные пунктом 6 статьи 84.3 настоящего Федерального закона.

Гл. X I.1 не применяется к специализированным обществам, ипотечным агентам, страховым организациям и банкам в указанных в законе случаях.

7. Положения настоящей главы не применяются:

при приобретении более 30 процентов акций акционерного инвестиционного фонда, созданного в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”;

при приобретении Банком России акций по договорам репо в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

По какой цене выкупают акции

Ценные бумаги выкупают по цене не ниже рыночной. Цену определяет оценщик — его привлекает выкупающий акционер.

При этом цена принудительного выкупа не может быть ниже цены обязательного или добровольного предложения. И если после обязательного или добровольного предложения крупный акционер покупал акции по более высокой цене, теперь эта цена становится минимальной.

Например, ООО «Инвест» принадлежит 85% акций ПАО «Хлебокомбинат». О ОО «Инвест» делает предложение о приобретении акций акционерам ПАО «Хлебокомбинат» по цене 5 рублей за акцию. В результате добровольного предложения ООО «Инвест» приобретает 11% акций и становится владельцем 96% акций, поэтому у него появляется право на принудительный выкуп оставшихся 4% акций. Цена при принудительном выкупе не может быть меньше 5 рублей за акцию. Если предположить, что после добровольного предложения ООО «Инвест» купило еще 1% акций по цене 6 рублей за акцию, то теперь цена за акцию при принудительном выкупе не может быть ниже 6 рублей.

Кстати, оплатить акции имуществом нельзя — только деньгами.

Как проходит выкуп

Если условия для выкупа выполнены, крупный акционер может направить требование о выкупе. Требование проходит проверку в Банке России, а потом направляется в общество, акции которого выкупаются. Общество рассылает информацию о требовании своим акционерам через регистратора общества, сайт раскрытия информации, сайт компании, электронную или обычную почту, печатные издания.

Требование о выкупе содержит основную информацию: наименование лица, направившего требование, сведения о месте его жительства или нахождения, количестве принадлежащих ему акций, предлагаемая цена выкупаемых акций, срок оплаты и т. д.

Далее фиксируются владельцы выкупаемых ценных бумаг. Срок формирования списка владельцев — не ранее чем через 45 дней и не позднее чем через 60 дней после направления требования о выкупе ценных бумаг в публичное общество. Срок оплаты выкупаемых ценных бумаг — не более 25 дней со дня, на который фиксируются владельцы выкупаемых ценных бумаг.

Дальше — списание акций. Согласие акционера не требуется. Сначала тот, кто выкупает акции, предоставляет документы, подтверждающие оплату им выкупаемых ценных бумаг. Только после этого регистратор общества в течение 3 дней списывает ценные бумаги с лицевых счетов их владельцев и зачисляет на лицевой счет того, кто выкупает. Всё, принудительный выкуп завершен.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ОДНОЙ АКЦИИ ПРИ ДОБРОВОЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Пример, как может отражаться выплата цены выкупаемых акций и их списание


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ОДНОЙ АКЦИИ ПРИ ДОБРОВОЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сообщение о принудительном выкупе, пришедшее по электронной почте


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ОДНОЙ АКЦИИ ПРИ ДОБРОВОЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Информация о выкупе акций на сайте регистратора


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ОДНОЙ АКЦИИ ПРИ ДОБРОВОЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Первая страница требования о выкупе акций ОАО «Бронницкий ювелир»

Что делать инвестору, если пришло требование о выкупе

Специально делать ничего не нужно, но лучше проверить, всё ли в порядке. Уточните у регистратора общества или вашего депозитария, есть ли у них информация о вашем банковском или брокерском счете, на который нужно зачислить деньги после продажи. Если реквизиты счета есть, эти данные передадут тому, кто выкупает. Можно направить регистратору реквизиты другого счета, на который нужно перечислить деньги. Сделать это нужно до даты, на которую определяются владельцы выкупаемых ценных бумаг, — ее указывают в требовании о выкупе ценных бумаг.

Если информации о вашем счете не оказалось и вы не направили заявление с реквизитами, то деньги за выкупаемые ценные бумаги вносятся на депозит нотариуса по месту нахождения публичного общества. Если пропустили срок для предоставления информации, можно обратиться к этому нотариусу.

Информация о таком нотариусе содержится в требовании о выкупе ценных бумаг. Там указывается его ФИО, лицензия на нотариальную деятельность, адрес и телефон.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ОДНОЙ АКЦИИ ПРИ ДОБРОВОЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Информация о нотариусе в требовании о выкупе акций ОАО «Бронницкий ювелир»

В каких случаях можно заявлять о принудительном выкупе

Если вкратце, то акционер может выкупить акции других акционеров без их согласия, когда выполняются одновременно два этих условия:

Пока доля акционера меньше 95%, он может выкупать акции других акционеров только с их согласия. Свою долю можно увеличивать и обычными сделками на бирже, но если акционер нацелен на принудительный выкуп, придется делать предложение — добровольное или обязательное. Другие инвесторы не обязаны продавать свои акции в результате таких предложений. Захотят — продадут, нет — ну и ладно.

Добровольное предложение вправе сделать акционер, который собрался выкупить не менее 30% голосующих акций компании.

Обязательное предложение акционер должен сделать в тот момент, когда его доля голосующих акций достигла 30, 50 или 75%.

Например, у акционера 49% акций. Затем он совершил несколько сделок и его доля голосующих акций составила 51%. Сейчас акционер обязан сделать обязательное предложение.

Если после добровольного или обязательного предложения доля превысит 95%, акционер может без согласия других акционеров выкупить оставшиеся акции.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ОДНОЙ АКЦИИ ПРИ ДОБРОВОЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сообщение об обязательном предложении на сайте «Центра раскрытия корпоративной информации»

Есть еще один вариант с принудительным выкупом: когда инвестор был единственным акционером публичного акционерного общества (ПАО), а потом произошла реорганизация с образованием нового ПАО — например, слияние или присоединение компаний.

Чтобы акционер мог претендовать на принудительный выкуп в новом ПАО, должны соблюдаться следующие условия:

Крупный акционер может и не выкупать акции — это его право, а не обязанность. Но выкуп становится обязанностью, если оставшиеся акционеры сами потребуют выкупа своих акций. Когда доля одного из акционеров превышает 95%, другим высылаются уведомления о том, что у них есть право требовать выкуп своих акций на основании статьи 84.7 закона об акционерных обществах.

Например, акционеру принадлежит 76% акций ПАО. В результате добровольного предложения он приобрел еще 20% акций — теперь ему принадлежит 96% от всех голосующих акций. Барьер 95% преодолен, поэтому акционеры, у которых осталось 4% акций, получат уведомления об этом и смогут направить выкупающему акционеру требования о выкупе акций.

Подробнее о Направлении добровольного и обязательного предложения

Согласно п.1 ст. 84.1 ФЗ «Об АО» лицо, которое имеет намерение приобрести крупный пакет акций (более 30%), правомочно направить в общество так называемое добровольное предложение, представляющее собой публичную оферту, адресованную акционерам – владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций публичного общества. Хотим отметить, что для акционерного общества, которое на 1 сентября 2014 года являлось открытым акционерным обществом и на текущий момент не вносило в свой устав положения о неприменении главы XI. I ФЗ «Об АО», процедура добровольного предложения о выкупе акций у акционеров является применимой.

Преимущества добровольного предложения перед обязательным

Рассмотрим, в чем же заключаются преимущества добровольного предложения:

Хотим обратить внимание на то, что у акционера возникает право направить требование о выкупе акций у миноритариев в случае, если в рамках осуществления добровольного предложения им были одновременно соблюдены следующие условия:

Также важным этапом для акционера, который намерен направить добровольное предложение в общество, является его предварительное представление в Банк России. По истечении 15 дней с момента представления в Банк России предварительного уведомления при условии отсутствия предписания о приведении добровольного предложения в соответствие с требованиями законодательства такое предложение можно направлять в общество. После получения оферты акционерное общество обязано направить её владельцам ценных бумаг, которым она адресована (п. 2 ст. 84.3 ФЗ «Об АО»)

Содержание добровольного предложения

Обязательное предложение о выкупе акций

Приобретение заинтересованным лицом крупных пакетов акций может повлечь возникновение у такого лица обязанности по направлению обязательного предложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2. Закона об АО лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества обыкновенных и привилегированных акций, предоставляющих право голоса, в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона об АО, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам – владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее – Обязательное предложение). ” Коварство” данной статьи заключается в том, что лицо может не узнать о возникновении у него обязанности по направлению обязательного предложения из-за необходимости учета голосующих акций, принадлежащих другим акционерам, являющихся его аффилированными лицами.

Все об обязательном предложении о приобретении акций общества

Анализ статьи 84.2. Закона об АО позволяет сделать вывод о том, что обязанность по направлению обязательного предложения может носить многосубъектный характер. Так, лицом, обязанным направить оферту, может быть отдельный акционер, приобретший определенное количество голосующих акций публичного акционерного общества, а также группа аффилированных лиц, владеющая акциями ПАО, предоставляющими право голоса, в количестве, превышающем одно из пороговых значений, установленных законодателем в статье 84.2. Закона об АО. В контексте указанной статьи пороговым значением признается приобретение более 30, 50 и 75 процентов голосующих акций публичного акционерного общества. Важно понимать, что при этом каждый акционер – член группы аффилированных лиц может быть владельцем и меньшего количества голосующих акций. Для целей определения возникновения обязанности по направлению обязательного предложения оценивается общее количество голосующих акций публичного общества, принадлежащее группе аффилированных лиц.

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Перечень оснований, в силу которых одно лицо может быть признано аффилированным другому, указан в статье 4 вышеназванного закона и конкретизирован в статье 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции). Многие основания аффилированности, указанные в законе, являются понятными и легко определяемыми. Например, является очевидным, что единоличный исполнительный орган и члены совета директоров акционерного общества являются аффилированными лицами по отношению к данному АО. Вместе с тем, законом предусмотрены более сложные для понимания критерии аффилированности, например, принадлежность к группе лиц, по основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции.

Неправильное понимание смысла нормы пункта 1 статьи 84.2. Закона об АО, а также сложности, связанные с установлением аффилированности, приводят к ошибкам в процессе выявления у акционеров наличия обязанности по направлению обязательного предложения.

Во-первых, неисполнение обязанности по направлению обязательной оферты может повлечь невозможность принятия общим собранием акционеров необходимых решений в силу отсутствия кворума. На основании пункта 6 статьи 84.2. Закона об АО с момента приобретения более 30 процентов общего количества голосующих акций публичного общества, и до даты направления в публичное общество обязательного предложения, приобретатель акций и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Аналогичные правила распространяются на приобретение доли голосующих акций публичных акционерных обществ, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций. Важно понимать, что игнорирование указанного правила и проведение общего собрания акционеров при отсутствии кворума является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.23.1 КоАП РФ. Предельный размер административного штрафа в соответствии с указанной нормой составляет семьсот тысяч рублей. Немногие акционеры и члены органов управления эмитентов осведомлены о возможности привлечения к уголовной ответственности за проведение собрания при отсутствии кворума на основании статьи 185.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, нарушение лицом правил приобретения более 30 % акций публичного акционерного общества образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.28 КоАП РФ. Данная норма предусматривает санкцию в виде наложения административного штрафа, предельный размер которого составляет пятьсот тысяч рублей.

Для того чтобы избежать вышеуказанных негативных последствий эмитентам и их акционерам следует проводить постоянный мониторинг совершения сделок с ценными бумагами и анализ наличия у крупного собственника обязанности по направлению обязательного предложения является обусловленной необходимостью.

В процессе выявления у приобретателя акций обязанности по направлению обязательного предложения следует учитывать следующие обстоятельства.

Дополнительно следует учитывать, что обязанность по направлению обязательного предложения не возникает при приобретении акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в случае, если такое добровольное предложение соответствует требованиям пунктов 2 – 5 статьи 84.2. Закона об АО (“добровольное предложение, оформленное по правилам об обязательном предложении”). Иными словами, если в результате акцепта оферты, мажоритарный акционер превысит пороговые значения корпоративного контроля, выражающиеся во владении им самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами свыше 30, 50 или 75% голосующих акций эмитента, он освобождается от обязанности по направлению обязательного предложения о приобретении всех голосующих акций общества и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг.

Таким образом, лицу, заинтересованному в приобретении крупных пакетов акций публичного акционерного общества, необходимо владеть информацией о других акционерах, являющихся аффилированными лицами по отношению к нему, и осуществлять контроль над совершением такими лицами сделок с акциями публичного общества.

Если вам требуется любая помощь в вопросах направления добровольного или обязательного предложений, обращайтесь к нам!

Направление добровольного и обязательного предложения

Соблюдение требований законодательства в части направления добровольного или обязательного предложения, экспертная помощь онлайн

Я против выкупа, что я могу сделать?

Зависит от того, против чего конкретно вы выступаете. Если акционеры считают, что цена выкупа акций занижена, можно обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных ненадлежащего определения цены выкупаемых бумаг. Такой иск можно предъявить в течение 6 месяцев со дня, когда владелец ценных бумаг узнал о списании с его лицевого счета или счета депо выкупаемых ценных бумаг.

Есть соответствующая судебная практика. Например, решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу №  требования акционеров, не согласных с ценой выкупа, удовлетворены, а с ответчика в пользу истцов взысканы убытки. Рыночная стоимость акций в этом деле была занижена более чем в два раза. Ответчик пытался обжаловать решение, но суды, в том числе Высший арбитражный суд РФ, отказали в пересмотре решения.

Но признать весь выкуп недействительным и вернуть себе акции не получится. Высший арбитражный суд РФ в определении по делу №  указал: всё, что можно сделать, — компенсировать убытки через суд.

Наша

За 15 лет работы с акционерными обществами Институту Корпоративных Технологий удалось подобрать и сформулировать наиболее оптимальные и эффективные подходы в решении задач любой компании, которая к нам обращается, основанные на:

– полной конфиденциальности ваших данных
– максимальной безопасности и защите собственника
– качественном обучении и методологической помощи вашей компании не только в рамках сотрудничества с нами, но и после полного удовлетворения запроса, с которым вы к нам обратились.

1.  Бесплатный аудит вашего акционерного общества на предмет выявления оптимальных способов решения вашей задачи. Составление дорожной карты для реализации процедуры с четким определением:

– ключевых этапов работы
– ответственных лиц за реализацию каждого этапа сроков (на каждый отдельный этап и на всю процедуру в целом).

2. Проведение презентации дорожной карты для вас.

В рамках сессии рассматриваются подходы к реализации услуги, вносятся правки с вашей стороны, обсуждаются несколько вариантов итоговой стоимости процедуры с учетом ваших потребностей.

3. Формирование и Утверждение состава специалистов, реализующих   услугу, с учетом нужного при исполнении процедуры профиля.

Эта команда может включать в себя на определенных этапах специалистов вашей компании – при поступлении соответствующего запроса от вас.

4. Утверждение системы контроля за сроками и качеством реализации услуги.

Мы предлагаем комплекс ключевых целевых показателей и основных метрик в рамках реализации процедуры. Вы со своей стороны утверждаете наиболее информативные и релевантные для вас, после чего мы формируем проект отчетности о реализации процедуры по каждому ключевому этапу и направляем вам для утверждения.

5. Оказание услуги согласно дорожной карте.

Помимо всего комплекса процедур, предусмотренных договором между нашими компаниями, за каждым проектом мы закрепляем своего профильного юриста, который оказывает вам любую консультационную помощь.

6. Направление отчетности по каждому этапу услуги и проведение промежуточного совещания.

В рамках последнего наши юристы презентуют предварительные итоги сотрудничества перед специалистом, который был определен как ответственное лицо от вашей компании в рамках нашего общего проекта.

7. Внесение при необходимости корректировок в реализацию процедуры.

Если вы хотите скорректировать ожидаемый результат, вы всегда можете сообщить нам об этом. И если сроки, предусмотренные действующим законодательством, позволят нам учесть ваши пожелания, мы непременно это сделаем.

8. Проверка службой нормоконтроля документов, которые мы получаем по итогам реализации процедуры.

В рамках этапа выдается экспертное заключение, на основе которого мы либо корректируем наши действия еще раз, либо направляем вам готовые документы.

9. Получение обратной связи от вас при сдаче итогового отчета.

И гарантированное дополнительное консультирование по вашему вопросу в течение 3 месяцев после реализации процедуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *