Интервью с Иваном Яцких: Реформы в сфере труда и занятости Воронежской области
Иван Яцких возглавил Департамент труда и занятости Воронежской области в феврале этого года и начал масштабную реформу центров занятости. Он поделился своими мыслями о помощи бизнесу, дефиците кадров и изменениях в работе государственных служб.
Возвращение в Воронеж
В конце прошлого года губернатор предложил Ивану возглавить департамент труда. После работы в Москве Иван решил вернуться на родину из-за личных обстоятельств и привязанности к Воронежской области.
Опыт работы
Работая в Роструде, Иван получил колоссальный опыт, который наверняка пригодится ему в будущем. Он отметил, что работа в разных учреждениях имеет существенные отличия в направленности и задачах.
Реформы в сфере труда
Иван Яцких подчеркнул, что надзорные органы все больше уделяют внимание профилактическим мерам и сотрудничеству с бизнесом. Он выразил поддержку изменениям и переориентации в работе государственных служб в направлении профилактики.
Будущее труда
В ходе интервью говорилось также о роли искусственного интеллекта в сфере труда и профессиях, которые могут умереть из-за ненадобности. Иван Яцких выразил свою точку зрения на этот важный вопрос.
**Ключевые моменты интервью:**
- Возвращение в Воронеж и личные обстоятельства
- Опыт работы в Роструде и его ценность
- Реформы в сфере труда и занятости
- Будущее труда и роль искусственного интеллекта
Иван Яцких показывает высокий уровень профессионализма и стремление к совершенствованию государственных служб в сфере труда и занятости. Его инициативы и подход к управлению могут стать примером для других регионов страны.
Новые вызовы и изменения в сфере труда
Пандемия COVID-19 и введение санкций привели к серьезным изменениям в экономике и на рынке труда. В связи с этим, региональные органы власти столкнулись с новыми вызовами, которые требуют быстрого и эффективного реагирования.
Действия в период локдауна
В период локдауна государство принимало оперативные меры поддержки как для предприятий, так и для работников, находящихся в трудной ситуации. Были увеличены пособия по безработице, внесены изменения в трудовое законодательство.
Модернизация центров занятости
Одним из важных изменений стала модернизация работы центров занятости. Теперь эти центры не только регистрируют безработных для получения пособий, но и активно занимаются поиском подходящих вакансий, проводят профориентационные мероприятия и сопровождают каждого человека в поиске работы.
Превращение службы занятости в HR-инструмент
Целью работы службы занятости является превращение ее в полноценное кадровое агентство, аналог HeadHunter. Мы стремимся предоставить соискателям не только широкий выбор вакансий, но и сопровождение на пути к успешной карьере.
Взаимодействие с работодателями
Сегодня работодатели активно ищут квалифицированных специалистов и готовы предложить им выгодные условия. Поэтому важно также развивать взаимодействие с компаниями и предлагать им уникальные инструменты подбора персонала.
Markdown formatted by TextBuddy.io
Работа России: эффективная помощь гражданам и работодателям
У нас работа строится по принципу жизненных и бизнес-ситуаций. Мы типизировали ситуации и для граждан, и для предприятий, потому что каждый имеет индивидуальную историю. Например, нельзя ко всем безработным относиться одинаково, потому что женщина с детьми, мужчина предпенсионного возраста или молодой человек – абсолютно разные категории, к которым нужен разный подход.
Разнообразие ситуаций требует индивидуального подхода
Точно также и с работодателями: и крупные промышленные, обрабатывающие, сельскохозяйственные предприятия, и мелкий бизнес, и ИП – все нуждаются в работниках.
Когда к нам приходит работодатель и открывает на портале Работа России свои вакансии, мы, естественно, их анализируем и закрепляем за работодателем персонального куратора. Под каждого работодателя мы разрабатываем план мероприятий по подбору специалистов, мы составляем профиль вакансии с требованиями и условиями труда.
Вакансии подбираются профессионально
А потом два наших сектора по работе с гражданами и работодателями объединяются и подбирают вакансии. Эту схему мы будем развивать. Блок работы с работодателями у нас на сегодняшний день выходит на равные позиции с блоком работы с гражданами.
Я надеюсь, что в будущем этот симбиоз даст хорошие результаты и служба занятости в каком-то обозримом будущем станет основным инструментом взаимодействия и с работодателями, и с гражданами. Мне очень важно, чтобы люди узнавали об этом. Надеюсь, что граждане увидят обновленные центры занятости не только по внешним условиям, но и по содержательной части и будут приходить к нам не только тогда, когда они безнадежно потеряли работу, а также когда только появились мысли о смене работы.
Дружелюбная психологическая помощь важная для всех
– Я увидела, что у вас помимо подбора работы и выплаты пособий есть психологическая помощь.
– Мы все люди разные. Кто-то очень легко меняет место работы, работодателей и сферу деятельности, причем кардинально, и для человека это не составляет никаких проблем. Есть люди, которые практически всю жизнь проработали на одном предприятии, на одном рабочем месте, и для них смена работы – тяжелый этап психологически.
Наши психологи ненавязчиво говорят с человеком, выявляют его потребности, скрытые таланты и направления, помогают человеку принять правильные решения. В итоге мы помогаем людям сменить карьерную траекторию или вырасти в должности.
– Это очень здорово. Интересно, это, правда, абсолютно бесплатно?
– Абсолютно бесплатно.
– Условно, человек на заводе работает, 25 тыс. рублей получает. Скорее всего, он не может позволить себе HR-консультацию.
– Совершенно верно. Очень мало людей об этом знает. Повторюсь, что чем больше людей поверит в наши возможности и убедится в эффективности службы занятости, тем быстрее мы начнем меняться в лучшую сторону, получая обратную связь от людей.
– Хватит. Ничего страшного, мы распределим всех. У нас много процессов автоматизировано благодаря порталу Работа России. В Воронеже у нас три центра занятости, в том числе самый большой правобережный филиал.
Дефицит квалифицированных кадров: проблема или вызов?
Поиск сотрудников
В последнее время наблюдается изменение в том, что работодатель начинает искать себе человека для работы. Что стало причиной этого? Возможно, некоторые специалисты уехали за границу или просто рынок труда стал требовательнее.
Юристы и экономисты
Очень много выпусников юридических и экономических вузов и это главное наследие последних двух десятилетий. Однако, на рынке труда оказывается больше юристов, чем вакансий для них. И тут мы сталкиваемся с проблемой качественных специалистов, практикующих настоящую профессию, а не просто имеющих на это диплом. За такими специалистами всегда идет борьба.
Предложение и спрос
Акцентируется вопрос не только на предложении, но и на спросе на рынке труда. Бизнес создает много рабочих мест, но порой бывает сложно найти подходящего кандидата.
Престиж рабочих профессий
Поддерживать престиж рабочих профессий важно. Многие не осознают, что рабочие могут получать достойную зарплату, иногда даже выше средней по области.
Выбор профессии
Сегодня стало сложнее найти работу выпускникам высших учебных заведений, чем выпускникам колледжей или техникумов. Рабочие получают хорошую оплату и имеют перспективы для роста. Не стоит забывать, что не всем нужно офисное пространство, а работа на производстве может быть комфортной и перспективной.
Статья написана при участии профессионального SEO копирайтера и эксперта по контенту. При возникновении вопросов по SEO оптимизации контента обращайтесь к профессионалам.
– На этом фоне у меня появился вопрос. Например, в Павловске недавно открылось мясоперерабатывающее предприятие «Агроэко». Там более 3 тыс. рабочих мест. Возможно ли набрать такое количество кадров с учетом того, что не все готовы уезжать из крупного города?
– Вы правильно сказали, что не все захотят, но многие захотят. Я вам могу сказать, что тенденция последнего времени меняет стереотипы, когда был приток населения именно в городскую агломерацию. Плюс ко всему Павловск далеко не село, а хороший развитый город. У компании действительно есть потребность в кадрах. Мы с «Агроэко» работаем индивидуально. Сейчас в ближайшее время предметную дорожную карту для этого предприятия будем разрабатывать. На следующей неделе я еще раз встречусь с руководителем, и мы проговорим эти моменты. Мы обязательно обеспечим кадрами предприятие. В этом случае работодатель социально активный и понимает, что ему нужны люди, он создает соответствующие условия, гарантирует достойную заработную плату, он организует доставку работников, соответствующий соцпакет. Если «Агроэко» и дальше будет придерживаться своей политики, то в долгосрочной перспективе у них не будет острого кадрового дефицита. Люди захотят работать у ответственного работодателя, который создает хорошие условия труда.
– Мы уже затрагивали тему безработицы. Насколько остро эта проблема сейчас вообще стоит в Воронежской области?
– Если говорить в целом, не привязываясь к конкретному человеку, то ситуация максимально стабильная. Я бы даже сказал, значения рекордно низкие. По регистрируемой безработице в регионе рекордно низкий показатель – меньше 8 тыс. человек. А если брать в расчет полный рынок труда – примерно 43 тыс. человек. К этому числу относятся люди, которые не состоят на учете, а ищут работу сами, через друзей или коммерческие ресурсы.
– В разрезе области это некритично?
– Для более чем двухмиллионного населения Воронежской области 43 тыс. человек, которые находятся на текущий момент без работы, – это некритичная цифра для рынка труда. Но всегда нужно исходить из конкретной ситуации. Есть в этих 43 тыс. и в 8 тыс. те люди, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Кого-то уволили, кто-то не имеет образования, кто-то живет в отдаленном поселении, где нет работы. Когда мы говорим о том, что ситуация на рынке труда стабильная, я понимаю человека, который читает эти новости и уже год сидит без работы. Поэтому я сейчас сотрудников ориентирую, что большими мерками нужно мерить для принятия глобальных стратегических решений. А на местах в центрах занятости консультанты должны работать с конкретной уникальной судьбой человека.
– Кстати, когда вы пришли, вы изменили состав своей команды в департаменте?
– Прошло на самом деле не так много времени, но у меня уже есть понимание по команде. Она меняется. Процесс ее формирования займет еще достаточно продолжительное время, потому что я смотрю на конкретного человека и его способности. Если я вижу сотрудников, которые не тянут свое направление, я всегда даю шанс понять, какие у этого человека есть сильные стороны. Возможно, он сможет себя раскрыть в другом направлении нашей работы. Я думаю, что по отдельным сотрудникам мы придем к выводу, что никакая работа в департаменте для них не подходит. На сегодняшний день я в большей части сконцентрирован на работе именно по модернизации службы занятости, и параллельно, конечно, мы работаем с кадровым составом департамента. Экстренных, быстрых и, возможно, непродуманных решений я на текущий момент принимать не планирую. Команда будет меняться системно, но при этом абсолютно осознанно.
– Я бы не сказал, что безболезненно. Всё равно для людей, которые будут покидать департамент, это будет болезненно, потому что там кадровая ситуация стабильной долгие годы была. Юрий Александрович Бай очень долго руководил одной командой. Но повторюсь, что каждый уволенный и вновь принятый сотрудник – это будет решение максимально продуманное.
– Сейчас ваши подчиненные прочитают интервью и будут думать, кто следующий.
– Абсолютно живым, инициативным. У нас много людей, которые делают очень много работы, но не совсем понятно, для чего и какой результат мы получаем. Это процессная модель работы не про меня и не для меня. Такая команда не нужна. Это однозначно будет проектная команда, которая будет понимать и прогнозировать, как сделать лучше сферу, которую каждый курирует. Мне важно, чтобы каждый человек именно с этими мыслями работал.
– Когда вы стали чиновником, столкнулись ли с бюрократией?
– Чиновником я стал очень давно.
– В смысле чиновником облправительства.
– Что значит бюрократия? Есть определенные процессы, которые где-то излишне регламентированы. Плюс работы в региональном правительстве, в отличие от федерального органа исполнительной власти, в том, что мы здесь, видя какие-то несовершенства процессов и работы, имеем возможность их исправить и изменить, сделать более простыми, понятными и эффективными. В федеральных службах более жесткая регламентации со стороны центрального аппарата, есть определенные лекала, инструкции, административные регламенты. И если ты захочешь за них выйти, то нужно пройти очень большой путь, чтобы центральный аппарат принял суть твоих изменений. Здесь же всё по большому счету находится в руках команды правительства Воронежской области. Неадекватных людей у нас нет. Если руководство видит, что твои предложения разумны и полезны, то решения принимаются достаточно оперативно – и бюрократия уходит. Мы каждый процесс разбираем по косточкам, и, если сотрудники делают бестолковую двойную работу, мы оперативно перестраиваемся на более эффективные механизмы.
Также в части работы с гражданами мы упрощаем процедуры, убираем лишние движения, согласования, сокращаем время оказания услуги. Очевидно, что часть документов можно подать в электронном виде, особенно это актуально для удаленных поселений. Если посмотреть на два шага вперед, мы понимаем, что человеку можно второй раз не ехать, когда все документы мы готовы принять при первом посещении. Когда эта работа будет завершена, я уверен, и люди почувствуют это, и наши работники высвободят огромное количество времени. Важная работа, которая занимает очень много времени, но открывает глаза у всех на те несовершенства, которые есть. Вы спросили про эту бюрократию, я абсолютно против лишней бюрократии, мы постараемся сделать так, чтобы лишних ненужных движений, действий, документов было как можно меньше.
– Отлично. Я предлагаю еще немножко поговорить об актуальных темах по поводу СВО. Недавно губернатор вам поручил проработать возможность мер поддержки мобилизованных. В чем суть инициативы?
– Всё, что связано с СВО, очень чувствительно для всех. Я думаю, сейчас все переживают те события, которые происходят. У многих друзья, родственники были мобилизованы, кто-то ушел добровольцем. Может, это громкое сравнение со временами Великой Отечественной войны, но на сегодняшний день, по крайней мере на территории Воронежской области, как приграничного региона, это точно коснулось каждого.
Те решения, которые были приняты во время мобилизации на федеральном уровне, и те решения, которые мы сейчас принимаем на региональном уровне, имеют очень большое значение. Когда была мобилизация, не очень было понятно, что делать с работниками: сохранять их рабочие места или не сохранять. В итоге было принято абсолютно верное решение – сохранить места и помогать адресно семьям.
Мы видим, как наши волонтеры, наши граждане плетут маскировочные сети, собирают всевозможные гуманитарные грузы, пакеты абсолютно разной направленности. Это говорит о чем? О том, что люди не относятся к этому безразлично и вовлечены в эту историю, она касается каждого. Вопрос встал в предприятиях. Есть обязательные требования, обязательные нормы, которые предусмотрены законодательством, предприятия их исполняют, а мы следим за тем, чтобы все эти социальные гарантии исполнялись. Но у нас огромное количество работодателей, которые, чувствуя свою ответственность и сопереживая всей этой ситуации, принимают решения, которые далеко выходят за рамки государственного регулирования. Они абсолютно добровольно берут на себя дополнительные обязательства по поддержке участников СВО, их семей, детей. У крупных предприятий больше возможностей, у мелких предприятий меньше возможностей. Практически все этим пользуются. Ушел человек на СВО, его детям оплачивают детский садик, трудоустраивают или берут на работу родственников, продолжают выплачивать заработную плату, несмотря на то, что работник получает денежное довольствие в Министерстве обороны, сохраняют за ним место.
– Это вы говорите про положительные примеры. А есть те, кто отказывается это делать?
– То есть это не принуждение?
– Абсолютно. Во-первых, можно простимулировать их добровольное решение оказания такой поддержки. Во-вторых, посмотреть на те меры, которые объективно важны, нужны и полезны. У нас есть такой инструмент, как региональная трехсторонняя комиссия и региональное трехстороннее соглашение, в которое входят представители работодателей, работников и правительства Воронежской области. Мы предложим лучшие практики, а работодатели обсудят их между собой, чтобы принять решение, какие обязательства они готовы на себя взять. Все понимают важность этого направления и сходятся на том, что некоторые вещи, конечно, нужно добавить в текст трехстороннего соглашения и сделать обязательными для всех.
– Когда я узнала про это поручение губернатора, у меня сразу возник вопрос. Как соблюсти баланс – помочь и самому не пойти ко дну. Ведь многие предприятия пострадали от последствий санкций.
– Совершенно верно. Этот баланс нами будет выдержан, во вред предприятий никакие решения приниматься не будут. Речь идет о мерах поддержки необходимых, но посильных для бизнеса. Мы однозначно найдем золотую середину. Просто есть работодатели, которые воспринимают социальные меры поддержки как дополнительные издержки. А те работодатели, которые смотрят на несколько шагов вперед, принимают на себя социальные обязательства, поддерживают своих работников, они формируют имидж как ответственного и хорошего. Если работодатель многие годы вел хорошую социальную политику, то он будет иметь огромное конкурентное преимущество в отношении своих же коллег, которые этому внимания не уделяли. В итоге предприятие будет иметь лучшие кадры, лучшие умы, лучших специалистов. В перспективе повысится производительность труда, появятся новые проекты и передовые идеи.
– В общем, это инвестиция, которая точно окупится.
– 100% окупится. Грамотные владельцы и управляющие бизнеса это понимают, в это вкладываются.
– В конце предлагаю немного поговорить о будущем. Сейчас много говорят об искусственном интеллекте и профессиях, которые могут исчезнуть за ненадобностью. Даже про журналистов говорили, что есть, мол, чат GPT, он будет писать заметки, посты, и, в принципе, журналистская работа будет не нужна. По вашему мнению, какие профессии может заменить искусственный интеллект?
– Когда вы этот вопрос начали задавать, я как раз у вас хотел спросить: как вы считаете, работу журналиста смогут заменить?
– Когда-нибудь, возможно.
– Совершенно верно, в какой-то части.
– Условно, вот так интервью взять – вряд ли, например.
– Ну почему? Вполне возможно, есть средство, которое потом это интервью сможет перевести в готовый текст. Искусственный интеллект сможет провести и анализ этого текста, и структурирование, и выдать готовую статью. Конечно, эти инструменты еще несовершенны. В принципе, в будущем – да. Вы правильно ответили, на сегодняшний день – точно нет. Мы понимаем, что искусственный интеллект на данный момент полностью заменить какую-либо профессию не может. Но в то же время мы все следим за новостями, мы смотрим, как развивается техника и программное обеспечение. Мы понимаем, что оно развивается очень стремительно, и те инструменты, которые мы имеем сейчас, еще 5-10 лет назад для нас казались какими-то невозможными, фантастическими.
Поэтому сказать, что все профессии останутся, точно нельзя. Очень многие так или иначе претерпят изменения, какие-то, возможно, уйдут совсем. Я думаю, что человеческий фактор никуда не денется, человеческий мозг всё равно достаточно гибкий. Что такое искусственный интеллект? Это некий набор программ, он может быть самообучаемым, может применять какие-то алгоритмы, но при этом всё равно он работает с данными. Любая программа – это работа с данными. Естественно, мы понимаем, что на сегодняшний день искусственный интеллект надо внедрять и в производство, и в государственное управление, и использовать эти элементы, потому что я с трудом сейчас представляю работу любого госоргана без программного обеспечения и тех программ, которые анализируют данные, считают и выводят прогнозы. Это данность нашего времени. Если мы сейчас уберем все наши компьютеры, то нас «парализует», потому что работать с таким объемом и массивом данных вручную очень сложно.
Искусственный интеллект зайдет в абсолютно разные сферы. Пока мы понимаем, что это по большей части будет работа с обработкой, анализом и структурированием данных. А что будет дальше – посмотрим. Я могу сказать одно: в любом случае рынок труда будет подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру и технологии. Очень много сейчас производств, в которых автоматизация на высочайшем уровне, а мы в свое время очень этого боялись. Если какую-то сферу деятельности заменит робот или искусственный интеллект, человек всегда пригодится в чем-то другом, он будет всегда востребован, комфортно себя чувствовать, по крайней мере, мне бы хотелось в это верить. Я думаю, что с большой долей вероятности по прогнозам сбудется то, что мы многие профессии увидим в видоизменном виде.
– Но не потеряем?
– Я надеюсь, что не потеряем. Но нельзя исключать тот факт, что что-то вымрет как рудимент.
– Например, что это может быть?
– Вы, кстати, упомянули человеческий фактор в искусственном интеллекте. У меня прошла параллель с высококвалифицированными кадрами. Даже если ИИ заменит какие-то специальности, то настоящего профессионала своего дела – нет.
– Это абсолютно верное замечание. Для того чтобы специалист на рынке себя чувствовал уверенно, необходимо: а) очень ответственно и качественно делать свою работу; б) развиваться и становиться профессионалом своего дела. В таком случае никакие искусственные интеллекты и катаклизмы на рынке труда вам будут нестрашны. Высококвалифицированный специалист всегда найдет свое место.
Руководство по изучению дисциплины
Тема 1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические модели.
Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность
Тема 3. Основные макроэкономические показатели
Тема 4. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Тема 5. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Модель равновесия «доходы–расходы»
Тема 6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица
Тема 7. Бюджетно-налоговая политика государства
Тема 8. Деньги, денежное обращение. Кредитная система государства.
Тема 9. Денежный рынок: спрос и предложение. Равновесие на денежном рынке
Тема 10. Кредитно-денежная политика государства
Тема 11. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках
Тема 12. Экономический рост.
Понятия макроэкономического равновесия. Виды равновесия.
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, глава 1, стр. 14–21.
В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:
Макроэкономика – раздел экономической науки, выявляющий закономерности функционирования хозяйства как единого целого, изучающий общенациональные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В макроэкономике оперируют агрегированными величинами (совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, безработицы и т.п.).
Основные макроэкономические проблемы:
Стабильный рост национального производства. Основной критерий результативности экономики – объем производства. От него зависит уровень благосостояния граждан.
Стабильный уровень цен. Стабильные конкурентные цены устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения. Минимизация уровня инфляции.
Высокий уровень занятости ресурсов. Противоречивость этой цели и цели минимизации уровня инфляции.
Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Чем больше страна производит конкурентоспособной продукции, тем больше экспортирует, тем стабильнее курс национальной валюты.
В макроэкономике для анализа процессов и явлений, их прогнозирования используется логическое и формально-математическое моделирование.
Макроэкономические модели – формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических процессов и явлений с целью установления между ними функциональных взаимосвязей. Любая модель – абстрактное упрощение реальности, поэтому не может быть всеохватывающей.
В моделях используются различные экономические переменные. Одна их классификация – экзогенные и эндогенные.
(внешние) переменные – вводятся извне, это исходная информация, они задаются до начала построения модели.
(внутренние) переменные – формируются внутри модели, являются результатом ее решения, определяются в ходе расчетов по модели:
Другая классификация экономических переменных связана со способом их измерения во времени.
характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату, они могут быть измерены в определенный момент времени.
характеризуют «течение» экономических процессов во времени, измеряются в единицу времени.
характеризуются тем, что общий запас экономических ресурсов задан и фиксирован. Это полезно, например, для анализа эффективности их распределения.
предполагают учет следующих проблем:
проблема вовлечения ресурсов;
проблема внедрения достижений НТП;
проблема альтернативности издержек.
– цены на некоторые товары не являются гибкими и не приспосабливаются к изменениям спроса.
– в них цены гибкие и реагируют на изменения спроса и предложения.
– промежуточные между кратко- и долгосрочными.
описывают ситуацию, когда при неизменности внешних условий и параметров ни у одного из участников хозяйственного процесса нет стимула менять свое экономическое поведение. Имеет место совпадение планов экономических объектов и их реализации.
описывают ситуацию, когда ряд процессов усложняется:
сделки осуществляются и по неравновесным ценам, до того, как найдены равновесные;
существует момент неопределенности, от которого каждый агент стремится себя застраховать.
Равновесные и неравновесные модели сосуществуют и переплетаются.
часть агентов не может реализовать своих планов;
возможность длительного несовпадения уровня эффективного спроса с уровнем экономической активности, соответствующей полной занятости.
– предполагается участие национальной экономики в международной торговле, учитываются основные макроэкономические переменные, измеряющие взаимодействие между странами.
– модели, абстрагирующиеся от участия национальной экономики в международных экономических отношениях.
является одним из ключевых понятий экономической теории. Его можно определить как соответствие спроса и предложения при заданных параметрах экономической конъюнктуры.
При анализе равновесия определяются равновесные цены и количества на некотором рынке при условии, что его воздействие на другие рынки отсутствует. При анализе общего равновесия изучается равновесие на рынке товаров и услуг, финансовом и ресурсном рынках, т.е. макроэкономическое равновесие на всех рынках одновременно.
Макроэкономика – эклектическая наука, так как ни одна из существующих экономических теорий не описывает всесторонне, исчерпывающе происходящие процессы и явления. Поэтому существует необходимость изучения различных подходов к исследованию макроэкономики и различных инструментов экономической политике.
направление: основа – принцип невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм сам устанавливает равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.
а) Монетаризм: деньги – решающая пружина рыночной экономики; роль государства ограничивается поддержанием постоянных темпов роста денежной массы.
б) Экономика предложения: ориентация в государственной политике на предложение факторов производства через основной стимул – снижение налогов и предоставление льгот фирмам.
в) Теория рациональных ожиданий: хозяйственные агенты сами, без вмешательства государства, рационально улавливают перспективы на будущее и регулируют свои действия в принятии экономических решений, основываясь на всей имеющейся информации.
: основа – эффективный спрос, который регулируется с помощью активной государственной кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. Неокейнсианство – управление ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровня зарплаты и цен.
: объектом исследования являются институты (корпорации, государства, профсоюзы). Экономика – система экономических и неэкономических отношений, складывающихся между ними.
Модель круговых потоков – наиболее известная теоретическая модель, описывающая поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы, государства, домохозяйство, сбалансированный потоком денежных платежей, совершаемых при этом обмене.
Ограничивающие условия такой модели:
показывает общие принципы, но не рассматривает процессы внутри секторов;
предполагает, что величины потоков доходов и расходов являются постоянными;
не затрагивает проблемы цен;
не учитывает проблемы экологии, то есть истощение человеческих и материальных ресурсов.
участие трех экономических субъектов: домохозяйства, фирмы и государство;
взаимодействие трех видов рынков: рынок ресурсов, рынок товаров и услуг, финансовый рынок;
открытость модели: участвует внешний мир.
Основной вывод из модели круговых потоков: реальные и денежные потоки беспрепятственно осуществляются при условии равенства совокупных расходов домохозяйств, фирм, государства и внешнего мира и совокупного объема производства.
Необходимость и возможность государственного регулирования экономики. Модели государственного вмешательства в экономику.
Основные направления государственного регулирования.
Средства и методы государственного регулирования экономики.
Эффективность и границы государственного вмешательства в экономику.
1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 1, 2.
государственное регулирование экономики;
внешние (побочные) эффекты;
государственные закупки товаров и услуг;
текущее регулирование экономики;
При рассмотрении уясните, что государственное регулирование экономики – объективно обусловленная необходимость. Обратите внимание на то, что рыночной экономике присущ ряд недостатков. В условиях, когда рыночный механизм не в состоянии решить жизненно важные для экономики проблемы, эти функции берет на себя государство.
Обратите внимание, что необходимость государственного регулирования обусловлена и усилением межгосударственной интеграции на основе разделения труда.
Рассмотрите две основные модели государственного регулирования:
реактивную, позволяющую реагировать на «осечки» рынка и его изменения;
проактивную, направленную на предупреждения возможных сбоев в рыночной экономике.
При рассмотрении особое внимание уделяется государственному регулированию экономики.
Уясните, что осударственное регулирование экономики – это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Оно направлено на:
Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма.
Обеспечение устойчивых темпов роста.
Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции.
Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса.
Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, а также отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.
Создание общественных благ – другое важное направление государственного регулирования экономики. Однако государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.
Проведение антимонопольной политики направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции, может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство использует антимонопольное законодательство.
Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство.
Создание инфраструктуры экономики – еще одно направление государственного регулирования экономики. Обратите внимание, что выделяют несколько видов инфраструктуры:
производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);
институциональная (государственный аппарат управления);
социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);
информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).
В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства – . Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, другой стороны, как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.
– это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики.
Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия.
Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.
Налоговое перераспределение доходов – это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей.
Еще одна функция государства – , направленная на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики.
К мерам государственного регулирования экономики относится также Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг.
Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и . Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит политику либо либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.
Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики.
– важная функция государства в социальной рыночной экономике.
необходимо четко уяснить средства государственного регулирования экономики. Различают прямые и косвенные методы государственного регулирования:
Рассмотрите, какие конкретные методы относятся к прямым и какие – к косвенным. Обдумайте, в каких случаях целесообразно применять прямые методы, а когда предпочтительнее – косвенные.
Особого внимания заслуживают инструменты государственного регулирования:
политика регулирования доходов;
программирование, прогнозирование, планирование.
Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.
включают кредитно-денежные, налоговые и бюджетные методы.
– это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.
– это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др.
При изучении весьма важно разобраться в проблеме пределов государственного вмешательства в экономику и эффективности подобного рода вмешательств.
Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.
Основные макроэкономические показатели.
Методы расчета ВВП.
Показатели общего уровня цен.
С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, Глава
Макроэкономические показатели позволяют представить и оценить развитие экономики, отразить эффективность принимаемых решений на макроуровне.
Под понимается теоретически обоснованная формула для измерения и оценки результатов экономической деятельности.
К основным макроэкономическим показателям относятся индикаторы:
Показателей национального объема производства довольно много, но комплексным является валовой национальный доход (ВНД), или валовой национальный продукт (ВНП) – в старой терминологии.
ВНД – это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции, произведенной в экономике за определенный период времени (обычно за год).
Основные характеристики ВНД:
а) это показатель, отражающий рыночную стоимость произведенных товаров и услуг;
б) отражает производство, т.е. учитываются лишь произведенные в данный период времени товары и услуги;
в) исключает , ибоучитывает только продукцию и не включает промежуточные продукты;
г) не включает сделки (государственные и частные трансфертные платежи, сделки с ценными бумагами).
Наряду с ВНД используется такой макроэкономический показатель как валовой внутренний продукт (ВВП). Он является более предпочтительным при международных сопоставлениях уровней развития экономики развитых стран, определении производительности труда (ВВП на один час отобранного рабочего времени), измерении благосостояния нации (ВВП на душу населения).
ВВП – это совокупная рыночная стоимость конечной продукции, произведенной за определенный период времени (как правило, за год) на территории страны.
а) по методу потока расходов (метод конечного использования),
б) по методу потока доходов (распределительный метод),
в) по добавленной стоимости (производственный метод).
ВВП, определяемый по методу конечного использования, – это сумма расходов на конечное потребление домохозяйств, бюджетной сферы, валового накопления и сальдо экспортно-импортных операций или: ВВП=П+И+Гз+ЧЭ
П (С) – расходы домохозяйств на потребление (исключая покупку жилья).
И (I) – расходы фирм на приобретение нового оборудования, производственных зданий, расходы на жилищное строительство, на возмещение выбываемого оборудования, на запасы (рост запасов отражается со знаком «+», а уменьшение – со знаком «-»). Это инвестиции, включающие чистые инвестиции.
Гз (G) – государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание дорог, школ, армии, госаппарата и т.д.), но не включающие трансфертные платежи.
ЧЭ (NЕ) – чистый экспорт: экспорт – (минус) импорт.
В ВВП, измеряемый по методу потока доходов, включаются все виды доходов собственников факторов производства: заработная плата, премии, доходы индивидуальных предпринимателей, рентные доходы, прибыль предприятий, дивиденды, нераспределенная прибыль, процент за предоставление денег в заем.
К доходам следует прибавить амортизационные отчисления и косвенные налоги (ибо они не являются доходами) и тогда величина ВВП по расходам равна величине ВВП по доходам.
ВВП, определяемый , – это разность между валовым выпуском товаров в стране и промежуточным потреблением или это сумма добавленных стоимостей во всех отраслях экономики. При подсчете ВВП по данному методу суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.
стоимость – это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и суммой, уплаченной другим фирмам за сырье, материалы и т.п. (промежуточную продукцию).
Другие показатели можно представить следующей схемой:
В 70-е годы американскими экономистами был предложен макропоказатель, который не привязан к системе национального счетоводства, – чистое экономическое благосостояние (NEW). Это многофакторный показатель, отражающий такие операции, которые не включены в ВВП, но увеличивают (или уменьшают) благосостояние нации. К ним относятся: нерыночные операции (производство продуктов в домохозяйствах для собственного потребления), теневая экономика, свободное время, состояние окружающей среды, урбанизация и т.п.
Поскольку цены непрерывно меняются под воздействием многих факторов, необходимо отражать подобное изменение. Уровень изменения цен определяется с помощью индекса цен.
Применяются два вида индексов: индекс Пааше и индекс Ласпейреса.
оценивает изменение общего уровня цен в составе национального продукта по уровню весов текущего периода времени:
где Iр – индекс Пааше;
рi,0 и рi,1 – цена единицы i-го продукта в базисном и в текущем периоде;
qi,1 – количество единицы i-го продукта в текущем периоде;
n – общее число цен и соответствующих продуктов.
используется для оценки изменения общего уровня цен по уровню весов базового периода времени:
где Il – индекс Ласпейреса;
рi,t – цена единицы продукции в текущем году;
рi,0 – цена единицы продукции в базисном году;
qi,0 – количество единиц продукции в базисном году.
индекс потребительских цен (рассчитывается на основе потребительской корзины);
индекс цен промышленного назначения (показывает направление изменения цен производственных товаров в момент их первичной продажи в торговую сеть);
– это индекс цен, в котором корзина конечной продукции охватывает все товары, включенные в ВВП:
рассчитывается в ценах текущего года.
– в сопоставимых ценах, т.е. отражает объем производства без инфляционной составляющей.
Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение и факторы, воздействующие на него. Разные подходы к исследованию предложения в макроэкономике.
Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Равновесный и потенциальный ВНП. Изменения совокупного спроса и совокупного предложения и их последствия.
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, глава 4, стр.
промежуточные отрезки кривой совокупного предложения;
неценовые факторы совокупного предложения;
классическая экономическая теория;
кейнсианская экономическая теория.